Введение 3
1. Теоретические основы развития современных банковских технологий
(электронного бакинга) 6
1.1. Понятие электронного банкинга и его роль в развитии современных
банковских услуг 6
1.2. Классификация электронных банковских услуг и их нормативно-правовое
регулирование 12
2. Практические особенности применения современных банковских технологий
(электронного бакинга) 23
2.1. Состояние электронного банкинга в России 23
2.2. Оценка развития электронного банкинга в России 32
2.3. Риски электронного банкинга 39
3. Анализ эффективности операций электронного банкинга в РТ 45
3.1. Современное состояние электронного банкинга в Поволжье и республике
Татарстан 45
3.2. Проблемы и перспективы развития инновационных технологий в
банковском секторе экономики 55
Заключение 68
Список использованных источников
Повышение доступности банковских услуг для населения в настоящее время невозможно без технологических решений, позволяющих существенно расширить существующие каналы доступа к банковским продуктам и услугам. Современный уровень развития информационно-коммуникационных сетей позволяет банкам предложить своим клиентам качественно новый уровень банковского обслуживания, основанного на технологиях электронной передачи данных.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности денежного обращения на основе банковских электронных срочных платежей, поиском адекватных форм расчетно-платежных систем, обеспечивающих резкое сокращение времени и затрат на обслуживание платежей, повышение конкурентоспособности банков на базе применения электронного банковского обслуживания, экономию материальных и финансовых ресурсов. В условиях многообразия каналов банковского обслуживания осуществление правильного выбора для практического использования наиболее приемлемых из них позволяет банку выстроить линейку банковских продуктов и услуг, укрепить конкурентоспособность и повысить экономическую эффективность деятельности. Для российской банковской практики характерно весьма слабое использование потенциальных возможностей электронных каналов банковского обслуживания.
В настоящее время наибольшее развитие технологии электронного банкинга клиентов получили в крупных федеральных банках и банках с иностранным участием, предлагающие широкий спектр услуг дистанционного обслуживания, основанного на электронных каналах передачи информации, как юридических, так и физических лиц. В последнее время среди банков, активно развивающих направление электронного обслуживания можно встретить многие банки.
Серьезный вклад в развитие теории электронного банкинга внесли Г.Н. Белоглазова, М.Е. Горчакова, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, А.С. Обаева, Г.Г. Коробова, Л.В. Кох, А.Ю. Симановский, А.М. Тавасиев, А.В. Турбанов, А.Ф. Черненко.
Актуальность и недостаточная теоретическая разработанность важных аспектов становления и развития электронного банкинга, его активное продвижение на отечественном рынке определили выбор темы выпускной квалификационной работы, её цели и задачи.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является деятельность отечественных, поволжских и татарстанских банков в области электронного банковского обслуживания.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления услуги электронного банкинга в коммерческом банке.
Основная цель работы состоит в исследовании основных современных банковскиех технологий (электронного бакинга), разработке эффективного механизма решения основных противоречий развития данного канала обслуживания, а также совершенствовании организации электронного способа предоставления банковских продуктов и услуг.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучение понятия электронного банкинга и его роли в развитии современных банковских услуг;
- рассмотрение классификации электронных банковских услуг и их нормативно-правовое регулирования;
- проведение анализа развития электронного банкинга в Российской Федерации;
- оценивание развитие электронного банкинга в России;
- изучение рисков электронного банкинга;
- обзор тенденций развития электронного банковского обслуживания в банках Поволжья и Республики Татарстан, с определением роли рассматриваемого региона в Поволжье;
- выявление проблем и определение перспектив развития инновационных технологий в банковском секторе экономики.
Методологическая основа исследования представлена следующим рядом: структурирование, сравнение, анализ, синтез.
Структура выпускной квалификационной работы Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
По итогам проведенного исследования было определено, что дальнейшее развитие конкурентоспособного банковского бизнеса требует от банков организации оперативной и удобной системы! обслуживания клиентов, создание каналов самообслуживания клиентов, а также эффективного мониторинга предоставления банковских продуктов и услуг. Переход к электронному банковскому обслуживанию с использованием новейших информационных технологий - одна из основных современный тенденций развития банковского бизнеса.
В ходе исследования было выявлено, что существует немало суждений по поводу сущности электронного банковского обслуживания . На наш взгляд, электронное банковское обслуживание следует рассматривать как способ удаленного взаимодействия банка и его клиентов, обеспечивающий банку возможность информирования и консультирования клиентов, а также реализации им банковских продуктов и услуг на основе электронных каналов передачи данных.
Использование электронного банкинга выгодно как банкам, так и их клиентам. Для банков основные преимущества данного формата обслуживания заключаются в сокращении объемов бумажного документооборота, снижении операционный затрат на проведение одного платежа, возможности привлечения новых клиентов за счет предоставления им более оперативного банковского обслуживания . Клиенты в свою очередь получают возможность контролировать свои счета и управлять ими в режиме «24х7х365», экономить свое время и денежные средства за счет исключения необходимости посещать банк лично для осуществления банковских операций и сделок. Основныш недостатком такого формата обслуживания является увеличение источников банковских рисков . Основной упор при управлении банковскими рисками, связанныши с использованием электронных каналов передачи данный, следует делать на обеспечение информационно-технологической безопасности
применяемых систем электронного банкинга.
Принято шыделять три основный признака классификации электронного банковского обслуживания: вид телекоммуникационного канала передачи данных, тип клиента и комплексность операций , предоставляемые в рамках электронного банкинга. При этом бы:ло отмечено, что данные классификации должны постоянно совершенствоваться и изменяться в зависимости от развития информационно-телекоммуникационных технологий, применяемых в банковской деятельности, повышения качества обслуживания клиентов, а также появления новых видов операций , осуществляемых через электронные каналы передачи данных. Среди основные видов электронного банковского обслуживания можно выделить следующие: PC-банкинг, интернет-банкинг, телефоны банкинг, мобильный банкинг, внешние, видео-банкинг,
интерактивный телевизионный банкинг, серверы - банкоматы:,
информационные киоски, илатежно-информационшые терминалы: . В целом, различные виды электронного банковского обслуживания не конкурируют между собой, а во многом дополняют друг друга, предоставляя клиентам широкий вы:бор каналов доступа к собственным банковским счетам.
Проведенное исследование показало динамичное развитие электронного банкинга в России. Отмечено значительное увеличение счетов, в особенности физических лиц, с дистанционным доступом, доля проникновения составляет около 85% на конец исследуемого периода в общем объеме открытых счетов. Увеличивается объем и количество электронных платежей.
Успешному развитию электронного банкинга в России способствует рост финансовой грамотности населения, планомерная работа высокотехнологичных банков по развитию удаленных каналов обслуживания.
Растет количество платежных карт, эмитированных кредитными организациями, наблюдается рост устройств самообслуживания.
Приведенные данные показывают, что операции по снятию наличных денег увеличились всего на 14,6% по сравнению со значительным ростом операций по оплате товаров и услуг - рост на 73,9% в 2013-2015 году.
По итогам практического исследования было выявлено, что развитие электронного банкинга в России происходит во всех сегментах и направлениях банковской деятельности, огромное развитие естественным образом, электронный банкинг получило в расчетном обслуживании банко в . В рамках исследования электронного банкинга в России мы проанализировали такие показатели , как расчетные счета клиентов с дистанционным доступом в банках, платежи проводимые клиентами банков с использованием платежных поручений, проведенные электронным способом, операции совершенные посредством платежных карт по оплате товаров и услуг, платежи, распоряжения по которым были составлены и переданы в электронном виде, денежные переводы . Анализ показал, что по всем показателям наблюдается тенденция роста, что отражает большую заинтересованность клиентов к электронному банкингу , тем прежде.
Электронный банкинг на современном этапе развития банков Поволжья и Республики Татарстан является важным рычагом в развитии деятельности кредитных организаций, о чем свидетельствуют увеличивающийся спрос клиентов банков, как физических, так и юридических лиц на электронное банковское обслуживание в разрезе всех е о видов проявления. При этом банки Татарстана по многим направлениям развития электронного банкинга своим клиентам улучшили деятельность, так как увеличивалась доля некоторых операций банков Татарстана в структуре банковского сектора Поволжья. Также следует признать об увеличении доверия клиентов электронному банкингу кредитных организаций Поволжья и Татарстана, поскольку клиенты стали осуществлять операции чаще и в больших объемах , чем прежде. Это также стало возможным благодаря совершенствованию электронного банковского обслуживания в банках Поволжья и Татарстана.
Одним из основных факторов, сдерживающих развитие электронных каналов банковского обслуживания, является недоверие пользователей к уровню безопасности. В основном мошенники используют атаку на клиента и похищение его конфиденциальных данных. С целью снижения таких рисков банки предоставляют своим клиентам рекомендации по обеспечению сохранности критичной информации, необходимой для работы с системой электронного банкинга. В случаях, когда клиент подвергся атаке мошенника, банки используют механизмы выявления и предотвращения несанкционированных операций. Дальнейшее развитие электронного банковского обслуживания требует от банков постоянных финансовых затрат на совершенствование систем безопасности и защиты электронных каналов передачи информации, а также проведение обучающих мероприятий с клиентами банков с целью сведения к минимуму несанкционированного доступа к их персональным данным.
Предлагаемые пути решения перечисленных проблем включают:
1. создание сбалансированной системы урегулирования споров по операциям с картами и системы взимания и распределения между эмитентами и эквайерами межбанковской комиссии в рамках НСПК;
2. создание международной мультивалютной платежной системы с операционным, платежным клиринговым и расчетным центром на территории Российской Федерации; ускорение процессов импортозамещения в области автоматизации банковской отрасли в целом и платежного сегмента в частности;
3. совершенствование оперативно-розыскной деятельности по преступлениям в платежной сфере и технологических средств ее обеспечения;
4. создание отраслевых центров по сбору и распространению информации о преступлениях в платежной сфере с использованием ЭСП и лучших практиках противодействия таким преступлениям;
5. совершенствование законодательства в части использования ЭСП с высоким уровнем защищенности и создание эффективной системы удостоверяющих центров;
6. принятие специализированного закона о криптовалютах, в рамках которого альтернативные системы перевода криптовалют могут быть интегрированы в банковскую систему.
Дальнейшее развитие электронного банковского обслуживания требует от банков постоянных финансовых затрат на совершенствование систем безопасности и защиты электронных каналов передачи ин формации, а также проведение обучающих мероприятий с клиентами банков с целью сведения к минимуму несанкционированного доступа к их персональным данным . На сегодняшний день уровень защищенности доступа к данным клиента в системах электронного банкинга определяется в основном тем, насколько должным образом клиент позаботился об обеспечении безопасности персональных данных.
В банках должны хорошо понимать, что оказание электронных услуг связано с повышенными финансовыми рисками. Факторами риска на современном этапе являются: злоупотребления с подлинными картами ; сбыт и использование поддельных карт; злоупотребления с платежными квитанциями; несанкционированный доступ в электронную систему ; умышленные атаки на систему ; случаи ошибочных действий пользователей; сбои в работе и поломка электронной системы и оборудования,
Работа с целью минимизации потерь в банках при оказании электронных услуг должна складываться из следующих основных элементов: соблюдение строгого контроля за процессом производств карт, их авторизацией и оформлением трансакций; аккуратная проверка персональных данных потенциальных владельцев карт; четкая регламентация действий всех сотрудников при различных ситуациях; защита информации о клиентах и контрольно-аналитическая деятельность с целью раннего выявления мошеннических действий с картами; постоянное повышение квалификации сотрудников технического персонала и сотрудников, использующих компьютерную технику.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 12.12.1993 г. , №7-ФКЗ (ред. от 21.07.2014 г. ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 22.12.2016.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.01.1996 г. , №14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 22.12.2016.
3. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2.12.1990 г., №395-1 (ред. от (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 22.12.2016.
4. Об электронной подписи [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 6.04.2011 г. №63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». ВерсияПроф. - Последнееобновление 22.12.2016.
5. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 7.08.2001 г. №115-ФЗ (ред. от 06.07.2016.) // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление
22.12.2016.
6. О персональных данных [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.07.2006 г. 152-ФЗ (ред . от 21.07.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Про ф . - Последнее обновление 22.12.2016.
7. Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 24.12.2004 г. №266-П (ред . от 14.01.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф . - Последнее обновление
22.12.2016.
8. О платежной системе Бтка России [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 29.06.2012 г. №384-П (ред. от 05.11.2015.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Про ф . - Последнее обновление
22.12.2016.
9. Об иденти фикации кредитныши организациями клиентов и
вы: го до приобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 19.08.2004 г. №262-П (ред. от 20.07.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф . - Последнее обновление 22.12.2016.
10. О правилах осуществления перевода денежных средств [Электронный
ресурс]: Положение Банка России от 19.06.2012 г. №383-П (ред. от 06.11.2015.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. -
Последнее обновление 22.12.2016.
11. О порядке ин формирования кредитными организациями Центрального Банка Российской Федерации об использовании в своей деятельности Интернет-технологий [Электронный ресурс]: Указание Банка России от 1.03.2004 г. №1390-У (ред. от 30.11.2004 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Про ф . - Последнее обновление 22.12.2016.
12. О рисках при дистанционном банковском обслуживании [Электронный
ресурс]: Письмо Банка России от 07.12.2007 г., №197-Т // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф . - Последнее обновление
22.12.2016.
13. О рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB- сайтов кредитных организаций в сети Интернет [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 23.10.2009 г. №128-Т // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Про ф . - Последнее обновление 22.12.2016.
14. Воронин А. Н., Ревенков П. В. Электронный банкинг: риски использования для противоправные действий / Воронин АП., Ревенков П .В. // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - 2011. - №6.
15. Гордеев Ю. Настоящее и будущее мобильных денег / Гордеев Ю. // Банковские технологии. - 2012. - №3.
16. Горчякова М.Е. Дистанционное банковское обслуживание: уч. пособие . - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.
17. Гудкова О.В., Ермакова Л.В., Ковалева Н.Н., Мельгуй А.Э. Развитие инновационных технологий на рынке банковских услуг // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 9 (100).
18. Елисеева И . И. Эконометрика / Елисеева И . И. - М.: Финансы и статистика,
2011.
19. Жарковская Е . П. Банковское дело : учебник / Жарковская Е.П . - М.: Омега- Л, 2011.
20. Задумов М.А. Перспективы развития электронных средств платежей и их основные особенности // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 3¬2 (68-2).
21. Зуева С.А., Шпортова Т.В. Современные тенденции в обслуживании банками клиентов // В сборнике: Современный взгляд на будущее науки Сборник статей международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2016.
22. Кабанова О.В. О состоянии и перспективах электронного банкинга в России / Кабанова О. В. // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». -
2015. - № 2.
23. Казанская Ю .А. Финансы и кредит: учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям / Казанская Ю .А. - Таганрог: ЮФУ,
2012.
24. Казанский А.В. Электронная коммерция и финансовые услуги : перспективы взаимодействия / Казанский А. В. // Финансы и кредит. - 2013. - №3.
25. Козырь Н.С., Гетманова А.В. Технологии в сфере дистанционного банковского обслуживания: анализ и перспективы развития // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 25 (307).
26. Королев О . Г. Повышение эффективности деятельности банков на розничном рынке / Королев О.Г. // Аудит и финансовый анализ - 2015. - №2.
27. Красавина Л . Н., Валенцива Н . И . Российский финансовый рынок и его роль в инновационном развитии экономики / Красавина Л.Н., Валенцива Н .И. // Банковские услуги - 2012. - №7.
28. Малышева В.В. Управление рисками в условиях электронного банкинга // Банковские услуги. - 2016. - № 5-6.
29. Масленников А.А., Масленникова Н.П. Проблемы разработки и внедрения инновационных банковских продуктов // Сервис в России и за рубежом. - 2016. Т. 10. - № 5.
30. Орехова З.Н. Перспективы развития российского рынка платежных карт. / Орехова З.Н. // Банковское дело. - 2014. - №12.
31. Пашкова А .В., Иванова Ю .В. Дистанционное банковское обслуживание в России и странах Европы и США / Пашкова А. В., Иванова Ю.В. // Банковский ритейл - 2015. - №2.
32. Поспелов А.Л. Особенности управления операционным риском в условиях электронного банкинга // Банковское дело. - 2016. - № 2.
33. Путковская С .А . Выбор механизма повышения эффективности банковских услуг / Путковская С.А. // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2015. - № 3.
34. Родионова В. Интерактивное телевидение / Родионова В. // Банковские технологии. - 2012. - №10.
35. Саркисянц А. Банковская розница: замедление роста / Саркисянц А. // Бухгалтерия и банки. - 2011. - №8.
36. Сатучиева М.М., Хачкизова И.Г. Обзор основных трендов развития рынка электронных платежей // Известия Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии. - 2016. - № 1 (7).
37. Соколов Д.А. Управление рисками электронных банковских услуг (на примере Эстонии): Автореф. дисс. ... канд. экон. наук / Соколов Д.А. - Сан кт Петербург, 2014.
38. Тавасиев А.М. Банковское дело : управление кредитной организацией: учебное пособие / Тавасиев А . М. - Издательский дом «Дашков и К», 2010.
39. Татарникова А.О. Современные технологии на рынке банковских услуг // В сборнике: Экономика и банковская система: теория и практика материалы заочной международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный университет"; ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»; ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве РФ». 2016.
40. Усоскин В.М. Электронная коммерция банков с пластиковыми картами / В.М . Усоскин - М.: ВАЗАР-ФЕРРО, 2012.
41. Хабаров В.И . и Попова Н.Ю . Банковский маркетинг: учебное пособие / Хабаров В.И., Попова Н.Ю . - М.: МФПА, 2011.
42. Харитонова Р .С. Экономико-математическое моделирование в экономике Учебник. / Харитонова Р.С . - Казань: КТФЭИ, 2009.
43. Хлыбова Л.Э., Муравьева Н.Н. Исследование развития безналичных расчетов в российской банковской системе за 2011-2015 гг. // Science Time. -
2016. - № 3 (27).
44. Шамраев А. Правовые аспекты деятельности коммуникационных систем (на примере SWIFT) [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Про ф . - Последнее обновление 28.04.2015.
45. Шевченко И.В., Нанба Д .Э . Проблемы совершенствования механизмов осуществления электронных финансовых операций в условиях интеграции в мировую экономику / Шевченко И.В., Нанба Д.Э. // Финансы и кредит. - 2012. - №12.
46. Шикова Е.И. Исследование современных электронных технологий для развития инновационных процессов банковских структур // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2016. - № 28-2.
47. Школин М . В. Влияние внедрения дистанционного банковского
обслуживания на банковские риски / Школин М.В. // Аудит и финансовый анализ . - 2015. - №1.
48. Юденков Ю. Н. Интернет-технологии в банковском бизнесе : перспективы и риски: учебно-практическое пособие / Юденков Ю.Н., Тысячникова Н.А., Сандалов И.В., Ермаков С .Л . - М.: КНОРУС, 2010.
49. Банк России [Электронный ресурс]: Статистика - О фициальный сайт Банка России, 2015. - Режим доступ а: http://www.cbr.ru
50. РБК.Рейтинг [Электронный ресурс]: Исследования - Официальный сайт РБК.Рейтинг, 2015. - Режим доступа: http://www.rbc.ru
51. Bankir.Ru [Электронный ресурс]: Банкоматная сеть как одно из направлений развития розничного банковского бизнеса в России - Информационный портал Bankir.Ru, 2015. - Режим доступа: http://bankir.ru
52. Banki.ru [Электронный ресурс]: Информация о банках и банковских
продуктах. - Информационный портал Banki.ru, 2015. - Режим доступа:
http: //www.banki. ru
53. «Эксперт РА» [Электронный ресурс]: Исследования - Официальный сайт Рейтингового агентства «Эксперт РА», 2015. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru
54. BSS [Электронный ресурс ]: Информация о предлагаемых системах
электронного банкинга. - Официальный сайт компании ООО «Банк софт
системс», 2015. - Режим доступа: http://www.bssys.com
55. Basel Committee on Banking Supervision [Электронный ресур с]:
Рекомендации Базельского комитета, регулирующие электронную банковскую деятельность. - Официальный сайт Базельского комитета по банковскому
надзору, 2015. - Режим доступа: http://www.bis.org
56. Deeplace [Электронный ресурс]: Основы сетей передачи данных
информация. - Официальный айт омпании Deeplace, 2015. - Режим доступа: http: //www. deeplace. md
57. CNews [Электронный ресурс]: Определены лидеры на рынке систем интернет-банкинга по итогам первого полуго ия 2014 г. - фициал ный сайт издания о высоких технологиях «CNews», 2015. - Режим оступа: http: //www.cnews.ru
58. Мобильный форум [Электронный ресурс]: Исследования рынка мобильного банкинга, интернет-технологий. - Официальный сайт ин формационной группы «MForum Analytics», 2015. - Режим доступа: http://www.mforum.ru
59. Ifin.ru [Электронный ресурс]: Развитие рынка интернет-банкинга, мобильного банкинга. - Официальный сайт проекта «Интернет Финансы», 2015.
- Режим доступа: http://ifin.ru
60. Время и деньги [Электронный ресурс]: Широкополосный интернет перестал быть роскошью. - О фициальный сайт газеты «Время и деньги», 2015. - Режим доступа: http://www.e-vid.ru
61. Аналитическое агентство Markswebb Rank & Report [Электронный ресур с]: Internet Banking Rank 2015 - О фициальный сайт Аналитического агентства Markswebb Rank & Report, 2015. - Режим доступа: http://markswebb.ru/