ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ УЧАЩИМИСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАБЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРЕДМЕТ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Особенности изучения электротехники в ОУ СПО 6
1.2 Организация учебного процесса по электротехнике в ОУ СПО 9
ГЛАВА 2 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИКТ -ТЕХНОЛОГИИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 12
2.1 Информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе:
возможности и потенциал 12
2.2 Применение ИКТ-средств при изучении электротехники 16
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНОГО ПО ПРАКТИКУМА ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ НА ОСНОВЕ ИКТ- ТЕХНОЛОГИЙ 20
3.1 Лабораторный практикум в процессе изучения электротехники в ОУ СПО 20
3.2 Применение ИКТ-средств и компьютерных программ при разработке и выполнении лабораторных работ по электротехнике 23
3.3 Разработанные лабораторные работы по электротехнике на основе ИКТ- средств 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
В соответствие с модернизации образования основной задачей различных образовательных учреждений профессионального образования является формирование творческой личности обучаемого, способного к саморазвитию, самообразованию, профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, инновационной деятельности.
В этих условиях широкие возможности открывает использование в учебном процессе современных информационно-коммуникационных технологий, которые не только повышают качество образовательной деятельности, но и способствуют более эффективно организовать различные виды самостоятельной работы.
В исследованиях В.И. Андреева (Андреев, 2011) отмечено, что в последние годы произошло понимание того, что качественное образование в ХХ! веке практически невозможно без эффективных информационно - коммуникационных технологий обучения и воспитания студентов, которые охватывают все большее образовательное пространство и занимают все больше времени в современной образовательной деятельности.
Электротехника одна из далеко непростых дисциплин, занимающая особое место в подготовке выпускников к будущей профессиональной деятельности. Но именно специфика данного предмета позволяет в полной мере использовать различные ИКТ-технологии, как в аудиторной деятельности, так и при выполнении различных видов самостоятельной работы. Применение ИКТ-технологий при изучении основ данной дисциплины повышает качество учебного процесса и способствует повышению эффективности различных видов самостоятельной работы.
Вопросы использования ИКТ-технологий в учебном процессе рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых (Андреев В.И., Беляков В.С., Гущин Ю.В., Реутова Е.А., Реутова Е.А., Фишер Н. В. и др.).
Однако многие вопросы требуют более детального рассмотрения и разрешения. В этой связи актуальным является поиск новых подходов по использованию ИКТ-технологий на различных видах занятий по электротехнике, в частности, лабораторного практикума, учитывающих специфику данной учебной дисциплины.
Исходя их сказанного выше, сформулирована тема бакалаврской работы: Особенности изучения электротехники учащимися
профессиональных колледжей с использованием современных информационно-коммуникабельных технологий ( на примере лабораторного практикума).
Объект исследования: учебный процесс по электротехнике в образовательных учреждениях профессионального образования.
Предмет исследования: особенности использования ИКТ-технологий в учебном процессе по электротехнике (на примере лабораторного практикума).
Цель работы: на основе систематизированного материала рассмотреть функциональные возможности ИКТ-технологий и выявить особенности их использования в учебном процессе по электротехнике (на примере рассмотрения лабораторного практикума).
Задачи:
1. На основе систематизированного материала рассмотреть
содержание электротехники в профессиональном образовании.
2. Выявить функциональные возможности ИКТ-технологий.
3. Рассмотреть особенности организации и проведение
лабораторного практикума по электротехнике на основе ИКТ-технологий.
Методы исследования:
- изучение и анализ методической и учебной литературы по теме исследования,
- синтез соответствующего материала;
- моделирование,
- наблюдение,
- формулирование выводов.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении возможности и потенциала информационно-коммуникационных технологий, особенностей их использовании в учебном процессе по электротехнике (на примере лабораторного практикума).
Исходя из цели и задач исследования, работа состоит из введения, основной части, заключения, литературы, приложения.
Основные результаты исследования представлены на научно-практической конференции студентов Елабужского института КФУ (19 апреля 2017г.)
Сегодня, когда уровень готовности к профессиональной деятельности выпускника образовательных учреждений профессионального образования, определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, важно организовать процесс обучения так, чтобы обучающийся активно, с интересом и увлечением работал на занятии, видел плоды своего труда и мог их оценить. Решение этой непростой задачи возможно в сочетании традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование ИКТ-технологий позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
В работе поставлена цель: на основе систематизированного материала рассмотреть функциональные возможности ИКТ-технологий и выявить особенности их использования в учебном процессе по электротехнике (на примере рассмотрения лабораторного практикума).
В этой связи в процессе проведения исследования на основе анализа учебной, учебно-методической литературы и электронных источников рассмотрены особенности организации учебного процесса по электротехнике на основе ИКТ-технологий (на примере лабораторного практикума).
В работе систематизирован материал, раскрывающий теоретико - методические основы применения ИКТ-технологий в организации и проведении различных занятий по электротехнике и, в частности, лабораторного практикума. Представлены разработанные лабораторные работы по электротехнике и даны описания по их выполнению на основе соответствующих компьютерных программ.
Систематизированный материал работы в виде лабораторных работ по электротехнике апробирован в процессе прохождения педагогической практики в ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж». Результаты педагогической практики позволяют сделать вывод о важности активного использования ИКТ-средств на разных видах занятий по электротехнике. Разработанные дидактические материалы по электротехнике могут быть использованы в учебном процессе в разных типах образовательных учреждений среднего профессионального образования.
1. Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники:
Электрические цепи. изд.10-М.: Гардарики, 2004. - 638 с.: ил.
2. Дулинец Т. Г., Почекутов С. И., Сильченко Т. В., Степанова-Быкова А. С. Методика профессионального обучения: учеб. программа дисциплины - Красноярск: ИПК СФУ, 2009. - 48 с. (Методика профессионального обучения: УМКД № 1513/1115-2008 / рук. творч. коллектива Дулинец Т. Г.).
3. Егорова Ю.Н. Мультимедиа технология как средство повышения эффективности обучения в школе. // Информатика и образование.2011. №7
4. Ионкина П.А. Основы теории цепей- М.: Энергоатомиздат, 1989. -
527 с.
5. Касаткин А.С., Немцов М.В. Электротехника - М.: Высшая школа,
1999. - 439 с.
6. Клиначёв Н. В., Клиначёва Н. В. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА http: //model .exponenta.ru/electro/lr ix.htm
7. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология - М., 2009. - № 3
8. Лачин В.И., Савелов Н.С. Электроника: Учебное пособие для студ. втузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
9. Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности. // Советская педагогика, 1991, № 10, стр. 88-93
10. Немцов М.В., Немцова М. Л. Электротехника и электроника - М.: «Академия» 2007.
11. Новогородцев, А.Б. Теоретические основы электротехники - Питер,
2006.
12. Петленко Б.И. Электротехника и электроника - М.: «Академия»
2007.
13. Черкасов Ю.П., Моисеевич Э.М. Учебное пособие. Электротехника и электрооборудование киноустановок - М.: Высшая школа, 1991.
14. Шевцова Л. А. Необходимые педагогические условия формирования готовности современного учителя к использованию ИКТ в педагогической деятельности. http://matrix.e-publish.ru/docs.
15. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. 2015 № 8 (127), с. 125-139.
16. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений- М.: Издат. центр «Академия», 2007. - 160 с.
17. Лабораторные работы по электротехнике http://siriuz.ru/index.php?option=com remository&Itemid=55&func=select&id=9 4
18. Реализация проекта «Информатизация системы образования» в Ставропольском крае: сборник материалов семинара по обмену педагогическим опытом «Летняя школа» и Интернет- педсовета - Ставрополь: СКИПКРО, 2006.
19. Учебно-методическое пособие по теме: Лабораторные работы по электротехнике http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/01/14/laboratornye- rabotv-po-elektrotekhnike