Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика реализации педагогического потенциала жанровой живописи на уроках изобразительного искусства

Работа №54047

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
442
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития творческих способностей
1.1 Значение изобразительного искусства в творческом развитии учащихся младшего школьного возраста 8
1.2 Сущностно - содержательные характеристики понятия «Творческие способности» и методика их реализации 15
Выводы по I главе 25
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
2.1 Методика формирования творческих способностей и разработка
занятий по жанровой живописи 26
2.2 Экспериментальная практика по развитию творческих способностей
обучающихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в процессе выполнения живописного натюрморта «Мгновение лета» в технике масло 31
Выводы по II главе 46
Заключение 47
Литература 50
Приложения 52

Известно, что искусство оказывает позитивное воздействие на личность человека, способствует активизации интеллекта, стимуляции и гармонизации чувств. Приобщение детей с раннего возраста к искусству - надежный способ воспитания всесторонне развитой и эрудированной личности.
Безусловно, в общеобразовательной школе очень важно для преподавательского состава поставить правильную цель. И заключается она не в том, чтобы сделать каждого учащегося специалистом в области изобразительного искусства, а важно научить школьников не
останавливаться, а постоянно стремиться к самосовершенствованию, пытаться преобразовывать мир по законам красоты. Главными показателями эффективности воспитания школы является гармоничность воспитания выпускника, разносторонность его интересов, способность правильно воспринимать различные события в процессе жизнедеятельности, вносить в них свои коррективы.
В наше время среди художников и зрителей наблюдается возросший интерес к жанровой живописи, состоящей из парных (диптих) или трехчастных (триптих) живописных произведений - представителей сложнейшего и интереснейшего вида произведений искусства. Для их создания необходима совокупность определенных навыков и знаний. Потому проблемы развития и формирования творческих способностей в жанровой живописи актуализируются.
Анализ литературы позволил нам определить научные подходы к проблеме воспитания школьников младших классов и определить основные категории развития творческих способностей. Они рассматриваются в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Кабалевского, В.А. Разумного, Б.М. Неменского, С.Л. Рубинштейна и других. В их материалах были проведены основные понятия, раскрывающие проблему, сформулированы основные
правила преподавания у детей младшего школьного возраста, описаны особенности изменения личности на каждом этапе своей жизни.
В процессе обучения ребенок учится мыслить творчески, сопереживать, додумывать, резко отличается от сверстников. Поэтому именно такие дети удивляют педагогов неординарными решениями и становятся лидерами. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.
Главная задача в начальной школе - обеспечить развитие личности ребенка. В данном случае источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности:
1. Любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
2. В процессе развития ребенок самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний, она способствует проявлению у ребенка самореализации, самодеятельности, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Учителя, обеспечивая реализацию условий формирования творческих способностей при обучении учащихся, с одной стороны, способствуют его становлению, а с другой, определяют большую вероятность сохранения творческих способностей и в дальнейшей деятельности взрослого человека. Уроки изобразительного искусства позволяют посредством художественной активности развивать творческие способности учащихся. На уроках изобразительного искусства происходит более глубокое изучение теоретических основ конкретной художественной деятельности, развивается интерес к творчеству мастеров, и одновременно реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой.
Таким образом, творческие способности детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. И большие возможности для развития творческих способностей представляет изобразительная деятельность детей посредством выполнения работ в жанре натюрморт.
В связи с возникшей проблемой воспитания творческих способностей школьников возникла гипотеза исследования, заключающаяся в том, что развитие творческих способностей школьников на базе изучения основ и видов живописных композиций будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- разработка научно-обоснованного прототипа развития творческих способностей учащихся;
- создание творческой образовательной среды;
- стимуляция творческого саморазвития личности учащегося;
То есть следует предположить, что систематическое занятие жанровой живописи на уроках ИЗО будет способствовать развитию творческого способностей
Данная выпускная квалификационная работа посвящена разработке теме, методика реализации педагогического потенциала жанровой живописи на уроках изобразительного искусства.
Объектом данного исследования является: формирование творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является: жанровая живопись как средство, способствующее формированию творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в изобразительном искусстве.
Целью выпускной квалификационной работы является: выявление роли жанровой живописи в формировании творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть и раскрыть понятие жанровая живопись в формировании творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста;
2. Исследовать исторические и теоретические основы понятия творческие способности;
3. Охарактеризовать и раскрыть сущность и особенности организации методики обучения на уроках изобразительного искусства в начальных классах;
4. На основе проведенного предпроектного анализа разработать триптих «Мгновение лета».
Использовались общенаучные и частные методы: анализ
литературы по теме исследования, разработка научно-обоснованной модели развития творческих способностей учащихся, сравнение, теоретический анализ и синтез, практический написание триптиха
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в упорядочивании теоретического материала в области жанровой живописи как средство развития творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации, направлены на формирование творческих способностей, могут быть использованы на уроках изобразительного искусства с учащимися младшего школьного возраста.
Практическая часть выпускной квалификационной работы представлена в виде триптиха "Мгновение лета". Эта работа может послужить как методическое пособие для обучения школьников младших классов основам жанровой живописи в общеобразовательной школе.
Структура работы обусловлена целью и задачами ВКР и состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, выводов сделанных по каждой главе, заключения, составленного списка использованной литературы и графических приложений.
Введение емко раскрывает суть, актуальность, определяет саму степень научной разработки данной темы, определяет цель исследования, качественно раскрывает теоретическую и практическую значимость проведенной работы. В первой главе рассматриваются понятие творческие способности, значение изобразительного искусства в творческом развитии учащихся младшего школьного возраста. Во второй главе нами рассматриваются этапы работы над триптихом «Мгновение лета». В заключении подводятся итоги тематического исследования, формируются итоги работы и окончательные выводы по данной теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выпускной квалификационной работе удалось выявить главную цель исследования - роль использования жанровой живописи в развитии творческих способностей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
В процессе работы мы рассмотрели понятие «творческие способности», изучили особенности развития творческих способностей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. Следуя гипотезе, удалось применять специально разработанный комплекс заданий, можно способствовать развитию творческих способностей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Таким образом, все вышеуказанное позволило сформулировать определение творческие способности школьников - это целенаправленный, активный, произвольный процесс воссоздания ребенком нового образа произведения искусства или создания им творческого художественного продукта.
В результате было выявлено, что жанровая живопись действительно оказывают положительное влияние на развитие учащийся младшего школьного возраста. Развивающее воздействие жанровой живописи на творческий потенциал учащихся младшего школьного возраста заключается в том, что не только интересны, но и предоставляют школьнику условия для расширения способов изображения.
Изобразительная деятельность школьников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. У детей возникает интерес к рисованию, постепенно появляются мотивы творчества - желание получить красивый результат, создать определенное изображение.
Для развития творческих способностей у детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства, в частности натюрморта.
Яркость, выразительность образов вызывают творческое мышление, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в собственных работах.
Все качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Творческие способности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует школьника, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Способность к творчеству присуща только человеку.
Анализируя литературу, мы сделали вывод, что жанровая живопись, как один из жанров изобразительного искусства, является одним из основных средств развития творческих способностей.
Таким образом, гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, если применять специально разработанный комплекс, можно посредством жанровой живописи способствовать творческим способностям младших школьников. Однако на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются разнообразными формами проведения уроков при выполнении натюрморта. Это недопустимо, так как без творческого подхода и ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, творческие способности и развитие личности будет неполноценным.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы поставленная цель была достигнуты. Рассмотрены особенности выполнения жанровой живописи; выявлены особенности развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.
Обобщив и проанализировав полученные данные, была разработана методика проведения уроков для учащихся младшего школьного возраста.
При выполнении выпускной квалификационной работы мы познакомились с общими аспектами развития творческих способностей и заметили, как важна данная функция для развития младшего школьного возраста. В силу значимости творчества для ребёнка необходимо всячески
помогать его развитию и одновременно использовать его для активизации в учебной деятельности.
Таким образом, гипотеза, заявленная ранее, подтвердилась. Действительно, если применять специально разработанный комплекс уроков, то можно посредством изучения жанровой живописи способствовать развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М.: Академия,
2010. - 672 с.
2. Бушуева Л. С. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников / Л. С. Бушуева. - М.: "Начальная школа", 2003. - 302с.
3. Брушлинский А.В. Воображение и творчество / А.В. Брушлинский Научное творчество - М., 2009. - 196 с.
4. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: 2017. - 496с.
5. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве / В.В. Визер. - М.: сПб. Питер, 2006. - 283 с.
6. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология: Учеб. Пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
7. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин - М., 2007. - 120 с.
9. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я Дудецкий. - Смоленск, 2004. - 135 с.
10. Дьяченко О.М. Развитие воображения / О.М. Дьяченко - М., 1996. - 210 с.
11. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей / Развитие и диагностика способностей. / Д.Н. Завалишина - М: Наука. 2000. - 189 с.
12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество / С.Т.Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 160 с.
13. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 -3 классах/С.В. Кузин. - М.: Просвещение, 2004. - 59 с.
14. Курбатова Н.В. Современная энциклопедия начальной школы. Рисование / В.Н. Курбатова. - М.: СЛОВО; Эксмо, 2006. - 204 с.
15. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г Маклаков - М., 2005. - 569 с.
16. Мухина В. С. Возрастная психология / В. С Мухина. - М.: Академия, 2003. - 249 с.
17. Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. / Начальная школа. 2005. № 12. - 244c.
18. Першина Л.А. Возрастная психология / Першина Л.А.- Электрон. текстовые данные.- М.: Академический Проект, Альма Матер, 2016.- 256 c
19. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 2003. - 139 с.
20. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / С.В. Погодина - М.: Академия, 2012 - 232 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: ЗАО Издание дом Питер. 2007 - 295 с.
Электронный ресурс:
1.Особенности творческих способностей и воображения младших школьников. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://xreferat.com/77/2741-1 -osobennosti-tvorcheskih-sposobnosteiy-i voobrazheniya-mladshih-shkol-nikov.html (дата обращения: 17.02.17).
2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/vozrastnyie- osobiennosti-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta.html (дата обращения: 1.12.16).
3. Художественная школа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uchportfolio.ru/articles/read/1133 (дата обращения: 2.03.17).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ