Введение 3
Глава 1. Теоретические обоснования применения совместной учебной деятельности учащихся на уроке иностранного языка 7
1.1. Применение групповой работы учащихся на уроке иностранного
языка в отечественной и зарубежной педагогической практике 7
1.2. Количество учащихся в группе при использовании совместной
учебной работы на уроке иностранного языка 15
1.3. Основные принципы организации совместной деятельности учащихся на уроке иностранного языка 20
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Анализ применения совместной учебной деятельности учащихся на уроке иностранного языка в общеобразовательной школе 27
2.1. Использование совместной работы учащихся на разных этапах урока
иностранного языка 27
2.2. Возможности использования УМК “English-6” в организации работы
учащихся в группе 32
2.3. Психолого-педагогические условия организации совместной учебной
работы на уроках иностранного языка 35
Выводы по 2 главе 43
Заключение 46
Список использованной литературы 51
Приложения
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время, в связи с широким распространением электронных технологий, подростки предпочитают проводить свое свободное время в социальных сетях или играя в интернете. По наблюдению учителей, на переменах дети не общаются друг с другом в полной мере. Чаще можно увидеть небольшие группы детей, общение которых сосредоточено на обсуждении вариантов какой-то компьютерной игры. Ученики, начиная общаться, перебивают друг друга, не слушают внимательно. Подобную ситуацию, когда учащиеся не слушают ответы и выступления одноклассников нередко можно наблюдать и на уроке. Однако, необходимо отметить, что объединение в группы, потребность в общении свойственны детям. Соответственно, обучение в сотрудничестве может стать комфортной средой для получения знаний. Создание комфортных условий для обучения - один из основных факторов высокого качества образования. Кроме этого, ученики учатся работать самостоятельно, а учитель приобретает новую роль в учебном процессе - он организует самостоятельную учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся. В этом большую помощь оказывает технология обучения через сотрудничество. Обучение в совместной деятельности рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Перед учителями стоит задача подготовить учеников к сотрудничеству друг с другом и достижению определенных учебных целей. Следует отметить, что в современных условиях гуманизации образовательного процесса все более актуальными становятся переоценка и переосмысление методов, содержания и форм работы учителя с обучающимися как младших, так и старших классов. Методы и формы обучения, в первую очередь, должны быть направлены на возрастание познавательной самостоятельной деятельности учащихся. Недостаточная изученность эффективных условий для совместной учебной работы с целью повышения качественного обучения делают тему исследования актуальной и представляющей практический интерес.
В педагогической науке давно изучаются возможности обучения в совместной деятельности, его организация и результаты. В работах следующих педагогов-исследователей рассматриваются возможности организации работы учащихся в группах: Е.С. Полат [12], В.К. Дьяченко [6],
В.С. Кукушин [10], К. Спенсер [33], Дж. Купер [30] и т.д.
Объектом настоящего исследования является учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования - совместная учебная деятельность на уроках английского языка.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия эффективной работы над организацией совместной учебной работы на уроках английского языка.
Гипотеза исследования: организация совместной деятельности на уроках английского языка будет наиболее эффективной, если:
- будет проанализирован опыт использования работы учащихся в группах на уроке иностранного языка в отечественной и зарубежной педагогической практике;
- будут выявлены основные принципы организации совместной деятельности учащихся на уроке иностранного языка;
- будет проведен анализ работы учителей средних школ по организации совместной деятельности в школе;
- будут выявлены психолого-педагогические условия организации совместной учебной работы на уроках иностранного языка.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
- проанализировать зарубежную и отечественную литературу по теме нашего исследования;
- выявить основные принципы организации совместной деятельности учащихся на уроке иностранного языка;
- изучить опыт работы учителей средних школ по организации совместной деятельности в школе;
- выявить и обосновать психолого-педагогические условия организации совместной учебной работы на уроках иностранного языка.
Для реализации поставленной цели использовались следующие научно-педагогические методы исследования:
- методы теоретического исследования: системный подход,
теоретический анализ, синтез, обобщение, абстракция.
- методы эмпирического исследования: наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, эксперимент.
База исследования: МБОУ «Кучуковская СОШ» Агрызского района РТ, VI и VII классы, 31 ученик.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования могут быть использованы в работе учителей иностранного языка в средней школе, а также они могут быть полезными при подготовке студентов к педагогической практике в школе.
Исследование проходило в три этапа:
I этап (ноябрь-декабрь 2016 г.) - сбор и обработка теоретической информации, изучение литературы по использованию совместной деятельности в обучении, разработка программы исследования. Постановка цели, задач, гипотезы исследования, определение актуальности исследования.
II этап (январь-апрель 2017 г.) - оформление теоретической главы исследования: изучение и обобщение работы учителей по организации работы в группах, проведение эксперимента по организации и применению групповой работы на уроке английского языка и его анализ.
III этап (май-июнь 2017 г.) - оформление II главы исследования, написание Заключения по всей работе, оформление Приложений.
Структура исследования: настоящая работа состоит из Введения, двух глав, выводов по главам, Заключения, списка литературы и Приложений.
Урок - главная форма организации обучения школьников. Ученики в разные периоды своей жизни могут приходить на уроки, могут “прилетать” на уроки, а могут и вовсе не появиться. Как будут относиться к его уроку, зависит от учителя. Может быть ситуация, что учитель не продумал тщательно структуру и содержание урока, не принял во внимание особенности учащихся, тогда, скорее всего, задачи урока, образовательные, учебные, воспитательные, не будут полностью решены. А может быть, что учитель эффективно и продуктивно поработал над планом урока и тогда ему практически не придется работать на уроке, а всего лишь наблюдать за своими учениками. Такие разные отношения учителя к урокам показывают степень его профессионализма и компетентности. Кроме того, самостоятельность учителя помогает стать самостоятельными его ученикам. Добиться самостоятельности учеников при индивидуальном обучении сложно, «отстающие» ученики не будут стремиться осваивать тему, им придется объяснять одну и ту же тему не раз. Учитель вынужден тратить больше времени на это, с ущербом для всего содержания урока, т.е. не всё, запланированное учителем будет выполнено.
Если же работа учеников будет организована в сотрудничестве, ученики, сидящие за одним столом (4-5человека), смогут помогать друг другу, тогда учитель может только контролировать этот процесс. Одной из главных задач учителя при групповом обучении будет тщательная подготовка к этапам урока и планирование работы учеников в группе. Обучение в сотрудничестве интересует многих исследователей. Зарубежные и отечественные ученые создают структуры, которые позволяют организовать работу учащихся, предлагают упражнения, игры для работы в группе, например, одной из таких методик является обучение в сотрудничестве - «Сингапурская» методика, которая применяется в том или ином объеме и в школах Татарстана. Разработчики учли опыт многих педагогов прошлого века, и объединили их идеи в своей методике. Ими создано большое количество видов и форм групповой работы, позволяющих развивать креативное, нестандартное, критическое мышление учащихся.
Изучением использования группового обучения на уроках иностранного языка активно занимаются Е.С. Полат и Н.Д. Гальскова. Изучая их работы, мы убедились, что использование группового обучения на уроках английского языка наиболее эффективно. Когда ученики объединены в группы, учитель легко может организовать диалогическую деятельность, ролевые игры, дискуссии в микро-группах. Известно, что изучение иностранного языка не всем ученикам дается одинаково хорошо. Обучающиеся, объединенные в группы, и имеющие разные способности к изучению языка, могут помочь друг другу в освоении сложных тем. Ученики смогут не только выполнять коммуникативные задания в группах, а также изучать правила, писать эссе и т.д. В группе каждый занимается в соответствие со своими способностями но, тем не менее, каждый понимает, что от его работы зависит успех всей группы.
Одной из задач нашего исследования был анализ зарубежной и отечественной литературу по теме нашего исследования. Проанализировав работы ученых и учителей, мы можем сделать вывод, что отношение специалистов к организации обучения в сотрудничестве на уроках позитивное. По данным работам, мы выделили следующие общие мысли по основе организации групповой формы работы:
- позитивная взаимозависимость;
- взаимодействие лицом к лицу;
- индивидуальная занятость;
- совместные навыки;
- умение общаться со сверстниками;
- общая цель;
- равенство и сотрудничество.
Организация групповой формы обучения позволяет изменить роль учителя в учебном процессе, он становится вожатым, советчиком, координатором. Основная задача учителя - учить детей уважать работу свою и своего одноклассника, быть самостоятельным и ответственным в работе.
Следующей задачей было следующее: выявить основные принципы организации совместной деятельности учащихся на уроке иностранного языка. Основными принципами являются:
- организация рабочего места;
- создание групп (по 3,4,5,6 человек);
- подбор материала;
- общая оценка работы группы взаимозависимость членов группы;
- социализация деятельности учащихся в группах;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;
- совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе.
Выбор количества человек в группе может позволить выполнять разные виды упражнений:
- в двойках можно проводить следующие упражнения: диалоги, настольные игры, решение кроссворда, ребуса и т.д.;
- в тройках удобно организовать полилоги, мини-проекты, ролевые игры, обсуждение и т.д.;
- в группах из 4 и более человек можно организовать драматизацию, проекты, дискуссию, групповые игры и т.д..
Изучение опыта работы учителей средних школ по организации совместной деятельности в школе показало, что групповой метод имеет положительные отзывы учителей. Учителя обретают иную роль в образовательном процессе. При правильном подходе к групповой форме работы ученики становятся более самостоятельными, ответственными, общительными, уважительными к своим сверстникам.
Мы рассмотрели возможности организации совместной деятельности на разных этапах урока английского языка - начальном, центральном, заключительном и определили эффективность и целесообразность применения разных форм и видов работы на данных этапах урока.
Учитель может использовать как дополнительные задания из других источников для работы в группах, так и воспользоваться основным учебником. Современные УМК разработаны с учетом стандартов и полностью соответствуют требованиям ФГОС. УМК «English-б» под редакцией В.П. Кузовлева содержит множество упражнений для групповой работы. Среди них есть диалоги, проектная работа, ролевые игры и другие задания для групповой работы. Авторы уделяют большое внимание организации групповой работы на уроках и предлагают интересные задания. Однако наличие подходящих упражнений в УМК не является основным условием организации групповой работы на уроках. Необходимо соблюдать определенные психолого-педагогические условия организации работы в группе.
Психологические условия: положительный настрой учеников к работе в группе; высокая мотивация к учебе участников группы; самостоятельность в работе; желание помогать другу овладеть новыми знаниями; чувство ответственности за свою работу и работу всей команды в целом.
Педагогические условия: выполнение четких правил работы в группе и отношения с товарищами; применять готовые структуры для организации работы в группах или разработать собственные структуры; организация регулярных уроков с применением групповых форм работ; распределение ролей учеников в подгруппах.
В ходе исследования мы провели эксперимент, используя изученный опыт и упражнения, подходящие для выполнения в группе. В эксперименте участвовали ученики VI и VII «Кучуковской СОШ» Агрызского района РТ. С данными классами были проведены три урока по одной и той же теме. В VI классе были организованы задания в группах, в VII классе были предложены индивидуальные задания. После уроков мы предложили ученикам выполнить тестовые задания. Качество первого класса был на 24% выше качество второго. Более того, ученики отмечали в листах рефлексии свое настроение и эмоциональное состояние в конце урока, ученики VI класса занимались с большим интересом, и атмосфера на уроке была доброжелательней. Таким образом, мы можем отметить, что учебная работа в сотрудничестве, организованная с учетом соответствующих психолого-педагогических условий, подбором коммуникативно-направленных видов работы способствует повышению качества образования и может применяться на уроке иностранного языка в общеобразовательной школе.
1. Азимов Е.Г. Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. - М: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Биболетова М.З., Трубанёва Н.Н. Английский язык 7 класс. - Обнинск: Титул, 2009. - 162 с.
3. Бронзова Л.И. Использование различных форм группового взаимодействия на занятиях по иностранному языку как средство оптимизации учебного процесса. // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - Тула: - 2014. - №1. - С. 285-290.
4. Владимирова С.В. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка. // Вестник ЮГУ. - Ханты-Мансийск: - 2015. - №1 (36). - С.121-124.
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - 2-е издание., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
6. Дьяченко В.К. Новая дидактика. - М.: Народное образование, 2001. - 496 с.
7. Жолтикова Н. В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции // Концепт. - Киров: - 2014. - №2 - С.136-140.
8. Кашина Е.Г, Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка. - Самара: Универс-групп, 2006. - 75 с.
9. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. Английский язык - 6: учебник. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.
10. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2005. - 476 с.
11. Наволокова Н.П. Характеристика педагогических технологий // Педагогическая мастерская. - 2014. №4. - С. 37-40.
12. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 3е изд. - М. :Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
13. Полонский В.М.Словарь по педагогике и образованию. - М.: Высш. шк.,
2004. - 512 с.
14. Предко Т.И. Английская грамматика в играх. - Ростов н/Д: Феникс, 2014.
- 96 с.
15. Предко Т.И. Английская лексика в играх. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 94 с.
16. Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления.
1 ч / составитель Тируман М. - Казань: ИРО РТ, 2013. - 134 с.
17. Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления.
2 ч / составитель Тируман М. - Казань: ИРО РТ, 2014. - 120 с.
18. Руди М. Визуальные заметки. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 213 с.
19. Скворцова Е.Е., Есина М.Г. Групповые технологии в обученнии иностранному языку. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - Тула: - 2016. - № 1(17). - С. 99-104.
20. Степанова Т.Ю. Методы эффективной организации учебного сотрудничества на уроках иностранного языка. // Вестник АГУ. - Астрахань:
- 2013. - № 3. - С. 122-126.
21. Трайнев В.А, Трайнев И.В. Интенсивные педагогические технологии в гуманитарном образовании / методология и практика. - М.: Дашков и Ко,
2007. - 284 с.
22. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
23. Щукин А.Н., Фролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков: учебник для студ. учреждений высш. образования. - М.: Академия, 2015. - 288 с.
24. Ялышева А.А.“Сингапурская” методика обучения // Английский язык в школе. - Обнинск: -№4. - С. 7-12.
25. Aronson E., Patnoe S. The jigsaw classroom: Building cooperation in the classroom. - 2nd ed. - New York: Addison Wesley Longman, 1997.
26. Colombo M. Teaching English language learners. - Los Angeles: SAGE. -
2012. - 261 p.
27. Cooze A. 100 ideas for teaching English. - London: Continuum, 2006. - 127 p.
28. Gutteridge D. Teaching English: theory and practice from kindergarten to grade twelve. - Toronto: James Lorimer & Company Lt, 2000. - 149 p.
29. Graham C. Children’s Jazz Chants. Old and new. - Oxford University Press. - 2000. 85 p.
30. Kooper J. Classroom teaching Skills. - Boston: Wadsworth, 2011. - 390 p.
31. Richards J. Approaches and methods in language teaching. - 2nd ed. - New York: Cambridge University Press, 2001. - 270 p.
32. Slavin R. end etc. Learning to cooperate, cooperation to learn. - New York: Springer Science + Business Media, 1985. - 472 p.
33. Spencer K. Kagan Cooperative Learning. - San Clemente: Kagan Publishing,
2009. - 484 p.
34. Zhang Y. Cooperative Language Learning and Foreign Language Learning and Teaching // Journal of Language Teaching and Research. - 2010. - P. 81-83.
35. 90 игр на уроках английского языка: [Электронный ресурс]. URL: http://englishglobe.ru/index.php?option=com content&task=category§ionid=2 4&id=96&Itemid=117(Дата обращения: 15.03.2017).
36. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения.
Обучение в сотрудничестве: [Электронный ресурс]. URL:
http://www.seinst.ru/page255/ (Дата обращения: 13.02.2017).
37. Подборка лексических, грамматических и фонетических игр для использование на уроках английского языка: [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/podborka-leksicheskih-grammaticheskih-i-foneticheskih-igr- dlva-ispolzovanie-na-urokah-anglivskogo-vazika-858507.html (Дата обращения: 17.04.2017) .
38. Групповая форма работы на уроках английского языка: [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/gruppovaya forma raboty na urokah angli yskogo yazyka-322578.htm (Дата обращения: 27.04.2017).
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования: [Электронный ресурс]. URL:
http://www.edustandart.ru/izmeneniya-fgos-2016/ (Дата обращения: 23.
12.2016) .
40. Cooperative Learning: 7 Free Jigsaw Activities for Your Students:
[Электронный ресурс]. URL: http://www.dailyteachingtools.com/cooperative- learning-jigsaw.html (Дата обращения: 11.05.2017).
41. Jigsaw Classroom: [Электронный ресурс]. URL:
https://www. jigsaw.org/information/ (Дата обращения 11.05.2017).