Реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации: состояние и перспективы развития (Государственные и муниципальные финансы, Российский Экономический Университет)
|
Проведен анализ межбюджетных отношений в РФ за 2017-2019 годы
Введение 3
1 Теоретические аспекты межбюджетных отношений в РФ 5
1.1 Понятие и правовое регулирование межбюджетных отношений в РФ 5
1.2 Управление межбюджетными отношениями в РФ 9
2 Состояние межбюджетных отношений в РФ и пути их реформирования 14
2.1 Концептуальные проблемы организации межбюджетных отношений в РФ 14
2.2 Направления повышения эффективности межбюджетных отношений в РФ 19
Заключение 24
Список использованных источников 27
Введение 3
1 Теоретические аспекты межбюджетных отношений в РФ 5
1.1 Понятие и правовое регулирование межбюджетных отношений в РФ 5
1.2 Управление межбюджетными отношениями в РФ 9
2 Состояние межбюджетных отношений в РФ и пути их реформирования 14
2.1 Концептуальные проблемы организации межбюджетных отношений в РФ 14
2.2 Направления повышения эффективности межбюджетных отношений в РФ 19
Заключение 24
Список использованных источников 27
Финансовые особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации представляют собой модель, отличающуюся от других стран, в значительной степени относящуюся к кооперативной модели, включающей в себя элементы де-централизованной модели бюджетного федерализма.
Кооперативная модель предполагает партнерство межбюджетных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. В то же время федеральное бюджетное законодательство Российской Федерации имеет приоритет над бюджетным законодательством субъектов Федерации, поскольку оно отражает их общие интересы, и в первую очередь нацелено на обеспечение целостности и единства федеративного государства.
В Российской Федерации межбюджетные отношения очень сложны и необходимо начать укреплять их с налогового федерализма, как основы бюджетного федерализма. Существенным недостатком действующего бюджетного законодательства Российской Федерации является и то, что ключевые принципы функционирования бюджетов различных уровней лишь декларируются, но не реализуются в конкретных правовых нормах. Следовательно, тема исследования актуальна и значима.
Цель исследования – изучить состояние и перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть понятие и правовое регулирование межбюджетных отно-шений в РФ;
- исследовать управление межбюджетными отношениями в РФ;
- провести анализ концептуальных проблем организации межбюджетных отношений в РФ;
- исследовать направления повышения эффективности межбюджетных отношений в РФ.
Объект исследования – специфика и проблематика государственных и муни-ципальных финансов в РФ на современном этапе развития. Предмет – реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов по государственному и муниципальному управлению, таких как Н. В. Барсукова, А. С. Лобачев, М. Ю. Маковецкий и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты межбюджетных отношений в РФ; во второй главе проведен анализ состояния межбюджетных отношений в РФ и пути их реформирования. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Кооперативная модель предполагает партнерство межбюджетных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. В то же время федеральное бюджетное законодательство Российской Федерации имеет приоритет над бюджетным законодательством субъектов Федерации, поскольку оно отражает их общие интересы, и в первую очередь нацелено на обеспечение целостности и единства федеративного государства.
В Российской Федерации межбюджетные отношения очень сложны и необходимо начать укреплять их с налогового федерализма, как основы бюджетного федерализма. Существенным недостатком действующего бюджетного законодательства Российской Федерации является и то, что ключевые принципы функционирования бюджетов различных уровней лишь декларируются, но не реализуются в конкретных правовых нормах. Следовательно, тема исследования актуальна и значима.
Цель исследования – изучить состояние и перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть понятие и правовое регулирование межбюджетных отно-шений в РФ;
- исследовать управление межбюджетными отношениями в РФ;
- провести анализ концептуальных проблем организации межбюджетных отношений в РФ;
- исследовать направления повышения эффективности межбюджетных отношений в РФ.
Объект исследования – специфика и проблематика государственных и муни-ципальных финансов в РФ на современном этапе развития. Предмет – реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов по государственному и муниципальному управлению, таких как Н. В. Барсукова, А. С. Лобачев, М. Ю. Маковецкий и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты межбюджетных отношений в РФ; во второй главе проведен анализ состояния межбюджетных отношений в РФ и пути их реформирования. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать вывод, что межбюджетные отношения - это отношения между государственными органами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных правоотношений, организацией бюджетного процесса и его исполнением.
Межбюджетные отношения позволяют создать условия для достижения сбалансированности бюджетов в соответствии с финансовыми возможностями муни-ципальных органов власти, обеспечить увеличение налоговой базы территорий, исходя из сложившейся системы бюджетного регулирования, уровня перераспределения межбюджетных трансфертов.
Проблема распределения бюджетных ресурсов является достаточно острой, когда речь идет о сбалансированности региональных или муниципальных финансов или выполнении расходных обязательств по уровням бюджетной системы. В целях дальнейшего совершенствования межбюджетного регулирования на региональном и местном уровнях планируется принятие ряда положений бюджетного законодательства, расширяющих и уточняющих бюджетные полномочия публично-правовых образований в данной сфере, регулирующих вопросы предоставления межбюджетных трансфертов (форм, условий, порядков предоставления), введения ограничений, связанных с предоставлением межбюджетных трансфертов и контролем за их соблюдением.
Для системы межбюджетных отношений в России характерно направление межбюджетных средств для решения текущих трудностей без выстраивания политики и стратегии долгосрочного развития и наличие большой доли «до-тационных» регионов и регионов, получающих финансовую поддержку других видов поступлений из федерального бюджета. Однако, стоит отметить, что для изменения данной ситуации законодательно ужесточили условия для предоставления дотаций таким образом, что, если в течение последних отчетных периодов доля дотаций из государственного бюджета будет более 40% от объема собственных доходов субъекта, то по отношению к региону будут применяться особые меры для повышения эффективности использования полученных бюджетных средств.
Эффективное управление системой межбюджетных отношений предполагает реализацию стратегических и тактических направлений развития данной системы. Особенностью развития системы межбюджетных отношений в РФ является рост налогового потенциала территорий, усиление бюджетной децентрализации, обеспечение финансовой независимости муниципальных органов власти. Однако межбюджетные отношения в стратегическом и тактическом плане имеют разные цели.
Межбюджетные отношения не ограничивается регулированием бюджетного потенциала административно-территориальных образований и доведением его до необходимого уровня бюджетной обеспеченности. В их функции входят также возмещение бюджетам дополнительных расходов или потерь доходов, вызванных решениями, принятыми органами власти другого уровня, и возможное долевое участие бюджетов вышестоящего уровня в расходах нижестоящих бюджетов, имея в виду стимулирование приоритетных (наиболее социально значимых) с позиции вышестоящих органов власти направлений расходования средств этих бюджетов.
Одним из существенных резервов дополнительных поступлений средств в местный бюджет является активное сотрудничество органов местного самоуправления с органами власти субъекта РФ в целях обеспечения финансирования из фондов, формируемых на уровне субъекта РФ, для поддержки муниципальных образований (и для финансирования отдельных государственных полномочий, переданных на исполнение в муниципальные образования.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности рассчитывают исходя из порядка и методик, утвержденных соответствующим законом субъекта РФ. Поэтому, органам местного самоуправления необходимо активно включаться в обсуждения принимаемой методики для учета в ней интересов муниципальных образований. Одним из основных элементов участия в обсуждении является формирование и внесение поправок в проект закона через представительный орган. Площадкой для выработки единой политики муниципалитетов может выступить Совет муниципальных образований.
Важнейшим резервом в части экономии средств местного бюджета служит межмуниципальная кооперация. Она представляет собой объединения усилий не-скольких муниципальных образований для совместного предоставления гражданам спектра муниципальных услуг. Это, например, могут быть поселения, которые входят в составы одного муниципального района, разных муниципальных районов, поселения и муниципальные районы, муниципальные районы и городские округа, и другой состав участников межмуниципального сотрудничества. Их территориальное расположение позволит совместно решить отдельные вопросы местного значения.
Межбюджетные отношения позволяют создать условия для достижения сбалансированности бюджетов в соответствии с финансовыми возможностями муни-ципальных органов власти, обеспечить увеличение налоговой базы территорий, исходя из сложившейся системы бюджетного регулирования, уровня перераспределения межбюджетных трансфертов.
Проблема распределения бюджетных ресурсов является достаточно острой, когда речь идет о сбалансированности региональных или муниципальных финансов или выполнении расходных обязательств по уровням бюджетной системы. В целях дальнейшего совершенствования межбюджетного регулирования на региональном и местном уровнях планируется принятие ряда положений бюджетного законодательства, расширяющих и уточняющих бюджетные полномочия публично-правовых образований в данной сфере, регулирующих вопросы предоставления межбюджетных трансфертов (форм, условий, порядков предоставления), введения ограничений, связанных с предоставлением межбюджетных трансфертов и контролем за их соблюдением.
Для системы межбюджетных отношений в России характерно направление межбюджетных средств для решения текущих трудностей без выстраивания политики и стратегии долгосрочного развития и наличие большой доли «до-тационных» регионов и регионов, получающих финансовую поддержку других видов поступлений из федерального бюджета. Однако, стоит отметить, что для изменения данной ситуации законодательно ужесточили условия для предоставления дотаций таким образом, что, если в течение последних отчетных периодов доля дотаций из государственного бюджета будет более 40% от объема собственных доходов субъекта, то по отношению к региону будут применяться особые меры для повышения эффективности использования полученных бюджетных средств.
Эффективное управление системой межбюджетных отношений предполагает реализацию стратегических и тактических направлений развития данной системы. Особенностью развития системы межбюджетных отношений в РФ является рост налогового потенциала территорий, усиление бюджетной децентрализации, обеспечение финансовой независимости муниципальных органов власти. Однако межбюджетные отношения в стратегическом и тактическом плане имеют разные цели.
Межбюджетные отношения не ограничивается регулированием бюджетного потенциала административно-территориальных образований и доведением его до необходимого уровня бюджетной обеспеченности. В их функции входят также возмещение бюджетам дополнительных расходов или потерь доходов, вызванных решениями, принятыми органами власти другого уровня, и возможное долевое участие бюджетов вышестоящего уровня в расходах нижестоящих бюджетов, имея в виду стимулирование приоритетных (наиболее социально значимых) с позиции вышестоящих органов власти направлений расходования средств этих бюджетов.
Одним из существенных резервов дополнительных поступлений средств в местный бюджет является активное сотрудничество органов местного самоуправления с органами власти субъекта РФ в целях обеспечения финансирования из фондов, формируемых на уровне субъекта РФ, для поддержки муниципальных образований (и для финансирования отдельных государственных полномочий, переданных на исполнение в муниципальные образования.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности рассчитывают исходя из порядка и методик, утвержденных соответствующим законом субъекта РФ. Поэтому, органам местного самоуправления необходимо активно включаться в обсуждения принимаемой методики для учета в ней интересов муниципальных образований. Одним из основных элементов участия в обсуждении является формирование и внесение поправок в проект закона через представительный орган. Площадкой для выработки единой политики муниципалитетов может выступить Совет муниципальных образований.
Важнейшим резервом в части экономии средств местного бюджета служит межмуниципальная кооперация. Она представляет собой объединения усилий не-скольких муниципальных образований для совместного предоставления гражданам спектра муниципальных услуг. Это, например, могут быть поселения, которые входят в составы одного муниципального района, разных муниципальных районов, поселения и муниципальные районы, муниципальные районы и городские округа, и другой состав участников межмуниципального сотрудничества. Их территориальное расположение позволит совместно решить отдельные вопросы местного значения.
Подобные работы
- УКРЕПЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Механизм организации межбюджетных отношений в субъекте Российской
Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ: ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО КОМПЛЕКСНЫМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
Диссертация , налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2006 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Долговое финансирование дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации, его последствия
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2016 - ДОХОДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА: НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УКРЕПЛЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (на примере бюджета г. Благовещенска Амурской области)
Диссертация , финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ АСИММЕТРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ АСИММЕТРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ И ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЕ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



