Введение 3
ГЛАВА I. Психолого-педагогический потенциал класса творчества в развитии креативных способностей детей
1.1. Детское творчество как психолого-педагогическая проблема 10
1.2. Анализ формирования функциональной предметно-пространственной
среды дошкольных учреждений 47
Выводы по I главе 61
Глава II. Разработка дизайн-проекта интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста
2.1 Функциональное зонирование и цветовое решение современного
интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста 63
2.2 Организация и этапы работы над дизайн-проектом интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста 72
Выводы по II главе 75
Заключение 77
Литература 79
Приложения
В последние десятилетия увеличивается число детей, испытывающих в процессе школьного обучения различного рода трудности. В настоящее время, в условиях изменения не только во всей системе образования, но и во всем обществе, большое значение имеет формирование творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательных учреждений является развитие у детей способности к творчеству на основе знаний и учета его возрастных и индивидуальных способностей.[1]
Развивать личность художественно и эстетически, отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте - детстве. В этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко,Б.М.Неменский,В.А.Сухомлинский,Л.Н.Толстой,К.Д.Ушинск ий). [3]
Анализ психологической литературы показал, что способность к творчеству предполагает развитие творческого воображения. Под творческим воображением понимается это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Проблемой развития творческого воображения занимались Брушлинский А.В., Выготский Л.С. Дьяченко О.М., Леонтьев А.Н., Натадзе Р.Г., Никифоров О.И., Страхов И.В., Якобсон П.М. и др. В результате, проведенных ими исследований, были выявлены факторы и условия, влияющие на развитие творческого воображения.[1]
Сегодня родители делают большую ставку на интеллектуальное развитие ребенка, причем не важно, в каком возрасте. Мы частенько забываем о том, что ребенку помимо математики, чтения и письма нужны еще и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой, рисованием. Каждый ребенок - это отдельный мир со своими чувствами, эмоциями и впечатлениями. И чем ярче, богаче и интереснее его жизненные впечатления, тем необычнее его воображение, тем вероятнее его тяга в искусству в будущем.
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", - утверждал В.А.Сухомлинский.
Воображение и фантазия - важнейшая сторона жизни ребенка. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Основной пик развития воображения и фантазии идет в возрасте от 3 до 15 лет. И очень важно нам, родителям, не упустить возможность сделать жизнь нашего ребенка ярче, богаче и интереснее.
Особенно важна связь творчества с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, занятия творчеством развивает память, внимание, мелкую моторику, учат ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря ребёнка.
Кроме того, занятия творчеством совершенствуют воображение и пространственный интеллект. Ребёнок во время занятий начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие. Так же и отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. Художники по-своему воспринимают, преобразуют и выражают в своих произведениях реальность. Ребёнок, наблюдая это у себя, у своих друзей и на картинах известных художников, учится видеть бесконечное количество вариантов.
Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н. И. Сакулина, Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. С. Комарова и другие утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.[3]
Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, утверждению в нем чувства социальной значимости.
Все виды искусства, с которыми ребенок с проблемами соприкасается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска и внедрения эффективных средств, педагогических технологий, развивающих адекватные адаптивные возможности, обеспечивающие успешную адаптацию детей в новых социальных условиях, в том числе в условиях образовательного пространства школы.
Проблема развития детского творчества сегодня является одной из наиболее актуальных как в теоритическом, так и в практическом отношениях, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.
Объектом работы является процесс воздействия эргономичной предметно-пространственной среды класса творчества, на развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Предметом работы является формирование эргономичной предметно-развивающей среды интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста, создающего благоприятные условия для учебы и общения.
Целью исследования создание дизайн-проекта класса творчества для детей дошкольного возраста.
Гипотезой исследования принято предположение о том, что процесс формирования личности детей дошкольного возраста, способных к проявлению своего творческого потенциала в рамках возможен, если:
- будут создаваться в образовательных учреждениях классы, кабинеты, студии с целевым, тематическим оформлением;
- будет создаваться в этих классах эргономичная предметно-пространственная среда, отличительными признаками которой станут информативность, комфортность, функциональность и безопасность;
- будет создаваться в классе творчества для детей дошкольного возраста, предметно-пространственная среда, отличающаяся от других классов наличием природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчества.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
- изучить психологические особенности младшего школьного возраста;
- проанализировать научную литературу по теме работы;
- определить содержательные характеристики, понятия «эргономичная предметно-пространственная среда современной школы и рассмотреть требования к организации предметно-пространственной среды школы;
- опираясь на изученный теоретический материал, разработать Дизайн- проект интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста, для эргономичной, предметно-пространственной среды, отличающего от других классов наличием природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчества.
В соответствии с целью и гипотезой были определены методы:
- изучение литературы и первоисточников;
- анализ аналогов;
- эвристический метод;
- метод проектов
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении теоретических и историко-педагогических основ организации предметно-пространственной среды класса творчества для детей дошкольного возраста, способствующей развитию художественно-творческих способностей младших школьников в условиях современной школы.
Практическая значимость состоит в том, что собранный материал выпускной квалификационной работы, ее выводы и рекомендации могут быть использованы педагогами и дизайнерами при проектировании класса творчества для детей дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа на тему: Психолого¬
педагогические основы создания дизайн-проекта интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста, выполнена в полном объеме, с учетом требования к выпускным квалификационным работам.
Для достижения поставленной цели были решены следующих задачи:
- изучили психологические особенности младшего школьного возраста;
- проанализировали научную литературу по теме работы;
- определили содержательные характеристики, понятия «эргономичная предметно-пространственная среда современной школы и рассмотрели требования к организации предметно-пространственной среды школы.
Опираясь на изученный теоретический материал, разработали Дизайн- проект интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста, для эргономичной, предметно-пространственной среды, отличающего от других классов наличием природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчества.
Структура работы обусловлена целью и задачами выпускной
квалификационной работы и включает в себя введение, 2 главы, 4 параграфа, выводы по главам, заключение, литературу и графические приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, задачи, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе раскрывается сущность детского творчества как психолого-педагогической проблемы.
Во второй главе нами рассматриваются основные критерии функционального зонирования и цветового решения современного интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста.
Целью исследования создание дизайн-проекта класса творчества для детей дошкольного возраста.
Глава I. Теоретическое исследование, в которой изучили сущность, цели и задачи была раскрыта. Мы выявили все теоретические требования в эргономическом дизайне интерьера класса творчества.
Глава II. Практическая часть. Доказана актуальность темы и решены поставленные задачи. Создан дизайн проект по всем эргономическим требованиям для детей дошкольного возраста, а так же создана концепция по дизайнерскому решению интерьера класса творчества.
Разработанный проект: «Психолого-педагогические основы создания дизайн-проекта интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста.»
Концепция выработана на основе точного определения потребностей, пристрастий, прочих социально-культурных обстоятельств, пожеланий учреждения, для которой ведется разработка дизайн проекта.