ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Понятие психологизма в литературе, приемы и способы психологического изображения 6
1.1. Психологизм в художественной литературе 6
1.2. Характеристика романа «Хладнокровное убийство» 10
1.3. Средства создания психологизма 17
1.4. Языковые средства создания психологизма 25
Глава 2. Языковые средства создания психологизма на примере
романа Трумена Капоте «Хладнокровное убийство» 31
2.1 Особенности психологизма в романе Трумена Капоте
«Хладнокровное убийство» 31
2.2. Языковые средства выразительности и стилистические приёмы
в романе Трумена Капоте «Хладнокровное убийство» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
В 1965 году известный американский писатель Трумен Капоте опубликовал книгу, которая произвела сенсацию в литературном мире, положив начало новому жанру документального литературного расследования или журналистского романа, а её экранизация породила сходный жанр в кинематографе.
Основное место в романе «Хладнокровное убийство» занимает тщательное документальное, социально-психологическое романтизированное исследование жестокого и, более того, бессмысленного и немотивированного убийства обычной семьи из южной глубинки США, которое было совершено двумя молодыми людьми в конце 50х гг. XX века. Трумен Капоте исследует данный феномен, пытаясь разобраться, почему именно эти люди стали убийцами именно этих, ни в чем не повинных и неизвестных им ранее, людей. «Хладнокровное убийство» представляет собой попытку понять "почему" без каких-либо определённых мотивов было совершено это ужасное преступление. Будучи талантливым и гуманным писателем, Трумен Капоте берётся исследовать человеческую душу посредством глубокого анализа внутреннего мира героев.
Сюжет играет второстепенную роль в этом романе, на первый план выставлены поступки и мысли героев, обнажающие их внутреннюю сущность, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. Психологизм - главная особенность «Хладнокровного убийства» [1, C. 113].
Актуальность проведенного нами в рамках современной лингвистической парадигмы исследования определяется тем, что оно направлено на изучение комплекса языковых средств, реализующих недостаточно изученную в лингвистическом плане категорию психологизма в целостном контексте (в нашем случае - в тексте романа). Можно с уверенностью утверждать, что одной из наиболее актуальных филологических проблем по сей день остается лингвостилистический анализ литературного произведения, поскольку художественный текст ввиду своей эстетической неисчерпаемости всегда открыт для новых интерпретаций.
Объектом исследования является текстовое пространство романа Трумена Капоте «Хладнокровное убийство» и его перевод на русский язык.
Предметом исследования являются языковые средства психологизма в упомянутом романе.
Целью данной работы является анализ языковых средств создания психологизма в романе «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте.
Цель нашей работы обуславливает постановку следующих задач:
1. Раскрыть сущность психологизма в художественной литературе;
2. Выявить прагматическую специфику романа Т. Капоте на основе семантической структуры авторского повествования;
3. Рассмотреть средства создания психологизма в романе:
4. Проанализировать языковые средства психологизма в романе на конкретных примерах.
Фактическим материалом нашего исследования послужил роман американского писателя Трумена Капоте (Truman Capote) “In Cold Blood” в оригинале, а также в русском переводе М. И. Гальпериной «Хладнокровное убийство».
Методологической основой исследования послужили достижения лингвистической науки последних десятилетий в области лингвистики текста, а также учебно-методические пособия и научные статьи в области литературоведения. Выпускная квалификационная работа опирается на общетеоретические и методологические положения, изложенные в трудах авторитетных отечественных и зарубежных языковедов, посвященных различным аспектам интерпретации художественного текста: И.В. Арнольд, Л.Я. Гинзбург, Н. Гудман, В. Гудонене, А.Б. Есина, Т.А. Знаменская, Э. Ортони, И.В. Страхов, В.Н. Телия и др.
Основным методом исследования является метод комплексного структурно-функционального анализа, предполагающий исследование художественного текста в различных аспектах. В качестве вспомогательных в работе также используются методы классификации и систематики, статистические методики, приемы контекстологического, компонентного и дефиниционного анализа материала. С целью выявления специфики композиционных и языковых средств психологического изображения в романе Капоте используется сопоставительный метод.
Новизна нашего исследования заключается в совершенно новом подходе к изучению проблемы психологизма, где лингвостилистические средства художественного произведения рассматриваются в непосредственной связи с авторскими коммуникативно-прагматическими установками. Следует отметить, что собственно проблема психологизма в прозе Капоте исследована мало, поскольку ученые чаще всего стремятся рассмотреть жанровое своеобразие его произведений. Этим и объясняется новизна данного исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть включены в курс лекций, посвященных проблематике романа Трумена Капоте «Хладнокровное убийство», при подготовке учебно-методических пособий, курсов по выбору и факультативов.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, дополняют имеющиеся представления о роли языковых средств в определении стилистических характеристик художественного текста, а также они могут быть использованы для дальнейшей работы над классификацией языковых средств создания психологизма.
Данная работа прошла апробацию на LV Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» с последующей публикацией статьи «Роль стилистических выразительных средств создания психологизма в романе «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте». Основные результаты нашего исследования также были представлены на научно-практической конференции КФУ с последующей публикацией статьи «Особенности средств создания психологизма в романе Т. Капоте «Хладнокровное убийство».
Структура работы в целом соответствует поставленным задачам и цели. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованной литературы.
Подводя итоги данной работы, мы можем сделать следующие выводы.
Психологизм в литературе - это раскрытие внутреннего мира героев, который может иметь различный характер и достигаться при помощи самых разнообразных стилистических приёмов и языковых средств.
Изучив труды литературоведов, таких как: А. Б. Есин, Л. Я. Гинзбург, А. В. Карельский и других, нами было выявлено, что психологизм несет определенную содержательную нагрузку, это особое эстетическое свойство, которое оказывает на читателя определенное воздействие. Психологизм характеризует творческую манеру писателя, его творческую индивидуальность, он воплощает содержание идеино-нравственной проблематики, а также процесс философских и этических поисков.
Для более полного рассмотрения такой содержательной и литературно-художественной формы, как психологизм в данной работе мы изучили внутреннюю структуру психологизма, приемы и способы психологического изображения.
К приемам психологического изображения относятся психологический анализ и самоанализ. Суть обоих приемов в том, что сложные душевные состояния раскладываются на составляющие и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя. Психологический анализ применяется в повествовании от третьего лица, самоанализ — в повествовании как от первого, так и от третьего лица.
Пожалуй, самой распространённой формой повествования, а также наиболее нейтральной, является повествование от третьего лица или авторское повествования. Данная художественная форма помогает автору максимально глубоко показать читателям внутренний мир персонажа. Одновременно с этим, она даёт возможность интерпретировать и давать оценку его мыслям и чувствам.
В связи с этим отдельного внимания заслуживает стиль повествования Трумена Капоте. Его особенность заключается в том, что Капоте использует всего два стиля повествования, но множество рассказчиков.
В «Хладнокровном убийстве» применяется так называемое авторское повествование (повествование от третьего лица), однако о наиболее эмоциональных и драматичных эпизодах читатель узнает непосредственно от лица героев-участников событий.
Капоте неслучайно прибегает к повествованию от первого лица (от лица персонажей), этот приём очень важен для создания ощущения достоверности и непосредственности происходящего в романе.
Сопровождающие эмоции, воспоминания, желания воссозданы максимально подробно. В результате создается впечатление, что внутренний мир героя представлен с исчерпывающей полнотой, что прибавить к психологическому анализу уже просто нечего; анализ составляющих душевной жизни делает её предельно ясной для читателя.
Однако в художественном тексте психоэмоциональное состояние человека может выражаться не только через приёмы психологического анализа и самоанализа, но и через конкретные языковые средства, именуемые тропы (метафоры, сравнения, метонимии и т.д.) в качестве средств передачи эмоций и чувств. Психологизм формирует различные эмоции, что, в свою очередь, выражается посредством языка.
Языковые средства создания психологизма отличаются большим разнообразием и представляют собой обширную группу, которая, вероятно, будет привлекать внимание лингвистов всего мира, поскольку, как отмечает Н. Д. Арутюнова «создание лексики и грамматики чувств есть результат великого усилия человека познать самого себя» (Арутюнова, 2005) . Однако, ввиду разнообразия языковых средств и индивидуальности психологической организации индивида, эмоции остаются сложным объектом для изучения и не имеют чёткой классификации в лингвистике.
Мы хотим подчеркнуть, что психологизм является главной особенностью «Хладнокровного убийства». Трумен Капоте берётся исследовать человеческую душу посредством глубокого анализа внутреннего мира героев. Одним из наиболее продуктивных способов отражения психологического состояния героев в романе «Хладнокровное убийство» является использование разнообразные художественных приемов и средств выразительности, самые основные из которых мы подробно рассмотрели в нашей выпускной квалификационной работе.
Психологизм - главное отличие «Хладнокровного убийства». В этом романе, как ни парадоксально, главное — не сюжет: убийца становится известен читателю довольно быстро. Главное в романе - ощущения и мысли. Для создания психологизма в романе используются такие приемы, как психологический анализ, множество рассказчиков и языковые средства выразительности (аллитерация, анафора, эвфемизм, риторический вопрос, литота, метафора, сравнение, зевгма, ирония, повторение, парцелляция, асиндетон, аллюзии, символизм, аллегория).
Также хотелось бы отметить некоторые статистические данные. Ввиду большого объёма материала, мы отбирали и анализировали языковые средства выразительности в отдельных главах или в наиболее сюжетно значимых, на наш взгляд, эпизодах. В целом в ходе исследования были выявлены 203 примера различных тропов, из которых на метафоры приходится порядка 43%, на сравнения 41%, риторические вопросы составляют 7% материала, 3% зевгма, 3% ирония, 1,5% символы. Оставшиеся 1,5% от общего числа - все остальные перечисленные выше средства выразительности. Таким образом, самыми распространёнными языковыми средствами в этом романе можно считать метафору, сравнение, эротезис, несколько видов иронии, зевгму и символизм. Они используются, чтобы сделать акцент на определённых моментах, подчеркнуть некоторые идеи, убедить читателя или вызвать у него определённые эмоции. Мы дали характеристику каждому из перечисленных терминов и привели соответствующие примеры, которые демонстрируют мастерство автора и то, каким образом он производит впечатление на читателя.
В заключение мы хотели бы сказать, что название романа Трумена Капоте «Хладнокровное убийство» имеет два возможных значения: с одной стороны - это бессмысленная смерть жертв, с другой - хладнокровная казнь преступников.
В ходе повествования читатель невольно привязывается к героям, после их жестокого убийства остается остается непреодолимое желание возмездия, и вместе с тем восстановления справедливости. Но гениальность книги заключается в том, что, читая её, проходишь путь от ненависти к убийцам до жалости и сострадания к ним.
Капоте досконально изучил историю Клаттеров и биографии Дика и Перри. Каждая фраза его идеально сложенной прозы несет в себе максимум информации. Можно сказать, что в «Хладнокровном убийстве» нет ни одного лишнего слова, — и по количеству точно подобранных деталей и глубине изученности материала его книга не знает равных.
В финале романа Капоте оставляет читателя с вопросом: неужели это - всё? Ведь феномен хладнокровного убийства так и остался нераскрытым. Возникает страшная догадка о том, что Смит и Хикок - это ни что иное, как изнанка Холкомба и Клаттеров, неизбежное порождение того же общества, выросшего на одних и тех же правилах, и установках Америки середины XX века. Итогом встречи двух сторон одного целого является взаимное уничтожение. Четыре ружейных выстрела погубили шесть человеческих жизней, а затем - пустота и ясное и чистое небо в заключительной главе романа.
1. Абросимова Н.А. Роль стилистических выразительных средств создания психологизма в романе «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте / Н.А. Абросимова, А.И. Низамова // «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии». - № 12(51). - М., Изд. «Интернаука», 2016. - С. 113-119.
2. Аристотель. Риторика (Книга III) / Аристотель // Аристотель и античная литература. - М.: Наука, 1978. - 352 с.
3. Арнольд И.В. Стилистика: современный английский язык: учебник для вузов / И.В. Арнольд. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта; Наука, 2002. - 384 с.
4. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл Текст. / Н.Д. Арутюнова. - М.: Едиториал УРРС, 2005. - 384с.
5. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
6. Ахманова О.С. Эвфемизм / Лингвистический энциклопедический словарь / О.С. Ахманова. 3-е изд. - М., 2005. - 576 с.
7. Бабаев, Э. Г. Комментарии // Собрание сочинений: в 22 т. / Л. Н. Толстой. — М.: Художественная литература, 1982. — Т.9 Анна Каренина. Части пятая — восьмая. — С. 440.
8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. / М.М. Бахтин.- М.: Наука, 1972. - 470 с.
9. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов /С.П. Белокурова - СПб.: Паритет, 2006. - 320 с.
10. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. / В.П. Белянин.— Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ЧеРо, 2001. - 128 с.
11. Бем А.Л. «Г осподин из Сан-Франциско» // Исследования. Письма о литературе / С.Г. Бочаров, И.З. Сурат. — Языки славянской культуры,
2001. — 448 с.
12. Бирдсли М. Метафорическое сплетение. Перевод с английского Н. Н. Перцовой / М. Бирдсли. - М.: Прогресс, 2004. - 452 с.
13. Блэк М. Метафора (Теория метафоры) / М. Блэк. - М., 2010. - 176 с.
14. Вильданова Г. А. Политические эвфемизмы и прием
«двусмысленности» (doublespeak) // Структурно-семантические,
когнитивные, прагматические и другие аспекты исследования единиц разных уровней. Современные проблемы лингводидактики:
Межвузовский сборник научных статей / Г.А. Вильданова. - Бирск: БирГПИ, 2004. - Вып. 1. - 70 с.
15. Волков О.В. Художественный текст и символика авторских проекций // Структура и семантика художественного текста: Доклады VII Международной конференции. / О.В. Волков. - М.: СпортАкадемПресс, 1999. - 115 с.
16. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. / И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 139 с.
17. Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований / О.И. Глазунова. - СПб., 2000. - 190 с.
18. Гинсбург Л.Я. О психологической прозе (2-е изд., доп.). / Л.Я. Гинсбург - Л.: Художественная литература, 1977. - 412 с.
19. Гудонене, В. Искусство психологического повествования (от Тургенева к Бунину) / В.Гудонене. - Вильнюс: Изд. Вильн. гос. ун-та, 1998. - 212 c.
20. Гудман Н. Способы создания миров / Н. Гудман. - М.: Идея- Пресс, 2001. - 326 с.
21. Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы: Кн. для учителя / А.Б.Есин. - М.: Просвещение, 1988. - 130 c.
22. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б.Есин. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
23. Есин А. Б. Русская литература и литературоведение / А.Б.Есин.- М.: 2003. - 248 с.
24. Елистратова А.А. История английской литературы / А.А. Елистратова - М.: Изд. А.Н СССР, т. II, вып. 1, 1953, с. 174-175.
25.Зинченко В. П. Психологический словарь / В. П. Зинченко. - М., 1997. - 450 с.
26. Ичин Корнелия, Йованович Миливое. Заметки о литературных источниках «Господина из Сан-Франциско» И. Бунина // Ичин Корнелия, Йованович Миливое. Элегические раскопки. — Белград: Издательство филологического факультета в Белграде, 2005. — С. 117—143.
27. Кандиев Б.И. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»: комментарий. / Просвещение, 1967. - С. 8.
28. Капоте Т. Хладнокровное убийство/Т. Капоте. - М.: Азбука- классика, 2011. - 816 с.
29. Карельский A.B. От героя к человеку: Два века
западноевропейской литературы / А. В. Карельский. - М.: Сов. писатель, 1990. - 400 с.
30. Кирьянов С.Н. Поэма «Черный человек» в контексте творчества
С.А. Есенина / С.Н Кирьянов. - Тверь.: Издательство ТГУ, 1998. - 160 с.
31. Кожинов В. В. «Преступление и наказание» Достоевского // Три шедевра русской классики. М.: Худож. лит., 1971. С. 107-186.
32. Коновалова Ж.Г. Кинематографические приемы в документальном романе Т. Капоте «Хладнокровное убийство» / Ж.Г. Коновалова // Ученые записки Казанского университета: гуманитарные науки, 2013. - 206 с.
33. Кропоткин П.А. Русская литература. Идеал и действительность: Курс лекций. / П.А. Кропоткин. - М.: Век книги, 2003. - 320 с.
34. Кухаренко В.А. Практикум по стилистике английского языка. Учебное пособие для студентов филологического факультета / В.А. Кухаренко. — М.: Высшая школа, 2006. — 144 с.
35. Лакшин В. Я. Толстой и Чехов/ В. Я. Лакшин. - М: Сов. писатель, 1975. - 456 с.
Зб.Ортони Э. Роль сходства в уподоблении и метафоре / Э. Ортони. - М., 2003. - 226 с.
37. Страхов, И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: пособ. для студ. / В 5 ч. / И.В.Страхов. - Саратов: Изд. Сарат. ун-та , 1973. - Ч.1. - С. 57.
38. Телия В.Н. Метафоризация и её роль в создании языковой картины мира / В.Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке. - М., 1988. - С. 173-205.
39. Теория метафоры: сборник / Пер. под ред. Н.Д. Арутюновой, М.А. Журинской; вступит. ст. и сост. Н.Д. Арутюнова; [Авт. примеч. М.А. Кронгауз]. - М.: Прогресс, 2010. - 511 с.
40. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник/В.Е.Хализев. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высш.шк., 2007. - 199 с.
41. Цурикова Л.В. Политическая корректность как социокультурный и прагмалингвистический феномен / Л.В. Цурикова // Эссе о социальной власти языка. - Воронеж, 2001. - 143 с.
42. Шляхтина Е.В. Политкорректность и эвфемия: характерные особенности современного существования (на материале английского языка) / Е.В. Шляхтина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2007. - №9. - 418 с.
43. Штейн бук Ф. М. Тексты, которые нас выбирают (Размышления по изучению новеллы «Смерть в Венеции» Т. Манна) 11 класс / // Всемирная литература. - 1999. - № 12. - С. 29-37.
44.Эренбург И.Г. Перечитывая Чехова / И.Г. Эренбург. - М:Госиздат,1960. - 111с.
45. Capote T. In Cold Blood / T. Capote. - New York:Random House, 1966. - 356 p.
46. Capote T. Truman Capote Conversations / T. Capote; edited by M. Thomas Inge. - P.: University Press of Mississippi Jackson and London, 1987. - 381 p.
47. Garson, Helen S. Truman Capote. New York: Frederick Ungar Publishing Co., 1980.
48. Grobel, Lawrence. Conversations with Capote. New York: New American Library, 1985.
49. Reed, Kenneth T., in Truman Capote. Warren French, ed. Boston: Twaye Publishers, 1981.
50.Shmoop Editorial Team. "In Cold Blood Plot Analysis." Shmoop University, Inc. Last modified November 11, 2008. Accessed March 8, 2017. http://www.shmoop.com/in-cold-blood/plot-analysis.html.