Введение 3
1. Теоретические основы казначейской системы исполнения бюджета 6
1.1. Сущность казначейского исполнения бюджета 6
1.2. Процесс казначейского исполнения бюджета 13
1.3. Организационно-правовые основы казначейской системы исполнения
бюджетов 22
2. Анализ исполнения бюджета муниципального образования на примере
Алькеевского района Республики Татарстан 30
2.1. Исполнение бюджета Алькеевского района по доходам 30
2.2. Исполнение бюджета Алькеевского района по расходам 36
2.3. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления 42
3. Направления совершенствования системы казначейского исполнения бюджета
муниципального образования 52
3.1. Перспективы исполнения местного бюджета в новых условиях 52
3.2. Мероприятия по совершенствованию деятельности исполнения бюджета
муниципального образования 66
Заключение 73
Список использованных источников 76
Приложения
Конституцией Российской Федерации местное самоуправление закреплено как основополагающий институт организации власти и управления на местах. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления строится на принципе государственных гарантий местного самоуправления, реализация которого означает, прежде всего, создание системы правовых гарантий защиты местного самоуправления, его финансовой, экономической и организационной самостоятельности.
Устойчивость финансовой системы муниципальных образований напрямую зависит от качества управления муниципальными финансами. Повышение эффективности управления муниципальными финансами предполагает формирование целостной системы управления финансами, повышение качества управления бюджетным процессом в том числе, посредством организации действенной системы исполнения бюджетов муниципальных образований.
Казначейская система способствует бесперебойному и в полном соответствии с законом исполнению бюджетов в условиях многоуровневой бюджетной системы Российской Федерации. Кроме этого, применение передовых казначейских технологий обеспечивает оптимизацию процесса управления общественными финансовыми ресурсами, контроль за целевым использованием бюджетных средств, повышение эффективности бюджетных расходов, что, в свою очередь, выступает в качестве объективных предпосылок к повышению качества государственных и муниципальных услуг.
Исходя из этого, казначейская система исполнения бюджетов перманентно совершенствуется, ее функционал расширяется, принимаются меры по стандартизации и оптимизации казначейских технологий, направленные на унификацию казначейских процедур и обеспечение повышения эффективности, прозрачности и доступности информации в сфере общественных финансов.
Развитие казначейского исполнения бюджетов бюджетной системы остается одним из ключевых элементов государственной бюджетной политики и всего 3 комплекса реформ бюджетной сферы. Специфика казначейского исполнения местных бюджетов заключается в необходимости организации эффективного взаимодействия органов Федерального казначейства и финансовых органов муниципальных образований в части оптимального разграничения полномочий между ними по принципу устранения дублируемых функций и достижения максимальных показателей эффективности в процессе исполнения местных бюджетов.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения одной из приоритетных задач финансовой политики государства - обеспечения комплексного устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований - самого многочисленного и проблемного звена системы публично-правовых образований Российской Федерации. Именно на уровне муниципальных образований складываются устойчивые экономические, финансовые и социальные отношения.
Цель исследования - теоретическое обоснование роли казначейской системы в процессе исполнения бюджетов муниципальных образований и выработке комплекса практических мер по повышению эффективности казначейского исполнения бюджета на примере Алькеевского района Республики Татарстан.
В соответствии с выбранной целью были обозначены для решения следующие задачи:
а) рассмотреть сущность казначейского исполнения бюджета;
б) изучить процесс казначейского исполнения бюджета;
в) исследовать организационно-правовые основы казначейской системы исполнения бюджетов;
г) провести анализ исполнения бюджета Алькеевского района по доходам;
д) провести анализ исполнения бюджета Алькеевского района по расходам;
е) рассмотреть бюджетные полномочия органов местного самоуправления;
ж) изучить перспективы исполнения местного бюджета в новых условиях;
з) предложить мероприятия по совершенствованию деятельности исполнения бюджета муниципального образования.
Предметом исследования выступают финансово-организационные отношения, возникающие в процессе казначейского исполнения бюджета муниципального образования.
Объектом исследования является процесс казначейского исполнения бюджета Алькеевского района Республики Татарстан.
Информационно база исследования сформировалась на основе законодательных актов Российской Федерации (Бюджетного кодекса РФ, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-законодательных актов Министерства финансов Российской Федерации, Казначейства России), учебников и учебных пособий по бюджетной системе РФ, организации исполнения бюджета, периодических изданий и так далее.
В процессе работы применялись общенаучные подходы: морфологический метод, метод детализации и обобщения, сравнительный анализ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформированные выводы дополняют и развивают теоретические представления о казначейской системе исполнения местных бюджетов и могут быть использованы в качестве теоретической и методологической базы для разработки мер повышения качества казначейского исполнения бюджетов муниципальных образований в рамках реализации современного этапа бюджетной реформы, характеризующегося усилением роли казначейской системы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в выработке конкретных рекомендаций, создающих методическую и практическую основу для совершенствования казначейского исполнения местных бюджетов, определении перспектив внедрения новых инструментов и казначейских технологий, обеспечивающих повышение качества управления бюджетными потоками на муниципальном уровне в условиях реализации бюджетной реформы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (восемь параграфов), заключения, списка литературы и приложений.
Таким образом, в результате проведенного исследования были сделаны соответствующие выводы.
а) в результате исследования сущности казначейского исполнения бюджета было предложено термин «казначейское исполнение бюджета муниципального образования» трактовать с позиции комплексного подхода как законодательно регламентированный процесс исполнения местного бюджета, реализуемый через совокупность последовательных действий базовых и дополнительных финансовых институтов с определенным набором функций и полномочий, закрепленных законодательно, для достижения запланированных бюджетных показателей, основанный на применении казначейских принципов и использовании казначейских технологий его участниками, для достижения целей, задач и результатов муниципальной финансовой политики.
б) процесс исполнения местного бюджета регламентирован, обязанности участвующих органов закреплены в нормативных актах. Деятельность органов Федерального казначейства в процессе исполнения муниципального бюджета должна быть связана с реализацией исключительно организационно-обеспечительных полномочий по кассовому обслуживанию исполнения и созданием единого информационного пространства деятельности публично-правовых образований, а финансовые органы муниципального образования, выполняя полный спектр исполнительно-распорядительных полномочий, реализуют право органов местного самоуправления на самостоятельность, выраженную в том числе в самостоятельном формировании, утверждении, исполнении местных бюджетов при соблюдении бюджетного и налогового законодательства.
в) проведенное исследование теоретических основ казначейского исполнения местного бюджета позволило заложить методологическую базу для освещения практических аспектов организации казначейской системы исполнения местных бюджетов в отдельных муниципальных образованиях с учетом специфики их социально-экономического развития, использования тех или иных моделей кассового обслуживания исполнения бюджетов.
г) анализ исполнения бюджета Алькеевского района по доходам показал, что бюджет Алькеевского муниципального района Республики Татарстан в 2015 году был исполнен с превышением доходов над расходами (профицитом) на 13 257 тыс. руб. В 2016-2017 гг. плановый бюджет предусматривает равенство доходов и расходов. В целом можно отметить следующую специфику исполнения бюджета Алькеевского муниципального района Республики Татарстан: в доходах преобладают безвозмездные поступления, характеризующие зависимость бюджета от межбюджетных трансфертов; в расходах преобладают расходы на образование.
д) бюджетные полномочия органов местного самоуправления Алькеевского муниципального района Республики Татарстан регулируются Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Алькеевском муниципальном районе Республики Татарстан от 5 ноября 2013 года № 37, утвержденным Решением Совета Алькеевского муниципального района Республики Татарстан.
е) процесс комплексного социально-экономического развития муниципальных образований включает в себя не только механизмы разработки и реализации соответствующих муниципальных программ, но и, самое главное, этапы оценки потенциала и ресурсов развития территорий муниципальных образований, стратегическое прогнозирование их развития, системное управление муниципальными целевыми программами, а также механизмы и меры, обеспечивающие их реализацию, в частности, увязывание бюджетного процесса с процессом долгосрочного бюджетного планирования.
ж) внедрение программно-целевого бюджетирования осложнено наличием в отдельных случаях методологических трудностей в измерении результатов деятельности отраслевых органов, необходимостью более тесной интеграции планирования результатов реализации муниципальных программ и бюджетного процесса, проблемами при формировании системы увязки трехлетнего периода планирования бюджета с периодом действия принятых муниципальных программ, а также обеспечением одновременного реформирования принципов управления, перехода от административного метода управления к использованию высокого уровня ответственности участников бюджетного процесса.
з) важную роль играет информационно-технический аспект. Предлагаемый механизм, при котором программы станут настоящим ядром системы исполнения бюджета, возможно реализовать в условиях внедрения информационных технологий, обеспечивающих взаимосвязь информации об исполнении бюджета с результатами деятельности учреждений, автоматизации процессов формирования единой системы целей и задач деятельности органов местного самоуправления, раз-работки, планирования и исполнения муниципальных программ.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 г., № 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016 г.). - Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 11.06.16 г.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 г., № 131-ФЗ (ред. от
15.02.2016 г.). - Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 11.06.16 г.
3. О Федеральном казначействе: постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г., № 703 (ред. от 13.04.2016 г.). - Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 11.06.16 г.
4. Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: приказ Минфина России от 18.12.2013 г., № 125н (ред. от 01.12.2015 г.). - Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 11.06.16 г.
5. Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации: утверждено Банком России 24.04.2008 г., № 318-П (ред. от 16.02.2015 г.). - Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 11.06.16 г.
6. О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов: Приказ Казначейства России от 10.10.2008 г., № 8н (ред. от 04.12.2015 г.). - Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 11.06.16 г.
7. Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Алькеевском муниципальном районе Республики Татарстан: Решение Совета Алькеевского муниципального района Республики Татарстан от 5 ноября 2013 года № 37. - Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 11.06.16 г.
8. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учебное пособие / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач. - М.: Кнорус, 2015. - 634 с.
9. Андросова Л.Д. Организация исполнения бюджета: Учебное пособие / Л.Д. Андросова; под ред. В.В. Карчевского. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 206 с.
10. Артемьева С.С. Бюджетная система Российской Федерации / С.С. Артемьева. - Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2012. - 289 с.
11. Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система: Учебник / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук; под ред. М.П. Афанасьева. - М.: Юрайт, 2012. - 777 с.
12. Будагова Н.В. Модели казначейского исполнения бюджетов / Н.В. Будагова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. - № 31. - С. 21-26.
13. Бурлаков П.И. Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов Федеральным казначейством / П.И. Бурлаков, Ю.А. Чемоданова // Финансы. - 2010. - № 8. - С. 27-30.
14. Вагина Н. С. Практика кассового обслуживания учреждений нового типа / Н.С. Вагина, В.В. Шишкина // Финансы. - 2012. - № 2. - С. 28-29.
15. Вассель Т.А. Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах / Т.А. Вассель // Финансы . - 2013. - № 4. - С. 16¬20.
16. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Проспект, 2014. - 440 с.
17. Дадашева А.З. Финансы: Учебник / Дадашева А.З. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 178 с.
18. Денисенко С.Н. Казначейская система исполнения бюджета в условиях внедрения новых механизмов финансового обеспечения муниципальных 77
учреждений / С.Н. Денисенко // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2012. - № 2. - С. 71-80.
19. Денисенко С.Н. Развитие казначейской системы исполнения местных бюджетов в условиях бюджетной реформы: дис. ... канд. эконом. наук. Ростов- на-Дону, 2014. 217 с.
20. Джурбина Е.М. Организация исполнения бюджета: Учебное пособие / Е.М. Джурбина, Ш.А. Агаян, Е.В. Пирская. - Ставрополь, 2015. - 227 с.
21. Епифанова В.И. Оптимизация и совершенствование организационно- функциональной структуры казначейства / В.И. Епифанова // Социально - экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы: материалы IX Международной научно-практической конференции. - Курск: ВЗФЭИ, 2011. - С. 280 с.
22.Зарубин С.В. Информация о деятельности государственных и муниципальных учреждений становится доступной / С.В. Зарубин // Финансы. - 2013. - № 7. - С. 24-25.
23. Иванова Н.Г. Государственные (муниципальные) учреждения в условиях реформы бюджетного сектора / Н.Г.Иванова. - СПб.: изд-во СПбГЭУ, 2013. - 158 с.
24. Изабакаров И.Г. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / И.Г. Изабакаров. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
25. Климов В.В. О формировании бюджетной стратегии на региональном и муниципальном уровне / В.В. Климов, А.А. Михайлова // Финансы. - 2011. - № 2. - С. 9-14.
26. Ковтун Л.Р. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами Федерального казначейства / Л.Р. Ковтун // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2013. - № 6.
27. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие / Л.Ф. Курченко. - М.: Дашков и К, 2012. - 252 с.
28. Лукашов А.И. Повышение качества кассового обслуживания региональных и местных бюджетов / А.И. Лукашов // Финансы. - 2012. - № 11. - С. 19-22.
29. Лукашов А.И. Эволюция кассового обслуживания исполнения региональных и местных бюджетов / А.И. Лукашов, Л.В. Ежкова // Финансы. - 2012. - № 8. - С. 31-33.
30. Мишина С.В. Принципы организации муниципальных финансов России на современном этапе / С.В. Мишина // Бухгалтерский учет в бюджетных и не-коммерческих организациях. - 2011. - № 21.
31. Мокаев А.М. бюджетная система как показатель эффективности управления на региональном и муниципальном уровне / А.М. Мокаев // Интеллектуаль-ный потенциал XXI века: ступени познания. - 2012. - № 13. - С. 121-125.
32. Молвинских М.А. Особенности бюджета муниципального образования / М.А. Молвинских // Наука и современность. - 2015. - № 37-2. - С. 119-122.
33. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 393 с.
34. Нечаев А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А.С. Нечаев, Д.А. Антипин, О.В. Антипина - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 265 с.
35. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А.С. Нешитой. - М.: Дашков и К, 2014. - 312 с.
36. Перцов Л.В. Бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений: бюджетные, автономные, казенные / Л.В. Перцов // Руководитель бюджетной организации. - 2011. - № 3. - С. 11-21.
37. Предеина Е.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие / Е.В. Предеина. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012.
38. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 375 с.
39. Ржевская Т.Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета (теория и практика формирования бюджетных пропорций): монография / Т.Г. Ржевская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 159 с.
40. Романова Т.Ф. Казначейское дело: методология и практика / Т.Ф. Романова,
Л.В. Богославцева, В.М. Терентьева. - Ростов-н/Д: АзовПечать, 2011. - 208
с.
41. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. - М.: Юрайт, 2013. - 539 с.
42. Сабитова Н.М. Бюджетное устройство Российской Федерации: теория и практика: монография / Н.М. Сабитова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 132 с.
43. Селезнев А.З. Бюджетная система РФ: учебное пособие / А.З. Селезнев. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 448 с.
44. Федерова А.Ю. Организация процесса кассового обслуживания исполнения бюджетов казначейскими органами / А.Ю. Федерова, Н.И. Дорожкина, Р.Ю. Черкашнев // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 3. - С. 137-142.
45. Финансы: учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 735 с.
46. Шевелева Н.А. Бюджетная система России / Н.А. Шевелева. - СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2013 - 280 с.
47.Заключение на проект решения районного Совета «О бюджете муниципального образования «Алькеевский муниципальный район» на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 гг.» [Электронный ресурс]: Портал Альке-евского муниципального района, 2016. - Режим доступа:
http:ZZalkeevskiy.tatarstan.ru.
48. О государственном стратегическом планировании: проект Федерального за-кона № 143912-6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: ZZeconomy.gov.ru.
49. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Алькеевского района за 2013 год [Электронный ресурс]: Портал Алькеевского муниципального рай-она, 2016. - Режим доступа: http://alkeevskiy.tatarstan.ru.
50. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Алькеевского района за
2014 год [Электронный ресурс]: Портал Алькеевского муниципального рай-она, 2016. - Режим доступа: http://alkeevskiy.tatarstan.ru.
51. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Алькеевского района за
2015 год [Электронный ресурс]: Портал Алькеевского муниципального рай-она, 2016. - Режим доступа: http://alkeevskiy.tatarstan.ru.