Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

Работа №54210

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2016
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
276
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Сущность и особенности нравственной культуры подростков 7
1.2. Психофизиологические особенности подросткового возраста 11
1.3. Методы и средства формирования нравственной культуры подростков 18
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 32
2.3. Описание этапов и хода проведения формирующего
эксперимента 41
Выводы по 2 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ

В современном обществе слишком часто стали говорить о сохранении традиционной культуры и повышения уровня нравственности личности, что обусловлено сформировавшимися условиями, повышением безнравственного поведения людей. В понятие нравственная культура в первую очередь входят подобные определения как: нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение.
Под нравственностью ученые понимает исторически появившуюся систему неписаных законов, основную ценностную форму общественного сознания, в которой находят свое отражение принятые в обществе оценки и нормативы человеческих поступков.
Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, можно сказать, что нравственность является определенной стороной объективных отношений людей к себе и к другим, положительной направленностью их поступков, и формой сознания. Основное проявление нравственной жизни человека - это чувство ответственности перед самим собой и перед окружающими.
Нравственными принято считать высшие чувства, которые испытывает человек, когда осознает, соответствуют или не соответствуют его поступки и поведенческие акты требованиям общественной морали. Нравственные чувства являются положительными, когда определённые ими действия соответствуют требованиям общества и получают с его стороны положительную оценку. К таким чувствам относят: доброжелательность; симпатию; дружбу; товарищество; коллективизм; чувство справедливости; чувство долга; дисциплинированность; патриотизм и др.
В подростковом периоде начинается формирование личности, сознательное становления своего «Я», посредством активной самостоятельной деятельности. Одним из основных новообразований подросткового возраста, можно назвать чувства взрослости и развитие самосознания. Когда подросток пытается занять определенное место в обществе. Данный возраст предоставляет идеальную возможность для приобщения подростков к нормам и ценностям, к эстетике и этике общества, в котором они живут.
Эта проблема всегда остаётся актуальной для общества, поскольку в современном мире интенсивно увеличивается рост преступности, особенно подростковой. Что можно объяснить несформированностью у них представления о нравственном поведении, о нравственных ценностях и моральных нормах общества.
Преодоление противоправного поведения подростков заключается в широком использовании системы взаимодополняющих друг друга профилактических мер правового, организационного, социально-экономического, психологического характера, среди которых особое место занимает культурно - досуговая деятельность.
Проблема формирования нравственной культуры детей подросткового возраста освещалась в трудах Д.Н. Денисовой, С.Б. Рябчиковой, С.А. Ефименковой, С.В. Титовой, А.Н. Малюковой, Б.Г. Ананьева, Г.И. Железовской, С.К Бондыревой, П.П. Блонского, И.А. Ильина, Б.Т. Лихачева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. Внедрение нравственного компонента в основное содержание образовательных дисциплин гуманитарного характера является одним из основных направлений современной педагогики. Нравственный аспект образования нашел отражение в работах И.В. Метлика, Б.А. Ахмешева, О.М. Шаца и других. Разработкой учебно-методических комплектов, учебных программ для изучения нравственной культуры в условиях современной школы занимались А.В. Бородина, И.В. Кошмина, Л.Л. Шевченко.
Цель данной работы заключается в выявлении содержания, методов и средств формирования нравственной культуры подростков.
Объектом исследования является процесс формирования нравственной культуры подростков.
Предмет исследования заключается в выявлении содержания, методов и средств формирования нравственной культуры подростков.
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу: формирование нравственной культуры подростков будет эффективным, если:
- подросток усвоит нравственность как личностное образование на эмоционально-чувственном уровне;
- в педагогической деятельности будут использоваться беседы, тренинги, классные часы для повышения нравственного воспитания школьников.
Достижение установленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1) охарактеризовать сущность и особенности формирования нравственной культуры подростков;
2) охарактеризовать психофизиологические особенности подросткового возраста;
3) выявить методы и средства формирования нравственной культуры подростков;
4) выявить результативность экспериментальной работы по формированию нравственной культуры подростков педагогическими средствами.
Теоретико-методологическую основу исследования составили, такие научные научные подходы, как: системный (Б.Г. Ананьев, В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский и др.), ценностный (Б.А. Ахмешев, Е.С. Ванина, А.Н. Малюков, О.В. Плотникова, и др.), культурологический (М.С. Каган, Н.Е. Щуркова и др.), аксиологический (Н.А. Асташова, В.А. Сластенин и др.); средовой (М.С. Каган, В.И. Слободчиков и др.); теория культуры (А.И. Арнольдов, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, А.С. Кармин и др.); теория ценностей (А.А. Гусейнов, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова и др.); концепции формирования культуры личности (Б.А. Ахмешев, С.В.Титова, Л.Л.Шевченко).
В работе использовались следующие методы:
- общетеоретические (анализ документов и литературных источников);
- общепедагогические (беседа, анкетирование, изучение результатов деятельности, эксперимент, тренинг, классный час).
Эмпирическая база исследования: выборку исследования педагогического эксперимента составили учащиеся 6 «А», 7 «А» и 8 «А» классов школы №2 Елабужского муниципального района Республики Татарстан, в количестве 60 испытуемых в возрасте от 13 до 16 лет.
Апробация результатов исследования проводилась на студенческой учебно-исследовательской конференции МЦИИ «Омега сайнс» 18 апреля 2016 года [30].
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что исследуемые данные могут быть использованы социологами, психологами и педагогами при дальнейшем изучении данной проблемы.
Практическая значимость заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений психологами и учителями, работающими с подростками.
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для современного российского общества актуальной является проблема формирования нравственной культуры личности подрастающего поколения. Решение данной проблемы является одной из наиболее важных задач средней школы, так как именно подростковый возраст особенно сенситивен к формированию нравственной культуры, нравственных ценностей и понятий.
В связи с этим цель данной работы заключается в выявлении методов и средств формирования нравственной культуры личности подростка. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) изучить психофизиологические особенности подросткового возраста;
2) определить методы и средства формирования нравственной культуры подростков;
3) определить результативность экспериментальной работы по формированию нравственной культуры подростков педагогическими средствами.
В теоретической части работы был проведен анализ научной психологической и педагогической литературы по вопросам нравственной культуры, ее формирования и ее особенностей.
Изучение нравственной культуры занимает лидирующие позиции в психолого-педагогической литературе.
Важно отметить, что подростковый период - это время активного формирования личности, преобразование личности, становление своего «Я».
Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность - это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой.
Под нравственной культурой понимается реализация человеком в своем поведении и деятельности своих нравственных принципов.
Используя различные формы и методы воспитания нравственной культуры подростка, в своей работе мы ориентировались на следующие направления:
-формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни, нравственном смысле отношений;
-организация нравственной среды (благоприятный психологический климат, нравственный облик педагога);
-организация нравственной деятельности самих детей, которая вовлекает их в реальные отношения между объектами.
Таким образом, работа в аспекте формирования нравственной культуры будет осуществляться успешно, если она проводится педагогом систематично и целенаправленно.
В эмпирической части было проведено исследование по выявлению уровня сформированности нравственной культуры подростков, а также организован и реализован формирующий эксперимент, направленный на положительную динамику формирования нравственной культуре.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что формирование нравственной культуры личности подростков будет успешно и результативно, если:
- подросток усвоит нравственность как личностное образование на эмоционально-чувственном уровне;
- в педагогической деятельности будут использоваться беседы, тренинги, классные часы для повышения нравственного развития школьников.
В связи с этим комплекс занятий с учащимися включал:
1) Классные часы на тему «Уроки доброты», «Нравственные ценности».
2) Внеклассные занятия в игровой форме.
3) Тренинговые занятия.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют об эффективности формирующего эксперимента, что дает основание предполагать, что систематически организуемые и проводимые внеклассные занятия в игровой форме, беседы, классные часы, тренинговые занятия на определенную тему способны благоприятным образом отразиться на показателях нравственной культуры учащихся.
Для подтверждения нашего предположения была проведена математическая статистика с помощью Т-критерия Стьюдента, с целью выявления различий в проведенных замерах «до» и «после» проведенной работы в экспериментальной и контрольной группах. Полученный показатель попал в зону значимости, значит, по полученным результатам анкетирования «до» и «после» выявились значимые различия.
Таким образом, поставленные цели, задачи выполнены, и выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Результаты этого исследования могут использоваться как в педагогической, так и психологической практике преподавания: при работе классного руководителя с подростками, особенно при повышении уровня нравственной культуры у учащихся.



1. Бабанский Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2014. - 479с.
2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.:
Просвещение, 2011. - 207с.
3. Волков, Б.С. Психология подростка: учебное пособие. - М.:
Академический Проект; Гаудеамус, 2005. - 208с.
4. Воловикова, М.И. Нравственность в современной России // Психологический журнал. - 2009. - № 4. - С. 95-97.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.4. - М.: Логос, 2014. -168с.
6. Гальперин П.Я. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: «Книжный дом», «Университет», 2012. - 332с.
7. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 212с.
8. Гринберг Л.Г. Сущность и специфика нравственной культуры. Вопросы нравственной культуры. - М.: Логос, 1981. - 59с.
9. Дементьева Н.Ф. Социальное самочувствие семьи. - М.: СОЦИС, 2008. - 108с.
10. Достоевский Ф.М. Подросток. - М.: Москва, 2007. - 457с.
11. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение, 2012. - 211с.
12. Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. - М.: Харьков, 2013. - 172с.
13. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. - СПб: МГУКИ, 2007. - 479с.
14. Журавлев А.Л. Социально-психологическое пространство самоопределяющегося субъекта: понимание, характеристики, виды. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 113с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2013. - 179с.
16. Зубра А.С. Культура личности как духовная ценность: пособие для педагогов, воспитателей, учителей, студентов. - М.: Прогресс, 2001. - 184с.
17. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов и родителей. - 2-е изд., испр. - М.: Питер, 2008. - 288с.
18. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания. - М.:
Просвещение, 2010. - 198с. Акатов, Л.И. Социальное самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход. - М., 2009. - 264с.
19. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 256с.
20. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / А.Ю. Коджаспиров.
- М.: Академия, 2003. - 448с.
21. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: «Просвещение», 2010.- 256с.
22. Лаптенок А.С. Нравственная культура личности: Условия формирования. - СПб.: Флинта, 2002. - 180с.
23. Латышина Д. И. История педагогики: история образования и пед. мысли. - М.: Гардарики, 2012. - 205с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 347с.
25. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. - М.:
Прогресс, 2013. - 685с.
26. Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций, 4-ое изд. - М.:
Издательский центр «Академия», 2014. - 607с.
27. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.:
Знание, 2010. - 244с.
28. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. - М.: Издательство «Сентябрь», 2009. - 96с.
29. Мудрик А. В. Основы социальной педагогики: учебник для студентов образовательных учреждений сред. проф. образования. - М.: ACADEMIA, 2006. - 205с.
30. Насибуллина Г.Р. Формирование нравственной культуры подростков // Инновационные технологии в науке нового времени. Сборник статей Международной научно-практической конференции (18 апреля 2016 года) - Пенза МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2016. - 175с.
31. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М.:
«Просвещение», 2011. - 180с.
32. Первин И.Б. Коллективная деятельность и ее воспитательные возможности. В сб.: Теоретические проблемы воспитательного коллектива.
- М.: Тарту, 2013. - 144с.
33. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для студентов ВУЗа. - М.: Прогресс, 2010. - 347с.
34. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.
- № 6. - С. 232-237.
35. Рахимова Г.Р. Подготовка родителей к нравственному воспитанию подростков в новых социально-экономических условиях // Молодой учёный. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. - № 5. - С. 183-188.
36. Реан А.А. Психология подростка. Учебник. - М.: ЕВРОЗНАК,2003. - 480с.
37. Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. - М.: Рига, 2011. - 40с.
38. Розин В.М. Подростковая культура: природа отклоняющегося поведения // Мир психологии. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. - Вып. 4. - С. 49-57.
39. Селевко Г.К. Социально - воспитательные технологии. - М.: Нар. Образование, 2002. - 176с.
40. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений, под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 410с.
41. Сластенин В.А. Общая педагогика. - М.: ВЛА - ДОС, 2002. - 256с.
42. Степанова Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: Творческий центр, 2002. - 258с.
43. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 228с.
44. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. - М.: Москва: художественная литература, 2005. - 336с.
45. Турковский В.И. Диагностика воспитанности школьников: хрестоматия исследовательских методик. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2001. - № 5. - С. 44-46.
46. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 2011. - 178с.
47. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 289с.
48. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Генезис, 2013. - 128с.
49. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств школьников. - М.: Гродно: ГрГУ, 2011. - 189с.
50. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 2013. - 139с.
51. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. - 2003. - № 4. - С. 24-29.
52. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том
первый. - М.: «Вольфа», 2005 [Электронный ресурс]. URL:
http://slovardalja.net/(дата обращения: 25.04.2016).
53. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно¬
нравственного развития и воспитанности личности гражданина России. - М.: Москва «Просвещение», 2009 [Электронный ресурс]. URL:
http://www.studfiles.ru/preview/1720324/(дата обращения: 25.04.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ