ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 8
1.2. Особенности мышления в подростковом возрасте 14
1.3. Факторы, влияющие на развитие мышления в подростковом
возрасте 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Актуальность исследования. Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов - познавательные, эмоциональные и волевые - образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность - обобщенную ориентацию в мире.
Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений. Развитие и диагностика мышления наиболее актуальная тема в обществе в силу того, что от правильности течения развития мышления и своевременной его диагностики зависит в будущем способности человека.
О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними.
В процессе обучения в школе совершенствуется, и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи. Актуальность данной темы состоит в том, что лишь в подростковом возрасте под влиянием обучения ученик начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствие какого-либо признака, той или иной причины, явления, что связано с пониманием того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин.
К подросткам приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно. И особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление начинают развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов также в подростковом возрасте, поэтому данная тема представляет особый интерес для исследования.
Подростковый возраст является кризисным для личности. В этом возрастном периоде предъявляются высокие требованиям к адаптационным механизмам личности: повышается интенсивность учебных нагрузок,
присутствует функциональная и вегетативная нестабильность, появляется противоречие между зависимостью от взрослых, новыми требованиями и образцами детского поведения.
В подростковом возрасте интенсивно развивается мышление подростка, происходит социализация.
В процесс образования и формирования личности подростка включен ряд общественных институтов: семья, школа, учреждения дополнительного образования.
В решении задач развития мышления и социализации детей большой потенциал имеют учреждения дополнительного образования.
Система дополнительного образования, в отличие от школы, в которой при всем сегодняшнем разнообразии все равно существуют жесткие стандарты, имеет все возможности для действительно вариативной педагогической деятельности. Специфические особенности системы дополнительного образования позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей. В отличие от школы, в учреждениях дополнительного образования подросток добровольно выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно.
Таким образом, дополнительное образование детей - это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития, самореализации и самоактуализации (А.Г.Асмолов, Л.Н.Буйлова, И.В.Бестужев-Лада, А.К.Бруднов, Г.П.Буданова, Н.А.Каргапольцева, М.Б.Коваль, Л.Ю.Ляшко, С.В.Сальцева, А.И.Щетинская и др.).
Актуальность исследования особенностей подростков, посещающих дополнительные образовательные учреждения, обусловлена потребностью общества в развитии творческой, социально-успешной личности.
Противоречие исследования состоит в теоретической обоснованности потенциала учреждений дополнительного образования в развитии мышления и личности подростков и недостаточной эмпирической изученности особенностей подростков, посещающих дополнительные образовательные учреждения.
Необходимость решения обозначенной проблемы обуславливает тему исследования: «Особенности мышления подростков, посещающих учреждения дополнительного образования».
Объект исследования: мышление школьников подросткового возраста.
Предмет исследования: влияние дополнительного образования на развитие мышления подростков.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что подростки, посещающие учреждения дополнительного образования отличаются более высоким уровнем развития образного, вербального, математического мышления и социального интеллекта.
Цель исследования: выявить особенности мышления подростков, посещающих учреждения дополнительного образования
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблемам развития мышления школьников.
2. Рассмотреть возрастные особенности развития мышления в подростковом возрасте.
3. Проанализировать факторы, влияющие на развитие мышления подростков.
4. Выявление особенности мышления подростков, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.
5. Выявить различия в особенностях мышления подростков, обучающихся и не обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
Методологическая основа исследования: теории деятельностного развития личности (К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский,
А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), концептуальные положения теории всестороннего развития личности в учреждениях дополнительного образования (А.Я.Журкина, О.Е.Лебедев, С.В.Сальцева, А.И.Щетинская и др.), исследования в области педагогических технологий развития мышления Г.К.Селевко.
Методы исследования:
- теоретические методы аналитического исследования, позволяющие
высказать предположения о взаимосвязи изучаемых явлений, выстроить логическую цепочку фактических доказательств и осуществить
интерпретацию полученных данных;
- эмпирические методы измерения и сравнения;
- статистические методы обработки результатов эмпирического исследования (первичная описательная статистика, t-критерий Стьюдента).
В диагностических целях были применены следующие методики:
1. Тестирование наглядно-образного и словесно-логического мышления по тесту интеллекта Айзенка.
2. Методика «Социальный интеллект» (Гилфорд).
3. Методика «Описание картин».
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов педагогами для оптимизации образовательного процесса.
Контингент испытуемых: 30 учащихся 9-х классов, не посещающих учреждения дополнительного образования и 30 учащихся 9-х классов, посещающих учреждения дополнительного образования.
Область применения: общая психология, педагогическая психология, возрастная психология.
Проблема развития и совершенствования мышления учащихся, одна из важнейших в психолого-педагогической практике.
В основе интеллектуальной деятельности лежат конкретные мыслительные операции анализа и синтеза, классификации обобщения, аналогий, сравнения, подведение под понятие, установления причинноследственных связей и т.п. Хотя мышление и не исчерпывается логикой, тем не менее, оно оперирует логическими категориями, связями и отношениями. Для выполнения логических действий подростки должны уметь отличать существенные от несущественных свойств предметов и явлений, выявлять признаки необходимые и достаточные, выбирать основания для сравнения или классификации, владеть логико-функциональными отношениями разного типа. Перечисленные логические операции смыкаются с учебной деятельностью, в процессе которой необходимо использовать классификацию, аналогию, обобщение, нахождение числовых закономерностей и пространственные умения. В развитии мышления у подростков используют умение управлять определёнными этапами мышления.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Установлено, что уровень развития наглядно-образного, вербального и словесно-логического мышления в группе подростков, посещающих учреждения дополнительного образования намного выше уровня развития мышления подростков, не посещающих учреждения дополнительного образования.
2. Выявлено, что подростки, посещающие учреждения дополнительного образования, в сравнении с подростками, не посещающими учреждения дополнительного образования, отличаются высоким уровнем развития социального интеллекта, особенно вербальной экспрессией и способностью распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике.
3. Обнаружено, что развитое вербальное и образное мышление подростков, посещающих учреждения дополнительного образования, находят яркое проявление в методике «Описание картин» в виде объемного, подробного описания картин, внимания к деталям, последовательности описания увиденного, богатстве словарного запаса, эмоционально - оценочном отношении к изображенному в сравнении с краткими, обобщенными описаниями подростков, не посещающих учреждения дополнительного образования.
4. Подростки, обучающиеся только в условиях школы и обучающиеся в дополнительных образовательных учреждениях, имеют свои специфические особенности, связанные мышления, связанные с фактором дополнительного образования. Именно условия дополнительного образования, а именно учет индивидуальных потребностей и интересов детей, вариативная педагогическая деятельность и возможность выбора сообщества и руководителя, являются благоприятными для развития мышления подростков.
В итоге мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась.
Для развития мышления у подростков можно предложить следующее:
1) учить подростков давать правильные определения;
2) анализировать;
3) сравнивать и различать предметы и явления;
4) ясно, правильно и четко выражать свою мысль;
5) воспитывать умение рассуждать;
6) умозаключать, делать выводы, обобщения.
Перспективой исследования может быть изучение особенностей мышления подростков в зависимости от профиля учреждений дополнительного образования, а так же исследование на расширенных выборках испытуемых.
1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб.по- собие для студ. вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 320 с.
2. Бабанский Ю. К. Понятие о методах обучения и их классификация.- М.: Просвещение, 1983.
3. Биктеева А.Д. Педагогические условия ориентации подростков на личностные достижения в учреждении дополнительного образования детей:Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2002.- 176 c.http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-uslovija-orientacii- podrostkov-na-lichnostnye-dostizhenija-v.html
4. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.
5. Бялая Л.Н. Особенности формирования социальной компетентности подростков в учреждении дополнительного образования детей15/01/П/osobennosti-formirovaniya-sotsialnoy-kompetentnosti
6. Воронин А.Н., Габриелян Н.А. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия / Сборник научных статей. - М.: 2000.
7. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с
8. Гончарова А. В. Психологические аспекты идеи активизации учебно - познавательной деятельности / Социология и социальная политика// Вестник ОГУ - 2010. - №4(19)
9. Дейч Б.А. Социально-педагогические аспекты в деятельности
учреждений дополнительного образования
http: //pandia.ru/text/77/473/25766. php
10. Дружинин В. Н. Психология общих и специальных способностей: современные теории интеллекта и креативность. - СПб.: Питер, 1999. - 400 с.
11. Дубровина И.В., Прихожан, А.М. Возрастная и педагогическая психология М.: Академия, 2003. - 368 с.
12. Ермолаева М. В. Психология развития:— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.— 376 с
13. Ерофеева С.Н. Формирование личности подростка в учреждениях
дополнительного образованияШр: //nsportal .ru/nachalnaya-
shkola/raznoe/2014/10/15/formirovanie-lichnosti-podrostka-v-uchrezhdeniyakh
14. Жарков Г.В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных игр/ Сборник. -Владимир, 2000.-26 с.
15. Иванюшина В. А., Александров Д. А. Социализация через
неформальное образование: внеклассная деятельность российских
школьников//Вопросы образования. -2014. - №3. - с. 174-195
16. Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В., Филиппова Д. С.Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательноми имущественном статусе семей и месте проживания/ Вопросы образования. - 2016. - №1. - с. 168 - 188
17. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с
18. Малыгин В.Е., Гречухин С.Е. Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы// Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 76-78.
19. Мухина В. С. Возрастная психология.- М.: ИздательскийцентрАкадемия.- 2006.- 608 с.
20. Новиков А.М.Развитие отечественного образования.-М.:
Издательство «Эгвес», 2005. - 176 с.
21. Ожидания и поведение семей в сфере дополнительного образования детей. Информационный бюллетень. - Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015. - 72 с.
22. Подтакуй В. Интеллектуальное развитие подростков в условиях специализированного обучения/ Вестник Санкт - Петербургского университета.- 2008.-№2.
23. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. :Эксмо, 2006. -
608 с.
24. Рубинштейн С.Л .Основы общей психологии.-СПб: Издательство «Питер», 2000.-592 с.
25. Самойленко Э.В. Педагогические возможности учреждений ДОД как микрофакторы социализации / Э.В. Самойленко // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. - №2.
26. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 44 с.
27. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" - М., 2002.
28. Сычева И.А. Теоретические основы ориентации подростков в учреждениях дополнительного образования. http://www.cpub2.ext.spb.ru/2011-
3- 29-09-03-14/118-additional-education/10567-
Teoreticheskie_osnovy_orientatsii_podrostkov_v_uchrezhdeniyakh_dopolnitelnog
o_obrazovaniya.html
29. Хайбуллин Р. Р. Интеллектуальные игры как форма выявления и раскрытия творческой одаренности школьников. Казань, 2010.
30. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб: Питер, 2002 - 272 с.
31. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 2е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996.—304 с
32. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1992.- 209 с.
33. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.- М.: Просвещение.- 1984.- 176 с-
34. Эльконин Д.Б.. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
35. Э. де Боно Использование латерального мышления. - 63 с.
36. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.