ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ
АГРЕССИВНОСТИ
1.1 Сущность и содержание понятия этнопсихологических
особенностей 6
1.2. Изучение понятия агрессивности в психологии 13
1.3 Агрессивность как этнопсихологическая характеристика 16
Выводы по главе 1 18
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ
2.1. Организация эмпирического исследования 21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 23
Выводы по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Любое взаимодействие в условиях конкретного государства или региона будет протекать затруднительно без учёта этнопсихологических особенностей людей.
В современном мире, специфика мирового развития находит специфическое выражение в трансформациях отношений как между различными государствами, так и между различными общностями населяющими одно государство, что довольно часто приводит к политическим, экономическим и межэтническим конфликтам. С одной стороны-это связано с происходящей на планете глобализации, с другой- с многообразием этнопсихологических особенностей, сопровождаемых ростом национального самосознания.
Причастность человека к конкретной социокультурной среде, в котором он развивается, формируется и становится индивидуальностью, закладывает определенные стратегии поведения, вырабатываемые данным этносом на протяжении долгих лет.
Процессы глобализации приводят к массовым волнам эмиграции, зачастую провоцирующих нарастание агрессивных настроений в обществе, из-за непонимания и неприятия особенностей другого этноса.
Так возникает необходимость налаживания правильного взаимопонимания между различными этносами, в особенности, проживающими на территории одного государства.
Изучение специфики проявления национальной психологии и её влияния на поведение и взаимодействие людей, особенно в условиях напряженных взаимоотношений представляется чрезвычайно актуальным и практически значимым.
Цель исследования: выявить этнопсихологические особенности проявления агрессивности.
Объект исследования: агрессивность, как свойство личности.
Предмет исследования психологические особенности проявления агрессивности у представителей русской, таджикской и татарской национальности.
В соответствии с целью, объектом и предметов исследования сформированы следующие задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание этнопсихологических особенностей.
2. Выявить особенности свойства агрессивности;
3. Диагностировать уровень агрессивности испытуемых.
4. Выявить различия между уровнями и проявлениями агрессивности русских , таджикских и татарских студентов.
5. Провести качественный анализ статистических данных.
Для решения поставленных задач нами была использована следующая совокупность методов исследования:
- теоретические (анализ и синтез по проблеме исследования);
- эмпирические (опросник агрессивности Басса-Дарки);
- количественный и качественный анализ результатов исследования;
- методы математического анализа (t-критерий Стьюдента).
Исследование было проведено на базе ЕИ КФУ города Елабуга, среди студентов 1-4 курса, в возрасте от 17 до 22 лет, общим количеством 90 человек.
Теоретическая значимость данной работы состоит в более глубоком изучении понятия этнопсихологических особенностей, и проявления агрессивности у русских, таджикских и татарских студентов, а также в выявлении различий между данными результатами.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности использования результатов исследования специалистами в области высшего и дополнительного образования, психологами, педагогами, антропологами, социологами и другими специалистами.
Апробация работы: основные результаты исследования представлены на Международной научно практической электронной конференции «Управление инновациями в современной науке» (г. Уфа, 2016, URL: http://os-mssia.com/SBORNIKI/KON-111-2.pdf), и на Итоговой образовательно-научной конференции студентов Елабужского Института КФУ (г. Елабуга, 2016).
Данная работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Данное исследование преследовало целью выявить этнопсихологические особенности проявления агрессивности.
Цель работы была достигнута, решены задачи, гипотеза, поставленная в начале исследования, также была подтверждена.
В результате исследования, проведенного с помощью методик: Опросник агрессивности Басса-Дарки, на базе ЕИ КФУ города Елабуга, среди студентов 1-4 курса, в возрасте от 17 до 22 лет, общим количеством 90 человек,30 из которых - представители русской национальности, 30 - представители таджикской национальности, 30 - представители татарской национальности,40-девушек, 50- мужчин, нами были получены результаты свидетельствующие о различии в проявлении агрессивности у русских, таджикских и татарских испытуемых, а именно: из 33,3% испытуемых с повышенным уровнем враждебности 53,3% таджикские, 43,3% татарские и 3,3% русские студенты. Говоря о повышенным уровне агрессивности стоит отметить, что им обладают 10% испытуемых, из которых 44,4% таджикские, 44,4% татарские и 11,1% русские студенты.
Гипотеза также была проверена с помощью статистического критерия t - Стьюдента и, были выявлены различия между показателями по трём шкалам между русскими и таджикскими испытуемыми: раздражение при р<0,001, где среднее значение по шкале у таджиков выше (5,87), чем у русских(3,37), значит таджикские испытуемые имеют более высокий уровень раздражительности, в отличии от русских испытуемых; обида при р<0,05 ,где среднее значение таджикских испытуемых выше (3,8),чем у русских испытуемых(2,1).Значит таджикские испытуемые более обидчивы.; подозрительность при р<0,001: среднее значение по данной шкале у таджикских испытуемых выше (6,27), чем у русских (3,77), значит таджикские студенты более подозрительно относятся к окружающим
Также с помощью статистического критерия t - Стьюдента выявлены различия между уровнями полученным по индексам враждебности и агрессивности: индекс враждебности при р<0,001: среднее значение по данной шкале у таджикских испытуемых выше (8,33), чем у русских(5,43), значит таджикские студенты более враждебно относятся к окружающим; индекс агрессивности при р<0,01: среднее значение по данной шкале у таджикских испытуемых выше (19,27), чем у русских(16,27), значит таджикские студенты более агрессивны в своём поведении;
С помощью критерия t - Стьюдента и, были выявлены различия между показателями по двум шкалам между русскими и татарскими испытуемыми: физическая агрессия при р<0,05, где средние значения у татар(6,31) выше ,чем у русских(4,83),что говорит о большей склонности к физической агрессии со стороны татарских испытуемых ;обида при р<0,05, среднее значение по данной шкале у татарских испытуемых выше (3,3),чем у русских испытуемых(2,1). значит татарские испытуемые более обидчивы.
Выявленные различия по индексам враждебности при р<0,01,и агрессивности при р<0,05 также свидетельствуют о более враждебном и агрессивном поведение татарских испытуемых.
С помощью критерия t - Стьюдента и, были выявлены различия между показателями по двум шкалам между таджикскими и татарскими испытуемыми: физическая агрессия при р<0,05 :. Где среднее значение по данной шкале у татар выше (6,31), чем у таджиков(4,9), значит татарские испытуемые имеют более высокий уровень физической агрессии, в отличии от таджикских испытуемых; подозрительность при р<0,05:среднее значение по данной шкале у таджикских испытуемых выше (6,27),чем у татарских испытуемых(4,9), значит таджикские испытуемые более обидчивы.
Также были получены различия по индексу враждебности при р<0,05: среднее значение по данной шкале у таджикских испытуемых выше (10,57), чем у татарских(8,33), значит татарские студенты более враждебно относятся к окружающим;
Как видим, решение проблемы этнопсихологических особенностей проявления агрессивности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более тщательного изучения и оказании помощи, как коренному населению, населению проживающему на территории государства длительное время, так и мигрантам и иностранным гражданам ,проживающем на территории государства.
На основании вышеизложенной информации можно сделать вывод о том, что этническая принадлежность накладывает заметный отпечаток на формирование личности. Паттерны поведения, приобретаемые в раннем возрасте перенимаются у более взрослых представителей, вместе с культурой поведения, традициями, знаниями и умениями.
Существуют различия между нормами проявления агрессивности в разных этнических группах, то есть одно и то же поведения в различных этнических общностях может охарактеризоваться как нормальное, и как агрессивное.
Перемещение в иную социальную среду, ломает привычные схемы и стратегии поведения таджикских студентов, создавая для них ситуацию стресса, что определенным образом сказывается на их поведении. Желание самоутвердиться и зарекомендовать себя в новых условиях, с одной стороны, и плохая осведомленность о правилах и особенностях другой культуры создает предпосылки для более агрессивного и враждебного поведения.
Полученные различия также могут быть связаны с тем, что возможны различия в восприятии окружающими агрессивного поведения в Таджикистане и в РФ, однако нельзя утверждать, что таджикская нация более агрессивна и враждебна настроена по своей природе и национальным особенностям, чем русская, так как исследование проводилось на таджикских студентах находящихся на территории РФ, чужого для них государства, и как уже было сказано, они находятся в состоянии повышенного напряжения.
1. Алтунин А.А. Психическая агрессивность: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Педагогика, 2008. - 367 с.
2. Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности. - Пермь.:Мысль, 2000.-121с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология.- СПб.: Ювента, 1996. -357с.
4. Арнольд Т.Д Агрессивность, совесть и рациональное
мышление. СПб.: Сфера, 1996. - 160 с.
5. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Прайм-Еврознак, 2002. - 558 с.
6. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.- М.: Логос, 1996.-256с.
7. Багери Масуд Социокультурная динамика психического
здоровья личности в ситуации преднамеренной и вынужденной миграции.- СПб.: Ювента, 2015.-124 с.
8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.- М.:АСТ ,2002.-510с.
9. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в
русской науке. - М.: Наука, 1983. - 230 с.
10. Бэрон Р. Агрессия.-М.:АСТ ,1997.-224с.
11. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность . - 1981. - №6. - С. 138 - 144.
12. Гилинский Я.И. Девиантология. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. - 525 с.
13. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М.: Наука, 1994. - 304 с.
14. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. - М.: МГУ, 1987. - 127 с.
15. Дьяконов И. М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней.-М.: Наука , 1994, 300с.
16. Зоуир Абдульрахман Али Рашид. Кросс-культурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена.-СПб.:Наука - 148 с.
17. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности .- СПб.: Питер, 1998. - 368с.
18. Клыгина Е. А. Психологические условия адаптации вынужденных мигрантов в новой социально-экономической среде. - М.:Госполитиздат, 2014.-146с.
19. Константинов В. В. Зависимость успешности социальнопсихологической адаптации вынужденных мигрантов к новым условиям жизни от типа проживания. - СПб.:Ювента, 1999. - 115с.
20. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление .-СПб.:Тонус,
2000. - 376с.Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию.- М.: Логос, 1999.-253с.
21. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений.- М.: Логос, 1998.-224с.
22. Крысько В.Г. Социальная психология. - М.: Академия, 2001. -208 с.
23. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии.-М.:АСТ ,2003.- 333с.
24. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1964. - 172 с.
25. Кузьмин Е.С. Психология этноса. - Л.: ЛГУ, 1968. - 149 с.
26. Мамедов М. Массовые стереотипы и предрассудки в национальных историях и представлениях о прошлом. - СПб.:Ювента,1999. - 379с.
27. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. - СПб.: Ювента,2007.-734с.
28. Нейхц Н. П. Роль религии в процессе социально-психологической адаптации мигрантов. - СПб.:Ювента,2010.-124с.
29. Николаев В. Г. Национального характера концепция. - СПб.: Университетская книга, 1998 -376с
30. Лоренц К. Агрессия ,так называемое «зло». - СПб.: Амфора,
2001. -170с
31. Лосский Н. О. Характер русского народа. - М.: Ключ,1990. -
300с.
32. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1998. - 531с.
33. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Форум, 1997. - 160 с.
34. Петров В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции- М.:Наука, 1999. - 195 с.
35. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. - М.:Наука,
1979. -140с.
36. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения. - 2014. - № 2. - С. 704 - 707.
37. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.:
ИНФРА-М, 2000. - 224 с.
38. Румянцева Т. Г. Факторы, способствующие агрессии .-М.: АСТ , 2001.-. 267с.
39. Саенко Е.В. Профессиональная деятельность психолога при профилактике агрессивного поведения .- СПб.:Ювента, 1995. - 389с.
40. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 461 с.
41. Стефаненко Т. Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации. - СПб.: Наука, 1999. - 238с.
42. Стефаненко Т.Г. Методы этнопсихологического исследования. - Волгоград.:Лань,1993.-322с.
43. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.:Госполитиздат, 2004.112с.
44. Трусов В.П. Когнитивные процессы в социальной психологии..-СПб.: Питер, 1998. - 540с.
45. Хлыстова Н.М. Социально-психологическая причинность агрессивности личности: Дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2003. - 171 с.
46. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д.: Феникс,
2002. - 544 с.
47. Шихирев П.Н. Социальная психология в странах Западной Европы. - М., 1985. - 356 с.
48. Шлет Г.Г. Введение в этническую психологию. - Пермь.: Мысль,1996.-365с.
49. Социокультурные и этнопсихологические особенности
общения. [Электронный ресурс]. URL: http://psyznaiyka.net/socio-
obchenie.html?id=7 (дата обращения: 26.12.15).
50. Энциклопедия практической психологии: сайт Николая
Козлова. - 2009 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 09.11.2015. - URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologos (дата обращения:
26.12.2015)