Введение 3
Глава 1. Особенности раннего этапа обучения английскому языку 7
1.1. Психологические особенности у воспитанников детского сада и
младших школьников при обучении иностранному языку 8
1.2 Игровая деятельность как основа обучения на начальном этапе обучения иностранному языку 16
Глава 2. Формирование фонетических и лексических навыков на начальном этапе обучения посредством метода опоры на физические действия 24
2.1 Основные положения метода опоры на физические действия 25
2.2 Формирование фонетических навыков у младших школьников
посредством метода опоры на физические действия 30
2.3 Формирование лексических навыков у младших школьников
посредством метода опоры на физические действия 37
Глава 3. Апробация метода опоры на физические действия на практике 43
3.1. Разработка конспекта экспериментального 43
урока с использованием метода опоры на физические действия 43
3.2. Самоанализ проведенного урока 50
Заключение 52
Список использованных источников и литературы
Приложение
В 21 веке, который еще называют век коммуникаций, все больше возрастает потребность в изучении иностранных языков. Многие родители задумываются о том, чтобы как можно раньше занять своих детей обучением английского языка. В настоящее время есть много способов как не заставлять ребенка изучать английский язык, а вовлечь его в изучение при помощи различных методик, чтобы ребенку было интересно обучение иностранному языку, чтобы он сам хотел изучать его. Например, таковой является методика Монтессори, итальянского педагога, которая основана на индивидуализации, или метод опоры на физические действия(далее - TPR), в основе которой лежит игровая деятельность.
Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. Вопросы, которые связаны с обучением английскому языку дошкольников и учащихся младшей ступени обучения, сегодня являются предметом широких дискуссий, раннее детство (с 5 лет) рассматривается такими специалистами, как Е. И. Негневицкая, В.Н. Мещерякова, В.С. Мухина, Н.Д. Гальская, З.Я. Футерман, как наиболее благополучный период для овладения иностранными языками, в том числе и английским языком [Негневицкая, 1987: 20]. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам, начиная уже с дошкольного возраста, что и определяет актуальность данного исследования.
Настоящее исследование посвящено проблеме формирования фонетических и лексических навыков у детей младшего возраста посредством метода опоры на физические действия.
Цель данной научной работы - выявить возможности применения метода опоры на физические действия на ранних этапах обучения английскому языку и определить, насколько эффективно формирование фонетических и лексических навыков у младших школьников при помощи данного метода.
Исходя из поставленных целей, в работе определены следующие задачи:
1) проанализировать проблемы раннего обучения;
2) рассмотреть психологические особенности изучения иностранного языка у воспитанников детского сада, а также у младших школьников;
3) рассмотреть игровую деятельность как основу обучения на начальном этапе;
4) представить основные положения метода опоры на физические действия;
5) выявить возможности применения метода опоры на физические действия на раннем этапе обучения иностранному языку;
6) рассмотреть систему упражнений, посредством которых происходит формирование фонетических и лексических навыков у детей при помощи метода опоры на физические действия;
7) разработать конспект урока с опорой на метод TPR, а также апробировать данный метод на практике на базе детского сада «Рябинка» города Димитровграда.
Объектом исследования является метод опоры на физические действия на раннем этапе обучения иностранному языку.
Предметом исследования являются особенности влияния метода опоры на физические действия на раннем этапе обучения иностранному языку на формирование фонетических и лексических навыков.
В данном исследовании были использованы следующие методы: анализ; метод компиляции; историко-литературный метод; метод беседы с учителем; метод наблюдения; метод дедукции; метод индукции; метод сравнительно-сопоставительного анализа; эксперимент.
Для раскрытия цели и задач выпускной квалифицированной работы были изучены различные информационные источники, теоретические и научные работы, Интернет-ресурсы и литература по данной теме.
Теоретической и методической основой явились труды следующих авторов: Верещагина И.Н., Вайсбурд М.П., Витлин Ж.Л., Гез Н.И. Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Клементьева Т.Б., Логинова Л.И., Маслыко Е.А. (Бабинский П.К.), Мухина В.С., Миролюбов А.А. Рахманов И.В., Цетлин В.С., Пассов Е.И., Рогова Г.В., Сирык Т.Л., Трубий Г.И., Тарасюк Н.А., Филатова В.М., BrownH.,RichardsJ.C., RodgersT.S и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данные этого исследования могут быть использованы при написании курсовых и дипломных работ по данной теме.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на практических занятиях по обучению учащихся младшей ступени обучения иностранному языку, на занятиях по методике преподавания иностранных языков, а также при написании методических разработок для преподавателей начального этапа обучения.
Результат научного исследования будет представлен в виде конспекта урока для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, направленного на формирование фонетических и лексических навыков посредством метода опоры на физические действия.
Структура дипломной работы состоит из содержания, введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Введение раскрывает актуальность выбранной темы, цель, задачи, объект и предмет исследования, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются особенности раннего этапа обучения английскому языку, а именно психологические особенности детей при обучении иностранному языку, а также основной вид деятельности детей - игра, как основа обучении английскому языку.
Во второй главе рассматриваются основные положения метода опоры на физические действия; выявляются возможности применения данного метода; рассматриваются система упражнений, посредством которых происходит формирование фонетических и лексических навыков у детей при помощи метода опоры на физические действия;
В третьей главе предлагается вниманию разработка конспекта урока с опорой на метод TPR, а также самоанализ проведенного занятия и результаты апробации данного метода на практике на базе детского сада «Рябинка» города Димитровграда.
В заключении обобщаются выводы по научному исследованию.
В библиографии представляется список использованной литературы.
Психологи доказали, что изучение иностранных языков детям даётся намного легче, чем взрослым. Однако единого мнения по поводу оптимальных сроков для начала обучения иностранному языку нет. Некоторые специалисты считают, что самый удачный возраст - с 4 до 8 лет, другие уверены, что с 1,5 до 7.Тем не менее, интерес к раннему обучению высок. Выбор приема и метода изучения иностранного языка детей младшего возраста в настоящее время является одной из тем дискуссий специалистов в области педагогики. Существует множество методов изучения английского языка, важно выбрать тот метод, который будет наиболее продуктивным.
Выбор многих педагогов останавливается на методе опоры на физические действия. И не случайно. Этот метод особенно подходит для обучения детей дошкольного возраста и детей начальной школы. Как говорил психолог Л. С. Выготский, ребенок определенного возраста отличается тем, что речь у него сливается с его действием как бы в одно целое. «Ребенок не просто говорит о том, что он делает, но проговаривание и действие для него в этом случае являются единой сложной психической функцией, направленной на решение задачи» [Выготский,1966: 74.].
Принцип метода основан на восприятии речи на слух, семантизации при помощи наглядности и запоминании благодаря повторению, сопровождающемуся деятельной активностью. На первых этапах обучения, считают сторонники этого метода, надо не научить детей алфавиту, а следует научить понимать иностранную речь на слух. В данном подходе есть безусловный плюс для обучения детей дошкольного возраста, например, в основном дети в детских садах не умеют читать. Также положительным в основе метода является то, что здесь доминирует игровая, подражательная деятельность, что в соответствии с психологией возраста является основой постижения мира у детей. Игра становится основной мотивацией для изучения английского языка. Дети не зазубривают правила неродного языка, они естественно проникают в него через игру. Но возможно ли провести целый урок, используя только метод TPR? В детских садах, да, так как урок длится примерно 20-30минут. Он также органично вписывается в метода лингвиста-гувернёра. Однако в младших классах, проведение целого урока, опираясь лишь на данный метод, не представляется целесообразным. Основное возражение учёных-методистов вызвано приоритетным использованием повелительного наклонения в речи учителя, что не характерно для разговорной речи, особенно, если речь идёт об обучении популярному английскому языку. В то же время нельзя полностью игнорировать данную методику, которая значительно повышает эффективность обучения иностранному языку благодаря использованию двигательной активности при усвоении лексико-грамматического материала и расширяет опыт аудирования, помогая сформировать прочные аудитивные навыки на основе аутентичного материала. Если учитель не является носителем языка, в рамках данной методики его с успехом могут заменить аудиозаписи. Регулярное использование TPR в зарядках, играх, драматизациях позволит повысить мотивацию в изучении иностранного языка, учесть возрастные особенности детей для успешного овладения иноязычными речевыми навыками.
В ходе работы над дипломной работой нами были выполнены следующие задачи:
1) проанализировали психологические особенности у воспитанников детского сада и младших школьников при обучении иностранному языку;
2) провели анализ методической литературы для выявления методических основ обучения посредством метода опоры на физические действия;
3) проанализировали особенности преподавания лексики посредством метода опоры на физические действия;
4) проанализировали формирование фонетических навыков у воспитанников дошкольного учреждения и учеников младших классов посредством метода опоры на физические действия;
5) разработали план-конспект урока посредством метода опоры на физические действия и провели его апробацию на практике.
По результатам проведенного исследования материалы могут быть использованы в курсе методики преподавания иностранного языка, на практических занятиях по обучению учащихся младшей ступени обучения иностранному языку, а также при написании методических разработок для преподавателей начального этапа обучения, так как в ней даны практические рекомендации по организации учебного занятия посредством метода опоры на физические действия.
Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что основное назначение иностранного языка как предметной области обучения в школе состоит в формировании коммуникативных навыков воспитанников детского учреждения и учащихся начальной школы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2010
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 348с
3. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду //Воспитание детей раннего возраста. - М., 1968
4. Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения. / Ред. Е.Н.Малюга, Т.А. Дмитренко, Е.В. Пономаренко, Ю.Н. Марчук, Е.В. Бреус. // Материалы IV международной научно-практической конференции. Москва: Российский университет дружбы народов, 2010. - с.103-125
5. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания языков / ред. И.А. Колесникова, О.А Долгина. - СПБ.: Издательство Дрофа, 2008
6. Антонова О.А. Возрастная анатомия и физиология - М.: Высшее образование, 2006
7. Ариян, М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам [Текст] / М.А. Ариян // иностранные яз. в шк. - 1999.-№6.
8. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам - М.: Просвещение, 1969. — 279 с.
9. Барынкина И. В. , Педагогические условия развития школьников к изучению иностранных языков на начальном этапе обучения (на материале английского языка)/ И. В. Барынкина. - Брянск, 1999. - 25 с.
10. Безруких, М. М. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка [Текст] / Безруких М. М. [и др.]; под ред. Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. - М. : Изд-во Московского психологосоциального института ; Воронеж : Издательство НПО «Модек», 2009. - 432 с.
11. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе : Причины, диагностика, комплексная помощь [Текст] / М. М. Безруких. - М. : Эксмо, 2009. - 464 с.
12. Безукладников, К. Э. Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка : Монография [Текст] / К. Э. Безукладников. - Пермь, 2008. - 270 с.
13. Беляев, Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам [Текст] / Б.В. Беляев. - Изд. 2-е. - М., 1965. - 227 с.
14. Биболетова М. З. Книга для учителя к учебнику английского языка для 2 класса / М. З. Биболетова [и др.]. - М. : Изд-во «Титул», 2007.- 111 с.
15. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского.— М.: Педагогика, 1984.— 400 с.
16. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М., 1999
17. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория обучения иностранным языкам. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2005
18. Гебель С.Ф. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка. // Педагогический вестник. - 2013. - №3. - с. 23-24
19.Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку/И.А. Зимняя.
- М.: Высшая школа, 1991. - 172с
20. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы/ О.А. Карабанова// Управление начальной школы.-2009.- №12.С.9-11.
21. Кириллова, Е.П. Хрестоматия по методике преподавания английского языка: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «английские языки»/Е.П.Кириллова, Б.Т. Лазарева, С.Е. Петрушин. - М.: Просвещение, 1981.- 207с.
22. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М.: Академия, 2000. - 264с.
23. Коростелев, В.С. Пути совершенствования процесса формирования
лексических навыков говорения/В.С. Коростелев//Иностранные языки в школе. - 1986. - №2 - С. 38 - 41.
24. Кузьмина Е.Г. Детская психология: Педагогические аспекты. М.: ФЛИНТА, 2010
25. Курбатова, М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе- ИЯШ, 2006. № 3
26. Лукъянчекова Н.В. «Обучение английскому языку на начальном этапе» // Начальная школа 2002 №2
27. Малкина Н.А. Раннее обучение английскому языку: теория и практика - СПб.: Издательство «Детство-пресс», 2004.
28. Марчан, Н.Б. О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики / Н.Б. Марчан // Иностранные языки в школе. - 2004. - №5 - С. 45 - 48.
29. МерещяковаВ., ПособияВ.МещеряковойТсапз^/геабМгйееК. [Электронный ресурс]- Шр://1-1оуе-еп§Н8Ь.га/(Дата обращения: 20.04.2016) .
30. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. «Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь». Монография - СПб., Речь, 2007;
31. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития.. 10е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. - 608 с
32. Негневицкая Е.И. «Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра» «Иностранный язык в школе». №6 - М.:1987. - 20с.
33. Пасов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению - М: Русский язык 1990
34. Пассова, Г.Я. Один из приемов формирования лексических и грамматических навыков говорения/Методика обучения иностранной устной речи / Г.Я. Пассова, Е.И. Пассов. - Воронеж, 1976. - 303с.
35. Психология детей и подростков / Ред. Д.К. Родимцев. - М.: Академия, 2010
36. Пучкова, Ю. Я. Игры на уроках английского языка - М.: АСТ, 2003.
37. Риторина А.К. «Формы и методы работы с младшими школьниками на уроках английского языка» // Начальная школа 1999 №5
38. Рогов С.С. Детская психология: Педагогические аспекты. М.: ФЛИНТА, 2010
39. Рогова, Верещагина. Методика обучения английского языка на начальном этапе средней школы. ИЯШ № 1, 1990.
40. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов - М.: Издательский центр "Академия", 2007. -576с.
41. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2005
42. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 272 с.: 216
43. Спиридонова A.B. It's English Time! Английский с пеленок!: Говорим, читаем, думаем по-английски: методическое пособие к комплекту «EnglishTime. Английский с пеленок» для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей / A.B. Спиридонова. - Челябинск: УМНИЦА, 2009. -128 с.
44. Тарасюк Н.А. «Иностранный для дошкольников. Уроки общения (на примере английского языка)» - М.: 1999. - 5-25с.
45. Ткаченко Ф.И. «Потребность в изучении иностранных языков» // Современный мир 2004 №1
46. Ушинский К.Д. Воспитание человека / К.Д. Ушинский; сост. С.Ф. Егоров. - М.: Карапуз, 2000. - 255 с.
47. Шарафутдинова, Т.М. Обучающие игры на уроках языка, 2005. №8.
48. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов / под общ. редакцией А.Г. Шмелева — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996
49. Шумакова Н.Б. Индивидуальные отличия в мышлении младших школьников. / Н.Б. Шумакова // Вопросы психологии. - 2010. - №9. - с. 32-33
50. Andrews, Samuel S. Sugar Busters! For Kids. New York: Ballantine Books, 2009
51. Andrews, Samuel S. Sugar Busters! For Kids. New York: Ballantine Books, 2009; c. 21
52. Asher J., Language by command. The Total Physical Response approach to learning language // The way of learning. Summer 1984.
53. http: //mrsj onesroom. com/letter/all .html
54. Language teaching : methods and approaches. Longman 2002.
55. Laton, Alex. Songs for Kids. London, 2005
56. Richads J.C., Rodgers T.S. 2001, Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge University Press, 270pg.