ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Сущность и особенности нравственной культуры подростков 7
1.2. Психофизиологические особенности подросткового возраста 11
1.3. Методы и средства формирования нравственной культуры подростков 18
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 32
2.3. Описание этапов и хода проведения формирующего
эксперимента 41
Выводы по 2 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Сущность и особенности нравственной культуры подростков 7
1.2. Психофизиологические особенности подросткового возраста 11
1.3. Методы и средства формирования нравственной культуры подростков 18
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 32
2.3. Описание этапов и хода проведения формирующего
эксперимента 41
Выводы по 2 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современном обществе слишком часто стали говорить о сохранении традиционной культуры и повышения уровня нравственности личности, что обусловлено сформировавшимися условиями, повышением безнравственного поведения людей. В понятие нравственная культура в первую очередь входят подобные определения как: нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение.
Под нравственностью ученые понимает исторически появившуюся систему неписаных законов, основную ценностную форму общественного сознания, в которой находят свое отражение принятые в обществе оценки и нормативы человеческих поступков.
Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, можно сказать, что нравственность является определенной стороной объективных отношений людей к себе и к другим, положительной направленностью их поступков, и формой сознания. Основное проявление нравственной жизни человека - это чувство ответственности перед самим собой и перед окружающими.
Нравственными принято считать высшие чувства, которые испытывает человек, когда осознает, соответствуют или не соответствуют его поступки и поведенческие акты требованиям общественной морали. Нравственные чувства являются положительными, когда определённые ими действия соответствуют требованиям общества и получают с его стороны положительную оценку. К таким чувствам относят: доброжелательность; симпатию; дружбу; товарищество; коллективизм; чувство справедливости; чувство долга; дисциплинированность; патриотизм и др.
В подростковом периоде начинается формирование личности, сознательное становления своего «Я», посредством активной самостоятельной деятельности. Одним из основных новообразований подросткового возраста, можно назвать чувства взрослости и развитие самосознания. Когда подросток пытается занять определенное место в обществе. Данный возраст предоставляет идеальную возможность для приобщения подростков к нормам и ценностям, к эстетике и этике общества, в котором они живут.
Эта проблема всегда остаётся актуальной для общества, поскольку в современном мире интенсивно увеличивается рост преступности, особенно подростковой. Что можно объяснить несформированностью у них представления о нравственном поведении, о нравственных ценностях и моральных нормах общества.
Преодоление противоправного поведения подростков заключается в широком использовании системы взаимодополняющих друг друга профилактических мер правового, организационного, социально-экономического, психологического характера, среди которых особое место занимает культурно - досуговая деятельность.
Проблема формирования нравственной культуры детей подросткового возраста освещалась в трудах Д.Н. Денисовой, С.Б. Рябчиковой, С.А. Ефименковой, С.В. Титовой, А.Н. Малюковой, Б.Г. Ананьева, Г.И. Железовской, С.К Бондыревой, П.П. Блонского, И.А. Ильина, Б.Т. Лихачева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. Внедрение нравственного компонента в основное содержание образовательных дисциплин гуманитарного характера является одним из основных направлений современной педагогики. Нравственный аспект образования нашел отражение в работах И.В. Метлика, Б.А. Ахмешева, О.М. Шаца и других. Разработкой учебно-методических комплектов, учебных программ для изучения нравственной культуры в условиях современной школы занимались А.В. Бородина, И.В. Кошмина, Л.Л. Шевченко.
Цель данной работы заключается в выявлении содержания, методов и средств формирования нравственной культуры подростков.
Объектом исследования является процесс формирования нравственной культуры подростков.
Предмет исследования заключается в выявлении содержания, методов и средств формирования нравственной культуры подростков.
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу: формирование нравственной культуры подростков будет эффективным, если:
- подросток усвоит нравственность как личностное образование на эмоционально-чувственном уровне;
- в педагогической деятельности будут использоваться беседы, тренинги, классные часы для повышения нравственного воспитания школьников.
Достижение установленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1) охарактеризовать сущность и особенности формирования нравственной культуры подростков;
2) охарактеризовать психофизиологические особенности подросткового возраста;
3) выявить методы и средства формирования нравственной культуры подростков;
4) выявить результативность экспериментальной работы по формированию нравственной культуры подростков педагогическими средствами.
Теоретико-методологическую основу исследования составили, такие научные научные подходы, как: системный (Б.Г. Ананьев, В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский и др.), ценностный (Б.А. Ахмешев, Е.С. Ванина, А.Н. Малюков, О.В. Плотникова, и др.), культурологический (М.С. Каган, Н.Е. Щуркова и др.), аксиологический (Н.А. Асташова, В.А. Сластенин и др.); средовой (М.С. Каган, В.И. Слободчиков и др.); теория культуры (А.И. Арнольдов, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, А.С. Кармин и др.); теория ценностей (А.А. Гусейнов, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова и др.); концепции формирования культуры личности (Б.А. Ахмешев, С.В.Титова, Л.Л.Шевченко).
В работе использовались следующие методы:
- общетеоретические (анализ документов и литературных источников);
- общепедагогические (беседа, анкетирование, изучение результатов деятельности, эксперимент, тренинг, классный час).
Эмпирическая база исследования: выборку исследования педагогического эксперимента составили учащиеся 6 «А», 7 «А» и 8 «А» классов школы №2 Елабужского муниципального района Республики Татарстан, в количестве 60 испытуемых в возрасте от 13 до 16 лет.
Апробация результатов исследования проводилась на студенческой учебно-исследовательской конференции МЦИИ «Омега сайнс» 18 апреля 2016 года [30].
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что исследуемые данные могут быть использованы социологами, психологами и педагогами при дальнейшем изучении данной проблемы.
Практическая значимость заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений психологами и учителями, работающими с подростками.
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Под нравственностью ученые понимает исторически появившуюся систему неписаных законов, основную ценностную форму общественного сознания, в которой находят свое отражение принятые в обществе оценки и нормативы человеческих поступков.
Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, можно сказать, что нравственность является определенной стороной объективных отношений людей к себе и к другим, положительной направленностью их поступков, и формой сознания. Основное проявление нравственной жизни человека - это чувство ответственности перед самим собой и перед окружающими.
Нравственными принято считать высшие чувства, которые испытывает человек, когда осознает, соответствуют или не соответствуют его поступки и поведенческие акты требованиям общественной морали. Нравственные чувства являются положительными, когда определённые ими действия соответствуют требованиям общества и получают с его стороны положительную оценку. К таким чувствам относят: доброжелательность; симпатию; дружбу; товарищество; коллективизм; чувство справедливости; чувство долга; дисциплинированность; патриотизм и др.
В подростковом периоде начинается формирование личности, сознательное становления своего «Я», посредством активной самостоятельной деятельности. Одним из основных новообразований подросткового возраста, можно назвать чувства взрослости и развитие самосознания. Когда подросток пытается занять определенное место в обществе. Данный возраст предоставляет идеальную возможность для приобщения подростков к нормам и ценностям, к эстетике и этике общества, в котором они живут.
Эта проблема всегда остаётся актуальной для общества, поскольку в современном мире интенсивно увеличивается рост преступности, особенно подростковой. Что можно объяснить несформированностью у них представления о нравственном поведении, о нравственных ценностях и моральных нормах общества.
Преодоление противоправного поведения подростков заключается в широком использовании системы взаимодополняющих друг друга профилактических мер правового, организационного, социально-экономического, психологического характера, среди которых особое место занимает культурно - досуговая деятельность.
Проблема формирования нравственной культуры детей подросткового возраста освещалась в трудах Д.Н. Денисовой, С.Б. Рябчиковой, С.А. Ефименковой, С.В. Титовой, А.Н. Малюковой, Б.Г. Ананьева, Г.И. Железовской, С.К Бондыревой, П.П. Блонского, И.А. Ильина, Б.Т. Лихачева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. Внедрение нравственного компонента в основное содержание образовательных дисциплин гуманитарного характера является одним из основных направлений современной педагогики. Нравственный аспект образования нашел отражение в работах И.В. Метлика, Б.А. Ахмешева, О.М. Шаца и других. Разработкой учебно-методических комплектов, учебных программ для изучения нравственной культуры в условиях современной школы занимались А.В. Бородина, И.В. Кошмина, Л.Л. Шевченко.
Цель данной работы заключается в выявлении содержания, методов и средств формирования нравственной культуры подростков.
Объектом исследования является процесс формирования нравственной культуры подростков.
Предмет исследования заключается в выявлении содержания, методов и средств формирования нравственной культуры подростков.
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу: формирование нравственной культуры подростков будет эффективным, если:
- подросток усвоит нравственность как личностное образование на эмоционально-чувственном уровне;
- в педагогической деятельности будут использоваться беседы, тренинги, классные часы для повышения нравственного воспитания школьников.
Достижение установленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1) охарактеризовать сущность и особенности формирования нравственной культуры подростков;
2) охарактеризовать психофизиологические особенности подросткового возраста;
3) выявить методы и средства формирования нравственной культуры подростков;
4) выявить результативность экспериментальной работы по формированию нравственной культуры подростков педагогическими средствами.
Теоретико-методологическую основу исследования составили, такие научные научные подходы, как: системный (Б.Г. Ананьев, В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский и др.), ценностный (Б.А. Ахмешев, Е.С. Ванина, А.Н. Малюков, О.В. Плотникова, и др.), культурологический (М.С. Каган, Н.Е. Щуркова и др.), аксиологический (Н.А. Асташова, В.А. Сластенин и др.); средовой (М.С. Каган, В.И. Слободчиков и др.); теория культуры (А.И. Арнольдов, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, А.С. Кармин и др.); теория ценностей (А.А. Гусейнов, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова и др.); концепции формирования культуры личности (Б.А. Ахмешев, С.В.Титова, Л.Л.Шевченко).
В работе использовались следующие методы:
- общетеоретические (анализ документов и литературных источников);
- общепедагогические (беседа, анкетирование, изучение результатов деятельности, эксперимент, тренинг, классный час).
Эмпирическая база исследования: выборку исследования педагогического эксперимента составили учащиеся 6 «А», 7 «А» и 8 «А» классов школы №2 Елабужского муниципального района Республики Татарстан, в количестве 60 испытуемых в возрасте от 13 до 16 лет.
Апробация результатов исследования проводилась на студенческой учебно-исследовательской конференции МЦИИ «Омега сайнс» 18 апреля 2016 года [30].
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что исследуемые данные могут быть использованы социологами, психологами и педагогами при дальнейшем изучении данной проблемы.
Практическая значимость заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений психологами и учителями, работающими с подростками.
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Для современного российского общества актуальной является проблема формирования нравственной культуры личности подрастающего поколения. Решение данной проблемы является одной из наиболее важных задач средней школы, так как именно подростковый возраст особенно сенситивен к формированию нравственной культуры, нравственных ценностей и понятий.
В связи с этим цель данной работы заключается в выявлении методов и средств формирования нравственной культуры личности подростка. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) изучить психофизиологические особенности подросткового возраста;
2) определить методы и средства формирования нравственной культуры подростков;
3) определить результативность экспериментальной работы по формированию нравственной культуры подростков педагогическими средствами.
В теоретической части работы был проведен анализ научной психологической и педагогической литературы по вопросам нравственной культуры, ее формирования и ее особенностей.
Изучение нравственной культуры занимает лидирующие позиции в психолого-педагогической литературе.
Важно отметить, что подростковый период - это время активного формирования личности, преобразование личности, становление своего «Я».
Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность - это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой.
Под нравственной культурой понимается реализация человеком в своем поведении и деятельности своих нравственных принципов.
Используя различные формы и методы воспитания нравственной культуры подростка, в своей работе мы ориентировались на следующие направления:
-формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни, нравственном смысле отношений;
-организация нравственной среды (благоприятный психологический климат, нравственный облик педагога);
-организация нравственной деятельности самих детей, которая вовлекает их в реальные отношения между объектами.
Таким образом, работа в аспекте формирования нравственной культуры будет осуществляться успешно, если она проводится педагогом систематично и целенаправленно.
В эмпирической части было проведено исследование по выявлению уровня сформированности нравственной культуры подростков, а также организован и реализован формирующий эксперимент, направленный на положительную динамику формирования нравственной культуре.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что формирование нравственной культуры личности подростков будет успешно и результативно, если:
- подросток усвоит нравственность как личностное образование на эмоционально-чувственном уровне;
- в педагогической деятельности будут использоваться беседы, тренинги, классные часы для повышения нравственного развития школьников.
В связи с этим комплекс занятий с учащимися включал:
1) Классные часы на тему «Уроки доброты», «Нравственные ценности».
2) Внеклассные занятия в игровой форме.
3) Тренинговые занятия.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют об эффективности формирующего эксперимента, что дает основание предполагать, что систематически организуемые и проводимые внеклассные занятия в игровой форме, беседы, классные часы, тренинговые занятия на определенную тему способны благоприятным образом отразиться на показателях нравственной культуры учащихся.
Для подтверждения нашего предположения была проведена математическая статистика с помощью Т-критерия Стьюдента, с целью выявления различий в проведенных замерах «до» и «после» проведенной работы в экспериментальной и контрольной группах. Полученный показатель попал в зону значимости, значит, по полученным результатам анкетирования «до» и «после» выявились значимые различия.
Таким образом, поставленные цели, задачи выполнены, и выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Результаты этого исследования могут использоваться как в педагогической, так и психологической практике преподавания: при работе классного руководителя с подростками, особенно при повышении уровня нравственной культуры у учащихся.
В связи с этим цель данной работы заключается в выявлении методов и средств формирования нравственной культуры личности подростка. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) изучить психофизиологические особенности подросткового возраста;
2) определить методы и средства формирования нравственной культуры подростков;
3) определить результативность экспериментальной работы по формированию нравственной культуры подростков педагогическими средствами.
В теоретической части работы был проведен анализ научной психологической и педагогической литературы по вопросам нравственной культуры, ее формирования и ее особенностей.
Изучение нравственной культуры занимает лидирующие позиции в психолого-педагогической литературе.
Важно отметить, что подростковый период - это время активного формирования личности, преобразование личности, становление своего «Я».
Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность - это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой.
Под нравственной культурой понимается реализация человеком в своем поведении и деятельности своих нравственных принципов.
Используя различные формы и методы воспитания нравственной культуры подростка, в своей работе мы ориентировались на следующие направления:
-формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни, нравственном смысле отношений;
-организация нравственной среды (благоприятный психологический климат, нравственный облик педагога);
-организация нравственной деятельности самих детей, которая вовлекает их в реальные отношения между объектами.
Таким образом, работа в аспекте формирования нравственной культуры будет осуществляться успешно, если она проводится педагогом систематично и целенаправленно.
В эмпирической части было проведено исследование по выявлению уровня сформированности нравственной культуры подростков, а также организован и реализован формирующий эксперимент, направленный на положительную динамику формирования нравственной культуре.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что формирование нравственной культуры личности подростков будет успешно и результативно, если:
- подросток усвоит нравственность как личностное образование на эмоционально-чувственном уровне;
- в педагогической деятельности будут использоваться беседы, тренинги, классные часы для повышения нравственного развития школьников.
В связи с этим комплекс занятий с учащимися включал:
1) Классные часы на тему «Уроки доброты», «Нравственные ценности».
2) Внеклассные занятия в игровой форме.
3) Тренинговые занятия.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют об эффективности формирующего эксперимента, что дает основание предполагать, что систематически организуемые и проводимые внеклассные занятия в игровой форме, беседы, классные часы, тренинговые занятия на определенную тему способны благоприятным образом отразиться на показателях нравственной культуры учащихся.
Для подтверждения нашего предположения была проведена математическая статистика с помощью Т-критерия Стьюдента, с целью выявления различий в проведенных замерах «до» и «после» проведенной работы в экспериментальной и контрольной группах. Полученный показатель попал в зону значимости, значит, по полученным результатам анкетирования «до» и «после» выявились значимые различия.
Таким образом, поставленные цели, задачи выполнены, и выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Результаты этого исследования могут использоваться как в педагогической, так и психологической практике преподавания: при работе классного руководителя с подростками, особенно при повышении уровня нравственной культуры у учащихся.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПО ОБРАБОТКЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФОТОИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ПО ОБРАБОТКЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ РОК - МУЗЫКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Фирменный стиль школы-студии красоты, как средство формирования
эстетической культуры подростков
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - Формирование нравственных качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019



