Введение 3
1. Теоретические основы моделирования вариантов развития бизнеса 6
1.1 Сущность, понятие и виды моделирования вариантов развития бизнеса 6
1.2 Процесс и этапы моделирования вариантов развития бизнеса 15
1.3 Инструменты и методы моделирования вариантов развития бизнеса 25
2. Исследование деятельности ЗАО ТК «Эдельвейс» 33
2.1 Характеристика основных показателей деятельности ЗАО ТК «Эдельвейс» 33
2.2 Анализ системы управления ЗАО ТК «Эдельвейс» 40
2.3 Анализ модели развития бизнеса ЗАО ТК «Эдельвейс» 43
3. Совершенствование модели развития бизнеса ЗАО ТК «Эдельвейс» 56
3.1 Концепция совершенствование модели бизнеса ЗАО ТК «Эдельвейс» 56
3.2 Предложение по применению метода моделирования показателей
финансового состояния ЗАО ТК «Эдельвейс» 67
3.3 Оценка предложений совершенствования модели бизнеса ЗАО ТК
«Эдельвейс» 77
Заключение 79
Список использованных источников 83
Приложения
Актуальность темы исследования. В современной практике моделирования управленческой и производственной деятельности для обозначения объектов моделирования принято использовать термин «бизнес- процесс» (business-process). В международном стандарте ISO 9000:2000 принят термин «процесс», однако в настоящее время эти термины можно считать синонимами.
Моделирование бизнес-процессов является важной составной частью проектов по реинжинирингу (реорганизации) бизнес-процессов и созданию крупномасштабных систем программного обеспечения (ПО). Отсутствие таких моделей является одной из главных причин неудач многих проектов. Однако даже наличие моделей не гарантирует успеха, поскольку существует ряд других серьезных причин, приводящих к неудачам:
- отсутствие заинтересованности со стороны высшего руководства организации;
- некорректная постановка целей проекта;
- недостаточная информированность персонала организации относительно целей и результатов проекта;
- непонимание сути и реальных возможностей используемых методов моделирования;
- отсутствие корпоративных стандартов описания и регламентации бизнес-процессов;
- неэффективное применение инструментов моделирования.
Типовой сценарий развития событий в большинстве российских организаций заключается в следующем: ставятся «правильные» цели, инициируется проект, создается описание бизнес-процессов, осуществляются попытки проанализировать их и приступить к реорганизации. Именно на последнем этапе, когда необходимо получить определенные результаты, большинство организаций испытывает значительные трудности. Не получив быстрых, измеримых результатов, предвидя длительную и кропотливую работу, руководство организации сворачивает работы по проекту, и начинается поиск очередных «модных» подходов к управлению.
Сложившаяся ситуация еще более усугубляется следующими обстоятельствами:
- организации сталкиваются с проблемой выбора адекватных методов и инструментов моделирования, которая порождается их разнообразием и отсутствием единых стандартов;
- существующие методы и средства используют различные языки моделирования, терминологию, плохо совместимы друг с другом, дорогостоящи и трудоемки в использовании.
Эти обстоятельства обуславливают многочисленные проекты, предпринимаемые в настоящее время, целью которых является интеграция существующих методов и языков моделирования и создание единого методического и технологического базиса моделирования бизнес-процессов, а в более широком контексте - моделирования архитектуры предприятий (enterprise modeling).
Объект выпускной квалификационной работы - ЗАО ТК «Эдельвейс».
Предмет выпускной квалификационной работы - моделирование развития бизнеса в ЗАО ТК «Эдельвейс».
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать теоретические и практические аспекты моделирование развития бизнеса на примере ЗАО ТК «Эдельвейс».
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить сущность, понятие и виды моделирования вариантов развития бизнеса.
2. Рассмотреть процесс и этапы моделирования вариантов развития бизнеса.
3. Раскрыть инструменты и методы моделирования вариантов развития бизнеса.
4. Изучить характеристику основных показателей деятельности ЗАО ТК «Эдельвейс».
5. Провести анализ системы управления ЗАО ТК «Эдельвейс».
6. Провести анализ модели развития бизнеса ЗАО ТК «Эдельвейс».
7. Предложить концепцию совершенствование модели бизнеса ЗАО ТК «Эдельвейс».
8. Разработать предложение по применению метода моделирования показателей финансового состояния ЗАО ТК «Эдельвейс».
9. Провести оценку предложений совершенствования модели бизнеса ЗАО ТК «Эдельвейс».
Достижение целей и задач выпускной квалификационной работы осуществляется с помощью методов построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц; традиционных методов экономической статистики: средних и относительных величин, группировки, наблюдения, сравнения; вертикального и горизонтального анализа, функционального анализа.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке конкретных мероприятий по разработке моделей вариантов развития бизнеса ЗАО ТК «Эдельвейс».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В заключение выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Моделирование бизнес процессов является одним из методов улучшения качества и эффективности работы организации. В основе этого метода лежит описание процесса через различные элементы (действия, данные, события, материалы и пр.) присущие процессу. Как правило, моделирование бизнес процессов описывает логическую взаимосвязь всех элементов процесса от его начала до завершения в рамках организации. В более сложных ситуациях моделирование может включать в себя внешние по отношению к организации процессы или системы.
Моделирование бизнес процессов позволяет понять работу и провести анализ организации. Это достигается за счет того, что модели могут быть составлены по различным аспектам и уровням управления. В больших организациях моделирование бизнес процессов выполняется более подробно и многограннее, чем в малых, что связано с большим количеством кросс- функциональных связей.
Нами было проведено исследование моделирования бизнес-процессов в ЗАО ТК «Эдельвейс».
Из проведенного анализа нами были сделаны следующие выводы.
Несмотря на рост товарооборота ЗАО ТК «Эдельвейс» в процессе анализа было установлено, что в деятельности Общества имеются негативные тенденции, связанные со снижением платежеспособного спроса, ростом закупочных цен на реализуемые товары. Все это ведет к снижению рентабельности, эффективности и финансовых результатов компании, уменьшению ее капитализации, недостаточным уровнем платежеспособности.
В свою очередь низкая рентабельность и платежеспособность не позволят компании развиваться до тех пор, пока не будут решены данные проблемы. Таким образом, финансовые цели ЗАО ТК «Эдельвейс» в первую очередь связаны с повышением рентабельности и улучшением финансового состояния в части оптимизации структуры активов и обязательств для повышения уровня платежеспособности.
Проведенный нами анализ организации логистической деятельности в ЗАО ТК «Эдельвейс» показал, что система имеет ряд недостатков. Хотя планирование запасов и поставок материально-производственных расходов и производится, но фактически планы МТО не выполняются, что приводит к негативным последствиям в деятельности предприятия. В частности это приводит к замедлению оборачиваемости отдельных видов материальных запасов в связи с неоптимальными объемами поставок и хранению запасов, несоблюдение сроков реализации продукции, вовлечение в оборот дополнительных финансовых средств с целью обеспечения бесперебойной работы магазина.
Такая ситуация требует разработки мероприятий по совершенствованию системы материально-технического снабжения в ЗАО ТК «Эдельвейс».
Усиление конкурентных позиций ЗАО ТК «Эдельвейс» предполагает целый комплекс мероприятий, в который входят:
1. Увеличение сбыта за счёт оптимизации структуры ассортимента. Возможности сбыта предприятия в значительной мере определяются наличием соответствующих товарных запасов. Торговые предприятия и производители, предлагающие широкий ассортимент наряду с собственной продукцией, используют закупку для создания и поддержания необходимого уровня товарных запасов. Одним из предметов оптимизации оргструктуры предприятия является управление товарными запасами, взаимодействие закупки и сбыта в этом вопросе.
2. Увеличение оборачиваемости товарных запасов в ЗАО ТК «Эдельвейс». В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств ЗАО ТК «Эдельвейс» аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли. Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности - это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности.
Эффективное управление товарными запасами позволяет также изыскивать пути оптимизации расходов ЗАО ТК «Эдельвейс» по таким статьям как транспортные и складские расходы. Без предварительного анализа товарных запасов и покупательских предпочтений решение сократить расходы на содержание ряда складских помещений может привести не к экономии, а к обратному эффекту - сокращению продаж и прибыли в результате постоянного дефицита товаров. Чтобы этого избежать, необходимо оценить покупательский спрос, имеющиеся возможности организации в товарных запасах, динамику объема продаж, месторасположение покупателей, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы и другие критерии. После этого анализируется альтернативное использование высвободившихся средств в случае сокращения расходов по содержанию складских помещений или транспортных расходов. Оценка проводится комплексным анализом влияния прогнозируемых расходов на показатели товарооборота и рентабельности.
3. Совершенствование организации торгово-технологического процесса. Основными принципами организации технологических процессов в ЗАО ТК «Эдельвейс» являются:
- комплексный подход к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
- соответствие технологии современному научно-техническому уровню;
- экономическая эффективность принятой схемы продажи товаров;
- сохранение качества товаров.
4. Совершенствование ценовой политики ЗАО ТК «Эдельвейс». Снижение уровня жизни населения приводит, с одной стороны, к общему снижению спроса, сопровождающемуся изменением потребительских критериев оценки товара, а с другой, - к росту себестоимости продукции. Положение предприятий осложняется жесткой конкуренцией, особенно со стороны импортных производителей. Одним из главных факторов, существенно снижающих риск производителя, является умение руководителей предприятия оптимально управлять ценами на свою продукцию с учетом факторов рыночного спроса.
Можно утверждать, что по степени однородности фактических и теоретических значений имеется сходство, поэтому в целях повышения конкурентоспособности ЗАО ТК «Эдельвейс» предлагается использовать средства регрессионного анализа для того, чтобы спрогнозировать результаты деятельности организации при тех или иных условиях хозяйствования, в частности от эффективности снабженческой деятельности компании.
При планировании товарооборота можно определить необходимую величину остатков товарных запасов.
К примеру, на 2016 год планируется величина товарооборота в размере 36 000 тыс. руб. Согласно сформированной функции зависимости для получения данного объема товарооборота необходимо поддержание товарных запасов на уровне 11 265 тыс. руб.
Таким образом, предлагаемая система планирования запасов нацелена на их минимизацию, ускорение оборачиваемости, повышение отдачи от средств, вложенных в запасы.
1. Гражданский кодекс Российской федерации (часть первая) (с изм. от 30 декабря 2015. N 457- ФЗ) // Российская газета от 12 января 2016 г. N 2
2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. от 29 декабря 201115 г. N 409-ФЗ) // Российская газета от 31 декабря 2015 г. N 297.
3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. №6-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ) // Российская газета от 31 декабря 2015 г. N 297.
4. Абдикеев Н.М., Ильдеменов С.В. «Реинжиниринг бизнес- процессов»,ЭКСМО, М-2013
5 Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Наука, 2013.
- 334 с.
6. Артамонов Б.В. Стратегический менеджмент / Б.В. Артамонов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 479с.
7. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг / Г.Л. Багиев. - М.: Экономика, 2015. - 425 с.
8. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Основы бизнеса: Учебник - Мн.:
Мисанта, 2013. - 253 с.
9. Бизнес-план: зарубежный и отечественный опыт / В.М. Попов [и др.]; под ред. В.М.Попова. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 452 с.
10. Бизнес-план: методические материалы / Р.Г. Маниловский [и др.]; под ред. проф. Р.Г. Маниловского. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 436 с.
11. Бизнес-реинжиниринг: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Васильева. - М.: Экмос, 2013. - 224 с.
12. Браймер Р.А, Основы управления в индустрии гостеприимства/Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 2015.-382 с.
13. Буров В.Н. и др. Стратегическое управление фирмами.
Моделирование. Практикум. Деловые игры. - М.: Наука, 2015.-538 с.
Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. М.: ИНФРА-М, 2013.
14. Виханский О. С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 2014.
15. Воронова Н.А. Курс лекций для студентов III курса специальности 060400 «Финансы и кредит» / Н.А. Воронова. - Барнаул: ВЗФЭИ, 2011. - 62 с.
16. Всё о маркетинге: сборник материалов для руководителей организаций, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-центр, 2015. - 560 с.
17. Герасименко В.В. Ценообразование: Учебное пособие / В.В.
Герасименко. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 419 с.
18. Глин Дж., Маркова В., Перкинс Д. «Стратегия бизнеса» 2-е изд.-
Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2015.
19. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология / Е.П. Голубков. - М: Финпресс, 2014. - 462 с.
20. Дежкина, И. П. Инновационный потенциал хозяйственной системы и его оценка (методы формирования и оценки) : учебное пособие /И. П.Дежкина,Г. А. Поташева . - М. : ИНФРА-М, 2011 . - 122 с.
21. Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг менеджмент и стратегии. 4-е издание.
Оценка пользователей. - Издательство: Питер Год издания: 2015.
Ескин К.ф. Крутик А.Б. Инновационная деятельность// Инновации, № 3-4, 2009.
24. Железко Б., Ермакова Т., Володько Л.. Реинжиниринг бизнес-процессов. - 2015.
25. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы
стратегического управления : Учеб. пособие. - М.:
Информационный центр «Маркетинг», 2015. - 195 с.
26. Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ, управление / Н.Д. Ильенко. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 342 с.
27. Ильющенко Е.В. Маркетинг на предприятии / Е.В. Ильющенко. - М.: Экоперспектива, 2010. - 426 с.
28. Как составить план по маркетингу производственной компании. - Пер. с англ. - М.: Дело,
2010. - 362 с.
29. Карпов А.А. Стратегия компании: от
разработки до реализации. - М.: Академия, 2014. - 459 с.
30. Клейн Н.И. Предпринимательское право / Н.И. Клейн. - М.: Юридическая литература, 2013. - 234 с.
31. Ковалев А.И., Войленко В.В.
Маркетинговый анализ / А.И. Ковалев, В.В. Войленко. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. - 252 с.
32. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 2010. - 426 с.
33. Котлер Ф. Управление маркетингом / Ф. Котлер. - М.: Прогресс. - 2011. - 372 с.
34. Крестов И.И. Маркетинг на предприятии / И.И. Крестов. - М.: АО «Финстатинформ», 2014. - 425 с.
35. Крючков В.Н. Реинжиниринг бизнес- процессов. - ЭКО, № 11, 2013.
менеджмент: Учебник. - М.: Инфра-М, 2014. - 236 с.
37. Лобанова Т.П. и [др.] Бизнес-план / Т.П. Лобанов. - М.: ПРИОР, 2010. - 342 с.
38. Лозовский Л., Райзберг Б. Словарь - справочник предпринимателя / Л. Лозовский, Б. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 268 с.
39. Маркетинг в отраслях и сферах
деятельности / В.А. Алексунин [и др.]; под ред. проф. В.А. Алексунина. - М.: Издательско-книготорговый центр
“Маркетинг”, 2015. - 424 с.
40. Менеджмент: Учебник / Под ред. М.П. Переверзева, Н.А. Шайденко. - М.: Инфра-М, 2015. - 288 с.
41. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2015. - 856 с.
42. Портер М.Э. Конкуренция: пер. с англ. Москва, 2015.
43. Реинжиниринг организации: Учебное
пособие / Под ред. З.С. Абутидзе. - М.: Логос, 2013. - 328 с.
44. Рубцов С.В. Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - №6. - С.26-31.
45. Уткин Э.А. Бизнес-реинжиниринг.
Обновление бизнеса. - М.: Экмос, 2013. - 210 с.
46. Федюкин В.А. Современный менеджмент. -
2014. - №5. - С.40-47.
47. Хостинская Г.И. Реинжиниринг на предприятиях. - 2013. - №6. - С.82-94.
48. Черемных О.В. Реинжиниринг: в чем его польза? -
2013. - №6. - С.25-31.
49. Afuah A., Tucci С. Internet Business Models and Strategies. Boston, 2014.
50. Басовский Л.Е. Реинжиниринг бизнес-
процессов: модное лекарство? // Современный
менеджмент. - 2013. - №2. - С.34-43.
51. Коробейников О.П., Колесов В.Ю. Стратегическое поведение: от разработки до реализации // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. №3. с. 88 - 129.
52. Amit R., Zott C. Value Creation in e-Business // Strategic Management Journal. 2011. (22) 6-7. Р. 493- 520.
53. Chesbrough H. Business Model Innovation: Opportunities and Barriers // Long Range Planning. 2010. 43. Р. 354-363.
54. Mayo M.C., Brown G.S. Building a competitive business model // Ivey Business Journal. 2009. 63(3). Р. 18-23.
55. Stewart D.W, Zhao Q. Internet marketing, business models, and public policy // Journal Public Policy Mark. 2010. 19. Р. 287-296.
56. Teece D.J. Business Models, Business Strategy and Innovation // Long Range Planning. 2010. 43. Р. 191.
57. The Case for Viewing Business Models as Abstraction of Strategy / P.B. Seddon [et al.] // Communications of the Association for Information Systems.
2015. 13. Р. 427-442.
58. Антропов М.С., Белолипецкий В.Г., Коростылева И.И. Современные инновационные стратегии и бизнес-модели компаний. URL: http: //www.msu.ru/ proj ects/amv/doc/h6_1_6_1_nom4_2 .pdf.
59. Велесько Е.И., Логинов П.П. Экономико-математическое обоснование общей задачи стратегического управления на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. -2011. -№ 5. - Режим
доступа: .
60. Годовой отчет ЗАО «Эдельвейс» за 2013-2015 гг.