ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ
АГРЕССИВНОСТИ
1.1 Сущность и содержание понятия этнопсихологических
особенностей 6
1.2. Изучение понятия агрессивности в психологии 13
1.3 Агрессивность как этнопсихологическая характеристика 16
Выводы по главе 1 18
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ
2.1. Организация эмпирического исследования 21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 23
Выводы по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ
АГРЕССИВНОСТИ
1.1 Сущность и содержание понятия этнопсихологических
особенностей 6
1.2. Изучение понятия агрессивности в психологии 13
1.3 Агрессивность как этнопсихологическая характеристика 16
Выводы по главе 1 18
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ
2.1. Организация эмпирического исследования 21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 23
Выводы по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Любое взаимодействие в условиях конкретного государства или региона будет протекать затруднительно без учёта этнопсихологических особенностей людей.
В современном мире, специфика мирового развития находит специфическое выражение в трансформациях отношений как между различными государствами, так и между различными общностями населяющими одно государство, что довольно часто приводит к политическим, экономическим и межэтническим конфликтам. С одной стороны-это связано с происходящей на планете глобализации, с другой- с многообразием этнопсихологических особенностей, сопровождаемых ростом национального самосознания.
Причастность человека к конкретной социокультурной среде, в котором он развивается, формируется и становится индивидуальностью, закладывает определенные стратегии поведения, вырабатываемые данным этносом на протяжении долгих лет.
Процессы глобализации приводят к массовым волнам эмиграции, зачастую провоцирующих нарастание агрессивных настроений в обществе, из-за непонимания и неприятия особенностей другого этноса.
Так возникает необходимость налаживания правильного взаимопонимания между различными этносами, в особенности, проживающими на территории одного государства.
Изучение специфики проявления национальной психологии и её влияния на поведение и взаимодействие людей, особенно в условиях напряженных взаимоотношений представляется чрезвычайно актуальным и практически значимым.
Цель исследования: выявить этнопсихологические особенности проявления агрессивности.
Объект исследования: агрессивность, как свойство личности.
Предмет исследования психологические особенности проявления агрессивности у представителей русской, таджикской и татарской национальности.
В соответствии с целью, объектом и предметов исследования сформированы следующие задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание этнопсихологических особенностей.
2. Выявить особенности свойства агрессивности;
3. Диагностировать уровень агрессивности испытуемых.
4. Выявить различия между уровнями и проявлениями агрессивности русских , таджикских и татарских студентов.
5. Провести качественный анализ статистических данных.
Для решения поставленных задач нами была использована следующая совокупность методов исследования:
- теоретические (анализ и синтез по проблеме исследования);
- эмпирические (опросник агрессивности Басса-Дарки);
- количественный и качественный анализ результатов исследования;
- методы математического анализа (t-критерий Стьюдента).
Исследование было проведено на базе ЕИ КФУ города Елабуга, среди студентов 1-4 курса, в возрасте от 17 до 22 лет, общим количеством 90 человек.
Теоретическая значимость данной работы состоит в более глубоком изучении понятия этнопсихологических особенностей, и проявления агрессивности у русских, таджикских и татарских студентов, а также в выявлении различий между данными результатами.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности использования результатов исследования специалистами в области высшего и дополнительного образования, психологами, педагогами, антропологами, социологами и другими специалистами.
Апробация работы: основные результаты исследования представлены на Международной научно практической электронной конференции «Управление инновациями в современной науке» (г. Уфа, 2016, URL: http://os-mssia.com/SBORNIKI/KON-111-2.pdf), и на Итоговой образовательно-научной конференции студентов Елабужского Института КФУ (г. Елабуга, 2016).
Данная работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
В современном мире, специфика мирового развития находит специфическое выражение в трансформациях отношений как между различными государствами, так и между различными общностями населяющими одно государство, что довольно часто приводит к политическим, экономическим и межэтническим конфликтам. С одной стороны-это связано с происходящей на планете глобализации, с другой- с многообразием этнопсихологических особенностей, сопровождаемых ростом национального самосознания.
Причастность человека к конкретной социокультурной среде, в котором он развивается, формируется и становится индивидуальностью, закладывает определенные стратегии поведения, вырабатываемые данным этносом на протяжении долгих лет.
Процессы глобализации приводят к массовым волнам эмиграции, зачастую провоцирующих нарастание агрессивных настроений в обществе, из-за непонимания и неприятия особенностей другого этноса.
Так возникает необходимость налаживания правильного взаимопонимания между различными этносами, в особенности, проживающими на территории одного государства.
Изучение специфики проявления национальной психологии и её влияния на поведение и взаимодействие людей, особенно в условиях напряженных взаимоотношений представляется чрезвычайно актуальным и практически значимым.
Цель исследования: выявить этнопсихологические особенности проявления агрессивности.
Объект исследования: агрессивность, как свойство личности.
Предмет исследования психологические особенности проявления агрессивности у представителей русской, таджикской и татарской национальности.
В соответствии с целью, объектом и предметов исследования сформированы следующие задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание этнопсихологических особенностей.
2. Выявить особенности свойства агрессивности;
3. Диагностировать уровень агрессивности испытуемых.
4. Выявить различия между уровнями и проявлениями агрессивности русских , таджикских и татарских студентов.
5. Провести качественный анализ статистических данных.
Для решения поставленных задач нами была использована следующая совокупность методов исследования:
- теоретические (анализ и синтез по проблеме исследования);
- эмпирические (опросник агрессивности Басса-Дарки);
- количественный и качественный анализ результатов исследования;
- методы математического анализа (t-критерий Стьюдента).
Исследование было проведено на базе ЕИ КФУ города Елабуга, среди студентов 1-4 курса, в возрасте от 17 до 22 лет, общим количеством 90 человек.
Теоретическая значимость данной работы состоит в более глубоком изучении понятия этнопсихологических особенностей, и проявления агрессивности у русских, таджикских и татарских студентов, а также в выявлении различий между данными результатами.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности использования результатов исследования специалистами в области высшего и дополнительного образования, психологами, педагогами, антропологами, социологами и другими специалистами.
Апробация работы: основные результаты исследования представлены на Международной научно практической электронной конференции «Управление инновациями в современной науке» (г. Уфа, 2016, URL: http://os-mssia.com/SBORNIKI/KON-111-2.pdf), и на Итоговой образовательно-научной конференции студентов Елабужского Института КФУ (г. Елабуга, 2016).
Данная работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Данное исследование преследовало целью выявить этнопсихологические особенности проявления агрессивности.
Цель работы была достигнута, решены задачи, гипотеза, поставленная в начале исследования, также была подтверждена.
В результате исследования, проведенного с помощью методик: Опросник агрессивности Басса-Дарки, на базе ЕИ КФУ города Елабуга, среди студентов 1-4 курса, в возрасте от 17 до 22 лет, общим количеством 90 человек,30 из которых - представители русской национальности, 30 - представители таджикской национальности, 30 - представители татарской национальности,40-девушек, 50- мужчин, нами были получены результаты свидетельствующие о различии в проявлении агрессивности у русских, таджикских и татарских испытуемых, а именно: из 33,3% испытуемых с повышенным уровнем враждебности 53,3% таджикские, 43,3% татарские и 3,3% русские студенты. Говоря о повышенным уровне агрессивности стоит отметить, что им обладают 10% испытуемых, из которых 44,4% таджикские, 44,4% татарские и 11,1% русские студенты.
Гипотеза также была проверена с помощью статистического критерия t - Стьюдента и, были выявлены различия между показателями по трём шкалам между русскими и таджикскими испытуемыми: раздражение при р<0,001, где среднее значение по шкале у таджиков выше (5,87), чем у русских(3,37), значит таджикские испытуемые имеют более высокий уровень раздражительности, в отличии от русских испытуемых; обида при р<0,05 ,где среднее значение таджикских испытуемых выше (3,8),чем у русских испытуемых(2,1).Значит таджикские испытуемые более обидчивы.; подозрительность при р<0,001: среднее значение по данной шкале у таджикских испытуемых выше (6,27), чем у русских (3,77), значит таджикские студенты более подозрительно относятся к окружающим
Также с помощью статистического критерия t - Стьюдента выявлены различия между уровнями полученным по индексам враждебности и агрессивности: индекс враждебности при р<0,001: среднее значение по данной шкале у таджикских испытуемых выше (8,33), чем у русских(5,43), значит таджикские студенты более враждебно относятся к окружающим; индекс агрессивности при р<0,01: среднее значение по данной шкале у таджикских испытуемых выше (19,27), чем у русских(16,27), значит таджикские студенты более агрессивны в своём поведении;
С помощью критерия t - Стьюдента и, были выявлены различия между показателями по двум шкалам между русскими и татарскими испытуемыми: физическая агрессия при р<0,05, где средние значения у татар(6,31) выше ,чем у русских(4,83),что говорит о большей склонности к физической агрессии со стороны татарских испытуемых ;обида при р<0,05, среднее значение по данной шкале у татарских испытуемых выше (3,3),чем у русских испытуемых(2,1). значит татарские испытуемые более обидчивы.
Выявленные различия по индексам враждебности при р<0,01,и агрессивности при р<0,05 также свидетельствуют о более враждебном и агрессивном поведение татарских испытуемых.
С помощью критерия t - Стьюдента и, были выявлены различия между показателями по двум шкалам между таджикскими и татарскими испытуемыми: физическая агрессия при р<0,05 :. Где среднее значение по данной шкале у татар выше (6,31), чем у таджиков(4,9), значит татарские испытуемые имеют более высокий уровень физической агрессии, в отличии от таджикских испытуемых; подозрительность при р<0,05:среднее значение по данной шкале у таджикских испытуемых выше (6,27),чем у татарских испытуемых(4,9), значит таджикские испытуемые более обидчивы.
Также были получены различия по индексу враждебности при р<0,05: среднее значение по данной шкале у таджикских испытуемых выше (10,57), чем у татарских(8,33), значит татарские студенты более враждебно относятся к окружающим;
Как видим, решение проблемы этнопсихологических особенностей проявления агрессивности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более тщательного изучения и оказании помощи, как коренному населению, населению проживающему на территории государства длительное время, так и мигрантам и иностранным гражданам ,проживающем на территории государства.
На основании вышеизложенной информации можно сделать вывод о том, что этническая принадлежность накладывает заметный отпечаток на формирование личности. Паттерны поведения, приобретаемые в раннем возрасте перенимаются у более взрослых представителей, вместе с культурой поведения, традициями, знаниями и умениями.
Существуют различия между нормами проявления агрессивности в разных этнических группах, то есть одно и то же поведения в различных этнических общностях может охарактеризоваться как нормальное, и как агрессивное.
Перемещение в иную социальную среду, ломает привычные схемы и стратегии поведения таджикских студентов, создавая для них ситуацию стресса, что определенным образом сказывается на их поведении. Желание самоутвердиться и зарекомендовать себя в новых условиях, с одной стороны, и плохая осведомленность о правилах и особенностях другой культуры создает предпосылки для более агрессивного и враждебного поведения.
Полученные различия также могут быть связаны с тем, что возможны различия в восприятии окружающими агрессивного поведения в Таджикистане и в РФ, однако нельзя утверждать, что таджикская нация более агрессивна и враждебна настроена по своей природе и национальным особенностям, чем русская, так как исследование проводилось на таджикских студентах находящихся на территории РФ, чужого для них государства, и как уже было сказано, они находятся в состоянии повышенного напряжения.
Цель работы была достигнута, решены задачи, гипотеза, поставленная в начале исследования, также была подтверждена.
В результате исследования, проведенного с помощью методик: Опросник агрессивности Басса-Дарки, на базе ЕИ КФУ города Елабуга, среди студентов 1-4 курса, в возрасте от 17 до 22 лет, общим количеством 90 человек,30 из которых - представители русской национальности, 30 - представители таджикской национальности, 30 - представители татарской национальности,40-девушек, 50- мужчин, нами были получены результаты свидетельствующие о различии в проявлении агрессивности у русских, таджикских и татарских испытуемых, а именно: из 33,3% испытуемых с повышенным уровнем враждебности 53,3% таджикские, 43,3% татарские и 3,3% русские студенты. Говоря о повышенным уровне агрессивности стоит отметить, что им обладают 10% испытуемых, из которых 44,4% таджикские, 44,4% татарские и 11,1% русские студенты.
Гипотеза также была проверена с помощью статистического критерия t - Стьюдента и, были выявлены различия между показателями по трём шкалам между русскими и таджикскими испытуемыми: раздражение при р<0,001, где среднее значение по шкале у таджиков выше (5,87), чем у русских(3,37), значит таджикские испытуемые имеют более высокий уровень раздражительности, в отличии от русских испытуемых; обида при р<0,05 ,где среднее значение таджикских испытуемых выше (3,8),чем у русских испытуемых(2,1).Значит таджикские испытуемые более обидчивы.; подозрительность при р<0,001: среднее значение по данной шкале у таджикских испытуемых выше (6,27), чем у русских (3,77), значит таджикские студенты более подозрительно относятся к окружающим
Также с помощью статистического критерия t - Стьюдента выявлены различия между уровнями полученным по индексам враждебности и агрессивности: индекс враждебности при р<0,001: среднее значение по данной шкале у таджикских испытуемых выше (8,33), чем у русских(5,43), значит таджикские студенты более враждебно относятся к окружающим; индекс агрессивности при р<0,01: среднее значение по данной шкале у таджикских испытуемых выше (19,27), чем у русских(16,27), значит таджикские студенты более агрессивны в своём поведении;
С помощью критерия t - Стьюдента и, были выявлены различия между показателями по двум шкалам между русскими и татарскими испытуемыми: физическая агрессия при р<0,05, где средние значения у татар(6,31) выше ,чем у русских(4,83),что говорит о большей склонности к физической агрессии со стороны татарских испытуемых ;обида при р<0,05, среднее значение по данной шкале у татарских испытуемых выше (3,3),чем у русских испытуемых(2,1). значит татарские испытуемые более обидчивы.
Выявленные различия по индексам враждебности при р<0,01,и агрессивности при р<0,05 также свидетельствуют о более враждебном и агрессивном поведение татарских испытуемых.
С помощью критерия t - Стьюдента и, были выявлены различия между показателями по двум шкалам между таджикскими и татарскими испытуемыми: физическая агрессия при р<0,05 :. Где среднее значение по данной шкале у татар выше (6,31), чем у таджиков(4,9), значит татарские испытуемые имеют более высокий уровень физической агрессии, в отличии от таджикских испытуемых; подозрительность при р<0,05:среднее значение по данной шкале у таджикских испытуемых выше (6,27),чем у татарских испытуемых(4,9), значит таджикские испытуемые более обидчивы.
Также были получены различия по индексу враждебности при р<0,05: среднее значение по данной шкале у таджикских испытуемых выше (10,57), чем у татарских(8,33), значит татарские студенты более враждебно относятся к окружающим;
Как видим, решение проблемы этнопсихологических особенностей проявления агрессивности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более тщательного изучения и оказании помощи, как коренному населению, населению проживающему на территории государства длительное время, так и мигрантам и иностранным гражданам ,проживающем на территории государства.
На основании вышеизложенной информации можно сделать вывод о том, что этническая принадлежность накладывает заметный отпечаток на формирование личности. Паттерны поведения, приобретаемые в раннем возрасте перенимаются у более взрослых представителей, вместе с культурой поведения, традициями, знаниями и умениями.
Существуют различия между нормами проявления агрессивности в разных этнических группах, то есть одно и то же поведения в различных этнических общностях может охарактеризоваться как нормальное, и как агрессивное.
Перемещение в иную социальную среду, ломает привычные схемы и стратегии поведения таджикских студентов, создавая для них ситуацию стресса, что определенным образом сказывается на их поведении. Желание самоутвердиться и зарекомендовать себя в новых условиях, с одной стороны, и плохая осведомленность о правилах и особенностях другой культуры создает предпосылки для более агрессивного и враждебного поведения.
Полученные различия также могут быть связаны с тем, что возможны различия в восприятии окружающими агрессивного поведения в Таджикистане и в РФ, однако нельзя утверждать, что таджикская нация более агрессивна и враждебна настроена по своей природе и национальным особенностям, чем русская, так как исследование проводилось на таджикских студентах находящихся на территории РФ, чужого для них государства, и как уже было сказано, они находятся в состоянии повышенного напряжения.
Подобные работы
- ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ
ФРУСТРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Агрессивное поведение в контексте социально-психологической адаптации студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция агрессивности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование толерантности у старшеклассников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЯПОНСКОГО МЕНТАЛИТЕТА В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ДИАЛОГЕ В XXI ВЕКЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Особенности самосознания подростков из разведенных семей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Особенности психологической адаптации военнослужащих к экстремальным, условиям несения службы
(19.00.01 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005



