Воспитание у младших школьников ответственного отношения к природе
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования и воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников
1.1 Ценностное отношение к природе как предмет педагогических исследований 6
1.2 Методы и формы работы по формированию ценностного отношения к природе 15
1.3 Вклад научных исследователей в сферу педагогики и психологии 21
Вывод по первой главе 32
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по воспитанию ответственного отношения к природе младших школьников.
2.1 Составление проблемы ценностного отношения к природе у младших школьников 33
2.2 Методика руководства трудом и воспитанием ответственного отношения к природе у младших школьников 41
2.3 Анализ и результаты исследования 45
Вывод по второй главе 49
Заключение 50
Список используемой литературы
Приложение
Глава I. Теоретические аспекты формирования и воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников
1.1 Ценностное отношение к природе как предмет педагогических исследований 6
1.2 Методы и формы работы по формированию ценностного отношения к природе 15
1.3 Вклад научных исследователей в сферу педагогики и психологии 21
Вывод по первой главе 32
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по воспитанию ответственного отношения к природе младших школьников.
2.1 Составление проблемы ценностного отношения к природе у младших школьников 33
2.2 Методика руководства трудом и воспитанием ответственного отношения к природе у младших школьников 41
2.3 Анализ и результаты исследования 45
Вывод по второй главе 49
Заключение 50
Список используемой литературы
Приложение
Актуальность. Обстановка которая существует в настоящее время связанна с взаимодействием с природой, которая дает толчок к полному уничтожению окружающей среды, а также угрозе всем формам жизни на Земле.
Неразумное, потребительское отношение, бездействие и безалаберность людей к природе неизбежно приводит к катастрофе, которая ведет к полному истреблению многих видов растений и животных и в конечном итоге самого человека.
Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов, потребляемых самим человеком. Однако в течение многих веков деятельность людей еще не носила такого разрушительного характера. Лишь в первой половине XX столетия изменения окружающей среды под воздействием человека стали приобретать для цивилизации угрожающий характер. За несколько десятилетий XX века мир в результате бездумного, неразумного, стихийного воздействия человека на окружающую среду изменился настолько, что проблема отношений общества и природы, а также труд в природе, резко перешла в глобальную проблему. В связи с этим эта стала одной из самых актуальных проблем и XXI века.
Эту сложившуюся ситуацию необходимо начать с решения этой проблемы, а также с приобщения как взрослых так и школьников (в силу их возрастной специфики) к труду в природе, но в первую очередь младших школьников. Почему? Потому, что именно в младшем школьном возрасте закладывается бережное и ответственное отношение воспитания ценностного подхода к окружающему миру и труду в природе. Можно заметить, что это является трудной задачей. Ее решение требует кардинального изменения всей сложившейся системы работы с детьми по бережному отношению к природе. Для этих целей требуется создать оптимальные условия для воспитания у детей устойчивой потребности в общении и взаимодействии с природным окружением. Именно систематическое общение с природой с применением труда позволит решить проблему эмоционального, нравственного развития ребенка, даст возможность насладиться красотой природы, удовлетворит его естественный интерес, что в совокупности и составит ценностное отношение к окружающей среде, а труд у детей будет формировать бережное, заботливое отношение к природным объектам. Они будут учиться ответственно относиться к растениям и животным, у них будет формироваться устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами и ко всему живому, что будет их окружать на протяжении всей жизни.
Актуальность выбранной темы трактуется необходимостью проведения исследования и подведения итогов о необходимости включения труда в природу, так как именно труд в природе поможет относиться к ней бережно и проявлять ответственность к миру природы.
Изучением проблемы формирования ответственного отношения детей к природе занимались и разрабатывали методы по интересующей нас теме многие ученые. Еще К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский говорили об эмоциональной связи детей с природой. Таких же взглядов придерживаются и современные ученые: Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др. Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина указывают на необходимость накопления практического опыта у детей для формирования у них ценностного отношения к природному окружению. По мнению В.А. Сухомлинского и С.Л. Рубинштейна ценностное отношение тесно связано с развитием эстетических чувств к природе.
Цель исследования - изучить возможности и эффективность педагогического влияния труда в природе на развитие ответственного отношения к природе у младших школьников.
Объект исследования - процесс воспитания у детей ответственного отношения к природе.
Предмет исследования - трудолюбие в природе как средство воспитания ответственного отношения к природе у младших школьников.
Гипотеза - ответственное отношение к природе повышается при использовании трудовых форм работы со школьниками.
Задачи исследования:
-раскрыть теоретические основы воспитания бережного отношения к природе;
-определить формы организации труда детей в природе с целью воспитания у них бережного отношения к природе.
-выявить результаты использования труда в природе для формирования ценностного отношения к природному окружению;
Методы исследования:
Теоретические методы: беседа, рассказ, объяснение.
Практические методы: анкетирование, анализ данных, трудолюбие (труд).
Неразумное, потребительское отношение, бездействие и безалаберность людей к природе неизбежно приводит к катастрофе, которая ведет к полному истреблению многих видов растений и животных и в конечном итоге самого человека.
Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов, потребляемых самим человеком. Однако в течение многих веков деятельность людей еще не носила такого разрушительного характера. Лишь в первой половине XX столетия изменения окружающей среды под воздействием человека стали приобретать для цивилизации угрожающий характер. За несколько десятилетий XX века мир в результате бездумного, неразумного, стихийного воздействия человека на окружающую среду изменился настолько, что проблема отношений общества и природы, а также труд в природе, резко перешла в глобальную проблему. В связи с этим эта стала одной из самых актуальных проблем и XXI века.
Эту сложившуюся ситуацию необходимо начать с решения этой проблемы, а также с приобщения как взрослых так и школьников (в силу их возрастной специфики) к труду в природе, но в первую очередь младших школьников. Почему? Потому, что именно в младшем школьном возрасте закладывается бережное и ответственное отношение воспитания ценностного подхода к окружающему миру и труду в природе. Можно заметить, что это является трудной задачей. Ее решение требует кардинального изменения всей сложившейся системы работы с детьми по бережному отношению к природе. Для этих целей требуется создать оптимальные условия для воспитания у детей устойчивой потребности в общении и взаимодействии с природным окружением. Именно систематическое общение с природой с применением труда позволит решить проблему эмоционального, нравственного развития ребенка, даст возможность насладиться красотой природы, удовлетворит его естественный интерес, что в совокупности и составит ценностное отношение к окружающей среде, а труд у детей будет формировать бережное, заботливое отношение к природным объектам. Они будут учиться ответственно относиться к растениям и животным, у них будет формироваться устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами и ко всему живому, что будет их окружать на протяжении всей жизни.
Актуальность выбранной темы трактуется необходимостью проведения исследования и подведения итогов о необходимости включения труда в природу, так как именно труд в природе поможет относиться к ней бережно и проявлять ответственность к миру природы.
Изучением проблемы формирования ответственного отношения детей к природе занимались и разрабатывали методы по интересующей нас теме многие ученые. Еще К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский говорили об эмоциональной связи детей с природой. Таких же взглядов придерживаются и современные ученые: Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др. Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина указывают на необходимость накопления практического опыта у детей для формирования у них ценностного отношения к природному окружению. По мнению В.А. Сухомлинского и С.Л. Рубинштейна ценностное отношение тесно связано с развитием эстетических чувств к природе.
Цель исследования - изучить возможности и эффективность педагогического влияния труда в природе на развитие ответственного отношения к природе у младших школьников.
Объект исследования - процесс воспитания у детей ответственного отношения к природе.
Предмет исследования - трудолюбие в природе как средство воспитания ответственного отношения к природе у младших школьников.
Гипотеза - ответственное отношение к природе повышается при использовании трудовых форм работы со школьниками.
Задачи исследования:
-раскрыть теоретические основы воспитания бережного отношения к природе;
-определить формы организации труда детей в природе с целью воспитания у них бережного отношения к природе.
-выявить результаты использования труда в природе для формирования ценностного отношения к природному окружению;
Методы исследования:
Теоретические методы: беседа, рассказ, объяснение.
Практические методы: анкетирование, анализ данных, трудолюбие (труд).
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. При написании дипломной работы была поставлена цель - изучить возможности и эффективность педагогического влияния труда в природе на развитие ценностного отношения к природе у младших школьников.
В связи с поставленной целью в первой главе исследования было раскрыто понятие ответственного отношения к природе с точки зрения психолого-педагогической литературы. Также были рассмотрены методы и формы работы по формированию ценностного отношения к природе и был подробно проанализирован труд как один из методов, а также формы его организации и применения на практике. Из теоретической части работы можно сделать вывод о том, что проблема ответственного отношения к природе достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание по воспитанию ответственного отношения к природе.
Практическая часть работы показала, что систематическая работа по формированию ответственного отношения к природе у младших школьников ведётся слабо (не достаточно отведено в школе времени на решение это проблемы), не в полной мере используются трудовые формы работы с младшими школьниками. Проведение эксперимента в МОУ СОШ № 86 позволило предоставить результаты работы, проведённой по воспитанию осознанно-правильного отношения к природе младших школьников при помощи трудовых форм и ценностного отношения к природе. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников. Анализ результатов класса до и посте формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной мной методики совершенствования работы. Наблюдаемый класс улучшил свои результаты. Высокий уровень развития возрос с 20% до 33%, также возросли показатели среднего уровня - с 53% до 67%, а низкого уровня не стало вообще. В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свое представление об окружающей среде, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» их использования. Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное решение данной проблемы, так как вопрос все еще остается актуальным, на сегодняшний день - это считается наиболее актуальной проблемой нашего времени и тем более нашего образования. В плане развития методики по воспитанию осознанноправильного отношения к природе детей 6-11 лет при помощи трудовых форм, переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей младшего школьного возраста в конкретных условиях школьного учреждения. Знания о природе в воспитательно-образовательной работе дети получали как на занятиях, так и в процессе комплексного использования разных форм труда (трудовые поручения, дежурств, коллективный труд). Данная работа опиралась на следующие основные принципы: -во-первых, на тщательном присмотре данной работы, а также с применением материала, которое подчеркивает и подстраивается к возрастным особ нностям младших школьников и их возможностям;
-во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами трудовой деятельности детей (ознакомление с природой, введение игровых форм обучения);
-в-третьих, активного включения детей в работу;
-в-четвёртых, использование личного примера, который являлся очень ценным в воспитании.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что воспитание осознанно-правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно при определенных правильно созданных педагогических условиях; прим нении трудовых форм работы; формированию и воспитанию ценностного отношения к природе.
В связи с поставленной целью в первой главе исследования было раскрыто понятие ответственного отношения к природе с точки зрения психолого-педагогической литературы. Также были рассмотрены методы и формы работы по формированию ценностного отношения к природе и был подробно проанализирован труд как один из методов, а также формы его организации и применения на практике. Из теоретической части работы можно сделать вывод о том, что проблема ответственного отношения к природе достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание по воспитанию ответственного отношения к природе.
Практическая часть работы показала, что систематическая работа по формированию ответственного отношения к природе у младших школьников ведётся слабо (не достаточно отведено в школе времени на решение это проблемы), не в полной мере используются трудовые формы работы с младшими школьниками. Проведение эксперимента в МОУ СОШ № 86 позволило предоставить результаты работы, проведённой по воспитанию осознанно-правильного отношения к природе младших школьников при помощи трудовых форм и ценностного отношения к природе. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников. Анализ результатов класса до и посте формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной мной методики совершенствования работы. Наблюдаемый класс улучшил свои результаты. Высокий уровень развития возрос с 20% до 33%, также возросли показатели среднего уровня - с 53% до 67%, а низкого уровня не стало вообще. В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свое представление об окружающей среде, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» их использования. Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное решение данной проблемы, так как вопрос все еще остается актуальным, на сегодняшний день - это считается наиболее актуальной проблемой нашего времени и тем более нашего образования. В плане развития методики по воспитанию осознанноправильного отношения к природе детей 6-11 лет при помощи трудовых форм, переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей младшего школьного возраста в конкретных условиях школьного учреждения. Знания о природе в воспитательно-образовательной работе дети получали как на занятиях, так и в процессе комплексного использования разных форм труда (трудовые поручения, дежурств, коллективный труд). Данная работа опиралась на следующие основные принципы: -во-первых, на тщательном присмотре данной работы, а также с применением материала, которое подчеркивает и подстраивается к возрастным особ нностям младших школьников и их возможностям;
-во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами трудовой деятельности детей (ознакомление с природой, введение игровых форм обучения);
-в-третьих, активного включения детей в работу;
-в-четвёртых, использование личного примера, который являлся очень ценным в воспитании.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что воспитание осознанно-правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно при определенных правильно созданных педагогических условиях; прим нении трудовых форм работы; формированию и воспитанию ценностного отношения к природе.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у младших школьников ответственного отношения к
природе в краеведческой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе средствами искусства
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у младших школьников бережного отношения к природе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Формирование у младших школьников бережного отношения к природе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Воспитание у младших школьников уважительного отношения к семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Воспитание у младших школьников ответственности за свои поступки в классном коллективе
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание у младших школьников ответственности за свои поступки в классном коллективе
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023



