Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие института администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Работа №53806

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы118
Год сдачи2016
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
408
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Институт администрирования доходов, его роль в процессе формирования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 7
1.1 Доходы бюджетов бюджетной системы РФ как объект управления 7
1.2 Администрирование доходов бюджетов: теоретические аспекты 16
1.3. Становление и развитие института администрирования доходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации 26
Глава 2 Анализ практики администрирования доходов федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, оценка ее эффективности
2.1 Администрирование доходов федерального бюджета
2.2 Администраторы доходов бюджета Республики Татарстан
2.3. Оценка эффективности администрирования доходов бюджетов
Глава 3 Перспективы развития института администрирования бюджетных доходов в Российской Федерации
3.1 Зарубежный опыт администрирования доходов бюджетов и возможности
его применения в России
3.2 Направление совершенствования администрирования доходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации 73
Заключение 81
Список использованных источников
Приложения 90


Актуальность темы исследования. Для Российской Федерации проблема распределения доходов по уровням бюджетной системы является весьма актуальной. Потребность в эффективном распределении доходов между бюджетами в России гораздо выше, чем в странах с устоявшейся структурой управления и развитой экономической системой. В свою очередь эффективность распределения доходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами требует в настоящее время гораздо большего внимания к совершенствованию законодательного регулирования, чем это необходимо в большинстве развитых государств.
Институт администрирования доходов самый молодой в бюджетном законодательстве Российской Федерации. Появившись во второй половине первого десятилетия двадцать первого века, этот институт сегодня еще не приобрел окончательных контуров, как например институт распорядителей или получателей средств бюджетов.
Сегодня очень большое внимание в научной литературе и в области бюджетного законодательства уделяется организации взаимоотношений между четырьмя участниками процессов администрирования: финансовый орган, главный администратор, администратор и Федеральное казначейство. Подробно рассматриваются процессы наделения полномочиями главного администратора и администратора доходов бюджета, процедуры взаимодействия между ними и органами Федерального казначейства, вопросы формирования бюджетной классификации доходов, а так же бюджетного учета поступлений в бюджеты. Кроме того, большое внимание в научной среде уделяется вопросам распределения доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, а также роли налоговых органов в процессе контроля налоговых поступлений.
Таким образом, в современных условиях назрела необходимость, научной разработки методологии построения и организации системы администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации которая
позволит прийти к единому пониманию сути администрирования как части бюджетного процессами основных направлений его применения.
Степень разработанности темы исследования. Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили труды отечественных ученых и практиков, среди которых особое влияние оказали работы таких авторов как Баженов А.Г., Березин М.Ю., Лоскутов А.Э., Нестеренко Т.Г., Поляк Г.Б., Глигич-Золотарева.М.В., Добрынин Н.М., Евсеев П.И., Ермаков В.Г., Карапетян JIM., Карасев М.Н., Козак Д.Н., Кронский В:С.
В ходе исследования использовались действующие законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, нормативные документы главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в формирование комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию института администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из цели работы, установлены следующие задачи:
- систематизировать и дополнить теоретические положения администрирования доходов бюджетов;
- проследить историю развития института администрирования бюджетных доходов в Российской Федерации со временем начала его функционирования;
- изучить процесс управления бюджетными доходами в рамках сложившейся системы администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- проанализировать практику администрирования доходов федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан и на основе определенных критериев оценить эффективность администрирования бюджетных доходов;
- обобщить зарубежный опыт администрирования бюджетных доходов для определения возможности его использования в Российской Федерации ;
- предложить и обосновать направление совершенствования администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Объектом исследования является бюджетный процесс в части организации процессов администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между субъектами сектора государственного управления (государством, финансовыми органами, главными администраторами, администраторами и плательщиками доходов) в процессе принятия управленческих решений, направленных на совершенствование процесса исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам.
Теоретическая и методологическая основа. Методологической и теоретической основой исследования стали труды зарубежных и российских ученых и специалистов, теологические концепции разных исторических периодов в области финансов, в том числе долговых, в области экономической теории, региональной экономики, государственного регулирования экономики, формирования и совершенствования институциональных форм, механизмов и технологий в сфере долговых отношений.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, системный и процессный подходы, приемы анализа и синтеза, обобщения, статистический и логический методы оценки, а также экономико - математическое моделирование с использование программного продукта Gretl 1.9.11. Применение указанных методов позволило обеспечить обоснованность проведенного анализа, теоретических выводов и разработанных предложений.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования представлена следующими положениями:
1. Сформулировано авторская трактовка понятия
«администрирования доходов».
2. Предложена и научно обоснована классификация видов администрирования.
3. Построена теоретическая модель системы администрирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных рекомендаций для организации эффективного администрирования доходов бюджета, максимального использования возможностей администрирования как части бюджетного процесса и получения на этой основе увеличение реальных доходов бюджета.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Реформирование бюджетной системы Российской Федерации продолжается вот уже более 10 лет. За этот срок бюджетное законодательство кардинально изменило бюджетный процесс несколько раз. Несколько раз менялись цели бюджетной, политики от элементарного наведения порядка в области государственных финансов в начале до декларации принципа бюджетирования, ориентированного на результат.
Реформа не могла не затронуть и проблемы наполнения бюджетов бюджетной системы. Однако на сегодняшний день, это наиболее консервативная область бюджетного законодательства Принятый законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» принцип расщепления доходов между уровнями бюджетной системы получил государственное регулирование в виде закрепления его в Бюджетном кодексе Российской Федерации и был дополнен институтом администраторов доходов.
Построение в Российской Федерации отлаженной; системы регулирования распределения налоговых доходов осложняется обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера. К первым относятся отсутствие достаточных исторических предпосылок, значительные региональные различия ко вторым недостаток необходимого для организации такой системы опыта и теоретических разработок в этой области.
Сегодня, как показало исследование, процессам администрирования доходов оказывается недостаточное внимание. Проведенное в ходе написания диссертации исследование нормативных правовых: документов главных администраторов доходов различных уровней бюджетов, бюджетной системы Российской Федерации высветило общие недостатки в подходах к организации процессов администрирования. К этим недостаткам можно отнести следующие:
1. Процесс администрирования, так как он организован в настоящее время оказывает не значительное влияние на размер поступлений в доходы бюджета, так как платежи по наиболее доходным источникам зависят от дисциплинированности плательщиков поэтому из всех аспектов администрирования как вида специфической практической деятельности, по этим источникам активно используется только функция возвратов плательщику излишне или неправильно уплаченных доходов.
2. Не смотря на то, что на уровне Правительства Российской Федерации разработаны, требования к содержанию нормативно-правовых актов главных администраторов доходов и они фактически скопированы в решениях, властей субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, сами акты не выдерживают ни какой критики.
Качество реализации финансовой политики во многом предопределяется действующей в государстве системой налогового и неналогового администрирования. Процесс создания эффективного администрирования в Российской Федерации продвигается достаточно медленно. Речь нужно вести о формировании системы взаимоотношений, организационных структур и чётких процедур, которые обеспечат оперативность, качество исполнения своих прав и обязанностей бюджетов бюджетной системы.
Решение данной проблемы видится в детальной проработке нормативной базы с целью создания более прозрачного и эффективного механизма налогового и неналогового администрирования. Также необходимо обеспечить контроль за полнотой, своевременностью и правильностью исчисления и перечисления доходов в бюджеты и закрепление полномочий по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за каждым подведомственным учреждением в соответствии с его деятельностью. Кроме того, необходимо создать институт пропаганды гражданской солидарности и социальной ответственности в области бюджетных отношений. Эффективность работы по администрированию доходов должна оцениваться на основании критериев, которые должны учитывать качество обслуживания граждан страны.
Конечно, научные основы администрирования можно подглядеть в теории менеджмента, теории бюджетирования, а так же в теории государственного управления. Однако нам кажется, что необходимо объединить разрозненные упоминания об администрировании доходов бюджетов в единую систему.
Думается, что если в результате бюджетной реформы произойдет смещение акцентов на собственные налоги бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то финансовые органы вынуждены будут обратиться лицом к проблеме эффективности администрирования как части бюджетного процесса. Поэтому необходимо уже сейчас готовить теоретическую базу для организации администрирования на уровне, обеспечивающем максимальное наполнение бюджетов.



1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998, №145-ФЗ (ред. от 23.05.2016, с изм. от 02.06.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.06.2016) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998, №146-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
3. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ5 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
4. О федеральном бюджете на 2016 : Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
5. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 2492 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
6. О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 995 (ред. от 14.03.2016) 2492 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
7. Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета: Приказ Минфина России от 13.04.2009 N 34н (ред. от 16.05.2016) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
8. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 01.04.2016) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения:
01.06.2016)
9. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Минфина России от 21 декабря 2005 г № 152н // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
10. О порядке проведения Мониторинга качества финансового управления главными распорядителями средств бюджета Республики Татарстан: Приказ Министерства финансов Республики Татарстан от 26.12.2014
г. N21-41-66 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
Монографии, диссертации, книги
11. Батарин А.А. Правовое регулирование исчисления налога: монография / под ред. И.И. Кучерова. - М.: Юриспруденция, 2014. - 216 с.
12. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. - 3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2007. -816 с.
13. Белова С.Н. Сущность понятия администрирования доходов бюджетов: учебник, 2013.
14. Бесчеревных В.В. Управление в области финансов и кредита: учеб. пособие. М.: Госюриздат, 1958. - 72 с.
15. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: учеб. пособ. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000. - 304 с.
16. Гринкевич Л. С., Сагайдачная Н. К., Казаков В. В., Государственные и муниципальные финансы России/: учебник. -М: КноРус, 2007.
17. Гурвич М.А. Советское финансовое право/: учебник. - М.: Госюриздат, 1952.- 324 с.
18. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное.пособие. М.:ИНФРА-М, 1997.
19. Карандаев Г.Н. Доходы бюджета: Учебное пособие, М: Кнорус,
2014.
20. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: учебник. - М.: Юристъ, 1999. - 252 с.
21. Карасева М.В. Финансовое правоотношение: учебник - М.: НОРМА-ИНФРА-М,2001. - 288 с.
22. Клейменова М.О. Налоговое право: учеб. пособ. - М.: Моск. финансово-промыш. ун-т «Синергия», 2013. - 368 с.
23. Кобзарь-Фролова М.Н. Теоретико-правовые и прикладные основы налоговой диалектологии: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 6
24. Лёвина О.А. Правовые основы контрольной деятельности на стадии исполнения федерального бюджета: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов,
2012. С. 10
25. Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. - М.: ИНФРА-М, 2006
26. Поляк Г.Б. Бюджетная-система-России: учебник. - М.: ЮНИШИ- Дана, 2012. - с. 56
27. Социологический словарь/ Ерофеев С.А., М.: Экономика, 2010.
28. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг,2010
29. Тосунян Г.А. Государственное управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие. М.: «Дело», 2013. - 304 с.
30. Федина Е.А. Правовые основы формирования налоговых доходов бюджетов (на примере функционирования налоговых органов): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 82
31. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под редакцией Поляка Г.Б. - 4-еМ:,,Юнити-Дана, 2013
32. Финансы и кредит: Учебник / Под; редакцией Поляка Г. Б. - М:: «Волтерс Клувер», 2010.
33. Финансовый механизм и право: монография / отв. ред. С.В. Запольский. М.:КОНТРАКТ, 2014
Статьи и материалы периодической печати
34. Бацвин Н.С. Понятие и сущность государственного администрирования // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии, № 1 (14), 2014. - С. 33.
35. Баятова И.М., Организация бюджетного учета в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", № 18, 2012.
36. Беликов А.П. Налоговое администрирование как инструмент финансового контроля // Налоги (газета), № 11, 2008. - С. 58-70.
37. Белова С.Н. Сущность понятия администрирования доходов бюджетов органами внутренних дел // Бизнес в законе: эконом.-юрид. Журнал, № 1, 2011. - С. 275-277.
38. Бычков С.С., Исполнение доходов по новому Бюджетному кодексу // Бюджетный учет, № 10 2014.
39. Васильев Ю., Администрирование доходов в 2013 году // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, №5, 2013
40. Волков А.М. О юридической конструкции понятия «публичное администрирование» // Административное и муниципальное право, № 6, 2014. -
С. 503-510.
41. Гарнов И. Администрирование поступлений в бюджет // Бюджетные организации: бухгалтерский-учет и налогообложение, № 11, 2012.
42. Донская С.Л. Ограничения и возможности бюджетной политики // Финансовый журнал. 2014. № 3. С. 134-140.
43. Запольский С.В. О системе органов, администрирующих государственные доходы // сб. науч. тр. СЮИ. Свердловск, 1985. С. 148
44. Иванов А.Г. Понятие администрирования налогов // Финансовое право, № 9, 2005. - С. 5-13
45. Качурина М., Мерзлова М. Формирование доходов региональных бюджетов: проблемы сбалансированности // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2013. № 3. С. 71-78.
46. Климентьева Т.Н. Некоторые вопросы налогового администрирования //Финансовое право. 2007. № 9
47. Клисторин В. И. Современный российский федерализм: политические и фискальные проблемы // Регион: экономика и социология. -
2011. - №4. - С.39-50.
48. Колесникова В.В., Горяшина Д.Е., Жабыко Л.Л. Государственный бюджет, проблема его сбалансированности // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 37. С. 167-172.
49. Кочнев А., Что такое бюджетное управление) // Исследовательски - консультационная фирма «АЛЬТ», 2013
50. Кукол Е., Бюджет остановился на расходах // «Российская газета» - Федеральный выпуск, № 218 (5297), 28.09.2014. - С.79.
51. Лебеда Г., Бюджетный дефицит и государственный долг: проблемы моделирования // Теория и практика управления, № 4, апрель 2015.
52. Лоскутов А. Э. Конституция как источник правового регулирования распределения налоговых доходов между бюджетами в РФ, ФРГ и США // Право: теория и практика. М.: Фонд научных публикаций, № 14, 2013.
53. Лоскутов А. Э. Распределение налоговых доходов между бюджетами // Фонд научных публикаций, №13, 2014.
54. Нестеров А.В. О понятии администрирования //Административное и муниципальное право№ 3, 2014. -. С. 68-72
55. Самохвалов А. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации: состояние взаимодействия // Российский экономический журнал. -
2013. - № 11-12. - С. 38-45.
56. Старилов Ю.Н. Преодоление «избыточности» публичного
администрирования - основная задача развития современного
администрирования // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета, № 3, 2011. - С. 83
57. Сухарев А.Н. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит: вопросы методологии // Журнал «Финансы и кредит». №1(577), 2014.
58. Тюлюндиева Н.Р. Бюджет государства как политическая категория (концептуальные подходы) // Общество и экономика. 2012. № 6. С. 17-24.
59. Хоменко В. Модели реформирования межбюджетных отношений в векторе развития федерализма и региональной экономической инициативы // Казанский федералист. - 2012. - №3. - С. 102-112.
Электронные ресурсы
60. Батрин Ю. Д. Бюджетное планирование деятельности промышленных предприятий, 2016. URL: http://publish.cis2000.ru/.
61. Ладыко И. Ю., Ладыко Л. Н. Специфика реализации процессноориентированного бюджетного управления предприятием, 2016. URL: http://firearticles.com/economika-predpriyatij/.
62. Официальный сайт Информационно-аналитического раздела
Министерства финансов РФ, 2016. URL: http://mfo.mmfm.m/(дата обращения:
01.06.2016)
63. Официальный сайт Министерства финансов Российской
Федерации, 2016. URL: к0р://тт1тт/т/(дата обращения: 01.06.2016)
64. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации, 2016. URL: http://audit.gov.ru/(дата обращения: 01.06.2016)
65. Официальный сайт Федерального казначейства РФ, 2016. URL: http://www.roskazna.ru/ (дата обращения: 01.06.2016)
66. Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики , 2016. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.06.2016)
67. Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС, 2016. URL: http:// www.abc.vvsu.ru / (дата обращения: 01.06.2016)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ