Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ ПОВОЛЖСКИХ НЕМЦЕВ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ ТРАНСМИССИИ (по материалам исследования немцев Поволжья)

Работа №53922

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

антропология

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
2. Глава I. Семья и истоки формирования семейных традиций немецкой этно-
территориальной группы 8
3. Глава II.Традиционная культура немецких семей края 29
2.1. Обряды жизненного цикла 29
2.2. Обряды хозяйственного календаря 44
2.3. Религиозные 54
4. Глава IIL Роль и функции семьи и семейных традиций в группе
поволжских немцев в современное время 63
5. Заключение 74
6. Список использованных источников и литературы 77
7. Приложение

Россия — многонациональная страна. Важными являются вопросы культурного взаимодействия и развития народов. В начале XXI века, согласно переписи населения 2010 года в России проживает более 394 тысяч немцев. Этнос продолжает свое существование на сегодняшний день и на территории Поволжья, в том числе Татарстана. Эта область всегда отличалась этнической пестротой. Преобладающим населением здесь являются татары и русские. Иные этнические группы, так или иначе, вовлечены в процесс межэтнического общения, что само собой оказывает влияние на функционирование этнической культуры. Со временем немецкий этнос на территории Поволжья во многом утратил свои национальные традиции, обычаи и родной язык посредством ассимиляции. Однако многие до сих пор сохраняют свою самобытность. Такая особенность ярко проявляется в семейном кругу, где впервые для индивида воспроизводятся традиционные отношения, нормы поведения, бытовая специфика и родной язык. Семья всегда являлась важным элементом адаптации человека в обществе, познании окружающего мира и себя самого. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Сложившиеся в семье традиции способны оказать существенное воздействие на становление детей в среде своего этноса и заложить базу культурных и социальных норм. В связи с этим, актуальным остается вопрос семейных традиций для этнокультурной межпоколенной трансмиссии в условиях высокой урбанизированности представителей немецкой этнической группы.
Первые работы о российских немцах начинают появляться в связи с переселением и образованием колоний. Однако их было не так много, а впоследствии они и вовсе исчезают. И только в 1869 году один из первых исследователей колоний пастор А.Ф.Шренк опубликовал свою работу «История закавказских немецких колоний» 1869 г. В том же году вышла работа А.Клауса «Наши колонии», однако это, скор е, была не история колоний, а некое описание колониальных округов с многочисленными статистическими материалами. Позднее они широко использовалось различными авторами. Некоторый интерес к немецким колониям в России изъявляли и немцы-путешественники, среди них был И.Г.Форстер, один из первых посетивший места поселения в Поволжье по поручению Екатерины II, а также П.С.Паллас, который посетил Поволжье во время своей экспедиции 1770-73 гг. Таким образом, записки путешественников являлись вплоть до середины XIX в. единственными существующими публикациями в России о начальных годах жизни колонистов на Волге.
Период с начала XX в. и до 1917 г. можно считать самым плодотворным за весь период изучения истории поволжских немцев. Это связано не только с тем, что вышло много интересных публикаций, а еще и с тем, что в дальнейшем практически все работы как в российской, так и в зарубежной историографии, были основаны на Источниковой базе книг и статей этого периода. В этот период появилась возможность настоятельно исследовать историю поволжских немцев, и удалось это сделать с введением в научный оборот новых архивных документов и воспоминаний первых колонистов.
В начале 1917 г., незадолго до своей смерти, завершил работу над книгой «История поволжских немцев-колонистов» Якоб Дитц. Она впитала в себя все лучшее, что увидело свет до этого. Эту книгу можно рассматривать как самое крупное исследование по истории поволжских немцев в российской историографии как до, так и после 1917 г.
После 1917 г. новые документы в научный оборот не вводились. Это было в большей степени не изучение, а новое изложение, новое видение уже написанной истории поволжских немцев. На этом этапе можно выделить работу Зиннера П. «Немцы Нижнего Поволжья. Исторический очерк».
Также исследовательская работа по истории автономной республики немцев Поволжья сделала скачок в 1990-е ищи/-- монографии А.А. Германа А. А. «История республики немцев Поволжья в событиях, документах, фактах». Исследованием немецких народных календарных обрядов, танцев, песен занимались в это время Ерина Е.М. «Обычаи Поволжских немцев», Шишкина-Фишер Е.М. «Немецкие народные календарные обряды, танцы и песни В Германии и России». Авторы при написании своих работ использовали информацию, полученную в результате этнографических экспедиций. Они собрали и опубликовали огромный материал, посвященный духовной культуре этнических немцев.
Цель проведенного исследования состоит в изучении роли семейных традиций для этнокультурной межпоколенной трансмиссии на примере немецких семей Поволжья.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 .реконструировать процесс формирования семейных традиций, характерных для немецкой этно - территориальной группы Поволжья
2. исследовать специфику традиций немецких семей края
3. провести анализ современного состояния и тенденций развития семейных традиций, характерных для Поволжских немцев
Объектом исследования является этно - территориальная группа российских немцев, проживающих в Татарстане. Предметом исследования - особенности развития традиций поволжских немцев в условиях инокультурной среды.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1870-х гг. по настоящее время. Период с 1870 -х годов характеризуется адаптацией немцев в Поволжском крае, а также появлению первых заметок об этнокультурной сфере переселенцев. В XX вв. происходит трансформация в жизни российских, в том числе и поволжских немцев по причине репрессий и массовых депортаций. Все эти события дают нам почву для изучения современного состояния социально - культурных процессов у немецкого этноса.
Источниковая база исследования состоит из монографий и публикаций авторов досоветского периода, статистических данных, а так же из материалов глубинных интервью в рамках исследования «Межпоколенная передача традиций в немецких семьях Поволжского края» проведенного автором в среде поволжских немцев, проживающих в Татарстане в период с июля по апрель 2016 - 2017 года. В ходе исследования было проведено 20 интервью с представителями немецкой этно - территориальной группы. Участие в интервью приняли поволжские немцы в возрасте от 35 до 86 лет. Состав опрошенных нами семей отличался многообразием, и в интервью принимали участие как руководители национально-культурных организаций, так и поволжские немцы, семьи которых так или иначе были связаны с ней.
Методология и методика исследования. При написании работы ведущим методом исследования был качественный метод. Метод глубинного интервью, непосредственно использовавшийся в ходе исследования, обращает внимание на обширное, детальное изучение семейных отношений респондентов, а также помогает выявить мотивы и потребности его участников.
Помимо выше указанного, в работе были задействованы общенаучные методы, такие как, исторический, сравнительно-сопоставительный, описательный и системный.
Научная новизна. На материалах полевого исследования автор пытается проанализировать механизмы поддержания этнической идентичности и этнокультурной специфики высокоурбанизированной группы поволжских немцев в поликультурном окружении. Имеющееся на данный момент исследования обращают наше внимание лишь на отдельные аспекты жизни немцев в Поволжье, не затрагивая тему семейных ценностей и традиций, как основополагающий критерий поддержания этнокультурного многообразия немецкого этноса. На основе проведенного исследования анализируются новые данные о современном состоянии семейных отношений и связанной с ними культуры этнических немцев.
Структура работы. Поставленные цель и задачи определили структуру исследовательской работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
В первой главе автор затрагивает тему семейных ценностей и семейных традиций, перенося контекст определения на немецкую этническую группу. Здесь нами рассматриваются семейные отношения и семья как социальный институт, а также истоки формирования немецкой семьи и их отношения к понятию семейных ценностей, начиная с середины XIX века до наших дней.
Вторая глава разделена на 3 параграфа, в каждом из которых анализируются обряды, играющие незаменимую роль в жизни немцев и обладающих первостепенным значением для каждого из членов семьи. Это обряды перехода, религиозные и обряды хозяйственного календаря. Тем самым мы даем описание традиционной культуры немцев, затрагивая ее материальную и духовную составляющие.
Третья глава представлена выводами, к которым мы пришли в ходе проделанной исследовательской работы. Они содержат в себе материалы полевого исследования, на основе которых выводятся аспекты современного состояния культуры семей немцев в Поволжье, предпосылки использования родного языка, а также степень влияния семейных ориентиров

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного нами исследования были сделаны следующие выводы:
1. Семейная обрядность издавна несет в себе ряд этнокультурных характеристик, присущих немецкому этносу. Стоит сказать, что во времена образования поволжских колоний на территории России, немецкая семья являла собой законсервированную ячейку, выполняющую ряд функций. Все члены семьи строго придерживались правил и семейных традиций, где незыблемое право управления принадлежало отцу как главе семьи. Здесь имелся четкий порядок распределения обязанностей и соответствующие санкции, таким образом, вся жизнь немецкой семьи соответствовала регламенту. Большую роль для освоения культурных норм имело обязательное посещение церкви, которое прививали ребенку с детства. Также использовались специальные механизмы передачи информации, посредством которых ребенка посвящали в материальную и духовную культуру своего этноса. К таким особенностям можно отнести: семейные вечера, на которых дети и взрослые исполняли музыкальные произведения, так называемые «семейные концерты», исполнение всех обрядовых норм традиционных праздников, приготовление пищи и т.д.
Однако, со временем, произошла ломка и утрата пластов традиционных знаний, что привело к значительной трансформации имевшихся норм. Так, речь идет о всевозрастающей самостоятельности женщины, равноправии партнеров, перемене ценностных ориентиров семьи и всё большей самореализацией.
2. Традиционная культура немецкой семьи в Поволжье имела ярко выраженный характер. Она сохраняла в себе устойчивый комплекс обрядов и обычаев, характерных для немецкого населения. Наиболее ярко этнокультурная специфика проявлялась в обрядах жизненного цикла, например, свадебном обряде. Тщательно сохранялись все мельчайшие элементы свадебной обрядности, включая ритуал ночного сватовства и
обязательных свадебных танцев. Также сохранялся в поволжской среде такой свадебный обряд, как снятия венка с головы невесты под названием «очепление невесты». Хотя этот обряд и трансформировался с годами, однако все равно имел для российских немцев особую значимость. Характерными элементами похоронной обрядности у поволжских немцев являлась традиция захоронения в свадебной одежде в независимости от пола и возраста усопшего. Из народных традиций, наиболее сохранившихся у колонистов, важнейшими были также те, что связывали человека с религией и духовным миром христианства, в частности, рождество, пасха и др. Таким событиям выделялось особое внимание, т.к. каждое из них сопровождалось традиционным для немецкой семьи ритуалом. В процесс были вовлечены и взрослые и дети, что само собой делало праздники традиционно семейными.
3. Современное состояние немецких этнокультурных традиций имеет выраженный диффузный характер с тенденцией замещения этнокультурных элементов на общегородские унифицированные. При этом, если до эмиграции в Поволжье немецкие семьи жили почти в полном составе, то на данный момент сохранилась лишь малая часть данной этнотерриториальной группы при значительном преобладании людей старшего поколения. Именно люди пожилого возраста остаются нуклеарной группой, консервирующей элементы традиционной культуры. Но даже среди пожилого немецкого населения, в Поволжье сохранились лишь смешанные семьи, в которых только один из представителей имеет немецкое происхождение.
В ходе исследования выяснилось, что для большинства немцев источником передачи этнокультурной информации является семья, а так же национально-культурные организации. В каждом интервью, где поднимался вопрос о национальных традициях, так или иначе, затрагивалась тема семьи и ориентация на передачу этнокультурных знаний. Действительно, семейная обрядность является достаточно консервативным институтом и поэтому не имеет склонности подвергаться быстрым изменениям в сравнении с другими сторонами быта. Эта тенденция находит проявление в следующих процессах: 75
соблюдение обрядов жизненного цикла (в семьях, где сильны устоявшиеся традиции, сменяющиеся поколениями), приготовление традиционных немецких блюд, традиции празднования Рождества и Пасхи (распространено повсеместно во всех немецких семьях).
Стоит отметить, что этнокультурная межпоколенная трансмиссия в семьях немцев Поволжья имеет место быть, однако это проявление характерно только в вышеупомянутых характеристиках. Большинство же немцев находят местом своего приобщения к немецкой культуре и традициям Лютеранскую церковь и Немецкий дом в г.Казани, которую зачастую посещают всей семьей. Именно в этом месте немцы черпают необходимые знания, находят близких себе по духу людей, проходят службу в церкви, делятся новыми рецептами немецких блюд, вместе отмечают все сохранившиеся на сегодняшний день национальные праздники, а также поддерживают всевозможные контакты с Германией и представителями немецких общин.
Подводя общий итог нельзя отрицать тот факт, что немецкая этническая группа подверглась и подвергается ассимиляционным процессам в условиях иноэтничного окружения, однако при значительном сокращении и высокой степени урбанизированности, на сегодняшний день продолжает сохранять на бытовом уровне элементы уникальной традиционной духовной и материальной культуры.



1. Галлер П. К. Воспоминания. Быт немцев колонистов в 60 - х годах XIX ст. - Саратов, 1927. - 132 с.
2. Дитц Я.Е. История поволжских немцев-колонистов. - М.: Готика, 2000. - 496 с.
3. Культура и самосознание русских и немцев в Поволжье / Под ред. профессора С. И. Замогильного. - Саратов: Слово, 1994. - 107 с.
4. Страстная неделя и Пасха в обычаях поволжских немцев/ Дульзон А. П. // Обычаи поволжских немцев. М.: Готика, 2001. - 104 с.
2. Неопубликованные
Материалы полевого исследования с июля по апрель 2016-2017 г.Казань
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананян Е. В. Немцы Поволжья: от иммиграции к эмиграции (1760-1880-е гг.) // Два с половиной века с Россией / Е. В. Ананян. - М.: МСНК- пресс, 2013. - с. 208 - 216.
2. Антонова Л. И., Цветкова Н. А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших школьников о семье//Современные гуманитарные исследования, № 1,2006. - 105 с.
3. Герман А.А. История Республики немцев Поволжья в событиях, фактах, документах / А. А. Герман. - М.: Готика, 2000. - 320 с.
4. Герман А.А., Плеве И. Р. Немцы Поволжья / А. А. Герман, И. Р. Плеве. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. - 131 с.
5. Зиннер П.И. Немцы Нижнего Поволжья: Исторический очерк / П. И. Зиннер. - Саратов, 1925. - 177 с.
6. История российских немцев в документах (1763-1992 гг.) / Сост. В.А. Ауман, В.Г. Чеботарева. — М.: Международный институт гуманитарных программ, 1993. — 448 с.
7. Клаус А.А. Наши колонии. Опыты и материалы по истории и статистике иностранной колонизации в России. Выпуск I / А. А. Клаус. — СПб.: Типография В.В. Нусвальта, 1869. - 516 с.
8. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2001. - 508 с.
9. Кули Ч. Первичные группы. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996. - 337 с.
10. Культура и самосознание русских и немцев в Поволжье / Отв. ред. С. И. Замогильный. - Саратов: Слово, 1994. - 107 с.
11. Лыкова Е. Е., Осекина М. И. Немцы-колонисты в Век Екатерины / Е. Е. Лыкова, М. И. Осекина. - М.: Общественная академия наук: Древлехранилище, 2004. - 340 с.
12. Прокопьева Н. В. К вопросу формирования этнической культуры российских немцев. // Немцы России: социально-экономическое и духовное развитие (1871-1941) / Н. В. Прокопьева. - М.: ЗАО «МДЦ Холдинг», 2002. - с. 403 - 408.
13. Сарепта и народы Поволжья в истории и культуре России. Сборник научных статей по материалам научной конференции 2001 года / Отв. ред. М.М. Загорулько. - Волгоград: ООО "Фирма Л.Б.Ф.", 2002. - 146 с.
14. Смирнова Т. Б. Обычай венчания покойников у немцев Сибири / Т. Б. Смирнова // Этнографическое обозрение. 2008. - № 5. — с. 85 - 97.
15. Смирнова Т. Б. Этнография российских немцев / Т. Б. Смирнова. - М.: МСНК-пресс, 2012. - 316 с.
16. Современная семья у народов зарубежной Европы : Опыт этносоциального исслед. - М.: Наука, 1993. - 191 с.
17. Томан И.Б. Венок праздников / И. Б. Томан. - М.: Готика, 1997. - 48 с.
18. Шишкина - Фишер Е. М. Немецкая свадьба / Е. М. Шишкина - Фишер. - М.: АОО «Международный союз немецкой культуры», 2008. - 328 с.
19. Ямпольский М. Физиология символического. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 600 с.
20. Шишкина-Фишер Е.М. Немецкие народные календарные обряды, танцы и песни в Германии и России: Практическое пособие для российских немцев / Е. М. Шишкина - Фишер. - М.: АОО "Международный союз немецкой культуры", 2002. - 325 с.
21. Шмаков С. А. Досуговая педагогика. - Екатеринбург, 2004. - 432 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Диц В. Г. История Казанской Кирхи [Электронный ресурс] / В. Г. Диц. - Электрон, текстовые дан . - Немецкий дом РТ, 2000. Режим доступа: http://www.ndrt.ru/kirche.php,свободный.
2. Ирина Навара-Себастьян. О роли семь в немецком обществе// Журнал Партнер. №1 (148) 2010г. Режим доступа: http://www.partner- inform.de/partner/detail/2010/1 /201 /4055, свободный.
3. Историко-краеведческий и генеалогический форум "Немцы Поволжья" [Электронный ресурс] . Режим доступа: http://wolgadeutsche.rucentr.tv/, свободный.
4. Митрикас А. Семья как ценность: состояние и перспективы
изменений ценностного выбора в странах Европы // "Социологические исследования" . 2004. №5. Режим доступа:
http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0229/analit01 .php, свободный.
5. Лютеранские праздники у немцев в России [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые дан. - Русская лютеранская библиотека, 1998. Режим доступа: http://www.skatarina.ru/library/lutvros/lutvros/lr216.htm, свободный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ