Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики

Работа №5422

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы38стр.
Год сдачи2015
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
965
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы патриотического воспитания школьников средствами музейной педагогики……………………………………………......5
1.1 Анализ понятия «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………5
1.2 Особенности формирования патриотических чувств школьников………16
2. Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников………………………………………………………………………22
2.1. Роль музея как социокультурного института общества в патриотическом воспитании личности школьника………………………………………………22
2.2. Эффективные средства и формы музейной деятельности……………….28
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список литературы………………………………………………………………38




Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.
Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.
Школьный возраст наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Проблему патриотического воспитания школьников исследовали Л. В. Кокуева, Н. С. Крупская, А. С. Макаренко, Л. И. Мищенко, В. А. Сухомлинский, Г. Х. Полеева и др. Целостное педагогическое осмысление этой проблемы приводит к необходимости действенных путей ориентации школы на гуманистическую и практическую сущность воспитания. Сегодня патриотическое воспитание − это систематическая деятельность педагогов по формированию у школьников патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель − формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного вставать на защиту государственных интересов.
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утверждённой Правительством РФ, отражена в Федеральных государственных образовательных стандартах 2009 года, в «Концепции патриотического воспитании граждан Российской Федерации». Созданы и разработаны методические программы: «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьёва, «Мой родной дом» Э.П. Костика, Н.Н. Кочневой, поднимается вопрос патриотического воспитания в профессиональной литературе, в периодической печати.
Таким образом, актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения определила тему работы: «Патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики».
Объект исследования: патриотическое воспитание школьников.
Предмет исследования: воспитательные возможности музейной педагогики.
Цель: выявить методы и приемы музейной педагогики, используемые в процессе патриотического воспитания школьников.
Задачи:
1) обосновать задачи и принципы патриотизма, раскрыть смысл понятий и выявить основные характеристики патриотического воспитания;
2) изучить особенности формирования патриотического сознания школьников;
3) определить возможности музейной педагогики в качестве средства патриотического воспитания;
4) проиллюстрировать особенности процесса патриотического воспитания школьников на примере работы музея «Истории Пролетарского района города Тулы» МБО ДО «ДДТ» Пролетарского района города Тулы.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- изучение педагогического опыта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современная система образования характеризуется противоречивыми процессами, разрешение которых связано с воспитательной деятельностью педагогов. Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современной школы выступает патриотическое воспитание, которое определяется как воспитание у ребенка любви к своей Родине, родной природе и бережное к ним отношение.
Патриотизм − это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее − в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.
Патриотизм, как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству.
Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса, и специфику патриотического воспитания школьников в общеобразовательной школе:
- обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
- обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
- диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
- интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
- опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
- опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия;
- координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других.
В соответствии с поставленными целью и задачами в процессе курсового исследования нами была изучена сущностная характеристика патриотического воспитания, структура патриотизма, условия организации музейной деятельности в патриотическом воспитании школьников. Установлено, что система патриотического воспитания школьников состоит из следующих компонентов: целевого, потребностно-мотивационного, содержательного, технологического, результативного. Система патриотического воспитания учащихся обеспечивается разными технологиями, в том числе, средствами музейной педагогики.
Музейная педагогика по своим функциональным возможностям не только включает в себя создание и организацию деятельности в школьных музеях и музеях других образовательных учреждений, но и проведение краеведческой и исследовательской работы с учащимися и студентами, направленную на патриотическое воспитание и гражданское становление личности. В качестве важнейшего педагогического средства патриотического воспитания школьников рассматривается создание школьного музея самими школьниками под руководством педагогов. Школьник, погруженный в музейную среду, не просто получает от учителя необходимую информацию, а самостоятельно ее добывает, стимулируя свою познавательную деятельность, становясь активным творцом, субъектом социально значимой деятельности. Школьный музей определяет специфику методики, направленной на воспитание патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа.
Было рассмотрено влияние музейной педагогики на патриотическое воспитание школьников, для чего были изучены характеристика, структура, средства музейной педагогики. Выявлено, что использование средств музейной педагогики в образовательном процессе способствует более эффективному процессу патриотического воспитания учащихся, так как включают в себя краеведческие материалы и сведения об историческом, культурном развитии народов своей Родины, о памятниках культуры и природы родного края, о героических подвигах народа в военные периоды.
Были выявлены и обоснованы педагогические условия использования средств музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников. Ими являются:
- осуществление взаимосвязи учебно-воспитательной работы учителя и музееведческой деятельности школьного музея, направленной на патриотическое воспитание школьников, в разнообразных формах: проведение системы уроков, краеведческих экскурсий, внеклассных занятий в школьном музее;
- создание музейной среды, включающей школьный музей со всеми экспозициями и кружковые занятия на основе целостной программы, моделируемой с учетом этнокультурного компонента содержания начального образования. При этом учащиеся выступают как активные соучастники и субъекты совместной музееведческой деятельности с взрослыми;
- содержательное обогащение учебной и внеклассной деятельности учащихся школы краеведческой, этнокультурной и музееведческой информацией, ориентированной на формирование патриотических чувств, установок и патриотических качеств личности школьника.
Исследование проблемы патриотического воспитания школьников нуждается в дальнейшем изучении и представляется перспективным направлением в части разработки мониторинга влияния музейно-педагогической деятельности на процесс патриотического воспитания школьников.
«Родник», «родина», «родня» − слова одного корня «род» и это не случайно, это означает, что у нас один исток. Пусть чувство, вспыхнувшее рядом с родными местами, станет прологом любви к человеку и человечеству, любви к земле на которой жили наши предки и живем мы, к этому скромному, но дорогому сердцу уголку, название которому − Родина.



1. Агапова И.С. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И.С. Агапова. - М: Айрис-пресс. 2002. - 224 с.
2. Активные методы в работе школьного психолога. [Текст] Сб. научных ст. / ред. И. Дубровиной. - М. Педагогика. 2010. - 180 с.
3. Аркин Е.А. Родителям о воспитании [Текст] / Е.А. Аркин. - М.: Мысль. 1989. - 309 с.
4. Балакирев А. Д. Музей и историческое сознание [Текст] / А. Д. Балакирев.//Россия XXI век. - 2000. - №5 - С. 118.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. [Текст] / Б.М. Бид-Бад. - М. 2002. - 150 с.
6. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969—1978. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://enc-dic.com свободный - Загл. с экрана.
7. Верба А.И. Школьный исторический музей в системе учебно-воспитательной работы [Текст] / А.И. Верба, А.Е. Сейненский.//Воспитание школьников. - 1986. - № 2 - С. 56.
8. Воронович В.М. Управление учебно – воспитательным процессом, средствами музейной педагогики [Текст] / В.М. Воронович.//Музейная педагогика - 2007. - №12 - С. 2.
9. Вырщиков А.Н. Патриотизм на службе России [Текст] / А.Н. Вырщиков, М. Кусмарцев.//Воспитание школьников. - 2006. - №3 - С. 7.
10. Вырщиков А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников [Текст] / А.Н. Вырщиков. - М.: Глобус. 2007. - 89 с.
11. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения [Текст] / М.А. Горбова. - М.: Глобус. 2007. – 214 с.
12. Ипполитов Н.В. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. [Текст] / Н.В. Ипполитов. - Шадринск: ШГПИ. 2005. - 84 с.

13 Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru свободный - Загл. с экрана.
14. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. [Текст] / В.И. Лутовинов. - М. 2001. - 280 с.
15. Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/16). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://world-history.ucoz.ru› свободный – Загл. с экрана.
16. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2005- 2010 г [Текст] //Педагогика. - 2005. - № 4 - С. 26.
17. Патриотическое воспитание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dspace.bsu.edu.ru свободный - Загл. с экрана.
18. Педагогика школы [Текст] / ред. С.Е. Матушкина. - Челябинск.: ЧГПИ. 1974. - 205 с.
19. Солдатенков А.Д. Опыт изучения результативности патриотического воспитания школьников [Текст] / А.Д. Солдатенков.//Советская педагогика. - 1974. - № 10 - С. 52.
20. Суходолова Т.М. Организационно-педагогические основы взаимодействия школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании старшеклассников [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук. / Т.М. Суходолова. - Челябинск. 1975. - 27 с.
21. Сухомлинский В.А. О воспитании. [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Мысль. 1982. - 117 с.
22. Терентий М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. [Текст] / М.А. Терентий. - Кишинев: Штиница. 1978. - 36, 275 с.
23. ФГОС общего образования. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusla.ru свободный - Загл. с экрана.
24. Шоган В. В. Саморазвитие детского сознания [Текст] / В. В. Шоган.
- М. : «Педагогический поиск». 2001. – 60 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ