Развитие института администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1 Институт администрирования доходов, его роль в процессе формирования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 7
1.1 Доходы бюджетов бюджетной системы РФ как объект управления 7
1.2 Администрирование доходов бюджетов: теоретические аспекты 16
1.3. Становление и развитие института администрирования доходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации 26
Глава 2 Анализ практики администрирования доходов федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, оценка ее эффективности
2.1 Администрирование доходов федерального бюджета
2.2 Администраторы доходов бюджета Республики Татарстан
2.3. Оценка эффективности администрирования доходов бюджетов
Глава 3 Перспективы развития института администрирования бюджетных доходов в Российской Федерации
3.1 Зарубежный опыт администрирования доходов бюджетов и возможности
его применения в России
3.2 Направление совершенствования администрирования доходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации 73
Заключение 81
Список использованных источников
Приложения 90
Глава 1 Институт администрирования доходов, его роль в процессе формирования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 7
1.1 Доходы бюджетов бюджетной системы РФ как объект управления 7
1.2 Администрирование доходов бюджетов: теоретические аспекты 16
1.3. Становление и развитие института администрирования доходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации 26
Глава 2 Анализ практики администрирования доходов федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, оценка ее эффективности
2.1 Администрирование доходов федерального бюджета
2.2 Администраторы доходов бюджета Республики Татарстан
2.3. Оценка эффективности администрирования доходов бюджетов
Глава 3 Перспективы развития института администрирования бюджетных доходов в Российской Федерации
3.1 Зарубежный опыт администрирования доходов бюджетов и возможности
его применения в России
3.2 Направление совершенствования администрирования доходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации 73
Заключение 81
Список использованных источников
Приложения 90
Актуальность темы исследования. Для Российской Федерации проблема распределения доходов по уровням бюджетной системы является весьма актуальной. Потребность в эффективном распределении доходов между бюджетами в России гораздо выше, чем в странах с устоявшейся структурой управления и развитой экономической системой. В свою очередь эффективность распределения доходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами требует в настоящее время гораздо большего внимания к совершенствованию законодательного регулирования, чем это необходимо в большинстве развитых государств.
Институт администрирования доходов самый молодой в бюджетном законодательстве Российской Федерации. Появившись во второй половине первого десятилетия двадцать первого века, этот институт сегодня еще не приобрел окончательных контуров, как например институт распорядителей или получателей средств бюджетов.
Сегодня очень большое внимание в научной литературе и в области бюджетного законодательства уделяется организации взаимоотношений между четырьмя участниками процессов администрирования: финансовый орган, главный администратор, администратор и Федеральное казначейство. Подробно рассматриваются процессы наделения полномочиями главного администратора и администратора доходов бюджета, процедуры взаимодействия между ними и органами Федерального казначейства, вопросы формирования бюджетной классификации доходов, а так же бюджетного учета поступлений в бюджеты. Кроме того, большое внимание в научной среде уделяется вопросам распределения доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, а также роли налоговых органов в процессе контроля налоговых поступлений.
Таким образом, в современных условиях назрела необходимость, научной разработки методологии построения и организации системы администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации которая
позволит прийти к единому пониманию сути администрирования как части бюджетного процессами основных направлений его применения.
Степень разработанности темы исследования. Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили труды отечественных ученых и практиков, среди которых особое влияние оказали работы таких авторов как Баженов А.Г., Березин М.Ю., Лоскутов А.Э., Нестеренко Т.Г., Поляк Г.Б., Глигич-Золотарева.М.В., Добрынин Н.М., Евсеев П.И., Ермаков В.Г., Карапетян JIM., Карасев М.Н., Козак Д.Н., Кронский В:С.
В ходе исследования использовались действующие законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, нормативные документы главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в формирование комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию института администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из цели работы, установлены следующие задачи:
- систематизировать и дополнить теоретические положения администрирования доходов бюджетов;
- проследить историю развития института администрирования бюджетных доходов в Российской Федерации со временем начала его функционирования;
- изучить процесс управления бюджетными доходами в рамках сложившейся системы администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- проанализировать практику администрирования доходов федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан и на основе определенных критериев оценить эффективность администрирования бюджетных доходов;
- обобщить зарубежный опыт администрирования бюджетных доходов для определения возможности его использования в Российской Федерации ;
- предложить и обосновать направление совершенствования администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Объектом исследования является бюджетный процесс в части организации процессов администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между субъектами сектора государственного управления (государством, финансовыми органами, главными администраторами, администраторами и плательщиками доходов) в процессе принятия управленческих решений, направленных на совершенствование процесса исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам.
Теоретическая и методологическая основа. Методологической и теоретической основой исследования стали труды зарубежных и российских ученых и специалистов, теологические концепции разных исторических периодов в области финансов, в том числе долговых, в области экономической теории, региональной экономики, государственного регулирования экономики, формирования и совершенствования институциональных форм, механизмов и технологий в сфере долговых отношений.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, системный и процессный подходы, приемы анализа и синтеза, обобщения, статистический и логический методы оценки, а также экономико - математическое моделирование с использование программного продукта Gretl 1.9.11. Применение указанных методов позволило обеспечить обоснованность проведенного анализа, теоретических выводов и разработанных предложений.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования представлена следующими положениями:
1. Сформулировано авторская трактовка понятия
«администрирования доходов».
2. Предложена и научно обоснована классификация видов администрирования.
3. Построена теоретическая модель системы администрирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных рекомендаций для организации эффективного администрирования доходов бюджета, максимального использования возможностей администрирования как части бюджетного процесса и получения на этой основе увеличение реальных доходов бюджета.
Институт администрирования доходов самый молодой в бюджетном законодательстве Российской Федерации. Появившись во второй половине первого десятилетия двадцать первого века, этот институт сегодня еще не приобрел окончательных контуров, как например институт распорядителей или получателей средств бюджетов.
Сегодня очень большое внимание в научной литературе и в области бюджетного законодательства уделяется организации взаимоотношений между четырьмя участниками процессов администрирования: финансовый орган, главный администратор, администратор и Федеральное казначейство. Подробно рассматриваются процессы наделения полномочиями главного администратора и администратора доходов бюджета, процедуры взаимодействия между ними и органами Федерального казначейства, вопросы формирования бюджетной классификации доходов, а так же бюджетного учета поступлений в бюджеты. Кроме того, большое внимание в научной среде уделяется вопросам распределения доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, а также роли налоговых органов в процессе контроля налоговых поступлений.
Таким образом, в современных условиях назрела необходимость, научной разработки методологии построения и организации системы администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации которая
позволит прийти к единому пониманию сути администрирования как части бюджетного процессами основных направлений его применения.
Степень разработанности темы исследования. Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили труды отечественных ученых и практиков, среди которых особое влияние оказали работы таких авторов как Баженов А.Г., Березин М.Ю., Лоскутов А.Э., Нестеренко Т.Г., Поляк Г.Б., Глигич-Золотарева.М.В., Добрынин Н.М., Евсеев П.И., Ермаков В.Г., Карапетян JIM., Карасев М.Н., Козак Д.Н., Кронский В:С.
В ходе исследования использовались действующие законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, нормативные документы главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в формирование комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию института администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из цели работы, установлены следующие задачи:
- систематизировать и дополнить теоретические положения администрирования доходов бюджетов;
- проследить историю развития института администрирования бюджетных доходов в Российской Федерации со временем начала его функционирования;
- изучить процесс управления бюджетными доходами в рамках сложившейся системы администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- проанализировать практику администрирования доходов федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан и на основе определенных критериев оценить эффективность администрирования бюджетных доходов;
- обобщить зарубежный опыт администрирования бюджетных доходов для определения возможности его использования в Российской Федерации ;
- предложить и обосновать направление совершенствования администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Объектом исследования является бюджетный процесс в части организации процессов администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между субъектами сектора государственного управления (государством, финансовыми органами, главными администраторами, администраторами и плательщиками доходов) в процессе принятия управленческих решений, направленных на совершенствование процесса исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам.
Теоретическая и методологическая основа. Методологической и теоретической основой исследования стали труды зарубежных и российских ученых и специалистов, теологические концепции разных исторических периодов в области финансов, в том числе долговых, в области экономической теории, региональной экономики, государственного регулирования экономики, формирования и совершенствования институциональных форм, механизмов и технологий в сфере долговых отношений.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, системный и процессный подходы, приемы анализа и синтеза, обобщения, статистический и логический методы оценки, а также экономико - математическое моделирование с использование программного продукта Gretl 1.9.11. Применение указанных методов позволило обеспечить обоснованность проведенного анализа, теоретических выводов и разработанных предложений.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования представлена следующими положениями:
1. Сформулировано авторская трактовка понятия
«администрирования доходов».
2. Предложена и научно обоснована классификация видов администрирования.
3. Построена теоретическая модель системы администрирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных рекомендаций для организации эффективного администрирования доходов бюджета, максимального использования возможностей администрирования как части бюджетного процесса и получения на этой основе увеличение реальных доходов бюджета.
Реформирование бюджетной системы Российской Федерации продолжается вот уже более 10 лет. За этот срок бюджетное законодательство кардинально изменило бюджетный процесс несколько раз. Несколько раз менялись цели бюджетной, политики от элементарного наведения порядка в области государственных финансов в начале до декларации принципа бюджетирования, ориентированного на результат.
Реформа не могла не затронуть и проблемы наполнения бюджетов бюджетной системы. Однако на сегодняшний день, это наиболее консервативная область бюджетного законодательства Принятый законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» принцип расщепления доходов между уровнями бюджетной системы получил государственное регулирование в виде закрепления его в Бюджетном кодексе Российской Федерации и был дополнен институтом администраторов доходов.
Построение в Российской Федерации отлаженной; системы регулирования распределения налоговых доходов осложняется обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера. К первым относятся отсутствие достаточных исторических предпосылок, значительные региональные различия ко вторым недостаток необходимого для организации такой системы опыта и теоретических разработок в этой области.
Сегодня, как показало исследование, процессам администрирования доходов оказывается недостаточное внимание. Проведенное в ходе написания диссертации исследование нормативных правовых: документов главных администраторов доходов различных уровней бюджетов, бюджетной системы Российской Федерации высветило общие недостатки в подходах к организации процессов администрирования. К этим недостаткам можно отнести следующие:
1. Процесс администрирования, так как он организован в настоящее время оказывает не значительное влияние на размер поступлений в доходы бюджета, так как платежи по наиболее доходным источникам зависят от дисциплинированности плательщиков поэтому из всех аспектов администрирования как вида специфической практической деятельности, по этим источникам активно используется только функция возвратов плательщику излишне или неправильно уплаченных доходов.
2. Не смотря на то, что на уровне Правительства Российской Федерации разработаны, требования к содержанию нормативно-правовых актов главных администраторов доходов и они фактически скопированы в решениях, властей субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, сами акты не выдерживают ни какой критики.
Качество реализации финансовой политики во многом предопределяется действующей в государстве системой налогового и неналогового администрирования. Процесс создания эффективного администрирования в Российской Федерации продвигается достаточно медленно. Речь нужно вести о формировании системы взаимоотношений, организационных структур и чётких процедур, которые обеспечат оперативность, качество исполнения своих прав и обязанностей бюджетов бюджетной системы.
Решение данной проблемы видится в детальной проработке нормативной базы с целью создания более прозрачного и эффективного механизма налогового и неналогового администрирования. Также необходимо обеспечить контроль за полнотой, своевременностью и правильностью исчисления и перечисления доходов в бюджеты и закрепление полномочий по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за каждым подведомственным учреждением в соответствии с его деятельностью. Кроме того, необходимо создать институт пропаганды гражданской солидарности и социальной ответственности в области бюджетных отношений. Эффективность работы по администрированию доходов должна оцениваться на основании критериев, которые должны учитывать качество обслуживания граждан страны.
Конечно, научные основы администрирования можно подглядеть в теории менеджмента, теории бюджетирования, а так же в теории государственного управления. Однако нам кажется, что необходимо объединить разрозненные упоминания об администрировании доходов бюджетов в единую систему.
Думается, что если в результате бюджетной реформы произойдет смещение акцентов на собственные налоги бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то финансовые органы вынуждены будут обратиться лицом к проблеме эффективности администрирования как части бюджетного процесса. Поэтому необходимо уже сейчас готовить теоретическую базу для организации администрирования на уровне, обеспечивающем максимальное наполнение бюджетов.
Реформа не могла не затронуть и проблемы наполнения бюджетов бюджетной системы. Однако на сегодняшний день, это наиболее консервативная область бюджетного законодательства Принятый законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» принцип расщепления доходов между уровнями бюджетной системы получил государственное регулирование в виде закрепления его в Бюджетном кодексе Российской Федерации и был дополнен институтом администраторов доходов.
Построение в Российской Федерации отлаженной; системы регулирования распределения налоговых доходов осложняется обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера. К первым относятся отсутствие достаточных исторических предпосылок, значительные региональные различия ко вторым недостаток необходимого для организации такой системы опыта и теоретических разработок в этой области.
Сегодня, как показало исследование, процессам администрирования доходов оказывается недостаточное внимание. Проведенное в ходе написания диссертации исследование нормативных правовых: документов главных администраторов доходов различных уровней бюджетов, бюджетной системы Российской Федерации высветило общие недостатки в подходах к организации процессов администрирования. К этим недостаткам можно отнести следующие:
1. Процесс администрирования, так как он организован в настоящее время оказывает не значительное влияние на размер поступлений в доходы бюджета, так как платежи по наиболее доходным источникам зависят от дисциплинированности плательщиков поэтому из всех аспектов администрирования как вида специфической практической деятельности, по этим источникам активно используется только функция возвратов плательщику излишне или неправильно уплаченных доходов.
2. Не смотря на то, что на уровне Правительства Российской Федерации разработаны, требования к содержанию нормативно-правовых актов главных администраторов доходов и они фактически скопированы в решениях, властей субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, сами акты не выдерживают ни какой критики.
Качество реализации финансовой политики во многом предопределяется действующей в государстве системой налогового и неналогового администрирования. Процесс создания эффективного администрирования в Российской Федерации продвигается достаточно медленно. Речь нужно вести о формировании системы взаимоотношений, организационных структур и чётких процедур, которые обеспечат оперативность, качество исполнения своих прав и обязанностей бюджетов бюджетной системы.
Решение данной проблемы видится в детальной проработке нормативной базы с целью создания более прозрачного и эффективного механизма налогового и неналогового администрирования. Также необходимо обеспечить контроль за полнотой, своевременностью и правильностью исчисления и перечисления доходов в бюджеты и закрепление полномочий по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за каждым подведомственным учреждением в соответствии с его деятельностью. Кроме того, необходимо создать институт пропаганды гражданской солидарности и социальной ответственности в области бюджетных отношений. Эффективность работы по администрированию доходов должна оцениваться на основании критериев, которые должны учитывать качество обслуживания граждан страны.
Конечно, научные основы администрирования можно подглядеть в теории менеджмента, теории бюджетирования, а так же в теории государственного управления. Однако нам кажется, что необходимо объединить разрозненные упоминания об администрировании доходов бюджетов в единую систему.
Думается, что если в результате бюджетной реформы произойдет смещение акцентов на собственные налоги бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то финансовые органы вынуждены будут обратиться лицом к проблеме эффективности администрирования как части бюджетного процесса. Поэтому необходимо уже сейчас готовить теоретическую базу для организации администрирования на уровне, обеспечивающем максимальное наполнение бюджетов.
Подобные работы
- НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
ДОХОДОВ БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ»)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ И ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЕ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Формирование налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ПРЯМОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019 - АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018



