Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектирование развивающей среды в детской художественной студии

Работа №54067

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
375
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2. Развивающая среда детской художественной студии как стимул к творчеству 22
Выводы по I главе 31
Глава II. Влияние предметно-пространственной среды на развитие
художественно-эстетического вкуса обучающихся
2.1. Эргономичная предметно-пространственная среда как источник развития художественно-эстетического вкуса у детей: требования к организации интерьера художественной студии 34
2.2. Дизайн-проект кабинета детской художественной студии
Выводы по II главе 53
Заключение 55
Литература 57
Приложения 63


Преобразования, происходящие в экономической и социально-культурной сфере жизнедеятельности современного общества, оказывают огромное влияние на развитие педагогической науки. Инновационные процессы в сфере образования побуждают создавать условия, которые способны повышать уровень развития творческих способностей у ребенка, раскрывать его индивидуальность. Детство - это не только подготовка к будущей жизни взрослого человека, но также уникальный этап формирования личности, итоги которого имеют непреходящее значение для всего последующего развития. Именно по этой причине в последнее время возросла активная роль педагогики в поиске способов совершенствования среды, как условия формирования личности ребенка [16, с. 10].
Грамотно организованная предметно-пространственная развивающая среда позволяет ребенку раскрыть и показать свои творческие способности, познать способы художественно-образного воссоздания окружающего мира, реализовать познавательные, эстетические, культурные, коммуникативные потребности. Предметная среда создает также условия для взаимодействия, сотрудничества и взаимообучения детей.
Роль предметно-пространственной среды в воспитании и обучении детей изучена в научных трудах известных педагогов А.С. Макаренко, Я.А. Каменского, П.П. Чистякова, В.А. Сухомлинского. С психолого-физиологической точки зрения данная тема рассмотрена в работах И.И. Павлова, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомского, ими же рассмотрено и изучено влияние интерьера на душевное состояние человека. Эти педагогические и философские исследования определяют предметно-пространственную среду одним из важных и эффективных средств в процессе обучения и воспитания детей [44].
Обращаясь к трудам известных философов, педагогов, дизайнеров можно установить, что влияние предметно-пространственной среды на человека достаточно изучено разными науками. Но, рассмотрев состояние современных образовательных учреждений, можно сделать вывод, что теоретические познания не получили практического применения. Очень часто предметно-бытовая обстановка школ, студий, мастерских ограничивается решением практических, технических задач без стремления создать полноценную, эстетически организованную привлекательную среду для занятий [16].
Анализ научной литературы указывает на недостаточное теоретическое осмысление и методическое применение художественных педагогических технологий, эстетически-развивающих возможностей предметно - пространственной среды для развития художественно-эстетического вкуса у учащихся. Сегодня в системе образования с еще большей остротой встает проблема приведения предметно-пространственной среды в соответствие с формирующимся гуманным отношением к взрослеющему ребенку [6, с. 3]. Это и определяет актуальность выбранной темы исследования.
Целью данной работы является создание дизайн-проекта интерьера художественной студии для индивидуальных и групповых занятий, способствующего развитию художественно-эстетического вкуса детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить психологические особенности младшего школьного возраста;
- рассмотреть развивающую среду детской художественной студии как стимул к творчеству;
- определить содержательные характеристики понятия «эргономичная предметно-пространственная среда» современной художественной студии и рассмотреть требования к организации предметно-пространственной среды художественной студии;
- опираясь на изученный теоретический материал, разработать дизайн-проект интерьера детской художественной студии, предметно-пространственная среда которой обеспечивала бы разнообразие деятельности ребенка и его творчества.
Гипотезой исследования принято предположение о том, что процесс формирования личности младшего школьника, способного к проявлению своего творческого потенциала в рамках возраста возможен, если в образовательных учреждениях будут создаваться художественные студии с эргономичной предметно-пространственной средой, способствующей художественно-эстетическому развитию младшего школьника.
В соответствии с целью и гипотезой были определены методы исследования: изучение литературы и первоисточников, анализ аналогов, метод проектов.
Объектом работы является развивающая среда интерьера детской художественной студии.
Предметом работы является формирование развивающей эргономичной предметной среды интерьера детской художественной студии при кафедре ИФМК КФУ.
Теоретическая значимость исследования, состоит в выявлении теоретических и педагогических основ организации предметно пространственной среды художественной студии, способствующей развитию художественно-творческих способностей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный материал выпускной квалификационной работы, ее выводы и рекомендации могут быть использованы при проектировании кабинета детской художественной студии на базе университета.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, 4 параграфа, заключение и список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью выпускной квалификационной работы «Проектирование развивающей среды в детской художественной студии» было создание дизайн-проекта интерьера художественной студии для индивидуальных и групповых занятий, способствующего развитию художественно-эстетического вкуса детей младшего школьного возраста.
Для реализации поставленной цели были рассмотрены и изучены психологические особенности младшего школьного возраста, теоретические основы детского изобразительного творчества, понятие «эргономичная предметно-пространственная среда» современной художественной студии, требования к организации предметно-пространственной среды художественной студии.
Была изучена специальная литература по вопросам психологических и физических особенностей детей младшего школьного возраста. Период детства - время роста, изменения и развития человека, который в дальнейшем определяет его жизнь в целом.
Проанализировав научную литературу по теме исследования и ознакомившись с требованиями санитарных норм и правил для детских внешкольных учреждений, была разработан дизайн-проект художественной студии для детей младшего школьного возраста при кафедре дизайна и национальных искусств ИФМК КФУ.
В основе дизайн-проекта лежит идея развития и воспитания художественно-эстетического вкуса ребенка с помощью предметно-пространственной среды художественной студии. Вопрос влияния эстетики образовательной среды на эстетическое воспитание и развитие детей актуален в наше время. Ведь окружающая обстановка действует на сознание и психику ребенка прямо или косвенно, формирует духовный облик ребенка.
Правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет детям раскрыть свои творческие способности, познать способы художественно-образного воссоздания окружающего мира, реализовать познавательные, эстетические, культурные, коммуникативные потребности.
Разработанный проект интерьера художественной студии полностью отвечает эстетическим и санитарным нормам, предметно-пространственная среда обеспечивает комфортные условия для занятий, имеет индивидуальный, уникальный характер и продуманное пространство.
Выпускная квалификационная работа на тему «Проектирование развивающей среды в детской художественной студии при кафедре дизайна и национальных искусств ИФМК КФУ» выполнена в полном объеме, с учетом требований к выпускным квалификационным работам.



1. Андрюкова М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. -203-206 с.
2. Виненко, В.Г. Общие основы педагогики [Текст]: Издательство: Дашков и Ко Год: 2009.-298 с.
3. ГОСТ 7.1 - 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления: межгосударственный стандарт [Текст]. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2004. - 47 с.
4. Грашин, А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды [Текст]. М.: Архитектура-С, 2008.-296 с.
5. Гросул Н.В., Детская одаренность в изобразительном творчестве [Текст] / Н. В. Гросул // Изобразительное искусство в школе. - 2008. - N 4. - С. 22-28
6. Демчев, П.Г. Декоративное оформление в школе [Текст]. - М, Владос, - 2004.-208 с.
7. Детские парты и тумбы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kettler-rus.ru/index.php?categoryID=565 (Дата обращения 06.03.16)
8. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
9. Епанчинцева Н.Д. развивающая среда как условие реализации преемственности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //dspace.bsu.edu. ru/bitstream/123456789/11097/1/Epanchintseva_Razvivayus hchaya.pdf (Дата обращения 16.02.16)
10. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Текст]: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.
11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255 с.
12. Карапузов, Н.Д. Основы педагогической эргономики
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://uchebnikionline.com/pedagogika/osnovi_pedagogichnoyi_ergonomiki_karap uzova_nd/ergonomichne_organizuvannya_funktsionalnogo_prostoru_shkoli.htm (Дата обращения 15.02.16)
13. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество [Текст]. Для работы с детьми 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов» Мозаика-синтез, 2008.-168 с.
14. Конышева, Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе [Текст] // Начальная школа. - № 5. - 2006.-26-30 с.
15. Краска акриловая для объектов с высокими нагрузками
(антивандальная) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.feidal.ru/catalog/detail.php?ID=2336 (Дата обращения 06.03.16)
16. Кулагина, И.Ю. психология детей младшего школьного возраста учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / И. Ю. Кулагина. - М. : Издательство Юрайт, 2015. - 291 с.
17. Лыкова И. Чудо-писанки - шедевры миниатюрной живописи [Текст] / И. Лыкова // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал : основан в 1928 году / Ред. Т.И. Гризик, Е.Ю. Агарева. - 2007 . - №3 2007. - 128 с.
18. Мармолеум: технические характеристики, преимущества и недостатки, технология укладки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stroisovety.org/marmoleum/ (Дата обращения 06.03.16)
19. Материальная база для художественного конструирования
изделий в школьных учебных мастерских [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://referatdb.ru/kultura/271266/index.html (Дата обращения
07.03.16)
20. Нагорнова, А.Ю., Денисова Г.М., Карпеев С.А., Стрюкова Г.А., Гнедова С.Б., Еремина Л.И., Абрамова О.А. Основы педагогики и психологии младшего школьника [Текст]: Издательство: Ульяновск: УлГПУ :
2012. -329 с.
21. Новикова, Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста[Текст]. Изд. 2-е./ Г.П. Новикова. - М.: - Аркти, 2003.-224 с.
22. Новосёлова, С. Л. Развитие научных интересов (незавершенная автобиография) [Текст] // Развитие личности. - 2005. - № 4. - С. 163-177
23. Обухов, А.С. Психология детей младшего школьного возраста [Текст]: учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А. С. Обухова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 583 с.
24. Островская, О.В. «Уроки изобразительного искусства в
начальной школе» [Текст]: - М., «Владос», 2007.-276 с.
25. Павлова, Т.Л. Диагностика мышления младшего школьника [Текст]: М.: ТЦ Сфера 2006.- 64 с.
26. Падашуль, Н. В. Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста в художественной студии дошкольного образовательного учреждения [Текст]: 2001.-281с
27. Пантелеев, Г.Н. Детский дизайн [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 26-30.
28. Пантелеев, Г.Н. Детский дизайн [Текст]: - М.: Карапуз-
Дидактика, 2006. - 192 с., ил.
29. Пантелеева, Н.Г. Состояние проблемы эстетического воспитания на современном этапе в педагогической практике [Текст] /Сб. научн. статей. Вып.12. М.: МПГУ-МОСПИ. 2003. - С.86-90.
30. Перекатьева, О.В., Подгорная С.Н. /авт.-сост./ Современная работа с родителями в начальной школе [Текст]. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д; Изд. Центр «МарТ». - 2004. - 192 с.
31. Печко, Л. П. Общая и эстетическая культура в образовании и развитии личности [Текст] // Культура, опыт, воображение развивающейся личности в художественном образовании: сб. науч. тр. и материалов науч. - практ. конф. - 2008. - Вып. II. - С. 18-26.
32. Печко, Л. П. Эстетический и художественный опыт личности: структура, компоненты, возможности развития [Текст] // Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза: сб. науч. тр. - М.: Смысл, 2003. - С. 8-19.
33. Печко, Л. П. Эстетическое воображение как компонент созерцания произведения искусства: возможности развития в условиях образования [Текст] // Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию (опыт региональных исследований): сб. науч. ст. / Ред. - сост. Е. П. Олесина; под общ. ред. Л. Г. Савенковой. - М.: ИХО РАО,
2006. - С. 26-33
34. Попова, Е.А. Статья «Развитие художественно-творческих способностей у младших школьников в системе дополнительного образования школы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://infourok.ru/statya-razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u- mladshih-shkolnikov-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-shkoli-407913.html (Дата обращения 15.02.16)
35. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 27 "О введении в действие санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03" режим
доступа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vashdom.ru/sanpin/2441251-03/ (дата обращения 25.02.16)
36. Предметно-пространственная_среда [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.life-ergo.ru/wiki/index.php/ (Дата обращения
16.02.16)
37. Прокофьева, Э. «Психология детского творчества» [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.7ya.ru/article/Psihologiya-detskogo-
tvorchestva-chast-1/ (Дата обращения 17.02.16)
38. Розенсон, И.А. Основы теории дизайна [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / И.А. Розенсон. - СПб.: Питер, 2008. - 219 с.
39. Рунге, В. Ф. Основы теории и методологии дизайна [Текст]: Учебное пособие (конспект лекций) / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский - М.: МЗ-Пресс, 2003. - 252 с.
40. Савенков, А. И. Путь к одарённости. Исследовательское поведение дошкольников [Текст]: СПб., 2004.-272 с.
41. Салмина, Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника [Текст]:Издательство: МГППУ ISBN: 594051-008-6 2006. - 216 с.
42. Селиверстова, Е.А. Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся [Текст] // Начальная школа. - 2002. - №1. - 54 - 56 с.
43. Слободчиков, В.И. «Антропологическая перспектива отечественного образования» [Текст]: Екатеринбург, 2009, 2-е изд. 2010.-264 с.
44. Спиричева, С. Статья "Модификация исторических стилей в дизайне школьного интерьера" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru/user/categ/6108-Moi_statmzi (Дата обращения 16.02.16)
45. Степанов, С. О натурах творческих [Текст] // Школьный психолог. - 2001. - №46. - с. 11.
46. Трековые системы освещения: светильники на шинопроводе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nachfak.wp.kspu.ru/biblioteka/ (Дата обращения 09.03.16)
47. Фомина, Т. Н. Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству [Текст]: 2011. - 174 с.
48. Чайнова Л.Д., Конча Л.И, Чернышева О.Н.: Эргодизайн
промышленных изделий и предметно-пространственной среды [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов - Владос, 2009.-311 c.
49. Шаматава, Л.Л. Эргономический аспект создания среды обучения и проектирования учебного оборудования для живописной мастерской ХГФ педвуза [Текст] // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика . 2009. -№5.101-104 с.
50. Щербакова Т. Н. Эстетика среды образовательного учреждения как средство эстетического воспитания и развития учащихся [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. - Пермь: Меркурий, 2011. -195-197 с.
51. Эстетические требования к организации художественной
мастерской [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //studopedia.su/12_60301_esteticheskie-trebovaniya-k-organizatsii- hudozhestvennoy-masterskoy.html (Дата обращения 07.03.16)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ