Введение 3
Глава I. Теоретические основания формирования готовности студентов музыкально-педагогического колледжа к концертно¬просветительской деятельности
1.1 Сущностно-содержательная характеристика основных понятий 12
исследования
1.2 Анализ опыта концертно-просветительской работы выдающихся 20
деятелей отечественной музыкальной культуры
1.3 Концертно-просветительская деятельность в России на 29
современном этапе и педагогические основания формирования готовности студентов музыкально-педагогического колледжа к ее осуществлению
Выводы по I главе 45
Глава II. Практические аспекты профессиональной подготовки студента музыкально-педагогического колледжа к участию в концертно-просветительской деятельности
2.1 Разработка методического обеспечения для организации 48
концертно-просветительской деятельности в музыкально-
педагогическом колледже
2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию 59
готовности студентов музыкально-педагогического колледжа к концертно-просветительской деятельности
Выводы по II главе 73
Заключение 76
Список литературы 81
Приложения 89
Музыкальное искусство является важнейшей составляющей духовной культуры человека. Через музыку человек стремится выразить собственное представление об окружающем мире, воплотить свои мечты. Постижение музыкального искусства - одно из действенных средств по преодолению духовно-нравственного кризиса в современном мире.
История музыкального просветительства свидетельствует о том, что этот вид деятельности с самого своего возникновения тесно связан с вопросами воспитания, образования и эстетики. Основной задачей музыкального просветительства является приобщение людей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры и распространение знаний о музыке.
В условиях современности эстетическое воспитание приобретает особо важную роль в жизни человека, обеспечивая освоение личностью эстетического опыта человечества и внедрение в мировое культурное пространство. Поэтому одной из задач проекта «Концепция художественного образования в Российской Федерации» стоит «формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения, создание на этой основе эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей» [29, с.6].
Эстетическое воспитание является одним из средств духовного развития человека. Эстетическое отношение к предмету рождает эстетический интерес, побуждающий личность к определенной познавательной деятельности, которая непосредственно зависит от степени заинтересованности субъекта. Таким образом, искусство способствует формированию культуры отношений, без которых немыслима культура личности[24].
Одной из проблем художественного
разобщённость изучения музыки с литературой, изобразительным искусством, языком и фактами истории. Подобное отсутствие межпредметных связей не даёт возможности глубокого проникновения в смысл художественных произведений. В то время, когда речь идет об общем эстетическом образовании будет гораздо эффективнее, как пишет Д.Кабалевский, если лектор своим личным примером покажет, что человек способен разобраться не только в одном искусстве, которая является его профессией, но и в других искусствах также[27, с.65].Одной из областей, где бесспорно выражена связь искусств, является концертно¬просветительская деятельность. Несомненно, она играет важную роль в эстетическом воспитании молодого поколения.
В Российской Федерации нормативным документом, регулирующим данный вид деятельности, является проект «Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в РФ» от 17.06.2014. Данная концепция была разработана министерством культуры РФ. Цель данного проекта - «создание организационно-творческих, экономических и правовых условий для эффективного осуществления концертной деятельности в области академической музыки» [ 29, с.6].
На сегодняшний день лекторийная деятельность остается одной из доступной и эффективной формой в области музыкально-эстетического, нравственного воспитания молодежи. По этой причине, она может стать эффективным средством повышения интереса молодого поколения к академической музыке, а значит, способствовать формированию готовности студентов музыкально-педагогического колледжа к концертно-просветительской деятельности.
В данном аспекте особую значимость приобретает проблема подготовки будущих педагогов-музыкантов к концертно-просветительской деятельности, а именно в контексте нашего исследования важным представляется изучение научных и методических аспектов подготовки студентов музыкально-педагогического колледжа к концертно-просветительской деятельности как одного из составных элементов будущей педагогической работы.
В государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 «Музыкальное образование» указано, что учитель музыки, музыкальный руководитель (углубленной подготовки) готовится к следующим видам деятельности: организация музыкального образования детей в дошкольных образовательных организациях, преподавание музыки и организация внеурочной музыкальной деятельности в общеобразовательных организациях, педагогическая музыкально-исполнительская деятельность, методическое обеспечение процесса музыкального образования.
Выпускник колледжа должен обладать компетенциями, необходимыми для концертно-просветительской деятельности,
включающими в себя способность: организовывать в общеобразовательной организации внеурочную музыкальную деятельность, в том числе работу школьного музыкального объединения/кружка (ПК 2.3.), исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров (ПК 3.1.), участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области музыкального образования (ПК 4.5.) [67].
Степень изученности
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что:
- исторические и теоретические аспекты концертно-просветительской деятельности отражены в трудах Б.Асафьева, Е.Дукова, Д.Кабалевского, Ю.Капустина, В.Медушевского, Л.Мельниковой, Н.Савельевой, Е.Назайкинского, А.Сохора, Л.Шейко и др.;
- проблемы музыкального менеджмента, организации концертно-просветительской деятельности затронуты в работах М.Воротного, Ф.Котлера, М.Переверзева, Г.Тульчинского, Е.Шековой и др.; вопросы построения сценария концерта рассмотрены в работах Л.Бернстайна, С.Бэлзы, А.Варгафтика, М.Гольденштейн, Б.Диментман, П.Михеля, А.Оссовского, Я.Платека, Ю.Стаховой, Г.Фрида и др.;
- вопросы подготовки к концертно-просветительской деятельности, в том числе студентов музыкально-педагогического колледжа, освещены в трудах Ю.Акбари, Л.Мельниковой, О.Милициной, Е.Павловой и др.
В процессе исследования было выявлено противоречие между необходимостью развития концертно-просветительской деятельности в учреждениях культуры и образования Российской Федерации с участием музыкально-педагогических кадров и отсутствием научно-педагогических и методических оснований подготовки студентов музыкально¬педагогического колледжа к ее осуществлению в условиях обучения в организации системы среднего профессионального образования.
Необходимость поиска теоретико-практического решения указанного противоречия позволила определить проблему диссертационной работы: каковы научно-педагогические основания и методическое обеспечение формирования готовности студентов музыкально-педагогического колледжа к концертно-просветительской деятельности?
На основании данной проблемы была сформулирована тема диссертационной работы: «Формирование готовности студентов
музыкально-педагогического колледжа к концертно-просветительской деятельности».
Цель исследования - анализ научно-педагогических аспектов проблемы формирования готовности студентов музыкально¬педагогического колледжа к концертно-просветительской деятельности, разработка и внедрение методического обеспечения данного процесса в условиях обучения в организации системы среднего профессионального образования.
Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического колледжа.
Предмет исследования - формирование готовности студентов музыкально-педагогического колледжа к концертно-просветительской деятельности.
Гипотеза исследования. Формирование готовности студентов музыкально-педагогического колледжа к концертно-просветительской деятельности будет осуществляться более эффективно, если:
- при организации процесса профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического колледжа будут учтены принципы организации концертно-просветительской деятельности в России на современном этапе;
- будет разработан и внедрен в образовательный процесс музыкально-педагогического колледжа курс «Концертно-просветительская
деятельность: теория и технологии»;
- в процесс профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического колледжа будет включена лекторийная практика, основанная на проведении цикла концертно-просветительских мероприятий.
Задачи исследования:
• определить сущностно-содержательную характеристику
основных понятий исследования: «формирование», «готовность»,
«деятельность», «концертно-просветительская деятельность», «готовность студентов колледжа к концертно-просветительской деятельности»;
• провести анализ опыта концертно-просветительской работы выдающихся деятелей отечественной музыкальной культуры на основе изучения их лекторийной деятельности;
• осветить состояние концертно-просветительской деятельности в России на современном этапе и выявить педагогические основания формирования готовности студентов музыкально-педагогического колледжа к ее осуществлению;
• провести диагностику формирования готовности студентов музыкально-педагогического колледжа к концертно-просветительской деятельности;
• разработать и апробировать методическое обеспечение данного процесса, включающее курс «Концертно-просветительская деятельность: теория и технологии», основанный на лекционных, практических занятиях и лекторийной практике студентов.
Методологическую основу исследования составили: системный, личностно-деятельностный и функциональный подходы, концептуальные положения, раскрывающие: основы концертно-просветительской
деятельности (Б.Асафьева, Л.Мельниковой, Д.Кабалевского, Н.Савельевой, А.Сохора, и др.); вопросы музыкального менеджмента, организации концертно-просветительской деятельности (М.Воротного, Ф.Котлера, М.Переверзева, Г.Тульчинского, Е.Шековой и др); вопросы построения сценария концерта (С.Бэлзы, А.Варгафтика, Л.Бернстайна и др.), проблемы профессиональной подготовки к концертно-просветительской деятельности (Ю.Акбари, Л.Мельниковой, О.Милициной и др.)
Методы исследования. В процессе проведения исследования были использованы теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, философской, искусствоведческой, учебной и учебно-методической научной литературы; эмпирические методы (наблюдение, опрос, тестирование, экспертные оценки, педагогический эксперимент); статистические методы, специальные методы: метод музыкально¬
поэтического анализа.
Этапы исследования. Исследование проводилось последовательно в несколько этапов с сентября 2015 по май 2017 гг.
На первом этапе (2015-2016 гг.) исследования было осуществлено теоретическое изучение материала - философской, социологической, психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме.
На втором этапе (2016-2017 гг.) была проведена опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы исследования, включавший в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
На третьем этапе (2017 г.) была проведена систематизация, анализ и обобщение результатов исследования, осуществлялось оформление диссертационного исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование было проведено на базе ГАПОУ «Лениногорский музыкально¬художественный педагогический колледж» (г. Лениногорск, Республика Татарстан). В работе приняли участие 26 студентов отделения «Музыкальное образование», 3 преподавателя, выступивших в качестве экспертов.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выявлены принципы организации концертно-просветительской деятельности в России на современном этапе;
- выявлена сущность и структура готовности студентов музыкально-педагогического колледжа к концертно-просветительской деятельности;
- разработана структура методического обеспечения,
способствующего формированию готовности студентов музыкально-педагогического колледжа к концертно-просветительской деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- раскрыты принципы организации концертно-просветительской деятельности в России на современном этапе;
- определено базовое понятие исследования «готовность студентов музыкально-педагогического колледжа к концертно-просветительской деятельности»;
- раскрыта сущность и структурные компоненты готовности студентов музыкально-педагогического колледжа к концертно¬просветительской деятельности;
- разработана структура методического обеспечения формирования готовности к концертно-просветительской деятельности в условиях обучения в музыкально-педагогическом колледже.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, в том числе разработанный курс «Концертно-просветительская деятельность: теория и технологии», могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических колледжей и вузов, применяться при разработке и проведении просветительских мероприятий в учреждениях культуры и музыкального образования.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях различного уровня: международных (Казань 2014, 2015, 2016), (Шеффилд, Великобритания, 2016); на II и III
всероссийских конкурсах научных работ студентов (Дипломант, Казань
2013, Лауреат III степени, Казань 2015); внутривузовских (Казань 2013,
2014, 2015, 2016).
Результаты исследования были отражены в следующих публикациях:
1. Осипова В.Г. Методы музыкально-эстетического воспитания на
примере музыкально-поэтических закономерностей романсов
Р.Яхина/С.В.Каркина, В.Г.Осипова//Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб.научных трудов преподавателей, молодых ученых и
студентов Казанского федерального университета.-Вып.16.Казань: Изд. «Отечество», 2013.-С.29-33.
2. Осипова В.Г. Метод художественно-эстетического анализа для изучения исполнительских интерпретаций романса С.В.Рахманинова «Ночь печальна»/В.Г.Осипова//Музыкознание в зеркале современности: материалы международной научно-практической конференции для студентов и молодых ученых.-Вып.1.Казань: Изд. «Отечество», 2014.-С.268- 271.
3. Осипова В.Г. Сравнительный анализ вокальных интерпретаций
романса С.В.Рахманинова «Здесь хорошо»/С.В.Каркина,
В.Г.Осипова//Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы ХУМеждународной научно-практической конференции, посвященной музыкально-педагогического образования в г.Казани.-Казань: Изд. «Отечество», 2015.-С.221-225
4. ОсиповаВ.Г. Обзорсовременнойотечественноймузыкально-
просветительскойдеятельностифилармоний/V.G.Osipova/ZMaterials of theXII international scientific and practical conference, “Science without borders - 2016”, Volume 13. Philological sciences.Music and life. Sheffield, UK, Science and education LTD. - 2016.-P. 101-103
5. Осипова В.Г. Метод диалога культур в изучении музыкальной
интерпретации сонетов У.Шекспира в камерно-вокальном творчестве Д.Кабалевского (на примере сонета № 30 «Когда на суд безмолвных, тайных дум...»)/С.В.Каркина, В.Г.Осипова//Музыкальное искусство и образование: теория, методология, практика: сборник материалов
международной научно-практической конференции.-Казань: Изд.Казан.ун- та, 2016.-С.220-225
6. Осипова В.Г. Сущностно-содержательная характеристика понятия «Интерес к академической музыке»/С.В.Каркина, В.Г.Осипова//Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы УМеждународной научно-практической конференции.-Казань: Изд.Казан.ун-та, 2016.-С.22-27
1. В процессе исследования поставленной проблемы рассмотрены теоретические основания использования академического направления концертно-просветительской деятельности в контексте формирования готовности студентов музыкально-педагогического колледжа к данной деятельности, а также развития интереса молодежи; дана сущностно-содержательная характеристика основных понятий исследования.
«Формирование» - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов.
«Готовность» - устойчивая характеристика личности, действующая постоянно и не требующая форматирования, являющаяся предпосылкой успешной деятельности и относящийся к длительной или устойчивой готовности, имеющая определенную структуру [23, с.23].
«Деятельность» - мотивированный процесс, осуществляющий активное отношение человека, с использованием тех или иных средств, для достижения цели.
«Концертно-просветительская деятельность» - это деятельность, направленная на реализацию просветительской, пропагандистскую, гедонистическую и общесоциологическую функции музыкального искусства
«Готовность студентов колледжа к концертно-просветительской деятельности» - личностное и профессионально значимое качество, являющееся условием успешной организации и проведения концертов, лекториев, музыкальных вечеров и других просветительских мероприятий в учреждениях культуры и музыкального образования.
2. Выявлено, каким образом в стране реализуется приобщение населения к академической музыке, а именно в двух направлениях: повышение престижа и значимости в обществе академического музыкального искусства, создание установки на необходимость приобщения людей к этой сфере; использование разнообразных форм и инновационных методов музыкального просветительства для различных слоев и возрастных категорий населения, прежде всего, детей и юношества [29, с.21].
3. Рассмотрены психолого-возрастные особенности юношеского возраста. Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью и охватывает период от 19 до 25 лет. Центральными личностными новообразованиями в юношеском возрасте являются формирование мировоззрения, самостоятельности суждений; повышение требования к моральному облику человека; формирование самооценки; стремление к самовоспитанию.
4. Изучен исторический путь развития и становления музыкально-просветительской деятельности страны, каким образом сформировались программы по осуществлению данной деятельности в современной России, а также их направленность - на распространение знаний о музыке, приобщение людей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры, играет огромную роль в духовном и нравственном совершенствования личности и общества. .Обозначены виды и формы осуществления концертно-просветительской деятельности.
5. Изучена одна из форм концертно-просветительской деятельности - лектории. Лектории имеют свои виды (музыкальные, литературные, образовательные, музыкально-образовательные) и формы (тематические лекции-концерты; какой-либо устный музыкальный журнал; музыкально-поэтические композиции). Они несут ознакомительную функцию, функцию приобщения, а также учебно-воспитательные задачи: формирование художественно-эстетического вкуса на основе восприятия лучших образцов классической и современной музыки; расширение общекультурного кругозор учащихся; - стимулирование творческой инициативы и потребность в самовыражении в конечном итоге способствующее воспитанию гармонично развитой личности.
6. Проанализирована лекторийная практика филармоний страны, что позволило сделать вывод о её потенциале для воспитания интереса к музыке у подрастающего поколения. Проанализирован опыт концертно-просветительской работы опыт выдающихся деятелей отечественной музыкальной культуры XX - XXI вв., а именно деятельность Д.Кабалевского, С.Белзы, А.Варгафтика, М.Казиника.
7. Каждая концертно-просветительская деятельность в рамках своей реализации решает множество задач, к которым относятся формирование мировоззренческих основ всесторонне развитой личности; формирование эстетических вкусов на лучших образцах классической музыки; приобщение представлений о правилах организации музыкального лектория, грамотного отбора музыкального материала, работы над литературным текстом; формирование навыков общения с аудиторией
8. Рассмотрено методическое обеспечение для организации концертно-просветительской деятельности в музыкальном колледже. Залогом успешной организации музыкальных лекториев является профессиональная готовность руководителя, владение им управленческими способностями. Это - специальные знания, умения, навыки и психологическая установка. Готовность в свою очередь предполагает интегральное образование профессионально значимых качеств личности: положительная мотивация к музыкально-просветительской деятельности; высокий уровень знаний о музыке и стремление к его пополнению и обновлению; наличие профессиональных умений и навыков (лекторских, исполнительских и организаторских).
9. Уровень готовности педагогов-музыкантов к активной
просветительской деятельности, а также способности в самостоятельной его организации зависит от ряда компетенций, которыми должен обладать выпускник это: организация в общеобразовательной организации
внеурочной музыкальной деятельности, в том числе работу школьного музыкального объединения/кружка; исполнение произведений педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров; участие в исследовательской и проектной деятельности в области музыкального образования.
10. Условием успешной организации концертно-просветительской деятельности является сформированная готовность студента музыкально-педагогического колледжа к концертно-просветительской деятельности.
11. В структуру готовности входят следующие компоненты: мотивационно-ценностный компонент, когнитивный компонент, деятельностно-практический компонент. Мотивационно-ценностный компонент отражает основные мотивационные и ценностные установки студентов по отношению к концертно-просветительской деятельности. Когнитивный компонент представляет уровень знаний студентов в области концертно-просветительской деятельности и концертного менеджмента. Деятельностно-практический компонент отражает владение технологиями организации концертно-просветительской деятельности и практическими навыками, необходимыми для участия в музыкально-просветительских мероприятиях.
12. Для апробации методического обеспечения для развития интереса молодежи к академической музыке, была проведена опытно-экспериментальная работа среди студентов 3 курса Лениногорского музыкально-художественного педагогического колледжа отделения «Музыкальное образование» по проверке гипотезы исследования, включавшая в себя три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный).
13. Фактором, положительно влияющим на формирования готовности студентов музыкально-педагогического колледжа к концертно-просветительской деятельности является специально-организованное обучение в рамках курса «Концертно-просветительская деятельность: теория и технологии». Курс предназначен для использования в системе среднего профессионального образования педагогов-музыкантов, также может быть внедрена и использована в процесс формирования готовности студентов музыкально-педагогического в рамках вуза.
14. Исходя из результатов исследования по основным компонентам
- мотивационно-ценностному, когнитивному, деятельностно¬
практическому, на контрольном этапе эксперимента был сделан вывод о том, что появились существенные различия показателей КГ и ЭГ.
15. В процессе опытно-экспериментальной работы выявлено, что проведенный эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу о том, что лекторийная практика при правильной организации, а также при применении соответствующего методического обеспечения послужит эффективным средством для формирования готовности студентов музыкально-педагогического колледжа к концертно-просветительской деятельности.
1. Адамов, Е.А. Методика чтения лекций по литературе и искусству [Электронный ресурс]/Е.А. Адамов. - Электронные данные.-М., 2000.-Режим доступа: http://www.twirpx.com/
2. Алексеев, М.Н. Как читать лекцию в разных аудиториях
[Электронный ресурс]/М.Н. Алексеев. - М., 2003.-Режим доступа:
http://www.twirpx.com/
3. Байтамирова, А.Т. Сущность и структура понятия «профессиональный интерес». - Теория и практика общественного развития (2013, № 4). - 9 с.
4. Байбикова, Г.В. Обучение студентов технике музыкально-педагогического общения (на материале музыкальных колледжей): Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Белгород, 2006. - 226 с.
5. Батчаева, Н.А. Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 М., 2006.¬245 с.
6. Басов, М.Я. Избранные психологические произведения
[Электронный ресурс]/М.Я. Басов. — М., 2001.-Режим доступа:
http://www.twirpx.com/
7. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры
(энциклопедический словарь педагога)/В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 2000.-937 с.
8. Белостоцкая, Н.Г. Культура публичного выступления: Учебное пособие/Н.Г. Белостоцкая. - М., 2002. - 192 с.
9. Бернстайн, Л. Концерты для молодёжи/Л.Бернстайн. - Л., «Сов. Композитор», 1991.-232 с.
10. Бэлза, С.И. Избранное: Из истории мировой художественной культуры/С.И. Бэлза. - М., Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012.- 320 с.
11. Варгафтик, А.М. Партитуры тоже не горят/А.М.Варгафтик. - М., «Классика-XXI», 2006.- 336 с.
12. Варшава, Б.Е. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] / Б.Е. Варшава, Л.С. Выготский // Psyho.ru : [web-сайт]. - 2010-2013.
- Режим доступа: http://www.psyho.ru/dictionaries/bolshoj-psixologicheskij- slovar/interes/.
13. Васильцев, К.М. Словарь по философии [Электронный ресурс] / К.М. Васильцев // ВСловаре.ру : [web-сайт]. - 2008-210. - Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/filosofskiij -slovar/interes/275378.
14. Воротной, М.В. Менеджмент музыкального искусства/М.В. Воротной. - М., «Планета музыки», 2013.-256 с.
15. Герасимов, С. В., Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие/ С.В.Герасимов, Г.Л.Тульчинский, Т.Е.Лохина.: СПб.: Изд. «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2009. 384 с.
16. Гуляницкая, Н.С. Методы науки о музыке: Исследование/Н.С. Гуляницкая. - М., Музыка, 2015.-256 с.
17. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала/А.А.Деркач.- М.; Воронеж, 2004.
18. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности
человека к деятельности [Электронный ресурс]/ М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович.-Минск:БГУ, 2000.-Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-studentov-pedvuza-k- muzykalno-prosvetitelskoi-deyatelnosti-v-usloviy#ixzz4kKkT7TUJ
19. Ерошенков, И.Н. Музыкально-просветительская деятельность учреждений культуры/И.Н. Ерошенков. - М., МГУК, 2001.- 39 с.
20. Ефремова, Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка [Текст] : справ.пособие / Т. Ф. Ефремова. - М. : Дрофа, 2000.
- 636 с.
21. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. перераб. И доп./А.Д. Жарков,- М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. 288 с.
22. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной школе/И.Д. Зверев, Максимова В.Н. - М., «Педагогика», 1991.- 12 с.
23. Зернова, Г.П. Профессиональная готовность учителя к экспериментальной деятельности : дис. канд.пед.наук / Г.П. Зернова. - М.,
1999. - 114 с.
24. Зубачевская, Н.А. Эстетический интерес и условия его интенсификации//Вестник Челябинского ун-та. Сер.5: Педагогика и психология. 1996.-№1.- с.71-78.
25. Кабалевский, Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспитание [Электронный ресурс]/Д.Б. Кабалевский. - М., 2001.-Режим доступа: http://www.twirpx.com
26. Кабалевский, Д. Б. Ровесники. Беседы о музыке для юношества. Вып.1. [Электронный ресурс]/Д.Б. Кабалевский. - М., 2001.-Режим доступа: http://www.twirpx.com
27. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?/Д.Б. Кабалевский. - М., «Просвещение», 2001.- 224 с.
28. Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации от 17.06.2014 года № 120- 01-39/02-ЕМ
29. Концепция художественного образования Российской
Федерации от 28.12.2001 года № 1403
30. Кордуэлл, М. Психологический справочник/М. Кордуэлл М.,
пер с англ. К. С. Ткаченко. - М., «Фаир-Пресс», 2002, 448 с.
31. Корыхалова, Н.П. Интерпретация музыки/Н.П. Корыхалова.-
СПб.: Музыка, 1999.- 208 с.
32. Котлер, Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга
исполнительских искусств/Ф. Котлер, Д. Шефф. - М., «Классика-XXI», 2012.- 688 с.
33. Кузнецова, С.А. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / С.А. Кузнецова. - 1-е изд. - СПб. : Норинт, 1998. - 868 с.
34. Кулагин, П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения/П.Г. Кулагин [Электронный ресурс]/П.Г. Кулагин. - М., 2001.-Режим доступа: http://www.twirpx.com
35. Куржиямская, А.М. Рапсодии телеэкрана. Заметки о музыкальном телевидении [Электронный ресурс]/А.М. Куржимская.- М.,
2000. -Режим доступа: http://www.twirpx.com
36. Левитов, Н.Д. Психология [Текст] : справ.пособие / Н.Д. Левитов. - М.: Высшая школа, 1999. - 256 с.
37. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н. Леонтьев. - М., Академия, 2004. - 304 с.
38. Ляховицкая, С.С. Педагогические раздумья. Музыка - детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания/С.С. Ляховицкая, составитель Л. В. Михеева. - Л., «Музыка», 1999. - 45 с.
39. Малышева, Н.М. О пении. Методическое пособие [Электронный
ресурс]/Н.М. Малышева.-М., 2001.-Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/684823/
40. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки пособие [Электронный ресурс]/В.В. Медушевский.-М.,2001.-Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1864560/
41. Мельникова, Л.Л. Методика формирования профессиональной
готовности преподавателя колледжа искусств к концертно¬просветительской работе: диссертация дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.02)/Мельникова Л.Л.; Московский гос.пед.университет. -
Москва, 2005. - с. 163
42. Мещеряков, Б.Г. Психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб. : Прайм - Еврознак, 2005. - 672 с.
43. Милицина, О.В. Формирование готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / О.В. Милицина; [Место защиты: Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева].- Саранск, 2008.- 152 с.
44. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн., Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
45. Новиков, А.М. Методология образования/А.М. Новиков. - М.: «Эгвес», 2006.- 488 с.
46. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] справ.пособие / С.И. Ожегов. - М. : ИТИ Технологии, 2012. - 944 с.
47. Педагогический словарь/Сост. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- 2-е изд., - М.: Академия, 2005. - 176 с.
48. Педагогический словарь: учеб.пособие для студентов высших учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
49. Переверзев, М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебное пособие/М.П. Переверзев. - М., 2007.- 240 с.
50. Периль, Б.В. Проблемы организации концертной работы в зеркале прессы. Экология культуры: Инф. бюллетень. - Архангельск, 2002. - № 3 (28). - С. 24-73.
51. Петрушин, В. И. Музыкальная пропаганда: принципы и методы
[Электронный ресурс]/В.И. Петрушин - М., 2001, Режим доступа:
http://www.twirpx.com
52. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. Изд. 2./В.И. Петрушин - М.: Академический проект, Гаудеамус, Трикста, 2008. — 402 с.
53. Платонов, К.К. Психология/К.К.Платонов, Г.Г. Голубев. - М., Высшая школа, 1999. - 256 с.
54. Подласый, И.П. Педагогика/И.П. Подласый - М., 1999. - 574 с.
55. Психологическая энциклопедия: 2-е издание/ под.ред.
А.Ауэрбаха, Р.Корсини. - СП.б., 2006. - 1096 с.
56. Пузырей, А.А. Электронный словарь по философии [Электронный ресурс] / А.А. Пузырей // Slovari.ru: [web-сайт]. - 2005, Режим доступа: http://www.slovari.ru.
57. Разумный, В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы[Электронный ресурс]/В.А. Разумный. - М., 2002., Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1890913/
58. Румянцева, З.В. Формирование профессиональной готовности
учителя к музыкально-педагогической деятельности в школе: дис.канд. пед.наук [Электронный ресурс].- М., 2006, Режим доступа:
http://www.dslib.net/
59. Ручимская, С.В. Феномен просветительства в профессиональной подготовке педагога-музыканта : дис...канд. пед.наук : 13.00.08 / Ручимская С.В.[Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2010.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1777
60. Сафиуллина Л.Г. Музыкально-образовательный лекторий как
ведущая форма концертно-просветительской и художественно-творческой деятельности на ФХО ТГГПУ // Педагогика художественного образования: история, методология, практика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) "Педагогика художественного образования: история, методология, практика" (Казань, 9-10 декабря 2010 г.). В 2 ч. Ч. 1 / Отв. ред. З.М. Явгильдина, Л.Г.
Сафиуллина, Г.И. Батыршина.- Казань: ТГГПУ, 2011.- С. 12 - 18.
61. Сохор, А.Н. Воспитательная роль музыки [Электронный ресурс]/А.Н. Сохор. - М., 2004, Режим доступа: http://www.twirpx.com/
62. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика высшей школы/Л.Д. Столяренко - Ростов н/Д.: «Феникс», 2014. - 620 с.
63. Сухих, И.А. Теоретические аспекты формирования готовности к профессиональной (педагогической) деятельности студентов вуза - будущих учителей / И.А. Сухих // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2013. - №4. - 9-12 с.
64. Трофимов, М.Ю. Ценностные ориентиры индустрии досуга // Развитие досуговых индустрий: материалы Всероссийского научно-практического семинара с межд. участием. Омск: изд-во ОмГУ, 2013.- 46-51 с.
65. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры/ Учебное пособие.//Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова— 4 е изд., испр. и доп. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2009. — 528 с.
66. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие//Г.Л. Тульчинский, С.В.Герасимов, Т.Е. Лохина. - М., «Планета музыки», 2010. - 384 с.
67. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс] //Федеральные государственные образовательные стандарты.-М., Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_142304/f2e37057 4d65d22176add7c1ccc049bbf7901d5a/
68. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф.
Губского. - М., 1999.-365 с.
69. Фролов, И.Т. Философский словарь [Текст] : справ.пособие /
И.Т. Фролов. - 4-е изд. - М. : Политиздат, 1991. - 445 с.
70. Фролова, Н.А. Музыкальный интерес как специфическая
разновидность категории интереса: Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №2.//Н.А. Фролова, М.Б. Дмитриева - 2011.- 18-21 с.
71. Халабузарь, П.В. Просветительская деятельность музыкальных школ и её значение в эстетическом воспитании [Электронный ресурс]/П.В. Халабузарь. - М., 2008, Режим доступа: http://www.twirpx.com/
72. Халабузарь, П.В. Становление советской системы массового
музыкального воспитания. Методика музыкального воспитания [Электронный ресурс]/П.В. Халабузарь. - М., 2008, Режим доступа:
http://www.twirpx.com/
73. Халикова, Г.Д. Подготовка студентов музыкально¬
педагогического факультета к организации внеклассной музыкально-педагогической работы. дис.. канд. пед. наук. - Ташкент, 2001. Режим доступа: http://www.dissercat.com/
74. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства. Учебное пособие. Часть 1. Музыка как феномен/В.Н. Холопова. - М., «Музыка», 1999.- 144 с.
75. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства. Учебное пособие. Часть 2. Содержание музыкального произведения. - М., «Музыка», 1999. - 198 с.
76. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология:
учебник для бакалавров/О.В.Хухлаева, Е.В.Зыков, Г.В.Бубнова. - М.,
«Юрайт», 2014. - 367 с.
77. Ценностные ориентации молодых россиян: новые тенденции. Молодежь и инновационное развитие России: Сборник научных статей на основе материалов научных конференций. М.: Московский гуманитарный университет, 2011.-165 с.
78. Чеганова, Л.Н. Исследовательская деятельность студентов как фактор готовности к профессиональной мобильности (взгляд студента) / Л.Н. Чеганова, Т. Молокова // Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор готовности к профессиональной мобильности: Сборник выступлений Межрегионального Круглого стола / Под ред. В.А. Семеновой, В.А. Брезгиной. - Екатеринбург: РЦ ППТиМП, 2012. - 52 с.
79. Чернов, А.С. Арт-менеджмент/А.С. Чернов, Омск: ОмГУ, 2012.¬88 с.
80. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества[Электронный ресурс]/В.Н. Шацкая. - 2009, Режим доступа: http://www.twirpx.com/
81. Шекова, Е.Л. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Практикум/Е.Л.Шекова, Г.Л. Тульчинский. - М., «Планета музыки», 2012.-160 с.