ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ
КРУПНОМАСШТАБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНА 6
1.1. Понятие и виды крупномасштабных мероприятий 6
1.2. Правовые основы реализации крупномасштабных мероприятий 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ КРУПНОМАСШТАБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РОССИИ 23
2.1. Оценка социально-экономического развития регионов России 23
2.2. Сравнительный анализ проведения крупномасштабных спортивных
мероприятий в регионах России и их влияние на развитие региона 35
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНОМАСШТАБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ 43
3.1. Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию реализации
крупномасштабных мероприятий на развитие регионов России 43
3.2. Пути совершенствования процесса реализации крупномасштабных
мероприятий в регионах России 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
Созданию условий для устойчивого развития и качественного развития территории, включающему социальное обеспечение, подъем экономики, развитие ресурсного и хозяйственного потенциала, способствуют инвестиции, привлекаемые в регион. Инструментом их реализации являются крупномасштабные мероприятия. Крупномасштабные мероприятия в системе устойчивого развития региона приобретают особое значение в условиях становления автономности регионов и расширения возможностей для использования собственных ресурсов в развитии региона и страны в целом.
Вектор развития региона во многом определяется ключевыми показателями социо-эколого-экономической системы. Эффективные управленческие решения, направленные на существующие проблемы региона, раскрывают потенциал развития и подкрепляются улучшением ключевых показателей. Субъекты Российской Федерации при формировании управленческих решений осуществляют выбор направлений расходования бюджетных средств: либо на текущие нужды объектов и учреждений социальной сферы, либо на реализацию крупных проектов, обеспечивающих значительные поступления финансовых средств в региональный бюджет.
Увеличивающийся объем последнего является основой решения социальных проблем наиболее рациональным образом. Оценка эффективности и выбор крупных проектов для последующей реализации жестко детерминируют показатели стандартов уровня жизни населения. Ввиду этого первичным является планирование крупномасштабных мероприятий, а показатели уровня жизни населения выступают как результирующие.
Проведение крупномасштабных мероприятий ведет к росту экономики и соответственно доходов регионального (городского) бюджета. В связи с наличием устойчивой тенденции к социализации промышленно развитых государств расширяется практика использования крупномасштабных мероприятий для решения задач социально-экономического развития их регионов.
Степень разработанности темы. Существенный вклад в развитие теории региональной экономики внесли представители российской экономической школы. Проблемы территориальной организации плановой экономики и вопросы ее рыночной трансформации с учетом регионального компонента изучены в трудах А.В. Андреева, В.В. Кистанова, В.В. Курнышева, Т.Г. Морозовой, Г. Поляка, Г.Г. Фетисова, В.Н. Чапек и другие.
Объект выпускной квалификационной работы - регионы России (Краснодарский край, Республика Татарстан, Челябинская область, Ханты- Мансийский автономный округ, Нижегородская область).
Предмет выпускной квалификационной работы - влияние крупномасштабных мероприятий на развитие региона.
Цель выпускной квалификационной работы - провести анализ и выявить перспективы реализации крупномасштабных мероприятий в регионах России и их влияние на социально-экономическое развитие.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- рассмотреть понятие и виды крупномасштабных мероприятий;
- изучить правовые основы реализации крупномасштабных мероприятий;
- провести анализ социально-экономического развития регионов России;
- провести сравнительный анализ крупномасштабных спортивных мероприятий в регионах России;
- провести оценку эффективности мероприятий по совершенствованию реализации крупномасштабных мероприятий на развитие регионов России;
- предложить пути совершенствования реализации крупномасштабных мероприятий в регионах России.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, в которых сформулированы теории региональной экономики и регионального развития, теории инвестиционных решений, теории управления проектами, теории брендинга территории.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В первой главе изучены теоретические аспекты влияния крупномасштабных мероприятий на развитие региона. Во второй главе проведен анализ влияния крупномасштабных мероприятий на развитие регионов России. В третьей главе выявлены перспективы реализации крупномасштабных мероприятий в регионах России и их влияние на социально-экономическое развитие.
Таким образом, по результатам проведенного исследования были сделаны соответствующие выводы.
1. Исследование понятия и видов крупномасштабных мероприятий позволило сделать вывод, что крупномасштабные мероприятия стали важным элементом государственной политики регионов и страны в целом. Проведение данных мероприятий (особенно спортивного направления), значительно увеличивает туристический поток в регионе, розничную торговлю, имеются и другие положительные стороны.
2. Организация крупных международных мероприятий имеет большое значение для Российской Федерации. На современном этапе правовое регулирование проведения крупномасштабных мероприятий наиболее полно разработано в области проведения спортивных мероприятий, так как спортивно-зрелищные мероприятия традиционно являются одной из популярных форм массового досуга населения в нашей стране.
В правовой системе Российской Федерации постепенно складывается значительный массив правовых предписаний - норм законодательного, подзаконного и локального уровней, посвященных урегулированию общественных отношений в области физической культуры, массового спорта, спорта высших достижений, профессионального спорта, других областях физкультурно-спортивного движения, а также в смежных с ними сферах общественной деятельности, хотя и здесь имеются свои пробелы. Так, в России нет общего законодательного акта, который регулировал бы крупномасштабные мероприятия и раскрывал такие понятия, как «крупномасштабное мероприятие», отраслевые понятия, например, «спортивное крупномасштабное мероприятие». Единый нормативный акт, раскрывающий понятийный аппарат и регулирующий основы проведения крупномасштабных мероприятий в России намного упростил бы стуацию. Спецификой правового регулирования крупномасштабных мероприятий является разработка не единых нормативно-правовых актов, а отдельно под каждое мероприятие.
3. Проведенный анализ социально-экономического положения Краснодарского края, Республики Татарстан, Челябинской области, Ханты- Мансийского автономного округа и Нижегородской области показал, что по ряду показателей в 2015 году наблюдалось снижение в связи с прекращение реализации крупных спортивных мероприятий (по некоторым наблюдался упадок - объемы выполненных работ в строительстве, объемы инвестиций). Важным фактором, оказывающим отрицательное влияние, продолжает оставаться внешнее ограничение, слабая позиция рубля, высокая ключевая ставка и тому подобное.
Из всех исследованных регионов наиболее лучшие темпы развития показали Краснодарский край и республика Татарстан, причем первый превосходит по некоторым показателям (развитие промышленного производства, уровня безработицы). Единственными показателями, имеющими тенденцию к снижению в Краснодарском крае, были объемы строительства и объем инвестиций в регион, что было вызвано прекращением работ по строительным объектам и проведением спортивных мероприятий. В Республике Татарстан, помимо снижения объема строительных работ и инвестиций наблюдался небольшой спад промышленного производства. В Челябинской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Нижегородской области, в свою очередь, отмечается снижение по многим показателям.
4. Для определения влияния крупномасштабных мероприятий на развитие регионов России были отобраны проведенные спортивные соревнования международного уровня:
а) XXII Олимпийские зимние игры - международное спортивное мероприятие, проходившее в российском городе Сочи (Краснодарский край) с 7 по 23 февраля 2014 года.
б) XXVII Всемирная летняя Универсиада - всемирные студенческо- молодежные спортивные соревнования, которые прошли в городе Казани (Республика Татарстан) с 6 по 17 июля 2013 года.
в) Чемпионат мира по дзюдо 2014 года - проходил в Челябинске (Челябинская область) с 25 по 31 августа 2014 года.
г) 15-й Международный турнир имени Анатолия Карпова (Пойковский 2014) - проходил в пгт. Пойковский (Ханты-Мансийский автономный округ) с 1 по 20 мая 2014 года.
д) 28-й Чемпионат Европы по художественной гимнастике - проходил в Нижнем Новгороде (Нижегородская область) с 29 мая по 3 июня 2012 года.
5. Сравнительный анализ влияния крупномасштабных мероприятий на развитие регионов России позволил выделить показатели, являющиеся индикаторами социально-экономического развития во время проведения спортивных мероприятий. Так, значимым показателем стал уровень безработицы, который снижался практически во всех регионах как до, таки после проведения спортивных мероприятий. Также значимыми показателями являются объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» и инвестиции в основной капитал, при анализе которых учитывались годы до проведения спортивных мероприятий. Показатель оборота розничной торговли оказался наиболее значимым в Краснодарском крае. В целом можно отметить, что указанные показатели достаточно полно описывают развитие социально-экономического положения регионов РФ, в которых проводились спортивные мероприятия и именно на них следует опираться при анализе влияния крупномасштабных мероприятий.
Крупномасштабные спортивные мероприятия при должном организационном планировании являются стимулятором экономического роста организующего региона. Организация и проведение крупномасштабных спортивных мероприятий положительно сказываются на повышении и улучшении экономической эффективности ряда отраслей хозяйства, компаний и экономических структур, а в некоторых случаях и их развитии. Это происходит, в первую очередь, из-за того, что проведение мероприятий сопровождается развитием инфраструктуры и материально¬технической базы региона.
6. В результате проведенной оценки эффективности мероприятий по совершенствованию крупномасштабных спортивных мероприятий через расходы бюджета Республики Татарстан на физическую культуру и спорт были рассчитаны и исследованы показатели, характеризующие качество управления бюджетными расходами, текущие результаты и конечные результаты. По результатам расчетов выяснилось, что интегральное значение показателя эффективности бюджетных расходов на физическую культуру и спорт в Республике Татарстан в 2016 году составит 66,91%, что выше показателя предыдущего года, а значит, свидетельствует о росте эффективности.
7. В рамках совершенствования реализации крупномасштабных мероприятий в регионе были предложены мероприятия в Республике Татарстан, так как в данном регионе проводились многие спортивные соревнования (например, XXVII Всемирную летнюю Универсиаду в 2013 году и Чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году), а также планируются многие другие. Предложенные мероприятия включали в себя поддержание достигнутого уровня в области физической культуры и спорта; развитие массовой физической культуры; формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, повышение физической активности и подготовленности всех возрастных групп населения, создание условий для полноценного отдыха и здорового досуга, подготовки спортивного резерва и успешных выступлений спортсменов Республики Татарстан на российских и международных спортивных соревнованиях; развитие базовых паралимпийских, сурдлимпийских видов спорта и создание условий для занятий физической культурой, спортом людей с ограниченными физическими возможностями здоровья.
Вышеперечисленные мероприятия по совершенствованию реализации крупномасштабных спортивных мероприятий в Республике Татарстан позволят создавать условия для укрепления здоровья населения Республики Татарстан, улучшать демографическую ситуацию в республике, развивать и популяризировать массовый спорт и спорт высших достижений (профессиональный спорт), приобщать различные слои общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом в целях дальнейшего продвижения спортивного имиджа Татарстана на международном уровне.
1. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХП Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. от 28 июня 2014) // Собрание законодательства РФ. - 03.12.2007. - № 49. - ст. 6071.
2. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. от 3 ноября 2015) // Собрание законодательства РФ. - 10.12.2007. - № 50. - ст. 6242.
3. Федеральный закон от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. от 5 апреля 2013) // Собрание законодательства РФ. - 11.05.2009. - № 19. - ст. 2283.
2) Монографии
4. Алексеев С.В. Спортивное право России: правовые основы физической культуры и спорта: Учебник. - М.: Юнити-дана, 2012.
5. Васильев Г.А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие. / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, 2012. - 247 с.
6. Event-менеджмент: профессиональная организация успешных мероприятий / У. Хальцбаур, Э. Йеттингер, Б.Кнаус и др.; пер. с нем. Т. Фоминой. - М.: Эксмо, 2010. - С. 132.
7. Глобова С.А. Зарубежный опыт применения событийного маркетинга как инструмента повышения туристической привлекательности территории / Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2013.
8. Горчакова В.Г. Имиджелогия. Теория и практика: Учебное пособие / В.Г. Горчакова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 335 с.
9. Paul Emery Evaluating economic impacts of major sports events. Current Issues in Tourism, Volume 16, Issue 6, August 2013, p. 591.
10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Статистический сборник / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.
11. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2015: Статистический сборник / Росстат. - М., 2015. - 672 с.
12. Российский статистический ежегодник. 2015: Статистический сборник / Росстат. - М., 2015. - 728 с.
13. Формирование имиджа международного спортивного мероприятия у субъектов единого образовательного пространства / Н.В. Ванюхина, О.В. Григорьева. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 123 с.
3) Статьи из периодических изданий
14. Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебник для вузов. - М.: КноРус, 2012. - 334 с.
15. Артемова Е.И. Развитие индустрии туризма в Краснодарском крае в постолимпийский период // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 112. - С. 1-12.
16. Важенина И.С. Бренд территории: сущность и проблемы формирования // Маркетинг в России и за рубежом. - № 2. - 2012. - С.91-101.
17. Грошев И.В., Степанычева Е.В. Инструменты формирования бренда территории // Маркетинг в России и за рубежом. - № 5. - 2011. - С. 54-64.
18. Зайцев Ю.В. Правовые аспекты подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. в России // Спортивное право. - 2013. - № 1.
19. Киреева И.Р. Оценка эффективности расходов региона на физическую культуру и спорт: опыт Республики Татарстан // Вопросы экономики и права. - 2013. - № 2. - С. 127-138.
20. Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 584 с.
21. Комова О.А. Олимпийские игры - как фактор развития международного бизнеса // Российское предпринимательство. - 2013. - № 1. - С. 150-153.
22. Косенко С.Г. Оценка современного состояния туристского сектора в крае // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 14. - С. 26-30.
23. Курносов Ю.В. Сочинская Олимпиада - управленческий экзамен для России // Вестник АКСОР. - 2011. - № 3.
24. Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования. - М.: КноРус, 2012. - 254 с.
25. Манихин А.А. Место event-маркетинга в комплексе маркетинговых коммуникаций // Креативная экономика. - 2010. - № 4.
26. Мартышенко Н.С. Формирование ивент-стратегии развития въездного туризма в Приморском крае // Event-маркетинг. - 2012. - № 3.
27. Минаева Л.В. Спортивные мероприятия в контексте геобрендинга // Российская школа связей с общественностью: ежегодный альманах. - Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2013. - С.70-94.
28. Мяконьков В.Б., Плетенец И.В. Правовое обеспечение крупных спортивных международных мероприятий, проводимых в Российской Федерации // Спорт: экономика, право, управление. - 2013. - № 2.
29. Региональная экономика: Учебник / Под ред. Т.Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 472 с.
30. Региональная экономика / Под ред. Г. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 464 с.
31. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 416 с.
32. Чапек В.Н. Региональная экономика: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 256 с.
33. Чеботарев А.П. Влияние проведения крупных международных мероприятий в России на экономическое развитие ее регионов (на примере XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани) // Российское предпринимательство. - 2015. - № 10. - С. 1525-1532.
4) Интернет ресурсы
34. Итоги работы Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан за 2015 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://mdms.tatarstan.ru.
35. Итоги социально-экономического развития Татарстана в 2015 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://cpei.tatarstan.ru.
36. Кондратьев А. Событийная экономика как современный фактор развития городских территорий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://businessofrussia.com.
37. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: URL: http://minfin.ru/ru/press/
speech/index.php?id_4=20855.
38. Об итогах социально-экономического развития Ханты- Мансийского автономного округа - Югры за 2015 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.depeconom.admhmao.ru.
39. Об итогах социально-экономического развития Краснодарского края в январе-декабре 2015 года [[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://economy.krasnodar.ru.
40. Оборот розничной торговли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://tatstat.gks.ru.
41. Основные показатели социально-экономического развития Челябинской области за 2015 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.econom-chelreg.ru.
42. Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2016 год и на период до 2018 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: minec.government-nnov.ru.