ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
1.1 ПОНЯТИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЕГО ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
1.2 РОЛЬ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
2.2. ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СНГ В ОБЛАСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
2.3. ОПЫТ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
ГЛАВА 3 ПОДХОД К ЭФФЕКТИВНОМУ РАЗМЕЩЕНИЮ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ НА ОСНОВЕ
ДВУХЭТАПНОГО КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА
3.1 КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ ВАРИАНТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ
ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ
3.2. КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ ПО ДВУМ ФАКТОРАМ( НА ПРИМЕРЕ ПИЩЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
3.3. КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ ПО ТРЕМ ФАКТОРАМ (НА ПРИМЕРЕ ПИЩЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Импортозамещение является существенным фактором, оказывающим воздействие на конкурентоспособность отечественных предприятий. При этом импортозамещение является сложной разноплановой проблемой, затрагивающей национальные интересы страны, в особенности в части решения такой стратегической задачи как продовольственная безопасность. Не следует недооценивать возможности продовольственной зависимости как следствия непредвиденно возникающих внешних кризисных ситуаций, изменения конъюнктуры глобального агропродовольственного рынка и недобросовестной конкуренции.
Обострение политической, социально-экономической ситуации в Украине и экономические санкции США и ряда стран Западной Европы, направленные против РФ, вынужденные ответные меры России на эти санкции в продовольственном секторе экономики, актуализировали проблему обеспечения национальной продовольственной безопасности как никогда. В сложившейся ситуации российские регионы получили мощный дополнительный импульс к наращиванию собственного производства продуктов питания.
Цель исследования состоит в исследовании возможностей эффективного развития импортозамещающих производств и разработка на основе кластерного анализа подхода к эффективному размещению импортозамещающих пищевых производств по регионам Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Исследовать основные теоретические подходы к рассмотрению сущности и основных составляющих понятия «импортозамещения»;
2. Раскрыть роль импортозамещения в решении проблемы продовольственной безопасности страны;
3. Провести анализ накопленного зарубежного и отечественного опыта импортозамещения;
4. Разработать подход к повышению эффективности развития импортозамещающих пищевых производств на основе двухэтапного кластерного анализа;
5. Предложить варианты размещения пищевых производств на основе двухэтапного кластерного анализа.
Объект исследования - виды экономической деятельности, отражающие возможности импортозамещения.
Предметом исследования выступает причинно-следственная взаимосвязь факторов, оказывающих влияние на эффективное размещение импортозамещающих производств по регионам в системе обеспечения по продовольственной безопасности и социально-экономического развития России.
Степень изученности проблемы. Импортозамещение, как слабоизученный процесс, требует разъяснений и популяризации. На сегодняшний день импортозамещение не имеет тщательно выверенного, точного определения. До недавнего времени изучение проблем импортозамещения ограничивалось лишь анализом практического опыта зарубежных стран.
При этом роль импортозамещения в данной работе рассматривается в контексте решения проблемы продовольственной безопасности. В этой области значительный интерес представляют труды российских ученых-экономистов: Агирбова Ю.И., Алтухова А.И., Боева В.Р., Борхунова Н.А., Буздалова И.Н., Водянова А.А., Гордеева А.В., Гончарова В.Д., Добрынина В.А, Зельднера А.Г., Киселева С.В, Коровкина В.П., Клюкача В.А., Крылатых Э.Н., Милосердова В.В., Назаренко В.И., Папцова А.Г., Серкова А.Ф., Тарасова В.И., Ушачева И.Г., Фаминского И.П., Хлебутина Е.Б., Шмелева Г.И. и др., а также труды зарубежных экономистов: Долана Э.Дж., Линдсея Д.Е., Линдерта П.Х., Пугеля Т.А. и др.
В работах этих и других ученых широко исследованы механизмы обеспечения продовольственной безопасности, определены объективные причины и последствия роста импорта, в том числе и после вступления в ВТО, разработаны и приведены конкретные меры повышения эффективности отечественного сельхозпроизводства с целью улучшения ситуации с продовольственным обеспечением населения России.
В целом следует отметить, что как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе не завершено создание целостной теории импортозамещения, хотя предпосылки для этого, определенно, существуют. Параллельно с этим отсутствуют комплексные разработки по поводу эффективного применения и развития импортозамещения применительно к пищевым производствам.
Научная новизна работы состоит в разработке подхода к эффективному размещению импортозамещающих производств по субъектам Российской Федерации на основе двухэтапного кластерного анализа социально - экономических показателей.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, материалы монографий и статей в российских и зарубежных изданиях, посвященные решению вопросов обеспечения продовольственной безопасности. Исходным материалом для диссертационного исследования послужили статистические и аналитические материалы Росстата РФ, данные государственной таможенной статистики, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, материалы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Института исследований продовольственной и аграрной политики (FAPRI), информационные ресурсы Internet. Правовая база исследования представлена директивными, нормативно-правовыми документами и законодательными актами Российской Федерации и ряда других стран, международными договорами.
В процессе исследования были использованы методы: абстрагирования и обобщения, монографический, сравнительного, ситуационного и системного анализа, причинно-следственного анализа и синтеза, экономико-статистические, расчетно-конструктивный, графический.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней положения и выводы могут быть использованы при подготовке учебных пособий, специальных курсов в высшей школе и системе повышения квалификации по дисциплинам: «Управление проектами», «Экономика труда», «Экономико-математическое моделирование» и других. Кроме того, материалы могут быть использованы в учебных программах стратегического планирования.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования методических и практических рекомендаций, предложенных в работе, для обеспечения продовольственной безопасности по наиболее уязвимым на данный момент видам продуктов агропромышленного производства, применения разработанного алгоритма размещения производств в регионах на основе симбиоза иерархического кластерного анализа и метода кластеризации k-средними, а также использования кластеров и их центров, полученных в работе, при организации будущих агропромышленных производств как государственными учреждениями, прежде всего направленными на стратегическое планирование и экономическое развитие, так и компаниями, работающими в сфере АПК.
Содержание работы состоит из трех глав, девяти параграфов, 25 таблиц, 27 рисунков, введения и заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава данной диссертации посвящена изучению теоретических основ исследования проблемы импортозамещения посредством анализа таких понятий как импортозамещение и продовольственная безопасность, обзора методологических подходов к стимулированию развития импортозамещающих производств и рассмотрения современных проблем развития импортозамещения в условиях глобализации.
Вторая глава посвящена особенностям реализации политики импортозамещения, как за рубежом, так и в Российской Федерации и странах СНГ, и в Республике Татарстан в частности.
Третья глава данной диссертации посвящена разработке комплексного проекта кластерного анализа импортозамещения в продовольственном секторе РФ, начиная от теоретического описания основных этапов кластерного анализа, до кластеризации регионов РФ по видам сельскохозяйственной деятельности с помощью специального программного обеспечения и математических расчётов, до анализа результатов кластеризации и подготовки рекомендаций к размещению сельскохозяйственных производств в регионах.
Исследование экономической сущности импортозамещения показало, что импортозамещение - плановый процесс насыщения внутреннего рынка на основе развития национального производства. Импортозамещение предполагает проведение протекционистской политики, способствует улучшению структуры платёжного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию наукоемких отраслей и научного потенциала. Рационализация продовольственного импорта предполагает решение двух главных задач: повышение в структуре импорта доли машин, оборудования и высоких технологий; создание конкурентной среды для импортных продовольственных товаров в результате развития замещающих производств в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.
Стратегии экспортной ориентации и импортозамещения в определенное время были присущи экономикам новых индустриальных стран Азии и Латинской Америки. Практика показывает, что в ряде случаев стратегия экспортной ориентации сочетается с эффективным импортозамещением, обеспечивая экономический прогресс региона.
Переломным моментом в развитии российского АПК на короткое время стал финансовый кризис 1998г. Развитие получили отрасли, имеющие короткий инвестиционный цикл, в результате чего пищевая промышленность, вследствие резкого удорожания импортных поставок, перешла на переработку сырья преимущественно отечественного производства. Сокращение спроса на импортные продукты питания со стороны населения, вызванное снижением его покупательской способности, также предопределило востребованность товаров российского производителя. Финансовый кризис 1998г. сыграл, в некотором смысле, положительную роль, став катализатором роста спроса на отечественное сырье и продовольствие.
В целях развития процесса импортозамещения предлагается:
- принять конкретные меры в отношении импортной ориентации наших зарубежных партнеров, связанной с закупками по импорту сельскохозяйственного сырья, что снижает возможность организации эффективного аграрного производства на территории России и тормозит процесс инвестирования в российский АПК;
- организация современных высокотехнологичных производств на основе применения инновационных ресурсосберегающих технологий;
- обеспечить профилактику потерь поголовья;
- ввести гибкую систему таможенных пошлин и квот;
- создать систему целевых госзакупок и гарантированного государственного заказа на мясную продукцию;
- рассмотреть возможность отмены налога на добавленную стоимость на комбикорма, витамины, белковые добавки, незаменимые аминокислоты, и другие ингредиенты, используемые в приготовлении кормов для животных;
- ввести льготный режим оплаты всех видов топливно-энергетических ресурсов, снизить тарифы на перевозки продукции.
В целях развития и защиты внутреннего рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия также предлагается отказаться от заключения межправительственных соглашений о централизованных зарубежных поставках в Россию сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, предоставляемых безвозмездно и на условиях товарного кредита; пересмотреть позицию по вступлению в ВТО, по возможности отложить данное мероприятие; обеспечить выполнение условий, при которых будет обеспечен баланс целей и интересов, как государства, так и сельхозтоваропроизводителей.
Поставленные задачи могут быть решены только при выполнении следующих условий:
1. Государственное регулирование внешней торговли продовольствием и сырьем для его производства должно сопровождаться адекватными и взаимоувязанными мерами в макроэкономической и аграрной политике;
2. Усиление защитной функции импортных пошлин, их взимание следует увязать с господдержкой отечественного производителя;
3. Распределение поступлений в бюджет посредством взимания импортных ввозных пошлин в виде дотаций для нуждающихся подотраслей сырьевой отрасли АПК - сельского хозяйства;
4. Обеспечение беспрепятственного доступа
сельхозтоваропроизводителей на прилавки магазинов и торговых сетей, сокращение до разумного минимума «армии» посредников между производителем и продавцом;
5. Стимулирование и расширение потребительского и инвестиционного спроса - задача, способствующая замещению импорта;
6. Создание условий для развития внутренней конкуренции среди среднего и малого бизнеса, повышение мотивации и эффективности управления путем возможной и объективно необходимой приватизации неэффективно работающих государственных предприятий.
Замещение импорта должно осуществляться посредством стимулирования, развития и защиты собственного агропроизводства, как основного и единственного источника удовлетворения потребностей населения в полноценном и здоровом питании. Для того, чтобы верно оценить масштабы импортозамещения, необходимо четкое понимание того, какой максимальный объем производства с учетом всех факторов, присущих сельскому хозяйству страны, а также грядущих политических и экономических изменений, возможен в России.
Производство импортозамещающей продукции в аграрной сфере базируется на шести основных факторах: стоимости используемой техники и оборудования, энергоресурсов, сырья и материалов, рабочей силы, финансовых ресурсов, а также на уровне развития менеджмента и квалификации персонала. Только при условии грамотного и сбалансированного сочетания этих факторов возможно создание эффективных и конкурентоспособных агропромышленных производств.
В любом случае предпочтение следует отдавать не полному импортозамещению за счет ввоза заимствованного сырья и развития «упрощенных» технологий, а полноцикличному производству, и желательно на местном сырье. Конечно, сразу и целиком перейти на него невозможно: во всем желательно соблюдать определенный баланс.
Как показало исследование международного опыта, политика импортозамещения в странах Латинской Америки привела к ухудшению экономической ситуации, повышению инфляции, снижению покупательной способности, снижению сбережений, сокращению рабочих, снижению инвестиционной активности. Все это случилось по причине не комплексности мер и задержки с выходом на внешние рынки взращенных внутри страны предприятий. Любая протекционистская политика по сути своей является административной поддержкой отраслей, которые потом сложно адаптируются к конкуренции. Отсюда вытекает еще одно правило: необходима внутренняя конкуренция для обеспечения качества продукции для внутреннего рынка.
Если за тот же исторический период взять страны Южно-Азиатского региона, то выяснится, что там проводилась аналогичная политика, смесь протекционизма и ограниченной изолированности, однако уже в шестидесятые годы стратегия начала отличатся от латиноамериканской благодаря повышению открытости экономики и развитии отраслей, ориентированных на внешний рынок: субсидировании и кредитовании на выгодных условиях предприятий, экспортирующих продукцию с высокой добавочной стоимостью не ниже определённого объёма, уменьшение или освобождение от пошлин на импорт промежуточных ресурсов. Вовремя скорректированный экономический курс и гибкая стратегия помогли этим странам добиться немалых экономических высот.
В третьей главе было дано определение кластеризации, основные функции и задачи, этапы типового кластерного анализа. Затем был показан предложенный нами специально для диссертационного исследования двухэтапный кластерный анализ для пищевых производств, выбраны и обоснованы как методы кластеризации и их последовательность (иерархический, затем метод k-кластеризации), так и методы разделения на кластеры и анализа результатов - кластеризация квадратичным евклидовым расстоянием и взвешенный центроидный метод расчета связи между кластерами.
Отдельно по каждому из семи видов экономической деятельности, был подробно показан проведённый анализ и его результаты: проведение иерархической кластеризации, построение дендрограммы деления данных на кластеры, затем по определившемуся количеству кластеров была проведена k- кластеризация для более точного деления и получения окончательных результатов. В качестве критерия отбора было использовано среднее значение по всем кластерам, относительно которого и давались рекомендации по размещению, в некоторых случаях объединяя 2 анализа - по 2 показателям (фонду заработной платы и количеству человеко-часов), и там, где был предоставлен достаточный массив данных, по 3 показателям (добавлялся оборот организаций).
В результате, после объединения всех проведённых анализов в одну таблицу, сложилась комплексная картина обоснования размещения пищевых производств на территории Российской Федерации с разделением на конкретные кластеры, объединяющие регионы, которые лучше подходят для размещения данных видов деятельности.
1. Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (с изм. от 24.06.2015) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // «Российская газета», N 176, 07.08.2014.
2. Симоненко М. В. Проблемы импортозамещения в России в условиях экономических санкций США и Западной Европы // Молодой ученый. - 2015. - №19. - С. 423-426.
3. Указ Президента РФ от 24 июня 2015 г. N 320 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации".
4. Приказ ФТС России от 7 августа 2014 г. N 1496 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации".
5. Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые до 5 августа 2016 г. (включительно) запрещены к ввозу в Российскую Федерацию. Приложение к постановлению Правительства РФ от 7 августа 2014 г. N 778.
6. Р. Минниханов указал на брешь в продовольственной безопасности
Татарстана // Режим доступа:
http://rt.rbc.ru/tatarstan/23/03/2016/56f285db9a79471b47586b7c
7. Пищевой кластер Татарстана встанет на защиту продбезопасности // Режим доступа:
http://rt.rbc.ru/tatarstan/25/04/2016/571de4919a79474575344adb?from=main
8. Продовольственная независимость на Дону к 2030 году // Режим доступа: http://rostov.rbc.ru/rostov/02/09/2015/55e707009a7947dde78697c2
9. В ВТО одобрили декларацию, запрещающую субсидии сельхозэкспорта // Режим доступа:http://ria.ru/economy/20151219/1345221505.html
10. Симоненко М. В. Проблемы импортозамещения в России в условиях экономических санкций США и Западной Европы // Молодой ученый. — 2015.
- №19. - С. 423-426. // Режим доступа:http: //www. moluch.ru/archive/99/22060/
11. Савостьянова Я. В., Селезнева А. А. Обеспечение продовольственной
безопасности России в условиях продления санкций // Молодой ученый. — 2016. - №1. - С. 471-474. // Режим доступа:
http: //www.moluch.ru/archive/105/24976/
12. Лалаян Г. Г. Глобализация мировых экономических процессов и ее влияние на обеспечение продовольственной безопасности России // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 249-252 // Режим доступа:http: //www. moluch.ru/archive/51/6507/
13. Бериков В. С., Лбов Г. С. Современные тенденции в кластерном анализе // Всероссийский конкурсный отбор обзорно-аналитических статей по приоритетному направлению «Информационно-телекоммуникационные системы», 2008. - 26 с.
14. Рубцова Л. Н. Особые экономические зоны предпринимательства: теория и практика // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Экономика и управление. - 2013. - с. 21.
15. Коровкин, В.П. Импортозамещение продукции как условие обеспечения продовольственной безопасности России / В.П. Коровкин, Г.А. Якушкина, Н.А. Сучкова // Использование мирового опыта в решении проблемы продовольственной безопасности. - М., 2009.
16. Захарова Е. В. «Важность инновационного импортозамещения в условиях международных санкций против российской экономики» // Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики», - 2014. - № 12.
17. Рогов А. В. Зависимость доходов бюджета России от экспорта нефтегазового сектора / А. В. Рогов // Молодой ученый. - 2014. - № 20. - С. 383¬386.
18. Тюрин С. «Импортозамещение - альтернатива превращению России в полуколониальную державу» // «Торгово-промышленные ведомости. Издание Торгово-промышленной Палаты РФ», - 2014. - № 10.
19. Федоляк Ф.С. Импортозамещающая стратегия структурных сдвигов в экономике России. М.: 2002.
20. А.Г. Грязнова, Т В Чечелева. Экономическая теория: Учебник - М. Издательство «Экзамен». 2005. - с. 592.
21. Вице-премьер РФ Виктор Зубков назвал условия для ограничения экспорта
российского зерна, 11 октября 2011 // Режим доступа:
https:ZZlenta.ru/news/2011/10Z11/grain/
22. О введении вывозной таможенной пошлины на пшеницу и установлении её ставки, 25 декабря 2014 // Режим доступа:http://government.ru/docs/16329/
23. Правительство ввело экспортную пошлину на пшеницу с 1 февраля, 25 дек
2014 // Режим доступа:
http://www.rbc.ru/economics/25/12/2014/549c68f99a79475b296de8cb
24. Импортозамещение: зарубежный опыт и уроки для России.
Международный научно-исследовательский журнал; опубликовано в 2015, выпуск август 2015, экономические науки // Режим доступа:http://research- journal.org/economical/importozameshhenie-zarubezhnvj-opvt-i-uroki-dlva-rossii/
25. Заключение Счётной палаты «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/audit-of-the-federal-budget/preliminarv-control/resume%20%202015-2017%20гг.pdf
26. Импортозамещение: зарубежный опыт, инструменты и эффекты. Н.Ш. Ватолкина, Н.В. Горбунова. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 6(233) 2015.
27. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до
2030 года // Режим доступа:
http:ZZtatarstan2030.ruZUserFilesZFilesZStrategv RT 1205.pdf
28. Флагманский проект "Татарстанская технологическая инициатива" // Режим доступа:
http:ZZbase.consultant.ruZregbaseZcgiZonline.cgi?req=doc;base=RLAW363;n=96250;dst=103480
29. Индекс конкуренции регионов - полюса роста России (AV RCI). Источник: AV Regions Competition Index, усредненные значения 2009-2011 гг. // Режим доступа:http: //av- group.ru/wp-content/uploads/2013/11 /AV RCI.pdf
30. Бурко Р. А. Роль импортозамещения в экономике России // Молодой ученый. 2013. №11.
31. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 560 c.
32. Батчиков С. Импортозамещающий вектор альтернативной стратегии народнохозяйственного развития // Российский экономический журнал. - 2007. - №3- С. 71-77.
33. Западные санкции и российская экономика // Российская газета «Экономика и жизнь». 2014. // Режим доступа: http://www.eg-online.ru/article/253283.
34. Импортозамещение: хотеть недостаточно // Российская газета «Экономика и жизнь». 2015. // Режим доступа:http://www.eg-online.ru/article/261445.
35. Импортозамещение - дело тонкое // Российская газета «Экономика и жизнь». 2015. // Режим доступа: http://www.eg-online.ru/article/261057.
36. Промышленность не готова к работе на отечественном оборудовании // Российская газета «Экономика и жизнь», № 78, 2015.
37. Разгорается увлекательная дискуссия о новой экономической политике // Российская газета «Экономика и жизнь». 2014. // Режим доступа: http://www.eg- online.ru/article/258330.
38. Результаты опроса руководителей промышленных предприятий // Институт экономической политики им. Егора Гайдара. // Режим доступа: http://www.iep.ru/ru.html.
39. Гурова Т. Нация предприниматель // Эксперт, 2010. №36.
40. Перегородиева Л.Н. Стратегия импортозамещения в России. // Экономика. 2012. №1.
41. Приходько Н. Импортозамещение подстегнет промышленный рост в РФ. // Финансовые вести. 2013. №2.
42. Трофимов Г. Механизмы импортозамещения на уровне отраслей М.: 2012.
43. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации // Режим доступа:http: //www.mcx.ru/documents/document/show/14857.19. htm
44. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Режим доступа:http://www.scrf. gov.ru/documents/99.html
45. Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в
мире, Доклад ФАО ООН, 2015 // Режим доступа:http://www.fao. org/3/a-
i4646r.pdf
46. Марракешское соглашение об учреждении ВТО // Режим доступа: http://wto. gost.ru/wps/portal/content?WCM GLOBAL CONTEXT=wto/wto/wto/marrakeshagreement
47. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации ко
Всемирной торговой организации // Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/activitv/sections/foreigneconomicactivitv/wto/doc20120201 0017
48. И.Шувалов: Для России присоединение к ВТО - ключевой этап на пути
вступления в ОЭСР // Режим доступа:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20120907033006.html
49. Мировая экономика и международные экономические отношения, Экономические науки 2009, № 1(50), с. 360.
50. Импортозамещение в цифрах, Эксперт Экономика // Режим доступа: http://expert.ru/2012/03/13/importozameschenie-v-tsifrah
51. Сучкова, Н.А. Государственное регулирование импорта в продовольственной сфере России / В.П. Коровкин, Н.А. Сучкова // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2008. - №4.
52. Мамай, О.В. Формирование стратегии инновационного развития аграрного сектора Самарской области / О.В. Мамай // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 6, ч. 2 / редкол.: Ю.С. Пивоваров [и др.]. - М.: ИНИОН РАН, 2011. - С. 480-483
53. Киреева, О.В. Формирование информационной инфраструктуры инновационного развития агропромышленного комплекса (АПК) [Текст] / О.В.
Киреева // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России: сб. науч. тр. ИНИОН РАН. - М., 2009. - Ч. 1. - С. 287-292.
54. Белова, И.Б. Развитие интеграционного механизма управления информационно-консультационным обслуживанием агропромышленного комплекса // Вестн. Саратов. госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. - 2015. - № 4. - С. 48-54.
55. Киреева, О.В. Государственная поддержка развития инновационной деятельности аграрного сектора региона [Текст] / О.В. Киреева // Третья Международная ежегодная научно-практическая конференция преподавателей "Актуальные проблемы экономики и управления в современном обществе": материалы науч.-практ. конф., 28-29 окт. 2009 г. / под ред. Е.В. Ожгибесовой. - Пермь:, 2009. - С. 298-301.