ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ В 9 КЛАССЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения вопросов духовной культуры
1.1. Научные подходы в изучении вопросов духовной культуры 9
1.2. Основные тенденции развития духовной культуры в России в XX -
начале XXI веке 15
Глава 2. Духовная культура как объект изучения в курсе истории России в основной школе
2.1. Учебно-методический комплекс при изучении вопросов духовной культуры
в 9 классе 24
2.2. Методика преподавания духовной культуры в курсе истории в школе 30
Глава 3. Апробация авторской модели изучения духовной культуры в курсе истории России в 9 классе
3.1. Описание авторской модели изучения вопросов духовной культуры 35
3.2. Примеры заданий по теме «Духовная культура» ОГЭ и ЕГЭ 42
3.3. Внеклассное мероприятие на тему «Плакат - как форма агитации и
пропаганды в годы Великой Отечественной войны» 46
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 55
Приложение
Глава 1. Теоретические основы изучения вопросов духовной культуры
1.1. Научные подходы в изучении вопросов духовной культуры 9
1.2. Основные тенденции развития духовной культуры в России в XX -
начале XXI веке 15
Глава 2. Духовная культура как объект изучения в курсе истории России в основной школе
2.1. Учебно-методический комплекс при изучении вопросов духовной культуры
в 9 классе 24
2.2. Методика преподавания духовной культуры в курсе истории в школе 30
Глава 3. Апробация авторской модели изучения духовной культуры в курсе истории России в 9 классе
3.1. Описание авторской модели изучения вопросов духовной культуры 35
3.2. Примеры заданий по теме «Духовная культура» ОГЭ и ЕГЭ 42
3.3. Внеклассное мероприятие на тему «Плакат - как форма агитации и
пропаганды в годы Великой Отечественной войны» 46
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 55
Приложение
Актуальность. В условиях перемены менталитета общества и изменения ценностей, возникает проблема формирования духовной культуры российского школьника. В социально-гуманитарных учебных дисциплинах под духовной культурой понимается совокупность духовных ценностей и творческой деятельности, которая включает в себя науку, искусство, религию, мораль, политику, право. Русский философ И. А. Ильин определил духовную культуру как сферу человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности.
Именно изучение духовной культуры в рамках курса истории и обществознания, отраженные в рабочих программах основной школы, становятся одной из таких платформ. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) основного общего образования в РФ, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является одним из направлений реализации личностно-деятельностного подхода.
Духовная культура направлена на раскрытие не только личностных результатов учащихся, но и на приобретение им предметных умений (формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности). Реализацию приведенных предметных умений возможно через миропонимание и познание современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества, воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве).
5 октября 2016 года Президент РФ В.В. Путин на встрече с победителями всероссийского конкурса «Учитель года» поддержал идею введения в школах общего культурологического курса, который бы повышал духовно- нравственную культуру учеников. «Конечно, это полезно, - сказал он, отвечая на вопрос, нужен ли в школе общий культурологический курс, который бы преподавался всем детям вне зависимости от национальности и вероисповедания» . Он отметил, что в свое время была практика преподавания духовной культуры.
Все это подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Обзор источников и литературы. Духовная культура и проблема её формирования рассмотрены в психолого-социологическом и в историко-культурологическом направлении как в трудах зарубежных, так и отечественных ученых. В психолого-социологическом направлении следует выделить исследования В. Вундта, З.Фрейда, Т.С. Элиота, П.А.Сорокина, Л.С. Выготского и др.
В. Вундт высказал особенности психологии разных народов и этносов, специфическое проявление их «народного духа» в культуре, искусстве, языке, мифах, обычаях, нравах, привычках и др.
З.Фрейд считает, что культура «охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и добывать блага для удовлетворения человеческих потребностей». Вопросы о взаимодействии культуры и религии определило одно из основных направлений социокультурной критики Т.С. Элиота. Типологизацию культуры на основе ведущих представлений о мире и методах его описания выделил П.А.Сорокин. С. Выготский отмечал, что культура создает особые формы поведения и видоизменяет деятельность человека.
Историко-культурологическое направление представлены основателями Государственного института искусствознания: И.Э. Грабаря, С.М. Эйзенштейна, Б.В. Асафьева, В.Н. Лазарева, А. К. Дживелегова - выдающиеся деятели русской культуры и науки.
Методический аспект изучения духовной культуры рассмотрен на основе инновационного опыта учителей: Ж.В. Зориной, Н.О. Холматовой, Т.А. Горевой, которые предлагают методические разработки уроков и внеклассных мероприятий.
Нормативно-правовая база включает в себя ФГОС ООО и Историко-культурный стандарт . В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход. Данный стандарт направлен на формирование российской гражданской идентичности обучающихся, сохранение и развитие культурного разнообразия и наследия, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России и др.
Историко-культурный стандарт поднимает вопросы духовной и культурной жизни России, культуре и культурному взаимодействию.
Объект - формирование духовной культуры личности учащихся на уроках истории России.
Предмет - методические приемы изучения духовной культуры в курсе истории России в 9 классе.
Цель исследования - выявление эффективных методических приемов в изучении духовной культуры на уроках истории России в основной школе.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- определение психолого-педагогических подходов проблемы
исследования, отраженных в научной литературе;
- обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования;
- проведение педагогической диагностики по теме исследования;
- разработка системы познавательных заданий, приемов, средств обучения и развития учащихся в рамках выбранного методического направления;
- анализ и систематизация результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили:
- концепция личностно-ориентированного обучения в школе;
- психологическая и дидактическая теория деятельностного и компетентностного подходов в обучении;
- дидактические системы и образовательные технологии, направленные на развитие личности ученика и их творческую самореализацию в ходе обучения.
Гипотеза: изучение духовной культуры в основной школе будет способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности, которые помогут ее самореализации и интеграции в национальную и мировую культуру.
Методологическая база. В работе над исследованием был использован сравнительно-исторический метод, который позволил провести исследование с точки зрения их системной взаимосвязи, с помощью которой можно увидеть хронологию, выявить определенные закономерности в развитии духовной культуры.
Метод анализа психолого-педагогической и методической литературы был использован для определения научных основ исследования. Изучение и обобщение инновационного опыта преподавания позволило выявить эффективные приемы в изучении духовной культуры в курсе истории России в основной школе. Апробация экспериментальной модели обучения было реализовано в ходе проведения уроков истории, внеклассного мероприятия и проведения опроса по исследуемой проблеме. Анализ творческих и письменных работ учащихся выявил степень усвоения изучаемой темы.
Научная новизна. Теоретически разработана и экспериментально апробирована авторская модель изучения духовной культуры в курсе истории основной школы, способствует решению проблемы формирования духовной культуры учащихся в процессе учебной деятельности.
Практическая значимость. Выводы и заключения выпускной квалификационной работы могут использоваться в качестве дополнительного материала при преподавании в основной и средней школе, на семинарских занятиях, а также при написании научных статей.
Апробация результатов исследования. Основные результаты выпускного квалификационного исследования были представлены на научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием ««Священная война»: к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»; Международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в научной среде».
В сборнике «Единство народов - основа укрепления российской государственности» была представлена статья «Роль и значение средств массовой информации в годы Великой Отечественной войны» .
Кроме того, автор исследования принял участие в конкурс на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета 2015 года по социогуманитарному направлению.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Именно изучение духовной культуры в рамках курса истории и обществознания, отраженные в рабочих программах основной школы, становятся одной из таких платформ. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) основного общего образования в РФ, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является одним из направлений реализации личностно-деятельностного подхода.
Духовная культура направлена на раскрытие не только личностных результатов учащихся, но и на приобретение им предметных умений (формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности). Реализацию приведенных предметных умений возможно через миропонимание и познание современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества, воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве).
5 октября 2016 года Президент РФ В.В. Путин на встрече с победителями всероссийского конкурса «Учитель года» поддержал идею введения в школах общего культурологического курса, который бы повышал духовно- нравственную культуру учеников. «Конечно, это полезно, - сказал он, отвечая на вопрос, нужен ли в школе общий культурологический курс, который бы преподавался всем детям вне зависимости от национальности и вероисповедания» . Он отметил, что в свое время была практика преподавания духовной культуры.
Все это подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Обзор источников и литературы. Духовная культура и проблема её формирования рассмотрены в психолого-социологическом и в историко-культурологическом направлении как в трудах зарубежных, так и отечественных ученых. В психолого-социологическом направлении следует выделить исследования В. Вундта, З.Фрейда, Т.С. Элиота, П.А.Сорокина, Л.С. Выготского и др.
В. Вундт высказал особенности психологии разных народов и этносов, специфическое проявление их «народного духа» в культуре, искусстве, языке, мифах, обычаях, нравах, привычках и др.
З.Фрейд считает, что культура «охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и добывать блага для удовлетворения человеческих потребностей». Вопросы о взаимодействии культуры и религии определило одно из основных направлений социокультурной критики Т.С. Элиота. Типологизацию культуры на основе ведущих представлений о мире и методах его описания выделил П.А.Сорокин. С. Выготский отмечал, что культура создает особые формы поведения и видоизменяет деятельность человека.
Историко-культурологическое направление представлены основателями Государственного института искусствознания: И.Э. Грабаря, С.М. Эйзенштейна, Б.В. Асафьева, В.Н. Лазарева, А. К. Дживелегова - выдающиеся деятели русской культуры и науки.
Методический аспект изучения духовной культуры рассмотрен на основе инновационного опыта учителей: Ж.В. Зориной, Н.О. Холматовой, Т.А. Горевой, которые предлагают методические разработки уроков и внеклассных мероприятий.
Нормативно-правовая база включает в себя ФГОС ООО и Историко-культурный стандарт . В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход. Данный стандарт направлен на формирование российской гражданской идентичности обучающихся, сохранение и развитие культурного разнообразия и наследия, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России и др.
Историко-культурный стандарт поднимает вопросы духовной и культурной жизни России, культуре и культурному взаимодействию.
Объект - формирование духовной культуры личности учащихся на уроках истории России.
Предмет - методические приемы изучения духовной культуры в курсе истории России в 9 классе.
Цель исследования - выявление эффективных методических приемов в изучении духовной культуры на уроках истории России в основной школе.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- определение психолого-педагогических подходов проблемы
исследования, отраженных в научной литературе;
- обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования;
- проведение педагогической диагностики по теме исследования;
- разработка системы познавательных заданий, приемов, средств обучения и развития учащихся в рамках выбранного методического направления;
- анализ и систематизация результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили:
- концепция личностно-ориентированного обучения в школе;
- психологическая и дидактическая теория деятельностного и компетентностного подходов в обучении;
- дидактические системы и образовательные технологии, направленные на развитие личности ученика и их творческую самореализацию в ходе обучения.
Гипотеза: изучение духовной культуры в основной школе будет способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности, которые помогут ее самореализации и интеграции в национальную и мировую культуру.
Методологическая база. В работе над исследованием был использован сравнительно-исторический метод, который позволил провести исследование с точки зрения их системной взаимосвязи, с помощью которой можно увидеть хронологию, выявить определенные закономерности в развитии духовной культуры.
Метод анализа психолого-педагогической и методической литературы был использован для определения научных основ исследования. Изучение и обобщение инновационного опыта преподавания позволило выявить эффективные приемы в изучении духовной культуры в курсе истории России в основной школе. Апробация экспериментальной модели обучения было реализовано в ходе проведения уроков истории, внеклассного мероприятия и проведения опроса по исследуемой проблеме. Анализ творческих и письменных работ учащихся выявил степень усвоения изучаемой темы.
Научная новизна. Теоретически разработана и экспериментально апробирована авторская модель изучения духовной культуры в курсе истории основной школы, способствует решению проблемы формирования духовной культуры учащихся в процессе учебной деятельности.
Практическая значимость. Выводы и заключения выпускной квалификационной работы могут использоваться в качестве дополнительного материала при преподавании в основной и средней школе, на семинарских занятиях, а также при написании научных статей.
Апробация результатов исследования. Основные результаты выпускного квалификационного исследования были представлены на научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием ««Священная война»: к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»; Международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в научной среде».
В сборнике «Единство народов - основа укрепления российской государственности» была представлена статья «Роль и значение средств массовой информации в годы Великой Отечественной войны» .
Кроме того, автор исследования принял участие в конкурс на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета 2015 года по социогуманитарному направлению.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В результате работы над выпускным квалификационным исследованием на тему «Духовная культура» в курсе истории России в 9 классе нами были сделаны следующие выводы.
Изучение духовной культуры отражено в психолого-педагогических подходах, которая имеет межпредметный характер (психология, социология, культурология, история). В общеобразовательных учреждениях таким межпредметным взаимодействием можно считать дисциплины социогуманитарного цикла: историю, обществознание, литературу. Они позволяют конкретизировать сведения о достижениях духовной культуры. Духовная культура непосредственно влияет на формирование личности человека, поэтому необходим поиск правильных методических путей для её изучения.
Для достижения поставленной цели и задач при рассмотрении изучаемой темы были применены различные методы и приёмы, направленные на формирование целостного представления о духовной культуре России в школьном курсе истории в 9 классе. Основной упор был сделан на изучение теоретической и методической литературы, которые стали основой авторской модели выпускного квалификационного исследования.
На сегодняшний день теме «Духовной культуры» уделяется большое внимание. С целью привлечения внимания учащихся внедряются новые учебные предметы. К примеру, в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования отдельно выделяется предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Нельзя ограничиваться только изучением «Духовной культуры» в рамках школьного курса истории. Восприятие культуры - оно повседневно (в еде, в просмотренных передачах телевидения, кино и т.д). Это приводит к необходимости проведения внеклассных мероприятий (походы в театр, в музеи, в кинотеатры).
Проведение педагогической диагностики по теме исследования было осуществлено в ходе проведения опроса на тему: «Роль духовной культуры в жизни общества», который выявил отношение учащихся к различным аспектам духовной культуры. Кроме того, разработка системы познавательных заданий способствовало активизации учащихся на уроке и стало одним из эффективных приемов и средств изучения духовной культуры.
Таким образом, изучение духовной культуры идет комплексно, и связано с нормативно-правовой базой (ФГОС всех ступеней образования, Историко-культурный стандарт), учебно-методическим комплексом (УМК), а также с личностным влиянием старшего поколения, мировой культуры (кинематограф, живопись, музыка и т.д). Тема «Духовной культуры» не теряет актуальности и в наши дни.
В целом, цель и задачи, поставленные в исследовании, были выполнены.
Исследование позволило выявить эффективные методические приемы при изучении духовной культуры на уроках истории России в основной школе. Однако, можно выделить следующее направление работы: на основе данного исследования углубить знания по методам и приемам обучения духовной культуры на уроках истории.
На наш взгляд, изучение духовной культуры в основной школе способствует формированию духовно-нравственных качеств личности, которые помогают ее самореализации и интеграции в национальную и мировую культуру. Так, возникает необходимость продолжать духовно-нравственную работу в общеобразовательных школах. Это подтверждает выдвинутую гипотезу.
Изучение духовной культуры отражено в психолого-педагогических подходах, которая имеет межпредметный характер (психология, социология, культурология, история). В общеобразовательных учреждениях таким межпредметным взаимодействием можно считать дисциплины социогуманитарного цикла: историю, обществознание, литературу. Они позволяют конкретизировать сведения о достижениях духовной культуры. Духовная культура непосредственно влияет на формирование личности человека, поэтому необходим поиск правильных методических путей для её изучения.
Для достижения поставленной цели и задач при рассмотрении изучаемой темы были применены различные методы и приёмы, направленные на формирование целостного представления о духовной культуре России в школьном курсе истории в 9 классе. Основной упор был сделан на изучение теоретической и методической литературы, которые стали основой авторской модели выпускного квалификационного исследования.
На сегодняшний день теме «Духовной культуры» уделяется большое внимание. С целью привлечения внимания учащихся внедряются новые учебные предметы. К примеру, в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования отдельно выделяется предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Нельзя ограничиваться только изучением «Духовной культуры» в рамках школьного курса истории. Восприятие культуры - оно повседневно (в еде, в просмотренных передачах телевидения, кино и т.д). Это приводит к необходимости проведения внеклассных мероприятий (походы в театр, в музеи, в кинотеатры).
Проведение педагогической диагностики по теме исследования было осуществлено в ходе проведения опроса на тему: «Роль духовной культуры в жизни общества», который выявил отношение учащихся к различным аспектам духовной культуры. Кроме того, разработка системы познавательных заданий способствовало активизации учащихся на уроке и стало одним из эффективных приемов и средств изучения духовной культуры.
Таким образом, изучение духовной культуры идет комплексно, и связано с нормативно-правовой базой (ФГОС всех ступеней образования, Историко-культурный стандарт), учебно-методическим комплексом (УМК), а также с личностным влиянием старшего поколения, мировой культуры (кинематограф, живопись, музыка и т.д). Тема «Духовной культуры» не теряет актуальности и в наши дни.
В целом, цель и задачи, поставленные в исследовании, были выполнены.
Исследование позволило выявить эффективные методические приемы при изучении духовной культуры на уроках истории России в основной школе. Однако, можно выделить следующее направление работы: на основе данного исследования углубить знания по методам и приемам обучения духовной культуры на уроках истории.
На наш взгляд, изучение духовной культуры в основной школе способствует формированию духовно-нравственных качеств личности, которые помогают ее самореализации и интеграции в национальную и мировую культуру. Так, возникает необходимость продолжать духовно-нравственную работу в общеобразовательных школах. Это подтверждает выдвинутую гипотезу.
Подобные работы
- РОССИЙСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ОТ «ЗОЛОТОГО» К «СЕРЕБРЯНОМУ» ВЕКУ: ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ТЕМЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2024 - ИЗУЧЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ В 9 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - История Русской православной церкви в школьном курсе истории России
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И БЫТА В КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Изучение повседневности Советской России в курсе «История России» в
9 классе
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ В КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ В 6 КЛАССЕ: МЕТОДИКА АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРЫ В 6 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В КУРСАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Использование краеведческого материала в школьном курсе истории
при изучении темы «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
на материалах Бондюжского района»
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



