Введение 3
1. Теоретические и методические основы разработки стратегии развития
предприятия 5
1.1 Содержание основных понятий разработки стратегии развития
предприятия 5
1.2 Методы разработки стратегии развития предприятия 17
1.3 Методы оценки эффективности разработки стратегии развития
предприятия 23
2. Анализ действующей практики разработки стратегии развития
предприятия ООО «Чепецк Инфо» 33
2.1 Анализ развития деятельности в рекламной и полиграфической сфере
и общая характеристика организации 33
2.2 Анализ системы управления и организации разработки стратегии
развития предприятия 41
2.3 Исследование проблем организации разработки стратегии
развития 46
3. Совершенствование разработки стратегии развития предприятия ООО
«Чепецк Инфо» 53
3.1 Анализ конкурентных преимуществ ООО «Чепецк Инфо» 53
3.2 Разработка предложений по совершенствованию стратегии развития
предприятия 59
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий по
совершенствованию конкурентных преимуществ 65
Заключение 70
Список использованных источников 72
Приложения
На сегодняшний день стратегия развития предприятия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности, производимой им продукции и оказываемых услуг. Особенностью совершенствования стратегий развития предприятия является то, что каждое предприятие уникально в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален. Он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.
В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического управления.
Ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса, непредсказуемость некоторых факторов внешней среды (экономических, политических и др.) - вот далеко не полный перечень причин, приведших к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Актуальность исследования связана с тем, что, в связи с огромной конкуренцией на рынке необходим совершенно новый подход к решению этих проблем и поэтому возникла необходимость разработать стратегию развития предприятия.
Современная рыночная ситуация изменяется невероятно быстро и происходящие изменения вынуждают руководителей компаний к разработке гибких, легко адаптируемых к условиям рынка стратегий развития.
Каждая компания разрабатывает собственный план достижения целей. В основу разработки маркетинговой стратегии ложится анализ перспектив развития организации при определенных предположениях об изменении внешней среды, в которой она функционирует. Важнейшим элементом этого анализа является определение позиций организации в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции.
Цель исследования - совершенствование стратегии развития предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические и методические основы разработки стратегии развития предприятия
- Провести анализ действующей практики разработки стратегии развития предприятия ООО «Чепецк Инфо»
- Дать рекомендации по совершенствованию разработки стратегии развития предприятия ООО «Чепецк Инфо».
Объект исследования - общество с ограниченной ответственностью «Чепецк Инфо», занимающееся издательской деятельностью, приемом и размещением рекламы от юридических и физических лиц.
Предмет исследования - отношения в процессе формирования и реализации стратегии развития предприятия.
Методы исследования. В данной работе были использованы следующие методы: методы разработки стратегии развития предприятия, методы оценки эффективности разработки стратегии развития предприятия, монографический метод исследования, абстрактно-логический метод.
В ходе данной работы были изучены теоретические и методические основы разработки стратегии развития предприятия, разобраны четыре основных типа стратегий, применяемых на практике.
Исследуемым предприятием являлось ООО «Чепецк Инфо», был проведен анализ развития его деятельности в рекламной и полиграфической сфере, а также рассмотрены рекомендации по совершенствованию разработки стратегии развития данного предприятия.
В заключении можно сделать вывод о том, что цель исследования - совершенствование разработки стратегии развития, поставленные в процессе анализа, реализованы, т.е. разработаны рекомендации для развития ООО "Чепецк Инфо", основной деятельностью которого является размещение рекламы клиентов.
На начальном этапе разработки стратегии развития были определены проблемы организации: неквалифицированные кадры, сегментация потребителей и продвижение услуг. Следующим этапом проанализирована внутренняя и внешняя среда предприятия с помощью SWOT - матрицы, позволяющей выявить возможные направления развития организации, и анализа функциональных областей.
Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что ООО «Чепецк Инфо» находится в хорошем состоянии, даже несмотря на то, что предприятие наталкивается на сопротивление конкурентов, выражающееся главным образом в снижении цен на производимый товар. Поэтому цены не обеспечивают необходимой основы для прогнозирования доходов от продаж, и при планировании политики в области сбыта, необходимо учитывать характер конкуренции и ее формы.
Тщательное ознакомление с теоретической основой менеджмента в первой части дает возможность точно проанализировать деятельность ООО «Чепецк Инфо» и разработать план повышения конкурентоспособности для более эффективного дальнейшего развития предприятия.
В результате проведенного SWOT анализа было предложено изменение ценовой политики, за счет которого предприятие сможет повысить финансовые результаты, улучшить благосостояние персонала и повысить социальную ответственность с минимальными затратами.
В качестве мероприятия, способствующего разнообразию способов размещения рекламы ООО "Чепецк Инфо", рекомендуется использовать современные средства размещения наружной рекламы, для привлечения большей аудитории потребителей. Поэтому предприятию необходимо идти в ногу со временем, отслеживать изменения, происходящие на рекламном рынке и реально оценивать действия конкурентов, чтобы не потерять свою долю рынка.
Проведя оценку экономической эффективности ООО "Чепецк Инфо", можно сделать вывод, что после проведения данных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятие будет работать результативнее, что приведет к увеличению финансовых результатов и устойчивости экономического положения.
Оценка эффективности дипломной работы показывает, что разработанные предложения обеспечат не только прирост основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и повышает эффективность системы стратегического управления в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что возможности и необходимость реализации стратегии развития предопределена объективными предпосылками, а разработанные в ходе данной работы предложения способствуют достижению цели - повышению конкурентоспособности.
1. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. К характеристике субъекта стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 4. 12-15 с.
2. Алешина И.В, Маркетинг для менеджеров: Учебное пособие. - М.: ФАИР- ПРЕСС, 2003. 456 с.
3. Анализ альтернатив и выбор стратегии: стратегический менеджмент // Консультант директора. № 5. 2010.
4. Андрушков Б.М., Кузьмин О.Е. Основы менеджмента. Львов: «Мир»,
2001. 296с.
5. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Спб: Питер, 2009.
6. Астринский Д. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. 2010. 34-47 с.
7. Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Никифорова С.В. Международный маркетинг. СПб: Питер, 2001. 512 с. ил. (Серия «Учебники для вузов»).
8. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. М.: 2001. 29 с.
9. Бендиков М.А. Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 5. С.3 -17.
10. Бороноева Т. А. Современный рекламный менеджмент. Москва: Изд. «Аспект Пресс», 2002. 141с.
11. Валовая М.Д. Азы древнейшего ремесла или 13 бесед о рекламе и маркетинге. М.: НИВА XXI ВЕК, 2000. 145с.
12. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2015.
13. Виханский О.С. Стратегическое управление М.: Издательство МГУ, 2012.
14. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М.: Руспартнер Лтд, 2004. 231с.
15. Глумаков В.Н. Стратегический менеджмент: практикум : учебное пособие для студ. вузов. / В. Н. Глумаков, М. М. Максимцов, Вузовский учебник, 2008. с. 187.
16. Голубков Е.П. Маркетинг: Стратегии, планы. М.: Дело, 2003. 192с.
17. Гольман И. А., Добробаненко Н.С. Практика рекламы. Калининград
2002. 186с.
18. Джоан Магретта. Ключевые идеи. Майкл Портер. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. С. 272.
19. Джугенхаймер Д. У, Уайт Г.И. Основы рекламного дела. Самара: Корпорация «Федоров», 2000. 328с.
20. Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007.
21. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: Экономистъ, 2008.
22. Захаров В.Я. Стратегические аспекты экономического развития. Концепции стратегического управления. Нижний Новгород.: Лик, 2008.
23. Иванов Д.Е. Жизненные стадии и циклы. М.: Парта, 2009. 75 с.
24. Иванов И.В. Маркетинг: Учебно-методическое пособие по курсу. 2-е изд. Саров: СарФТИ, 2002. 57с.
25. Картер Гарри. Эффективная реклама. М.; «Бизнес-Информ» 2003. 256с.
26. Керимов В.Э., Роженец О.А. Анализ соотношения: затраты - объем
производства - прибыль // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. №4. с.
120-132.
27. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия// Менеджмент в России и за рубежом, №3, 2010. с.110
28. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. СПб, Питер Ком, 2002. 896с.
29. Котлер Ф. Основы маркетинга /Пер с англ. М.: Прогресс, 2003. 561с.
30. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и практика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 655 с.
31. Курский В.А. Подход к планированию эволюционного развития предприятия в конкурентной среде // Финансы и кредит. 2010. С.29-32.
32. Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Теория жизненных циклов организации и российская действительность. // Социс. 2010. 63-71 с.
33. Лавизина О.В. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система. // Социс. 2010. 37- 42 с.
34. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. СПб., “МиМ”,
2003. С. 145.
35. Локминов А. Н. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
36. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ, 2009.271 с.
37. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для Вузов. М., Юнити-дата, 2001.465с.
38. Маркова В. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 2003. 320 с.
39. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. Новосибирск, 2009.
40. Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг: Учеб. пос. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 142с.
41. Никитин Г.Г. Хозяйственная деятельность предприятий // ЭКО. 2011. №3. С.25-38
42. Остапенко В и др. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения // Экономист. 2010. №7.С.37-43.
43. Панкратов Ф. Г., Серёгина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2004. 244 с.
44. Парамонова Т.Д. Теоретические и методические аспекты диверсификации промышленных предприятий / Т.Д. Парамонова. Хабаровск, 2008. С. 23.
45. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: учебник для студ. вузов. / В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. 4-е изд.,стереотип. М.: КНОРУС, 2008. 496 с.
46. Пименова А.Л., Нагуманова Р.В. Актуальные аспекты теории эффективности в контексте жизненных циклов предприятий // Проблемы современной экономики. 2011, № 3
47. Полипенко Н.Н, Татарский Е.Л. Основы маркетинга: Учебно-методическое пособие. М.: Издательско-книготорговый центр “Маркетинг”, 2002. С. 180.
48. Попов Е.В., Хмелькова Н.В. О жизненном цикле внутренней среды организации. // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. №1. 63-59 с.
49. Пригожин А.И. М: МЦФЭР, 2008. 379 с. Методы развития
организаций.
50. Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности: учебное пособие. М.: РДЛ, 2001. 208с.
51. Ромат Е. Реклама в системе маркетинга. Харьков, «Филиум» 2001. 203с.
52. Ромат Е.В. Реклама. 4-е издание. Учебник для вузов. М.: «Питер», 2001. 223с.
53. Рябова Т.Ф. Социально - экономические проблемы предприятий // Пищевая промышленность. 2009. с. 20-21.
54. Саркисян О. Эффективное решение комплексной рекламной кампании // Реклама. 2000. 269с.
55. Серебряков С. Стратегия компании: строй, курс, политика. // Туризм. 2011. № 4. с.34-37.
56. Скирневский Д. Управление персоналом на промышленных предприятиях в кризисный период. Новосибирск, 2014.
57. Стратегический менеджмент: концепция управления фирмой в современных условиях России. Сборник научных трудов. Под ред. В.В. Титова, В.Д. Марковой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2009.
58. Стратегическое управление ресурсами предприятия. Под ред. Горшенина В.П. М. Лига-Пресс, 2008.
59. Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Маркетинг: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 352 с.
60. Томпсон А.А. мл., Стрикленд А.Дж. III Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2000. 256с.
61. Турусин Ю. Д., Ляпина С.Ю., Шаламова Н.Г. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. ИНФРА-М, 2008.
62. Уперов В.В. Реклама - ее сущность, значение, историческое развитие и психологические основы. // Гермес. Торговля и реклама. СПб., 2004. 231с.
63. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика: Пер с англ. СПб: «Питер», 2001. 157с.
64. Феофанов О. Реклама: новые технологии в России. СПб: «Питер», 2000. 384с.
65. Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха:
Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2000. 334с.
66. Хлусов В.П. Основы маркетинга М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
67. Хромов Л.Н. «Рекламная деятельность: искусство, теория, практика», Петрозаводск, «Филиум» 2004. 273с.
68. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. М., Финансы и статистика, 2002. 183с.
69. Шульц Д. Стратегические рекламные кампании. М.; Издательский дом «Довгань» 2001. 241 с.
70. Основные конкуренты рекламного рынка г. Киров URL:
http: //www. chepetsk-info. ru/965259785. html
71. Отчетность предприятия ООО «Чепецк Инфо» (2014-2015) URL: http: //www. chepetsk-info. ru/k65g48u6p. html
72. Размещение активов ООО «Чепецк Инфо» (2014-2015гг.) URL: http: //www.chepetsk-info .ru/h63 f46h911. html
73. Специализация деятельности ООО «Чепецк Инфо» (2013-2015) URL: http: //www. chepetsk-info. ru/u63f5q98el. html