Введение 4
Глава 1 Теоретические основы организации взаимодействия «учитель - ученик» с учетом состояния межличностных отношений в классе 8
1.1 Организация взаимодействия «учитель-ученик» как предмет
педагогической науки 8
1.2 Структура и функции взаимодействия «учитель-ученик» 16
1.3 Факторы эффективности взаимодействия «учитель-ученик» 21
Выводы по первой главе 32
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия «учитель - ученик» с учетом состояния межличностных отношений в классе 34
2.1 Опытно-экспериментальная работа по проверке условий
эффективности организации взаимодействия «учитель - ученик» 34
2.2 Результаты опытно-экспериментальной проверки условий
эффективности организации взаимодействия «учитель - ученик» 35
2.3 Педагогические условия эффективности организации взаимодействия
«учитель - ученик» с учетом состояния межличностных отношений в классе 45
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложение
Актуальность. В настоящее время на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме взаимодействия в профессионально-педагогической деятельности.
Педагоги - теоретики и практики - рассматривают взаимодействие как условие развития творческих способностей, повышения профессионализма, как механизм связи семьи и школы, как фактор личностного саморазвития учащихся и т.п. Это далеко не полное перечисление показывает разнообразие подходов к взаимодействию учителя и ученика в образовательном пространстве.
Оптимально организованное педагогическое общение позволяет эффективно влиять на социально-психологический климат коллектива, предупреждать межличностные конфликты.
В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально - творческие. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между учителем и учеником. В число наиболее сложных задач, встающих перед учителем, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с учениками, чтобы этот неповторимый процесс состоялся.
Современная ситуация требует пересмотра традиционного представления о позициях педагога и воспитанника в учебном процессе, стиля взаимоотношений, взаимодействий, особенностей общения между учителем и учеником, подчеркивает мысль о том, что оптимизация педагогического общения происходит через осознание содержания образования, умелое использование в индивидуальной педагогической деятельности всех факторов, способных улучшить взаимоотношение, взаимодействие учителя и ученика.
Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально - педагогического общения, а следовательно, и отсутствием психологических условий для эффективного взаимодействия учителя с учеником.
Целью нашей работы является выявление условий эффективности организации взаимодействия «учитель - ученик» с учетом состояния межличностных отношений в классе.
Объект исследования: организация взаимодействия «учитель ученик».
Предмет исследования: условия эффективности организации взаимодействия «учитель - ученик» с учетом состояния межличностных отношений в классе.
Гипотеза исследования: взаимодействие «учитель - ученик» с учетом состояния межличностных отношений в классе будет эффективным, если учитель:
- создаёт условия для эмоциональной и содержательной поддержки каждого учащегося в процессе его взаимодействия с классом;
- даёт возможность каждому ребёнку утвердиться в себе, в своих силах при общении с другими учащимися;
- создаёт для учащегося условия для адекватного контроля и оценки, целеполагания и планирования собственной деятельности и деятельности группы.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Уточнить содержание базовых понятий и категорий исследования.
2. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить основы организации взаимодействия «учитель-ученик».
3. Определить условия эффективности организации взаимодействия «учитель - ученик» с учетом состояния межличностных отношений в классе.
Степень разработанности проблемы. Проблема развития педагогического взаимодействия отражена в исследованиях, которые можно объединить по ряду направлений. Педагогическое взаимодействие исследовалось в трудах зарубежных авторов - Я. А. Коменского, Д. Локка, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, З. Хелуса и др., в трудах отечественных ученых - П. А. Апакаева, Ю. Н. Горошко, В. В. Давыдова, Г. Л. Драндрова, 2 О. В. Кирилловой, В. В. Краевского, Н. А. Лызь, А. М. Новикова, Т. А. Писаревой, В. М. Розина, В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых, Г. Г. Тенюковой, К. Д. Ушинского, Е. В. Хайруллиной. Особое внимание эти исследователи уделяли принципам (как организуется) и механизмам (как реализуется) педагогического взаимодействия, педагогическим условиям, при которых оно становится максимально эффективным. Изучением различных аспектов педагогического взаимодействия занимались С. Н. Батракова, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, С. И. Гессен, Е. В. Куркина, В. А. Луков, А. В. Моров, А. М. Новиков, И. П. Подласый, А. И. Рытов и др. Речь идет об исследовании основных его форм (субъект-субъектные и субъект-объектные отношения), учебно-дидактических и социально-психологических компонентов педагогического взаимодействия, характера и содержания деятельности обучения и учения, которые исследовались в управленческом, структурном, технологическом, субъективно-личностном аспектах.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №8 город Елабуга, Республика Татарстан. Общее количество респондентов составило 39 человек, из них 29 учащихся и 10 учителей.
Практическая значимость. Экспериментально полученные в работе данные и результаты их теоретического рассмотрения предоставляют достаточно богатый материал для организации эффективного взаимодействия учителя и класса в учебно-воспитательном процессе.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы были представлены на Итоговой научно- образовательной конференции студентов КФУ (г.Елабуга, 2016).
Структура выпускной квалификационной работы: работа
состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, «сенсорной остроте», установлению «раппорта» и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, от умения слушать, понимать ученика, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, от умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.
В настоящей работе были рассмотрены социально-психологические факторы эффективности общения учителей и учащихся. Все эти факторы являются профессионально важными качествами педагога, необходимыми для эффективного педагогического общения. К таким качествам относят: интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умения общения, коммуникативные качества, способность к эмпатии и пониманию людей; оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей учащихся; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении, умение управлять собой, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации); умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»). Уважение, внимание, забота и одобрение учителей повышают у любого ученика чувство собственной ценности и приводят к формированию позитивной самооценки и соответствующей Я-концепции. Отрицательные эмоции побуждают стремление избежать контакта с негативным событием, то есть ученик отказывается выполнять задание, которое у него плохо получается, а положительные эмоции побуждают действия поддержки позитивного события. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.
Целью нашего исследования было выявление условий эффективности организации взаимодействия «учитель - ученик» с учетом состояния межличностных отношений в классе. Исследование было проведено на базе МБОУ СОШ №8 город Елабуга, Республика Татарстан. Общее количество респондентов составило 39 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов
На первом этапе была произведена диагностика межличностных отношений.
На втором этапе, на основе полученных результатов, нами были произведен опрос учителей на отношение к ученикам
Исследование проводилось с целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы, которая говорит, взаимодействие «учитель - ученик» с учетом состояния межличностных отношений в классе будет эффективным, если учитель:
- создаёт условия для эмоциональной и содержательной поддержки каждого учащегося в процессе его взаимодействия с классом;
- даёт возможность каждому ребёнку утвердиться в себе, в своих силах при общении с другими учащимися;
- создаёт для учащегося условия для адекватного контроля и оценки, целеполагания и планирования собственной деятельности и деятельности группы.
С целью диагностики отношений учителей к учащимся был составлен авторский опросник, который включает в себя 17 вопросов закрытого типа.
Для исследования межличностных отношений нами был использован метод социометрии.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: в классе эмоциональный климат группы более чем для половины группы воспитанников более благоприятный, что положительно влияет на их учебную мотивацию.
Проанализировав данные опросника можно сделать выводы: что только 50 % учителей, создают условия для эмоциональной и
содержательной поддержки каждого учащегося; дают возможность каждому ребёнку утвердиться в себе, в своих силах при общении с другими учащимися; создают для учащегося условия для адекватного контроля и оценки, целеполагания и планирования собственной деятельности и деятельности группы; 30% учителей создают все выше сказанное, но очень редко. Остальные 20 % и вовсе не создают условия для эффективного взаимодействия с учащимися.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2010. - 384 с
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Наука, 2003. - 224 с.
3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
4. Батищев Г.С. За воспитание, но другодоминантное // Вестник высшей школы. 1989. №11. с. 35-38.
5. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитания. - М.: Прогресс, 1994. - 583
6. Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах. - М.: Просвещение, 1981. - 128 с.
7. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2009.- 512 с
8. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение.
1990. - 144с.
9. Деятельности лектора // Вопросы лекционной пропаганды. М.: Знание, 1975. Вып. 2.
10. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение,
1991. - 192с
11. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384с.
12. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. - Самара, 1998.
13. И.П. Андриади. Основы педагогического мастерства. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. — 160 с. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.
14. Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982.
15. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер. 2009. - 576 с.
16. Каган, М. С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений /М. С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319с.
17. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
18. Коротаева Е.В. Директор - учитель - ученик: Пути взаимодействия. -
М.: Сентябрь,2007. - 144 с
19. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
20. Леонтьев, А. А. Психология общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. А. Леонтьев. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368с
21. Лефрансуа, Г. Прикладная педагогическая психология / Г. Лефрансуа. - СПб.: Поайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 576 с.
22. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика: учебно-методическое пособие / под ред. М.И. Лукьяновой. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - 176 с.
23. Личность в деятельности и общении. Ростов н/Д.: Гефест, 1997.
24. Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А. А. Лобанов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 192с.
25. Макаренко А.С. Собр. соч. Т. 4М.: Изд-во АПН, 1957. - 288.
26. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования: книга для педагога / В.Н. Максимова. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. - 99 с.
27. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
28. Метельский Г.И. Понимание личности ученика и коммуникативные умения педагога Гродно, 1980.- 136с. Ч. 1.
29.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ Сфера, 2001.
30. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега, 1994.
31. Основы педагогического мастерства / Под. ред. И.Я. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.
32. Реан А.А., Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2010 -- 304 с.
33. Роджерс К. Клиент - центрированная психотерапия. М.: Эксмо, 2002
- 512с.
34. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008 - 128 с.
35. Селиванов В.С. основы общей педагогики: теория и методика воспитания - М., Издательский центр «Академия», 2010. - 336с
36. Сенько, Ю. В., Фроловская, М. Н. Учитель-ученик: возможность понимания /Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. - Б.: изд-во АГУ, 2005.
- 50с
37. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина -- М.: Изд-во "Академия", 2002. - 576 с
38. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2007. С. - 365, 414-425.
39. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов на Дону: Феникс, 1999.
40. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975.
41. Федотова Е.Л. Теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия. — Иркутск, 1997. — 114 с
42. Фроловская, М. Н. Педагогика искусства /М. Н. Фроловская. - Б.: изд-во АГУ, 2007. - 130с.
43. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения.
Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя. / А.В.Хуторской. - М.: Владос, 2005. - 383 с.
44. Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. - М.: Аркти, 2007. -250 с