Формирование профессиональных компетенций студентов- дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел
1.1. Сущность и структура профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров 14
1.2. Особенности развития и перспективные направления технологий
ремесел в Республике Татарстан 24
1.3. Педагогический потенциал технологий народных ремесел в
формировании профессиональных компетенций студентов- дизайнеров 41
Выводы по I главе 52
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел
2.1. Педагогические условия формирования профессиональных
компетенций студентов дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел Татарстана 53
2.2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной компетенции студентов-дизайнеров в процессе изучения технологии ремесел 65
Выводы по II главе 87
Заключение 88
Библиография 91
Приложение 1 100
Приложение 2 102
Приложение 3 106
Приложение 4 118
Глава I. Теоретические основы формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел
1.1. Сущность и структура профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров 14
1.2. Особенности развития и перспективные направления технологий
ремесел в Республике Татарстан 24
1.3. Педагогический потенциал технологий народных ремесел в
формировании профессиональных компетенций студентов- дизайнеров 41
Выводы по I главе 52
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел
2.1. Педагогические условия формирования профессиональных
компетенций студентов дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел Татарстана 53
2.2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной компетенции студентов-дизайнеров в процессе изучения технологии ремесел 65
Выводы по II главе 87
Заключение 88
Библиография 91
Приложение 1 100
Приложение 2 102
Приложение 3 106
Приложение 4 118
Актуальность исследования. Современный этап модернизации российского общества выдвигает новые требования к качеству профессиональной подготовки молодых специалистов, способных к оперативной адаптации на рынке труда, ориентации в быстро меняющемся пространстве современных культурных тенденций и инновационных технологических процессов, готовых к непрерывному самообразованию и профессиональному творческому росту. Все это обусловливает глобальные изменения в области целей и содержания профессионального образования, его ориентации на результаты обучения - компетенции, проявляющиеся в способности выпускника решать комплекс нестандартных задач, самостоятельно действовать в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Необходимость сохранения национальной самобытности, формирования ценностного отношения к культуре народностей России посредством усиления этнокультурной составляющей в системе образования обозначена в нормативных документах: «Законе об образовании РФ», «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации», «Государственной программе национального возрождения народов России», «Концепции художественного образования в Российской Федерации». Государственная программа Республики Татарстан «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014-2020 гг.», в законе Республики Татарстан «О народных художественных промыслах и ремеслах» [в ред. Законов Республики Татарстан от 17.02.2006 N 13-ЗРТ, от 31.03.2010 N 14-ЗРТ, от 12.06.2014 N 53-ЗРТ]
В настоящее время проблемы сохранения и развития этнокультурных традиций начинают занимать ведущее место в сфере дизайна. Это в немалой степени обусловлено современными процессами унификации культурных ценностей и утраты национальной самобытности, которые приводят к значительным нарушениям культурного баланса и проявляются в различных социальных областях: исчезновении культуры малых народов, изменении их образа жизни и быта, усилении тенденций к внешнему единообразию и интернационализации, ориентации преимущественно на западноевропейский стиль. В связи с этим становятся востребованными стратегии дизайна, направленные на возрождение национальных традиционных промыслов.
Поскольку первоосновой дизайна является декоративно-прикладное искусство, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, социально-исторические и национальные особенности того или иного региона, то именно этот вид искусства обладает уникальными художественно-выразительными возможностями в проектировании эстетически выразительной окружающей среды (Чаббаров). Являясь транслятором социально-культурных ценностей и носителем аутентичной человеку традиционной культуры, декоративно-прикладное искусство выступает мощным средством передачи этнокультурных семантических смыслов и национальных социально-психологических черт, а, следовательно, и формирования национального самосознания, этнокультурной идентичности, воспитания толерантного отношения к национальным культурам. Все это предъявляет особые требования к оснащенности дизайнера комплексом профессиональных компетенций в области народного декоративно-прикладного искусства и их использованию в своей практической деятельности.
В научной литературе декоративно-прикладное искусство выступает предметом разных видов исследований в философии (П.Г. Богатырев, И.Я. Богуславская, М.С. Каган, М.А. Некрасова и др.), культурологии (Л.Н. Дробижева, Л.В. Миненко, И.Я. Мурзина и др.), этнографии (Ю.В. Бромлей,
С.В. Иванов, О.М. Рындина, А.М. Сагалаев, Н.А. Томилов и др.), искусствознании (Н.В. Воронов, Е.Н. Ковешникова, В.Ф. Рунге, С.О. Хан- Магомедов и др.). Особенностям развития региональных декоративно-прикладных искусств посвящены исследования Ф.Х. Валеева, Г.Ф. Валеевой- Сулеймановой и др. В диссертационных исследованиях последних лет затронуты проблемы использования декоративно-прикладных искусств в современном дизайне: в эстетизации предметного мира человека (О.И. Маюнова), дизайне одежды (Т.И. Исаева, И.А. Стар, М.Л. Шатковская и др.), текстиля (Л.Б. Каршакова), глиняной игрушки (Е.М. Карасева), художественной резьбы (Н.Я. Вилекин, М.В. Моисеенко) и др. Однако данные работы носят, в основном, искусствоведческий или прикладной характер.
В настоящее время в педагогической науке ведется активный поиск путей и средств формирования профессиональных компетенций обучающихся (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.). Применительно к подготовке дизайнеров данная проблема рассматривается в работах И.Р. Абсалямовой, И.С. Абоимовой, Ю.М. Будиной, И.А. Львовой, В.П. Фалько и др. Однако вопросы формирования профессиональных компетенций студентов- дизайнеров средствами народного декоративно-прикладного искусства, обладающего огромным культурно-образовательным и аксиологическим потенциалом, остаются практически не исследованными, несмотря на то, что в современных научных работах акцентируется значимость народного декоративно-прикладного искусства в художественно-творческом развитии личности обучающихся (И.В. Алексеева, И.С. Воронина, Б.М. Неменский, М.Ю. Урусова, Т.Я. Шпикалова и др.). Данная система имеет твердые научные основы и ценнейший опыт подготовки студентов художественно - педагогических вузов.
Однако, в связи с происходящими экономическими, социально-политическими и главное художественно-культурными изменениями в стране и обществе, образовательная политика России ставит перед собой задачу расширения образовательного пространства и его соответствия тенденциям мирового развития, что требует соответствующей модернизации высшего профессионального образования
Данному процессу непосредственно содействует внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), которые в качестве основного методологического ориентира утверждают компетентностный подход. Главной задачей высшей художественной школы является формирование совокупности компетенций (общеобразовательных, профессиональных, специальных), отражающие такой уровень интеллектуальной, практической, психологической духовно-нравственной подготовки выпускника вуза, который позволяет ему самостоятельно и качественно решать профессиональные задачи, адекватно оценивать результаты своей деятельности. Общекультурные и профессиональные компетенции однозначно прописаны и утверждены в ФГОС ВПО, специальные компетенции определяются непосредственно вузом, на основании анализа будущей профессиональной деятельности выпускников художественно - педагогических вузов и учета актуальных потребностей работодателей. В связи с этим, мы рассматриваем специальную подготовку бакалавров направления «Дизайн», для которых определены общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать бакалавр- дизайнер. (ссылка ФГОС) При этом особо следует отметить «готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий» (ОК-10), «способность синтезировать набор возможных решений к выполнению дизайн-проекта» (ПК-1), «конструировать предметы, товары, промышленные образцы, коллекции, комплексы, сооружения объектов» (ПК-4), «способность разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений» (ПК-3),то есть именно той предметно-пространственной среды, в которой реализуются утилитарные и духовные потребности человека, сохраняются и передаются национальные культурные ценности и традиции.
Отсутствие методических и технологических разработок не позволяет в полной мере осуществлять поставленные задачи формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел. Разрешению данной проблемы способствует введение в обучение студентов технологий ремесел и в дальнейшем внедрению специальных программ в образовательный процесс специальной подготовки студентов - дизайнеров, однако данные вопросы требуют своего изучения.
Выявленная актуальность проблемы формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел дает основание к выделению следующих противоречий:
- между объективной необходимостью сохранения и развития декоративно-прикладного искусства как неотъемлемой части самобытной народной культуры и недостаточной изученностью данной проблемы;
- между возможностями народных технологий ремесел как средства формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров и отсутствием методического обеспечения процесса их реализации.
Названные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, сущность которой заключается в поиске путей и средств реализации возможностей народных технологий ремесел в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров.
Выявленные противоречия и сформулированная проблема обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел»
Цель исследования: разработка и организация опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной компетенции студентов-дизайнеров в процессе изучения технологий ремесел.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов-дизайнеров.
Предмет исследования: формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами народных технологий ремесел будет эффективно, если будет:
- определена структура и содержание профессиональной компетенции;
-изучен педагогический потенциал народных ремесел в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
-выявлены педагогические условия, формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел Республики Татарстан
Цель, проблема и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. На основе анализа философской, правовой, психолого-педагогической литературы определить сущностно-содержательную характеристику профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
2. Определить педагогический потенциал технологий народных ремесел в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
3. Выявить педагогические формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел Татарстана.
4. Разработать дополнительные образовательные программы для студентов-дизайнеров «Ныртинское кружевоплетение» и «Искусство золотого шитья».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения психолого-педагогической теории деятельности:
- (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.); теории компетентностного подхода в образовании (В.Д. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Э.Э. Сыманюк, А.В. Хуторской и др.);
- теории дизайна (А.П. Ермолаев, Н.А. Ковешникова, С.М. Михайлов, В.Ф. Рунге, С.О. Хан-Магомедов и др.);
-теории формирования профессиональных компетенций дизайнеров (И.Р. Абсалямова, Ю.М. Бундина, Т.А. Еременко, В.Ю. Сапугольцев, А.В. Соловьева, В.П. Фалько и др.);
-теоретические положения исследований ведущих ученых-педагогов в области художественного образования на материале национально-культурных традиций регионов Россиии Татарстана (И.И. Зарецкая, Б.И. Ижанов, Т.С. Комарова, Л.В. Неретина, Г.А. Поровская, Л.Н. Романова, М.В. Соколов, И.А. Стар, Л.Н. Устененко, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова, Г. Ф Валеева-Сулейманова, Ф.Х. Валеев).
Методы исследования:
а) теоретические - анализ философской, психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, изучение учебной и программной документации;
б) эмпирические - наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент, диагностика, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
База исследования. Диагностический этап исследования проводился на базе Казанского федерального (Приволжского) университета, Института филологии и межкультурной коммуникации имени Л.Толстого, отделения татарской филологии им.Г.Тукая, в котором приняли участие 40 студентов (20 - контрольная группа, 20 - экспериментальная).
первого и второго курсов по специальности 050100 «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство», 3 эксперта.
Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2014 по 2016 гг.
Первый этап (2014- 2015 гг.) включал проведение теоретического анализа психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по рассматриваемой проблеме, разрабатывались тесты, анкеты.
Второй этап (2015-2016 гг.) разработана программа «Технология ремесел», выявлены условия, содержание (разработка критериев и уровней сформированности профессиональных компетенций) и этапы формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе освоения дисциплины «Технология ремесел (на примере народных промыслов Татарстана)»; проводилась опытно-экспериментальная работа; оформлены материалы диссертационного исследования.
Третий этап исследования (2016 г.) - обобщение результатов исследования и оформление диссертации.
Научная новизна состоит в следующем:
- определен состав профессиональных компетенций студентов- дизайнеров в процессе изучения технологий ремесел;
- выявлена сущностно-содержательная характеристика профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологий ремесел;
- определен педагогический потенциал технологий народных ремесел в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
- выявлены педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел;
-разработаны дополнительные образовательные программы для студентов-дизайнеров «Ныртинское кружевоплетение» и «Искусство золотого шитья».
Теоретическая значимость исследования определяется расширением научно-педагогических знаний в области формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные научные результаты, диагностический инструментарий и выводы могут быть использованы в процессе подготовки студентов - дизайнеров, при разработке учебных планов, рабочих программ, учебно-методических пособий.
На защиту выносятся следующие положения исследования:
- понятийное обеспечение проблемы формирования профессиональной компетенции студентов-дизайнеров в процессе изучения технологий ремесел;
- особенности развития и перспективные направления технологий ремесел в Республике Татарстан и их педагогический потенциал;
- педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе освоения дисциплины «Технология ремесел (на примере народных промыслов Татарстана)»;
-разработаны дополнительные образовательные программы для студентов-дизайнеров «Ныртинское кружевоплетение» и «Искусство золотого шитья», которые включают в себя практическое освоение и внедрение в образовательную программу обучения дизайнеров.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
а) публикаций статей и тезисов на темы:
1. Арт-технологии как средство формирования творческой активности подростков. Багаутдинова Л.А. Шарифуллина И.Ф.: материалы Международной научно-практической конференции(Казань, 19-21 ноября 2014 года) / Отв. ред. Р.Ф. Салахов, Л.Х. Кадыйрова, С.Д Бородина, - Казань: Отечество, 2015. - С. 87-89.
2. Формирование профессиональной компетенции студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел. Салахова Р.И., Багаутдинова Л.А.: материалы IV Международной научно-практической конференции (Казань, 15 октября 2015 года)/ Отв. ред. З.М. Явгильдина, Н.В. Шириева, - Казань: Бриг, 2015 -С. 260-265.
б) обсуждения на конференциях различного уровня:
1. Самостоятельная работа как фактор творческой активности студентов - дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел Воспитательный потенциал декоративно-прикладного искусства в формировании национальной культуры у подростков. Салахова Р.И., Багаутдинова Л.А. : материалы итоговой научно-практической конференции студентов Казанского Федерального университета (Казань, 1 апреля 2016 года) - Казань: (в печати).
в) посредством участия в творческих конкурсах 1. V Международный фестиваль “Калейдоскоп талантов. Осень 2015” (диплом II степени).
г) обучение по дополнительной образовательной программе «Ныртинское кружевоплетение» и «Искусство золотой вышивки».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза, излагаются методы и методологическая основа исследования; раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость; описываются этапы экспериментальной работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами народного декоративно-прикладного искусства» исследована сущностно-содержательная характеристика профессиональных компетенций студентов- дизайнеров, изучены особенности развития и перспективные направления технологий ремесел в Республике Татарстан, определен педагогический потенциал технологий народных ремесел в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологии ремесел» раскрываются педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел Татарстана, описаны организация и результаты опытно экспериментальной работы по формированию профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологии ремесел.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и выводы.
Необходимость сохранения национальной самобытности, формирования ценностного отношения к культуре народностей России посредством усиления этнокультурной составляющей в системе образования обозначена в нормативных документах: «Законе об образовании РФ», «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации», «Государственной программе национального возрождения народов России», «Концепции художественного образования в Российской Федерации». Государственная программа Республики Татарстан «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014-2020 гг.», в законе Республики Татарстан «О народных художественных промыслах и ремеслах» [в ред. Законов Республики Татарстан от 17.02.2006 N 13-ЗРТ, от 31.03.2010 N 14-ЗРТ, от 12.06.2014 N 53-ЗРТ]
В настоящее время проблемы сохранения и развития этнокультурных традиций начинают занимать ведущее место в сфере дизайна. Это в немалой степени обусловлено современными процессами унификации культурных ценностей и утраты национальной самобытности, которые приводят к значительным нарушениям культурного баланса и проявляются в различных социальных областях: исчезновении культуры малых народов, изменении их образа жизни и быта, усилении тенденций к внешнему единообразию и интернационализации, ориентации преимущественно на западноевропейский стиль. В связи с этим становятся востребованными стратегии дизайна, направленные на возрождение национальных традиционных промыслов.
Поскольку первоосновой дизайна является декоративно-прикладное искусство, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, социально-исторические и национальные особенности того или иного региона, то именно этот вид искусства обладает уникальными художественно-выразительными возможностями в проектировании эстетически выразительной окружающей среды (Чаббаров). Являясь транслятором социально-культурных ценностей и носителем аутентичной человеку традиционной культуры, декоративно-прикладное искусство выступает мощным средством передачи этнокультурных семантических смыслов и национальных социально-психологических черт, а, следовательно, и формирования национального самосознания, этнокультурной идентичности, воспитания толерантного отношения к национальным культурам. Все это предъявляет особые требования к оснащенности дизайнера комплексом профессиональных компетенций в области народного декоративно-прикладного искусства и их использованию в своей практической деятельности.
В научной литературе декоративно-прикладное искусство выступает предметом разных видов исследований в философии (П.Г. Богатырев, И.Я. Богуславская, М.С. Каган, М.А. Некрасова и др.), культурологии (Л.Н. Дробижева, Л.В. Миненко, И.Я. Мурзина и др.), этнографии (Ю.В. Бромлей,
С.В. Иванов, О.М. Рындина, А.М. Сагалаев, Н.А. Томилов и др.), искусствознании (Н.В. Воронов, Е.Н. Ковешникова, В.Ф. Рунге, С.О. Хан- Магомедов и др.). Особенностям развития региональных декоративно-прикладных искусств посвящены исследования Ф.Х. Валеева, Г.Ф. Валеевой- Сулеймановой и др. В диссертационных исследованиях последних лет затронуты проблемы использования декоративно-прикладных искусств в современном дизайне: в эстетизации предметного мира человека (О.И. Маюнова), дизайне одежды (Т.И. Исаева, И.А. Стар, М.Л. Шатковская и др.), текстиля (Л.Б. Каршакова), глиняной игрушки (Е.М. Карасева), художественной резьбы (Н.Я. Вилекин, М.В. Моисеенко) и др. Однако данные работы носят, в основном, искусствоведческий или прикладной характер.
В настоящее время в педагогической науке ведется активный поиск путей и средств формирования профессиональных компетенций обучающихся (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.). Применительно к подготовке дизайнеров данная проблема рассматривается в работах И.Р. Абсалямовой, И.С. Абоимовой, Ю.М. Будиной, И.А. Львовой, В.П. Фалько и др. Однако вопросы формирования профессиональных компетенций студентов- дизайнеров средствами народного декоративно-прикладного искусства, обладающего огромным культурно-образовательным и аксиологическим потенциалом, остаются практически не исследованными, несмотря на то, что в современных научных работах акцентируется значимость народного декоративно-прикладного искусства в художественно-творческом развитии личности обучающихся (И.В. Алексеева, И.С. Воронина, Б.М. Неменский, М.Ю. Урусова, Т.Я. Шпикалова и др.). Данная система имеет твердые научные основы и ценнейший опыт подготовки студентов художественно - педагогических вузов.
Однако, в связи с происходящими экономическими, социально-политическими и главное художественно-культурными изменениями в стране и обществе, образовательная политика России ставит перед собой задачу расширения образовательного пространства и его соответствия тенденциям мирового развития, что требует соответствующей модернизации высшего профессионального образования
Данному процессу непосредственно содействует внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), которые в качестве основного методологического ориентира утверждают компетентностный подход. Главной задачей высшей художественной школы является формирование совокупности компетенций (общеобразовательных, профессиональных, специальных), отражающие такой уровень интеллектуальной, практической, психологической духовно-нравственной подготовки выпускника вуза, который позволяет ему самостоятельно и качественно решать профессиональные задачи, адекватно оценивать результаты своей деятельности. Общекультурные и профессиональные компетенции однозначно прописаны и утверждены в ФГОС ВПО, специальные компетенции определяются непосредственно вузом, на основании анализа будущей профессиональной деятельности выпускников художественно - педагогических вузов и учета актуальных потребностей работодателей. В связи с этим, мы рассматриваем специальную подготовку бакалавров направления «Дизайн», для которых определены общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать бакалавр- дизайнер. (ссылка ФГОС) При этом особо следует отметить «готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий» (ОК-10), «способность синтезировать набор возможных решений к выполнению дизайн-проекта» (ПК-1), «конструировать предметы, товары, промышленные образцы, коллекции, комплексы, сооружения объектов» (ПК-4), «способность разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений» (ПК-3),то есть именно той предметно-пространственной среды, в которой реализуются утилитарные и духовные потребности человека, сохраняются и передаются национальные культурные ценности и традиции.
Отсутствие методических и технологических разработок не позволяет в полной мере осуществлять поставленные задачи формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел. Разрешению данной проблемы способствует введение в обучение студентов технологий ремесел и в дальнейшем внедрению специальных программ в образовательный процесс специальной подготовки студентов - дизайнеров, однако данные вопросы требуют своего изучения.
Выявленная актуальность проблемы формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел дает основание к выделению следующих противоречий:
- между объективной необходимостью сохранения и развития декоративно-прикладного искусства как неотъемлемой части самобытной народной культуры и недостаточной изученностью данной проблемы;
- между возможностями народных технологий ремесел как средства формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров и отсутствием методического обеспечения процесса их реализации.
Названные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, сущность которой заключается в поиске путей и средств реализации возможностей народных технологий ремесел в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров.
Выявленные противоречия и сформулированная проблема обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел»
Цель исследования: разработка и организация опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной компетенции студентов-дизайнеров в процессе изучения технологий ремесел.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов-дизайнеров.
Предмет исследования: формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами народных технологий ремесел будет эффективно, если будет:
- определена структура и содержание профессиональной компетенции;
-изучен педагогический потенциал народных ремесел в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
-выявлены педагогические условия, формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел Республики Татарстан
Цель, проблема и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. На основе анализа философской, правовой, психолого-педагогической литературы определить сущностно-содержательную характеристику профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
2. Определить педагогический потенциал технологий народных ремесел в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
3. Выявить педагогические формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел Татарстана.
4. Разработать дополнительные образовательные программы для студентов-дизайнеров «Ныртинское кружевоплетение» и «Искусство золотого шитья».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения психолого-педагогической теории деятельности:
- (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.); теории компетентностного подхода в образовании (В.Д. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Э.Э. Сыманюк, А.В. Хуторской и др.);
- теории дизайна (А.П. Ермолаев, Н.А. Ковешникова, С.М. Михайлов, В.Ф. Рунге, С.О. Хан-Магомедов и др.);
-теории формирования профессиональных компетенций дизайнеров (И.Р. Абсалямова, Ю.М. Бундина, Т.А. Еременко, В.Ю. Сапугольцев, А.В. Соловьева, В.П. Фалько и др.);
-теоретические положения исследований ведущих ученых-педагогов в области художественного образования на материале национально-культурных традиций регионов Россиии Татарстана (И.И. Зарецкая, Б.И. Ижанов, Т.С. Комарова, Л.В. Неретина, Г.А. Поровская, Л.Н. Романова, М.В. Соколов, И.А. Стар, Л.Н. Устененко, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова, Г. Ф Валеева-Сулейманова, Ф.Х. Валеев).
Методы исследования:
а) теоретические - анализ философской, психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, изучение учебной и программной документации;
б) эмпирические - наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент, диагностика, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
База исследования. Диагностический этап исследования проводился на базе Казанского федерального (Приволжского) университета, Института филологии и межкультурной коммуникации имени Л.Толстого, отделения татарской филологии им.Г.Тукая, в котором приняли участие 40 студентов (20 - контрольная группа, 20 - экспериментальная).
первого и второго курсов по специальности 050100 «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство», 3 эксперта.
Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2014 по 2016 гг.
Первый этап (2014- 2015 гг.) включал проведение теоретического анализа психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по рассматриваемой проблеме, разрабатывались тесты, анкеты.
Второй этап (2015-2016 гг.) разработана программа «Технология ремесел», выявлены условия, содержание (разработка критериев и уровней сформированности профессиональных компетенций) и этапы формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе освоения дисциплины «Технология ремесел (на примере народных промыслов Татарстана)»; проводилась опытно-экспериментальная работа; оформлены материалы диссертационного исследования.
Третий этап исследования (2016 г.) - обобщение результатов исследования и оформление диссертации.
Научная новизна состоит в следующем:
- определен состав профессиональных компетенций студентов- дизайнеров в процессе изучения технологий ремесел;
- выявлена сущностно-содержательная характеристика профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологий ремесел;
- определен педагогический потенциал технологий народных ремесел в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
- выявлены педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел;
-разработаны дополнительные образовательные программы для студентов-дизайнеров «Ныртинское кружевоплетение» и «Искусство золотого шитья».
Теоретическая значимость исследования определяется расширением научно-педагогических знаний в области формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные научные результаты, диагностический инструментарий и выводы могут быть использованы в процессе подготовки студентов - дизайнеров, при разработке учебных планов, рабочих программ, учебно-методических пособий.
На защиту выносятся следующие положения исследования:
- понятийное обеспечение проблемы формирования профессиональной компетенции студентов-дизайнеров в процессе изучения технологий ремесел;
- особенности развития и перспективные направления технологий ремесел в Республике Татарстан и их педагогический потенциал;
- педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе освоения дисциплины «Технология ремесел (на примере народных промыслов Татарстана)»;
-разработаны дополнительные образовательные программы для студентов-дизайнеров «Ныртинское кружевоплетение» и «Искусство золотого шитья», которые включают в себя практическое освоение и внедрение в образовательную программу обучения дизайнеров.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
а) публикаций статей и тезисов на темы:
1. Арт-технологии как средство формирования творческой активности подростков. Багаутдинова Л.А. Шарифуллина И.Ф.: материалы Международной научно-практической конференции(Казань, 19-21 ноября 2014 года) / Отв. ред. Р.Ф. Салахов, Л.Х. Кадыйрова, С.Д Бородина, - Казань: Отечество, 2015. - С. 87-89.
2. Формирование профессиональной компетенции студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел. Салахова Р.И., Багаутдинова Л.А.: материалы IV Международной научно-практической конференции (Казань, 15 октября 2015 года)/ Отв. ред. З.М. Явгильдина, Н.В. Шириева, - Казань: Бриг, 2015 -С. 260-265.
б) обсуждения на конференциях различного уровня:
1. Самостоятельная работа как фактор творческой активности студентов - дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел Воспитательный потенциал декоративно-прикладного искусства в формировании национальной культуры у подростков. Салахова Р.И., Багаутдинова Л.А. : материалы итоговой научно-практической конференции студентов Казанского Федерального университета (Казань, 1 апреля 2016 года) - Казань: (в печати).
в) посредством участия в творческих конкурсах 1. V Международный фестиваль “Калейдоскоп талантов. Осень 2015” (диплом II степени).
г) обучение по дополнительной образовательной программе «Ныртинское кружевоплетение» и «Искусство золотой вышивки».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза, излагаются методы и методологическая основа исследования; раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость; описываются этапы экспериментальной работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами народного декоративно-прикладного искусства» исследована сущностно-содержательная характеристика профессиональных компетенций студентов- дизайнеров, изучены особенности развития и перспективные направления технологий ремесел в Республике Татарстан, определен педагогический потенциал технологий народных ремесел в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологии ремесел» раскрываются педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел Татарстана, описаны организация и результаты опытно экспериментальной работы по формированию профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологии ремесел.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и выводы.
Проведенное диссертационное исследование, связанное с разработкой и научным обоснованием теоретико-прогностической основы формирования профессиональной компетентности студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел, позволило определить актуальность проблемы и подтвердить эффективность использования педагогических условий:
- внедрение в учебный процесс дополнительных образовательных программ по обучению студентов народным ремеслам ("Искусство золотного шитья", "Ныртынское кружевное плетение", «Кожаная мозаика»);
- развитие профессиональной мотивации студентов-дизайнеров к изучению декоративно-прикладного искусства путем создания благоприятных условий для обучения.
- введение в образовательный процесс изучения технологий ремесел большой доли самостоятельной работы студентов как одного из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности студентов, развития самостоятельности, ответственности и творческих способностей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения психолого-педагогической теории деятельности:
- теории компетентностного подхода в образовании (В.Д. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Э.Э. Сыманюк, А.В. Хуторской и др.);
- теории дизайна (А.П. Ермолаев, Н.А. Ковешникова, С.М. Михайлов, В.Ф. Рунге, С.О. Хан-Магомедов и др.);
-теории формирования профессиональных компетенций дизайнеров (И.Р. Абсалямова, Ю.М. Бундина, Т.А. Еременко, В.Ю. Сапугольцев, А.В. Соловьева, В.П. Фалько и др.);
-теоретические положения исследований ведущих ученых-педагогов в области художественного образования на материале национально-культурных традиций регионов России и Татарстана (И.И. Зарецкая, Б.И.
Ижанов, Т.С. Комарова, Л.В. Неретина, Г.А. Поровская, Л.Н. Романова, М.В. Соколов, И.А. Стар, Л.Н. Устененко, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова, Г. Ф Валеева-Сулейманова, Ф.Х. Валеев).
В первой главе «Теоретические основы формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами народного декоративно-прикладного искусства» исследована сущностно-содержательная характеристика профессиональных компетенций студентов- дизайнеров, изучены особенности развития и перспективные направления технологий ремесел в Республике Татарстан, определен педагогический потенциал технологий народных ремесел в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.
Проведенное исследование позволило установить, что профессиональные компетенции студентов-дизайнеров - это интегрированное сочетание специальных знаний, умений и навыков в различных областях художественно-конструкторской и проектной деятельности, а также готовность их эффективного использования в решении учебно-нормативных и творческих профессиональных задач в современных социокультурных условиях. Одним из эффективных средств формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров являются народные промыслы. Декоративно-прикладное искусство выступает мощным средством передачи этнокультурных традиций и формирования национального самосознания, этнокультурной идентичности, воспитания толерантного отношения к национальным культурам. Все это предъявляет особые требования к оснащенности дизайнера комплексом профессиональных компетенций в области народного декоративно-прикладного искусства и их использованию в своей практической деятельности.
Изучая особенности развития и перспективные направления технологий ремесел в Республике Татарстан мы выяснили, что история татарского ремесленного искусства была популярна не только на нашей территории, но и в отдаленных регионах, что еще раз доказывает необходимость возрождения традиционных технологий ремесел и несмотря на то, что с конца XIX в., с распространением дешевой фабричной продукции, модернизацией бытовой культуры и влиянием европейской моды, многие традиционные ремесла и промыслы татар постепенно исчезали, на современном этапе ведется серьёзная работа по возрождению народных промыслов не только на территории нашей Республики, но масштабе Российской Федерации.
Принимая к сведению тот факт, что технология изучения народным промыслов является актуальной темой с современного образовательного процесса, мы пришли к выводу, что педагогический потенциал народных промыслов влияет на активизацию мотивации студентов к самовыражению в творческой деятельности и реализации в ней своего культурологического потенциала, стремлению студентов к самостоятельной творческой деятельности, что влияет на формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров и его высокой конкурентоспособности.
Во второй главе нашего исследования «Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций студентов- дизайнеров в процессе изучения технологии ремесел» раскрываются педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел Татарстана, описаны организация и результаты опытно экспериментальной работы по формированию профессиональных компетенций студентов - дизайнеров в процессе изучения технологии ремесел.
1. К педагогическим условиям формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологии ремесел мы отнесли:
- внедрение в учебный процесс дополнительных образовательных программ по обучению студентов народным ремеслам ("Искусство золотного шитья", "Ныртинское кружевное плетение", «Кожаная мозаика»);
- развитие профессиональной мотивации студентов-дизайнеров к изучению декоративно-прикладного искусства путем создания благоприятных условий для обучения.
- введение в образовательный процесс изучения технологий ремесел большой доли самостоятельной работы студентов как одного из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности студентов, развития самостоятельности, ответственности и творческих способностей.
Взаимосвязанное внедрение всех трех условий будет влиять на дельнейшее формирование профессиональных компетенций студентов- дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел.
2. Проверка гипотезы данного исследования подтверждалась в процессе опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел на базе кафедры дизайна и национальных искусств Казанского Федерального университета.
3. В ходе экспериментального исследования было установлено следующее: обладая огромным развивающим потенциалом, дополнительные занятия по технологиям народных ремесел способствует развитию мотивационно-деятельностного, когнитивного и операционно-деятельностного компонентов, в процессе формирования которых растет уровень овладения профессиональной компетенцией. Данные компоненты профессиональной компетенции были проверены с помощью опросников, анкет, тестирований и результатов защиты творческих проектов по созданию изделия в технике народных ремесел.
По результатам наших данных и сравнения с контрольной группой мы видим, что большинство студентов из экспериментальной группы стали обладать средним уровнем сформированности профессиональных
компетенций (68%) (динамика развития сформированности профессиональных компетенций составила +48%), 27% студентов обладают высоким уровнем и 5 % студентов - низким уровнем развития профессиональных компетенций.
Таким образом, данные полученные на каждом этапе экспериментальной работы по применению в образовательном процессе разработанной программы, реализованной на базе высшего образования в Казанском Федеральном Университете, отражают определенную тенденцию к повышению уровня профессиональной компетенции и интереса к национальной культуре учащихся, входящих в экспериментальную группу, что подтверждает эффективность разработанной программы и позволяет считать проведенное исследование успешным.
Таким образом, цель магистерской диссертации достигнута, основные задачи исследования полностью реализованы:
1. На основе анализа философской, правовой, психолого-педагогической литературы определена сущностно-содержательная характеристика профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
2. Определен педагогический потенциал технологий народных ремесел в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
3. Выявлены педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел Татарстана.
4. Разработаны дополнительные образовательные программы для студентов-дизайнеров «Ныртинское кружевоплетение» и «Искусство золотого шитья».
Однако данная диссертация не исчерпывает проблему поиска путей и средств реализации возможностей народных технологий ремесел в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров.
- внедрение в учебный процесс дополнительных образовательных программ по обучению студентов народным ремеслам ("Искусство золотного шитья", "Ныртынское кружевное плетение", «Кожаная мозаика»);
- развитие профессиональной мотивации студентов-дизайнеров к изучению декоративно-прикладного искусства путем создания благоприятных условий для обучения.
- введение в образовательный процесс изучения технологий ремесел большой доли самостоятельной работы студентов как одного из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности студентов, развития самостоятельности, ответственности и творческих способностей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения психолого-педагогической теории деятельности:
- теории компетентностного подхода в образовании (В.Д. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Э.Э. Сыманюк, А.В. Хуторской и др.);
- теории дизайна (А.П. Ермолаев, Н.А. Ковешникова, С.М. Михайлов, В.Ф. Рунге, С.О. Хан-Магомедов и др.);
-теории формирования профессиональных компетенций дизайнеров (И.Р. Абсалямова, Ю.М. Бундина, Т.А. Еременко, В.Ю. Сапугольцев, А.В. Соловьева, В.П. Фалько и др.);
-теоретические положения исследований ведущих ученых-педагогов в области художественного образования на материале национально-культурных традиций регионов России и Татарстана (И.И. Зарецкая, Б.И.
Ижанов, Т.С. Комарова, Л.В. Неретина, Г.А. Поровская, Л.Н. Романова, М.В. Соколов, И.А. Стар, Л.Н. Устененко, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова, Г. Ф Валеева-Сулейманова, Ф.Х. Валеев).
В первой главе «Теоретические основы формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами народного декоративно-прикладного искусства» исследована сущностно-содержательная характеристика профессиональных компетенций студентов- дизайнеров, изучены особенности развития и перспективные направления технологий ремесел в Республике Татарстан, определен педагогический потенциал технологий народных ремесел в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.
Проведенное исследование позволило установить, что профессиональные компетенции студентов-дизайнеров - это интегрированное сочетание специальных знаний, умений и навыков в различных областях художественно-конструкторской и проектной деятельности, а также готовность их эффективного использования в решении учебно-нормативных и творческих профессиональных задач в современных социокультурных условиях. Одним из эффективных средств формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров являются народные промыслы. Декоративно-прикладное искусство выступает мощным средством передачи этнокультурных традиций и формирования национального самосознания, этнокультурной идентичности, воспитания толерантного отношения к национальным культурам. Все это предъявляет особые требования к оснащенности дизайнера комплексом профессиональных компетенций в области народного декоративно-прикладного искусства и их использованию в своей практической деятельности.
Изучая особенности развития и перспективные направления технологий ремесел в Республике Татарстан мы выяснили, что история татарского ремесленного искусства была популярна не только на нашей территории, но и в отдаленных регионах, что еще раз доказывает необходимость возрождения традиционных технологий ремесел и несмотря на то, что с конца XIX в., с распространением дешевой фабричной продукции, модернизацией бытовой культуры и влиянием европейской моды, многие традиционные ремесла и промыслы татар постепенно исчезали, на современном этапе ведется серьёзная работа по возрождению народных промыслов не только на территории нашей Республики, но масштабе Российской Федерации.
Принимая к сведению тот факт, что технология изучения народным промыслов является актуальной темой с современного образовательного процесса, мы пришли к выводу, что педагогический потенциал народных промыслов влияет на активизацию мотивации студентов к самовыражению в творческой деятельности и реализации в ней своего культурологического потенциала, стремлению студентов к самостоятельной творческой деятельности, что влияет на формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров и его высокой конкурентоспособности.
Во второй главе нашего исследования «Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций студентов- дизайнеров в процессе изучения технологии ремесел» раскрываются педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел Татарстана, описаны организация и результаты опытно экспериментальной работы по формированию профессиональных компетенций студентов - дизайнеров в процессе изучения технологии ремесел.
1. К педагогическим условиям формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологии ремесел мы отнесли:
- внедрение в учебный процесс дополнительных образовательных программ по обучению студентов народным ремеслам ("Искусство золотного шитья", "Ныртинское кружевное плетение", «Кожаная мозаика»);
- развитие профессиональной мотивации студентов-дизайнеров к изучению декоративно-прикладного искусства путем создания благоприятных условий для обучения.
- введение в образовательный процесс изучения технологий ремесел большой доли самостоятельной работы студентов как одного из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности студентов, развития самостоятельности, ответственности и творческих способностей.
Взаимосвязанное внедрение всех трех условий будет влиять на дельнейшее формирование профессиональных компетенций студентов- дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел.
2. Проверка гипотезы данного исследования подтверждалась в процессе опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел на базе кафедры дизайна и национальных искусств Казанского Федерального университета.
3. В ходе экспериментального исследования было установлено следующее: обладая огромным развивающим потенциалом, дополнительные занятия по технологиям народных ремесел способствует развитию мотивационно-деятельностного, когнитивного и операционно-деятельностного компонентов, в процессе формирования которых растет уровень овладения профессиональной компетенцией. Данные компоненты профессиональной компетенции были проверены с помощью опросников, анкет, тестирований и результатов защиты творческих проектов по созданию изделия в технике народных ремесел.
По результатам наших данных и сравнения с контрольной группой мы видим, что большинство студентов из экспериментальной группы стали обладать средним уровнем сформированности профессиональных
компетенций (68%) (динамика развития сформированности профессиональных компетенций составила +48%), 27% студентов обладают высоким уровнем и 5 % студентов - низким уровнем развития профессиональных компетенций.
Таким образом, данные полученные на каждом этапе экспериментальной работы по применению в образовательном процессе разработанной программы, реализованной на базе высшего образования в Казанском Федеральном Университете, отражают определенную тенденцию к повышению уровня профессиональной компетенции и интереса к национальной культуре учащихся, входящих в экспериментальную группу, что подтверждает эффективность разработанной программы и позволяет считать проведенное исследование успешным.
Таким образом, цель магистерской диссертации достигнута, основные задачи исследования полностью реализованы:
1. На основе анализа философской, правовой, психолого-педагогической литературы определена сущностно-содержательная характеристика профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
2. Определен педагогический потенциал технологий народных ремесел в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
3. Выявлены педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел Татарстана.
4. Разработаны дополнительные образовательные программы для студентов-дизайнеров «Ныртинское кружевоплетение» и «Искусство золотого шитья».
Однако данная диссертация не исчерпывает проблему поиска путей и средств реализации возможностей народных технологий ремесел в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (на примере кружевоплетения)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Формирование трехмерного мышления студентов-ювелиров в процессе профессиональной подготовки
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ТЕХНОЛОГИЯМ
РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017



