ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления взаимодействия с клиентами 5
1.1. CRM-система, основные понятия 5
1.2. Типы CRM-систем 6
1.3. Виды CRM-стратегии 11
1.4. Роль CRM-систем в повышении эффективности деятельности
компании 16
Глава 2. Характеристика деятельности ОАО «АйСиЭл-КПО ВС» 20
2.1. Внешняя среда деятельности компании ОАО «АйСиЭл-КПО ВС» 22
2.2. Внутренняя среда деятельности компании ОАО «АйСиЭл-КПО ВС» .. 25
2.3. Анализ финансово-экономического положения Компании 27
Глава 3. Требования и выбор CRM-системы в компании ОАО «АйСиЭл- КПО ВС» 31
3.1. Определение существующего положения компании 31
3.2. Общие требования к системе-CRM для внедрения в компании ОАО
«АйСиЭл-КПО ВС» 32
3.3. Требования по работе с лидами, сделками, договорами 37
3.4 Выбор CRM-системы 47
Глава 4. Инновационный проект внедрения CRM-системы «Microsoft
Dynamics CRM» в компании ООО «АйСиЭл- КПО ВС» 51
4.1. Написание регламентов бизнес -процессов 53
4.2. Написание технического задания для выбора и настройки CRM-
системы 55
4.3. Установка Microsoft Dynamics CRM 56
4.4. Внедрение CRM-системы 58
4.5. Аудит проекта 59
4.6 Эффект от внедрения 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
На сегодняшний день конкурентоспособность компаний зависит от внедренных в них инноваций. Эти новшества важны не только для общего роста компаний, но и для формирования эффективных отношений с клиентами, обеспечивающих, в свою очередь, доходность компании.
Одной оптимизации производства недостаточно для эффективной деятельности компании. Особенно это заметно в сфере услуг, где компании зависят не столько от качества самих продуктов или услуг, сколько от совершенства механизмов взаимодействия компании со своими клиентами. В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает точное планирование, активная работа с имеющимися клиентами и их удержание. Отсутствие единой базы данных о клиентах влечет за собой потерю существенных средств из-за недостаточно эффективной работы отделов маркетинга, продаж и обслуживания.
Одну из главных ролей в развитии компаний сегодня играет именно менеджер по продажам. Менеджеры по продажам работают с клиентами компании и нарабатывают клиентскую базу. Наработанная клиентская база принадлежит менеджерам, а не компании, и после ухода менеджера компания теряет важных для себя клиентов. Решение этой проблемы видится во внедрении в менеджмент компании новых инновационных продуктов, таких как CRM-системы. CRM-система -деловая стратегия привлечения и управления клиентами, нацеленная на оптимизацию их ценности в долгосрочной перспективе [7]. CRM-система предполагает, что в организации существует философия и культура, ориентированная на клиента, направленные на эффективность работы в области маркетинга, продаж и сервисного обслуживания.
CRM-система - это подход к управлению, модель, которая помещает клиента в центр бизнес-процессов и методов работы компании. Система предоставляет самую современную технологию, объединённую со стратегическим планированием, методами маркетинга, организационными и техническими средствами. Если клиентская база компании широка, то без мощного программного обеспечения и серверов управлять отношениями с клиентами трудно. Поэтому компании и внедряют программные продукты CRM-систем для автоматизации отдела продаж [1].
В настоящее время клиенты компании ОАО «АйСиЭл-КПО ВС» требуют гибкости, доступности, творческого подхода и ценовых преимуществ от компании. Следовательно, для того чтобы проявить эти качества, компании требуются новые методы, которые помогут ей преуспеть в мире постоянно меняющихся желаний, предпочтений, моделей поведения и пристрастий клиентов.
В связи с этим, особую актуальность и значимость приобретает задача внедрения CRM-системы в ОАО «АйСиЭл-КПО ВС» (далее Компании).
Целью дипломной работы является разработка плана по внедрению CRM-системы для автоматизации работ отдела продаж в компании ОАО «АйСиЭл-КПО ВС».
Цель данной работы потребовала выполнение следующих задач:
1) Рассмотреть возможные виды CRM-систем и роль в повышении эффективности работы компании.
2) Описать характеристику деятельности Компании.
3) Провести финансово-экономический анализ Компании.
4) Обзор и анализ CRM-систем.
5) Разработать план внедрения CRM-системы.
6) Проанализировать эффективность внедрения CRM-системы.
7) Разработать инструкцию для пользователя CRM-системы.
Внедрение CRM-системы является одним из приоритетных направлений развития любой компании, поскольку это незаменимый для современного бизнеса инструмент, позволяющий автоматизировать взаимодействие с потребителями и клиентами таким образом, чтобы получить максимальный результат от своих продаж и предоставления услуг.
В соответствии с поставленными задачами, были достигнуты следующие результаты:
1. В теоретической части данной дипломной работы были описаны понятия CRM-системы, её функции и задачи, а также подробно рассматривались типы CRM-систем и роль в повышении эффективности работы компании. Эффективность работы возрастает, если в компании используется единая технология продаж, в которой регламентированы все процедуры и правила работы с клиентами и применяются инструменты, обеспечивающие накопление и анализ всей информации, связанной со взаимодействием с клиентами.
2. С целью доказательства необходимости внедрения системы, была рассмотрена краткая характеристика деятельности компании ОАО «АйСиЭл-КПО ВС», показаны ее конкуренты и поставщики, описана кадровая политика. Компания быстро развивается, постоянно расширяет свой спектр услуг, в компании работает высококвалифицированный персонал, за счёт этого компания оказывает высококачественные услуги своим клиентам.
3. С целью получения ключевых, наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, был проведён финансово-экономический анализ, по результатам которого видно, что в целом, хозяйственная деятельность компании является эффективной, структура баланса положительна.
4. В целях автоматизации продаж услуг, контроля выполнения плана продаж менеджерами по продажам, аналитики продуктов и базы клиентов, нами был проведен сравнительный анализ функциональности CRM-систем: Мегаплан, TerraSoft CRM, Microsoft Dynamics CRM. Результаты показали, что по функциональности Microsoft Dynamics CRM превосходит конкурентов: пользователь системы получает в распоряжение полный набор инструментов для управления обслуживанием, продажами и маркетинговой деятельностью.
5. В процессе работы был разработан план по внедрению, описаны этапы внедрения CRM-системы «Microsoft Dynamics CRM». Проект внедрения CRM-системы с настройкой (программированием) под специфику компании и привлечением внешних консультантов включает следующие этапы: написание регламентов бизнес-процессов, написание технического задания, установка и внедрение системы, аудит проекта.
6. Среди важных результатов внедрения CRM-системы можно назвать повышение качества выпускаемых/предоставляемых продуктов и услуг, так как легче наладить «обратную связь» с клиентом и узнать, что ему необходимо, а также увеличение числа кросс-продаж, благодаря чему растет прибыль от работы с каждым отдельно взятым клиентом.
7. Разработана инструкция по работе со сделками в системе CRM с целью соотнести функциональность программного обеспечения автоматизированной системы с практикой, описать работу пользователей.
Подводя итоги, нужно отметить, что данная автоматизация позволит эффективнее работать с заявками, все поступающие обращения будут автоматически распределяться среди специалистов. У каждой заявки будет свой приоритет, а также будет сохраняться история заявок, поступающих от клиента, что позволит сделать прозрачной работу технических специалистов . Таким образом, компания всегда будет знать о техническом положении клиентов, а это в свою очередь позволит прогнозировать неисправности.
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. -
Взамен ГОСТ Р ИСО 9001-2015; введ. 2001-15-08. М.: Изд-во
стандартов, 2015.
2. ГОСТ Р6.30-2003. Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению документов. введ.2003-03-03. М.: Изд-во стандартов, 2003.
Учебные пособия, монография:
3. Беквит, Г. Без раздумий. Скрытые силы, заставляющие нас покупать. - М.: Альпина Паблишер, 2011. - 240 с.
4. Братищенко, В. В. Проектирование информационных систем. - Иркутск: БГУЭП, 2014. - 84 с.
5. Гладкий, А. А. Бухучет и финансы для руководителей и менеджеров. - М.: Инфра-М, 2007. - 228с.
6. Глушаков, В. Е. Маркетинг. Поиск, удержание и развитие взаимоотношений с клиентами (идеи, решения, советы). - М.: Дикта, 2011. - 112 с.
7. Граничин, О.Н. Информационные технологии в управлении / В.В. Кияев. - М.: Бином, 2008. - 336 с.
8. Гринберг, П. CRM со скоростью света. Привлечение и удержание клиентов в реальном времени через Интернет. - М.: Символ-Плюс, 2006.
- 530 с.
9. Киреева, А. 101 совет по работе с клиентами. - М.: Альпина Паблишер, 2011. - 143 с.
10. Киселица, Е. П. Информационные ресурсы и технологии в менеджменте.
- Тюмень: ТюмГУ, 2007. - 220 с.
11. Граничин О.Н. Информационные технологии и системы в современном менеджменте / В.И. Кияев. - СПб.: ВВМ, 2014.- 897 с.
12. Армстронг, Г., Основы маркетинга / Ф. Котлер. - СПб.: Вильямс, 2002.
- 1152 с.
13. Кудинов, А. CRM: российская практика эффективного бизнеса. - М.: 1С- Паблишинг, 2008. - 374 с.
14. Голышева, Е. CRM. Практика эффективного бизнеса / А. Кудинов, М. Сорокин. - М.: 1С-Паблишинг, 2012. - 454 с.
15. Пейн Э. Руководство по CRM: Путь к совершенствованию менеджмента клиентов. пер. с англ. С. В. Кривошеин. - М.: Гревцов Паблишер, 2007. - 384 с.
16. Скотт,Д. Максимизируйте Ваши продажи с Microsoft Dynamics CRM / Д. Ли. 2011, 2011. - 240 с.
17. Снайдер, М. Microsoft Dynamics CRM 4.0 / Д. Стегер. - М.: Эком, 2009. - 624 с.
18. Снайдер, М. Microsoft Dynamics CRM 2011. Шаг за шагом / Д. Стегер. - М.: ЭКОМ Паблишерз, 2011. - 528 с.
19. Стражева, Н. С. Бухгалтерский учет / А. В. Стражев. - М.: Книжный Дом, 2008. — 432 с.
20. Трофимов, В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении - М.: Юрайт- Издат, 2009. - 521 с.
21. Пепперс, Д. Управление взаимоотношениями с клиентами / М.Роджерс
- Киев: Юнайтед Пресс, 2009. - 192 с.
22. Фредрик, Н. Почему не работают системы управления отношениями с клиентами. - М.: Добрая книга, 2004. - 167 с.
23. Хойер, Д. Война за клиента. Лояльность раз и навсегда - Минск: Попурри, 2010. - 112 с.
Электронные ресурсы:
24. CRM и бизнес // [Электронный ресурс]
http: //crmbusiness.livej ournal .com/772. html
25. Вертоградов, В. Развертывание CRM-системы как рациональный первый шаг в постановке маркетинга // [Электронный ресурс] http://bizoffice.ru/crm
26. Годовая бухгалтерская отчетность за 2013-2015 года // [Электронный ресурс]https://disclosure.1prime.ru
27. Кадыров, М. Особенности внедрения CRM при массовых продажах // [Электронный ресурс]www.cfin.ru
28. Кораблёв, О.В., Электронный научный журнал. Современные проблемы науки и образования. Методология внедрения CRM-системы на предприятии / Е.Б. Золотухина, 2013. - № 4 // [Электронный ресурс] http://www.science-education.ru
29. Мир CRM: Программы для бизнеса // [Электронный ресурс]www.mir- crm.ru
30. Мочалин, С.М. Управление заказами на предприятии с использованием автоматизированной CRM-системы - Научно-методический электронный журнал Концепт, 2016 - № 4 // [Электронный ресурс] http://e-koncept.ru/2016/16061 .htm
31. Официальный сайт Microsoft Corporation // [Электронный ресурс]https://www.microsoft.com/ш-ru/dynamics/crm.aspx
32. Официальный сайт Terrasoft // [Электронный ресурс] https: //www.terrasoft.ru
33. Официальный сайт Мегаплан // [Электронный ресурс] https: //megaplan.ru
34. Официальный сайт ОАО «АйСиЭл- КПО ВС» // [Электронный ресурс] http://www.icl.ru
35.Черкашин, П.А. Готовы ли Вы к войне за клиента? Стратегия управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). - М.: ИНТУИТ, 2004. - 384 с. // [Электронный ресурс]http://lib100.com
36. Школин, А. CRM: управление клиентами // [Электронный ресурс] http://fd.ru