Проектирование развивающей среды в детской художественной студии
|
Введение
Глава I. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2. Развивающая среда детской художественной студии как стимул к творчеству 22
Выводы по I главе 31
Глава II. Влияние предметно-пространственной среды на развитие
художественно-эстетического вкуса обучающихся
2.1. Эргономичная предметно-пространственная среда как источник развития художественно-эстетического вкуса у детей: требования к организации интерьера художественной студии 34
2.2. Дизайн-проект кабинета детской художественной студии
Выводы по II главе 53
Заключение 55
Литература 57
Приложения 63
Глава I. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2. Развивающая среда детской художественной студии как стимул к творчеству 22
Выводы по I главе 31
Глава II. Влияние предметно-пространственной среды на развитие
художественно-эстетического вкуса обучающихся
2.1. Эргономичная предметно-пространственная среда как источник развития художественно-эстетического вкуса у детей: требования к организации интерьера художественной студии 34
2.2. Дизайн-проект кабинета детской художественной студии
Выводы по II главе 53
Заключение 55
Литература 57
Приложения 63
Преобразования, происходящие в экономической и социально-культурной сфере жизнедеятельности современного общества, оказывают огромное влияние на развитие педагогической науки. Инновационные процессы в сфере образования побуждают создавать условия, которые способны повышать уровень развития творческих способностей у ребенка, раскрывать его индивидуальность. Детство - это не только подготовка к будущей жизни взрослого человека, но также уникальный этап формирования личности, итоги которого имеют непреходящее значение для всего последующего развития. Именно по этой причине в последнее время возросла активная роль педагогики в поиске способов совершенствования среды, как условия формирования личности ребенка [16, с. 10].
Грамотно организованная предметно-пространственная развивающая среда позволяет ребенку раскрыть и показать свои творческие способности, познать способы художественно-образного воссоздания окружающего мира, реализовать познавательные, эстетические, культурные, коммуникативные потребности. Предметная среда создает также условия для взаимодействия, сотрудничества и взаимообучения детей.
Роль предметно-пространственной среды в воспитании и обучении детей изучена в научных трудах известных педагогов А.С. Макаренко, Я.А. Каменского, П.П. Чистякова, В.А. Сухомлинского. С психолого-физиологической точки зрения данная тема рассмотрена в работах И.И. Павлова, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомского, ими же рассмотрено и изучено влияние интерьера на душевное состояние человека. Эти педагогические и философские исследования определяют предметно-пространственную среду одним из важных и эффективных средств в процессе обучения и воспитания детей [44].
Обращаясь к трудам известных философов, педагогов, дизайнеров можно установить, что влияние предметно-пространственной среды на человека достаточно изучено разными науками. Но, рассмотрев состояние современных образовательных учреждений, можно сделать вывод, что теоретические познания не получили практического применения. Очень часто предметно-бытовая обстановка школ, студий, мастерских ограничивается решением практических, технических задач без стремления создать полноценную, эстетически организованную привлекательную среду для занятий [16].
Анализ научной литературы указывает на недостаточное теоретическое осмысление и методическое применение художественных педагогических технологий, эстетически-развивающих возможностей предметно - пространственной среды для развития художественно-эстетического вкуса у учащихся. Сегодня в системе образования с еще большей остротой встает проблема приведения предметно-пространственной среды в соответствие с формирующимся гуманным отношением к взрослеющему ребенку [6, с. 3]. Это и определяет актуальность выбранной темы исследования.
Целью данной работы является создание дизайн-проекта интерьера художественной студии для индивидуальных и групповых занятий, способствующего развитию художественно-эстетического вкуса детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить психологические особенности младшего школьного возраста;
- рассмотреть развивающую среду детской художественной студии как стимул к творчеству;
- определить содержательные характеристики понятия «эргономичная предметно-пространственная среда» современной художественной студии и рассмотреть требования к организации предметно-пространственной среды художественной студии;
- опираясь на изученный теоретический материал, разработать дизайн-проект интерьера детской художественной студии, предметно-пространственная среда которой обеспечивала бы разнообразие деятельности ребенка и его творчества.
Гипотезой исследования принято предположение о том, что процесс формирования личности младшего школьника, способного к проявлению своего творческого потенциала в рамках возраста возможен, если в образовательных учреждениях будут создаваться художественные студии с эргономичной предметно-пространственной средой, способствующей художественно-эстетическому развитию младшего школьника.
В соответствии с целью и гипотезой были определены методы исследования: изучение литературы и первоисточников, анализ аналогов, метод проектов.
Объектом работы является развивающая среда интерьера детской художественной студии.
Предметом работы является формирование развивающей эргономичной предметной среды интерьера детской художественной студии при кафедре ИФМК КФУ.
Теоретическая значимость исследования, состоит в выявлении теоретических и педагогических основ организации предметно пространственной среды художественной студии, способствующей развитию художественно-творческих способностей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный материал выпускной квалификационной работы, ее выводы и рекомендации могут быть использованы при проектировании кабинета детской художественной студии на базе университета.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, 4 параграфа, заключение и список использованной литературы.
Грамотно организованная предметно-пространственная развивающая среда позволяет ребенку раскрыть и показать свои творческие способности, познать способы художественно-образного воссоздания окружающего мира, реализовать познавательные, эстетические, культурные, коммуникативные потребности. Предметная среда создает также условия для взаимодействия, сотрудничества и взаимообучения детей.
Роль предметно-пространственной среды в воспитании и обучении детей изучена в научных трудах известных педагогов А.С. Макаренко, Я.А. Каменского, П.П. Чистякова, В.А. Сухомлинского. С психолого-физиологической точки зрения данная тема рассмотрена в работах И.И. Павлова, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомского, ими же рассмотрено и изучено влияние интерьера на душевное состояние человека. Эти педагогические и философские исследования определяют предметно-пространственную среду одним из важных и эффективных средств в процессе обучения и воспитания детей [44].
Обращаясь к трудам известных философов, педагогов, дизайнеров можно установить, что влияние предметно-пространственной среды на человека достаточно изучено разными науками. Но, рассмотрев состояние современных образовательных учреждений, можно сделать вывод, что теоретические познания не получили практического применения. Очень часто предметно-бытовая обстановка школ, студий, мастерских ограничивается решением практических, технических задач без стремления создать полноценную, эстетически организованную привлекательную среду для занятий [16].
Анализ научной литературы указывает на недостаточное теоретическое осмысление и методическое применение художественных педагогических технологий, эстетически-развивающих возможностей предметно - пространственной среды для развития художественно-эстетического вкуса у учащихся. Сегодня в системе образования с еще большей остротой встает проблема приведения предметно-пространственной среды в соответствие с формирующимся гуманным отношением к взрослеющему ребенку [6, с. 3]. Это и определяет актуальность выбранной темы исследования.
Целью данной работы является создание дизайн-проекта интерьера художественной студии для индивидуальных и групповых занятий, способствующего развитию художественно-эстетического вкуса детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить психологические особенности младшего школьного возраста;
- рассмотреть развивающую среду детской художественной студии как стимул к творчеству;
- определить содержательные характеристики понятия «эргономичная предметно-пространственная среда» современной художественной студии и рассмотреть требования к организации предметно-пространственной среды художественной студии;
- опираясь на изученный теоретический материал, разработать дизайн-проект интерьера детской художественной студии, предметно-пространственная среда которой обеспечивала бы разнообразие деятельности ребенка и его творчества.
Гипотезой исследования принято предположение о том, что процесс формирования личности младшего школьника, способного к проявлению своего творческого потенциала в рамках возраста возможен, если в образовательных учреждениях будут создаваться художественные студии с эргономичной предметно-пространственной средой, способствующей художественно-эстетическому развитию младшего школьника.
В соответствии с целью и гипотезой были определены методы исследования: изучение литературы и первоисточников, анализ аналогов, метод проектов.
Объектом работы является развивающая среда интерьера детской художественной студии.
Предметом работы является формирование развивающей эргономичной предметной среды интерьера детской художественной студии при кафедре ИФМК КФУ.
Теоретическая значимость исследования, состоит в выявлении теоретических и педагогических основ организации предметно пространственной среды художественной студии, способствующей развитию художественно-творческих способностей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный материал выпускной квалификационной работы, ее выводы и рекомендации могут быть использованы при проектировании кабинета детской художественной студии на базе университета.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, 4 параграфа, заключение и список использованной литературы.
Целью выпускной квалификационной работы «Проектирование развивающей среды в детской художественной студии» было создание дизайн-проекта интерьера художественной студии для индивидуальных и групповых занятий, способствующего развитию художественно-эстетического вкуса детей младшего школьного возраста.
Для реализации поставленной цели были рассмотрены и изучены психологические особенности младшего школьного возраста, теоретические основы детского изобразительного творчества, понятие «эргономичная предметно-пространственная среда» современной художественной студии, требования к организации предметно-пространственной среды художественной студии.
Была изучена специальная литература по вопросам психологических и физических особенностей детей младшего школьного возраста. Период детства - время роста, изменения и развития человека, который в дальнейшем определяет его жизнь в целом.
Проанализировав научную литературу по теме исследования и ознакомившись с требованиями санитарных норм и правил для детских внешкольных учреждений, была разработан дизайн-проект художественной студии для детей младшего школьного возраста при кафедре дизайна и национальных искусств ИФМК КФУ.
В основе дизайн-проекта лежит идея развития и воспитания художественно-эстетического вкуса ребенка с помощью предметно-пространственной среды художественной студии. Вопрос влияния эстетики образовательной среды на эстетическое воспитание и развитие детей актуален в наше время. Ведь окружающая обстановка действует на сознание и психику ребенка прямо или косвенно, формирует духовный облик ребенка.
Правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет детям раскрыть свои творческие способности, познать способы художественно-образного воссоздания окружающего мира, реализовать познавательные, эстетические, культурные, коммуникативные потребности.
Разработанный проект интерьера художественной студии полностью отвечает эстетическим и санитарным нормам, предметно-пространственная среда обеспечивает комфортные условия для занятий, имеет индивидуальный, уникальный характер и продуманное пространство.
Выпускная квалификационная работа на тему «Проектирование развивающей среды в детской художественной студии при кафедре дизайна и национальных искусств ИФМК КФУ» выполнена в полном объеме, с учетом требований к выпускным квалификационным работам.
Для реализации поставленной цели были рассмотрены и изучены психологические особенности младшего школьного возраста, теоретические основы детского изобразительного творчества, понятие «эргономичная предметно-пространственная среда» современной художественной студии, требования к организации предметно-пространственной среды художественной студии.
Была изучена специальная литература по вопросам психологических и физических особенностей детей младшего школьного возраста. Период детства - время роста, изменения и развития человека, который в дальнейшем определяет его жизнь в целом.
Проанализировав научную литературу по теме исследования и ознакомившись с требованиями санитарных норм и правил для детских внешкольных учреждений, была разработан дизайн-проект художественной студии для детей младшего школьного возраста при кафедре дизайна и национальных искусств ИФМК КФУ.
В основе дизайн-проекта лежит идея развития и воспитания художественно-эстетического вкуса ребенка с помощью предметно-пространственной среды художественной студии. Вопрос влияния эстетики образовательной среды на эстетическое воспитание и развитие детей актуален в наше время. Ведь окружающая обстановка действует на сознание и психику ребенка прямо или косвенно, формирует духовный облик ребенка.
Правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет детям раскрыть свои творческие способности, познать способы художественно-образного воссоздания окружающего мира, реализовать познавательные, эстетические, культурные, коммуникативные потребности.
Разработанный проект интерьера художественной студии полностью отвечает эстетическим и санитарным нормам, предметно-пространственная среда обеспечивает комфортные условия для занятий, имеет индивидуальный, уникальный характер и продуманное пространство.
Выпускная квалификационная работа на тему «Проектирование развивающей среды в детской художественной студии при кафедре дизайна и национальных искусств ИФМК КФУ» выполнена в полном объеме, с учетом требований к выпускным квалификационным работам.
Подобные работы
- Особенности проектирования и организации образовательной
среды художественной студии
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБОГАЩЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ОФОРМЛЕНИЕ ЭКСТЕРЬЕРА ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Проектирование развивающей предметно-пространственной
среды в дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Особенности проектирования обучающего пространства для дошкольников (в рамках национального института)
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Экологические требования к организации и устройству территории детского сада (Дошкольное образование, Нижневартовский Государственнвй Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Проектирование безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи в условиях художественной студии
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2020 - Формирование основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста (на примере МБДОУ Детский сад «Колосок» г.Заозерного)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



