Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СУБЪЕКТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ

Работа №54201

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивационных характеристик субъекта научной деятельности в области психологии:
1.1. Теоретические подходы к анализу деятельности в современной психологии 7
1.2. Особенности мотивации научно-исследовательской деятельности 13
1.3. Специфика научной деятельности в области психологии и ее мотивация 21
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивационных характеристик учащихся магистров-психологов:
2.1. Проблема, цель, задачи и гипотеза исследования 31
2.2. Методики исследования и методы обработки данных 32
2.3. Интерпретация и обсуждение результатов исследования 35
Выводы 46
Заключение 47
Список литературы 49

Мотивационные свойства личности, как внутренние переменные, определяющие его поведение и деятельность, являются одной из самых важных и сложных общепсихологических проблем. Эта проблема составляет не только теоретический интерес, практическая значимость в виде социального запроса ощущается здесь гораздо острее. Известное высказывание «Не можешь - научим, не хочешь - заставим» вряд ли верно. Научить, как правило, намного легче, а деятельность по принуждению далеко не всегда приводит к нужному результату, даже если это незаметно внешне. Поскольку научные знания являются достоянием всего общества, исследовательская деятельность и мотивы, которые приводят человека в эту профессиональную область и направляют его в ней, оказываются общественно значимым явлением.
В отношении изучения комплексной проблемы личности теоретическая значимость проблемы мотивации также велика. Мотивационный потенциал вы-ступает точкой роста для личности (в том числе и для личности ученого), мотива-ция лежит в основе всей организации деятельности, а в итоге и жизненного пути личности. Взаимосвязь мотивов и целей личности образуют основной вектор ее развития, задают направленность, формируют личностный смысл.
Изучение научной деятельности носит междисциплинарный характер, и это находит свое отражение в большом количестве отечественных и зарубежных работ, посвященных данной теме. Она находит отклик в философии науки, эпистемологии, науковедении, социологии науки, других областях науки и практики [4; 16; 42; 45].
Теоретическая актуальность состоит в том, что, несмотря на то, что большинство исследований проводятся с безусловным привлечением психологических знаний и методов, в последнее время сама психология как наука не обращает достаточного внимания внутрь себя. Исходя из этого, проблемой данного исследования выступила специфика мотивации субъекта научной деятельности в области психологии.
Практическая актуальность: Опора на современную теоретическую и методологическую базу, делает возможным эффективное решение таких проблем как: психологическое сопровождение научной деятельности, ее оптимизация, менеджмент, руководство научно-исследовательским коллективом, определение потенциальной продуктивности и эффективности труда сотрудников, поиск, отбор, подготовку молодых научных кадров.
Цель исследования — теоретически обосновать и эмпирически верифицировать мотивационные характеристики, способствующие эффективной научно-исследовательской деятельности в области психологии.
Объект исследования — субъект научно-исследовательской деятельности.
Предмет исследования — мотивационные характеристики, способствующие эффективной научно-исследовательской деятельности в области психологии.
В силу особого положения психологии даже относительно гуманитарных наук, выводится предположение о связи наиболее значимых профессионально важных качеств исследователя и характера его мотивации, в частности, ориентацией на социальную полезность и уровнем самоактуализации. Это предположение и является гипотезой данного исследования. Философ Н.А. Бердяев утверждал, что «истина — категория не гносеологическая, а этическая». Стремление к истине и «внутренняя честность» для исследователя-психолога оказываются не просто желательными, но необходимыми.
Для проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1) Теоретической анализ специфики научно-исследовательской деятельности в области психологии и особенностей ее мотивации.
2) Формирование батареи методик, направленных на изучение мотивационных характеристик личности.
3) Проведение эмпирического исследования и анализ его результатов.
Теоретико - методологическую основу исследования составили общенаучные принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, принцип системного подхода к изучению психики. Большую роль сыграли концепции отечественных авторов таких как, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Вилюнас В.К., Веккер Л.М., Дружинин В.Н., Ильин Е.П., Леонтьев Д.А. и зарубежных ученых: А.Маслоу, К. Роджерс, Х. Хекхаузен и другие.
Методы исследования:
• теоретический анализ работ, посвященных научно-исследовательской деятельности, методологии психологии, мотивации;
• методы сбора данных — тестирование;
• методы статистической обработки первичных данных:
1) статистическое сравнение показателей по U-критерию Манна- Уитни;
2) корреляционный анализ по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена;
3) попарное сравнение корреляционных матриц (дивергентный анализ).
Методики исследования:
1) Модифицированный вариант методики «Мотивация обучения в ВУЗе» (Т.И. Ильина)
2) Модифицированный вариант личностного опросника «Способность к самоуправлению» (Н.М. Пейсахов)
3) Модифицированный вариант методики «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман)
4) «Краткий индекс самоактуализации» (А. Джоунс, Р. Крэндалл)
Эмпирическая база исследования: Выборку составили магистры 1, 2 курсов психолого-педагогического направления факультета Психологии и Образования КФУ. Количество - 40 человек (31 женщина, 9 мужчин). Возраст испытуемых — от 21 до 29 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По мнению многих отечественных и зарубежных ученых, проблема мотивации деятельности является одной из самых сложных и наименее разработанных проблем психологии. Внутренние качества субъекта, к которым, безусловно, относятся и его мотивационные характеристики, оказываются ключевым фактором всей жизнедеятельности человека, которая включает и его профессиональную самореализацию, частным случаем которой является научная деятельность.
Частным же случаем научной деятельности оказывается деятельность в области психологии, которая, в силу своего особенного положения даже среди гуманитарных наук, диктует особенные требования и к личности исследователя, его профессионально важным качествам, мотивации, направленности. Гуманистическая направленность, если использовать понятие, введенное Д.И. Фельдштейном, является одним из наиболее важным качеств для любого психолога. Как практической, так и научной профессиональной сферы.
Мы опирались на признанные концепции отечественных авторов таких как, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, а также на результаты современных исследований. Среди зарубежных авторов основными для данного исследования были работы А. Маслоу и К. Роджерса.
Гипотезой исследования послужило предположение о связи наиболее значимых профессионально важных качеств психолога-исследователя, таких как субъектность в области познания, и характера его мотивации, в частности, ориентацией на социальную полезность и уровнем самоактуализации.
По результатам решения эмпирических задач, наша гипотеза подтвердилась. В ходе исследования было выявлено, что главные профессионально важные качества личности исследователя, такие как «субъектность познания» и «анализ противоречий», связаны с такими мотивационными характеристиками как «рабочая направленность личности» и «социальная полезность». Также были обнаружены связи этих и других показателей с уровнем самоактуализации личности, признанной нами в качестве ведущего качества психолога- исследователя.
Проведенное исследование в очередной раз ставит вопрос об особенном положении психологии внутри системы наук вообще, и наук о человеке в частности. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейших исследований в области мотивации научно-исследовательской деятельности в психологии и других науках, в качестве основания для модификации учебных программ психологических специальностей.



1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. - М.: Издательство «Мысль», 1977.
2. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Крук В.М., Тимченко Г.Н., Харитонов А.Н. Проблемы психологического исследования. Укзазатель 1050 докторских диссертаций (1935-2007гг). /Под ред. Анцупова А.Я. - М.: Студия «Этника», 2007. - 232 с.
3. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. - М.: Издательство «Мысль», 1979.
4. Васильева Е.Н. Мотивация научной деятельности ученых Дальнего Востока в условиях вторичной институционализации отечественной науки // Социология науки и технологий - СПб: Издательство «Нестор-История», 2011, вып. 2, №1.
5. Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов - М.: Издательство «Смысл», 1998. - 343 с.
6. Вилюнас В. К. Психология развития мотивации - СПб: Издательство «Речь», 2006. - 458 с.
7. Володарская ЕЛ, Киселева В.В. Оплата труда ученых и мотивация научной деятельности // Мотивация и оплата труда. 2012. № 2. С. 154-167.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1998. - 336 с.
9. Гордеева О.В. Проблема определения понятий «значение» и «личностный
смысл» в концепции А.Н. Леонтьева // Теория деятельности:
фундаментальная наука и социальная практика // Материалы международной конференции. 28-30 мая 2003 г. - М.: Издательство МГУ, 2003, с. 49-52.
10. Губанов Н.Н., Губанов Н.И. Особенности познавательной деятельности в социально-гуманитарных науках // Философия и общество. - 2010. - № 2.
11. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии. 2003. №2, с.42-49
12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология - 2-е изд., доп. - СПб: Издательство «Питер», 2003 - 319 с. (Серия «Учебник для вузов»)
13. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2004. - 576 с. - («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»)
14. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Психология нравственности, как область психологического исследования // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 4-14.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Издательство «Питер», 2008. - 512 с. - (Серия «Мастера психологии»)
16. Карпов А.В., Разина Т.В. Особенности мотивации научной деятельности сотрудников коммерческих фирм в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. № 4 (24),
2014.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Издательство «Политиздат», 1975. - 304 с.
18. Леонтьев А.Н. и современная психология / под ред. А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, О.В. Овчинниковой, О.К. Тихомирова. - М.: Издательство МГУ, 1983, с.257-265.
19. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии // Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Издательство «Смысл», 2000. - 508 с.
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Издательство МГУ, 1981.
21. Леонтьев Д. А. Общее представление о мотивации человека: лекция курса
«Мотивация и эмоции» [Электронный ресурс] //
http://hpsv.ru/authors/x065.htm.
22. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - С.372¬377.
23. Леонтьев Д.А. Проблемы смысла в современной зарубежной психологии // Современный человек: цели, ценности, идеалы. Вып. 1. - М.: 1988, с. 73¬100.
24. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Издательство «Наука», 1984.
25. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2008.
- 583 с. (Серия «Учебник для вузов»)
26. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений - 8-е изд., испр. и доп. - М.:. Издательский центр «Академия», 2008. - 544 с.
27. Маслоу А. Мотивация и личность // Психология личности / Под ред. Д.Я. Райгородского. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «Бахрах», 1999. - Том 1. - С.391-416.
28. Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. - 304 с.
29. Мясищев В.Н. Проблема личности и отношений человека // Материалы совещания по психологии. - М.: 1957.
30. Носс И.Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров. - М.: Издательство «Юрайт», 2013. - 439 с. (Серия «Бакалавр. Углубленный курс»)
31. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2005. - 484 с.
32. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 608 с.
33. Пейсахов Н.М. Практическая психология (научные основы) / Н.М. Пейсахов, М.Н. Шевцов. - Казань: Изд-во КГУ, 1991. - 121 с.
34. Пелъц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях: Об оптимальных условиях для исследований и разработок. - М.: Издательство «Прогресс», 1973.
35. Платонов К.К. О системе психологии. - М.: Издательство «Мысль», 1972.
36. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Издательство
«Мысль», 1986.
37. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Издательство «Академия», 2003.
38. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред. В.Н. Дружинина - СПб: Издательство «Питер», 2009. - 656 с. (Серия «Учебник для вузов»)
39. Разина Т.В. Мотивация научной деятельности: теоретические и
методологические проблемы исследования // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2. № 1. С. 114-136
40. Роджерс К. Что значит «становиться человеком»? // Психология личности / Под ред. Д.Я. Райгородского. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «Бахрах», 1999. - Том 1. - С.363-378.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1946.
42. Сайтбагина Л.А. О мотивах научной деятельности студентов и молодых исследователей // Омский научный вестник - Омск: Издательство ОГТУ, 2012.
43. Сорокин П. Социология №1 // Человек. Цивилизация. Общество. - М.: 1992. С. 42
44. Степин В. С. Теоретическое знание - М.: Издательство «Прогресс», 1999. - 390 с.
45. Танеева Е.Ш., Погребова Е.С. Разработки методики мониторинга состояния и результативности научной деятельности в системе высшей школы // Сервис в России и за рубежом - электронный журнал РГУТиС, 2010.
46. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии - М.: Издательство «Прогресс», 1990. - 716 с.
47. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. - М.: Педагогика, 1986


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ