Введение 3
Глава I. Предпроектное исследование 7
1.1. Особенности особо охраняемой природной территории заказника 7
1.2. Использование прибрежных объектов заказника (Голубые озёра и
Крутушка) в туристско-рекреационном комплексе РТ 18
Выводы по I главе 25
Глава II. Художественно проектное моделирование 27
2.1. Историческое обоснование объекта усадьбы М.И. Оконишникова в н.п.
Крутушка 27
2.2. Разработка дизайн-проекта экстерьера усадьбы М.И. Оконишникова в
н.п. Крутушка 36
Выводы по II главе 46
Заключение 48
Литература 50
Приложения
В XIX - XX вв. искусство русской усадьбы пережило период расцвета. Благодаря стилю модерн оно приобрело необычные краски и колорит. Не жалея денег дворяне того времени строили настоящие усадебные комплексы, прекрасные парки и огромные сады, которые по стилю были схожи с постройками.
Интерес исследователей к таким зданиям не особо высок, они занимаются лишь малой частью ветхих построек. Потому что многие из них разрушаются, становятся не эксплуатируемыми, именно поэтому исследователи не хотят заниматься такими зданиями. Особо важным остаётся сохранение культурного наследия, а именно сохранение построек, передающих события прошлого века.
Основной обзор исследователей направлен на крупные усадебные комплексы, дворцово-парковые ансамбли, исторические памятники, сосредоточенные в черте города и являющиеся его «визитной карточкой», и объектом туристической направленности.
Именно по этой причине постройки, находящиеся за чертой города, выходят за пределы обзора исследователей. Хотя, именно в этих дворянских усадьбах содержится весь колорит русского человека, его быт и нравы; ощущается вкус старины и связь времён. Поэтому сохранение этой архитектуры очень важно для того, чтобы человек понял всю важность и значимость этого дела.
Иностранцы давно используют опыт сохранения и использования старых поместий, ферм и садов, показывая свою не безразличность к памятникам времён и их пригодности. Они берут их в частные владения и обустраивают, для комфортного проживания в историческом месте.
Государство так же помогает какими-либо льготами в приобретении усадьбы для реставрации. В пользование может перейти любая усадьба или даже комплекс, в свободном виде.
Крупные поместья оптимальны для некоммерческого использования в качестве представительств корпораций. Для проведения загородных выездных мероприятий, таких как, семинары, свадьбы, встречи и временное жилье, очень актуально размещение арендных центров. Так же хорошим плюсом будет, если сдавать поместье, как отель, в котором помимо постояльцев будет жить семья владельца. Усадьбы, утратившие свою сохранность, могут использоваться в виде кемпинга, постоянно реконструироваться и быть отличными площадками для творческих акций. Отличительной чертой такой усадьбы может стать современное оформление и внедрение инноваций.
XXI век стал гранью между исчезновением и поддержкой дворянских усадеб, уничтожая их, мы теряем частички прошлого времени, воспоминания. Данный пример может послужить хорошим призывом и примером для сохранения нашего культурного наследия. Проекты можно реализовать на давно забытые и заброшенные дворянские поместья, и усадьбы Республики Татарстан.
В выборе темы данной проектной работы и использование источниковой базы содействовал план мероприятий инновационной программы творческой лаборатории-ассоциации педагогов и студентов «Асылташ» кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации им. Л. Толстого КФУ при участии автора концептидей включенных в план В.А. Демидова руководителя организации «Общественная ассамблея - Насление РТ» (ОАН РТ) при Академии наук РТ. По указанному плану проводятся выездные занятия на исторические объекты и консультации краеведов ОАН РТ в целях содействия реализации социально значимых для города концептидей «История пяти дорог, четырёх периодов Казани», «Социум средовой музей - Альянс мемориальных объектов наследия», краеведмаршей «Алацкая дорога», «Дворянское гнездо». Содержащий исторический материал концепций определил вектор деятельно для разработки проектов ВКР.
Проблема сохранения и использования памятников культуры возрастает быстрыми темпами. Современная наука не раскрыла в полной мере тему загородного провинциального жилья. Но, несмотря на это, актуальность данной темы не вызывает сомнения. Интерес к дворянским усадьбам возникает благодаря закону, вступившему в силу, о приобретение в частные владения такого объекта наследия.
Объект исследования: исследование исторической ценности объектов заказника Голубые озёра и Крутушка в туристско-рекреационном комплексе РТ.
Предмет исследования: Дизайн-проекта и историческое обоснование экстерьера усадьбы М.И. Оконишникова в н.п. Крутушка.
Гипотеза исследования: включение объекта в туристический образовательный кластер возможно при грамотно выполненном проекте визуальной реконструкции внешнего вида усадьбы.
Цель выпускной квалификационной работы: создание дизайн-проекта виртуальной реконструкции главного дома усадьбы в н.п. Крутушка для её дальнейшего использования в туристическом и образовательном кластерах.
Для успешного достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить законодательство и особенности особо охраняемой природной территорий;
- рассмотреть условия внедрения туристических маршрутов в условиях ООПТ;
- изучить историю усадьбы, выявить особенности архитектуры того времени;
- рассмотреть аналоги и разработать дизайн-проект реконструкции усадьбы.
Теоретическая значимость данной работы: изучение истории и исследование объектов усадьбы М.И. Оконишникова, анализ современного состояния и прогноз будущего положения.
Практическая значимость: применение дизайн-проекта воссоздании объектов усадьбы М.И. Оконишникова в туристско-рекреационном комплексе РТ и образовательных программах.
Методы исследования:
- Изучение литературы и первоисточников
- Анализ аналогов
- Эвристический (поисковый) метод
Структура работы - обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения - планшета с наглядной графической частью проекта.
Усадебная культура ушла в прошлое, но интерес к ней все возрастает. В нем соединяется и простое любопытство ко всему минувшему, и необходимость научного исследования этой важнейшей страницы многогранной отечественной истории культуры.
Русская усадьба является культурным феноменом, в течение трех веков определявшим мировоззрение, искусство, сам уклад жизни российского общества. Уникальность усадьбы как объекта культурного наследия заключается в ее многослойности.
Это и культурный центр, и эффективный хозяйственный объект, формирующий вокруг себя автономный уникальный ландшафт. Возрождение усадьбы только как мемориального объекта в отрыве от ее хозяйственно - производительной деятельности представляется в этой связи нецелесообразным.
Значение сохранения и регенерации культурного и исторического наследия для развития как городов, так и страны в целом раскрывается тремя основными тезисами.
Во-первых, наследие несет в себе культурные и цивилизационные коды нации. На нем основывается идентичность как отдельных городских обществ, так и нации в целом. Утрата наследия неизбежно ведет к тому, что общество утрачивает свои исторические корни, без которых невозможно развитие. Историческое самосознание нации во многом формирует ее интеллектуальный и творческий потенциал.
Во-вторых, объекты культурного и исторического наследия являются важным активом, который может приносить прибыль и существенно влияет на экономическое развитие города.
В-третьих, все больше стран осознает значение «культурной ренты». Речь идет не только о стремлении перераспределить в свою пользу туристические потоки или повысить привлекательность своих рынков недвижимости для зарубежных инвесторов. Культурное и историческое богатство страны, его «брендирование» все чаще используются в качестве эффективного инструмента утверждения лидерства, той самой «мягкой силы», которая необходима для продвижения национальных интересов на международной арене. В первую очередь это справедливо для стран Старого Света, для которых богатое и всемирно известное культурное и историческое наследие, наряду с образованием, высокими стандартами жизни и высокими технологиями, становится основным конкурентным преимуществом в глобализирующемся мире. [13]
Предметом исследования был главный дом усадьбы М.И. Оконишникова в н.п. Крутушка.
Были рассмотрены следующие задачи выпускной квалификационной работы: изучено законодательство и особенности особо охраняемой природной территории; рассмотрели условия внедрения туристических маршрутов в условиях ООПТ; изучили историю усадьбы, выявили особенности архитектуры того времени; рассмотрели аналоги и разработали дизайн-проект реконструкции усадьбы.
Целью выпускной квалификационной работы было создание дизайн-проекта виртуальной реконструкции главного дома усадьбы в н.п. Крутушка, для её дальнейшего использования в туристическом и образовательном кластерах.
Поставленная цель была достигнута.
1. Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический словарь, Казанка, река // : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
2. Гусева С.Е. Садово-парковый комплекс сельских дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: автореф. дис. - Санкт- Петербург, 2008. - 172 с.
3. Демидов В.А. архивные данные.
4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. -М.: Сов. спорт, 2007. -128 с.
5. Закон об объектах культурного наследия. Абзац 2 пункта 1 статьи 14 //российская газета. -29.06.2002. -N 116-117.
6. Иванов Д.Д. Искусство в русской усадьбе, 75с.
7. Иванов и Фербер. Брендинг территорий. лучшие мировые практики/под ред. Кейта Динни. -М.: Манн, , 2013. -336 с.
8. Костерина, М.Г. Эстетические противоречия стиля модерн на рубеже XIX-XX веков/М.Г. Костерина//Проблемы гуманитарного знания в науке и образовании: сборник научных статей/ Под редакцией С.А. Ан.- Барнаул, 2010.-С. 178-184
9. Краснобаев И.В. Архитектурное наследие сельских дворянских усадеб Казанского поволжья: потенциал сохранения и использования: автореф. дис. канд.архитектуры / И.В. Краснобаев. - Нижний Новгород,
2009. - 23с.
10. Лихачев Д. С. Русская культура. СПб, 2000г. 91-101с.
11. Лихачев Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. - СПб.: Наука,1991.-370с.
12. Лукомский Г. Холомки // Столица и усадьба.-1915.-№36-37.-
С.11-12.
13. Мир искусств: вестник международного института антиквариата, Издательство: Закрытое акционерное общество "Международный институт антиквариата" (Казань) ISSN: 2306-7764, 35-50с.
14. Некрасов Н.А. Вестник КГУ.- 2008.- № 1.-С.247-251.
15. О мерах по сохранению историко-культурного наследия народов российской Федерации. Серия: Основные проблемы социального развития россии -111/Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.-2009. - №5(372).-75 с
16. Постановление от 24 июля 2009 г. N 520 об утверждении государственного реестра особо охраняемых природных территорий в республике Татарстан и внесении изменений в отдельные постановления кабинета министров республики Татарстан по вопросам особо охраняемых природных территорий.
17. Потапова НА, Назырова РИ, Забелина НМ, Исаева-Петрова ЛС, Коротков ВН,Очагов Д.М, Сводный список особо охраняемых природных территорий Российской Федерации (справочник). Часть II.. М.: ВНИИ природы (2006).
18. Пространство культуры. -2010. -№ 4.- С. 94-112.
19. «Река КАЗАНКА» — информация об объекте в Государственном водном реестре.
20. Румянцева О.В. Усадебный комплекс Нероново как художественная форма репрезентации личности ее владельца, 15-25с.
21. Тонини Л. Русский коллекционер в Италии: Николай Демидов во Флоренции в начале XIX века // Дом Бурганова, 45с.
22. Третьякова Т.А. Жизненное пространство дворянской усадьбы Угличско-Mышкинского верхневолжья в первой половине XIX века: автореф. дис. ...канд. исторических наук / Т.А. Третьякова. - Ярославль,2008. - 23 с.
23. Холодова Е.В. Пореформенные усадьбы Курской губернии 18611917 г. / Е.В. Холодова - Курск: Крона, 2007. - 392 с.
24. Холодова Е.В. Усадьбы Курской губернии. Историкоархитектурные очерки / Е.В.Холодова . - Курск: Славянка; Крона,1997. - 96 с.: ил.
25. Шемордан. Лист карты O-39-137, Состояние местности на 1982 год. Издание 1987 г.
26. Щеповских А.И. Государственный реестр особо охраняемых природных территорий в Республике Татарстан, издание второе. Кабинет Министров Республики Татарстан. Проверено 12 мая 2010.
27. http: //inkazan.ru/kakoj -byl a-kazanka/
28. http: //tatar-history.narod.ru/kazan_isem.htm
29. http://via-midgard.info/
30. http://www.artlib.ru/
31. http://www.geobases.ru/mbric/
32. http://www.tatar.museum.ru/Nm/kray_11 .htm
33. http://www.textual.ru/gvr/