Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И СПЕЦИФИКА ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕГИОНАХ РОССИИ

Работа №53980

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
436
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения государственной культурной политики 8
1.1. Сущность государственной культурной политики 8
1.2. Нормативно-правовые основы реализации государственной культурной
политики 16
Глава 2. Анализ практики реализации государственной культурной политики
в регионах России 21
2.1. Механизм реализации государственной культурной политики в России 21
2.2. Специфика реализации государственной культурной политики в
регионах России 37
Глава 3. Проблемы и перспективы реализации государственной культурной политики в регионах России 49
3.1. Проблемы реализации государственной культурной политики в регионах
России 49
3.2. Пути решения проблем реализации государственной культурной
политики в регионах России 59
Заключение 67
Список литературы 71

Актуальность темы исследования обусловлена растущей сложностью и многообразием политического пространства современной России, происходящими в регионах поливариативными политическими процессами. Необходимо осмысление, описание и анализ динамики реальных перемен, характеризующих культурную политику на региональном уровне как политический процесс осуществления управленческого воздействия государства в области культуры.
В стремительно изменяющемся современном российском обществе различные институты и среды развиваются неравномерно. Можно говорить о специфике внутри политических процессов: так динамика культурной политики представляет особый интерес для исследователя, поскольку здесь глобальные трансформации сталкиваются с фундаментальными культурно-антропологическими формами, на которых базируются этнокультурные и другие социальные идентичности россиян. Необходимо подчеркнуть невиданно высокую скорость современной социальной динамики. Общество имеет одну из самых сложных структур, которые когда-либо существовали в истории. Социальные коммуникации связывают и одновременно противопоставляют друг другу разнообразные типы социальных субъектов с собственной субкультурой, несводимыми друг к другу идеалами, эталонами, ценностями, личностными смыслами. Этнокультурные группы перемещаются по территории земного шара и несут с собой собственные символические комплексы идей, знаков, образов, значений и смыслов.
Эпоха модерна, решив многие застарелые проблемы доиндустриальных (аграрных, феодальных) обществ, породила новые объективные проблемы, связанные с утратой идентичности, с секуляризацией религии, с новыми идеологическими движениями, с формированием общества безудержных потребителей.
Высокие скорости социальной динамики как на глобальном, так и на общероссийском уровнях усложняют задачу запуска и мониторинга процессов российской культурной идентификации и самоидентификации. Формирование общенационального государства предполагает наличие единой нации, которая интегрирует в себе различные этнические, конфессиональные, культурные группы, различные профессиональные страты, экономические классы, демографические группы. С точки зрения социального конструктивизма единая нация существует не как естественно-социальная данность, а как результат целенаправленного формирования ее со стороны заинтересованных в этих процессах национальных элит. Подобные процессы характерны для современной России. Речь идет о задаче построения так называемой «новой культурной политики».
Степень разработанности темы. Углубленные теоретические исследования культурной политики в нашей стране начали осуществляться сравнительно недавно. Тем не менее, уже накопленный соответствующий исследовательский опыт позволяет дать ему некоторую общую оценку в интересующем нас аспекте, сделать предварительные обобщения для выявления уже имеющихся достижений и проблем в данной сфере исследований, значимых для совершенствования государственной культурной политики, направленной на формирование гражданского общества.
Среди исследователей, внесших вклад в теорию и методологию отечественной культурной политики можно выделить Э.А. Орлову, Ю.А. Веденина, К.Э. Разлогова, И.А. Бутенко, А.И. Комеча, А.И. Арнольдова, И.К. Кучмаеву, B.C. Жидкова, В.А. Тишкова, В.А. Ремизова, А.Я. Рубинштейна, Е.Н. Селезневу, А.В. Соловьева и других исследователей.
Объект выпускной квалификационной работы - государственная культурная политика.
Предмет выпускной квалификационной работы - специфика реализации государственной культурной политики в регионах России.
Цель выпускной квалификационной работы - провести исследование специфики реализации государственной культурной политики в регионах России, выявить проблемы и перспективы реализации государственной культурной политики в регионах России.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить сущность государственной культурной политики.
2. Рассмотреть нормативно-правовые основы реализации государственной культурной политики.
3. Раскрыть механизм реализации государственной культурной политики в России.
4. Рассмотреть специфику реализации государственной культурной политики в регионах России.
5. Выявить проблемы реализации государственной культурной
политики в регионах России.
6. Предложить пути решения проблем реализации государственной культурной политики в регионах России.
Методологическую основу исследования составили: общенаучные и специальные методы познания объекта исследования, такие как: метод анализа и синтеза, метод классификации, исторический, логический, сравнительный, правовой и иные методы.
Источниковую базу исследования составили Конституция Российской Федерации , Закон РФ от 09.10.1992 N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» , Федеральный закон от 25.06.2002 N 73- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» , Федеральный закон от 17.06.1996 № 74- ФЗ «О национально-культурной автономии» , Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» .
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В первой главе исследуются теоретико-методологические основы изучения государственной культурной политики. Во второй главе проводится анализ практики реализации государственной культурной политики в регионах России. В третьей главе выявляются проблемы и перспективы реализации государственной культурной политики в регионах России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Государственная культурная политика находится в прямой зависимости от социальных изменений. Современная ситуация диктует условия разработки культурной политики, основанные на взаимных интересах и согласии между официальными, творческими, общественными субъектами относительно приоритетности целей культурного развития. Таким образом, России нужны рациональная и последовательная культурная политика, законодательная база и институциональная модернизация государственных организаций, которые позволили бы решать проблемы культуры в едином комплексе, опираясь на механизмы взаимодействия коммерческой и некоммерческой, государственной и негосударственной составляющих сферы культуры.
В рамках реализации региональной культурной политики Западной Сибири целевая ориентация программ основывается на положениях, территориально доминирующих с учетом особенностей историко-культурного формирования и современной специфики культурного наполнения места.
Проведенный анализ позволяет говорить о том, что в выбранных 4 регионах Западной Сибири наблюдается недостаточно развитая культурная политика, в частности в отношении музеев, библиотек и памятников культуры. Между тем высоки показатели театрально-зрелищной деятельности субъектов. В свою очередь Республике Татарстан стоит обратить внимание на проблему невысокого посещения населением профессиональных театров по сравнению с субъектами Западной Сибири.
Перечисляя важнейшие направления культурной политики региональных властей, в качестве главных следует выделить следующие:
- регулирование занятости населения и снижения уровня безработицы;
- налаживание социального партнерства между разными субъектами культурно-досуговой деятельности;
- политика в области охраны семьи, материнства и детства;
- принятие мер по социальной защите населения;
- развитие системы культурно-досуговых учреждений;
- политика в области градостроительства, современной инфраструктуры, решение задач архитектурно-планировочного характера, постройка жилья, совершенствование дорожно-транспортных сетей, сетей связи, бытовое обслуживание, торговля, центр досуга;
- политика в области воспитания и общего образования детей, молодежи, профессиональной подготовки и переподготовки молодежи и взрослого населения;
- эстетическое воспитание подрастающего поколения, стимулирование художественно-творческих процессов;
- развитие инфраструктуры досуга; организация отдыха и свободного времени, проведение праздников, памятных дат;
- сохранность исторических памятников культурного наследия, поддержание культурной среды в целом.
Нами были предложены рекомендации по совершенствованию реализации государственной культурной политики в регионах России по следующим направлениям:
1. Правовые:
- разработка и реализация нормативных правовых актов, учитывающих специфику регулирования традиционных и инновационных культурных процессов региона;
- осуществление экспертизы принимаемых нормативных правовых документов с точки зрения их влияния на культурное развитие региона;
- проведение мероприятий по повышению правовой культуры населения и творческих работников в области культурной деятельности;
- разработка стандартов и нормативов предоставления культурных услуг населению.
2. Материально-технические и финансовые:
- использование системы многоканального финансирования институтов культуры, консолидация финансовых ресурсов и расходование их на поддержку инноваций в области развития культурных технологий;
- развитие инфраструктуры институтов, реализующих системные и инновационные виды культурной деятельности; укрепление их материально¬технической базы, обеспечение безопасности, а также охрана фондов и экспозиций, оборудования, произведений искусства;
- создание и внедрение новых технологий в деятельность институтов культуры посредством формирования «карты виртуального культурного пространства», «карты культурных центров» и «карты культурных маршрутов».
3. Образовательные:
- сохранение ведомственной принадлежности отраслевых образовательных учреждений региона;
- развитие и совершенствование системы многоуровневого художественного образования региона (детская школа искусств - ссуз - вуз - послевузовское образование);
- разработка и введение сетевого подхода к деятельности отраслевых образовательных учреждений региона как целостной системы внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия;
- выявление и поддержка одаренных детей, талантливых студентов и молодых преподавателей творческих профессий;
- создание образовательных лабораторий, центров актуального искусства, поддержка и трансляция инновационного педагогического опыта в системе художественного образования региона.
4. Кадровые:
- ежегодное проведение мониторинга кадровой ситуации в сфере культуры;
- формирование «золотого кадрового резерва культуры региона»;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и внедрение целевых стажировок в России и за рубежом;
- реализация образовательных проектов, направленных на формирование управленческих кадров отрасли;
- создание новых рабочих мест в сфере креативных индустрий;
- решение комплекса социальных проблем, в том числе обеспечение целевым жильем, введение новой системы оплаты труда, повышение мотивации работы творческих кадров культуры.
Реализация предложенных мероприятий по совершенствованию реализации государственной культурной политики в регионах России позволит оптимизировать и модернизировать деятельность институтов культуры регионов, существующую сеть государственных и муниципальных учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и высококачественных услуг в сфере культуры, совершенствовать творческий потенциал жителей регионов, добиться кардинальных изменений в экономическом положении отрасли, дальнейшей интеграции региона и укрепления его позитивного образа в российском и мировом культурном пространстве.



1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - N 31. - ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51- ФЗ (Часть I) (с изм. от 9 марта 2016 г. N 60-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - N 32. - ст. 3301; Российская газета от 11 марта 2016 г. N 51.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. от 9 марта 2016 г. N 62-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. N 31 ст. 3824; Российская газета от 11 марта 2016 г. N 51.
4. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (с изм. от 9 марта 2016 г. N 67-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 3. - ст. 145; Российская газета от 11 марта 2016 г. N 51.
5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных
объединениях" (с изм. от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ) // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 21. - ст. 1930; 2016 г. N 5 ст. 559.
6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 15 февраля 2016 г. N 17-ФЗ) // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2003. - N 40. - ст. 3822; 2016 г. N 7 ст. 905.
7. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изм. от 9 марта 2016 г. N 67-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - N 26. - ст. 2519; Российская газета от 11 марта 2016 г. N 51.
8. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" (с изм. от 4 ноября 2014 г. N 336-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - N 25. - ст. 2965; 2014 г. N 45 ст. 6146.
9. Закон РФ от 09.10.1992 N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изм. от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ) // Российская газета от 17 ноября 1992 г. N 248; от 30 ноября 2015 г. N 270.
10. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с изм. от 5 мая 2014 г. N 103-ФЗ) // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1995. - № 33. - ст. 3340; 2014. - № 19. - ст. 2308.
11. Федеральный закон от 04.11.2014 N 327-ФЗ «О меценатской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. N 45 ст. 6137.
12. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - N 52 (часть I). - ст. 7753.
13. Указ Президента РФ от 07.05.2013 N 460 «О мерах государственной поддержки культуры и искусства» (с изм. от 31 декабря 2015 г. N 688) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. N 19 ст. 2379; 2016. N 2 (часть I) ст. 318.
14. Аванесова Г.А. Социальное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и культурная политика / Г.А. Аванесова, О.Н., Астафьева. - М.: Велби, 2011. - 362 с.
15. Востряков Л.Е. 2007. Государственная культурная политика современной России: региональное измерение: автореф. дисс... д.полит.н. - Режим доступа: http://vak/ed/gov/ru/ common/img/uploaded/files/vak, свободый.
16. Востряков Л.Е. Государственная культурная политика: когнитивные модели и страновые различия // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. - 2011. - Т. 2. - Вып. 2. - С. 166.
17. Востряков Л.Е. Государственная культурная политика: от патерналистской к партнерской модели? // Управленческое консультирование. - 2011. - № 4. - С. 140.
18. Востряков Л.Е. Культурная политика: концепции, понятия, модели. -
Материалы семинара «Культура на границах». 18-21 марта 2004. - М.: Ясная Поляна [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.cpolicy.ru/analytics/80.html, свободный. - С. 88.
19. Востряков Л.Е. Культурная политика: подходы и концепции западных исследователей // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. - 2011. Т. 2. - Вып. 1. - С. 42.
20. Генисаретский О. Культурная политика: не сегодня, скорее завтра. - Российское экспертное обозрение. 2007. № 6(23) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/ expertize/2008/1704, свободный.
21. Горлов И.И. Культурная политика в современной России:
региональный аспект / И.И. Горлов. - Краснодар, 2012. - С. 7.
22. Депутаты Комитета по культуре внесли в Государственную думу
новую редакцию проекта базового федерального закона о культуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.komitet2-
3.km.duma.gov.ru/site. xp/052057124050048052052.html, свободный.
23. Дондурей Д.Б., Серебренников К.С. Культура должна работать на развитие. - Общественные науки и современность. - 2010. - № 2. - С. 86-93.
24. Драгичевич-Шешич М. Культурная политика в переходном обществе: фрагменты политологического и культурологического анализа. // Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии. - М.: Издательство РГБ. - 1999. - С.
26.
25. Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент,
анимация, маркетинг. - Новосибирск: Издательский дом «Тигра», 2000. - 268 с.
26. Европейская культурная конвенция. - Сайт Совета Европы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conventions.coe.int/ Treaty/rus/Treaties/Html/018.htm, свободный.
27. Есаков В.А. Характер, цели, задачи и методы управления отраслью культуры в современных условиях / В.А. Есаков // Общественные науки и современность. - 2005. - № 3. - С. 20.
28. Законопроект о меценатстве не просто не нужен, он вреден. -
Филантроп. Электронный журнал о благотворительности [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://philanthropy.rU/analysis/2013/08/15/12627/#.VGiZINCGjcs, свободный.
29. Карпова Г.Г., Михина Н.В. Культурная политика современной России: законодательное регулирование и механизмы реализации. - Власть. - 2015. - № 14. - С. 74-77.
30. Ледяев В.Г. Политика и власть // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. - 2010. - № 1. - С. 57.
31. Лэндри Ч., Пахтер М. Культура на перепутье. - М.: Классика-XXI, 2003. 329 с.
32. Министерство культуры подготовило проект федерального закона «О культуре в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/ministerstvo-kulturyi-podgotovilo-proekt-federalnogo- zakonao-kulture-v-rossiyskoy-federatsii/#ixzz3VfMzfE9V, свободный.
33. Министерство культуры подготовило проект федерального закона «О культуре в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/ministerstvo-kulturyi-podgotovilo-proekt-federalnogo- zakonao-kulture-v-rossiyskoy-federatsii/#ixzz3VfGGOxX5, свободный.
34. Министр культуры РФ: проект Основ культурной политики будет представлен к осени 2014 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/kultura/1298235, свободный.
35. Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Наука, 2007. - 549 с.
36. О грантах Президента РФ для поддержки творческих проектов. - Министерство культуры РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/deyatelnost/competitions/list.php?ID=592, свободный.
37. Основы государственной культурной политики. Общественное обсуждение. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://обсуди- проект.рф/, свободный.
38. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный.
39. Павлович А.А. Культурная политика современной России / А.А. Павлович // Отечественные записки. - 2004. - № 4. - С. 35.
40. Проект Основ государственной культурной политики. Одобрен на
парламентских слушаниях в Госдуме. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gogol-theatre.ru/smi23092014-proekt-osnov-kultpol.html,
свободный.
41. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. - 2012. - № 1. - С. 58.
42. Путин утвердил основы культурной политики России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vz.ru/politics/2014/12/24/636026. html, свободный.
43. Рамочная программа по сотрудничеству в сфере культуры и культурного наследия между Министерством культуры РФ и Директоратом по культуре, культурному и природному наследию Совета Европы на период 2009-2011 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rus-eu- culture.ru/documents/655/, сводный.
44. Слепцов Н.С. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике / Н.С. Слепцов, Т.Г. Богатырева, Е.В. Пономаренко. - М.: РАГС, 2013. - 489 с.
45. Федеральные целевые программы России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.programs-gov.ru/4_1.php, свободный.
46. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.
47. Художественная жизнь современного общества. Т. 1: Субкультуры и этносы в художественной жизни / Отв. ред. К.Б. Соколов. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. - 319 с.
48. Щекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры (Российский и зарубежный опыт). - СПб.: Алетейя, 2006. - 542 с.
49. Юдина А.В. Государственная культурная политика: понятия и модели
// Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nauteh-
journal.ru/index.php/--gn12-07/584, свободный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ