ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 8
1.2. Особенности мышления в подростковом возрасте 14
1.3. Факторы, влияющие на развитие мышления в подростковом
возрасте 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 8
1.2. Особенности мышления в подростковом возрасте 14
1.3. Факторы, влияющие на развитие мышления в подростковом
возрасте 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Актуальность исследования. Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов - познавательные, эмоциональные и волевые - образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность - обобщенную ориентацию в мире.
Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений. Развитие и диагностика мышления наиболее актуальная тема в обществе в силу того, что от правильности течения развития мышления и своевременной его диагностики зависит в будущем способности человека.
О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними.
В процессе обучения в школе совершенствуется, и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи. Актуальность данной темы состоит в том, что лишь в подростковом возрасте под влиянием обучения ученик начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствие какого-либо признака, той или иной причины, явления, что связано с пониманием того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин.
К подросткам приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно. И особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление начинают развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов также в подростковом возрасте, поэтому данная тема представляет особый интерес для исследования.
Подростковый возраст является кризисным для личности. В этом возрастном периоде предъявляются высокие требованиям к адаптационным механизмам личности: повышается интенсивность учебных нагрузок,
присутствует функциональная и вегетативная нестабильность, появляется противоречие между зависимостью от взрослых, новыми требованиями и образцами детского поведения.
В подростковом возрасте интенсивно развивается мышление подростка, происходит социализация.
В процесс образования и формирования личности подростка включен ряд общественных институтов: семья, школа, учреждения дополнительного образования.
В решении задач развития мышления и социализации детей большой потенциал имеют учреждения дополнительного образования.
Система дополнительного образования, в отличие от школы, в которой при всем сегодняшнем разнообразии все равно существуют жесткие стандарты, имеет все возможности для действительно вариативной педагогической деятельности. Специфические особенности системы дополнительного образования позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей. В отличие от школы, в учреждениях дополнительного образования подросток добровольно выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно.
Таким образом, дополнительное образование детей - это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития, самореализации и самоактуализации (А.Г.Асмолов, Л.Н.Буйлова, И.В.Бестужев-Лада, А.К.Бруднов, Г.П.Буданова, Н.А.Каргапольцева, М.Б.Коваль, Л.Ю.Ляшко, С.В.Сальцева, А.И.Щетинская и др.).
Актуальность исследования особенностей подростков, посещающих дополнительные образовательные учреждения, обусловлена потребностью общества в развитии творческой, социально-успешной личности.
Противоречие исследования состоит в теоретической обоснованности потенциала учреждений дополнительного образования в развитии мышления и личности подростков и недостаточной эмпирической изученности особенностей подростков, посещающих дополнительные образовательные учреждения.
Необходимость решения обозначенной проблемы обуславливает тему исследования: «Особенности мышления подростков, посещающих учреждения дополнительного образования».
Объект исследования: мышление школьников подросткового возраста.
Предмет исследования: влияние дополнительного образования на развитие мышления подростков.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что подростки, посещающие учреждения дополнительного образования отличаются более высоким уровнем развития образного, вербального, математического мышления и социального интеллекта.
Цель исследования: выявить особенности мышления подростков, посещающих учреждения дополнительного образования
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблемам развития мышления школьников.
2. Рассмотреть возрастные особенности развития мышления в подростковом возрасте.
3. Проанализировать факторы, влияющие на развитие мышления подростков.
4. Выявление особенности мышления подростков, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.
5. Выявить различия в особенностях мышления подростков, обучающихся и не обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
Методологическая основа исследования: теории деятельностного развития личности (К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский,
А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), концептуальные положения теории всестороннего развития личности в учреждениях дополнительного образования (А.Я.Журкина, О.Е.Лебедев, С.В.Сальцева, А.И.Щетинская и др.), исследования в области педагогических технологий развития мышления Г.К.Селевко.
Методы исследования:
- теоретические методы аналитического исследования, позволяющие
высказать предположения о взаимосвязи изучаемых явлений, выстроить логическую цепочку фактических доказательств и осуществить
интерпретацию полученных данных;
- эмпирические методы измерения и сравнения;
- статистические методы обработки результатов эмпирического исследования (первичная описательная статистика, t-критерий Стьюдента).
В диагностических целях были применены следующие методики:
1. Тестирование наглядно-образного и словесно-логического мышления по тесту интеллекта Айзенка.
2. Методика «Социальный интеллект» (Гилфорд).
3. Методика «Описание картин».
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов педагогами для оптимизации образовательного процесса.
Контингент испытуемых: 30 учащихся 9-х классов, не посещающих учреждения дополнительного образования и 30 учащихся 9-х классов, посещающих учреждения дополнительного образования.
Область применения: общая психология, педагогическая психология, возрастная психология.
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность - обобщенную ориентацию в мире.
Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений. Развитие и диагностика мышления наиболее актуальная тема в обществе в силу того, что от правильности течения развития мышления и своевременной его диагностики зависит в будущем способности человека.
О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними.
В процессе обучения в школе совершенствуется, и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи. Актуальность данной темы состоит в том, что лишь в подростковом возрасте под влиянием обучения ученик начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствие какого-либо признака, той или иной причины, явления, что связано с пониманием того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин.
К подросткам приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно. И особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление начинают развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов также в подростковом возрасте, поэтому данная тема представляет особый интерес для исследования.
Подростковый возраст является кризисным для личности. В этом возрастном периоде предъявляются высокие требованиям к адаптационным механизмам личности: повышается интенсивность учебных нагрузок,
присутствует функциональная и вегетативная нестабильность, появляется противоречие между зависимостью от взрослых, новыми требованиями и образцами детского поведения.
В подростковом возрасте интенсивно развивается мышление подростка, происходит социализация.
В процесс образования и формирования личности подростка включен ряд общественных институтов: семья, школа, учреждения дополнительного образования.
В решении задач развития мышления и социализации детей большой потенциал имеют учреждения дополнительного образования.
Система дополнительного образования, в отличие от школы, в которой при всем сегодняшнем разнообразии все равно существуют жесткие стандарты, имеет все возможности для действительно вариативной педагогической деятельности. Специфические особенности системы дополнительного образования позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей. В отличие от школы, в учреждениях дополнительного образования подросток добровольно выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно.
Таким образом, дополнительное образование детей - это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития, самореализации и самоактуализации (А.Г.Асмолов, Л.Н.Буйлова, И.В.Бестужев-Лада, А.К.Бруднов, Г.П.Буданова, Н.А.Каргапольцева, М.Б.Коваль, Л.Ю.Ляшко, С.В.Сальцева, А.И.Щетинская и др.).
Актуальность исследования особенностей подростков, посещающих дополнительные образовательные учреждения, обусловлена потребностью общества в развитии творческой, социально-успешной личности.
Противоречие исследования состоит в теоретической обоснованности потенциала учреждений дополнительного образования в развитии мышления и личности подростков и недостаточной эмпирической изученности особенностей подростков, посещающих дополнительные образовательные учреждения.
Необходимость решения обозначенной проблемы обуславливает тему исследования: «Особенности мышления подростков, посещающих учреждения дополнительного образования».
Объект исследования: мышление школьников подросткового возраста.
Предмет исследования: влияние дополнительного образования на развитие мышления подростков.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что подростки, посещающие учреждения дополнительного образования отличаются более высоким уровнем развития образного, вербального, математического мышления и социального интеллекта.
Цель исследования: выявить особенности мышления подростков, посещающих учреждения дополнительного образования
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблемам развития мышления школьников.
2. Рассмотреть возрастные особенности развития мышления в подростковом возрасте.
3. Проанализировать факторы, влияющие на развитие мышления подростков.
4. Выявление особенности мышления подростков, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.
5. Выявить различия в особенностях мышления подростков, обучающихся и не обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
Методологическая основа исследования: теории деятельностного развития личности (К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский,
А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), концептуальные положения теории всестороннего развития личности в учреждениях дополнительного образования (А.Я.Журкина, О.Е.Лебедев, С.В.Сальцева, А.И.Щетинская и др.), исследования в области педагогических технологий развития мышления Г.К.Селевко.
Методы исследования:
- теоретические методы аналитического исследования, позволяющие
высказать предположения о взаимосвязи изучаемых явлений, выстроить логическую цепочку фактических доказательств и осуществить
интерпретацию полученных данных;
- эмпирические методы измерения и сравнения;
- статистические методы обработки результатов эмпирического исследования (первичная описательная статистика, t-критерий Стьюдента).
В диагностических целях были применены следующие методики:
1. Тестирование наглядно-образного и словесно-логического мышления по тесту интеллекта Айзенка.
2. Методика «Социальный интеллект» (Гилфорд).
3. Методика «Описание картин».
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов педагогами для оптимизации образовательного процесса.
Контингент испытуемых: 30 учащихся 9-х классов, не посещающих учреждения дополнительного образования и 30 учащихся 9-х классов, посещающих учреждения дополнительного образования.
Область применения: общая психология, педагогическая психология, возрастная психология.
Проблема развития и совершенствования мышления учащихся, одна из важнейших в психолого-педагогической практике.
В основе интеллектуальной деятельности лежат конкретные мыслительные операции анализа и синтеза, классификации обобщения, аналогий, сравнения, подведение под понятие, установления причинноследственных связей и т.п. Хотя мышление и не исчерпывается логикой, тем не менее, оно оперирует логическими категориями, связями и отношениями. Для выполнения логических действий подростки должны уметь отличать существенные от несущественных свойств предметов и явлений, выявлять признаки необходимые и достаточные, выбирать основания для сравнения или классификации, владеть логико-функциональными отношениями разного типа. Перечисленные логические операции смыкаются с учебной деятельностью, в процессе которой необходимо использовать классификацию, аналогию, обобщение, нахождение числовых закономерностей и пространственные умения. В развитии мышления у подростков используют умение управлять определёнными этапами мышления.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Установлено, что уровень развития наглядно-образного, вербального и словесно-логического мышления в группе подростков, посещающих учреждения дополнительного образования намного выше уровня развития мышления подростков, не посещающих учреждения дополнительного образования.
2. Выявлено, что подростки, посещающие учреждения дополнительного образования, в сравнении с подростками, не посещающими учреждения дополнительного образования, отличаются высоким уровнем развития социального интеллекта, особенно вербальной экспрессией и способностью распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике.
3. Обнаружено, что развитое вербальное и образное мышление подростков, посещающих учреждения дополнительного образования, находят яркое проявление в методике «Описание картин» в виде объемного, подробного описания картин, внимания к деталям, последовательности описания увиденного, богатстве словарного запаса, эмоционально - оценочном отношении к изображенному в сравнении с краткими, обобщенными описаниями подростков, не посещающих учреждения дополнительного образования.
4. Подростки, обучающиеся только в условиях школы и обучающиеся в дополнительных образовательных учреждениях, имеют свои специфические особенности, связанные мышления, связанные с фактором дополнительного образования. Именно условия дополнительного образования, а именно учет индивидуальных потребностей и интересов детей, вариативная педагогическая деятельность и возможность выбора сообщества и руководителя, являются благоприятными для развития мышления подростков.
В итоге мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась.
Для развития мышления у подростков можно предложить следующее:
1) учить подростков давать правильные определения;
2) анализировать;
3) сравнивать и различать предметы и явления;
4) ясно, правильно и четко выражать свою мысль;
5) воспитывать умение рассуждать;
6) умозаключать, делать выводы, обобщения.
Перспективой исследования может быть изучение особенностей мышления подростков в зависимости от профиля учреждений дополнительного образования, а так же исследование на расширенных выборках испытуемых.
В основе интеллектуальной деятельности лежат конкретные мыслительные операции анализа и синтеза, классификации обобщения, аналогий, сравнения, подведение под понятие, установления причинноследственных связей и т.п. Хотя мышление и не исчерпывается логикой, тем не менее, оно оперирует логическими категориями, связями и отношениями. Для выполнения логических действий подростки должны уметь отличать существенные от несущественных свойств предметов и явлений, выявлять признаки необходимые и достаточные, выбирать основания для сравнения или классификации, владеть логико-функциональными отношениями разного типа. Перечисленные логические операции смыкаются с учебной деятельностью, в процессе которой необходимо использовать классификацию, аналогию, обобщение, нахождение числовых закономерностей и пространственные умения. В развитии мышления у подростков используют умение управлять определёнными этапами мышления.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Установлено, что уровень развития наглядно-образного, вербального и словесно-логического мышления в группе подростков, посещающих учреждения дополнительного образования намного выше уровня развития мышления подростков, не посещающих учреждения дополнительного образования.
2. Выявлено, что подростки, посещающие учреждения дополнительного образования, в сравнении с подростками, не посещающими учреждения дополнительного образования, отличаются высоким уровнем развития социального интеллекта, особенно вербальной экспрессией и способностью распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике.
3. Обнаружено, что развитое вербальное и образное мышление подростков, посещающих учреждения дополнительного образования, находят яркое проявление в методике «Описание картин» в виде объемного, подробного описания картин, внимания к деталям, последовательности описания увиденного, богатстве словарного запаса, эмоционально - оценочном отношении к изображенному в сравнении с краткими, обобщенными описаниями подростков, не посещающих учреждения дополнительного образования.
4. Подростки, обучающиеся только в условиях школы и обучающиеся в дополнительных образовательных учреждениях, имеют свои специфические особенности, связанные мышления, связанные с фактором дополнительного образования. Именно условия дополнительного образования, а именно учет индивидуальных потребностей и интересов детей, вариативная педагогическая деятельность и возможность выбора сообщества и руководителя, являются благоприятными для развития мышления подростков.
В итоге мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась.
Для развития мышления у подростков можно предложить следующее:
1) учить подростков давать правильные определения;
2) анализировать;
3) сравнивать и различать предметы и явления;
4) ясно, правильно и четко выражать свою мысль;
5) воспитывать умение рассуждать;
6) умозаключать, делать выводы, обобщения.
Перспективой исследования может быть изучение особенностей мышления подростков в зависимости от профиля учреждений дополнительного образования, а так же исследование на расширенных выборках испытуемых.
Подобные работы
- Особенности экологической культуры у подростков,посещающих учреждения дополнительного образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста посещающих учреждения дополнительного образования музыкально- эстетической направленности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Формирование универсальных учебных действий подростков при обучении иностранному языку с использованием технологии развития критического мышления в условиях дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация здоровьесбережения в деятельности тренера по футболу в спортивной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - Психологические особенности детей, занимающихся в детской школе искусств
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной
деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



