Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР III уровня в процессе коррекционной работы

Работа №54205

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
330
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I.Теоретический анализ источников по проблеме коммуникативной компетентности у детей с нарушением речи 7
1.1. Характеристика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 7
1.2. Формирование коммуникативной компетентности в онтогенезе 10
1.3. Особенности формирования коммуникативной компетентности у детей с нарушениями речи 17
Выводы по I главе 21
Глава II. Эмпирическое исследование коммуникативной компетентности у детей с ОНР III уровня 23
2.1. Организация и методы исследования коммуникативной компетентности у
детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 23
2.2. Результаты изучения коммуникативной компетентности у детей с ОНР III уровня 25
Выводы по II главе 31
Глава III. Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР III уровня 33
3.1. Разработка программы по формированию коммуникативной компетентности у детей с ОНР III уровня 33
3.2. Оценка эффективности коррекционной работы по формированию коммуникативной компетентности у детей с ОНР III уровня 38
Выводы по III главе 42
Заключение 44
Список использованной литературы 47
Приложение 53


Актуальность. Взаимодействие детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками имеет большое значение для их дальнейшей успешной социализации. От уровня развития коммуникативной компетенции будет зависеть успешность адаптации ребенка в обществе и реализация его способностей в жизни. М. Гриншпун, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская [37] отмечают, что низкий уровень сформированности коммуникации ребенка могут иметь отрицательные последствия в обучении и воспитании в дошкольных и школьных учреждениях. У детей, которые имеют нарушения в развитии речи, речевая активность снижена, и это затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности, также плохо влияет на овладение знаниями и на формирование поведения дошкольников.
Изучением формирования коммуникативных умений в дошкольном возрасте занимались такие ученые как А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин [30,48], в их основе ведущая концепция связана с деятельностью каждого ребенка. М.И. Лисина, A.B. Запорожец в своих трудах писали о тесной связи между коммуникативными навыками и психическим развитием детей дошкольного возраста. Т.Н. Волковская говорит о коммуникативной компетенции как сложном интегрированном образовании, допускающее наличие у ребенка ряда практических коммуникативных умений (проявление инициативы в разговоре, умение поддерживать тему беседы и др.) и определенных личностных качеств (активность, желание вступить в контакт, умение выстраивать отношения в коллективе и др.) [27].
Недостаточно изученными являются следующие вопросы: не раскрыто полное содержание о коммуникативной комптентности; технологии формирования коммуникативной компетентности детей с речевой патологией; соотношение понятия коммуникативной компетентности с понятиями из общей, дифференциальной и педагогической психологии.
Исследование уровня сформированности коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи и разработка методов коррекции является актуальной проблемой в теории и практике логопедии.
Цель исследования: исследование уровня коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР III уровня и разработка коррекционной программы по формированию коммуникативной компетентности.
Объект исследования: коммуникативная компетентность у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР III уровня будет успешным при реализации следующих условий: систематической и планомерной работы по развитию коммуникативной компетентности и контроля за прогрессом развития; усвоения социальной роли в игровой деятельности; совмещении игровой деятельности и обучения (создающая зону ближайшего развития).
Задачи исследования:
- изучить источники по проблеме коммуникативной компетентности у детей с нарушениями речи;
- провести эмпирическое исследование коммуникативной
компетентности у детей с ОНР III уровня;
- разработать программу формирования коммуникативной компетентности с речевыми нарушениями и провести оценку ее эффективности.
Методы, использованные нами в соответствии с целью и задачами исследования:
1. Анализ речевых карт.
2. Метод наблюдения.
3. Эмпирические методы:
- «Диагностика социально-коммуникативной компетентности» для детей 5-7 лет О.В. Дыбиной;
- тест «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф.
В процессе коррекционной работы опирались на методики Семенака С.И. «Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7» и Клюевой Н.В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность» [42,25].
Методологическая база исследования.
В основу исследования были положены следующие положения: периодизация общения М.И. Лисиной [34], теория игровой деятельности Д.Б. Эльконина [48], теория деятельности А.В. Запорожец [17,18]. В работах этих ученых отражен подход к пониманию коммуникативных умений и навыков дошкольников.
Е. И. Исенина [20,21], А.Н. Леонтьев [30,31], А. Н.Гвоздев [9,10,11] писали о том, что в процессе онтогенеза ребенок по-разному овладевает семантическим и фазическим планами речи. Внешняя речь развивается от слова к предложению, внутренняя, наоборот, от предложения к слову (Л.С.Выготский, А.Н.Гвоздев, Ж.Пиаже) [6,9,39].
Практическая значимость. Полученные результаты исследования и разработанные коррекционные занятия могут использовать специалисты ДОУ (логопеды, психологи, воспитатели), которые работают с контингентом детей, имеющих общее недоразвитие речи и другие нарушения в развитии, а также студенты для подготовки к семинарским занятиям.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были обсуждены на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского университета (2016 года): диплом I степени, доклад «Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР III уровня в процессе коррекционной работы»; нашли отражение в статье «Исследование коммуникативной компетентности у детей с ОНР III уровня” на Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении детей с отклонениями» 2016 года, г. Казань.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 58 источников, 5 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы по теме исследования показал, что коммуникативное развитие - важный элемент формирование личности старшего дошкольника. Речевые навыки ребенок осваивает в процессе общения, так как возникает потребность в коммуникации. В дошкольном возрасте у ребенка два направления общения, это общение с ровесниками, детьми и взрослыми. И через эти формы общения у ребенка развиваются высшие психические функции, эмоционально-личностная сфера и сознание. Благодаря общению ребенок познает себя и окружающих. Очень часто этим детям характерны малоактивность, замкнутость, отсутствие авторитета среди детей, и все это влияет на мотивацию к коммуникации. Таким детям сложно общаться и заводить друзей.
Для детей дошкольного возраста игровая деятельность играет значительную роль, и в ходе игры они многое воспринимают и совершенствуют собственную речь. Но недостатки в произношении, нарушение слухового восприятия, ошибки в применении грамматических форм в предложениях, темп и интонация влияют на игровую деятельность детей с общим недоразвитием речи. Соответственно, данная категория детей нуждается коррекционной работе по формированию у них коммуникативной компетентности.
Для подтверждения теоретических положений ученых, в рамках дипломной работы было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня сформированности коммуникативной компетентности у детей с ОНР III уровня.
На начальном этапе осуществлялся подбор методики для исследования уровня сформированности коммуникативной компетенции у дошкольников с ОНР III уровня. Для диагностики была подобрана методика О.В. Дыбиной «Диагностика социально-коммуникативной компетентности» для детей 5-7 лет.
На следующем этапе проводилось обследование детей с ОНР III уровня по подобранной методике. Полученные данные были зафиксированы в протоколе, а затем провели качественную и количественную обработку данных. Так, среди детей, имеющих ОНР 3 уровня, было выявлено следующее: высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности составляет 25%, средний уровень составляет 65%, низкий уровень- 10%.
Далее для формирования коммуникативных навыков была создана программа с коррекционными играми и упражнениями. На основании данной программы были составлены конспекты коррекционных занятий для проведения логопедической работы.
В основе коррекционной работы лежат методики Семенака С.И. «Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7» и Клюевой Н.В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность».
Основные направления коррекционной работы включают в себя: введение положительного состояния и его регуляция; снятие и регуляция эмоционально негативного состояния; выработка новых форм взаимодействий; отработка и внедрение полученных навыков коммуникации.
На заключительном этапе был проведен формирующий эксперимент с использованием коррекционных конспектов. В общем счете было проведено 10 занятий, 2 из которых было посвящено проективной методике «Рисунок человека»- в начале формирующего эксперимента и в конце.
После реализации формирующего эксперимента было проведено контрольное исследование, который позволил увидеть динамику развития коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР III уровня. Мы выявили, что после коррекционных занятий средний уровень составляет 35%, высокий составляет 65%, показателей низкого уровня не выявлено. При использовании коррекционных игр и упражнений у детей повысилась не только коммуникативная компетенция, но и мотивация к занятиям, улучшилось развитие речи.
Таким образом, имея полученные данные, можем сказать, что составленная программа и коррекционные занятия, направленные на формирование коммуникативной компетентности, прошли практическую проверку, подтвердившая эффективность применение коррекционных занятий в работе логопеда с дошкольниками с ОНР III уровня. Это позволит сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, цели и задачи были достигнуты. Разработанные нами программы и занятия с коррекционными играми и упражнениями можно применять специалистами дошкольных учреждений.



1. Аксенова, Л.И., Архипов Б.А., Белякова, Л.И. и др. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений- М.: Академия, 2002.-395 с.
2. Бельтюков, В. И. Программа овладения детьми произношением звуков речи. — Вопросы психологии, 1979, №.4.-С.-66-79.
3. Болотова, А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология- М.: Высшая Школа Экономики (ВШЭ), 2012.-840 с.
4. Василик, М.А. Основы теории коммуникации: учебник/ М.А. Василик, М.С. Вершинин, В.А. Павлов и др./ под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2006. - 615 с.
5. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.¬680 с.
6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 2: Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1982.-С.-23-24.
7. Гавриш, С. В. Проблемы коммуникативного поведения у
дошкольников// журнал «Ребенок в детском саду», 2003.- №1. С. 8-35.-138 с.
8. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. - М.: ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.-128 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.-471с.
10. Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - М., Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - С. 3-15.
11. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка, ч. 1, М., Изд-во АПН РСФСР, 1949. -267 с.
12. Детский сад: теория и практика (журнал). Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста,2013.-№3.-112 с.
13. Дубова, Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР // Логопед в дет. саду, 2006. - № 3. - С. 36-38.
14. Дыбина, О. В., Анфисова, С. Е., Кузина, А. Ю., Груздова, И. В.; под ред. Дыбиной О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / . - М. : Мозаика- Синтез, 2008.- 64 с.
15. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников
/ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.:
«Просвещение», 1990. - 239 с.
16. Журнал «Начальная школа плюс До и после», 2011.-№07.-С. 54-60
17. Запорожец, А.В, Лисина, М.И. Развитие общения у дошкольников. - М.: Наука, 1993.-288 с.
18. Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б - Психология детей дошкольного возраста.- М., 1964.-350 с.
19. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. - 384 с.
20. Исенина, Е. И. Дословесный период развития речи удетей. Саратов:
Издательетво Саратовского университета.- 1986.- 162 с.
21. Исенина, Е.И., Попцова Е.В., Коротких (Барановская) Т.И. Базовые качества родителей и психическое развитие ребенка // Проблемы детской речи. Мат-лы межвуз. конф. СПб., 1996.- С. 7-8.
22. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006.¬320 с.
23. Капитовская, О.А., Плохотнюк, М.Г. Развитие далогической речи с речевыми нарушениями: Пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: КАРО, 2005. - 64 с.
24. Клюева, Н. В. Общение. Дети 5-7 лет [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. - 2-е издание, перераб. и доп. - Ярославль : Академия развития, 2006. - 160 с.
25. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное издание для детей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.- 240 с.
26. Кон, И.С. Психология юношеского возраста.- М: Просвещение, 1979. - С. 39-40.
27. Коноваленко, С. В. Коммуникативные способности и
социализация детей 5-9 лет. — М. : Эксмо, 2004.-28-30 с.
28. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты- СПб.: Речь, 2006.-380 с.
29. Красовская, Е. В. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.
В. Красовская, А. Н. Данилова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 80-82.
30. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность.- М.: Просвещение, 1969. - С.- 59-60.
31. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П.—М.: Педагогика, 1983.-С.- 156-161.
32. Лепская, Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). - М. , 1997.-С.- 27-46.
33. Леушина, А.М. Развитие связной речи дошкольников // Ученые зап.: ЛГПИ им. А.И.Герцена. - Т. 35, 1941.- С. 21.
34. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986.- С.-76-78.
35. Лисина, М.И., Рузская, А.Г., Авдеева, Н.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками. Под редакцией А.Г.Рузской. М. Педагогика, 1989г. - С.- 60.
36. Лурия, А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской.- М: Изд- во Моск. ун-та, 1979 . - С. 191-193.
37. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка.- М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004.- С.- 131-132.
38. Парфенова, М.Н. Формирование коммуникативно-речевой
компетентности в условиях предшкольной подготовки. / Преемственность в формировании коммуникативно-речевой
компетентности детей в контексте реализации Стандартов второго поколения. - Ульяновск [Текст]: материалы городской межкафедральной научно-практической конференции / отв. ред. Л. Н. Курошина. - Ульяновск: УИПК-ПРО, 2011.- С.- 26-30.
39. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. - М. : Педагогика-Пресс, 1994.- 528 с.
40. Погодаева, Л.Е. Использование тематических игр-этюдов в развитии диалогической речи дошкольников. // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Часть 1. Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 20-21 апреля 2012 г. - ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова. - Ульяновск: УлГУ, 2012. - 606с.
41. Седов, К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции.- М.: Языки славянской культуры, 2004.-С.- 5-10.
42. Семенака, С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 80 с.
43. Стерн, Д.Н. Межличностный мир ребенка. Взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития. Пер. с англ. О. А. Лежиной. — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006 .-С. 50-64.
44. Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования. — М., 1966.-С.-62.
45. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.- С.- 207.
46. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В., Чиркина, Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с
нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. -М.: Просвещение,
2009. - 122 с.
47. Чаладзе, Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи. // Журнал «Школьный логопед»,
2013. -№1. -С.40-44.
48. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся.- Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. — М.: ИНТОР, 1998. — С.-6-9.
49. Ядэшко, В. И. и Сохина, Ф. А. Ильина, Т. А. Учебное пособие для
педагогических училищ по специальности "Дошкольное воспитание" и "Воспитание в дошкольных учреждениях". // «Дошкольная
педагогика". - Москва: Просвещение, 1978.- 414 с.
50. Интернет-ресурс:http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=699668(Дата обращения: 27 февраля 2016).
51. Интернет-ресурс: http: //nsportal. ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-
zhizni/2015/01/16/igry-i-uprazhneniya-napravlennye-na-znakomstvo-detey(Дата обращения: 27 февраля 2016).
52. Интернет-ресурс:http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38038.php(Дата обращения: 27 февраля 2016).
53. Интернет-ресурс:http://booksee.org/book/1347350(Дата обращения: 27 февраля 2016).
54. Интернет-ресурс:
http://sdetsad.ucoz.com/publ/metodiki rannego razvitija/razvitie nravstvennosti i formirovanie kharaktera/igra beseda o druzhbe so starshimi doshkolnikami/21-1-0-160(Дата обращения: 27 февраля 2016).
55. Интернет-ресурс: http: //nsportal. ru/detskiy-
sad/raznoe/2013/04/06/formirovanie-dobrozhelatelnykh-otnosheniy-sredi-doshkolnikov(Дата обращения: 27 февраля 2016).
56. Интернет-ресурс: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-
public%3A%2F%2Fwrn4OlgbkxcPVFh0eQva6PGBGw3p4HQ56G2oGL1 aFow%3D&name=Разнообразие%20совместных%20игр%20со%20сверстHHKaMH..docx&c=56ff99b1ee8a(http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/kartoteka-igr-na-splochenie-detskogo-kollektiva.html) (Дата обращения: 27 февраля 2016).
57. Интернет-ресурс: http: //ds63. detkin-club.ru/exercises/25512 (Дата
обращения: 27 февраля 2016).
58. Интернет-ресурс: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-
public%3A%2F%2Fwrn4OlgbkxcPVFh0eQva6PGBGw3p4HQ56G2oGL1 aFow%3D&name=Рaзнообрaзие%20совместных%20игр%20со%20сверстникaми..docx&c=56ff99b1ee8a(Дата обращения: 27 февраля 2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ