Формирование проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основания формирования проектного мышления
студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки
1.1 Формирование проектного мышления студента-дизайнера в процессе
профессиональной подготовки - как педагогическая проблема 7
1.2. Педагогические условия формирования проектного мышления студента
дизайнера в процессе профессиональной подготовки 16
Выводы по I главе 23
Глава II. Разработка дизайн-проекта интерьера современной квартиры
2.1. Основные принципы проектирования предметно-пространственной
среды жилых помещений 25
2.2. Организация и этапы работы над дизайн - проектом интерьера
современной квартиры 38
Выводы по II главе 45
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения
Глава I. Теоретические основания формирования проектного мышления
студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки
1.1 Формирование проектного мышления студента-дизайнера в процессе
профессиональной подготовки - как педагогическая проблема 7
1.2. Педагогические условия формирования проектного мышления студента
дизайнера в процессе профессиональной подготовки 16
Выводы по I главе 23
Глава II. Разработка дизайн-проекта интерьера современной квартиры
2.1. Основные принципы проектирования предметно-пространственной
среды жилых помещений 25
2.2. Организация и этапы работы над дизайн - проектом интерьера
современной квартиры 38
Выводы по II главе 45
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения
Актуальность исследования. Социальные и экономические изменения в российском обществе, интеграция российской образовательной системы в мировую систему образования диктуют необходимость новых подходов к подготовке конкурентоспособных специалистов - выпускников вузов, способных к самостоятельной профессиональной деятельности, адаптации к изменяющимся условиям, обладающих сформированным профессиональным мышлением. Существующая Сегодня система профессионального дизайнерского образования еще проходит стадию формирования в связи с тем, что дизайн, как профессиональная деятельность, появился в нашей стране сравнительно недавно.
Главная задача, которая стоит перед современным дизайнером, состоит в проектировании эстетически выразительной окружающей среды, наполненной совокупностью этнокультурных семантических смыслов и национальных социально-психологических черт, без которых эта среда может утратить культурную самоидентичность.
Осмысление дизайна как нового вида проектно-художественной деятельности человека требует развитие проектного мышления, как основного вида мышления будущего дизайнера. Формирование и развитие проектного мышления становится основной задачей студентов-дизайнеров на этапе обучения, соответствующего современным требованиям, предъявляемым к профессионалам данной сферы деятельности.
Перед образовательными организациями, осуществляющими процесс профессиональной подготовки дизайнеров, на первое место встает не обучение определенным методам и приемам дизайн- проектирования, а развитие креативности, повышение уровня развития профессионального мышления, формирование у будущих специалистов-дизайнеров особого вида мышления студентов-дизайнеров, которое мы в нашем исследовании определили как проектное.
Структуру профессиональных компетенций бакалавра-дизайнера образуют умения формулировать проектную концепцию, воплощать формальные особенности объекта дизайна в новом художественно-проектном контексте, осуществлять проектно-графические работы в соответствии с эргономическими и эстетическими параметрами объектов, выполненные на высоком графическом уровне.
Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки - одна из актуальных проблем, стоящих перед наукой и практикой высшего профессионального образования.
С учетом тенденций социального и экономического развития общества и культуры, к современному специалисту-дизайнеру предъявляются новые, все более высокие требования, которые невозможно удовлетворить, используя традиционные принципы и методы подготовки дизайнеров.
Обозначенная актуальность определила выбор темы исследования: «Формирование проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки».
Объект исследования - профессиональная подготовка студента- дизайнера.
Предмет исследования - процесс формирования проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки.
Цель - выявить условия формирования проектного мышления студента в процессе профессиональной подготовки на примере разработки дизайн-проекта интерьера современной квартиры.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой выполнение следующих задач:
- изучить педагогические аспекты формирования проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки
- обосновать педагогические условия формирования проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки - изучить и проанализировать основные принципы проектирования интерьера жилых помещений;
-сформулировать, разработать и описать этапы работы над дизайн - проектом интерьера современной квартиры.
Формирование и развитие проектного мышления становится основной задачей студентов-дизайнеров на этапе обучения, соответствующего современным требованиям, предъявляемым к профессионалам данной сферы деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснованы условия формирования проектного мышления будущих дизайнеров в ходе их профессиональной подготовки, уточнена специфика понятия «проектное мышление дизайнера», изучены и представлены основные принципы проектирования интерьера жилых помещений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы разработки дизайн-проекта интерьера современной квартиры могут быть использованы преподавателями кафедры дизайна и
национальных искусств ИФМК КФУ в профессиональной подготовке будущих дизайнеров интерьера.
В первой главе «Теоретические основания формирования проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки» были изучены педагогические аспекты формирования проектного мышления студента-дизайнера, проанализированы и обоснованы педагогические условия формирования проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки.
Во второй главе «Разработка дизайн-проекта интерьера современной квартиры» изучены и проанализированы основные принципы проектирования интерьера жилых помещений, описаны этапы работы над дизайн - проектом интерьера современной квартиры.
При рассмотрении обозначенной проблемы мы опирались на работы в области педагогики, психологии, философии, искусствознания и дизайна.
В философии проблемы мышления рассматривались Платоном, Аристотелем, Р. Декартом, И. Кантом, Ф.В.. Шеллингом, Г. Гегелем и др.
Психолого-педагогические аспекты данной работы опираются на идеи таких исследователей мышления, как С.Л. Рубинштейн, А.Г. Маклаков., 3. И. Тихомиров, О. К., Ительсон, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, и др.
В плане изучения места и роли проектного мышления в системе художественного образования исследование опирается на работы специалистов в области истории и теории проектной деятельности (В.Л. Глазичев, Г.Г.Курьерова, JI.H. Лаврентьев, С.М. Михайлов, В.Рунге, В.Ф. Сидоренко, С.О. Хан-Магомедов, и др.).
Исследование в части определения методов и средств проектных форм обучения базируется на практике творческой проектной деятельности, построенной на принципах интеграции и взаимодействия искусств (А.Г. Куликов, Б.П. Юсов и др.).
Структура работы данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который включает в себя 57 источников на пяти страницах.
К выпускной квалификационной работе прилагается планшет с дизайн-проектом интерьера трехкомнатной квартиры, два CD-диска.
Главная задача, которая стоит перед современным дизайнером, состоит в проектировании эстетически выразительной окружающей среды, наполненной совокупностью этнокультурных семантических смыслов и национальных социально-психологических черт, без которых эта среда может утратить культурную самоидентичность.
Осмысление дизайна как нового вида проектно-художественной деятельности человека требует развитие проектного мышления, как основного вида мышления будущего дизайнера. Формирование и развитие проектного мышления становится основной задачей студентов-дизайнеров на этапе обучения, соответствующего современным требованиям, предъявляемым к профессионалам данной сферы деятельности.
Перед образовательными организациями, осуществляющими процесс профессиональной подготовки дизайнеров, на первое место встает не обучение определенным методам и приемам дизайн- проектирования, а развитие креативности, повышение уровня развития профессионального мышления, формирование у будущих специалистов-дизайнеров особого вида мышления студентов-дизайнеров, которое мы в нашем исследовании определили как проектное.
Структуру профессиональных компетенций бакалавра-дизайнера образуют умения формулировать проектную концепцию, воплощать формальные особенности объекта дизайна в новом художественно-проектном контексте, осуществлять проектно-графические работы в соответствии с эргономическими и эстетическими параметрами объектов, выполненные на высоком графическом уровне.
Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки - одна из актуальных проблем, стоящих перед наукой и практикой высшего профессионального образования.
С учетом тенденций социального и экономического развития общества и культуры, к современному специалисту-дизайнеру предъявляются новые, все более высокие требования, которые невозможно удовлетворить, используя традиционные принципы и методы подготовки дизайнеров.
Обозначенная актуальность определила выбор темы исследования: «Формирование проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки».
Объект исследования - профессиональная подготовка студента- дизайнера.
Предмет исследования - процесс формирования проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки.
Цель - выявить условия формирования проектного мышления студента в процессе профессиональной подготовки на примере разработки дизайн-проекта интерьера современной квартиры.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой выполнение следующих задач:
- изучить педагогические аспекты формирования проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки
- обосновать педагогические условия формирования проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки - изучить и проанализировать основные принципы проектирования интерьера жилых помещений;
-сформулировать, разработать и описать этапы работы над дизайн - проектом интерьера современной квартиры.
Формирование и развитие проектного мышления становится основной задачей студентов-дизайнеров на этапе обучения, соответствующего современным требованиям, предъявляемым к профессионалам данной сферы деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснованы условия формирования проектного мышления будущих дизайнеров в ходе их профессиональной подготовки, уточнена специфика понятия «проектное мышление дизайнера», изучены и представлены основные принципы проектирования интерьера жилых помещений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы разработки дизайн-проекта интерьера современной квартиры могут быть использованы преподавателями кафедры дизайна и
национальных искусств ИФМК КФУ в профессиональной подготовке будущих дизайнеров интерьера.
В первой главе «Теоретические основания формирования проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки» были изучены педагогические аспекты формирования проектного мышления студента-дизайнера, проанализированы и обоснованы педагогические условия формирования проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки.
Во второй главе «Разработка дизайн-проекта интерьера современной квартиры» изучены и проанализированы основные принципы проектирования интерьера жилых помещений, описаны этапы работы над дизайн - проектом интерьера современной квартиры.
При рассмотрении обозначенной проблемы мы опирались на работы в области педагогики, психологии, философии, искусствознания и дизайна.
В философии проблемы мышления рассматривались Платоном, Аристотелем, Р. Декартом, И. Кантом, Ф.В.. Шеллингом, Г. Гегелем и др.
Психолого-педагогические аспекты данной работы опираются на идеи таких исследователей мышления, как С.Л. Рубинштейн, А.Г. Маклаков., 3. И. Тихомиров, О. К., Ительсон, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, и др.
В плане изучения места и роли проектного мышления в системе художественного образования исследование опирается на работы специалистов в области истории и теории проектной деятельности (В.Л. Глазичев, Г.Г.Курьерова, JI.H. Лаврентьев, С.М. Михайлов, В.Рунге, В.Ф. Сидоренко, С.О. Хан-Магомедов, и др.).
Исследование в части определения методов и средств проектных форм обучения базируется на практике творческой проектной деятельности, построенной на принципах интеграции и взаимодействия искусств (А.Г. Куликов, Б.П. Юсов и др.).
Структура работы данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который включает в себя 57 источников на пяти страницах.
К выпускной квалификационной работе прилагается планшет с дизайн-проектом интерьера трехкомнатной квартиры, два CD-диска.
В ходе исследования при выполнении выпускной квалификационной работы были рассмотрены и изучены:
-педагогические аспекты формирования проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки,
- обоснованы педагогические условия формирования проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки,
- проанализированы основные принципы проектирования интерьера жилых помещений,
-сформулированы, разработаны и описаны этапы работы над дизайн - проектом интерьера современной квартиры.
Формирование и развитие проектного мышления становится основной задачей студентов-дизайнеров на этапе обучения, соответствующего современным требованиям, предъявляемым к профессионалам данной сферы деятельности.
В работе над выпускной квалификационной работой нами были использованы методы современного дизайнерского проектирования. Различные методики исследования: (визуально-графические, фиксационный, обмерный, сравнительный, аналитический). Вербальные (словеснологический, исторический, сравнительный, аналитический).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснованы условия формирования проектного мышления будущих дизайнеров в ходе их профессиональной подготовки, уточнена специфика понятия «проектное мышление дизайнера», изучены и представлены основные принципы проектирования интерьера жилых помещений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы разработки дизайн-проекта интерьера современной квартиры могут быть использованы преподавателями кафедры дизайна и
национальных искусств ИФМК КФУ в профессиональной подготовке будущих дизайнеров интерьера.
При рассмотрении обозначенной проблемы мы опирались на работы в области педагогики, психологии, философии, искусствознания и дизайна.
Опираясь на изученный материал, мы разработали концепцию дизайн-проекта современной квартиры в современном стиле.
-педагогические аспекты формирования проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки,
- обоснованы педагогические условия формирования проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки,
- проанализированы основные принципы проектирования интерьера жилых помещений,
-сформулированы, разработаны и описаны этапы работы над дизайн - проектом интерьера современной квартиры.
Формирование и развитие проектного мышления становится основной задачей студентов-дизайнеров на этапе обучения, соответствующего современным требованиям, предъявляемым к профессионалам данной сферы деятельности.
В работе над выпускной квалификационной работой нами были использованы методы современного дизайнерского проектирования. Различные методики исследования: (визуально-графические, фиксационный, обмерный, сравнительный, аналитический). Вербальные (словеснологический, исторический, сравнительный, аналитический).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснованы условия формирования проектного мышления будущих дизайнеров в ходе их профессиональной подготовки, уточнена специфика понятия «проектное мышление дизайнера», изучены и представлены основные принципы проектирования интерьера жилых помещений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы разработки дизайн-проекта интерьера современной квартиры могут быть использованы преподавателями кафедры дизайна и
национальных искусств ИФМК КФУ в профессиональной подготовке будущих дизайнеров интерьера.
При рассмотрении обозначенной проблемы мы опирались на работы в области педагогики, психологии, философии, искусствознания и дизайна.
Опираясь на изученный материал, мы разработали концепцию дизайн-проекта современной квартиры в современном стиле.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИИ СТУДЕНТОВ-
ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МОБИЛЬНОГО
ЭКСПОЗИЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческого мышления студентов-дизайнеров средствами проектирования интерьера
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АССОЦИАТИВНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Формирование профессиональных компетенций у студентов - дизайнеров СПО в рамках курса «Композиция и макетирование»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ
ССУЗА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
(в процессе освоения ДПИ)
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2016 - Формирование пространственного мышления студентов в рамках
онлайн-курса «ArchiCAD. Базовый» в системе ДО
Бакалаврская работа, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



