Введение 3
Глава I. Теоретические основания формирования проектного мышления
студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки
1.1 Формирование проектного мышления студента-дизайнера в процессе
профессиональной подготовки - как педагогическая проблема 7
1.2. Педагогические условия формирования проектного мышления студента
дизайнера в процессе профессиональной подготовки 16
Выводы по I главе 23
Глава II. Разработка дизайн-проекта интерьера современной квартиры
2.1. Основные принципы проектирования предметно-пространственной
среды жилых помещений 25
2.2. Организация и этапы работы над дизайн - проектом интерьера
современной квартиры 38
Выводы по II главе 45
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения
Актуальность исследования. Социальные и экономические изменения в российском обществе, интеграция российской образовательной системы в мировую систему образования диктуют необходимость новых подходов к подготовке конкурентоспособных специалистов - выпускников вузов, способных к самостоятельной профессиональной деятельности, адаптации к изменяющимся условиям, обладающих сформированным профессиональным мышлением. Существующая Сегодня система профессионального дизайнерского образования еще проходит стадию формирования в связи с тем, что дизайн, как профессиональная деятельность, появился в нашей стране сравнительно недавно.
Главная задача, которая стоит перед современным дизайнером, состоит в проектировании эстетически выразительной окружающей среды, наполненной совокупностью этнокультурных семантических смыслов и национальных социально-психологических черт, без которых эта среда может утратить культурную самоидентичность.
Осмысление дизайна как нового вида проектно-художественной деятельности человека требует развитие проектного мышления, как основного вида мышления будущего дизайнера. Формирование и развитие проектного мышления становится основной задачей студентов-дизайнеров на этапе обучения, соответствующего современным требованиям, предъявляемым к профессионалам данной сферы деятельности.
Перед образовательными организациями, осуществляющими процесс профессиональной подготовки дизайнеров, на первое место встает не обучение определенным методам и приемам дизайн- проектирования, а развитие креативности, повышение уровня развития профессионального мышления, формирование у будущих специалистов-дизайнеров особого вида мышления студентов-дизайнеров, которое мы в нашем исследовании определили как проектное.
Структуру профессиональных компетенций бакалавра-дизайнера образуют умения формулировать проектную концепцию, воплощать формальные особенности объекта дизайна в новом художественно-проектном контексте, осуществлять проектно-графические работы в соответствии с эргономическими и эстетическими параметрами объектов, выполненные на высоком графическом уровне.
Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки - одна из актуальных проблем, стоящих перед наукой и практикой высшего профессионального образования.
С учетом тенденций социального и экономического развития общества и культуры, к современному специалисту-дизайнеру предъявляются новые, все более высокие требования, которые невозможно удовлетворить, используя традиционные принципы и методы подготовки дизайнеров.
Обозначенная актуальность определила выбор темы исследования: «Формирование проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки».
Объект исследования - профессиональная подготовка студента- дизайнера.
Предмет исследования - процесс формирования проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки.
Цель - выявить условия формирования проектного мышления студента в процессе профессиональной подготовки на примере разработки дизайн-проекта интерьера современной квартиры.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой выполнение следующих задач:
- изучить педагогические аспекты формирования проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки
- обосновать педагогические условия формирования проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки - изучить и проанализировать основные принципы проектирования интерьера жилых помещений;
-сформулировать, разработать и описать этапы работы над дизайн - проектом интерьера современной квартиры.
Формирование и развитие проектного мышления становится основной задачей студентов-дизайнеров на этапе обучения, соответствующего современным требованиям, предъявляемым к профессионалам данной сферы деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснованы условия формирования проектного мышления будущих дизайнеров в ходе их профессиональной подготовки, уточнена специфика понятия «проектное мышление дизайнера», изучены и представлены основные принципы проектирования интерьера жилых помещений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы разработки дизайн-проекта интерьера современной квартиры могут быть использованы преподавателями кафедры дизайна и
национальных искусств ИФМК КФУ в профессиональной подготовке будущих дизайнеров интерьера.
В первой главе «Теоретические основания формирования проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки» были изучены педагогические аспекты формирования проектного мышления студента-дизайнера, проанализированы и обоснованы педагогические условия формирования проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки.
Во второй главе «Разработка дизайн-проекта интерьера современной квартиры» изучены и проанализированы основные принципы проектирования интерьера жилых помещений, описаны этапы работы над дизайн - проектом интерьера современной квартиры.
При рассмотрении обозначенной проблемы мы опирались на работы в области педагогики, психологии, философии, искусствознания и дизайна.
В философии проблемы мышления рассматривались Платоном, Аристотелем, Р. Декартом, И. Кантом, Ф.В.. Шеллингом, Г. Гегелем и др.
Психолого-педагогические аспекты данной работы опираются на идеи таких исследователей мышления, как С.Л. Рубинштейн, А.Г. Маклаков., 3. И. Тихомиров, О. К., Ительсон, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, и др.
В плане изучения места и роли проектного мышления в системе художественного образования исследование опирается на работы специалистов в области истории и теории проектной деятельности (В.Л. Глазичев, Г.Г.Курьерова, JI.H. Лаврентьев, С.М. Михайлов, В.Рунге, В.Ф. Сидоренко, С.О. Хан-Магомедов, и др.).
Исследование в части определения методов и средств проектных форм обучения базируется на практике творческой проектной деятельности, построенной на принципах интеграции и взаимодействия искусств (А.Г. Куликов, Б.П. Юсов и др.).
Структура работы данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который включает в себя 57 источников на пяти страницах.
К выпускной квалификационной работе прилагается планшет с дизайн-проектом интерьера трехкомнатной квартиры, два CD-диска.
В ходе исследования при выполнении выпускной квалификационной работы были рассмотрены и изучены:
-педагогические аспекты формирования проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки,
- обоснованы педагогические условия формирования проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки,
- проанализированы основные принципы проектирования интерьера жилых помещений,
-сформулированы, разработаны и описаны этапы работы над дизайн - проектом интерьера современной квартиры.
Формирование и развитие проектного мышления становится основной задачей студентов-дизайнеров на этапе обучения, соответствующего современным требованиям, предъявляемым к профессионалам данной сферы деятельности.
В работе над выпускной квалификационной работой нами были использованы методы современного дизайнерского проектирования. Различные методики исследования: (визуально-графические, фиксационный, обмерный, сравнительный, аналитический). Вербальные (словеснологический, исторический, сравнительный, аналитический).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснованы условия формирования проектного мышления будущих дизайнеров в ходе их профессиональной подготовки, уточнена специфика понятия «проектное мышление дизайнера», изучены и представлены основные принципы проектирования интерьера жилых помещений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы разработки дизайн-проекта интерьера современной квартиры могут быть использованы преподавателями кафедры дизайна и
национальных искусств ИФМК КФУ в профессиональной подготовке будущих дизайнеров интерьера.
При рассмотрении обозначенной проблемы мы опирались на работы в области педагогики, психологии, философии, искусствознания и дизайна.
Опираясь на изученный материал, мы разработали концепцию дизайн-проекта современной квартиры в современном стиле.
1. Андреев В. С. Современные отделочные материалы в интерьере дома. М: Феникс, 2006. - 288 с.
2. Барташевич А., Аладова Н. История интерьера и мебели. - Феникс, 2004. - 400 с.
3. Безмоздин, Л. Н. В мире дизайна / Л. Н. Безмоздин. - Ташкент. 1990
4. Водчиц С. С. Эстетика пропорций в дизайне. - Техносфера, 2005. -
5. Воронов Н.В. Производственное искусство - предшественник дизайна ; Художественное конструирование / Под ред. Быкова З.Н., Минервина Г.Б. - М., 1986. - 234 с.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии /Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. -504 с.
8. Глазычев В.Л. Включение художественной деятельности в систему проектирования // Искусство и научно-технический прогресс. М., 1973.-145с.
9. Глазычев В.Л. О дизайне. М.: Искусство, 1970.-190с.
10. Глазычев В.Л. Образы пространства // Творческий прогресс и художественное восприятие, Л., 1978, с. 159-174.
11. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. - М.: Архитектура, 2004. - 107 с.
12. Ительсон, Л. Б. Лекции по общей психологии / Л. Б. Ительсон:
Учебное пособие. — Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 896 с.
13. Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучения /
И. Калмыкова. - М.: Педагогика. 1981. - 200 с.
14. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 583 с.
15. Кулеева Л. М. Михайлов С. М. Основы дизайна. - Новое знание, 1999.
- 239 с.
16. Куликов А.Г. Формирование проектный умений учащихся старших классов в системе непрерывного дизайнерского образования. Автореферат дис. на соискание уч. степени канд. пед.наук. Магнитогорск, 2000.
17. Курьерова Г.Г. Арх-терапия: к вопросу о психотерапевтических возможностях пропедевтического дизайна // Труды ВНИИТЭ, -М.; 1994г.
18. Курьерова Г.Г. Феномен и дизайн — образования в Италии //
Труды ВНИИТЭ № 50, М., 1986, с. 29-44.
19. Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. М.: ГрантЪ, 2000, - 255с.
20. Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. -М.: Искусство, 1992, 323 с.
21. Лакшми Бхаскаран. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: Арт-Родник, 2007. - 256 с.
22. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа.
- М.: ВНИИТЭ, 1987.
23. Миронова Л. Н. Цветоведение. — Минск: Вышэйшая школа, 1984.
- 286 с.
24. Михайлов, С. М. Основы дизайна / С. М. Михайлов, Л. М. Кулеева - 2е изд., перераб. и доп. - М.: «Союз Дизайнеров», 2002. - 240 с.
25. Мустафина Д.А., Ребро И.В., Рахманкулова Г.А. Негативное влияние формализма в знаниях студентов при формирования инженерного мышления // Инженерное образование - 2011. - №7.
26. Назаров, Ю. В. Постсоветский дизайн (1987-2000) / Ю. В. Назаров. Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности. - М.: «Союз Дизайнеров России», 2002. - 416 с.
27. Пайл Дж. Дизайн интерьеров. 6000 лет истории. - Астрель, 2007.
- 464 с.
28. Петровский, А. В. Теоретическая психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; Учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 496 с.
29. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М., 1994.
30. Покатаев В. П. Интерьер и оборудование интерьера квартиры.
Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
31. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. - Минск: Высш. Школа, 1984.
- 167с.
32. Претти Р. Библия интерьерного дизайна. - Эксмо, 2011. - 256 с.
33. Розин В.М. Эволюция инженерной и проектной деятельности и мысли. Инженерия: становление, развитие, типология. Изд.: ЛЕНАРД, 2013.
34. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: 2006. - 713 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
35. Рунге, В. Ф., Манусевич, Ю. П. Эргономика в дизайне среды /
В. Ф. Рунге. Ю. П, Манусевич: Учеб. пособие / В. Ф. Рунге, Ю. П. Манусевич. — М.: «Архитектура-С», 2005. - 328 с.
36. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда. Природа, пространство, архитектура для 1-11 кл. // Интегрированные программы. — М.: Просвещение, 1995, -76с.
37. Савенкова Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры, М.: Магистр- Пресс, 2000, - 286с.
38. Савенкова Л.Г., Сухова Т.И., Юсов Б.П. Живой мир искусства, полихудожественная программа для 1-4 кл. изд. 2, М., 1998.
39. Сидоренко В.Ф. Образовательное пространство проектной культуры. Дизайн в общеобразовательной системе. Библиотека дизайнера. ВНИИТЭ, М.; 1994, с.96-100.
40. Соррел К. Пространство и свет в современном интерьере. - Кладезь- Букс, 2007. - 144 с.
41. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров.
Учебное пособие М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. - 272 с.
42. Тоиузова, А. Н. Формирование профессионального мышления у студентов управленческих специальностей в вузе / О. К. Тихомиров. Дисс.. .канд.пед.на-ук: 13.00.08.-М.:РГБ, 2005. УДК 159.9
43. Федотова Н.В., Суленко И.А. О необходимости формирования пространственного мышления // Современные наукоемкие технологии - 2008. - №8.
44. Хан-Магомедов С.О. Новый стиль, объемный супрематизм и проуны М., 1990г., -130с.
45. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна М.: Галарт, 1995,424с.
46. Хан-Магомедов С.О. Творчество там, где можно сказать это мое // Декоративное искусство №1, 1981. с. 12-18
47. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии (о периодах возрастной актуальности занятиями различными видами искусства) // Теория эстетического воспитания. М., 1975 - Вып. III с. 43-55.
Б)
48. Официальный сайт Дизайн интерьеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/
49. Официальный сайт Дизайн квартир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //doms .su/dizayn-kvartir.html
50. Официальный сайт Интерьер и дизайн современной квартиры [Электронный ресурс]. - Режим доступа:.
http://www.allwomens.ru/10481-interer-i-dizain-sovremennoi-kvartiry.html
51. Официальный сайт Мебельные мастера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vibormebely.ru/princformirov.html 52.
Официальный сайт Современные квартиры: дизайн, интерьер, ремонт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.streetrealty.ru/articles/131/
53. Официальный сайт Стили. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //ineuro .ru/funkciol izmm.html
54. Официальный сайт Стиль «функционализм в современном интерьере. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://ineuro.ru/ispolz funkciolizzm.html
55. Официальный сайт Функционализм в дизайне интерьера. [Электронный ресурс] Режим
доступа:http://www.1capital.ru/funkcionalizm-v-dizajne-interera
56. Официальный сайт Охрана труда в России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tehdoc.ru/sanitary.htm 57.
Официальный сайт Функционализм. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://meget.kiev.ua/interior/funktsionalizm/
58. Официальный сайт Функциональные основы дизайна. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.art-citadel.ru/articles/35- functionalbasesofdesign.html