Роль музеев в увековечивании памяти погибших защитников Отечества и формировании патриотического воспитания граждан РФ
|
Введение 2
Глава I. Увековечивание памяти погибших в законодательстве РФ 12
1.1. Общие положения рассматриваемые в законодательстве 12
1.2. Захоронения погибших при защите Отечества 20
1.3. Работа органов государственной власти и местного самоуправления,
осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите 25
Глава II. Рассмотрение роли экспозиций музеев в увековечивании
(сохранение памяти) 33
2.1. На примере мемориального музея-заповедника А.С.Пушкина
«Михайловское» 33
2.2. Центральный музей Вооруженных Сил РФ 40
2.3. Центральный военно-морской музей 49
Глава ПГПоисковые и организационные работы и увековечивание памяти погибших Отечества как формы организации патриотического воспитания 57
3.1.Основные направления деятельности историко-культурного центра в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения 57
3.2. Поисковые и археологические работы, проводимые в рассматриваемых музеях 65
3.3 «Малая родина» в системе работы по патриотическому воспитанию
дошкольников 76
3.4 Разработка новых подходов к организации патриотического воспитания
населения 83
Заключение 94
Список использованных источников и литературы 97
Глава I. Увековечивание памяти погибших в законодательстве РФ 12
1.1. Общие положения рассматриваемые в законодательстве 12
1.2. Захоронения погибших при защите Отечества 20
1.3. Работа органов государственной власти и местного самоуправления,
осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите 25
Глава II. Рассмотрение роли экспозиций музеев в увековечивании
(сохранение памяти) 33
2.1. На примере мемориального музея-заповедника А.С.Пушкина
«Михайловское» 33
2.2. Центральный музей Вооруженных Сил РФ 40
2.3. Центральный военно-морской музей 49
Глава ПГПоисковые и организационные работы и увековечивание памяти погибших Отечества как формы организации патриотического воспитания 57
3.1.Основные направления деятельности историко-культурного центра в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения 57
3.2. Поисковые и археологические работы, проводимые в рассматриваемых музеях 65
3.3 «Малая родина» в системе работы по патриотическому воспитанию
дошкольников 76
3.4 Разработка новых подходов к организации патриотического воспитания
населения 83
Заключение 94
Список использованных источников и литературы 97
Актуальность темы исследования. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В условиях повсеместного воспроизведения отрицательного образа России, ее внешней и внутренней политики со стороны многих западноевропейских и американских средств массовой информации, в условиях информационной войны и попыток искажения, переписи истории, результатов исторических событий современному обществу России нужны патриоты, интеллектуальные и духовно развитые личности, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, готовые на самопожертвование ради спасения других людей, ради свободы и независимости Отчизны. В настоящее время проблема патриотического воспитания молодежи является очень острой. Если в советском государстве она решалась с помощью пионерской организации, тимуровского движения, военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», то сейчас это забыто.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Огромную роль в формировании мотивации личности гражданина играет патриотическое воспитание, задачей которого является воспитание патриотизма и любви к Родине. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Из-за существования организационных пробелов в сфере
патриотического воспитания, постоянного эффективного механизма координации и управления деятельностью, особенно на горизонтальном уровне - между министерствами, ведомствами, органами и организациями в вопросах патриотического воспитания молодежи, а также отсутствия единого органа координации и управления прозрачного механизма финансирования патриотического воспитания со стороны государства, и, как следствие, распределение и расходование выделяемых средств, слабого материально-технического и учебно-материального обеспечения; использование негосударственными организациями патриотического воспитания (военно-патриотическими, военно-спортивными, поисковыми) Минобороны, МВД, МЧС, ДОСААФ, как правило, затруднено и обусловлено многочисленными ограничениями.
Для решения всех перечисленных проблем в том, необходима целостная система патриотического воспитания, позволяющая осуществлять его координацию на государственном уровне, в Российской Федерации, требуются скоординированные усилия органов законодательной и исполнительной власти, отечественной педагогической науки, а также всех заинтересованных общественных организаций.
Степень научной разработанности. Существует множество научных изданий, затрагивающих тему патриотического воспитания. Так, под гражданским воспитанием Лев Семенович Выготский , советский психолог и основатель культурно-исторической теории в психологии, понимает как формирование гражданственности.
А русский педагог, писатель и основоположник русской педагогики в России - Константин Дмитриевич Ушинский включал в понятие гражданского воспитания - воспитание патриотизма . Николай Александрович Бердяев, русский религиозный и политический философ, в своем труде рассматривает основы правовой культуры , а Владимир Ильич Загвязинский характеризует педагогическое творчество учителя .
Учебное пособие под редакцией Г.Е..Корниловой предлагает свою структуру курса, наполненное конкретным региональным историческим материалом .
«Музеи России» под редакцией Лысикова О. В. содержит курс, определяющий роль и значение музея в контексте истории и культуры. Курс включает изучение следующих тем: роль музеев в современном обществе и мировой культуре, музейная политика, музейный менеджмент и музейный маркетинг. Цель данного пособия: формирование навыков и умений визуального общения школьников и студентов с художественными произведениями - музейными экспонатами .
«Музееведение» под редакцией Левыкина К. Г. - это учебное пособие написано коллективом музееведов. В нем излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные издания .
«Музееведение» под редакцией Т. Ю. Юренева, книга является первым учебником, в котором излагаются не только теоретические основы музееведения и методика музейной работы, но и истории музеев. На обширном фактическом материале анализируются причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах, прослеживается становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Рассматриваются социокультурные функции музеев, их научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, а также менеджмента и маркетинга .
«Основы музейного дела» под редакцией Шляхтина Л. М., изучает широкий круг проблем, начиная от теоретических положений науки «музееведение» и кончая вопросами практической деятельности музея в современном обществе. В книге раскрыта специфика научно-исследовательской работы музея, экспозиционной и музейно-педагогической деятельности .
Существует большое количество и публицистических изданий.
«Музей и школа» под редакцией Н.В. Шалахова, представляет собой методическое пособие для музейных работников и педагогов. Статьи сборника, обобщая опыт работы государственных литературных музеев с учащимися, очеркивают круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития и совершенствования воспитательной и образовательной системы «музей- школа» .
«Музей в культурной жизни края» под редакцией И.М. Косова, рассказывает о том, какая ответственная миссия возложена на всех работников культуры, интеллигенцию, от деятельности которых в значительной степени будет зависеть возрождение страны. Видное место в этом процессе должны занять музеи, хранящие предметы человеческой памяти. Они активно могут служить человеку, расширяя его кругозор, укрепляя дух, закладывая основы нравственности, углубляя осознание преемственной связи всех живущих ныне поколений с далекими предками, немало сделавшими для своих потомков .
Кроме того, при изучении темы исследования использовались: историко¬педагогические исследования, посвященные истории становления и развития патриотического воспитания в России; материалы и тезисы научно-практических конференций по теме исследования. В основе данного исследования лежат научные статьи общественно-педагогических, научно-методических и научно-правовых изданий. Огромный материал по современному состоянию гражданско-патриотического воспитания в России представлен в научно-методических журналах «Воспитание школьников», «Дополнительное образование и воспитание», «Внешкольник».
Воспитательный потенциал урока истории широко представлен в научно-методическом журнале «Преподавание истории и обществознания в школе», «Педагогическое образование и наука», «Педагогика».
Важное значение в освещении темы имеют и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность по увековечиванию памяти погибших, основными из которых считаются: Федеральный закон от 19.05.1995 № 80-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов»; Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 05.04.2013 № 52-ФЗ; Закон РФ от 14.01.1993 № 4292¬1 (ред. от 03.07.2016) «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»; Указ Президента РФ «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» № 37 (ред. от 22.01.2006); Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2010 № 1615-р «Об определении единственного исполнителя работ по обеспечению сохранности и содержанию иностранных воинских захоронений (в том числе вновь обустраиваемых) на территории Российской Федерации»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»; Приказ Министра обороны РФ от 10.04.1993 № 185 «О мерах по исполнению Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в армии и на флоте» и др.
Таким образом, мы видим, что тема патриотического воспитания изучена лишь по отдельным составляющим данного понятия. А собственно теме гражданско-патриотического воспитания начинают посвящаться работы лишь в последнее время.
Объектом исследования является формы и методы увековечивания памяти погибших защитников Отечества и формирования патриотического воспитания граждан РФ.
Предметом исследования является деятельность музеев по отношению к увековечиванию памяти погибших защитников Отечества и развитие патриотического воспитания граждан РФ.
Цель работы - выявить роль музеев в увековечивании (сохранении памяти) в системе экспозиций музеев (на примере мемориального музея- заповедника «Михайловское», Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Центрального военно-морского музея).
Для решения намеченной цели, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общие положения увековечивания памяти погибших в законодательстве РФ;
- раскрыть особенности захоронения погибших при защите Отечества;
- проанализировать работу органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества;
- выявить роль музеев в увековечивании (сохранение памяти) в системе экспозиций музеев (на примере Пушкинского заповедника, ЦМВС РФ, Центрального военно-морского музея);
- определить основные направления деятельности историко-культурного центра в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения;
- исследовать «малую родину» в системе работы по патриотическому воспитанию дошкольников;
- внести предложения в разработку новых подходов к организации патриотического воспитания населения.
Методологической основой исследования является использование методов анализа, индукции и обобщения.
Научная новизна исследования состоит в разработке и обосновании модели патриотического воспитания с учетом возможностей музеев в увековечивании памяти погибших.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации особенностей в установлении различий между внутренними и внешними факторами, определяющими эффективность процесса патриотического воспитания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем определена роль музеев в увековечивании памяти погибших защитников Отчества и формировании патриотического воспитания граждан РФ.
Апробация результатов исследования. Материалы настоящего исследования могут быть использованы для преподавания спецкурсов или факультативов, например, такого как «Патриотизм глазами учащейся молодежи».
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Огромную роль в формировании мотивации личности гражданина играет патриотическое воспитание, задачей которого является воспитание патриотизма и любви к Родине. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Из-за существования организационных пробелов в сфере
патриотического воспитания, постоянного эффективного механизма координации и управления деятельностью, особенно на горизонтальном уровне - между министерствами, ведомствами, органами и организациями в вопросах патриотического воспитания молодежи, а также отсутствия единого органа координации и управления прозрачного механизма финансирования патриотического воспитания со стороны государства, и, как следствие, распределение и расходование выделяемых средств, слабого материально-технического и учебно-материального обеспечения; использование негосударственными организациями патриотического воспитания (военно-патриотическими, военно-спортивными, поисковыми) Минобороны, МВД, МЧС, ДОСААФ, как правило, затруднено и обусловлено многочисленными ограничениями.
Для решения всех перечисленных проблем в том, необходима целостная система патриотического воспитания, позволяющая осуществлять его координацию на государственном уровне, в Российской Федерации, требуются скоординированные усилия органов законодательной и исполнительной власти, отечественной педагогической науки, а также всех заинтересованных общественных организаций.
Степень научной разработанности. Существует множество научных изданий, затрагивающих тему патриотического воспитания. Так, под гражданским воспитанием Лев Семенович Выготский , советский психолог и основатель культурно-исторической теории в психологии, понимает как формирование гражданственности.
А русский педагог, писатель и основоположник русской педагогики в России - Константин Дмитриевич Ушинский включал в понятие гражданского воспитания - воспитание патриотизма . Николай Александрович Бердяев, русский религиозный и политический философ, в своем труде рассматривает основы правовой культуры , а Владимир Ильич Загвязинский характеризует педагогическое творчество учителя .
Учебное пособие под редакцией Г.Е..Корниловой предлагает свою структуру курса, наполненное конкретным региональным историческим материалом .
«Музеи России» под редакцией Лысикова О. В. содержит курс, определяющий роль и значение музея в контексте истории и культуры. Курс включает изучение следующих тем: роль музеев в современном обществе и мировой культуре, музейная политика, музейный менеджмент и музейный маркетинг. Цель данного пособия: формирование навыков и умений визуального общения школьников и студентов с художественными произведениями - музейными экспонатами .
«Музееведение» под редакцией Левыкина К. Г. - это учебное пособие написано коллективом музееведов. В нем излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные издания .
«Музееведение» под редакцией Т. Ю. Юренева, книга является первым учебником, в котором излагаются не только теоретические основы музееведения и методика музейной работы, но и истории музеев. На обширном фактическом материале анализируются причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах, прослеживается становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Рассматриваются социокультурные функции музеев, их научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, а также менеджмента и маркетинга .
«Основы музейного дела» под редакцией Шляхтина Л. М., изучает широкий круг проблем, начиная от теоретических положений науки «музееведение» и кончая вопросами практической деятельности музея в современном обществе. В книге раскрыта специфика научно-исследовательской работы музея, экспозиционной и музейно-педагогической деятельности .
Существует большое количество и публицистических изданий.
«Музей и школа» под редакцией Н.В. Шалахова, представляет собой методическое пособие для музейных работников и педагогов. Статьи сборника, обобщая опыт работы государственных литературных музеев с учащимися, очеркивают круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития и совершенствования воспитательной и образовательной системы «музей- школа» .
«Музей в культурной жизни края» под редакцией И.М. Косова, рассказывает о том, какая ответственная миссия возложена на всех работников культуры, интеллигенцию, от деятельности которых в значительной степени будет зависеть возрождение страны. Видное место в этом процессе должны занять музеи, хранящие предметы человеческой памяти. Они активно могут служить человеку, расширяя его кругозор, укрепляя дух, закладывая основы нравственности, углубляя осознание преемственной связи всех живущих ныне поколений с далекими предками, немало сделавшими для своих потомков .
Кроме того, при изучении темы исследования использовались: историко¬педагогические исследования, посвященные истории становления и развития патриотического воспитания в России; материалы и тезисы научно-практических конференций по теме исследования. В основе данного исследования лежат научные статьи общественно-педагогических, научно-методических и научно-правовых изданий. Огромный материал по современному состоянию гражданско-патриотического воспитания в России представлен в научно-методических журналах «Воспитание школьников», «Дополнительное образование и воспитание», «Внешкольник».
Воспитательный потенциал урока истории широко представлен в научно-методическом журнале «Преподавание истории и обществознания в школе», «Педагогическое образование и наука», «Педагогика».
Важное значение в освещении темы имеют и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность по увековечиванию памяти погибших, основными из которых считаются: Федеральный закон от 19.05.1995 № 80-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов»; Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 05.04.2013 № 52-ФЗ; Закон РФ от 14.01.1993 № 4292¬1 (ред. от 03.07.2016) «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»; Указ Президента РФ «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» № 37 (ред. от 22.01.2006); Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2010 № 1615-р «Об определении единственного исполнителя работ по обеспечению сохранности и содержанию иностранных воинских захоронений (в том числе вновь обустраиваемых) на территории Российской Федерации»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»; Приказ Министра обороны РФ от 10.04.1993 № 185 «О мерах по исполнению Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в армии и на флоте» и др.
Таким образом, мы видим, что тема патриотического воспитания изучена лишь по отдельным составляющим данного понятия. А собственно теме гражданско-патриотического воспитания начинают посвящаться работы лишь в последнее время.
Объектом исследования является формы и методы увековечивания памяти погибших защитников Отечества и формирования патриотического воспитания граждан РФ.
Предметом исследования является деятельность музеев по отношению к увековечиванию памяти погибших защитников Отечества и развитие патриотического воспитания граждан РФ.
Цель работы - выявить роль музеев в увековечивании (сохранении памяти) в системе экспозиций музеев (на примере мемориального музея- заповедника «Михайловское», Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Центрального военно-морского музея).
Для решения намеченной цели, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общие положения увековечивания памяти погибших в законодательстве РФ;
- раскрыть особенности захоронения погибших при защите Отечества;
- проанализировать работу органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества;
- выявить роль музеев в увековечивании (сохранение памяти) в системе экспозиций музеев (на примере Пушкинского заповедника, ЦМВС РФ, Центрального военно-морского музея);
- определить основные направления деятельности историко-культурного центра в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения;
- исследовать «малую родину» в системе работы по патриотическому воспитанию дошкольников;
- внести предложения в разработку новых подходов к организации патриотического воспитания населения.
Методологической основой исследования является использование методов анализа, индукции и обобщения.
Научная новизна исследования состоит в разработке и обосновании модели патриотического воспитания с учетом возможностей музеев в увековечивании памяти погибших.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации особенностей в установлении различий между внутренними и внешними факторами, определяющими эффективность процесса патриотического воспитания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем определена роль музеев в увековечивании памяти погибших защитников Отчества и формировании патриотического воспитания граждан РФ.
Апробация результатов исследования. Материалы настоящего исследования могут быть использованы для преподавания спецкурсов или факультативов, например, такого как «Патриотизм глазами учащейся молодежи».
Неотъемлемой частью коллективной памяти нашего общества являются воспоминания о Великой Отечественной войне, что в свою очередь обусловлено значимостью этого периода в истории России. С одной стороны, это данное событие определило наше будущее, будущее нашего государства, и конечно же оставило трагический след в жизни и в памяти каждой семьи.
Великая Отечественная война после себя оставила тяжёлую память. Память о погибших в это военное время хранилась и хранится в сердцах их родных и близких. Для того, чтобы увековечить эту память, стали возводиться памятники погибшим солдатам по всей стране.
Память о событиях и явлениях Великой Отечественной войны выражена в всевозможных формах как в литературе, кинематографе, музыкальных сочинениях и изобразительном искусстве, так и в музеях, и в соответствующих тематических экспозициях.
Улицы и площади, различные культурные учреждения и промышленные предприятия, организации, а также учебные заведения, воинские части, населенные пункты и города именуются известными именами героев Великой Отечественной. Ну и конечно, особую роль в процессе увековечения занимают музеи, которые являются одной из форм материального и духовного воплощения памяти о Великой Отечественной войне.
Большое значение уделяется системной работе по созданию и развитию в образовательных учреждениях музеев, которые становятся образовательными и просветительскими центрами. Только за последние пять лет возросло в три раза их количество, но что более ценно - изменилось качество музеев, появились школьные музейные комплексы, школьные экспозиции, активно развивается работа со школьниками, создаются музейные детские объединения.
Новой формой работы стало включение музейных экспозиций в проведение выездных лекций и бесед с участием ветеранов, активизировалась проектно-исследовательская работа школьников.
Совместно с ветеранскими организациями создаются условия для того, чтобы с уходом ветеранов не были преданы забвению героические подвиги советского народа. Окружными управлениями образования, руководителями учреждений, проводится серьезная работа с послевоенным поколением москвичей, теми людьми, кто по рассказам отцов и дедов поможет сохранить и передать следующим поколениям правдивые воспоминания непосредственных участников.
При активном участии ветеранов округов и школьников издаются «Книги памяти». В них собраны сведения о памятных местах Великой Отечественной войны, Г ероях Советского Союза, проживающих в округах города.
Вовлечение подростов и молодежи в поисковую деятельность позволяет в течении учебного года обеспечит их занятость общественно-полезным трудом в конкретном деле, изучение ими реальной истории и великого подвига, совершенного советским народом в годы Великой Отечественной войны, проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, основанных на конкретных примерах жизни отцов и дедов:
1. Подростки и молодежь проходят обучение правилам техники безопасности при производстве поисковых работ на местности и специальным военным дисциплинам;
2. Изучают архивные материалы, встречаются с местным населением в местах, где проходили бои, проводят большую работу по установлению имен погибших и пропавших без вести, поиску их родственников;
3. Принимают участие в семинарах и совещаниях по обмену опытом и актуальным вопросам современного поискового движения и гражданско- патриотического воспитания;
4. Участвуют в проведении акций и мероприятий по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества и чествованию ветеранов и участников войны;
5. Участвуют в работе по сохранению и благоустройству воинских захоронений.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего села, школы учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России.
Демонстрация исторического наследия, привитие чувства сопереживания, гордости за подвиг народа, является отправной точкой и для формирования адекватного восприятия службы в Вооруженных силах. И здесь ресурсом являются военно-патриотические клубы, объединения, в работе которых развивается военно-техническая, физическая подготовка молодежи, воспитание волевых качеств. Большинство воспитанников в дальнейшем связывают свою судьбу со службой в рядах Российской Армии и силовых структурах. И в год празднования Победы Департаментом образования, при активном участии ветеранских организаций, силовых структур, ДОСААФ, спортивных обществ разработана и принята Концепция допризывной подготовки молодежи до 2020 г.
Великая Отечественная война после себя оставила тяжёлую память. Память о погибших в это военное время хранилась и хранится в сердцах их родных и близких. Для того, чтобы увековечить эту память, стали возводиться памятники погибшим солдатам по всей стране.
Память о событиях и явлениях Великой Отечественной войны выражена в всевозможных формах как в литературе, кинематографе, музыкальных сочинениях и изобразительном искусстве, так и в музеях, и в соответствующих тематических экспозициях.
Улицы и площади, различные культурные учреждения и промышленные предприятия, организации, а также учебные заведения, воинские части, населенные пункты и города именуются известными именами героев Великой Отечественной. Ну и конечно, особую роль в процессе увековечения занимают музеи, которые являются одной из форм материального и духовного воплощения памяти о Великой Отечественной войне.
Большое значение уделяется системной работе по созданию и развитию в образовательных учреждениях музеев, которые становятся образовательными и просветительскими центрами. Только за последние пять лет возросло в три раза их количество, но что более ценно - изменилось качество музеев, появились школьные музейные комплексы, школьные экспозиции, активно развивается работа со школьниками, создаются музейные детские объединения.
Новой формой работы стало включение музейных экспозиций в проведение выездных лекций и бесед с участием ветеранов, активизировалась проектно-исследовательская работа школьников.
Совместно с ветеранскими организациями создаются условия для того, чтобы с уходом ветеранов не были преданы забвению героические подвиги советского народа. Окружными управлениями образования, руководителями учреждений, проводится серьезная работа с послевоенным поколением москвичей, теми людьми, кто по рассказам отцов и дедов поможет сохранить и передать следующим поколениям правдивые воспоминания непосредственных участников.
При активном участии ветеранов округов и школьников издаются «Книги памяти». В них собраны сведения о памятных местах Великой Отечественной войны, Г ероях Советского Союза, проживающих в округах города.
Вовлечение подростов и молодежи в поисковую деятельность позволяет в течении учебного года обеспечит их занятость общественно-полезным трудом в конкретном деле, изучение ими реальной истории и великого подвига, совершенного советским народом в годы Великой Отечественной войны, проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, основанных на конкретных примерах жизни отцов и дедов:
1. Подростки и молодежь проходят обучение правилам техники безопасности при производстве поисковых работ на местности и специальным военным дисциплинам;
2. Изучают архивные материалы, встречаются с местным населением в местах, где проходили бои, проводят большую работу по установлению имен погибших и пропавших без вести, поиску их родственников;
3. Принимают участие в семинарах и совещаниях по обмену опытом и актуальным вопросам современного поискового движения и гражданско- патриотического воспитания;
4. Участвуют в проведении акций и мероприятий по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества и чествованию ветеранов и участников войны;
5. Участвуют в работе по сохранению и благоустройству воинских захоронений.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего села, школы учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России.
Демонстрация исторического наследия, привитие чувства сопереживания, гордости за подвиг народа, является отправной точкой и для формирования адекватного восприятия службы в Вооруженных силах. И здесь ресурсом являются военно-патриотические клубы, объединения, в работе которых развивается военно-техническая, физическая подготовка молодежи, воспитание волевых качеств. Большинство воспитанников в дальнейшем связывают свою судьбу со службой в рядах Российской Армии и силовых структурах. И в год празднования Победы Департаментом образования, при активном участии ветеранских организаций, силовых структур, ДОСААФ, спортивных обществ разработана и принята Концепция допризывной подготовки молодежи до 2020 г.
Подобные работы
- СОБЫТИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ (1942-1943 гг.) И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО УВЕКОВЕЧИВАНИЮ ПАМЯТИ О ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КРАСНОЙ АРМИИ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Деятельность общественных ветеранских организаций войны, Вооруженных сил и труда г.о. Тольятти Самарской области по патриотическому воспитанию в Российской Федерации(1986-2016)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017



