Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННАЯ ТАТАРСКАЯ ДИАСПОРА В ЕВРОПЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЙ В ГЕРМАНИИ И ФИНЛЯНДИИ)

Работа №54060

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

антропология

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
359
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Диаспоры в современном мире 6
Глава 2. История появления татар в Финляндии 30
Глава 3. Татары в Финляндии сегодня 39
Глава 4. История появления татар в Германии 54
Глава 5. Татары в Германии сегодня 65
Заключение 77
Список использованных источников 81
Список использованной литературы 83


Зарубежная татарская диаспора насчитывает порядка 100 тысяч человек, не включая крымских татар. Относительно крупные группы зарубежных татар живут в Румынии (буджакские татары, численностью в от 23 тыс. до 35 тыс.), Турции (около 20 тыс.), Польше (5.5 тыс.), Болгарии (5 тыс.), Китае (4,2 тыс.), США (около 1 тыс.) и др.1 Зарубежная диаспора татар формировалась в разное время. В Румынии и Польше татары являются давними жителями. В остальных странах они в основном появились в XIX- XX в.в., но иногда и позже.
Среди зарубежных татарских диаспор финская община является наиболее организованной и активной. Несмотря на тот факт, что татарская диаспора в Финляндии не самая многочисленная, члены общины смогли в полной мере сохранить язык, культуру и традиции своего народа. За двухсотлетнюю историю пребывания на территории Финляндии татары смогли выстроить необходимую иерархию и структуру. Каждый член общины выполняет определенную роль, что позволяет бережно сохранять все, что связано с национальной историей, культурой, языком и обычаями. В Германии же ситуация складывается иначе. Татарская диаспора в Германии не столь организована и закрыта как в Финляндии. Многие татары проживают там на протяжении недолгого промежутка времени, являясь жителями Германии лишь в первом или втором поколении. Многие из них не имею гражданства страны. В Финляндии же татары сохраняют свою идентичность на протяжении уже 5-6 поколений.
Актуальность данного исследования диктуется современными реалиями и состоит в изучении пребывания в инородном окружении татарского населения в Финляндии и Германии. Вопрос национальной идентичности для татар на сегодняшний день состоит как никогда остро. В Исхаков Д.М. Проблемы становления трансформации татарской нации. Казань, 1997
связи с усилением в Татарстане и за его пределами урбанизации татар, обострилась проблема этнокультурной ассимиляции. Татары в Финляндии яркий пример грамотной ассимиляции, которая может послужить примером остальным диаспорам, в том числе и диаспоре в Германии.
Цель данного исследования - изучить историю формирования и этнические особенности современного татарского населения в Европе на примере Финляндии и Германии. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить историю формирования татарского населения на территории Европы,
2) исследовать современное состояние татарского населения в Европе,
3) проанализировать этноконфессиональные особенности обеих диаспор.
Методологической основой данной работы является принцип историзма, позволяющий рассматривать изучаемые события в контексте исторической эпохи. Этот принцип наиболее удобен для изучения определенного периода истории пребывания татар на территории Европы. В исследовании будет использован один из основных исторических методов - диалектический, позволяющий рассмотреть процессы и явления в развитии. Этот метод поможет изучить взаимоотношения татар России и татар Европы в развитии. Важную роль в изучении сыграет метод конкретного социологического исследования. Автором были проведены: опросы, интервью, наблюдение. Важным источником стали интервью и опросы немецких и финских татар, которые были осуществлены лично с респондентами (в Германии и Казани), а так же с помощью интернета. Проведенная работа позволила составить целостное представление о состоянии татарского населения в Европейских странах.
Большое значение в данной работе имела источниковая база, которая в основном была представлена историческими документами и не только. Среди них такие как: Фридрихсгамский мирный договор 1809 года; манифест Александра I о присоединении Финляндии к Российской империи; база данных ООН; всеобщая декларация прав человека ООН; выпуски журналов «АлТаБаш» и «Бертуган» и др.
Важным источником стали интервью и опросы финских и немецких татар. Финские татары с удовольствием отвечали на вопросы и шли на встречу. Нами было проведено 2 интервью с финским татарином Денизом Бедретдином. С помощью интернета были опрошены так же Раиф Хайрулла, Зирек Туганай и Фарук Хамидулла. Все интервью проводились на татарском языке, поэтому переводились на русский язык для написания текста работы. Немецкие же татары были опрошены в среде их обитания, т.е. в Германии. Нами было взято 10 интервью в разных городах Германии, таких как Гиссен, Франкфурт-на-Майне, Кёльн и Мюнхен.
Важным видеоисточником стал документальный фильм турецкого производства о финских татарах (2008 год), который был найден в свободном доступе в интернете. Все интервью данные финскими татарами в данном фильме так же были использованы мною в работе.
Данная тема рассматривалась историками, филологами, религиоведами, этнологами в разные исторические периоды, среди них такие как Исхаков Д.М., Мусина Р.Н., Гимадиева Г.И., Карл Фукс., Гилязов И. А.
Различные аспекты изучаемой темы рассматриваются в работах Арслановой А.А. «К вопросу об этнониме «татары»», Салихова Р.Р. «Татарский традиционализм и проблема сохранения многовековых религиозных устоев», Мухаметшина Р.М. «Ислам в общественно-политической жизни Татарстана в конце XX века» и других.
В данной области отсутствует комплексное исследование по теме. В связи с этим, проделанная работа в некоторой степени может претендовать на заполнение пробела в научном знании.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основываясь на вышеизложенные мнения об этнических особенностях татар в Европе, можно определить ряд выводов.
Первое упоминание о татарах на территории Финляндии было запечатлено еще в начале XIX века. Российская империя нуждалась в защите новых границ, что послужило поводом для создания военных гарнизонов. Татары участвовали в государственной кампании, однако по прошествии строительных работ вернулись на Родину.
Лишь в конце XIX века татарские купцы с семьями осели на территории Финляндии. Долгое время у татар не было никакого объединяющего фактора. Он появился лишь в середине 20-х годов XX века, когда появилась первая организация татар в Финляндии.
Именно эта организация позволила объединить всех татар Финляндии и не позволить забыть им о своей истории, культуре и традициях. Таким образом, из всех зарубежных татарских диаспор финская община татар - наиболее организованная и самая активная.
Первое упоминание же о татарах на территории Германии (если не брать во внимание предков современных татар) относится к середине XVIII. В 1772 году же Западная Польша отошла к Пруссии и населявшие там дворяне - потомки татар Золотой Орды поступали на службу в прусскую кавалерию. Более того, 23 августа 1795 года король разрешил татарам Восточной Пруссии не только свободно исповедовать свою религию и селиться, где хотят, но и создал для них корпус легкой кавалерии.
В конце XIX века на Запад устремили взгляд богатые татарские предприниматели. Вследствие этого появились татарские торговые предприятия в Берлине.
Следующими татарами в Германии стали военнопленные первой и второй мировых войн. Они переживали страшные муки в концлагерях, и некоторые из них вступали в организованный немцами легион «Идель-Урал».
Самый известный из легионеров - это татарский поэт Муса Джалиль, который работал против нацистов, и которого казнили вместе с группой татар.
В 90-е годы ХХ века начинается четвертая волна татаро-башкирской эмиграции в Германию. Прежде всего, это татарские супруги русских немцев и еврейских беженцев, но также ученые, люди искусства, интеллигенция.
Что касается современных татар в Финляндии, то стоит сказать о том, что ислам играет важную роль в формировании сознания современного финского татарина. На базе мечети проходят воскресные школы, проводятся религиозные праздники, на которые собирается значительное число татар. Стоит отметить, что единственная мечеть в Финляндии, которая имеет минарет, была построена татарами более 70 лет назад. Более того, именно татары стали первой мусульманской нацией на территории Финляндии, сейчас же мусульман в Финляндии порядка 70 тысяч человек. На данный момент притеснения со стороны правительства Финляндии татары не ощущают.
Татары в Германии же, в основном, не являются религиозными. Их духовным центром не является мечеть, а собрания и мероприятия проходят как правило в арендованных зданиях. Хотя стоит понимать, что татары были причастны к постройке первой мечети на территории Германии так же как и татары в Финляндии. Однако происходило это при других условиях. В период первой мировой войны, германское правительство решило создать специальные лагеря для пленных мусульман, среди которых были и татары. Таким образом, в первом из лагерей для молений был возведен минарет, а во втором - большая деревянная мечеть. В двух лагерях находилось около 15 000 мусульманских военнопленных. Среди военнопленных преобладали татары, арабы и индийцы.
Условия, позволившие татарским диаспорам в Европе сохранить свою национальную и культурную идентичность:
• Полная экономическая автономность от государства.
Принцип цивилизованных общественных институтов развитого гражданского общества: «инициатива не сверху, а снизу». Татары Финляндии и Германии не боятся сотрудничать с государством, так как уверены, что государство пойдет им на встречу.
• Культурные связи с Татарстаном и татарами всего мира.
Стоит понимать, что финская и немецкая общины отличаются по своей сути. Если в финском обществе ислам является неотъемлемым компонентом идеологической и духовной жизни финской общины. Осознание сопричастности к своему этносу начинается с первых дней жизни человека и закладывается через религию на самом глубоком уровне ментальности. До пяти лет, по словам самого имама, с ребенком разговаривают лишь на татарском языке. Именно с раннего возраста закладываются и религиозные основы. То в немецкой общине религия и язык не играют такой важной роли. Более того, собрания и мероприятия в основном проходят на русском языке.
Еще одним кардинальным отличием двух европейских диаспор является то, что у финской общины основополагающим фактором является замкнутость и дисциплинированность. Всякое влияние иной национальной культуры рассматривается как угроза для сохранения идентичности. Община татар Финляндии довольно закрытая и кастовая, которая не принимает никого со стороны. В семье строго следят за тем, чтобы дети разговаривали только на татарском языке. Взрослое поколение категорически против межэтнических браков. В Германии же главной задачей является объединить всех татар страны для совместного времяпрепровождения. Татарская община Германии не является замкнутой и закрытой. Татары Германии ассоциируют и идентифицируют себя как «Европейские татары», а не как татары одного государства. К браку отношение более демократическое, хотя некоторые члены общины консервативны во взглядах на брак и предпочитают женится лишь на представителе своей национальности.
Полностью интегрировавшись в европейское общество, татары стали носителями западноевропейского менталитета. Это проявляется и в повседневном образе жизни, в некоторых нормах и правилах поведения в обществе, в отношениях между близкими людьми, уровне образованности. Некоторые татары считают своей исторической родиной деревни, города и села в России, такие как деревни Сергачского уезда Нижегородской губернии, Казань, Уфа и др. Большинство же говорят о Германии и Финляндии, как о своей настоящей родине.
Опыт финской диаспоры татар можно оценить как положительный пример сохранения собственной идентичности, языка, особенностей духовной культуры, религиозных традиций и может быть, на наш взгляд, транслирован на иные аналогичные сообщества, такую как диаспора в Германии.



1. Diaspora // Encyclopedia Britannica, 2006
//http: //www.britannica.com/EBchecked/topic/161756/Diaspora
2. Алтабаш, номер 55 (июль-август 2009)
3. Алтабаш, номер 56 (сентябрь-октябрь 2009)
4. Алтабаш, номер 58 (январь-февраль 2010)
5. База данных ООН (http://www.un.org/ru/databases/index.html)
6. Бомарзунд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т.— СПб., 1890—1907
7. Всеобщая декларация прав человека ООН (http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml)
8. Интернет страница сообщества татар в Г ермании http://www.tatarlar- deutschland.de/
9. Исламский информационный портал http://www.islamnews.ru/
10. Карл Фукс // Казанские татары. — М., 2011.
11. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
12. Материалы интервью из турецкого документального кинофильма «Ozu Turk», 2008 год, г. Хельсинки
13. Материалы этно-социологического исследования: глубинное интервью с местным жителем г. Хельсинки Джамилей Низаметдин
14. Материалы этно-социологического исследования: глубинное интервью Ильяса Ямбай, г. Франкфурт-на-Майне
15. Материалы этно-социологического исследования: глубинное интервью Мусы Маликова, г. Казань
16. Материалы этно-социологического исследования: глубинное интервью Фарида Аги, г. Мюнхен
17. Материалы этно-социологического исследования: глубинное интервью Алии Тайсиной, г. Кёльн
18. Материалы этно-социологического исследования: глубинное интервью Камиля Файзуллина, г. Мюнхен
19. Материалы этно-социологического исследования: глубинное интервью Лилии Янбай, г. Франкфурт-на-Майне
20. Материалы этно-социологического исследования: глубинное интервью Алии Ямбаевой, г. Г иссен
21. Материалы этно-социологического исследования: глубинное интервью Ильшата Шарафутдинова, г. Мюнхен
22. Материалы этно-социологического исследования: глубинное интервью Алехандро Де Боске, г. Г иссен
23. Материалы этно-социологического исследования: глубинные интервью с местными жителем г. Хельсинки Зиреком Туганаем через интернет
24. Материалы этно-социологического исследования: глубинные интервью с местными жителем г. Хельсинки Гультен Бадреттин через интернет
25. Материалы этно-социологического исследования: глубинные интервью с местными жителем г. Хельсинки Фаруком Хамидуллой через интернет
26. Материалы этно-социологического исследования: глубинные интервью с местными жителем г. Хельсинки Денизом Бадретдином в г. Казань
27. Материалы этно-социологического исследования: глубинные интервью с местными жителем г. Хельсинки Рамилем Беляевым через интернет
28. Основной закон Финляндии, неофициальный перевод министерства юстиции Финляндии -
http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1999/ru19990731 .pdf
29. Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с.
30. Фридрихсгамский мирный договор 1809 года между Россией и Швецией Исторический интернет-архив http://www.hrono.info/
Список использованной литературы
1. Brubaker R. The “diaspora” diaspora //Ethnic and racial studies.- N.Y., 2005.-
Vol. 28, №1.- P.1-19.
2. Sheffer G. Diaspora Politics: At Home Abroad.- C.U., 2003.
3. Sheffer G. Diaspora Politics: At Home Abroad.- C.U., 2003.
4. Арсланова А. А. К вопросу об этнониме «татары» // Tatarica. Казань. Зима 1997/1998. N 1
5. Арутюнов С. А., Козлов С .Я. Диаспоры: скрытая угроза или дополнительный ресурс //Независ. газ.- М., 2005.
6. Арутюнов С. А.: В мире все больше людей, живущих на два дома и две страны //http://noev-kovcheg.1gb.ru/article.asp?n=96&a=38
7. Вишневский А.Г. Распад СССР: этнические миграции и проблема диаспор //http: //ons. gfns. net/2000/3/10.htm
8. Г илязов И. А. Поволжские татары-мусульмане и Г ермания: к вопросу о контактах Запада и Востока // Ислам в России (современные этические и этнические концепции суннитского ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России) / Под ред. С. М. Червонной.- М.: Центр по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии РАН, 1997.- С. 33-53.
9. Г илязов И. А. «Татар диаспорасы формалашуыньщ теп Yзенчэлеклэре» // Tatarica. — 2014. — № 1
10. Г илязов И. А. Мемориал в Церенсдорфе - памятник первой мировой войны // Филология и культура. Philology and Culture, 2012.-№ 3
11. Г илязов И. А. О книге Маргот Каляйс Мусульмане в Бранденбурге — военнопленные в первой мировой войне // Г асырлар авазы - Эхо веков.
2002. -№ /
12. Г илязов И. А. Судьба Алимджана Идриси // Г асырлар авазы - Эхо веков.-
1999. -№ 3/4
13. Гимадиева Г.И. Мусульманская община Финляндии: Организация, структура и деятельность .-К., 2008
14. Гимадиева Г.И. Мусульманская община Финляндии: Организация, структура и деятельность // Ученые записки казанского государственного университета. - Казань, 2008.
15. Григорьян Э. Контуры новой диаспоральной философии
//http: //www.perspectivy.info/oykumena/vector/kontury_novoiy_diasporalnoi y_filosofii 2009-3-9-29-18.htm
16. Докучаева А. Проблемы диаспоры
//http: //www.zatulin.ru/institute/sbornik/046/13 .shtml
17. Интернет-журнал перваямировая.рф // вступление Турции в Первую мировую войну http://xn—7sbbfcoy5atdmf5qh.xn--p1ai/article/item/43
18. Исхаков Д.М. Проблемы становления трансформации татарской нации. Казань, 1997
19. Исхаков Д.М. Проблемы становления трансформации татарской нации. Казань, 1997
20. Исхаков Д.М. Татарское национальное движение 1980-1990-х годов // Наука., М.-2001.
21. Кондратьева Т.С. Диаспоры в современном мире: эволюция явления и понятия //фонд исторической перспективы. Режим доступа: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=48886
22. Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). - М., 2001. - 170 с.
23. Милитарев А.Ю. О содержании термина "диаспора" (к разработке дефиниции) // Диаспоры. - М., 1999. - № 1. - С. 24-33.
24. Мусина Р.Н. Этносоциальное развитие и идентичность современных татар // Наука., М.-2001.
25. Мухаметшина Р.М. Ислам в общественно-политической жизни Татарстана в конце XX века.- К., 2000. - 586 с.
26. Попков В. Д. Классические диаспоры: к вопросу о дефиниции термина // Диаспоры. - М., 2002. - №1. - С. 6-22.
27. Попков В.Д. Некоторые основания для типологии диаспор // http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00—0kongress
28. Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. - М., 2003. - 340 с.
29. Салихов Р.Р. Татарский традиционализм и проблема сохранения многовековых религиозных устоев. - Казань, 2001, С. 130-143
30. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. - М., 2003. - 544 с.
31. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социс. - М., 1996. - №12. - С. 33-42.
32. Уразманова Р.К., Чешко С.В. Татары // М.,2001. - 583 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ