Введение 3
Глава 1 Теоретические основы управления государственным долгом
регионов Российской Федерации
1.1 Сущность государственного долга региона, его виды и формы 6
1.2 Система управления государственным долгом региона 15
Глава 2 Практические аспекты управления государственным долгом регионов Приволжского федерального округа
2.1 Анализ структуры государственного долга регионов Приволжского
федерального округа 25
2.2 Долговая устойчивость регионов Приволжского федерального округа 45
Глава 3 Рекомендации по управлению государственным долгом регионов Приволжского федерального округа
3.1 Проблемы управления государственным долгом регионов
Приволжского федерального округа 60
3.2 Пути решения проблем управления государственным долгом
регионов Приволжского федерального округа 74
Заключение 85
Список использованной литературы 89
Одна из главных целей органов власти Российской Федерации, определенных в Конституции, а именно в 7 статье, - это построение социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан. Достижение данной цели должно обеспечиваться, прежде всего, действиями органов государственной власти, в том числе и на уровне субъектов, в основе которых, в первую очередь, должен лежать принцип ответственности перед народом. Это относится и к действиям региональных администраций в финансовой сфере, в том числе и в отношении вопросов управления государственным долгом. Недостаточность финансовых ресурсов для выполнения социальных обязательств, характерная на сегодняшний день для большинства субъектов Российской Федерации, тем не менее, не должна оправдывать нерациональные действия властей, приводящие к возрастанию государственного долга, чрезмерный рост которого, несомненно, несёт в себе угрозу экономике региона и устойчивости его бюджетной системы. Поэтому приоритетной должна стать такая политика, когда привлекаемые заемные средства будут направляться не на решение текущих проблем, а на реализацию стратегических целей развития региона (например, поддержание экономического потенциала или строительство объектов инфраструктуры и социальной сферы), главным результатом которых будет являться существенное повышение уровня качества жизни всего населения.
Проблема государственных займов - одна из острейших проблем в российской экономике, как на федеральном, так и на региональном уровне. Объем государственного долга субъекта имеет немаловажное значение, одним из главных вопросов является управление им. Поскольку именно механизм управления задает направление долговой политики, определяя стратегию и тактику достижения целей. Кроме того, управляя долгом, органы
власти оказывают влияние и на денежное обращение, фондовый и финансовый рынок, инвестиции, развитие производства и другие экономические процессы. Значительное увеличение объёма государственного долга приводит к увеличению расходов по его обслуживанию, а также к росту долгового бремени, перекладывающегося на следующие поколения. Таким образом, на современном этапе экономического развития проблема управления государственным долгом в регионах играет важную роль в их сбалансированном развитии.
Данные аспекты подчеркивают актуальность работы.
Объект исследования - государственный долг регионов Приволжского федерального округа в современных условиях.
Предмет исследования - управление государственным долгом регионов Приволжского федерального округа.
Цель работы - изучить теоретические и практические аспекты управления государственным долгом регионов Приволжского федерального округа, выявить существующие проблемы управления долгом и предложить пути решения этих проблем.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
- определить сущность государственного долга субъекта, его виды и формы;
- изучить систему управления государственным долгом субъекта;
- произвести анализ структуры государственного долга в регионах Приволжского федерального округа;
- проанализировать долговую устойчивость регионов Приволжского федерального округа;
- выявить проблемы управления государственным долгом регионов Приволжского федерального округа;
- предложить пути решения проблем управления государственным долгом регионов Приволжского федерального округа.
Информационная база работы - нормативно-правовые акты Российской Федерации (Конституция РФ, Бюджетный кодекс), Республики Татарстан, Нижегородской, Самарской, Саратовской области и Удмуртской Республики (Бюджетные кодексы, Законы о бюджете), материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет, статистические сборники (Госкомстат России).
Теоретической основой работы являются научные труды и учебные пособия по экономике, политике и истории следующих авторов: И.В. Бабич, Н.В. Замятина, Ю.Б. Зеленский, В.А. Кабашкин, А.В. Нукабенова, Е.А. Павловская, С.Н. Солдаткин, Н.А. Яковлев, Б.И. Алехин, В.М. Родионова и другие.
Методологическая база исследования - сравнительный, интегральный анализ, метод экспертных оценок.
Работа состоит из введения, заключения и трех глав, по два пункта каждая. Первая глава посвящена теоретическим моментам государственного долга регионов Приволжского федерального округа. Вторая - практическим аспектам управления государственным долгом регионов Приволжского федерального округа. Третья - рекомендациям по управлению государственным долгом регионов Приволжского федерального округа. В работу также включено 15 таблиц, 2 формулы и 8 рисунков.
Подводя итоги, необходимо отметить, что государственный долг субъекта Российской Федерации играет немаловажную роль и оказывает определенное влияние на его развитие. В самом общем виде его можно представить как сумму всех долговых обязательств данного субъекта перед различными кредиторами. При всем этом, государственный долг порой необходим региону. Заем средств - самый быстрый и экономически оправданный способ поднять производство, урегулировать социальную обстановку или, как в случае Татарстана, организовать мероприятия мирового масштаба.
Осуществляя управление долгом, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны стремиться к тому, чтобы уровень задолженности, темпы ее роста и структура долга не снижали уровня кредитоспособности региона и возможности его социально-экономического развития.
Для исследования управления госдолгом регионов Приволжского федерального округа были выбраны пять регионов - лидеров по объему долга на 1 января 2016 г.: Республика Татарстан, Нижегородская область, Самарская область, Саратовская область и Удмуртская Республика. В целях анализа ситуации с государственным долгом, а также управления им в исследуемых регионах, была изучена их долговая устойчивость. В российской практике пока не разработана методика ее оценки. Но нет сомнений в ее необходимости, так как для оценки ситуации с госдолгом в субъекте недостаточно простых цифр об объемах долга. Для составления методики была определена система показателей оценки долговой устойчивости субъекта, в состав которой вошли:
1) отношение государственного долга к валовому региональному продукту;
2) доля расходов на обслуживание государственного долга субъекта в общем объёме расходов;
3) отношение расходов на обслуживание государственного долга субъекта к его доходам;
4) отношение государственного долга субъекта к его доходам.
Интегральный индекс по данным показателям позволили сделать вывод о том, что в 2014 г. среди исследуемых регионов наиболее прочна долговая устойчивость в Республике Татарстан и Самарской области.
Итак, опираясь на мнения экспертов, анализ структуры государственного долга, индекс кредитоспособности, долговую устойчивость регионов ПФО, инновационный индекс и рейтинг инвестиционной привлекательности можно сказать, что наиболее благоприятная и стабильная ситуация сложилась в Республике Татарстан и Самарской области. В Нижегородской, Саратовской области и Удмуртской Республике ситуацию можно охарактеризовать как нестабильную, что требует мер со стороны властей региона. То есть, регионам необходимо сокращать как объемы госдолга, так и уменьшать долговую нагрузку на бюджет, который во всех регионах является на сегодня дефицитным. Для этого субъектам следует увеличить свои доходы путем диверсификации экономики (опора всех регионов - промышленность) и развития инновационной и инвестиционной среды.
Республике Татарстан необходимо перестроить структуру экономики в пользу переработки углеводородов, развивать инвестиционную привлекательность и инновационную сферу. И тогда вместо займа средств для покрытия дефицита республика сможет направить «излишки» на развитие имеющихся прибыльных отраслей, подготовив благоприятную почву для уплаты государственного долга к 2022 году.
Для Нижегородской области наиболее актуально решение транспортных и энергетических проблем, а также формирование наукоемкой экономики инновационного типа.
Самарской области необходимо активно работать по направлению поддержки инновационных проектов через венчурные фонды, через капитализацию проектов, а также оказывать помощь компаниям, производящим инновационную продукцию по части маркетинга и повышать заинтересованность региональных предприятий в реализации различных инновационных проектов, в том числе командных.
Для Саратовской области результативным окажется внедрение в практику использование государственных гарантий по кредитам, привлекаемым в целях реализации инвестиционных проектов и выпуск государственных ценных бумаг. А также обеспечение координации и кооперации промышленных предприятий друг с другом.
Удмуртской Республике необходимо перейти к диверсифицированной экономике и стимулировать инновационные и инвестиционные процессы путем создания необходимой инфраструктуры и нормативно-правовой базы, так как экономика региона сильно зависит от объёма гособоронзаказа.
Также всем субъектам необходимо стимулировать и активно поддерживать, в том числе с использованием мер экономического стимулирования, объединение организаций данного региона в рамках общей инновационной деятельности, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы и величины (крупные, средние, малые предприятия), в частности, через формирование научно - производственных кластеров, объединений, технопарков, территориальных производственных комплексов, бизнес-инкубаторов, техно-парков. Важно содействовать привлечению инвестиций прежде всего в сферу научно-исследовательских разработок, в сферу инновационной деятельности и стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства, прежде всего, в сфере производства, поддерживать процессы кооперации малых и средних предприятий с крупными предприятиями, обеспечивающими инновационное развитие экономики регионов. Вдобавок предприятия должны перейти к реализации стратегии опережающего развития, то есть создавать собственные технологии, которые могут быть конкурентоспособными не только на российских, но и на мировых рынках. Органы власти должны оказывать им в этом всесильную поддержку. Однако при этом развитие инноваций и инвестиций потребует немалые денежные средства, которые целесообразнее было бы получить в виде бюджетных кредитов. Но нельзя не отметить, что здесь имеются свои трудности. Бюджетная система Российской Федерации на сегодняшний день сохраняет чрезмерно высокую степень централизации: основная часть доходов и расходов распределяется на федеральном уровне. Вместе с тем в последние годы идет интенсивный процесс передачи полномочий на уровень субъектов, но большая их часть не обеспечена источниками финансирования. Сегодня многие регионы для того, чтобы выполнить все социальные обязательства, положения «майских указов» президента РФ вынуждены наращивать государственный долг и дефициты бюджетов. Решением данной проблемы может стать налаживание координации с федеральным центром по части предоставления бюджетных кредитов регионам в целях замещения государственного долга более экономичными бюджетными деньгами. При этом отношения региона с центром должны опираться на взаимную ответственность. Слаженное, грамотное взаимодействие позволит повысить долговую устойчивость регионов, что позволит направлять достаточные средства для реализации региональными органами своих функций.
Итак, задачи работы выполнены, цель достигнута.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. М.: Юрид. лит. - 2014. - 64 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998. М.: ООО «Проспект». - 2014. - 287 с.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2012
№ 1325 «О дополнительных условиях и порядке проведения
реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам».
4. Бюджетный кодекс Республики Татарстан от 29.05.2004 № 35-ЗРТ.
5. Закон Нижегородской области от 12.09.2007 № 126-З «О бюджетном процессе в Нижегородской области».
6. Закон Самарской области от 28.12.2005 № 235-ГД «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области».
7. Закон Саратовской области от 16.01.2008 № 3-ЗСО «О бюджетном процессе в Саратовской области».
8. Закон Удмуртской Республики от 22.05.2008 № 18-РЗ «О бюджетном процессе в Удмуртской Республике».
Статистические данные
9. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.03.2016)
Монографии и научные статьи
10. Бабич И.В. Методы управления государственным долгом // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2011. - № 5. - С. 120-122.
11. Бабич И.В. Необходимость эффективной региональной долговой политики как основа качества системы управления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2012. - № 3 (42). - С.86-89.
12. Замятина Н.В. Государственный долг субъектов Российской Федерации в контексте экономических отношений // Финансы и кредит. - 2011. - № 36. - С.30-34.
13. Зеленский Ю.Б. Структура регионального госдолга: как не оказаться в тупике? // Деньги и кредит. - 2012. - № 5 - С.35-41.
14. Кабашкин В.А. Отдельные вопросы совершенствования управления государственным долгом субъектов Российской Федерации // Вестник МГЛУ. -2009.- № 542.- С.74-85.
15. Калашникова Н. Проблема госдолга - чисто финансовая / Н. Калашников // Деловой мир, 20-23.06.2010. - С.35.
16. Мукабенова А. В. Управление государственным долгом: проблемы и возможности // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С.381-382.
17. Павловская Е. А. Система управления государственным долгом // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — М.: Буки-Веди. - 2013. — С.70-75.
18. Пушкова Н.Е. К вопросу об управлении государственным долгом региона // Проблемы развития территорий. - 2012.- № 5(61) - С. 53-62.
19. Солдаткин С.Н. Методологические подходы к оценке качества управления долгом органов власти субъектов Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 9. - С. 126-129
20. Цвирко С.Э. Анализ долговой ситуации в регионах Российской Федерации // Проблемы современной экономики. - 2016.- № 29.- С. 52-58
21. Яковлев Н.А. Управление государственным долгом проблемы и возможности // Финансы. - 2011. - № 1 - С.49-51.
22. Яшин Е.Н. Государственный долг Республики Татарстан / Е. Н. Яшин // Бизнес и банки - 2012. -№ 1. - С.5-16.
Учебники и учебные пособия
23. Алехин Б.И. Государственный долг. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2012. -335 с.
24. Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. - М.: Городец. - 2010. - 304 с.
25. Гохбер Л.М. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 3. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ. - 2015. - 248 с.
26. Родионова В.М. Управление государственным долгом - М.: «Финансы и статистика». - 2009. - 228 с.
Электронные ресурсы
27. БИЗНЕС Online [Электронный ресурс]. - URL: http://www.business- gazeta.ru (дата обращения: 11.01.2016)
28. Государственный совет Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. - URL: http://gossov.tatarstan.ru (дата обращения: 15.02.2016)
29. Министерство финансов Нижегородской области [Электронный ресурс]. - URL: http://mf.nnov.ru (дата обращения: 02.01.2016)
30. Министерство финансов Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. - URL: http://minfin.tatarstan.ru (дата обращения: 02.01.2016)
21. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://minfin.ru (дата обращения: 02.01.2016)
32. Министерство финансов Саратовской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.saratov.gov.ru/gov/auth/minfin (дата обращения: 02.01.2016)
33. Министерство финансов Удмуртской Республики [Электронный ресурс]. - URL: http://mfur.ru (дата обращения: 02.01.2016)
34. Министерство экономики Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - URL: http://mert.tatarstan.ru (дата обращения: 12.03.2016)
35. Новости Казани [Электронный ресурс]. - URL: http://
http://prokazan.ru (дата обращения: 02.04.2016)
36. Правительство Самарской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.samregion.ru (дата обращения: 04.12.2015)
37. Саратов 24 [Электронный ресурс]. - URL:http://saratovdaily.ru (дата обращения: 04.03.2015)
38. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://audit.gov.ru (дата обращения: 14.03.2016)
39. Татверсия [Электронный ресурс]. - URL: https://tat.versia.ru (дата обращения: 02.06.2016)
40. Коммерсант [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kommersant.ru (дата обращения: 11.01.2016)
41. Комсомольская правда [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.kazan.kp.ru (дата обращения: 09.04.2016)
42. Новостная лента СМИ Татарстана [Электронный ресурс]. - URL: http://news16.ru (дата обращения: 20.01.2016)
43. Правда ПФО [Электронный ресурс]. - URL: http://pravdapfo.ru (дата обращения: 24.02.2016)
44. Радио Эхо Москвы [Электронный ресурс]. - http://echo.msk.ru (дата обращения: 04.03.2016)
45. Центр развития экспорта Нижегородской области [Электронный ресурс]. - URL :http://www.export-nn.ru (дата обращения: 20.03.2016)
46. Эксперт. [Электронный ресурс]. - URL: http://expertrt.ru (дата обращения: 24.03.2016)