КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
|
Введение 3
1. Теоретические основы казначейской системы исполнения бюджета 6
1.1. Сущность казначейского исполнения бюджета 6
1.2. Процесс казначейского исполнения бюджета 13
1.3. Организационно-правовые основы казначейской системы исполнения
бюджетов 22
2. Анализ исполнения бюджета муниципального образования на примере
Алькеевского района Республики Татарстан 30
2.1. Исполнение бюджета Алькеевского района по доходам 30
2.2. Исполнение бюджета Алькеевского района по расходам 36
2.3. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления 42
3. Направления совершенствования системы казначейского исполнения бюджета
муниципального образования 52
3.1. Перспективы исполнения местного бюджета в новых условиях 52
3.2. Мероприятия по совершенствованию деятельности исполнения бюджета
муниципального образования 66
Заключение 73
Список использованных источников 76
Приложения
1. Теоретические основы казначейской системы исполнения бюджета 6
1.1. Сущность казначейского исполнения бюджета 6
1.2. Процесс казначейского исполнения бюджета 13
1.3. Организационно-правовые основы казначейской системы исполнения
бюджетов 22
2. Анализ исполнения бюджета муниципального образования на примере
Алькеевского района Республики Татарстан 30
2.1. Исполнение бюджета Алькеевского района по доходам 30
2.2. Исполнение бюджета Алькеевского района по расходам 36
2.3. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления 42
3. Направления совершенствования системы казначейского исполнения бюджета
муниципального образования 52
3.1. Перспективы исполнения местного бюджета в новых условиях 52
3.2. Мероприятия по совершенствованию деятельности исполнения бюджета
муниципального образования 66
Заключение 73
Список использованных источников 76
Приложения
Конституцией Российской Федерации местное самоуправление закреплено как основополагающий институт организации власти и управления на местах. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления строится на принципе государственных гарантий местного самоуправления, реализация которого означает, прежде всего, создание системы правовых гарантий защиты местного самоуправления, его финансовой, экономической и организационной самостоятельности.
Устойчивость финансовой системы муниципальных образований напрямую зависит от качества управления муниципальными финансами. Повышение эффективности управления муниципальными финансами предполагает формирование целостной системы управления финансами, повышение качества управления бюджетным процессом в том числе, посредством организации действенной системы исполнения бюджетов муниципальных образований.
Казначейская система способствует бесперебойному и в полном соответствии с законом исполнению бюджетов в условиях многоуровневой бюджетной системы Российской Федерации. Кроме этого, применение передовых казначейских технологий обеспечивает оптимизацию процесса управления общественными финансовыми ресурсами, контроль за целевым использованием бюджетных средств, повышение эффективности бюджетных расходов, что, в свою очередь, выступает в качестве объективных предпосылок к повышению качества государственных и муниципальных услуг.
Исходя из этого, казначейская система исполнения бюджетов перманентно совершенствуется, ее функционал расширяется, принимаются меры по стандартизации и оптимизации казначейских технологий, направленные на унификацию казначейских процедур и обеспечение повышения эффективности, прозрачности и доступности информации в сфере общественных финансов.
Развитие казначейского исполнения бюджетов бюджетной системы остается одним из ключевых элементов государственной бюджетной политики и всего 3 комплекса реформ бюджетной сферы. Специфика казначейского исполнения местных бюджетов заключается в необходимости организации эффективного взаимодействия органов Федерального казначейства и финансовых органов муниципальных образований в части оптимального разграничения полномочий между ними по принципу устранения дублируемых функций и достижения максимальных показателей эффективности в процессе исполнения местных бюджетов.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения одной из приоритетных задач финансовой политики государства - обеспечения комплексного устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований - самого многочисленного и проблемного звена системы публично-правовых образований Российской Федерации. Именно на уровне муниципальных образований складываются устойчивые экономические, финансовые и социальные отношения.
Цель исследования - теоретическое обоснование роли казначейской системы в процессе исполнения бюджетов муниципальных образований и выработке комплекса практических мер по повышению эффективности казначейского исполнения бюджета на примере Алькеевского района Республики Татарстан.
В соответствии с выбранной целью были обозначены для решения следующие задачи:
а) рассмотреть сущность казначейского исполнения бюджета;
б) изучить процесс казначейского исполнения бюджета;
в) исследовать организационно-правовые основы казначейской системы исполнения бюджетов;
г) провести анализ исполнения бюджета Алькеевского района по доходам;
д) провести анализ исполнения бюджета Алькеевского района по расходам;
е) рассмотреть бюджетные полномочия органов местного самоуправления;
ж) изучить перспективы исполнения местного бюджета в новых условиях;
з) предложить мероприятия по совершенствованию деятельности исполнения бюджета муниципального образования.
Предметом исследования выступают финансово-организационные отношения, возникающие в процессе казначейского исполнения бюджета муниципального образования.
Объектом исследования является процесс казначейского исполнения бюджета Алькеевского района Республики Татарстан.
Информационно база исследования сформировалась на основе законодательных актов Российской Федерации (Бюджетного кодекса РФ, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-законодательных актов Министерства финансов Российской Федерации, Казначейства России), учебников и учебных пособий по бюджетной системе РФ, организации исполнения бюджета, периодических изданий и так далее.
В процессе работы применялись общенаучные подходы: морфологический метод, метод детализации и обобщения, сравнительный анализ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформированные выводы дополняют и развивают теоретические представления о казначейской системе исполнения местных бюджетов и могут быть использованы в качестве теоретической и методологической базы для разработки мер повышения качества казначейского исполнения бюджетов муниципальных образований в рамках реализации современного этапа бюджетной реформы, характеризующегося усилением роли казначейской системы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в выработке конкретных рекомендаций, создающих методическую и практическую основу для совершенствования казначейского исполнения местных бюджетов, определении перспектив внедрения новых инструментов и казначейских технологий, обеспечивающих повышение качества управления бюджетными потоками на муниципальном уровне в условиях реализации бюджетной реформы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (восемь параграфов), заключения, списка литературы и приложений.
Устойчивость финансовой системы муниципальных образований напрямую зависит от качества управления муниципальными финансами. Повышение эффективности управления муниципальными финансами предполагает формирование целостной системы управления финансами, повышение качества управления бюджетным процессом в том числе, посредством организации действенной системы исполнения бюджетов муниципальных образований.
Казначейская система способствует бесперебойному и в полном соответствии с законом исполнению бюджетов в условиях многоуровневой бюджетной системы Российской Федерации. Кроме этого, применение передовых казначейских технологий обеспечивает оптимизацию процесса управления общественными финансовыми ресурсами, контроль за целевым использованием бюджетных средств, повышение эффективности бюджетных расходов, что, в свою очередь, выступает в качестве объективных предпосылок к повышению качества государственных и муниципальных услуг.
Исходя из этого, казначейская система исполнения бюджетов перманентно совершенствуется, ее функционал расширяется, принимаются меры по стандартизации и оптимизации казначейских технологий, направленные на унификацию казначейских процедур и обеспечение повышения эффективности, прозрачности и доступности информации в сфере общественных финансов.
Развитие казначейского исполнения бюджетов бюджетной системы остается одним из ключевых элементов государственной бюджетной политики и всего 3 комплекса реформ бюджетной сферы. Специфика казначейского исполнения местных бюджетов заключается в необходимости организации эффективного взаимодействия органов Федерального казначейства и финансовых органов муниципальных образований в части оптимального разграничения полномочий между ними по принципу устранения дублируемых функций и достижения максимальных показателей эффективности в процессе исполнения местных бюджетов.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения одной из приоритетных задач финансовой политики государства - обеспечения комплексного устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований - самого многочисленного и проблемного звена системы публично-правовых образований Российской Федерации. Именно на уровне муниципальных образований складываются устойчивые экономические, финансовые и социальные отношения.
Цель исследования - теоретическое обоснование роли казначейской системы в процессе исполнения бюджетов муниципальных образований и выработке комплекса практических мер по повышению эффективности казначейского исполнения бюджета на примере Алькеевского района Республики Татарстан.
В соответствии с выбранной целью были обозначены для решения следующие задачи:
а) рассмотреть сущность казначейского исполнения бюджета;
б) изучить процесс казначейского исполнения бюджета;
в) исследовать организационно-правовые основы казначейской системы исполнения бюджетов;
г) провести анализ исполнения бюджета Алькеевского района по доходам;
д) провести анализ исполнения бюджета Алькеевского района по расходам;
е) рассмотреть бюджетные полномочия органов местного самоуправления;
ж) изучить перспективы исполнения местного бюджета в новых условиях;
з) предложить мероприятия по совершенствованию деятельности исполнения бюджета муниципального образования.
Предметом исследования выступают финансово-организационные отношения, возникающие в процессе казначейского исполнения бюджета муниципального образования.
Объектом исследования является процесс казначейского исполнения бюджета Алькеевского района Республики Татарстан.
Информационно база исследования сформировалась на основе законодательных актов Российской Федерации (Бюджетного кодекса РФ, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-законодательных актов Министерства финансов Российской Федерации, Казначейства России), учебников и учебных пособий по бюджетной системе РФ, организации исполнения бюджета, периодических изданий и так далее.
В процессе работы применялись общенаучные подходы: морфологический метод, метод детализации и обобщения, сравнительный анализ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформированные выводы дополняют и развивают теоретические представления о казначейской системе исполнения местных бюджетов и могут быть использованы в качестве теоретической и методологической базы для разработки мер повышения качества казначейского исполнения бюджетов муниципальных образований в рамках реализации современного этапа бюджетной реформы, характеризующегося усилением роли казначейской системы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в выработке конкретных рекомендаций, создающих методическую и практическую основу для совершенствования казначейского исполнения местных бюджетов, определении перспектив внедрения новых инструментов и казначейских технологий, обеспечивающих повышение качества управления бюджетными потоками на муниципальном уровне в условиях реализации бюджетной реформы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (восемь параграфов), заключения, списка литературы и приложений.
Таким образом, в результате проведенного исследования были сделаны соответствующие выводы.
а) в результате исследования сущности казначейского исполнения бюджета было предложено термин «казначейское исполнение бюджета муниципального образования» трактовать с позиции комплексного подхода как законодательно регламентированный процесс исполнения местного бюджета, реализуемый через совокупность последовательных действий базовых и дополнительных финансовых институтов с определенным набором функций и полномочий, закрепленных законодательно, для достижения запланированных бюджетных показателей, основанный на применении казначейских принципов и использовании казначейских технологий его участниками, для достижения целей, задач и результатов муниципальной финансовой политики.
б) процесс исполнения местного бюджета регламентирован, обязанности участвующих органов закреплены в нормативных актах. Деятельность органов Федерального казначейства в процессе исполнения муниципального бюджета должна быть связана с реализацией исключительно организационно-обеспечительных полномочий по кассовому обслуживанию исполнения и созданием единого информационного пространства деятельности публично-правовых образований, а финансовые органы муниципального образования, выполняя полный спектр исполнительно-распорядительных полномочий, реализуют право органов местного самоуправления на самостоятельность, выраженную в том числе в самостоятельном формировании, утверждении, исполнении местных бюджетов при соблюдении бюджетного и налогового законодательства.
в) проведенное исследование теоретических основ казначейского исполнения местного бюджета позволило заложить методологическую базу для освещения практических аспектов организации казначейской системы исполнения местных бюджетов в отдельных муниципальных образованиях с учетом специфики их социально-экономического развития, использования тех или иных моделей кассового обслуживания исполнения бюджетов.
г) анализ исполнения бюджета Алькеевского района по доходам показал, что бюджет Алькеевского муниципального района Республики Татарстан в 2015 году был исполнен с превышением доходов над расходами (профицитом) на 13 257 тыс. руб. В 2016-2017 гг. плановый бюджет предусматривает равенство доходов и расходов. В целом можно отметить следующую специфику исполнения бюджета Алькеевского муниципального района Республики Татарстан: в доходах преобладают безвозмездные поступления, характеризующие зависимость бюджета от межбюджетных трансфертов; в расходах преобладают расходы на образование.
д) бюджетные полномочия органов местного самоуправления Алькеевского муниципального района Республики Татарстан регулируются Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Алькеевском муниципальном районе Республики Татарстан от 5 ноября 2013 года № 37, утвержденным Решением Совета Алькеевского муниципального района Республики Татарстан.
е) процесс комплексного социально-экономического развития муниципальных образований включает в себя не только механизмы разработки и реализации соответствующих муниципальных программ, но и, самое главное, этапы оценки потенциала и ресурсов развития территорий муниципальных образований, стратегическое прогнозирование их развития, системное управление муниципальными целевыми программами, а также механизмы и меры, обеспечивающие их реализацию, в частности, увязывание бюджетного процесса с процессом долгосрочного бюджетного планирования.
ж) внедрение программно-целевого бюджетирования осложнено наличием в отдельных случаях методологических трудностей в измерении результатов деятельности отраслевых органов, необходимостью более тесной интеграции планирования результатов реализации муниципальных программ и бюджетного процесса, проблемами при формировании системы увязки трехлетнего периода планирования бюджета с периодом действия принятых муниципальных программ, а также обеспечением одновременного реформирования принципов управления, перехода от административного метода управления к использованию высокого уровня ответственности участников бюджетного процесса.
з) важную роль играет информационно-технический аспект. Предлагаемый механизм, при котором программы станут настоящим ядром системы исполнения бюджета, возможно реализовать в условиях внедрения информационных технологий, обеспечивающих взаимосвязь информации об исполнении бюджета с результатами деятельности учреждений, автоматизации процессов формирования единой системы целей и задач деятельности органов местного самоуправления, раз-работки, планирования и исполнения муниципальных программ.
а) в результате исследования сущности казначейского исполнения бюджета было предложено термин «казначейское исполнение бюджета муниципального образования» трактовать с позиции комплексного подхода как законодательно регламентированный процесс исполнения местного бюджета, реализуемый через совокупность последовательных действий базовых и дополнительных финансовых институтов с определенным набором функций и полномочий, закрепленных законодательно, для достижения запланированных бюджетных показателей, основанный на применении казначейских принципов и использовании казначейских технологий его участниками, для достижения целей, задач и результатов муниципальной финансовой политики.
б) процесс исполнения местного бюджета регламентирован, обязанности участвующих органов закреплены в нормативных актах. Деятельность органов Федерального казначейства в процессе исполнения муниципального бюджета должна быть связана с реализацией исключительно организационно-обеспечительных полномочий по кассовому обслуживанию исполнения и созданием единого информационного пространства деятельности публично-правовых образований, а финансовые органы муниципального образования, выполняя полный спектр исполнительно-распорядительных полномочий, реализуют право органов местного самоуправления на самостоятельность, выраженную в том числе в самостоятельном формировании, утверждении, исполнении местных бюджетов при соблюдении бюджетного и налогового законодательства.
в) проведенное исследование теоретических основ казначейского исполнения местного бюджета позволило заложить методологическую базу для освещения практических аспектов организации казначейской системы исполнения местных бюджетов в отдельных муниципальных образованиях с учетом специфики их социально-экономического развития, использования тех или иных моделей кассового обслуживания исполнения бюджетов.
г) анализ исполнения бюджета Алькеевского района по доходам показал, что бюджет Алькеевского муниципального района Республики Татарстан в 2015 году был исполнен с превышением доходов над расходами (профицитом) на 13 257 тыс. руб. В 2016-2017 гг. плановый бюджет предусматривает равенство доходов и расходов. В целом можно отметить следующую специфику исполнения бюджета Алькеевского муниципального района Республики Татарстан: в доходах преобладают безвозмездные поступления, характеризующие зависимость бюджета от межбюджетных трансфертов; в расходах преобладают расходы на образование.
д) бюджетные полномочия органов местного самоуправления Алькеевского муниципального района Республики Татарстан регулируются Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Алькеевском муниципальном районе Республики Татарстан от 5 ноября 2013 года № 37, утвержденным Решением Совета Алькеевского муниципального района Республики Татарстан.
е) процесс комплексного социально-экономического развития муниципальных образований включает в себя не только механизмы разработки и реализации соответствующих муниципальных программ, но и, самое главное, этапы оценки потенциала и ресурсов развития территорий муниципальных образований, стратегическое прогнозирование их развития, системное управление муниципальными целевыми программами, а также механизмы и меры, обеспечивающие их реализацию, в частности, увязывание бюджетного процесса с процессом долгосрочного бюджетного планирования.
ж) внедрение программно-целевого бюджетирования осложнено наличием в отдельных случаях методологических трудностей в измерении результатов деятельности отраслевых органов, необходимостью более тесной интеграции планирования результатов реализации муниципальных программ и бюджетного процесса, проблемами при формировании системы увязки трехлетнего периода планирования бюджета с периодом действия принятых муниципальных программ, а также обеспечением одновременного реформирования принципов управления, перехода от административного метода управления к использованию высокого уровня ответственности участников бюджетного процесса.
з) важную роль играет информационно-технический аспект. Предлагаемый механизм, при котором программы станут настоящим ядром системы исполнения бюджета, возможно реализовать в условиях внедрения информационных технологий, обеспечивающих взаимосвязь информации об исполнении бюджета с результатами деятельности учреждений, автоматизации процессов формирования единой системы целей и задач деятельности органов местного самоуправления, раз-работки, планирования и исполнения муниципальных программ.
Подобные работы
- Управление исполнением местного бюджета муниципального образования ( на примере города Казани)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Местные бюджеты: особенности их формирования (на примере бюджета города Кызыла)
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Организация исполнения бюджетов муниципальных образований
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МУНИЦИПЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА: ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - Казначейское исполнение бюджета субъекта Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Анализ доходов и расходов местного бюджета (на примере МО Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Казначейская система исполнения бюджета
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



