ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические обоснования применения совместной учебной деятельности учащихся на уроке иностранного языка 7
1.1. Применение групповой работы учащихся на уроке иностранного
языка в отечественной и зарубежной педагогической практике 7
1.2. Количество учащихся в группе при использовании совместной
учебной работы на уроке иностранного языка 15
1.3. Основные принципы организации совместной деятельности учащихся на уроке иностранного языка 20
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Анализ применения совместной учебной деятельности учащихся на уроке иностранного языка в общеобразовательной школе 27
2.1. Использование совместной работы учащихся на разных этапах урока
иностранного языка 27
2.2. Возможности использования УМК “English-6” в организации работы
учащихся в группе 32
2.3. Психолого-педагогические условия организации совместной учебной
работы на уроках иностранного языка 35
Выводы по 2 главе 43
Заключение 46
Список использованной литературы 51
Приложения
Глава 1. Теоретические обоснования применения совместной учебной деятельности учащихся на уроке иностранного языка 7
1.1. Применение групповой работы учащихся на уроке иностранного
языка в отечественной и зарубежной педагогической практике 7
1.2. Количество учащихся в группе при использовании совместной
учебной работы на уроке иностранного языка 15
1.3. Основные принципы организации совместной деятельности учащихся на уроке иностранного языка 20
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Анализ применения совместной учебной деятельности учащихся на уроке иностранного языка в общеобразовательной школе 27
2.1. Использование совместной работы учащихся на разных этапах урока
иностранного языка 27
2.2. Возможности использования УМК “English-6” в организации работы
учащихся в группе 32
2.3. Психолого-педагогические условия организации совместной учебной
работы на уроках иностранного языка 35
Выводы по 2 главе 43
Заключение 46
Список использованной литературы 51
Приложения
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время, в связи с широким распространением электронных технологий, подростки предпочитают проводить свое свободное время в социальных сетях или играя в интернете. По наблюдению учителей, на переменах дети не общаются друг с другом в полной мере. Чаще можно увидеть небольшие группы детей, общение которых сосредоточено на обсуждении вариантов какой-то компьютерной игры. Ученики, начиная общаться, перебивают друг друга, не слушают внимательно. Подобную ситуацию, когда учащиеся не слушают ответы и выступления одноклассников нередко можно наблюдать и на уроке. Однако, необходимо отметить, что объединение в группы, потребность в общении свойственны детям. Соответственно, обучение в сотрудничестве может стать комфортной средой для получения знаний. Создание комфортных условий для обучения - один из основных факторов высокого качества образования. Кроме этого, ученики учатся работать самостоятельно, а учитель приобретает новую роль в учебном процессе - он организует самостоятельную учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся. В этом большую помощь оказывает технология обучения через сотрудничество. Обучение в совместной деятельности рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Перед учителями стоит задача подготовить учеников к сотрудничеству друг с другом и достижению определенных учебных целей. Следует отметить, что в современных условиях гуманизации образовательного процесса все более актуальными становятся переоценка и переосмысление методов, содержания и форм работы учителя с обучающимися как младших, так и старших классов. Методы и формы обучения, в первую очередь, должны быть направлены на возрастание познавательной самостоятельной деятельности учащихся. Недостаточная изученность эффективных условий для совместной учебной работы с целью повышения качественного обучения делают тему исследования актуальной и представляющей практический интерес.
В педагогической науке давно изучаются возможности обучения в совместной деятельности, его организация и результаты. В работах следующих педагогов-исследователей рассматриваются возможности организации работы учащихся в группах: Е.С. Полат [12], В.К. Дьяченко [6],
В.С. Кукушин [10], К. Спенсер [33], Дж. Купер [30] и т.д.
Объектом настоящего исследования является учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования - совместная учебная деятельность на уроках английского языка.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия эффективной работы над организацией совместной учебной работы на уроках английского языка.
Гипотеза исследования: организация совместной деятельности на уроках английского языка будет наиболее эффективной, если:
- будет проанализирован опыт использования работы учащихся в группах на уроке иностранного языка в отечественной и зарубежной педагогической практике;
- будут выявлены основные принципы организации совместной деятельности учащихся на уроке иностранного языка;
- будет проведен анализ работы учителей средних школ по организации совместной деятельности в школе;
- будут выявлены психолого-педагогические условия организации совместной учебной работы на уроках иностранного языка.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
- проанализировать зарубежную и отечественную литературу по теме нашего исследования;
- выявить основные принципы организации совместной деятельности учащихся на уроке иностранного языка;
- изучить опыт работы учителей средних школ по организации совместной деятельности в школе;
- выявить и обосновать психолого-педагогические условия организации совместной учебной работы на уроках иностранного языка.
Для реализации поставленной цели использовались следующие научно-педагогические методы исследования:
- методы теоретического исследования: системный подход,
теоретический анализ, синтез, обобщение, абстракция.
- методы эмпирического исследования: наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, эксперимент.
База исследования: МБОУ «Кучуковская СОШ» Агрызского района РТ, VI и VII классы, 31 ученик.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования могут быть использованы в работе учителей иностранного языка в средней школе, а также они могут быть полезными при подготовке студентов к педагогической практике в школе.
Исследование проходило в три этапа:
I этап (ноябрь-декабрь 2016 г.) - сбор и обработка теоретической информации, изучение литературы по использованию совместной деятельности в обучении, разработка программы исследования. Постановка цели, задач, гипотезы исследования, определение актуальности исследования.
II этап (январь-апрель 2017 г.) - оформление теоретической главы исследования: изучение и обобщение работы учителей по организации работы в группах, проведение эксперимента по организации и применению групповой работы на уроке английского языка и его анализ.
III этап (май-июнь 2017 г.) - оформление II главы исследования, написание Заключения по всей работе, оформление Приложений.
Структура исследования: настоящая работа состоит из Введения, двух глав, выводов по главам, Заключения, списка литературы и Приложений.
В педагогической науке давно изучаются возможности обучения в совместной деятельности, его организация и результаты. В работах следующих педагогов-исследователей рассматриваются возможности организации работы учащихся в группах: Е.С. Полат [12], В.К. Дьяченко [6],
В.С. Кукушин [10], К. Спенсер [33], Дж. Купер [30] и т.д.
Объектом настоящего исследования является учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования - совместная учебная деятельность на уроках английского языка.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия эффективной работы над организацией совместной учебной работы на уроках английского языка.
Гипотеза исследования: организация совместной деятельности на уроках английского языка будет наиболее эффективной, если:
- будет проанализирован опыт использования работы учащихся в группах на уроке иностранного языка в отечественной и зарубежной педагогической практике;
- будут выявлены основные принципы организации совместной деятельности учащихся на уроке иностранного языка;
- будет проведен анализ работы учителей средних школ по организации совместной деятельности в школе;
- будут выявлены психолого-педагогические условия организации совместной учебной работы на уроках иностранного языка.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
- проанализировать зарубежную и отечественную литературу по теме нашего исследования;
- выявить основные принципы организации совместной деятельности учащихся на уроке иностранного языка;
- изучить опыт работы учителей средних школ по организации совместной деятельности в школе;
- выявить и обосновать психолого-педагогические условия организации совместной учебной работы на уроках иностранного языка.
Для реализации поставленной цели использовались следующие научно-педагогические методы исследования:
- методы теоретического исследования: системный подход,
теоретический анализ, синтез, обобщение, абстракция.
- методы эмпирического исследования: наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, эксперимент.
База исследования: МБОУ «Кучуковская СОШ» Агрызского района РТ, VI и VII классы, 31 ученик.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования могут быть использованы в работе учителей иностранного языка в средней школе, а также они могут быть полезными при подготовке студентов к педагогической практике в школе.
Исследование проходило в три этапа:
I этап (ноябрь-декабрь 2016 г.) - сбор и обработка теоретической информации, изучение литературы по использованию совместной деятельности в обучении, разработка программы исследования. Постановка цели, задач, гипотезы исследования, определение актуальности исследования.
II этап (январь-апрель 2017 г.) - оформление теоретической главы исследования: изучение и обобщение работы учителей по организации работы в группах, проведение эксперимента по организации и применению групповой работы на уроке английского языка и его анализ.
III этап (май-июнь 2017 г.) - оформление II главы исследования, написание Заключения по всей работе, оформление Приложений.
Структура исследования: настоящая работа состоит из Введения, двух глав, выводов по главам, Заключения, списка литературы и Приложений.
Урок - главная форма организации обучения школьников. Ученики в разные периоды своей жизни могут приходить на уроки, могут “прилетать” на уроки, а могут и вовсе не появиться. Как будут относиться к его уроку, зависит от учителя. Может быть ситуация, что учитель не продумал тщательно структуру и содержание урока, не принял во внимание особенности учащихся, тогда, скорее всего, задачи урока, образовательные, учебные, воспитательные, не будут полностью решены. А может быть, что учитель эффективно и продуктивно поработал над планом урока и тогда ему практически не придется работать на уроке, а всего лишь наблюдать за своими учениками. Такие разные отношения учителя к урокам показывают степень его профессионализма и компетентности. Кроме того, самостоятельность учителя помогает стать самостоятельными его ученикам. Добиться самостоятельности учеников при индивидуальном обучении сложно, «отстающие» ученики не будут стремиться осваивать тему, им придется объяснять одну и ту же тему не раз. Учитель вынужден тратить больше времени на это, с ущербом для всего содержания урока, т.е. не всё, запланированное учителем будет выполнено.
Если же работа учеников будет организована в сотрудничестве, ученики, сидящие за одним столом (4-5человека), смогут помогать друг другу, тогда учитель может только контролировать этот процесс. Одной из главных задач учителя при групповом обучении будет тщательная подготовка к этапам урока и планирование работы учеников в группе. Обучение в сотрудничестве интересует многих исследователей. Зарубежные и отечественные ученые создают структуры, которые позволяют организовать работу учащихся, предлагают упражнения, игры для работы в группе, например, одной из таких методик является обучение в сотрудничестве - «Сингапурская» методика, которая применяется в том или ином объеме и в школах Татарстана. Разработчики учли опыт многих педагогов прошлого века, и объединили их идеи в своей методике. Ими создано большое количество видов и форм групповой работы, позволяющих развивать креативное, нестандартное, критическое мышление учащихся.
Изучением использования группового обучения на уроках иностранного языка активно занимаются Е.С. Полат и Н.Д. Гальскова. Изучая их работы, мы убедились, что использование группового обучения на уроках английского языка наиболее эффективно. Когда ученики объединены в группы, учитель легко может организовать диалогическую деятельность, ролевые игры, дискуссии в микро-группах. Известно, что изучение иностранного языка не всем ученикам дается одинаково хорошо. Обучающиеся, объединенные в группы, и имеющие разные способности к изучению языка, могут помочь друг другу в освоении сложных тем. Ученики смогут не только выполнять коммуникативные задания в группах, а также изучать правила, писать эссе и т.д. В группе каждый занимается в соответствие со своими способностями но, тем не менее, каждый понимает, что от его работы зависит успех всей группы.
Одной из задач нашего исследования был анализ зарубежной и отечественной литературу по теме нашего исследования. Проанализировав работы ученых и учителей, мы можем сделать вывод, что отношение специалистов к организации обучения в сотрудничестве на уроках позитивное. По данным работам, мы выделили следующие общие мысли по основе организации групповой формы работы:
- позитивная взаимозависимость;
- взаимодействие лицом к лицу;
- индивидуальная занятость;
- совместные навыки;
- умение общаться со сверстниками;
- общая цель;
- равенство и сотрудничество.
Организация групповой формы обучения позволяет изменить роль учителя в учебном процессе, он становится вожатым, советчиком, координатором. Основная задача учителя - учить детей уважать работу свою и своего одноклассника, быть самостоятельным и ответственным в работе.
Следующей задачей было следующее: выявить основные принципы организации совместной деятельности учащихся на уроке иностранного языка. Основными принципами являются:
- организация рабочего места;
- создание групп (по 3,4,5,6 человек);
- подбор материала;
- общая оценка работы группы взаимозависимость членов группы;
- социализация деятельности учащихся в группах;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;
- совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе.
Выбор количества человек в группе может позволить выполнять разные виды упражнений:
- в двойках можно проводить следующие упражнения: диалоги, настольные игры, решение кроссворда, ребуса и т.д.;
- в тройках удобно организовать полилоги, мини-проекты, ролевые игры, обсуждение и т.д.;
- в группах из 4 и более человек можно организовать драматизацию, проекты, дискуссию, групповые игры и т.д..
Изучение опыта работы учителей средних школ по организации совместной деятельности в школе показало, что групповой метод имеет положительные отзывы учителей. Учителя обретают иную роль в образовательном процессе. При правильном подходе к групповой форме работы ученики становятся более самостоятельными, ответственными, общительными, уважительными к своим сверстникам.
Мы рассмотрели возможности организации совместной деятельности на разных этапах урока английского языка - начальном, центральном, заключительном и определили эффективность и целесообразность применения разных форм и видов работы на данных этапах урока.
Учитель может использовать как дополнительные задания из других источников для работы в группах, так и воспользоваться основным учебником. Современные УМК разработаны с учетом стандартов и полностью соответствуют требованиям ФГОС. УМК «English-б» под редакцией В.П. Кузовлева содержит множество упражнений для групповой работы. Среди них есть диалоги, проектная работа, ролевые игры и другие задания для групповой работы. Авторы уделяют большое внимание организации групповой работы на уроках и предлагают интересные задания. Однако наличие подходящих упражнений в УМК не является основным условием организации групповой работы на уроках. Необходимо соблюдать определенные психолого-педагогические условия организации работы в группе.
Психологические условия: положительный настрой учеников к работе в группе; высокая мотивация к учебе участников группы; самостоятельность в работе; желание помогать другу овладеть новыми знаниями; чувство ответственности за свою работу и работу всей команды в целом.
Педагогические условия: выполнение четких правил работы в группе и отношения с товарищами; применять готовые структуры для организации работы в группах или разработать собственные структуры; организация регулярных уроков с применением групповых форм работ; распределение ролей учеников в подгруппах.
В ходе исследования мы провели эксперимент, используя изученный опыт и упражнения, подходящие для выполнения в группе. В эксперименте участвовали ученики VI и VII «Кучуковской СОШ» Агрызского района РТ. С данными классами были проведены три урока по одной и той же теме. В VI классе были организованы задания в группах, в VII классе были предложены индивидуальные задания. После уроков мы предложили ученикам выполнить тестовые задания. Качество первого класса был на 24% выше качество второго. Более того, ученики отмечали в листах рефлексии свое настроение и эмоциональное состояние в конце урока, ученики VI класса занимались с большим интересом, и атмосфера на уроке была доброжелательней. Таким образом, мы можем отметить, что учебная работа в сотрудничестве, организованная с учетом соответствующих психолого-педагогических условий, подбором коммуникативно-направленных видов работы способствует повышению качества образования и может применяться на уроке иностранного языка в общеобразовательной школе.
Если же работа учеников будет организована в сотрудничестве, ученики, сидящие за одним столом (4-5человека), смогут помогать друг другу, тогда учитель может только контролировать этот процесс. Одной из главных задач учителя при групповом обучении будет тщательная подготовка к этапам урока и планирование работы учеников в группе. Обучение в сотрудничестве интересует многих исследователей. Зарубежные и отечественные ученые создают структуры, которые позволяют организовать работу учащихся, предлагают упражнения, игры для работы в группе, например, одной из таких методик является обучение в сотрудничестве - «Сингапурская» методика, которая применяется в том или ином объеме и в школах Татарстана. Разработчики учли опыт многих педагогов прошлого века, и объединили их идеи в своей методике. Ими создано большое количество видов и форм групповой работы, позволяющих развивать креативное, нестандартное, критическое мышление учащихся.
Изучением использования группового обучения на уроках иностранного языка активно занимаются Е.С. Полат и Н.Д. Гальскова. Изучая их работы, мы убедились, что использование группового обучения на уроках английского языка наиболее эффективно. Когда ученики объединены в группы, учитель легко может организовать диалогическую деятельность, ролевые игры, дискуссии в микро-группах. Известно, что изучение иностранного языка не всем ученикам дается одинаково хорошо. Обучающиеся, объединенные в группы, и имеющие разные способности к изучению языка, могут помочь друг другу в освоении сложных тем. Ученики смогут не только выполнять коммуникативные задания в группах, а также изучать правила, писать эссе и т.д. В группе каждый занимается в соответствие со своими способностями но, тем не менее, каждый понимает, что от его работы зависит успех всей группы.
Одной из задач нашего исследования был анализ зарубежной и отечественной литературу по теме нашего исследования. Проанализировав работы ученых и учителей, мы можем сделать вывод, что отношение специалистов к организации обучения в сотрудничестве на уроках позитивное. По данным работам, мы выделили следующие общие мысли по основе организации групповой формы работы:
- позитивная взаимозависимость;
- взаимодействие лицом к лицу;
- индивидуальная занятость;
- совместные навыки;
- умение общаться со сверстниками;
- общая цель;
- равенство и сотрудничество.
Организация групповой формы обучения позволяет изменить роль учителя в учебном процессе, он становится вожатым, советчиком, координатором. Основная задача учителя - учить детей уважать работу свою и своего одноклассника, быть самостоятельным и ответственным в работе.
Следующей задачей было следующее: выявить основные принципы организации совместной деятельности учащихся на уроке иностранного языка. Основными принципами являются:
- организация рабочего места;
- создание групп (по 3,4,5,6 человек);
- подбор материала;
- общая оценка работы группы взаимозависимость членов группы;
- социализация деятельности учащихся в группах;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;
- совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе.
Выбор количества человек в группе может позволить выполнять разные виды упражнений:
- в двойках можно проводить следующие упражнения: диалоги, настольные игры, решение кроссворда, ребуса и т.д.;
- в тройках удобно организовать полилоги, мини-проекты, ролевые игры, обсуждение и т.д.;
- в группах из 4 и более человек можно организовать драматизацию, проекты, дискуссию, групповые игры и т.д..
Изучение опыта работы учителей средних школ по организации совместной деятельности в школе показало, что групповой метод имеет положительные отзывы учителей. Учителя обретают иную роль в образовательном процессе. При правильном подходе к групповой форме работы ученики становятся более самостоятельными, ответственными, общительными, уважительными к своим сверстникам.
Мы рассмотрели возможности организации совместной деятельности на разных этапах урока английского языка - начальном, центральном, заключительном и определили эффективность и целесообразность применения разных форм и видов работы на данных этапах урока.
Учитель может использовать как дополнительные задания из других источников для работы в группах, так и воспользоваться основным учебником. Современные УМК разработаны с учетом стандартов и полностью соответствуют требованиям ФГОС. УМК «English-б» под редакцией В.П. Кузовлева содержит множество упражнений для групповой работы. Среди них есть диалоги, проектная работа, ролевые игры и другие задания для групповой работы. Авторы уделяют большое внимание организации групповой работы на уроках и предлагают интересные задания. Однако наличие подходящих упражнений в УМК не является основным условием организации групповой работы на уроках. Необходимо соблюдать определенные психолого-педагогические условия организации работы в группе.
Психологические условия: положительный настрой учеников к работе в группе; высокая мотивация к учебе участников группы; самостоятельность в работе; желание помогать другу овладеть новыми знаниями; чувство ответственности за свою работу и работу всей команды в целом.
Педагогические условия: выполнение четких правил работы в группе и отношения с товарищами; применять готовые структуры для организации работы в группах или разработать собственные структуры; организация регулярных уроков с применением групповых форм работ; распределение ролей учеников в подгруппах.
В ходе исследования мы провели эксперимент, используя изученный опыт и упражнения, подходящие для выполнения в группе. В эксперименте участвовали ученики VI и VII «Кучуковской СОШ» Агрызского района РТ. С данными классами были проведены три урока по одной и той же теме. В VI классе были организованы задания в группах, в VII классе были предложены индивидуальные задания. После уроков мы предложили ученикам выполнить тестовые задания. Качество первого класса был на 24% выше качество второго. Более того, ученики отмечали в листах рефлексии свое настроение и эмоциональное состояние в конце урока, ученики VI класса занимались с большим интересом, и атмосфера на уроке была доброжелательней. Таким образом, мы можем отметить, что учебная работа в сотрудничестве, организованная с учетом соответствующих психолого-педагогических условий, подбором коммуникативно-направленных видов работы способствует повышению качества образования и может применяться на уроке иностранного языка в общеобразовательной школе.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА:ПОДГОТОВКА УЧЕБНОГО ВИДЕО В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Использование метода проектов на уроке иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Использование аутентичной телевизионной рекламы для организации дискуссии на уроке иностранного языка на среднем этапе обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Использование разноуровневого обучения на уроках немецкого языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности использования проектной методики на уроках иностранного языка в средней школе (Московский информационно-технологический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ НОВОГО ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



