Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения
1.1. Теоретический анализ понятий «конфликт», «межличностный
конфликт» и «конфликтная ситуация» 12
1.2. Возрастные особенности проявления конфликтов в подростковом возрасте 24
1.3. Формы и методы развития способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения 33
Выводы по I главе 44
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса развития способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Научно-практическое обоснование педагогических условий развития
способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения 47
2.2. Организация и методики исследования 62
2.3. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной
работы по развитию способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения 68
2.4. Разработка и реализация программы по развитию способности к
разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения 75
2.5. Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы по развитию способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения 82
Выводы по II главе 94
Заключение 96
Список литературы 101
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Способность выстраивать конструктивные отношения с окружающими и эффективно разрешать спорные проблемы является важнейшим показателем развития личности. Способы поведения в конфликтных ситуациях, характерные для каждого человека, начинают формироваться уже на ранних этапах становления личности, в ходе его включения в широкую систему социальных отношений, активного освоения ребенком окружающей среды, осознания себя и своего места в ней.
Конфликты всегда есть и будут вечным спутником нашей жизни, они неизбежны в любой социальной структуре. К сожалению, не все люди стремятся добиться поставленной цели конструктивными способами, многие игнорируют потребности других, что приводит к соперничеству и напряженности в отношениях. Человек постоянно находится в обществе, взаимодействует с другими людьми, каждый из которых имеет определенные индивидуальные особенности, такие как: коммуникативные особенности, темперамент, склонность к агрессивному поведению, а также собственные взгляды, мысли и идеи.
Наиболее важным с этой точки зрения является подростковый возраст, как особенно сложный и противоречивый, потому - наиболее конфликтный. Приобретаемый подростком опыт успешного или, наоборот, неуспешного общения служит основанием для овладения различных по конструктивности способов разрешения конфликтных ситуаций. Именно в этот возрастной период формируются социальные установки, закладываются основы нравственности, отношения к себе, к людям и к обществу. Кроме того, в подростковом возрасте становятся устойчивыми черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии данного возрастного периода, связанные c активным стремлением к личностному самосовершенствованию — это самопознание, самовыражение и самоутверждение [25].
Конфликт, как социально-психологический феномен, является естественным и закономерным свойством социальных отношений. В научной литературе проблеме конфликтов и их разрешения посвящено большое количество исследований, которые направлены на изучение различных сторон данного вопроса.
Особой чертой любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно, как поведет себя другая сторона в конфликтной ситуации. Центральным вопросом в исследовании любого конфликта является вопрос о причинах и факторах, приводящих к возникновению конфликтных ситуаций. Таких факторов, как принято, выделяют два: объективный и субъективный. Объективные причины конфликтов связаны, прежде всего, с самой ситуацией, когда она расценивается как напряженная и вынуждает одного участника вступить в противоборство с другим участником (или несколькими участниками). Субъективные причины связаны с особенностями восприятия конфликтной ситуации самими участниками. И здесь важно учитывать их личностные особенности, которые могут повлиять на выбор способа поведения в конфликте. При исследовании литературы проблема выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации рассматривается в работах многих авторов (А.Я. Анцупов [2], О.В. Галустова [10], Н.В. Гришина [12], А.А. Ершов[19], В.Г. Казанцева[22], М. Кашапов [23], И.С. Кон [26], В.Н. Куницына [30], К.С. Лисецкий [33], В.С. Мухина [36], Ф. Райс [39], Дж. Г. Скотт [40], Т.С. Сулимова [42], А.И. Шипилов[4], Т.В. Черняк [45] и др.).
Конфликт - это наиболее резкий способ разрешения столкновений в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, который заключается в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождается негативными эмоциями, выходящих за рамки норм и правил [3]. Конфликтная ситуация является составляющей конфликта. Многие ученые считают, что конфликтная ситуация - это разновидность трудной ситуации взаимодействия. Другие под конфликтной ситуацией определяют ситуацию скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон - участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого из ее участников [21].
Важно отметить, что межличностное взаимодействие в конфликтных ситуациях вызывает затруднения у подростков, в их отношениях преобладают деструктивные тенденции. Происходит перестройка уже сложившейся системы отношений с родителями, преподавателями, сверстниками, что приводит к возникновению противоречий, конфликтов. Часто вместо анализа проблемы и поиска наилучших путей ее решения подросток пытается значительным способом оказать влияние на объект противоречия и производит действия, которые ведут к обострению конфликта. Прежде всего, это связано, с недостатком коммуникативной и социальной компетентности подростков. Вследствие этого проблема овладения оптимальными способами разрешения конфликтных ситуаций является актуальной, особенно в подростковом возрасте.
Анализ проблемы исследования «Развитие способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения» позволил выявить противоречие между: возрастающим числом конфликтных ситуаций между подростками и недостаточной разработанностью педагогических условий и механизмов реализации развития способности подростков к разрешению конфликтных ситуаций в условиях общеобразовательного учреждения.
Проблема исследования: в чем заключается сущность и каковы педагогические условия развития способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения?
Тема магистерской работы: Развитие способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Цель исследования состоит в разработке педагогических условий развития способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Объект исследования: процесс развития способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: педагогические условия развития способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Гипотеза исследования: процесс развития способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения будет эффективным, если:
- опираться на основные понятия исследования: «конфликт», «межличностный конфликт» и «конфликтная ситуация»;
- выявить возрастные особенности проявления конфликтов в подростковом возрасте;
- реализовать соответствующие педагогические условия развития способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения такие, как: развитие способности строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы, повышение коммуникативной компетентности подростков; ориентация на возрастные, психологические особенности подростков; использование программы «Перекресток», включающей различные формы и методы, по развитию способности к разрешению конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятий «конфликт», «межличностный конфликт», «конфликтная ситуация».
2. Выявить возрастные особенности проявления конфликтов в подростковом возрасте.
3. Изучить формы и методы развития способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения, на этой основе разработать развивающую программу «Перекресток».
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанных педагогических условий по развитию способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды таких отечественных ученых, как А.Я. Анцупов [2], Н.В. Гришина [13], которые изучали проблему профилактики конфликтов в подростковом возрасте. Сущность понятия «конфликт», его структурные компоненты раскрыты в работах ученых Е. М. Бабосов [6], Н.В. Гришина, И.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, В.И. Сперанский [16], М. Кашапов [23], Морозов А.В. [35].
Возрастным особенностям проявления конфликтов посвящали свои труды И.В. Вачков [7], В.Г. Казанцева [22], И.С. Кон [26], И.Ю. Кулагина [29], К.С. Лисецкий [33], В.С. Мухина [36], Ф. Райс [39], А.С. Спиваковская [41].
К тому же, данной проблеме посвящали свои работы многие отечественные и зарубежные авторы: О.В. Галустова [10], А.В. Дмитриев, В.И. Журавлев [18], Г.И. Козырев [22], Х. Корнелиус [24], В.С. Мухина [30], Дж.Скотт [34].
Проблема развития способности к разрешению конфликтных ситуаций является предметом изучения многих исследователей:
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике, обобщение, систематизация;
- эмпирические методы: педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Методики исследования: методика диагностики поведения личности в конфликтной ситуации Кеннета Томаса «Определение способов регулирования конфликтов» (адаптирован Н.В.Гришиной), методика «Q- сортировка» В. Стефансона, адаптирована В. М. Бехтеревым, тест «Оценка уровня конфликтоустойчивости» Д.Я. Райгородского.
Опытно - экспериментальной базой стала школа №88 города Казани, Республики Татарстан. Выборку составили 37 человек, в возрасте 14- 15 лет.
Этапы исследования. Исследование было проведено в три этапа в период с сентября 2015 года по май 2017 года:
На первом - поисково-теоретическом этапе (с 2015 по 2016 гг.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме. Определялись педагогические условия.
На втором - опытно-экспериментальном этапе (с 2015 по 2017 гг.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, апробировались организационно-педагогические условия развития способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем - обобщающем этапе (март - май 2017 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования заключается в том, что обоснованы и в опытно-экспериментальной работе проверена эффективность педагогических условий, позволяющие стимулировать развитие способности к разрешению конфликтных ситуаций в подростковом возрасте в условиях общеобразовательного учреждения: развитие способности строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы, повышение коммуникативной компетентности подростков; ориентация на возрастные, психологические особенности подростков; использование программы «Перекресток», включающей различные формы и методы, по развитию способности к разрешению конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий развития способности к разрешению конфликтных ситуаций за счет определения сущности развития способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции подготовки специалистов психологов в вузе.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно- экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих развить способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения. Разработана и апробирована программа «Перекресток», позволяющая сформировать знания о конфликте, стадиях его развития и последствиях, обучить способам продуктивного поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия, воспитать культуру общения и поведения в социуме.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием активных форм и методов воспитания, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической и статистической обработкой результатов опытно - экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня конфликтоустойчивости у подростков в условиях общеобразовательного учреждения; подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости р<0,05 и р<0,01.
Апробация и внедрение Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на двух конференциях: Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского (Приволжского) Федерального университета, секция «Проблемы гуманизации образования», 14 апреля 2016, г. Казань; Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского (Приволжского) Федерального университета, секция «социально-педагогические технологии работы со школьниками в образовательных учреждениях», 4 апреля 2017, г. Казань.
Результаты исследования нашли отражение в двух публикациях автора, в том числе:
Варламова К.А. «Развитие способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения» // Сборник тезисов в 5 т. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского (Приволжского) Федерального университета 2017 года. - Казань: Изд-во «Казан. ун-та», 2017 (сборник в печати).
Варламова К.А. «Развитие способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков»// Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. Выпуск 20. / Под ред. Р.А. Валеевой. - Казань: Изд-во «Отечество», 2017 (сборник в печати)
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Теоретический анализ исследования по проблеме развития способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения показал, что сущность понятия «конфликт», его структурные компоненты раскрыты в работах многих ученых, таких как: Е. М. Бабосов [6], Н.В. Гришина [14], И.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, В.И. Сперанский [16], М. Кашапов [23], Морозов А.В. [35],И.В. Вачков [7], В.Г. Казанцева [22], И.С. Кон [26], И.Ю. Кулагина [29], К.С. Лисецкий [33], В.С. Мухина [36], Ф. Райс [39], А.С. Спиваковская [41] и др.
А.Г. Ковалёв определяет, что конфликт - это естественное противоречие, которое возникает между людьми и создается проблемами личной и социальной жизни, разногласиями интересов, целей, взгля дов, социальных установок людей. По определению Н.В. Гришиной межличностные конфликты - это открытое противоборство взаимодействующих сторон на основе возникших противоречий, которые выступают в виде антагонистических целей, не совместимых в какой-либо конкретной ситуации. Причинами межличностных конфликтов могут быть как объективные, так и субъективные факторы, которые складываются на основе индивидуальных, психологических особенностей личностей.
Н.В. Гришина определяет под конфликтной ситуацией накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.
Для возникновения конфликтной ситуации необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникающие из-за несовпадения во взглядах, интересах, оценках людей по всевозможным причинам, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то и возникает конфликтная ситуация. Любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом.
Подростковый возраст является самым трудным и сложным из всех детских возрастов. Мы определили наиболее характерные особенности проявления конфликтов подросткового возраста: не развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, эмоциональная неустойчивость, желание самоутвердиться и стать взрослым, повышенная внушаемость. Противоречивые стремления, черты, интересы, тенденции уживаются и борются друг с другом, определяя неустойчивость характера и поведения подростков. Именно это зачастую и является особо конфликтной стороной при взаимодействии подростков со сверстниками и со взрослыми.
Профилактика конфликтных ситуаций и развитие конфликтной компетентности в подростковой среде возможна только при условии связи различных форм и методов педагогического и психологического воздействия. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам с разных сторон овладеть знаниями и умениями о межличностном конфликте, путях и способах его предупреждения, обучиться сдерживать свои эмоции и проявлять чувства, а также стараться научиться понимать другого, его позицию и чувства. Нами были рассмотрены различные формы и методы работы с подростками: убеждение, рассказ и лекция, беседа и диспут, тренинг, ролевые игры, метод релаксации.
В ходе работы были разработаны и обоснованы педагогические условия и программа «Перекресток» по развитию способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что - 45,94% подростков имеют средний показатель конфликтоустойчивости; 32,43% имеют низкий показатель; 16,21% - очень низкий; 5,4% - высокий. Анализ полученных данных, свидетельствует о том, что большинство подростков имеют средний показатель конфликтоустойчивости с тенденцией к низкому.
Проанализировав данные по второй методике, мы выявили, что большинство респондентов выбирают при разрешении конфликтов такую стратегию как компромисс — 40,54%, а также стратегию соперничества - 21,62%. Однако стратегия сотрудничества, одна из наиболее благоприятных стратегий, используется крайне редко, всего - 16,21%. Можно заключить, что на этой основе могут возникать конфликтные ситуации.
По третьей методике можно увидеть, что в группе испытуемых преобладает такая тенденция поведения как независимость (56,75%), что говорит о стремлении не принимать групповые стандарты. Это личности с бойцовскими качествами, непокорные воле лидера, независимые в своих поступках и уверенные в том, что они всегда ведут себя верно. В поведении проявляется самостоятельность, решительность, упорство в отстаивании своих взглядов. 70,27% респондентов общительны, они стремятся образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами, жизнерадостны в общении, живые и компанейские. А также преобладает такая тенденция поведения как принятие борьбы (51,35%), что свидетельствует о стремлении к достижению более высокого статуса в группе, стремлении к борьбе, упорству в достижении своей цели, настойчивости в отстаивании своих взглядов. Данная тенденция характеризуется требовательностью к окружающим и несгибаемостью воли.
Подводя итоги по проведенной диагностике, можно прийти к выводу, что высокий уровень конфликтности в коллективе может объясняться несформированностью у подростков навыков конструктивного общения, что в свою очередь ведет к недопониманию и межличностным конфликтам. Подростки более склонны к соперничеству друг с другом, нежели к сотрудничеству.
Экспериментальное исследование позволило нам сделать вывод о достаточной эффективности проделанной работы по развитию способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения. Мы получили достоверные данные того, что разработанные нами педагогические условия и программа способствуют формированию высокоэффективных поведенческих стратегий в ситуациях конфликта и личностных ресурсов у подростков.
После проведения эксперимента в группе мы получили следующие результаты: высокий уровень конфликтоустойчивости имеют - 10,81% подростков (5,4% на 1 этапе), очень низкий уровень имеют 10,81% (16,21% на 1 этапе).
При разрешении конфликтов подростки выбирают стратегии компромисса - 43,24%(на 1 этапе 40,54%) и сотрудничество- 24,32% (на 1 этапе 16,21%).
Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Она не только не усугубляет межличностные отношения, но и оказывает благоприятное воздействие на их развитие.
Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на личные интересы, так и на интересы оппонента. Эта стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, соперничество).
В группе испытуемых преобладают такие тенденции в поведении как- независимость - 59,45% (56,75% на 1 этапе), что говорит о самостоятельности, решительности, упорстве в отстаивании своих взглядов.
Тенденция необщительности характерна 27,02% (на 1 этапе 29,72%) подросткам. Она характеризуется вялостью в общении, молчаливостью, безучастности к проблемам группы и пассивностью. Такие люди безразличны к делам группы. В третьей паре тенденций преобладает «избегание борьбы» 54, 05% (на 1 этапе 48,64%) характеризующаяся стремлением уйти от взаимодействия, такие люди стараются сохранить «нейтралитет» в групповых спорах и конфликтах, имеют склонность к компромиссным решениям.
Контрольное исследование испытуемых выявило, что существует устойчивая тенденция к повышению уровня конфликтоустойчивости, к изменению стратегии поведения в конфликтах и тенденций в поведении.
Результаты проделанной работы доказывают достоверность выдвинутой гипотезы. Разработанные нами педагогические условия и программа «Перекресток» с использованием различных форм и методов способствуют эффективности процесса развития способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения.