РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы системы здравоохранения РФ 7
1.1. Понятие и основы организации системы управления
здравоохранением в РФ 7
1.2. Модели организации системы здравоохранения 29
Глава 2. Анализ реализации государственной политики в сфере
здравоохранения в регионах России 36
2.1. Региональные программы и проекты в сфере здравоохранения .. 36
2.2. Влияние региональной системы здравоохранения на социально-
экономическое развитие территорий 46
Глава 3. Тенденции и перспективы развития системы здравоохранения в РФ 58
3.1. Проблемы в организации системы здравоохранения в регионах России 58
3.2. Направления совершенствования системы управления здравоохранением 66
Заключение 71
Библиографический список
Глава 1. Теоретические основы системы здравоохранения РФ 7
1.1. Понятие и основы организации системы управления
здравоохранением в РФ 7
1.2. Модели организации системы здравоохранения 29
Глава 2. Анализ реализации государственной политики в сфере
здравоохранения в регионах России 36
2.1. Региональные программы и проекты в сфере здравоохранения .. 36
2.2. Влияние региональной системы здравоохранения на социально-
экономическое развитие территорий 46
Глава 3. Тенденции и перспективы развития системы здравоохранения в РФ 58
3.1. Проблемы в организации системы здравоохранения в регионах России 58
3.2. Направления совершенствования системы управления здравоохранением 66
Заключение 71
Библиографический список
Здравоохранение Российской Федерации - система медицинских учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих, главным образом, деятельность, которая направлена на удовлетворение общих и частных потребностей населения в медицинских услугах, сохранение и улучшение здоровья граждан. Понятие здравоохранения означает деятельность по сохранению и улучшению, а также укреплению здоровья различных групп населения. Основные законодательные акты закрепляют право человека на охрану и укрепление здоровья.
Актуальность данной работы объясняется тем, что оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Развитие системы здравоохранения в Российской Федерации на сегодняшний день занимает одно из приоритетных направлений, так как здоровье нации является основой социального благополучия и эффективного функционирования государства в целом, а предоставление доступной медицинской помощи представляет важнейшую задачу для страны. Перед государством встают также вопросы повышения значения демографических показателей, которые неразрывно связаны со сферой здравоохранения, качеством оказания медицинских услуг, степенью профессиональности врачей и другими аспектами данной сферы. Однако система здравоохранения сталкивается с множеством проблем, например, недостаточной укомплектованностью больниц медицинским персоналом, что ведет к снижению доступности здравоохранения, фрагментации системы оказания помощи в целом. Несмотря на то, что государство ищет пути решения актуальных проблем, разрабатывая новые законы и издавая указы, вводя новые проекты и программы, используя иные способы повышения уровня здравоохранения, а многочисленные исследователи и авторы стремятся комплексно рассмотреть проблемы в сфере здравоохранения, на
сегодняшний день открытыми остаются вопросы, касающиеся организации нового подхода к построению эффективной и универсальной системы здравоохранения как в России, так и в регионах Российской Федерации, чему и посвящена данная работа.
Теоретическая значимость ВКР заключается в том, чтобы обобщить и дополнить теоретические представления об особенностях развития системы здравоохранения в Российской Федерации и регионах РФ.
Практическая значимость определяется возможностью использования представленных в работе результатов анализа развития системы здравоохранения в пяти регионах РФ для ее усовершенствования в других регионах РФ, для дальнейшего наблюдения изменений в сфере здравоохранения посредством проводимых новых исследований, а также составления методического материала, предназначенного для органов власти, занимающихся формированием эффективной системы здравоохранения.
Объект исследования - система здравоохранения регионов (Республики Татарстан, Калининградской, Белгородской, Мурманской и Калужской областей).
Предмет исследования - управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственной политики в области здравоохранения в регионах.
Целью ВКР является комплексный анализ развития системы здравоохранения в регионах РФ. Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть основные подходы к определению понятия здравоохранения и рассмотреть основы организации системы управления здравоохранением в РФ;
2) выявить преимущества и недостатки моделей организации системы здравоохранения;
3) изучить региональные программы и проекты в сфере здравоохранения;
4) сравнить общеэкономические показатели и показатели развития
здравоохранения в исследуемых регионах;
5) проанализировать проблемы в организации системы здравоохранения в регионах РФ;
6) определить направления совершенствования системы управления здравоохранением.
Теоретическую основу ВКР составили научные работы целого ряда авторов. Так, стоит выделить авторов Ю. П. Лисицына и Н.В. Полунину, которые не только рассмотрели здравоохранение как важнейший социальный институт, но и обосновали неразрывную связь развития здравоохранения с социально-экономическим благосостояние государства. Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов выделили и проанализировали ключевые мероприятия в сфере здравоохранения, оценив их влияние на ключевые показатели системы здравоохранения. В частности, среди зарубежных авторов необходимо отметить немецких исследователей S. Borenstein и A. Deutsch, которые детально рассматривали вопрос совершенствования системы здравоохранения в различных отраслях здравоохранения, пробелы в организации кадровой политики в них.
Информационной базой для проведения исследования послужили информационно-аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, Министерства здравоохранения, портала «КонсультантПлюс», информационного агентства «Финмаркет».
Нормативно - правовая база исследования состоит из Конституции, кодексов, федерального законодательства в сфере здравоохранения.
Исследование основано на применении методов сравнения, социально - экономического анализа (определение индексов и ранжирование), интервьюирования.
Структура ВКР: введение, три раздела (теоретическая, аналитическая, рассмотрение тенденций и перспектив развития), заключение, библиографический список и приложение.
Актуальность данной работы объясняется тем, что оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Развитие системы здравоохранения в Российской Федерации на сегодняшний день занимает одно из приоритетных направлений, так как здоровье нации является основой социального благополучия и эффективного функционирования государства в целом, а предоставление доступной медицинской помощи представляет важнейшую задачу для страны. Перед государством встают также вопросы повышения значения демографических показателей, которые неразрывно связаны со сферой здравоохранения, качеством оказания медицинских услуг, степенью профессиональности врачей и другими аспектами данной сферы. Однако система здравоохранения сталкивается с множеством проблем, например, недостаточной укомплектованностью больниц медицинским персоналом, что ведет к снижению доступности здравоохранения, фрагментации системы оказания помощи в целом. Несмотря на то, что государство ищет пути решения актуальных проблем, разрабатывая новые законы и издавая указы, вводя новые проекты и программы, используя иные способы повышения уровня здравоохранения, а многочисленные исследователи и авторы стремятся комплексно рассмотреть проблемы в сфере здравоохранения, на
сегодняшний день открытыми остаются вопросы, касающиеся организации нового подхода к построению эффективной и универсальной системы здравоохранения как в России, так и в регионах Российской Федерации, чему и посвящена данная работа.
Теоретическая значимость ВКР заключается в том, чтобы обобщить и дополнить теоретические представления об особенностях развития системы здравоохранения в Российской Федерации и регионах РФ.
Практическая значимость определяется возможностью использования представленных в работе результатов анализа развития системы здравоохранения в пяти регионах РФ для ее усовершенствования в других регионах РФ, для дальнейшего наблюдения изменений в сфере здравоохранения посредством проводимых новых исследований, а также составления методического материала, предназначенного для органов власти, занимающихся формированием эффективной системы здравоохранения.
Объект исследования - система здравоохранения регионов (Республики Татарстан, Калининградской, Белгородской, Мурманской и Калужской областей).
Предмет исследования - управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственной политики в области здравоохранения в регионах.
Целью ВКР является комплексный анализ развития системы здравоохранения в регионах РФ. Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть основные подходы к определению понятия здравоохранения и рассмотреть основы организации системы управления здравоохранением в РФ;
2) выявить преимущества и недостатки моделей организации системы здравоохранения;
3) изучить региональные программы и проекты в сфере здравоохранения;
4) сравнить общеэкономические показатели и показатели развития
здравоохранения в исследуемых регионах;
5) проанализировать проблемы в организации системы здравоохранения в регионах РФ;
6) определить направления совершенствования системы управления здравоохранением.
Теоретическую основу ВКР составили научные работы целого ряда авторов. Так, стоит выделить авторов Ю. П. Лисицына и Н.В. Полунину, которые не только рассмотрели здравоохранение как важнейший социальный институт, но и обосновали неразрывную связь развития здравоохранения с социально-экономическим благосостояние государства. Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов выделили и проанализировали ключевые мероприятия в сфере здравоохранения, оценив их влияние на ключевые показатели системы здравоохранения. В частности, среди зарубежных авторов необходимо отметить немецких исследователей S. Borenstein и A. Deutsch, которые детально рассматривали вопрос совершенствования системы здравоохранения в различных отраслях здравоохранения, пробелы в организации кадровой политики в них.
Информационной базой для проведения исследования послужили информационно-аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, Министерства здравоохранения, портала «КонсультантПлюс», информационного агентства «Финмаркет».
Нормативно - правовая база исследования состоит из Конституции, кодексов, федерального законодательства в сфере здравоохранения.
Исследование основано на применении методов сравнения, социально - экономического анализа (определение индексов и ранжирование), интервьюирования.
Структура ВКР: введение, три раздела (теоретическая, аналитическая, рассмотрение тенденций и перспектив развития), заключение, библиографический список и приложение.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что система здравоохранения на сегодняшний день - это сложная многоуровневая система, включающая политические, экономические, правовые, социальные, культурные, научные, собственно медицинские, санитарные и гигиенические и противоэпидемические меры регулирования, совокупность взаимодействующих между собой учреждений, органов управления на различных уровнях здравоохранения основная, основная цель которых - сохранение и укрепление здоровья населения. Для этого важно создание условий для эффективного использования имеющихся ресурсов в сфере здравоохранения (в частности, кадровых, финансовых, информационных, материально - технических), их восполнения, совершенствования управления ими.
В исследовании также проанализированы основные модели системы здравоохранения, которые являются ведущими для ряда стран и определяющими основные направления развития данной сферы. Выявлены причины несовершенства каждой модели, уникальность каждой из них. При этом обосновано, что сложившаяся модель здравоохранения в России является наиболее упрощенной и доступной.
В практической части было выявлено, что особая роль в развитии здравоохранения отводится программам и проектам, принимаемым на федеральном и региональном уровнях. Именно они становятся инструментом в решении широкого спектра актуальных проблем медицины в современных условиях.
Основные положения закрепляет федеральная программа «Развитие здравоохранения до 2020 года». Именно она определила структуру региональных программ, закрепила основные их показатели и ресурсную базу. На основании сравнения значимых региональных программ и проектов в сфере здравоохранения был сделан вывод, что по количеству успешно реализуемых среди них, по оригинальности подхода к решению вопросов в сфере здравоохранения можно выделить Республику Татарстан. С другой стороны, определены такие трудности программного подхода, как неравномерность в их распределении по регионам, трудности, возникающие в связи с неполным описанием ключевых принципов и ожидаемых результатов, на которые стоит опираться, наиболее значимых ресурсов на определенных период времени, точных сроков реализации и способов оценки эффективности.
Также в практической части работы был проведен анализ уровня развития здравоохранения в пяти исследуемых регионах, для чего была выявлена динамика выбранных показателей, определены индексы показателей системы здравоохранения и общеэкономических показателей, затем на основании полученных результатов были проранжированы регионы. На основании конечных результатов среди регионов определены лидеры (лидером по обеим группам становится республика Татарстан, по общеэкономическим показателям аутсайдером оказывается Калининградская область, по показателям здравоохранения - Калужская область (2014 г.), Белгородская область (2015 г.).
Также анализ развития системы здравоохранения был дополнен анкетированием, проведенным среди пяти экспертов. На основании экспертной оценки были выявлены проблемы и общие тенденции развития сферы здравоохранения.
По итогам проведенного исследования можно сказать, что проблемы в сфере здравоохранения многогранны и охватывают правовые, организационные, экономические, психологические и другие аспекты развития.
Так, актуальные базовые (выявлено 8 наиболее значимых) проблемы касаются:
1) финансирования здравоохранения
2) несовершенства законодательства
3) несовершенства написания программ
4) высокой смертности и низкой рождаемости
5) низкой обеспеченности кадрами
6) нехватки коечных мест
7) низкой доступности медицинской помощи
8) низкой культуры обслуживания
Исходя из особенностей изложенных проблем, были выдвинуты предложения по усовершенствованию системы здравоохранения.
Целью данной исследовательской работы был комплексный анализ развития системы здравоохранения в регионах РФ. Данный анализ выявил структуру современной системы здравоохранения, ключевые направления развития регионов и важнейшие проблемы. Таким образом, поставленная цель была достигнута благодаря решению задач. Можно сделать вывод, что региональная система здравоохранения не является совершенной на сегодняшний день, несмотря на наличие регионов - лидеров, однако имеет много возможностей и инструментов для преодоления трудностей.
В исследовании также проанализированы основные модели системы здравоохранения, которые являются ведущими для ряда стран и определяющими основные направления развития данной сферы. Выявлены причины несовершенства каждой модели, уникальность каждой из них. При этом обосновано, что сложившаяся модель здравоохранения в России является наиболее упрощенной и доступной.
В практической части было выявлено, что особая роль в развитии здравоохранения отводится программам и проектам, принимаемым на федеральном и региональном уровнях. Именно они становятся инструментом в решении широкого спектра актуальных проблем медицины в современных условиях.
Основные положения закрепляет федеральная программа «Развитие здравоохранения до 2020 года». Именно она определила структуру региональных программ, закрепила основные их показатели и ресурсную базу. На основании сравнения значимых региональных программ и проектов в сфере здравоохранения был сделан вывод, что по количеству успешно реализуемых среди них, по оригинальности подхода к решению вопросов в сфере здравоохранения можно выделить Республику Татарстан. С другой стороны, определены такие трудности программного подхода, как неравномерность в их распределении по регионам, трудности, возникающие в связи с неполным описанием ключевых принципов и ожидаемых результатов, на которые стоит опираться, наиболее значимых ресурсов на определенных период времени, точных сроков реализации и способов оценки эффективности.
Также в практической части работы был проведен анализ уровня развития здравоохранения в пяти исследуемых регионах, для чего была выявлена динамика выбранных показателей, определены индексы показателей системы здравоохранения и общеэкономических показателей, затем на основании полученных результатов были проранжированы регионы. На основании конечных результатов среди регионов определены лидеры (лидером по обеим группам становится республика Татарстан, по общеэкономическим показателям аутсайдером оказывается Калининградская область, по показателям здравоохранения - Калужская область (2014 г.), Белгородская область (2015 г.).
Также анализ развития системы здравоохранения был дополнен анкетированием, проведенным среди пяти экспертов. На основании экспертной оценки были выявлены проблемы и общие тенденции развития сферы здравоохранения.
По итогам проведенного исследования можно сказать, что проблемы в сфере здравоохранения многогранны и охватывают правовые, организационные, экономические, психологические и другие аспекты развития.
Так, актуальные базовые (выявлено 8 наиболее значимых) проблемы касаются:
1) финансирования здравоохранения
2) несовершенства законодательства
3) несовершенства написания программ
4) высокой смертности и низкой рождаемости
5) низкой обеспеченности кадрами
6) нехватки коечных мест
7) низкой доступности медицинской помощи
8) низкой культуры обслуживания
Исходя из особенностей изложенных проблем, были выдвинуты предложения по усовершенствованию системы здравоохранения.
Целью данной исследовательской работы был комплексный анализ развития системы здравоохранения в регионах РФ. Данный анализ выявил структуру современной системы здравоохранения, ключевые направления развития регионов и важнейшие проблемы. Таким образом, поставленная цель была достигнута благодаря решению задач. Можно сделать вывод, что региональная система здравоохранения не является совершенной на сегодняшний день, несмотря на наличие регионов - лидеров, однако имеет много возможностей и инструментов для преодоления трудностей.
Подобные работы
- Система здравоохранения в регионах Российской Федерации: анализ и пути решения проблем управления
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Государственное регулирование системы здравоохранения в субъекте Российской Федерации
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УСЛУГ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УСЛУГ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



