Введение 3
Глава 1. Государственное регулирование сферы услуг рыночной экономике в современных условиях 7
1.1 Функции сферы услуг в развитии мировой и национальной экономики в
современных условиях 7
1.2 Институциональные основы в истории развития сферы услуг 16
Глава 2. Исследование тенденций развития сферы услуг за рубежом и в России в условиях глобализации 26
2.1 Структура и динамика рынка услуг в европейский странах 26
2.2 Исследование проблем развития сферы услуг в России и Республике Татарстан 32
Глава 3. Перспективы развития сферы услуг в мировой и национальной экономике 63
Заключение 86
Список использованной литературы
Актуальность. В последние десятилетия сфера услуг во всех экономически развитых странах развивается ускоренными темпами; усиливается ее воздействие на социально-экономические процессы, уровень и качество жизни населения. Все это свидетельствует об актуальности проблем рассматриваемого в настоящей работе рынка. Подтверждением актуальности рассматриваемой темы является также и тот факт, что на региональном и местном уровнях управления проблемам бытового обслуживания населения уделяется серьезное внимание, а меры содействия развитию сферы бытовых услуг находят свое отражение в соответствующих программах.
Рынком услуг называют одну из разновидностей рынка, выделившуюся из прежде единого рынка физических товаров и услуг. Объектами продажи на данном рынке являются различные услуги. Согласно устоявшемуся определению, рынок услуг есть это совокупность экономических отношений между производителем и потребителем услуги в связи с куплей-продажей каких-либо услуг.
Рынок услуг можно рассматривать как систему, связывающую спрос и предложение на услугу; производителя услуги и её потребителя. Кроме того, роль рынка услуг заключена еще и в том, что данный рынок помогает развиваться рынку материально-вещественных благ, способствует обеспечению сбалансированности воспроизводственного процесса, повышению качества жизни людей путем удовлетворения различных потребностей населения. Изучение рынка услуг, а в особенности практики его функционирования, позволяют судить о его специфике, без понимания и учета которой нельзя добиться успеха в каких бы то ни было видах услуговой деятельности.
Принято выделять следующие особенности рынка услуг:
1) Высокий уровень динамичности всех рыночных процессов, который объясняется таким важным свойством услуги, как несохраняемость (поскольку услуги нельзя «хранить», то объективно необходима максимально быстрая реакция на изменение спроса, систематическое совершенствование сервисной деятельности и т. д.)
2) ярко выраженная сегментированность спроса на услуги в зависимости от доходов, цен, субъективной оценки потребителем значимости услуг;
3) высокая степень дифференциации услуг как рыночного продукта по потребительным характеристикам (горизонтальная дифференциация) и по уровню качества (вертикальная дифференциация), что инспирировано персонализированностью спроса на услуги.
4) более выраженные территориальная сегментация и локальный характер услугового рынка в сравнении с рынком физических товаров.
5) очень высокая скорость оборота капитала, что объясняется меньшей продолжительностью производственного цикла;
6) высокая роль неценовых барьеров для входа на рынок услуг, которая в существенном обуславливается тем, что потенциальный потребитель услуги при выборе ее продавца, как правило, обращают серьезное внимание не только и не столько на стоимость услуги, сколько на ряд неценовых факторов: оригинальность выполнения, качество обслуживания, интерьер офиса, вежливость, график работы, возможность предварительной записи и т. д.;
7) преобладание на рынке услуг малых и средних предприятий, поскольку именно такие предприятия обладают большей гибкостью, быстрее реагируют на изменение потребительского спроса, имеют возможность эффективно работать на локальных рынках;
8) рынок услуг не имеет четких границ, поскольку немалая часть услуг предоставляется в комплексе и в связи с движением физических товаров;
9) на рынке услуг имеется такой жизненно важный вид услуг, как услуги естественных монополий (железнодорожные и воздушные перевозки, услуги по передаче электро- и тепло-энергии, услуги общедоступной электронной и почтовой связи и др.).
Исследование выполнено с учетом вклада российских и иностранных ученых в таких областях, как: особенности функционирования отраслевых рынков сферы услуг; государственное регулирование и саморегулирование рынка услуг.
Особенности функционирования отраслевых рынков сферы услуг освещены в работах С.Б. Авдашевой, Т.Д. Бурменко, О.В. Гороховой, Н.Н. Даниленко, С.С. Денисовой, Н.Д. Кликунова, О.Н. Кузнецовой, О.Т. Лебедева, Н.М. Розановой, А.В. Селюк, Т.Т. Туренко, Д.В. Шопенко и др.
Значительный вклад в развитие экономики рынка услуг и эффективности регулирования рынка услуг внесли следующие ученые: А.Ю. Александрова, М.Б. Биржаков, С.А. Боголюбова, В.С. Боголюбов, В.А. Квар- тальнов, О.Н. Кострюкова, А.Б. Крутик, Г.А. Карпова, М.А. Морозов, Н.С. Морозова, С.А. Степанова А.Д. Чудновский, Л.В. Хорева и др.
Вместе с тем, вопросы развития рынка х услуг в условиях нестабильной внешней среды недостаточно раскрыты в существующих научных трудах, что определило выбор темы, целей и задач исследования.
Целью данного исследования является изучение мирового рынка услуг, специфики его функционирования .
Объектом исследования является сфера услуг.
Предметом исследования выступает политика в отношении сферы услуг, меры по либерализации сектора услуг, динамика привлечения прямых иностранных инвестиций.
Задачи исследования. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить государственное регулирование сферы услуг рыночной экономике в современных условиях
2. Провести исследование тенденций развития сферы услуг за рубежом и в России в условиях глобализации
3. Рассмотреть перспективы развития сферы услуг в мировой и национальной экономике
Фактологический материал основан на информации, представленной официальными сайтами международных организаций, докладах ЮНКТАД, ОЭСР, статистических данных Всемирного Банка. Также были использованы данные Федеральной службы государственной статистики РФ. В работу включены таблицы и графики для наглядного представления материала, а также список использованной литературы.
Анализ современного состояния рынка услуг в Российской Федерации подчеркивает ситуацию постоянной трансформации условий профессиональной деятельности по предоставлению услуг, повышения неопределенности дальнейших направлений развития данного рынка, стремительного количественного роста кризисных явлений и неспособности рынка предоставлять многогранную и полноценную защиту прав продавцов и непосредственных потребителей услуг, что актуализирует поиск качественно нового механизма регулирования.
Становление саморегулирования российского рынка услуг представляется наиболее оптимальным механизмом регулирования, позволяющим структурировано подойти к решению задач его эффективного развития.
Анализ существующих подходов к раскрытию сущности рынка услуг, порядка организации и осуществления взаимодействии между его субъектами, позволил обосновать необходимость рассмотрения рынка услуг с позиции системного подхода и уточнить данное понятие с точки зрения существующих аспектов его регулирования и развития на основе выделения критериев классификации отраслевых рынков.
Анализ существующего состояния российского рынка туристских услуг позволил определить особенности его функционирования, систематизировать актуальные проблемы, сдерживающие его оптимальное развитие и определить перспективные направления решения существующих проблем.
Туризм в Республике Татарстан, как и во всей России в последнее время активно развивался. Однако несколько трагических событий, произошедших в стране, привели к потере доверия туристов. Это внесло коррективы не только во въездной, но и в выездной туризм, в том числе и в Татарии. Согласно статистическим данным, за 2009 год в Татарстане было оказано туристических услуг на сумму в 5 млрд. долл. За период 2005-2009 рынок туристических услуг в РТ вырос в 2,3 раза. В докризисный период темпы прироста потока въездного туризма по республике составлял 12% ежегодно. В 2009 году прирост притока туристов составил 5%, что увеличило количество приезжающих до 1 млн. В 2010 году прирост уже составил 30% по сравнению с предыдущим периодом. Этот год имел неоднозначную тенденцию из-за трагедии с "Булгарией". Позитивной динамике продажи туров способствует туристическая инфраструктура, развитию которой уделяется особое внимание в свете грядущей Универсиады-2013. Так, по состоянию на 2009 год в республике уже существовало 126 гостиниц с общим номерным фондом в 5400 номеров и 180 санаторно-оздоровительных учреждений на 5300 номеров. По предварительным данным, в одной только Казани функционирует порядка 500 турагентств.
Проблема нынешнего рынка туризма заключается в отсутствии регламентации деятельности туристических агентств. По неофициальной информации, лишь 30-40% туристических компаний работают согласно действующему законодательству. Истинными игроками рынка туристических услуг являются компании, чьи гарантии составляют порядка 30 миллионов рублей, а таких в Казани порядка 40 фирм. На данный момент нет необходимости получать лицензию на ведение туристического бизнеса, поэтому турфирмы открываются буквально на каждом углу. Потенциальным туристам стоит более избирательно искать турагенства для организации поездки за границу.
На основе анализа и систематизации особенностей функционирования СРО в различных отраслях предпринимательской деятельности, сравнения зарубежного и российского опыта саморегулирования, определены существующие спорные аспекты функционирования российского саморегулирования, подходы к экономическому анализу понятия «саморегулирование» и «СРО», изменения в системе регулирования отраслевых рынков сферы услуг. Рассмотрение российского рынка туристских услуг в контексте синтеза существующих подходов к понятию саморегулирования предоставило возможность представить авторское определение саморегулирования рынка туристских услуг в качестве механизма развития рынка туристских услуг.
В исследовании автором обоснована целесообразность преобразования рынка туристских услуг на саморегулируемые основы и расширено понятийное содержание предмета саморегулирования с выделением комплексных и отдельных туристских услуг, не образующих туристский продукт по своим признакам; предложена классификация работ по предоставлению туристских услуг.
В исследовании определена сущность и разработаны структурные элементы механизма саморегулирования рынка туристских услуг, включившие в себя определение и обоснование целей, задач, общих и специфических принципов саморегулирования туризма, методов и перспективных результатов становления саморегулирования. С учетом представленных структурных элементов механизма саморегулирования отображена графическая модель функционирования рынка туристских услуг при его преобразовании на саморегулируемые основы с указанием возникающих взаимодействий между различными субъектами рынка.
На основе определения структурных элементов механизма саморегулирования рынка туристских услуг в Российской Федерации представлены организационно-методические основы создания СРО туризма, в частности, цели, задачи, права СРО туризма с учетом специфических особенностей функционирования рынка туристских услуг; установлено соответствие целей СРО туризма основным направлениям их профессиональной деятельности; разработаны требования для приобретения некоммерческой организацией статуса СРО туризма, представлены особенности построения управленческой структуры СРО туризма с определением компетенции ее руководящих органов, а также типовая модель создания и функционирования СРО туризма. Татарстан является пилотной площадкой для создания туристической СРО. По подсчетам президента Ассоциации туристских агентств РТ, каждый турист, который останавливается на сутки в Казани, тратит около $60 на питание, проживание в гостинице, покупку сувениров, а каждый проезжий - $20. Туристы посещают Казань в рамках программы "Три столицы России". Например, немецкие туристы приезжают в Казань благодаря командам "Рубин", "Ак Барс", а также традиционным фестивалям имени Шаляпина и Нуриева. Уикенд в Казани может им обойтись всего лишь в 100-150 долларов, что и увеличило приток туристов до 1 миллиона человек. В 2016 году Татарстан 800-900 тысяч человек.
1. Авдашева, С.Б., Розанова, Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. - М. ИЧП «Издательство Магистр», 1998. - 117 с.
2. Артемова С.В. Поведение фирмы в условиях различных рыночных
структур. ВЕСТНИК филиала Тюменского государственного университета в г. Шадринске, № 1: Материалы международной научно-практической конфе¬
ренции «Социально-экономическое развитие государства в условиях мирового финансового кризиса»/гл. ред. Н.В. Соколова - Курган, ООО «Типография «Дамми»» - С. 17.
3. Балабанов, И.Т., Балабанов, А.И. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 512 с.
4. Балаева О.Н. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 3. - С. 23-28.
5. Будов А.И. Институциональная сфера гражданского общества // Власть. 2009. № 7. С. 25-27.
6. Бурменко, Т.Д., Даниленко, Н.Н., Туренко, Т.А. Сфера услуг в современном обществе: экономика, менеджмент, маркетинг: учебное пособие. Раздел I. «Экономика сферы услуг». Иркутск: БГУЭП, 2004. - 281 с.
7. Белокрылова О.С., Германова О.Е., Вольчик В.В., Михалкина Е.В. Эволюция институциональной структуры системы образования как следствие зависимости от предшествующего пути развития // Terra Economicus. 2004. Т. 2. № 4. С. 60-73.
8. Волкова, А.А. Экономические основы функционирования саморегулируемых организаций в сфере услуг: автореферат диссертации ... кандидата экономических наук. - М.: МГУ имени М.В. Ломоносова. - 27 с.
9. Всероссийский банк развития регионов. Этический кодекс
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vbrr.ru/upload/docs/kodeks_01 .PDF
10. Герасимов, А.А. Современное саморегулирование за рубежом - законодательство, практика и тенденции. // Безопасность труда в промышленности, № 11 за 2010 г. - Москва: «Роспечать», 2010. - С. 42-46
11. Горохова, О.В. Особенности и проблемы развития предприятий сферы услуг в России // Журнал «Российское предпринимательство», № 3 (225), 2013. - Москва, Издательство ООО «Креативная экономика». - С. 93-101.
12. Грачев, Д.О. Правовой статус саморегулируемых организаций: диссертация ... кандидата юридических наук. - М: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2008. - 129 с.
13. Гринев В.П. Безопасность и саморегулирование в строительстве: новое в порядке допуска к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства; анализ становления и развития института саморегулирования. - М.: ИНФА-М, 2012. - 266 с.
14. Грудина С. И. Синергия количественных и качественных показателей экономического роста // Научный журнал «Актуальные проблемы экономики и права», 2012, № 4. Издательство «Познание». - Казань, 2012. - С. 140-143.
15. Демченко С.К., Саломатова Т.Г. Рыночные и государственные регуляторы в формировании экономической стратегии развития малого и среднего бизнеса // Российское предпринимательство. — 2011. — № 9 Вып. 1 (191). — С. 17-22.
16. Денисова, C.C., Селюк, А.В. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2009. - 218 с.
17. Журавлёва И.А. Институционализация социальных практик и трансформация социальных институтов в обществе знаний // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7-2. С. 77-82.
18. Зинченко С.А., Галов В.В. Саморегулируемые организации в законодательстве России: проблемы и решения // Корпорации и учреждения: Сб. ст./ Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2007. - С. 22-32.
19. Использование рейтингов для повышения строительной отрасли (анализ СРО в строительстве) [Электронный ресурс]. - URL: https://cloud.mail.ru/public/9aeeade0f9d8/15.10.14/14-10-14_present_Strokan.ppt
20. Кабаков В.С., Роботов А.С. Саморегулирование в строительстве. // Вестник ИНЖЭКОНа. - 2009. - №6 (33), Серия Экономика - С. 107-113
21. Кодекс деловой этики АО НК «Казмунайгаз» (Одобрен решением Правления АО НК «КазМунайГаз» от 12 мая 2010 г., протокол № 58) // Офици-альный сайт АО НК «Казмунайгаз» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kmg.kz/about/docs/ethics/
22. Крючкова П.В Саморегулирование как дискретная
институциональная альтернатива регулирования рынков: диссертация ... доктора экономических наук. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2005. - 283 с.
23. Крючкова П., Обыденнов А. Издержки и риски саморегулирования. — М., ИИФ “СПРОС-КонфОП”, 2003. - 104 с.
24. Кузнецова О.Н. Сущность отраслевого рынка и его роль в развитии экономики. Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 51-54.
25. Кондратьева А. К. Рынок услуг как динамично развивающееся явление в современном обществе [Текст] / А. К. Кондратьева // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 317-321.
26. Лазовская С.В. Институциональная среда конкурентной политики в сфере туристско-рекреационных услуг// Новые технологии. 2011. № 3. С. 112-115.
27. Лабутин С.Ю. Саморегулирование как альтернатива лицензированию: эффективные формы регулирования строительной отрасли // Законодательство, № 3. - 2008. - С. 34-40.
28. Лебедев, О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие, издание второе, дополненное. Издательство Политехнического университета, 2009. - 528 с.
29. Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. - М. Статут, 2013. - 384 с.
30. Логинова Н.А. Международный опыт саморегулирования на отраслевых рынках // Российское предпринимательство. — 2014. — № 18 (264). — С. 5871
31. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.
32. Меньшикова Н. Что такое СРО [Электронный ресурс] // Официальный сайт он-лайн журнала о жизни в туризме hotline.travel - Режим доступа: http://www.hotline.travel/1074/chto_takoe_sro/
33. Мищенко В.В. Экономика регионов. Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2002. - 160 с.
34. Панасенко С.В. Принципы и методы управления некоммерческими организациями // Сборник научных трудов. Серия «Экономика», выпуск 5. - Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2002. - С. 127-135
35. Петров Д.А. Принципы саморегулирования: критерии
систематизации и виды. //Академический юридический журнал . 2012.- № 2 (48), Апрель - Июнь. - С. 44 - 48
36. Попов А.И. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов, 4-е изд. - СПб.: ЗАО Издательский Дом «Питер», 2006. - 473 с.
37. Радаев, В.В. Что такое рынок: экономико-социологический подход //Общественные науки и современность. 2007. № 7. М.: ГУ ВШЭ. С. 115—128.
38. Радаев В.В. Общие подходы к анализу рынков. // Анализ рынков в современной экономической социологии, 2007, М: ГУ ВШЭ. - С. 21-23.
39. Реестр саморегулируемых организаций // Официальный портал «Все о саморегулировании» [Электронный ресурс]. - URL: http:// http://www.all- sro.ru/register(
40. Ростовцева Н.В. Правовое положение саморегулируемых организаций в РФ // Журнал российского права. 2006. № 11. - С. 39-52
41. Рыженков М., Васильев С. Как регулировать репутацию? // Всероссийский деловой журнал "Саморегулирование и бизнес, № 10 (30), октябрь 2012 г. - С. 10-13
42. Рыхтикова Н.А. Анализ и управление рисками организации: учеб. пособие / Н.А. Рыхтикова. - 2-е изд. - М.: ФОРУМ, 2014. - 240 с.
43. Саморегулирование (пособие для предпринимателей) под редакцией Полины Крючковой. ИНП «Общественный договор», Москва, 2001. - 37 с.
44. Сафронов С.В. Формирование товарного предложения на региональном продовольственном рынке / С.В. Сафронов, И.Б. Богер. - М.: Логос, 2010. - 324 с.
45. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие / Г. А. Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2004-318 с.
46. Серова О.А. Признаки саморегулируемой организации // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право», № 1, 2007. - С. 81-86.
47. Сигова М.В. Особенности менеджмента саморегулируемых организаций сферы услуг. Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. Выпуск № 1 (79)/2013. - С. 46-49.
48. Собиневский А.В. СРО: история возникновения и международный опыт саморегулирования. // Саморегулирование: информация, мониторинг, интервью, выпуск 9. - СПб.: ЗАО «Издательский дом «ОМ-экспресс», 2010. - С. 24
49. Стратегии саморегулирования медучреждений [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.medspravkaufa.ru/mednews/3491/
50. Ступаченко И. Путевка от СРО. // Саморегулирование и бизнес. Выпуск № 8. - СПБ.: ЗАО «Издательский дом «ОМ-экспресс», 2010. - С. 46-49.
51. Сфера услуг: экономика: учеб. Пособие/ Т. Д. Бурленко, Н. Н.
Даниленко, Т. А. Туренко, под ред. Т. Д. Бурленко — М.: КНОРУС, 2007- С. 87.
52. Тишин Е.В. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / Е.В. Тишин, С.Б. Мурашов; РАН. Ин-т проблем регион. Экономики. - СПб.: Изд-во ИРЭ РАН, 2001. - 295 с.
53. Томчин Г.А. Саморегулирование - это обязательный элемент рыночной экономики [Электронный ресурс] // Союз организаций технических экспертов. - URL: http://www.tehexpert.org/article-5
54. Тосунян Г.А. Банковское саморегулирование: Монография. М.: Изд-во «СПЕЦ-АДРЕС», 2006. - 304 с.
55. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник/ Под ред. проф., д.э.н.
Чуд- новского А.Д. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем».
Издательство ЭКМОС, 2001. - 216 с.
56. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории. М.: Дело, 2003. - 464 с.
57. Шопенко Д.В., Пашигорева Г.И. Организационные структуры в сфере услуг // Проблемы современной экономики. - № 1/2(13/14), 2005. - С. 136-138
58. Энтов Р.М., Радыгин А.Д., Межераупс И.В., Швецов П.А. Корпоративное управление и саморегулирование в системе институциональных изменений. - М.: ИЭПП, 2006. - 461 с.
59. http://www.tamognia.ru-Официальный сайт таможни РФ
60. http://www.wto.сом - Официальный сайт Всемирной Торговой
Организации (ВТО)
61. http://www.vch.ru- виртуальная таможня России, таможенное
законодательство.
62. www.customs.ru- официальный сайт Таможни РФ
63. http://russianmission.eu/ru- Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе