Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование внешнеэкономических связей Республики Татарстан

Работа №54071

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
548
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы исследования внешнеэкономических связей региона 6
1.1 Сущность и характеристика внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности региона
1.2 Особенности организации и роль международной выставочной
деятельности в развитии внешнеэкономических связей региона 13
1.3 Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Глава II. Анализ внешнеэкономических связей и деятельности
региона (на примере Республики Татарстан)
2.1 Обзор состояния экономики региона 26
2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий
промышленности Республики Татарстан 34
2.3 Современные проблемы развития внешнеэкономических связей региона ... 43
Глава III. Перспективы развития внешнеэкономических связей Республики Татарстан 50
3.1 Разработка предложений по формированию стратегии развития
внешнеэкономической деятельности региона 50
3.2 Зарубежный опыт поддержки внешнеэкономической деятельности региона 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 74 



Внешнеэкономическая деятельность становится наиболее важным фактором развития экономики Республики Татарстан. В настоящее время практически ни одной отрасли в промышленности региона, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности. Развитие внешнеэкономических связей играет важную роль в условиях современности, когда происходят интеграционные процессы, повышение конкуренции практически во всех сферах деятельности.
Одним из важнейших направлений региональной экономической политики является развитие внешнеэкономических связей и экспортоориентированных производств для реализации конкурентных преимуществ региона на международном уровне. Необходимо понимание того, что многие из преимуществ территорий, центр реализовать не может и делегирует часть своих функций регионам. У многих регионов потенциально больше ресурсов и возможностей. В связи с этим, самостоятельность регионов в организации ВЭД неизбежно увеличивается и приобретает все больше значения в формировании внешнеэкономической политике государства. Под самостоятельностью регионов понимается правомочие в принятии решений, ответственности за конечные результаты и наличие собственных ресурсов. В данном исследовании рассматриваются структурные аспекты региональной внешнеэкономической деятельности.
В зарубежной и российской литературе проблемам внешнеэкономической деятельности региона уделяется большое внимание. Различные аспекты организации, управления, повышения эффективности внешнеэкономической деятельности широко освещены в трудах С.П. Алексеева, A.B. Лапшина, И.Л. Прудникова, BX, Петелина, С.Н. Трофимова, В.П. Федько, И.В. Филоненко и других. Среди зарубежных ученых, детально исследующих проблематику развития внешнеэкономических связей наиболее известны Р. Стоуби, П. Невен, Б. Монтгомери, Д. Олвуд, Б. Халлир, С. Холленсен, С. Миллер.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование внешнеэкономических связей Республики Татарстан и определение перспектив развития внешнеэкономической деятельности предприятий региона.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть сущность понятий внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности;
• рассмотреть нормативно-правовое регулирование
внешнеэкономической деятельности;
• провести обзор развития экономики Республики Татарстан;
• проанализировать внешнеэкономическую деятельность предприятий региона;
• раскрыть проблемы развития внешнеэкономических связей и деятельности региона;
• определить перспективы и направления совершенствования внешнеэкономической деятельности региона.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является экономика региона республики Татарстан.
Предметом исследования работы выступают внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность Республики Татарстан.
При написании выпускной квалификационной работы использовался широкий спектр нормативно-законодательных актов, таких как: Гражданский кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон «Об экспортном контроле», Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».
Структура работы включает: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В первой главе раскрыты теоретические основы внешнеэкономической деятельности, в том числе сущность внешнеэкономических связей региона, определены основные подходы к исследуемой проблеме. Кроме этого, рассмотрены организационные принципы международной выставочной деятельности региона, как способ развития и укрепления его внешнеэкономических связей.
Во второй главе проведен анализ экономики Республики Татарстан, современных механизмов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, а также представлен обзор современных внешнеэкономических связей региона. На основе анализа был выделен ряд проблем, решение которых необходимо для дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности региона.
В третьей главе выпускной квалификационной работы определены рекомендации по формированию стратегии внешнеэкономической деятельности региона, а также рассмотрены возможности экстраполяции зарубежного опыта регулирования и поддержки экспорта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность региона играют важную роль в развитии территорий. Они способствуют преодолению дифференциации в уровне развития региональных экономических систем.
Организация выставочной деятельности является основным способом, который позволяет предприятиям и отдельным лицам продвигать свои товары и услуги, поддерживать деловые контакты с деловыми партнерами, быть в курсе всех новых открытий в своей отрасли. Республика Татарстан активно использует этот инструмент для продвижения продукции предприятий-экспортеров на внешние рынки, а также для развития внешнеэкономических связей с другими регионами и зарубежными странами.
Регулированием и реализацией ВЭД занимаются государственные органы. На сегодняшний день в мире существует огромное число международных организаций, которые осуществляют регулирование различных аспектов взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности из разных стран. По своему характеру методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности делятся на тарифные те, которые основаны на применении таможенного тарифа, также нетарифные все остальные методы Нетарифные методы регулирования можно разделить на методы скрытого протекционизма и количественные методы. Определенные инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности чаще всего используются при необходимости или для того, чтобы форсировать экспорт, либо ограничить импорт. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, формирование необходимых для этого институтов в структуре экономики российских регионов имеет первостепенное значение в настоящее время. Отчасти это объясняется тем, что тарифные, нетарифные, протекционистские и прочие методы регулирования не будут приносить ожидаемого эффекта без соответствующей нормативно-правовой и институциональной базы развития региональных внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности ключевых предприятий региона.
В целях эффективного развития внешнеэкономической деятельности нужно использовать системный подход, развивать государственно-частное партнерство и совершенствовать методы регулирования экспортно- импортных операций. Внешнеэкономическая деятельность играет важную роль в экономике Республики Татарстан и является эффективным инструментом реализации стратегии социально-экономического развития республики и постепенной интеграции Татарстана в мировую экономику. Правительство Республики проводит последовательную работу по созданию условий, способствующих развитию внешнеэкономических и межрегиональных связей.
Целью внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан является развитие всестороннего сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья и постепенная интеграция в мировое экономическое сообщество, что способствует становлению социально-ориентированной рыночной экономики в республике и повышение уровня жизни населения республики на этой основе. Важность внешней торговли для Республики Татарстан очень высока: доходы от внешнеторговой деятельности
составляют значительную часть налоговых поступлений республиканского бюджета.
Снижение внешнеторгового оборота республики напрямую связано с введением санкций против Российской Федерации со стороны США и европейских стран и введением политики импортозамещения со стороны Правительства России. В Татарстане ряд предприятий перешел на самообеспечение и производство для собственных нужд. темпы снижения объемов экспорта и в целом внешнеторгового оборота были весьма существенными на протяжении периода с 1 кв.2015г. до 3 кв.2016 г. При этом импорт начал восстанавливаться намного раньше уже с 1 кв.2016 г. Что в целом следует рассматривать как негативный фактор, поскольку преобладание импорта над экспортом приводит к отрицательному сальдо торгового баланса.
Структура внешней торговли в значительной степени определялась и определяется наличием зарубежных внешнеторговых подразделений у крупнейших экспортеров республики (Швейцария - ОАО "Татнефть", Финляндия - ОАО "Нижнекамскнефтехим") несмотря на некоторое снижение объемов внешнеторгового оборота, Республика Татарстан входит в число регионов - крупнейших экспортеров среди субъектов Российской Федерации (ее доля в общероссийском объеме экспорта составила 3,3%) и занимает четвертое место в общем объеме экспорта Российской Федерации среди всех ее субъектов. Республика Татарстан является активным участником внешнеэкономической деятельности среди регионов РФ. Одним из ведущих секторов в промышленности республики является нефтехимический комплекс. Также Татарстан обладает развитой машиностроительной отраслью, представленной производством автомобилей, авиационной техники, оборудования и приборов. В республике большое количество предприятия, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Вместе с тем, нельзя не отметить наличие определенных проблем, решение которых необходимо для развития внешнеэкономической деятельности Татарстан и укрепления его на международной арене.
Одна из ключевых проблем - это снижение показателей внешнеэкономической деятельности, что напрямую связано с динамикой экспортно-импортных операций ключевых предприятий региона Для решения проблемы снижения экспорта, на наш взгляд необходимо систематически проводить мониторинг оценки уровня конкурентоспособности продукции татарстанских предприятий с целью выявления групп риска по продуктам и производителям, а также разрабатывать стратегии, направленные на улучшение деятельности этих отраслей, выполнять диагностику с использованием матричного метода. В качестве формата матрицы может быть выбрана концепция, предложенная консалтинговой группой Boston. В соответствии с предлагаемым методом по осям изменение в себестоимости продукции (издержки производства на один рубль продукции) и изменение цен производителей.
Самым главным фактором, сдерживающим развитие внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан, можно назвать ослабление конкурентных позиций отечественных предприятий на внешних товарных рынках.
Географическая диверсификация внешнеэкономических связей Республики Татарстан в перспективе будет обусловлена разнонаправленными тенденциями:
1. Стагнация в следующие несколько лет экономики еврозоны и устойчивый рост развивающихся экономик, прежде всего Китая и Индии;
2. Возрастающая сложность выхода на новые рынки и усиления конкуренции на старых рынках;
3. Постепенный уход от политики глобализации и установление протекционистских барьеров.
Вполне возможно, что выход на рынки развивающихся стран также потребует создания компаний со смешанным капиталом, но, в отличие от Европы, не с целью привлечения технологий, а с целью контроля каналов сбыта. Примером прогнозного периода может стать практика создания совместных предприятий Группы КАМАЗ в Казахстане, Вьетнаме и Индии. Исходя из вышесказанного, Республика Татарстан должна ориентироваться прежде всего на те географические рынки, которые потребляют самый широкий спектр продукции республиканской промышленности.



1. Таможенный кодекс Российской Федерации № 5221-1 ВС РФ от 18.06.1993г. с последними изменениями от 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003. - № 22. - 2066 с.
2. Федеральный закон от 13.10.1995 N 157-ФЗ (ред. от 10.02.99) О государственном регулировании внешнеторговой деятельности (принят государственной думой 7 июля 1995 года).
3. Федеральный Закон РФ от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 30.12.2001) Об экспортном контроле (принят государственной думой 22 июня 1999 года) (одобрен советом федерации 2 июля 1999 года).
4. Федеральный Закон РФ от 14.04.1998 N 63-ФЗ (ред. от 24.07.2002) О мерах по защите экономических интересов российской федерации при осуществлении внешней торговли товарами (принят государственной думой 20 марта 1998 года).
5. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 25.07.2002) О таможенном тарифе.
6. Закон РСФСР от 09.10.1992 N 3615-1 (ред. от 27.02.2003) О валютном регулировании и валютном контроле.
Монографии
7. Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и
коллизионное регулирование / Канашевский В.А. М.: Волтерс Клувер, 2010. - 608 с.
8. Воронин В.П. Мировое хозяйство и экономика стран мира / В.П. Воронин. М., 2012. - 198 с.
9. Гарькавый А.А. Понятие внешнеэкономической сделки в отечественной доктрине // Межрегиональная конференция, посвященная 60-й годовщине празднования Дня прав человека: тезисы докладов. Волгоград: Изд-во Волгогр. акад. МВД России, 2013, Вып. 7. С. 287-293.
10. Дубровина К.С. Внешнеэкономические сделки в России: проблемы понятия // Михайловские научные чтения 2012 г. Международное право и вызовы начала XXI века: от теории к практике: материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2012. С. 60-63.
11. Заточный А.В. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ: Правовые проблемы развития региона // Финансовые и правовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика: Правовые проблемы развития региона. Материалы межвузовской научно-практической конференции 19 марта 2013 года. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013, Ч. 3. С. 52
55.
12. Лебедев Д.С. Методика формирования экспортной стратегии промышленных предприятий - Ярославль, 2015. - 104 с.
13. Макунева И.Ф. Понятие внешнеэкономической сделки //
Проблемы защиты прав: история и современность. Материалы
международной научно-практической конференции 18 мая 2007 г.. С.-Пб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. С. 168-172.
14. Мальцева Т.Г. Внешнеэкономическая деятельность в условиях
взаимодействия власти и бизнеса: правовой аспект // Политико-правовые проблемы взаимодействия власти, общества и бизнеса: опыт России и зарубежных стран: Материалы международной научно-практической
конференции. Саратов: Саратовский источник, 2012. С. 136-138.
15. Николюкин С.В. Внешнеэкономические сделки в правовом поле
Российской Федерации // Правовая система России: состояние, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской заочной научно-практической
конференции. Сибай: Изд-во ГУП РБ "СГТ", 2012. С. 53-62.
16. Попова Л.А. Правовой статус российских участников
внешнеэкономической деятельности // Субъекты современных правоотношений: теория, законодательство, практика: материалы
Всероссийской научно-практической конференции. Невинномысск: НГГТИ,
2012. С. 191-196.
17. Спартак А.Н., Французов В.В., Хохлов А.В. Мировой и российский экспорт: тенденции и перспективы развития, системы поддержки. - М.: ВАВТ, 2015. - 384 с.
18. Чеботарева И.А. Субъекты внешнеэкономической деятельности с точки зрения российского законодательства: межотраслевой подход // Актуальные проблемы конституционного и административного права: Материалы I всероссийской научно-практической конференции. Абакан: Бригантина, 2012. С. 197-205.
19. Чан В.Н. Стратегии выхода компаний на новые внешние рынки - Молодой ученый - 2011 №7. Т.1. С. 121-124.
20. Чарльз Хилл. Международный бизнес. - М.: Питер, 2013. - 688 с.
Статьи в сборниках
21. Дьяконова А.А. Система источников регулирования внешнеэкономических сделок // Право и современность . Сборник научнопрактических статей. Саратов: СЮИ МВД России, 2013, Вып. 3: Ч. 2. С. 124 - 128.
22. Левин Н.В. Международные соглашения субъектов Российской Федерации об осуществлении международных и внешнеэкономических связей // Правовая политика государства: теория, история, практика. Сборник научных статей. Пенза: ИИЦ ПГУ, 2013. Вып. 4. С. 176-183.
23. Шипова А.В. Предмет исполнения внешнеэкономического торгового обязательства // Ученые записки Института государства и права. Сборник научных трудов . Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2015, Вып. 9. С. 114-120.
Статьи в периодических изданиях
24. Александров А.А. Политика импортозамещения как инструмент стимулирования экономического роста // Журнал «Современная наука». - 2016. - №5. С.27-32.
25. Алексеева Е.В. О понятии "внешнеэкономическая сделка" about foreign economic contract concept // Академический вестник. Тюмень: ТГАМЭУП, 2010, № 3. С. 69-76.
26. Андреева О.Д., Бартенев С.А., Скоморохов Д.В., Хвальневич А.В. Как поддерживать развитие российского экспорта. - Российский внешнеэкономический вестник — 2015,№ 3. С. 12-23.
27. Бублик В.А. Внешнеэкономическая политика современной
России // Российский юридический журнал. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2010, № 5 (74). С. 7-9.
28. Голуб К.Ю. Цели правовой политики в сфере
внешнеэкономической деятельности // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во СГАП, 2013, № 5 (81). С. 66-70.
29. Ефремова Н.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности государств и проблемы обеспечения национальных интересов России // Юриспруденция. М.: Изд-во РГГУ, 2012, № 13. С. 5-12.
30. Иванова Е.В. Роль принципа автономии воли сторон при регулировании внешнеэкономических отношений // Юридические науки. М.: Компания Спутник+, 2012, № 2 (24). С. 85-87.
31. Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортноориентированном развитии / А. Рей // Вопросы экономики. № 8, 2007. - 53с.
32. Сеитова С.А. Совершенствование внешнеэкономического законодательства стран ЕврАзЭС // Современное право. М.: Новый Индекс, 2012, № 5 (1). С. 111-114.
33. Спартак А.Н. Перспективные направления участия России в международной торговле услугами // Российский внешнеэкономический вестник, №9, 2015, С. 28-39.
34. Тымчук Н.Б. Понятие внешнеэкономической деятельности // Юриспруденция. М.: Изд-во РГГУ, 2012, № 3 (19). С. 95-100.
35. Федченко О.С. Вопросы взаимодействия внешнеэкономической и валютной политики государства // Финансовое право. М.: Юрист, 2013, № 6.
С. 3-4.
36. Шилов С.В. Возможности развития права Российской Федерации, обусловленные внешнеэкономической деятельностью государства // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. Юридический журнал. М.: "1К- Пресс", 2013, № 3. С. 151-152.
Электронные ресурсы
37. Журнал «Экспортная база России»/ Формы государственной поддержки российского экспорта.-режим доступа-Шр:/А№№я^еуги/гуу/ id/3EF9FF//39-47.pdf, свободный, (дата обращения 06.05.2016).
38. Журнал «Экспортная база России»/ Формы государственной поддержки российского экспорта.-режим доступа- свободный: http://www.rfej.ru/rvv/ id/3EF9FF//39-47.pdf, свободный, (дата обращения
06.05.2016) .
39. Министерство экономического развития Российской Федерации/ Портал внешнеэкономической информации. - Официальный сайт. - режим доступа: http://www.ved.gov.ru, свободный, (дата обращения 09.05.2016).
40. Портал внешнеэкономической информации/ Япония. Обзор
экономики./ Общая характеристика экономики. - Официальный сайт. - режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/jp/about_jp/eco_jp/ .htm,
свободный, (дата обращения 06.05.2016).
41. Портал внешнеэкономической информации/ Япония. Обзор экономики./ Меры государственной поддержки национального экспорта и инвестиций.- Официальный сайт.- режим доступа- свободный: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/jp/about_jp/eco_jp/ .htm, свободный, (дата обращения 06.05.2016).
42. Активнее всего в 2015-м росли ПИИ в российский сектор
добычи топливно-энергетических полезных ископаемых.
[Электронный ресурс] // Татар-информ. URL: http://wwwtatar- inform.ru/news/2016/05/27/505955/ свободный (дата обращения 28.05.2016).
43. Ежедневная деловая газета «РБК» / URL: http://www.rbc.ru (дата обращения 23.04.2017).
44. Соловьев А.И. Импортозамещение в России: проблемы и пути решения / III Международный форум Финансового университета «Ловушка «Новой нормальности». - 2016 г. / URL: http://forum24.fa.ru.
45. Тимошенко В. Политика импортозамещение в России: от слов к делу. - 2015 г. / URL: http://www.garant.ru (дата обращения 23.04.2017).
46. Импортозамещение в России: предпосылки, проблемы и перспективы / Официальный сайт Евро инфо консультационного центра. - URL: http://www.euroinfocenter.ru (дата обращения 23.04.2017).
47. Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 23.04.2017).
48. Показатели, характеризующие импортозамещение в России / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения 12.04.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ