ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ИМЯ СОБСТВЕННОЕ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ 10
1.1. Ономастика как наука об именах собственных. Природа и
лингвистический потенциал онимов 10
1.2. Специфика имени собственного как особой языковой категории.
Проблема классификации имен собственных 15
1.3. Окказионализмы как особые лексические единицы, способы их
создания и функциональная нагрузка в дискурсе носителей языка 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ 33
2.1. Лингвокогнитивные трансформации личных имен в современном
лингвосоциуме 33
2.2. Положительные и отрицательные коннотации онимов-трансформантов 38
2.3. Гендерный аспект в коммуникативно-прагматической интенции
трансформации онимов 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 44
ГЛАВА 3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
ОККАЗИОНАЛИЗМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИХ НА ЭЛЕКТИВАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 46
3.1. Методика изучения окказиональных слов в курсе русского языка:
лексико-семантический аспект 46
3.2. Морфолого-словообразовательный аспект при изучении
лингвистического потенциала окказиональной лексики 54
3.3. Технологическая карта урока «Окказионализмы и трансформированные антропонимы: способы образования и особенности их употребления в поэтической и повседневной речи» для обучающихся 6-го класса 64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
Антропоним является объектом изучения многих исследователей лингвистов уже давно. Особый интерес у ученых вызывает история их возникновения, значение и толкование, отношение имени собственного к истории и обществу, корреляция человеческим мировоззрением и сопричастность с верой и религией, с окружающим миром. На сегодняшний день антропоцентрический подход к изучению языка занимает приоритетное положение, и интерес к имени собственному как носителю национально¬культурной информации возрастает. В связи с этим, с нашей точки зрения, особый интерес представляет изучение и анализ модифицированных антропонимов, содержащих лексико-семантический и коммуникативно¬прагматический аспекты.
Актуальность темы исследования обусловливается интересом к ониму- трансформанту как перспективному объекту многоаспектного анализа, потребностью описания видоизмененного антропонима как новой, мало изученной ономастической единицы современной коммуникации.
Объектом исследования являются лингвокогнитивные трансформации антропонимов.
В качестве предмета исследования выступают особенности функционирования имен собственных в речевом общении, а также прагматический уровень, отображаемый в речевых стратегиях с точки зрения лексико-семантического и коммуникативно-прагматического аспектов.
Целью настоящей дипломной работы является выявление, описание и сопоставление особенностей реализации языковой трансформации имен собственных в современном лингвосоциуме и рассмотрение приёмов изучения окказионализмов и трансформированных онимов на факультативных занятиях по русскому языку.
Постановка данной цели вызывает необходимость решения следующих задач:
1) Рассмотреть основные теоретические положения, касающиеся имен собственных в современной лингвистике;
2) Детерминировать статус онима-трансформанта, определить его место в ономастической системе языка как явления искусственной номинации;
3) Проанализировать существующие классификации антропонимов, выявить их достоинства и недостатки;
4) Сформировать собственную классификацию рассматриваемых языковых единиц;
5) Выявить морфологические, лексические, эмоционально-экспрессивные, лингвокогнитивные, гендерные особенности онимов- трансформантов.
6) Раскрыть этапы работы над анализом окказионализмов и трансформированных онимов на факультативных занятиях.
В ходе исследования были задействованы следующие методы научного исследования:
1) Индуктивный метод, позволяющий перейти от конкретных наблюдений над языковыми фактами к их систематизации и обобщению, а так же к выдвижению предположений о причине исследуемых явлений;
2) Описательно-аналитический метод, применяемый для описания и анализа значимых аспектов в трансформации антропонимов;
3) Метод социологического опроса в форме неформализованного интервью, применяемый для сбора информации.
Научная новизна заключается, во-первых, в том, что представлен новый взгляд на статус онима-трансформанта как специфической группы антропонимов, во-вторых, проведено полиаспектное функциональное исследование рассматриваемых языковых единиц, выявлены их фонетические, графические, словообразовательные, фонетические, морфологические, эмоционально-экспрессивные, функционально-стилевые особенности, в-третьих, делается попытка комплексно изучить способы и причины трансформаций имен собственных.
Теоретико-методологическую базу составили работы таких авторов, как: В.Д. Бондалетов, Д.И. Ермолович, В.М. Калинкин, Ю.Н. Караулов, А.И. Абрегов, А.В. Суперанская, Т.В. Топорова, А.А. Фомин и др.
Материалом для исследования послужили истории добровольных участников из разных городов России.
Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем развитии методики изучения новых языковых явлений в сфере межличностной и групповой коммуникации, а также в рассмотрении проблемы функционирования онима-трансформанта в контексте непосредственного общения. Полученные результаты углубят представление о специфике онима-трансформанта как способе идентификации языковой личности.
Практическая ценность курсовой работы заключается в возможности применения материалов данной работы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по данной тематике, а также в возможности использования исследования в качестве базы для работ подобной направленности.
Структура данной дипломной работы включает введение, основную часть, заключение, библиографический раздел и приложение.
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, отмечаются научная новизна, практическая значимость проведённого исследования, формулируется цель работы и её задачи, указываются объект и предмет исследования, обозначаются методы исследования.
Первая глава «Имя собственное как объект лингвистических исследований» посвящена истории изучения антропонимов, рассмотрению специфики имен собственных. Кроме того, в главе представлены различные точки зрения на такой раздел лингвистики как ономастика, обозначены существующие проблемы классификации антропонимов, представляющие особый интерес в рамках раскрытия основных положений дипломной работы.
Во второй главе «Особенности функционирования имен собственных» предпринята попытка комплексного анализа трансформированных анторопонимов. В пределах рассматриваемого вопроса модифицированный оним проанализирован с разных точек зрения, включающих коннотацию, гендерный аспект, тематическую соотнесенность.
В третьей главе «Лингвистический потенциал окказионализмов при изучении их на элективах по русскому языку» отражены вопросы о потребности пристального изучения окказиональных слов в школе на уроках гуманитарного цикла. Исследование механизмов образования окказиональных слов, позволяет развивать коммуникативную компетентность, прописанную во ФГОС в рамках личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Изучение данного языкового явления даст возможность обучающимся полноценно и осознанно осмыслять функциональную роль этих слов в тексте и в устной речи.
В Заключении подводятся итоги проведённого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами.
Список использованной литературы составляет 55 источников, в состав которых вошли научные статьи, словари, теоретическая и художественная литература.
Апробация работы. Отдельные положения этой работы были представлены в виде:
- научных статей:
1. Якунченко О.Ю. Лингвокогнитивные трансформации личных имен и способы их языковой реализации в современном лингвосоциуме // The Way of Science. International scientific journal, №10 (20), 2015/ Главный редактор: Мусиенко С.А. - Волгоград: Издательство «Научное обозрение», 2015. - с. 98-100 (РИНЦ).
2. Якунченко О.Ю., Данилова Ю.Ю. Положительные и отрицательные коннотации: к вопросу о коммуникативно-прагматическом потенциале онимов-трансформантов // «Основные проблемы гуманитарных наук» / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №2. г. Волгоград 2015. - ИЦРОН, 2015 г. - с. 50-51.
- докладов на конференциях:
1. «Лингвокогнитивные трансформации личных имен в современном лингвосоциуме» // Итоговая образовательно-научная конференция студентов ЕФ КФУ. - Елабуга, 2015 г.
2. «Положительные и отрицательные коннотации: к вопросу о коммуникативно-прагматическом потенциале онимов-трансформантов» // Итоговая образовательно-научная конференция Елабужского института КФУ. - Елабуга, 2016 г.
- научной работы в конкурсе на лучшую НИРС:
1. Якунченко О.Ю. Экспрессивно-характерологические номинации человека: лексико-семантический и коммуникативно-прагматический аспекты // Традиции и современное состояние русского языка в Республике Татарстан: материалы конкурса научно-исследовательских работ студентов, аспирантов, молодых ученых, посвященных традициям и современной языковой культуре русскоязычного населения РТ / под ред. И.В. Ерофеевой. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2016. - с. 218 - 222.
В данной работе нами была предпринята попытка изучения, анализа и классификации такого языкового явления как трансформированные антропонимы.
Сначала была подготовлена теоретическая база для нашего исследования. Так, мы рассмотрели специфику имени собственного и проблемы их классификации и явление окказиональности в рамках ономастики. Антропонимы образуют особый пласт в лексике каждого языка, которые, в свою очередь, обладают определенными специфическими признаками, что позволяет их противопоставлять именам нарицательным. Отсюда возникает сложность и противоречивость этого вопроса, что доказывается разночтениями в истории изучения имен собственных, как в зарубежной лингвистике, так и в отечественной. Особый интерес к проблеме изучения имен собственных представляет точка зрения академика Л.В. Щербы. Лингвист отмечает в своих трудах глубоко отличительные признаки антропонимов от имен нарицательных. В этом отношении А.В. Суперанская приравнивает онимы терминам, а ономастику как науку сопоставляет с терминологией. Имеют место быть и другие точки зрения на этот вопрос. Некоторые лингвисты считают, что большая часть имен собственных частично или целиком берут свое начало у нарицательных имен, вследствие этого их семантика носит более усложненный характер. В силу специфики этого класса слов, необходимо учитывать его особенности на всех уровнях языкового анализа, как в плане содержания, так и в плане выражения. Не стоит забывать, что антропоним, прежде всего средство номинации индивидуального предмета и чаще всего не имеет непосредственной связи с денотатом. У имени собственного отсутствует общее значение, так же как и у нарицательного - индивидуальное.
Далее представлено обоснование явления окказиональности в лингвистике. Анализ существующей научной литературы показывает, что лингвистические явления могут изучаться в различных аспектах. Это относится и к окказиональности. Рассмотренные научные источники позволяют констатировать, что направления изучения окказиональности носит также противоречивый характер. Немаловажной являетсяпроблема разграничения неологизмов и окказионализмов. Относительно этого вопроса у языковедов множество разночтений, одни придерживаются точки зрения разграничения этих явлений, другие же напротив не видят особой разницы в этих двух языковых явлениях.
Далее, в практической части, были проанализированы способы и особенности трансформаций имен собственных, было отмечено, что антропонимы в процессе общения претерпевают некоторые изменения, которые обусловлены многими языковыми и
экстралингвистическимифакторами.
Следует отметить, в результате анализа было выявлено, что условно трансформированные онимы делятся на две основные группы по способу реализации: онимы с сохранением двухкомпонентной структуры (Зиряк Хакимянович - Хряк Хомякович) и онимы с переходом в однокомпонентную структуру - никнейм (Келлер Светлана - киллер). В процентном соотношении мы выявили преобладание онимов с однокомпонентной номинацией-никнеймом (60%). В результате мы можем говорить о том, что речь приобретает стилевые характеристики, что в конечном итоге приводит к тому, что имена-трансформанты приобретают способность передавать разного рода оттенки эмоциональной оценки, в результате формируется вторичная номинация, в данном случае стремящаяся к экономии, емкости и экспрессивности языка.
Далее мы выяснили, что модифицированные антропонимы можно также разделить на определенные тематические группы, в конечном итоге у нас их вышло семь: онимы-френонимы (Таисия Михайловна - Тайсон);онимы- зоонимы (Зиряк Хакимянович - Хряк Хомякович); онимы-эйдонимы (Марина Николаевна - Маришка); онимы-титлонимы (Флюра Магруповна - Флюра Укроповна); онимы-патронимы (Александра Иванович - Иваныч); онимы- орнитонимы (Вероника Петровна - Ворона Петровна); онимы-пренонимы (Рамзия Мухаметовна - Рамзес).
Каждый трансформированный антропоним относится к одной из данных групп, что в итоге позволяет судить о том, что в современном социуме на лингвокогнитивном уровне преобладает трансформация антропонимов по типу «оним-френоним». Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что наиболее частотной причиной трансформации антропонима является речеповеденческая тактика языковой личности.
Межличностные отношения являются средством, подталкивающим на создание модификационных антропонимов, таким образом можно судить о субъект-субъектных отношениях. В ходе исследования стало ясно, что наиболее частотным является тип отрицательно коннотатированного антропонима (Галина Кирилловна - Горилла Куриловна), который реализуется посредством разных языковых средств. Что касается, антропонимов с положительной коннотацией (Александр Иванович - Иваныч), анализ словообразовательной модели показал, что наиболее традиционным является суффиксальный способ.
Таким образом, в ходе исследования особенностей реализации экспрессивно-характерологических номинаций нам удалось сформировать собственную классификацию рассматриваемых языковых единиц, а также выявить морфологические, лексические, эмоционально-экспрессивные, лингвокогнитивные, гендерные особенности онимов-трансформантов.
Более того, в ходе исследования было представлено методическое обоснование анализируемого вопроса.
Были разработаны и представлены упражнения и конспект урока для обучающихся 6-го класса, целью которыхсталоформирование знаний об окказионализмах и модифицированных антропонимах, особенностях их образования и употреблении в поэтической и повседневной речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка, а также умение применять полученные знания и способы действия в практической деятельности. В рамках изучения данной темы школьники проявили здоровый интерес к изучению этого языкового явления. Выполнение подобного рода упражнений вызывает у обучающихся «цепь ассоциаций». Школьники с особым энтузиазмом выдумывали местообитания животных, связанных по характеру номинативности с топонимами (Медведково, Зайтчинск, Коаландия, Слоновия). Особый интерес вызвало упражнение на создание индивидуальных названий лекарств, это еще раз подтверждает высокий потенциал школьников к заданиям речетворческой направленности. Более того, урок, проведенный в нетрадиционной форме «лингвистической лаборатории» расширил возможности школьников в рамках изучения морфемного состава слова. Четко сформулированные и обоснованные ответы на проблемные вопросы в ходе урока-электива еще раз подтверждают тот факт, что данные упражнения успешно позволяют развивать лингвистическую компетенцию, тем более что специфика данных слов вызывает положительную реакцию у учеников.
Данная тема логично позволяет повторить со школьниками морфемику слова и закрепить изученные ими способы образования слов в русском языке. Обращение к художественным текстам как дидактическому средству, наблюдение за словотворчеством писателей, анализ смысловой стороны предлагаемых в упражнениях отрывков текстов через объяснение строения слов приобщает учеников к богатствам родного языка, дает возможность проявить свой собственный творческий потенциал, что повышает мотивацию учения.
1. Агаронян, И. В. Словообразование окказионализмов-существительных в эпистолярном наследии II половины XIX -1 четверти XX веков: // Агонян И. В. автореф. дис. канд. филол. наук. - Куйбышев, 200. - 356 с.
2. Аксёнов В.П. Новый сладостный стиль. - М.: ИЗОГРАФ, 1997. - 560 с.
3. Аксёнов В.П. Таинственная страсть (роман о шестидесятниках). Авторская версия. В 2 т. - М.: Семь дней, 2011. - Т. 2. - 680 с.
4. Александрова, О. И. Неологизмы и окказионализма // Вопросы современного русского словообразования, лексики и стилистики. - Куйбышев: Глобус, 2004. - с. 90- 96.
5. Алиева, Г. Н. Окказиональные неологизмы последнего десятилетия. - М.: Русская речь, 2006. - С. 15-20.
6. Андреев Н.П., Морохин В. Н. Хрестоматия по истории русской фольклористики. - М.: Л. Учпедигз, 1973. - 496 с.
7. Артеменко Е.Б. О принципах художественно-синтаксической
организации текстов письменного фольклора. - Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 1982. - 225 с.
8. Ахмадуллина Б.А. Лучшая лирика. - М.: Астрель; Олимп, 2010. - 448 с.
9. Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений филол. профеля // В. В. Бабайцева. - 2-е изд-е, стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 447 с.
10. Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно¬
семантический анализ: учебное пособие. - Калининград: Калининградский университет, 1997. - 268 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.studfiles.ru/preview/1805551/ (дата обращения:
29.04.2017).
11. Баевский, В. С. История русской поэзии: 1730-1980 / В. С. Баевский. - М.: Новая школа, 2002. - 403 с.
12. Бакина, М. А. О некоторых особенностях современного поэтического словотворчества // М. А. Бакина // Русский язык в школе. 2005. - № 5. - С. 93-96.
13. Бакина, М. А. Об окказиональных образованиях в современной поэзии // М. А. Бакина // Научные труды. 2008. - № 3 - С. 276.
14. Бакина, М. А. Словотворчество Языковые процессы современной русской художественной литератур // М. А. Бакина //. Поэзия. - 1997. - № 5 - С. 78-127.
15. Белова, Б. А. Об изучении окказионализмов художественной речи // А. Б. Белова. - Кемерово: Кемеровск. ун-т, 2006. - 351 с.
16. Белокурова, С. П. Словарь лингвистических терминов // С. П. Белокурова. - СПб: Паритет, 2006. - 234 с.
17. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
18. Брагина, А. А. Неологизмы в русском языке // А. А. Брагина // Русский язык в школе. - 2003. - №1. - С. 104-107.
19. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке // Н. С. Валгина. - М.: Высшая школа, 2001. - 198 с.
20. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного.
- М.: Русский язык, 1990. - 246 с.
21. Габинская, О. А. Типология причин словотворчества // О. А. Габинская.
- Воронеж, 1981. - 152 с.
22. Гируцкий А.А. Введение в языкознание: Учебное пособие. - Минск: ТетраСистемс, 2003. - 288 с.
23. Головина Р. В. Антропонимы в русской народной лирической песне //
Научная электронная библиотека диссертаций. - Курск, 2001. [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.dissercat.com/content/antroponimy-v-russkoi-narodnoi-
liricheskoi-pesne (дата обращения: 17.12.2016).
24. Голуб Д. И. Стилистика русского языка. - М.: Айрис Пресс Рольф, 2001. - 448 с.
25. Ермолович Д.И. Имена собственные на стыке языков и культур. - М.: Р. Валент, 2001. - 200 с.
26. Захарова, М. И. Языковая игра как факт современного этапа развития русского литературного языка // М. И Захарова // Знамя. - 2006. - № 5. - С. 159-168.
27. Земская Е. А. Активные процессы современного словопроизводства // Е. А. Земская. - М.: Академия, 2000. - 354 с.
28. Ионова О.А. Типы и функции окказионализмов в прозе А.И. Герцена // Файловый архив для студентов «StudFiles». - 2014. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.studfiles.ru/preview/5553533/(дата обращения: 15.04.2017).
29. Калинкин В.М. Поэтика онима. - Донецк: Юго-восток, 1990. - 408 с.
30. Ларин, Б. А. Эстетика слова и языка писателя / Б. А. Ларин. - СПб.: Паритет, 2004. - 173 с.
31. Лебединский С.И., Гербик Л.Ф. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб.пособие. - Минск: Минский университет, 2011. -309 с.
32. Лекант, П. А. Очерки по грамматике русского языка / П. А. Лекант - М.: МГОУ, 2002. - 312 с.
33. Лопатин В. В. Рождение слова: неологизмы и окказиональные образования / В. В. Лопатин. - М.: Наука, 2003. - 152 с.
34. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник для филологических специальностей вузов. - М.: Высшая школа, 1987. - 272 с.
35. Маслова В.А. Лингвокульторология: учебное пособие для студентов высших учебных заведение. - М.: Академия, 2001. - 183 с.
36. Мицул Н.Д., Метликина Л.С. Окказиональные слова и их изучение в школе // Концепт: Научно-методический электронный журнал. - 2016. - Т. 11. - С. 1056-1060. [Электронный ресурс]. - URL: https://e- koncept.ru/2016/86228.htm (дата обращения: 15.04.2017).
37. Намиткова Р.Ю., Абрегов А.И. В мире имен собственных: пособие для учителей школ Адыгеи. - Майкоп: Полиграф-Юг, 1998. - 246 с.
38. Новикова Л.А. Современный русский язык. - СПб.: Азбука, 1999. - 363 с.
39. Попова Т.В. Новые словообразовательные форманты русского языка (на материале графодериватов) // Материалы международного научного симпозиума «Славянские языки и культуры в современном мире», секция «Новые явления в славянском словообразовании: система и функционирование». - М., 2009. - С. 124-125.
40. Словарь лингвистических терминов / Авт.-сост. О.С. Ахманова. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 608 с.
41. Словарь русской ономастической терминологии / Авт.-сост.
Н.В. Подольская. - М.: Наука, 1978. - 192 с.
42. Современный словарь личных имен: Сравнение. Происхождение. Написание / Авт.-сост. А.В. Суперанская. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 384 с.
43. Спиридонов А.В. Способы образования окказионализмов в текстах
романов Василия Аксёнова (лингвометодический аспект) // Научная электронная библиотека «Кибер Ленинка»: электронная библиотека. - 2012. [Электронный ресурс]. -
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-obrazovaniya-
okkazionalizmov-v-tekstah-romanov-vasiliya-aksyonova- lingvometodicheskiy-aspekt (дата обращения: 20.04.2017).
44. Суперанская А.В. Имя - через века и страны. - М.: ЛКИ, 2007. - 192 с.
45. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. - М.: Наука, 1973. - 367 с.
46. Суперанская А.В. Структура имени собственного: фонология и морфология. - М.: Наука, 1969. - 207 с.
47. Суперанская А.В. Что такое топонимика? - М.: Наука, 1984. - 182 с.
48. Тимеркаева Н.Д. Особенности функционирования имен собственных в немецких народных песнях [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bestteferat.ru/referat-218595.html (дата обращения: 20.04.2017).
49. Топорова Т.В. К вопросу об именах собственных как средства идентификации мифологических персонажей // Вопросы ономастики. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. - Вып. 2. - С. 45-51.
50. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования, 2010. [Электронный ресурс]. - URL: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FG-QS OO.pdf (дата обращения: 29.04.2017).
51. Фомин А.А. Литературная ономастика в России: итоги и перспективы // Вопросы ономастики. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2004. - Вып. 1. - С. 108-121.
52. Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте. - Л.: ЛГУ, 1990. - 103 с.
53. Ханпира Э. И. Окказиональные элементы в современной речи. Стилистические исследования. - М.: Московский ун-т, 1972. - 374 с.
54. Хроленко А.Т. Из наблюдений над природой имени собственного в фольклорном тексте. - Рязань: Рязань, 1999. - 103 с.[Электронный ресурс]. - URL: http://www.studfiles.ru/preview/5553533/page:7/ (дата обращения: 29.04.2017).
55. Черкасова М.А. Аббревиатуры делового дискурса с когнитивной точки зрения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. № 1. Ч. 2. - 200-203 с.