ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ 6
1.1. Исследование факторов адаптации личности, понятие и виды адаптации 6
1.2. Изучение процесса адаптации специалиста к профессионально -
педагогической деятельности 17
1.3. Факторы профессиональной адаптации и мероприятия по работе с
молодыми специалистами 25
ВЫВОДЫ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ 35
2.1. Организация и проведение исследования адаптации к педагогической
деятельности у молодых учителей 35
2.2. Определение особенностей психологической адаптации к педагогической
деятельности у молодых специалистов 41
2.3. Определение особенностей психологической адаптации к педагогической
деятельности у специалистов со стажем 46
2.4. Анализ соотношения уровня социально-психологической адаптивности в
двух группах испытуемых 51
ВЫВОДЫ ВТОРОЙ ГЛАВЫ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Современное российское общество предъявляет все более высокие требования к качеству подготовки специалистов с высшим образованием для всех областей социальной практики. Основной целью системы высшего образования является не только подготовка студентов к профессиональной деятельности, но и создание оптимальных условий для раскрытия и реализации их потенциальных возможностей, способностей и потребностей. В этой связи научной общественностью в течение ряда лет обсуждается вопрос о педагогическом профессионализме преподавателей и о новом содержании подготовки и переподготовки преподавательского состава. Однако, несмотря на все возрастающий интерес к проблеме профессионализации, лишь некоторые исследователи [23] обращаются к разработке вопросов профессиональной психологической адаптации. Поскольку будущее российской системы высшего образования зависит от молодых преподавателей, находящихся сегодня в ситуации профессионального старта, от их профессионализма и готовности реализовывать инновационные образовательные технологии, данное исследование является актуальным.
В последние десятилетия активно ведется поиск внутренних детерминант профессионализации в целом и психологической адаптации как неотъемлемой составляющей этого процесса. В современной психологии представлены исследования общих проблем готовности к педагогической деятельности. Однако подавляющее большинство авторов ограничивают изучение готовности стадиями оптации и профессионального обучения, что накладывает отпечаток на определение готовности и ее компонентного состава, на выбор измерительных инструментов и разработку технологий ее формирования. Мы предполагаем, что такое целостное, интегративное, неоднозначно детерминированное образование, каким является готовность к педагогической деятельности, не может быть окончательно сформировано на этапе подготовки. В рамках нашего исследования мы рассмотрим процесс психологической адаптации к педагогической деятельности у молодых специалистов.
Изучение вопросов адаптации, в том числе профессиональной, нашло отражение в многочисленных исследованиях, как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых: К. А. Абульханова-Славская, Г. А. Балл[3], А. А. Реан[31], А. А. Налчаджян[24], А. В. Филиппов[39], В. П. Казначеев [15], Ф. Б. Березин[12], А.Н. Жмыриков[19], Г. Селье[34] и др.
В нашей работе мы рассмотрим подробно адаптацию молодых педагогов. Ведь профессия педагога - это не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Рассмотрим трудности профессиональной адаптации молодых учителей и возможные пути решения.
Рассмотрение готовности к педагогической деятельности на этапе профессиональной адаптации преподавателя высшей школы дает информационную основу для построения системы психологического сопровождения процесса профессионального развития молодого преподавателя, что также определяет актуальность исследования.
Объект исследования — адаптация молодых специалистов.
Предмет исследования — проблемы психологической адаптации к педагогической деятельности у молодых специалистов.
Цель исследования - рассмотреть особенности социально-психологической адаптивности в двух группах испытуемых: педагогов со стажем и молодых специалистов.
Гипотеза исследования: особенности социально-психологической адаптивности в двух группах испытуемых со стажем и молодых специалистов имеет достоверные отличия.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Исследовать факторы адаптации личности, понятие и виды адаптации
2. Изучить процесс адаптации специалиста к профессионально-педагогической деятельности
3. Проанализировать факторы профессиональной адаптации и мероприятия по работе с молодыми специалистами.
4. Провести эмпирическое исследование проблем психологической адаптации к педагогической деятельности у молодых учителей в сравнении с педагогами, имеющими стаж работы не менее 3-х лет.
Основные методы исследования:
- Теоретический анализ проблемы
- тестирование
- статистический анализ.
В нашей работе для определения психологической адаптации к педагогической деятельности у молодых учителей мы использовали Методики, которые позволили оценить социально-психологическую адаптивность и самочувствие респондентов:
4. СПА оценка социально-психологической адаптивности Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
5. САН. Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения. Контингент испытуемых: в исследовании принимали участие молодые педагоги закончившие ВУЗ в количестве 20 человек и педагоги со стажем более 3-х лет в количестве 20 человек г. Казани.
Цель исследования - рассмотреть особенности социально-психологической адаптивности в двух группах испытуемых со стажем и молодых специалистов имеет достоверные отличия.
На основании теоретического анализа особенностей адаптации у педагогов мы сделали следующие выводы:
Для индивидуума социальная адаптация является основополагающей по отношению ко всем другим видам адаптации. Социальная адаптация - это приобщение личности к определенным видам деятельности, которые происходят в данном социуме, иными словами, «усвоение личностью социального опыта общества в целом той среды (микросреды), к которой он принадлежит».
Адаптация учителя - это процесс успешного включения его в профессиональную деятельность. Продолжительность адаптационного периода у каждого человека индивидуальна, в зависимости от первоначальных условий и способностей.
В целом, можно заключить, что наиболее важной «мишенью» для работы по сопровождению адаптации молодых специалистов к профессиональной среде, прежде всего, является постоянная поддержка личностного адаптационного потенциала педагога на этапе вхождения в профессию, а также корректно расставленные акценты на требованиях к профессиональной деятельности начинающих педагогов.
В результате нашего эмпирического исследования мы изучили проблему психологической адаптации к педагогической деятельности у молодых специалистов:
Результаты сравнения средних социально-психологической адаптации дают основания нам предполагать, что группы имеют значительные отличия по параметрам адаптации и интернальности. По остальным шкалам незначительные отличия.
Результаты полученные по методике “Адаптивность” многоуровневый личностный опросник (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина при сравнении по параметрам социально-психологической адаптивности дают основание полагать, что группы не отличаются.
Результаты сравнения самочувствия, активности и настроения по методике САН (Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения) показывают, что самое большое отличие наблюдается по шкале настроение, педагоги со стажем имеют более низкие значения.
Таким образом, нельзя говорить о достоверности различия между двумя совокупностями данных в группах по методикам: диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. “Адаптивность” многоуровневый личностный опросник (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина САН (Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения) Действительно разница в группах достаточно невелика.
Гипотеза исследования: особенности социально-психологической адаптивности в двух группах испытуемых со стажем и молодых специалистов имеет достоверные отличия, не подтвердилась.
Для успешной и результативной адаптации молодых педагогов мы предлагаем Памятку молодого педагога, которая поможет пройти данный этап более гладко и с меньшим стрессом.
Памятка молодого учителя.
ЧТО ПОМОГАЕТ:
■ Наблюдательность и корректное поведение. Желание прислушиваться к мнению коллег независимо от их профессиональной опытности, ответственности, инициативности. Отсутствие спешки в выводах, категоричности в оценках, поскольку новичок - это, в сущности, человек со стороны. Умение отстаивать свою точку зрения аргументированно, на основе проверенных фактов, без лишней горячности, тактично. ■ Знание предмета, трудолюбие. Ответственность в любом деле, выполнение его со всей серьезностью, с душой, чтобы оставался добрый след в душах учеников.
■ Разумная требовательность, объективность в суждениях и оценках,
педагогический такт. Понимание того, что одно и то же действие в различных условиях дает неодинаковые результаты. Интенсивная учеба у опытных учителей.
■ Чуткость, доброжелательность. Уравновешенность - даже в отношениях с недобросовестными и нечестными сотрудниками. Следование только интереса дела, коллектива.
ЧТО МЕШАЕТ:
■ Во взаимоотношениях с учащимися: невнимание к одаренным;
невнимание к отстающим; непосильные требования; необдуманные решения в отношении недисциплинированных; нетребовательность из-за стремления завоевать дешевый авторитет; грубое обращение; установление контакта путем сокращения расстояния «учитель-ученик»; неуверенность в себе, в правильности своего поведения; незнание детской психологии, причин поступков учащегося; стремление завоевать авторитет любой ценой; невыполнение обещаний; неоправданная, по мелочам, апелляция к руководству; излишняя придирчивость, суровость; жалобы родителям, классному руководителю, учителям.
■ Во взаимоотношениях с коллегами: неуважение к опыту и мудрости старших коллег; бестактность; стремление не участвовать в жизни коллектива; пренебрежение традициями коллектива; неблагодарность за помощь; обсуждение за глаза.
■ Во взаимоотношениях с молодыми коллегами: необъективность;
некритичность и не требовательность по отношению к товарищу; студенческий стереотип отношений (вместо «вы» - «ты», вместо «Геннадий Иванович» - «Гена»).
■ Недостаточная культурность: стремление переложить поручение надругого; невыполнение обязанностей; отсутствие инициативы и творчества в работе; недисциплинированность; нарушение этикета.
■ Недостаточная подготовка к самостоятельной работе: недостаточное знание предмета и методики его преподавания; неумение управлять своим психологическим состоянием; отсутствие навыков общения; неотработанная дикция; жесты, мимика, движения; медленная реакция, рассеянность на уроке; скованность.
■ Переоценка своих сил и возможностей: самоуверенность и высокомерие, выражающиеся в неприятии советов и рекомендаций; формальное выполнение своих обязанностей; категоричность суждений.
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 2007, с 238
2. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избранные труды. - М.: Наука, 2008. , с 456
3. Ащепков В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы: Автореф. дисс. на соиск. ученой степени докт. пед.наук. - Ростов-на-Дону, 2008. -43 с.
4. АщепковВ.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: проблемы и перспективы. - Ростов-на-Дону, 2007. -144 с.
5. Баранов А. А. Психология стрессоустойчивости педагога: теоретические и прикладные аспекты: Автореф. дис. ... док-ра. психол. наук. СПб., 2002. С.35.
6. Бельский П.Г., Мясищев В.Н. К вопросу о типе трудных респондентов в массовой школе // Трудные респонденты в массовой школе. - Л.: Наука, 2013, с 203
7. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. - 1995.- № 4.- С.82-92.
8. Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия в непрерывном образовании // Гуманизация образования. -2004.- № 2.- С.43-50., с.43.
9. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
10. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1. - М.: Мир, 2006. - 496 с.
11. Дубинина В.Л. Развитие профессиональных умений молодых учителей в условиях педагогической интернатуры. - Йошкар-Ола, 2003. с 236.
12. Егорова Л.Г. Методические указания по социальной и профессиональной адаптации студентов в техническом вузе. - Казань, 2003.-48с
13. Ершова Н.А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации: Дис. ...канд. психол. наук. - М., 2007. - 204 с.
14. Касаткина Н.Э. Педагогические основы устойчивого выбора
старшеклассниками профессий химического производства: Дис.
...канд.пед. наук. - Кемерово, 2010. - 271с.
15. Кисенова Р. К Проблеме исследования факторов адаптации личности // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2009, с 156
16. Крутцова М.Н. Загоскина Т.В. Программа профессионального
сопровождения педагогов-психологов в адаптационный период // Психология образования: региональный опыт: Материалы Второй
национальной научной конференции, 13-15 декабря. - М: Общероссийская общественная организация "Федерация психологов образования России", 2005. С.164-165.
17. Кряжева, И. К. Социально-психологические факторы адаптированности личности / И. К. Кряжева: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М, 2000. - 24 с
18. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. - Саратов, 2001. -76 с
19. Ларионова, С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика / С. А. Ларионова. - Белгород, 2002. - 200 с., с. 93
20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. - М., 2003. , с 305
21. Медведев Г.П., Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Адаптация - важная проблема педагогики высшей школы //Сов. педагогика. - 2009. - № 3. - С. 64-71
22. Мороз А. Г. Адаптация молодого учителя. - Киев, 2000. - 52 с
23. Мороз А. Г. Профессиональная адаптация выпускников педвузов, Автореф. дисс. на соиск. ученой степени докт. пед. наук. - Киев, 2003. -50с.
24. Налчаджан, А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджан / [отв. Ред. Э.А.
Александрян]; АН АрмССР. Ин-т философии и права. - Ер. : Изд-во АН АрмССР, 2008.- 263 с., с. 238.
25. Насырова Г.И. Процесс профессиональной адаптации будущих учителей // Формирование социально активной личности учителя. - М.: МГПИ им.
В.И.Ленина, 2005. - С.58-63.
26.Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. Университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с.
27.Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителя. - М: Онега, 2004.268с.
28. Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М.: Педагогика - Пресс, 2008. - 440 с.
29. Реан А. А., Кудряшов А. Р., Баранов А. А., 2006. С. 78-7
30. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей //Вопросы психологии. -2007.- №1.- С.45-54.
31. Реан, А. А., Кудашев, А. Р., Баранов, А. А. Психология адаптации личности: Учебно-научное издание / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов - СПб.: Медицинская пресса, 2002. - 352 с., с. 40-41
32. Ромм, М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект / М.В. Ромм. - Новосибирск: Наука.
Сибирская издательская фирма РАН, 2002. - 275 с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
34. Селье Ганс. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. - М.:МЕДГИЗ, 2000.-254 с. 276
35. Соловьёв В.Н. Адаптация молодого специалиста к профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2004. - № 3. - С. 82-84;
36. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. - СПб., 1999, с 189
37.Чурекова Т.М. Профессиональная адаптация выпускников университета к деятельности учителя средней общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук. - Кемерово, 2009.- 208 с., с.47.
38. Шептенко П.А. Профессиональная адаптация молодого учителя сельской школы в процессе стажировки: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1983.-18 с.
39. Шибутани Т. Социальная психология. -М.: Прогресс, 1969.-178 с.
40. Шиян О.А. Послеуниверситетский тренинг учителей в США: новые ориентиры// Педагогика. - 2006. - № 1.- С. 104-108., с. 104.
41. Щербаков А. «Профессиональная адаптация начинающего педагога на рабочем месте»// Народное образование. № 6, 2009. С. 133
42. Я работаю психологом ... Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 256 с.
43. Ямбург Е.А. Школа для всех. - М.: Новая школа, 2006. , с 256