Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интернет-технологии: роль и место в развитии банковских услуг

Работа №53825

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
745
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические и практические основы формирования и развития
интернет-технологий на финансово кредитных рынках 6
1.1. Инновационные технологии в финансово-кредитной сфере:
содержание, структура и современные особенности 6
1.2. Роль интернет-технологий в развитии банковских услуг 14
1.3. Современные проблемы развития интернет-технологий в банковском деле 19
2. Анализ интернет-технологий в системе финансово-кредитных услуг банка 33
2.1. Интернет-технологии в системе обслуживания корпоративных
клиентов банка 33
2.2. Анализ технологий электронного банкинга в розничном бизнесе банка 41
2.3. Оценка эффективности внедрения интернет-технологий в банке 49
3. Перспективы развития информационных технологий в оказании
банковских услуг 58
3.1. Оценка специфики рынка интернет-технологий в зарубежных 5 8
экономических системах
3.2. Перспективные направления развития интернет-технологий на 70
финансово-кредитных рынках России
Заключение 80
Список использованных источников 84
Приложения

В качестве стратегической цели развития российской экономики Правительством РФ определено повсеместное и широкое внедрение инновационных технологий и продуктов, созданных на их основе [2]. Это в полной мере соответствует тенденциям современного развития наиболее развитых в экономическом отношении государств. Инновации стали сутью современного развития во всех сферах экономики, в том числе и в банковском деле. Этот процесс существенным образом затронул банковскую сферу и как область приложения (объект) инноваций и как фактор, способствующий их внедрению в экономику в целом. Понятие «инновации» можно рассматривать в широком и в узком определении. В широком определении банковская инновация применима ко всем нововведениям во всех сферах функционирования банка. В сфере интересов данного исследования лежит инновационная банковская деятельность в узком определении, которая представляет собой осуществление банковских операций и сделок, основанных на коммуникационных и Интернет-технологиях. Наиболее распространенные на сегодняшний день инновационные банковские продукты, явившиеся результатом использования коммуникационных и Интернет-технологий, относятся к дистанционному банковскому обслуживанию (ДБО).
Развитие бизнеса, расширение спроса населения на рынке услуг требуют от банковской системы организации оперативной, эффективной системы обслуживания клиентов банка, создавая возможности обслуживания клиентов из дома, офиса или мультимедийного киоска самообслуживания. Особенностью банковских услуг является их сложность для восприятия. С широким распространением Интернета клиенты могут использовать эту технологию в любой точке мира, чтобы получить доступ к банковской сети. Интернет является наиболее конкурентной, интерактивной средой, поскольку позволяет совершить операции в режиме реального времени. Всевозможные поисковые системы позволяют клиенту анализировать условия услуг, предоставляемыми банками и выбирать наиболее оптимальное предложение.
Актуальность данного исследования объясняется также тем, что инновационные банковские технологии являются важнейшим фактором обеспечения стабильности функционирования банков и способствуют их экономическому росту. Банковская деятельность становится все более зависимой от новейших технологий. Чтобы повысить качество услуг, получить конкурентные преимущества банки, вышедшие на рынок и стремящиеся изменить свой корпоративный имидж, применяют новейшие технологии.
Инновационным процессам и интернет - технологиям в банковском бизнесе в той или иной степени посвятили свои исследования российские ученые К.А. Антонов, Г.Н. Белоглазова, В.В. Дядечко, Е.Ф. Жуков, Г.Г. Коробова, Ю.И. Коробов, Л.П. Кроливецкая, О.И. Лаврушин, В.А. Черненко, И.А. Резник и другие.
Однако, несмотря на серьёзную проработку проблем, возникающих при управлении деятельностью банка, некоторые теоретические, методологические, а также многие прикладные вопросы на современном этапе развития банковского бизнеса требуют своего решения и, как следствие, проведения дополнительных исследований. Прежде всего, это относится к учету специфики осуществления интернет - технологий в банковском бизнесе, когда инновации становятся стратегическим ресурсом в решении задач повышения эффективности и конкурентоспособности. Начавшийся в 2008 году мировой финансовый кризис, среди причин которого широкое использование ряда специфических, в том числе банковских, продуктов, признанных в своё время практически революционными инновациями, предполагает необходимость переосмысления инновационных процессов, происходящих в банковской сфере.
Целью бакалаврской работы является исследование роли и места интернет технологий в развитии банковских услуг на материалах ПАО «Татфондбанк».
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения ряда задач:
• изучить экономическое содержание интернет - технологий и специфику электронных банковских услуг;
• выявить место и значение интернет - технологий в современном банковском бизнесе;
• обобщить нормативно - правовое регулирование электронной банковской деятельности в России и за рубежом;
• дать организационно - экономическую характеристику ПАО «Татфондбанк»;
• провести оценку основных финансовых показателей деятельности ПАО «Татфондбанк»;
• проанализировать состояние информационно - сервисных технологий ПАО «Татфондбанк»;
• разработать и представить прогнозную модель развития интернет - банкинга ПАО «Татфондбанк»;
• выявить проблемы и перспективы развития интернет - технологий в сфере банковских услуг.
Объектом бакалаврского исследования выступает банковская деятельность ПАО «Татфондбанк».
Предметом исследования является система экономических, организационных и финансовых механизмов повышения эффективности деятельности банка на основе использования интернет - технологий.
Информационной базой исследования послужили статистические данные Банка России, коммерческих банков, информация, опубликованная в научных журналах экономического и финансового характера, взятая с официальных сайтов Банка России, коммерческих банков и консалтинговых групп, а также материалы ПАО «Татфондбанк».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование, проведенное в ходе данной выпускной квалификационной работы, позволяет сделать следующие выводы и сформулировать следующие рекомендации.
Развитие информационных и компьютерных технологий в банковской деятельности предопределило появление рынка электронных банковских услуг, отличающихся новыми стандартами проведения финансовых операций и качеством обслуживания, а также предоставляет новые возможности привлечения и удержания клиентов банков.
Электронные банковские услуги - это совокупность технологических процедур и договорных условий, обеспечивающих создание на основе действий банка трансформацию банковских продуктов, удовлетворяющих потребности клиентов дистанционным способом. Под электронными банковскими услугами следует понимать, в совокупности следующие виды услуг:
- осуществление трансакций с использованием банковских пластиковых карт;
- осуществление бизнес-процессов с использованием специальных локальных компьютерных сетей (межбанковские электронные расчеты), глобальной компьютерной сети Интернет (Интернет-Банк-Клиент).
Банковские услуги удаленного (дистанционного) управления счетами и услуги через Интернет должны регулироваться в соответствии с банковским законодательством. Пров денный анализ нормативно - правовой базы Российской Федерации, позволил выявить проблему несовершенства действующего законодательства: сам технологический прогресс в банковской сфере России за последние полтора десятка лет обусловливает постоянное отставание нормативной базы от развития самой деятельности.
В настоящее время современные технологии сделали возможным появление глобального электронного финансового рынка, который стал базироваться на интеграционных системах: Интернет, Телефонный банк, Банк-Клиент, Интернет- Банк-Клиент, которые можно рекомендовать в качестве основных направлений продвижения банковских услуг. Передовые отечественные банки, изучая опыт, накопленный западными странами по использованию электронных коммуникационных систем, оснащенных сетью Интернет, стали использовать его в своей практике . По статистике, предоставленной Банком России, число счетов физических и юридических лиц в банках РФ с доступом через Интернет на начало 2015 года достигло 33,4 млн. счетов. При этом их доля в общем количестве счетов (108 млн. счетов) достигла 31%. По состоянию на 01.01.2015 количество счетов в рублях с дистанционным доступом, открытых в банках Республики Татарстан и филиалах иногородних банков, составляет 1,1 млн. единиц, при этом количество счетов , доступ к которым предоставлен через сеть Интернет или с использованием мобильных телефонов, составляет более 780 тыс. единиц, что представляет собой порядка 2,5% от общероссийского показателя.
ПАО «Татфондбанк» активно использует Интернет-технологии при обеспечении взаимодействия со своими клиентами. С момента создания банк реализует концепцию универсального кредитного учреждения, предоставляющего клиентам полный спектр финансовых услуг. Он предлагает клиентам: прием платежных поручений BiPrint, «Интернет - Клиент», «Интернет - Холдинг», подключение к системе удаленного доступа «Онлайн Партнер» и устройство USB- токен, SMS - Банкинг. Показатель дистанционного доступа возрос в 2014 году более чем в 1,5 раза по сравнению с 2012 годом. Дистанционным банковским обслуживанием в 2014 году было охвачено 0,127 млн. клиентов обследуемого банка, что почти на 40 % больше, чем в 2013 году. Достаточно высокий уровень Интернет- решений отмечается по счетам физических лиц , доля которых составляет 96,5%. В то же время охват их услугами дистанционного банковского обслуживания составляет 9,46%, что ненамного больше, чем в 2012 году - 6,92%.
Менее активно используют системы ДБО клиенты - юридические лица. На 2014 год в общем числе клиентов данной категории использование системы ДБО наблюдается у более четверти клиентов. Из них каждое третье (31,7% в 2014 г. против 21,3% в 2012 г.) предприятие малого и среднего бизнеса используют различные системы дистанционного банковского обслуживания.
Сопоставление темпов роста общего числа клиентов на обслуживании в ПАО «Татфондбанк» (110,02%) и числа клиентов, использующих системы ДБО (151,4%), свидетельствуют об активизации инвестиционных процессов в регионе . Следует также отметить активное вовлечение в дистанционное банковское обслуживание предприятий малого и среднего бизнеса и корпоративных клиентов банка. Рост числа клиентов, использующих системы ДБО, по данным категориям клиентов составил, соответственно, 150,4% и 161,1 %.
Перечень доступных банковских услуг и продуктов, предлагаемых в рамках ДБО в режиме on-line через Интернет, достаточно широкий . Однако порядка 60% проводимых клиентами операций через Интернет приходится на платежи услуг сотовой связи и оплату услуг ЖКХ . На долю традиционных банковских услуг приходится менее 40%. Это свидетельствует о недостаточной развитости инновационной системы банковского обслуживания и имеющемся большом потенциале роста.
Доля комиссии, приходящейся на удаленное банковское обслуживание достаточно мала.
Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а, следовательно, и размеры доходов , которые он получает, зависят от размеров тех услуг, которые банк предоставляет и, в частности, интернет - банкинга. Научно обоснованный прогноз развития интернет - банкинга можно составить, пользуясь известными методами математического моделирования процессов, а также методами вероятностей и моделирования, мы выяснили , что прогнозируемые величины доходов интернет - банкинга имеют тенденцию к увеличению, что является положительным моментом в деятельности ПАО «Татфондбанк».
Электронные банковские услуги, в том числе, Интернет- банкинг как одно из направлений банковского дела имеют большой потенциал для дальнейшего развития, и регулирующие органы должны обеспечить последовательное развитие интернет- банкинга в России и построение системы банковского надзора, адекватной принятым банками технологическим рискам.
В заключение необходимо сказать о перспективах развития данного сегмента рынка. На наш взгляд основной движущей силой, влияющей на дальнейшее продвижение и модернизацию систем дистанционного банковского обслуживания, является политика государства, нацеленная на сокращение оборота наличных денежных средств, введение национальной платежной системы "НСПК" в режим полной работоспособности.
Реализация данной программы неизбежно приведет к более активному использованию банковских карт в расчетах за товары и услуги. Как следствие, у банков появится подробная информация обо всех финансовых операциях большинства клиентов, а у клиентов , соответственно, потребность эту информацию анализировать . Таким образом, со временем, системы интернет-банкинга могут превратиться в программы управления семейным бюджетом с возможностью постатейного анализа расходов и формирования лимитов для каждого члена семьи.



1. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 3951 // Последнее обновление 01.05.2015.
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронныш
ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ // Последнее обновление
01.05.2015.
3. Об электронной цифровой подписи [Электронныш ресурс]: Федеральный Закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ // Последнее обновление 01.05.2015.
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8.12.2011 г. № 2227-р // Последнее обновление 01.05.2015.
5. О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитный организациях,
расположенных на территории Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Положение Банка России от 26.03.2007 № 302-П // Последнее обновление 01.05.2015.
6. О правилах осуществления перевода денежных средств [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 19.06.2012 № 383-П // Последнее обновление 01.05.2015.
7. О платежной системе Банка России [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 29.06.2012 № 384-П // Последнее обновление 01.05.2015.
8. О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитный организациях на территории Российской Федерации [Электронныш ресурс]: Положение Банка России от 24.04.2008г. №318-П (в ред. Указаний Банка России от 27.02.2010 N 2405-У, от 13.05.2011 N 2632-У, от 07.02.2012 N 2783-У) «Раздел IV. Организация работы с наличными деньгами при использовании программно-технических средств».
9. О межрегиональных электронных рас четах , осуществляемых через расчетную сеть Банка России [Электронный ресурс]: Положение Банка России № 36-П // Последнее обновление 01.05.2015.
10. О порядке ин формирования кредитными организациями ЦБ РФ об
использовании в своей деятельности интернет-технологий [Электронный ресурс]: Указание Банка России от 01.03.2004 г . № 1390-У // Последнее обновлению' 01.05.2015.
11. О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указание Банка России от 12.11.2009 № 2332-У // Последнее обновление 01.05.2015.
12. Сведения об использовании кредитной организацией интернет-технологий [Электронный ресурс]: Указание Банка России от 12.11.2009 № 2332-У // Последнее обновление 01.05.2015.
13. Письмо Банка России от 19.08.2004 № 103-Т "Об осуществлении Банком
России контроля за исполнением кредитными организациями (их филиалами) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
14. Письмо Банка России от 30.01.2009 № 11-Т «О рекомендациях для кредитных организаций по дополнительным мерам информационной безопасности при использовании систем интернет- банкинга».
15. Алиева И .С. Банковское дело. Учебное пособие . - М.: Омега-Л, 2009. - 357с.
16. Антонов К.А. Дистанционное банковское обслуживание в РФ : состояние и пути развития // Банковские услуги. - 2011. - № 3. - с.20-24.
17. Антонов К.А. Развитие' систем дистанционного банковского обслуживания: Тезисы доклада на IY международной научно-практической конференции «Факторы развития экономики России». - Тверь: ТвГУ. - 2012. - с.133-134.
18. Афанасьева А .С. Банковское дело : Учебное пособие . - М.: КноРус, 2012. - 287с.
19. Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. Е .Ф . Жукова - М.: Банки и биржи, 2011. - 368 с.
20. Белоглазова Г .Н. Банковское дело: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 592 с.
21. Герасимова Е .Б., Унанян И.Р. Банковские операции.- М.: ФОРУМ, 2009.- 272с.
22. Гиляровская C.B. О самостоятельности коммерческих банков в Российской Федерации Текст. / C.B. Гиляровская // Финансы. 2007. - № 2.
23. Дядечко В.В., Жестков П .А. Факторы и перспективы развития интернет - банкинга в России // Экономика и социум . - 2013 - №2(7). - С. 67-69.
24. Жарковская Е .П . Банковское дело: Учебник. - М.: Омега-Л, 2010. - 478с.
25. Завьялов, Д.Ю. Потенциал интернет-банкинга Текст. / Д.Ю. Завьялов // Финансы . — 2014. - №3.- С. 11-14
26. Зарубин, A.B. К вопросу повышения эффективности интернет-банкинга Текст. /
A. B. Зарубин // Финансы. 2014. - №8. - С. 15-21.
27. Игудин , А .Г. Актуальные проблемы развития интернет-банкинга Текст. / А .Г. Игудин // Финансы. 2014. - №10. - С. 15-19.
28. Игудин, А.Г. Об основах расходных и доходных источников коммерческих банков Текст. / А.Г. Игудин, A.B. Зарубин // Финансы. - 2013.- №2. - С. 8-11.
29. Калтырин А.В. Деятельность коммерческих банков : Учебное пособие / под ред.
А.В. Калтырина, С.В. Кугаева, Е .С. Бирюкова и др. - Ростов-н/Д: Феникс, 2011. - 400 с.
30. Климанов, В.В. Процедуры поддержки и реформирования финансовой структуры коммерческих банков. Текст. / В .В. Климанов, М.Н. Сорокина // Финансы. 2014. - №6. - С. 15-21.
31. Коробейникова О .М., Бахметьева Е .С. Особенности применения
ин формационных технологий для развития Интернет - банкинга в России // Теория и практика общественного развития. - 2011 - №7. - С. 18-21.
32. Кох Л.В. Инновации в банковском бизнесе. - СПб.: Изд-во Политех. ун-та,
2009. - 490 с.
33. Крохина, Ю.А . Контроль за расходованием средств и эффективный контроль. Текст. / Ю.А. Крохина // Финансы:. — 2013.- №6.- С. 59-60.
34. Лавровский , Б.Л. Бизнес дифференциация деятельности коммерческих банков. Текст. / Б .Л. Лавровский //Экономический журнал ВШЭ. 2013. - №4. - С. 524-530.
35. Лаврушин О.И . Банковское дело: Учебник для вузов . - М.: Финансы и
статистика, 2010. - 672 с.
36. Лексин, В. Стереотипы и реалии российского рышка интернет технологий и электронного банкинга Текст. / В. Лексин, А. Швецов // Вопросы экономики. — 2012. — №1. С. 71-74.
37. Лямин Л.В. Организация управления рисками, связанными с применением систем интернет-банкинга // Управление в кредитной организации. - 2009. - № 2. - С. 86-101.
38. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. - М.: Банки и биржи, 2012. - 288 с.
39. Пансков В.Г. Совершенствование законодательства в современных условиях развития банковского сектора Текст. / В.Г . Пансков // Финансы:. - 2014. -№11. - С.13.
40. Половинка В.В. Оценка и совершенствование Текст. / В.В. Половинка // Финансы:. 2014. - №1. - С. 8-12.
41. Решетников М. О переходе к управлению, ориентированному на результат Текст. / М. Решетников // Вопросы экономики. 2014. - №3. - С. 152-155.
42. Рудакова О.С . Банковские электронные услуги : учебное пособие для вузов. - М.: Вузовский учебник, 2009.- 398 с.
43. Свечников И.М . Перспективные направления развития рынка банковских делуг в РФ : Монография ; ГУУ. - М., 2011. - 162 с.
44. Свиридов О.Ю. Банковское дело : Учебное пособие . - Ростов-н/Д: «Март», 2010.
- 256 с.
45. Стародубцева Е.Б. Основы банковского дела: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 416 с.
46. Тарасов С.А . Банковское дело . Управление кредитной организацией . - М.: Дашков и К, 2010. - 640с.
47. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации . Общая часть: Учебник / Под общ. Ред. акад. Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 2008. - 209 с.
48. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент): Учебник / под ред. Лаврушина О . И. - М.: Юристъ, 2010. - 688 с.
49. Черненко В.А., Резник И.А. Электронные банковские услуги : зарубежный опыт и отечественная практика. - Санкт-Петербург: Инфо-Да, 2009. - 161 с.
50. Храмова Т.В. Приоритеты ведения инновационной политики . Основы: интернет- банкинга Текст. / Т.В. Храмова // Финансы:. 2014. - №12. - С. 17-21.
51. Журнал «Банки и деловой мир» [Электронный ресурс]: Развитие информационный и коммуникационных технологий. - Официальный сайт журнала «Банки и деловой мир», 2014. - Режим доступа:http://www.bdm.ru
52. Рейтинговое агентство «Эксперт РА (RAEX)» [Электронный ресурс]:
Статистика систем интернет- банкинга в России. - Официальный сайт «Эксперт РА (RAEX)». - Режим доступа:http://www.raexpert.ru
53. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Аналитические данные по коммерческим банкам за 2010-2015 гг. - Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. - Режим доступа:http://www.cbr.ru
54. Сберегательный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: Система
«Клиент-Сбербанк». - Официальный сайт Сберегательного банка Российской
Федерации. - Режим доступа:http: //www.sbrf.ru
55. АИКБ «Татфондбанк» [Электронный ресурс]: Основные показатели деятельности . Отчетность и открытая информация. - Официальный сайт АИКБ «Татфондбанк». - Режим доступа:http://www.tfb.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ