Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стратегия управления образовательной деятельностью высших учебных заведений»

Работа №53748

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
379
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Теоретические основы стратегического управления высшими учебными заведениями 7
1.1 Определение основных понятий стратегического управления 7
1.2 Этапы разработки стратегии ВУЗа 13
1.3 Организация стратегического контроля в ВУЗе 19
Глава II Особенности стратегического управления в высших учебных заведениях 28
2.1 Анализ эволюции зарубежного опыта разработки стратегий в ВУЗах 28
2.2 Анализ стратегий российских ВУЗов и
ключевых факторов успеха в отрасли 38
2.3 Анализ стратегии КФУ, как локомотива научного, инновационного и инфраструктурного развития ПФО
Глава III Рекомендации по совершенствованию стратегического управления высшими учебными заведениями 65
3.1 Рекомендации по совершенствованию позиционирования университета, как университета третьего поколения 65
3.2 Рекомендации по совершенствованию механизма исполнения стратегии и стратегического контроля 81
3.3 Оценка эффекта от предложений 81
Заключение 87
Список использованной литературы 89
Приложения 95

На сегодняшний день развитие сильной и устойчивой экономики целого государства или региона зависит от многих факторов. Среди них, одним из наиболее весомых и значимых является интеллектуальный капитал. Произошло глобальное изменение - «материальная» экономика превратилась в экономику «интеллектуальную» или «экономику, основанную на знаниях» (knowledge-based economy). Само возникновение термина «экономика, основанная на знаниях» отражает тот факт, что сегодня наиболее ценным и, пожалуй, определяющим фактором успеха организации является человек с его профессиональными навыками и знаниями. Квалифицированные специалисты становятся важнейшим конкурентным преимуществом, определяющим позиции предприятия не только на внутреннем, но и на международном рынке.
Согласно концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года «формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности» [3], из чего следует, что создание условий для прироста интеллектуального капитала, а также его эффективное использование становится одним из приоритетных направлений для развития макроэкономики современной России.
В связи с этим явлением, на сегодняшний день одним из наиболее актуальных вопросов для современной России является повышение эффективности системы высшего образования - «кузницы» интеллектуального капитала страны. Именно в заведениях высшего профессионального образования молодые люди способны всецело посвящать себя науке, проводить исследования и разработки, которые способны стать серьёзным конкурентным преимуществом региона или станы на мировой арене, а также получают квалификации, необходимые для дальнейшей успешной работы над разработками в данной сфере.
Модернизация системы российского высшего образования в целях его соответствия требованиям общемировой тенденции перехода к экономике инновационного типа предъявляет повышенные требования к моделям управления отечественными образовательными учреждениями. Несмотря на то, что за последние годы позиции отечественных вузов заметно укрепились на мировом рынке, всё ещё существует необходимость в модернизации и более грамотной организации внутренних процессов и систем стратегического контроля на разных уровнях организационной структуры университета, для повышения качества предоставляемых услуг.
Особенно актуален данный подход в управлении образовательной деятельностью высшего учебного заведения, так как стремительно меняющийся спрос на образовательные услуги требует от университетов гибкости и высокой скорости реакции на происходящие изменения. Одним из таких факторов является формирование новой модели университета, который заключается в переходе от возникшей в посленаполеоновский период модели университета, подчиненного интересам науки, к так называемой модели «Университета Третьего Поколения» [14].
Особенностью стратегии университета, которая будет соответствовать новой модели, является активное взаимодействие с предприятиями, находящимися на референтной территории и необходимостью интеграции высшей школы России в международное образовательное пространство. Среди большого количества факторов, влияющих на успешную реализацию стратегии выбранной предприятием, также является соответствие организационной структуры предприятия стратегическим целям фирмы и эффективное функционирование подразделений на всех уровнях иерархии.
Данные факторы тесно связаны и требуют от университетов, желающих выйти на новый уровень, пересмотреть функции и устройство некоторых звеньев структуры. Зачастую, каскадирование стратегических целей и установка ключевых показателей эффективности сосредоточены только на основных подразделениях университетов, обходя стороной функциональные службы, работающие в ключе оперативных целей. Данная проблема является типичной для стратегического управления в отечественных вузах.
Целью является исследование стратегии высшего учебного заведения и совершенствование механизмов её реализации.
Основными задачами исследования является следующее:
- ознакомиться с теоретическими основами стратегического управления высшими учебными заведениями;
- выявить особенности стратегического управления высшими учебными заведениями;
- проанализировать опыт разработки стратегий высших учебных заведений России и зарубежья;
- проанализировать действующую стратегию Казанского (Приволжского) федерального университета;
- разработать методические рекомендации по совершенствованию стратегического управления высшими учебными заведениями.
Объектом исследования является высшее учебное заведение и его структурные элементы.
Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе стратегического управления высшим учебным заведением.
При проведении исследования был применён системный и процессный подходы. К использованным методам исследования относятся: методы теоретического исследования (анализ, изучение литературы, изучение существующих механизмов стратегического управления); методы эмпирического познания (изучение опыта разработки стратегий, наблюдение); социологические методы (анкетирование, тестирование).
Теоретическую основу исследования составили исследования, представленные в работах отечественных и зарубежных ученых (Йохан Г.
Виссема, А.К. Клюев, О.С. Виханский, А.О. Грудзинский, А.П. Егоршин, А.К. Клюев и др.).
За последние годы накоплен существенный теоретический и практический опыт стратегического управления в российских вузах, свидетельством чему является неослабевающий поток публикаций соответствующей тематики в научной литературе (работы К.А. Аксенова, Р.Р. Асмятуллина, Н. В. Дрантусова, Е.А. Князева, С. Мохначева и др.)
Информационную базу исследования составили материалы законодательного и нормативного характера по высшей школе; материалы конференций; первичные данные.
Научная новизна исследования заключается в разработке нового подхода к описанию системы формирования образовательной среды высшего учебного заведения; системы критериев оценки высших учебных заведений через рейтинговые показатели; подхода повышения эффективности реализации стратегии управления образовательной деятельностью высшего учебного заведения путём декомпозиции стратегических целей на уровне функциональных отделов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Объективными предпосылками разработки стратегического управления образовательной деятельностью в вузе является не только образовательные, социально-экономические особенности общества, но и проявление новых тенденций, имеющих глобальное значение во всех сферах деятельности, в том числе и образовании. Политические, социально-экономические, научно-технические, научно-производственные процессы, особенности их проявления в условиях развития рыночной экономики, рынка труда, рынка образовательных услуг, развитие позитивных мотивов деятельности выступают необходимыми факторами эффективной образовательной деятельности в высшем учебном заведении.
В ходе исследования определена сущность стратегического управления образовательной деятельностью в вузе, рассматриваемая как совокупность следующих процессов: организация опережающего моделирования развития образовательной деятельности; целенаправленное планирование и гибкое регулирование; осуществление оперативного реагирования на изменения внешней среды; ориентация образовательной деятельности на запросы работодателей; ориентация всех субъектов образовательного процесса на стратегию вуза, соответствие ей планов развития всех подразделений.
Разработана модель стратегического управления образовательной деятельностью в вузе, обеспечивающая его целостное представление на методолого-теоретическом, структурно-организационном, содержательно-процессуальном, организационно-методическом уровнях, включая цель, структура, содержание, этапы, организационно-педагогическое обеспечение и результат. Модель имеет инвариантный характер, охватывает все виды образовательной деятельности и направлена на достижение перспективных целей образования.
Определены основные методические подходы и принципы.
Разработана методика оценки эффективности стратегического управления образовательной деятельности на уровне функциональных служб в вузе, использующая единую формализацию параметров, что дает возможность рассматривать как количественные, так и качественные показатели, и позволяет не только констатировать факт роста или снижения стратегического потенциала, но и отслеживать изменение темпов этого роста, что существенно для стратегического управления.
Научная новизна исследования заключается в разработке: нового подхода к описанию системы формирования образовательной среды высшего учебного заведения; системы критериев оценки высших учебных заведений через рейтинговые показатели; подхода повышения эффективности реализации стратегии управления образовательной деятельностью высшего учебного заведения путём декомпозиции стратегических целей на уровне функциональных отделов.
Разработанная методика может успешно применяться среди университетов, находящихся в переходном состоянии от классической университетской модели к модели «университета третьего поколения». Разработанная декомпозиция стратегических целей для основных функциональных подразделений университета позволит повысить уровень реализации стратегии, а также повысить эффективность высшего учебного заведения в целом.



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об
утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р - URL: http://www.economy.gov.ru.
4. Программа повышения конкурентоспособности федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013¬2020 гг.
Монографии, диссертации
5. Абанкина И.В., Абанкина Т.В., Николаенко Е.А., Сероштан Э.С., Филатова Л. Экономическое положение вузов в условиях бюджетной реформы, повышения автономии и введения ЕГЭ. - М.: 2010, ГУ-ВШЭ.
6. Абанкина И.В., Алескеров Ф.Т., Белоусова В.Ю., Зиньковский К.В., Петрущенко В.В. Оценка результативности университетов с помощью оболочечного анализа данных // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 5-38.
7. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Вып. 4. М.: Центр социологических исследований, 2014. 360 с.
8. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Караваева Е.В. Совместные образовательные программы вузов: состояние, проблемы, перспективы. М.: КДУ, 2011. 56 с.
9. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ФГОС ВПО нового поколения [Электронный ресурс] Режим доступа:http://dap.vvsu.ru.
10. Егоршин А.П. Сценарии развития высшего образования в России // Высшее образование в России. - 2012. - № 5.
11. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. - Н. Новгород,
2013.
12. Ерохина Л.И., Нечитайло А.А., Нечитайло С.А. Франчайзинг в образовании: монография. Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокос. ун-та, 2011. 176 с.
13. Грудзинский, А.О. Проектно-ориентированный подход к управлению университетом / А.О. Грудзинский, Р.Г. Стронгин // Предпринимательство и преобразование российских университетов, Изд. Ростовского университета, Ростов-на-Дону, 2003. С. 75-87.
14. Виссема Й. Университет третьего поколения / Перев., оформл., изд-ие на рус. языке. - Москва: Изд-во «Олимп - Бизнес», 2016. - 258 стр.
15. Князев Е. А. Об университетах и их стратегиях // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 4 (37).
16. Ю. Кулюткин, С.Тарасов Образовательная среда и развитие личности. //Новые знания №1, 2011. с.6-7.
17. Котлер Ф., Армрстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. Второе европейское издание: Пер. с англ. М. - СПб. - К.: Издательский дом «Вильямс», 2009. С. 38, 547, 548.
18. Мальцева Г.И. Стратегическое управление университетом // Университетское образование: практика и анализ. 2015. № 2. С. 22, 23.
19. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. - Н. Новгород, 2009.
20. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А.П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2011. С. 188.
21. Миркин Б.Г. Методы кластер-анализа для поддержки принятия решений: обзор. Препринт WP7/2011/03. - М.: 2011, НИУ ВШЭ.
22. Перфильева О.В. Университеты и региональное развитие: теоретический анализ и методология исследования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014.Т.14. Вып. 3. С. 479-487.
23. Салми Д. Создание университетов мирового класса; пер.с англ. - М.: Весь Мир, 2009. - 132 с.
24. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. - М., 2015.
25. Титова Н.Л. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы. - М.: МАКС Пресс, 2008.
26. Федоров И.В., Ипполитова Г.К., Минина О.Г. и др. Инженерное образование в современном мире // Аккредитация в образовании. - 2009. - № 34. - С. 50-54.
27.Челнокова О.Ю., Фирсова А.А. Взаимодействие университета, бизнеса и государства как фактор развития региона в национальной инновационной системе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. № 1-1. С. 26-32.
28. Allen I.E., Seaman J. Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States. Babson Survey Research Group and Quahog Research Group, 2013.
29. Ansoff I., McDonnel E. Implanting Strategic Management. - Prentice Hall, 1990. - 520 p.
30. Bath D., Bourke J. Getting Started With Blended Learning. Griffith University —
2014.
31. Chandler A. D. Strategy and structure. - Cambridge: MIT Press, 1962.
32. Christensen C.M., Horn M.B., Johnson C.W. Disrupting Class: How Disruptive Innovation Will Change the Way the World Learns. New York, McGraw-Hill, 2008.
33. Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. - New York: Pergamon Press, 1998. - 163 с.
34. Gornitzka A. (2010) Bologna in Context: A Horizontal Perspective on the Dynamics of Governance Sites for a ‘Europe of Knowledge’ // European Journal of Education. Vol. 45 (4). P. 535-548.
35. Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the future. - Boston: Harvard Business School Press, 1994.
36. Hannan M.T., Freeman J. The population ecology of organization // American Journal of Sociology. - 1977. - Vol. 82, no. 5. - P. 929-964.
37. Keller G. Academic Strategy. The management revolution in higher education. - Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1983.
38. Maassen P., Stensaker B. (2011) The Knowledge Triangle, European Higher Education Policy Logics and Policy Implications. Higher Education, vol. 61, pp. 757¬769.
39. Mintzberg H. Structures in Five: Designing Effective Organizations. - Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1983. - 312 p.
40. Pfeffer J., Salancik G.R. The External Control of Organizations: A Resource Dependence Perspective. - New York: Harper & Row, 1978.
Статьи и материалы периодической печати
41. Айдрус И.А., Асмятуллин Р.Р. Системы управления обучением как фактор повышения конкурентоспособности российских вузов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 6. С. 63—68.
42. Аксенов К.А., Гончарова Н.В., Клебанов Б.И. Применение средств имитационного моделирования в системе стратегического управления вузом // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 2.
43. Грудзинский А.О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии // Университетское управление. 2014. № 1(29). С. 9-20.
44. Клюев А.К. Стратегическое планирование развития российских вузов: итоги реализации проекта и перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 3. С. 6.
45. Князев Е.А., Дрантусова Н.В. Европейское измерение и институциональная трансформация в российском высшем образовании // Вопросы образования. 2014. №2.
46. Луговнина С.М. Формирование и оценка инвестиционной политики в регионе // Российское предпринимательство. 2008. № 3. Вып. 1 (107). С. 157-160.
47. Мехренцев А.В., Добрачев А.А. Технопарки при университетах: нереализованные возможности // «Дискуссия» Политематический журнал научных публикаций. Рубрика: экономические науки. 2013. №1 (31). С. 61-70.
48. Панькова Н.М. Университеты мирового класса: стратегии формирования
[Электронный ресурс] // Вестник науки Сибири : электронный научный журнал. - 2011. - № 1 (16). - 2015. - С. 7-13. - Электрон. дан. - URL:
http: //sj s.tpu.ru/j ournal/article/view/1267
49. Численность обучающихся, педагогического и профессорско-
преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации. (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года). М.: Институт социологии РАН, Центр социального прогнозирования и маркетинга,
2015. 270 с.
Электронные ресурсы
50. «Назарбаев университет» Казахстана. - URL:
http://nu.edu.kz/portal/faces/ mainmenu/aboutus1/historyvision.
51. Ивойлова И. За какими профессиями едут в Россию. URL: http://www.rg.ru/2015/05/18/ filippov.html.
52. Официальный сайт государственной программы «Глобальное образование». URL: http://educationglobal.ru/.
53. Официальный сайт Казанского (Приволжского) федерального университета
- URL: http://kpfu.ru/
54. Официальный сайт проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центов «Проект 5-100». URL: http://5top100.ru/
55. Филип Г. Альтбах. Почему филиалы университетов могут быть нежизнеспособны. URL: http://ihe.nkaoko.kz/archive/25/294/.
56. Goddard J. (2008) The Role of the University in the Development of its City and Region URL: www.ncl.ac.uk.
57. OECD, Education at a Glance 2014: OECD Indicators, OECD Publishing, 2014.
58. Vivanco R. A New Way of Learning: The Impact of Hybrid Distance Education on Student Performance. URL: http://about.gmu.edu/a-new-way-of-learning-the- impact-of-hybrid- distance-education-on-student-performance/.
59. WEF Global Competitiveness report 2009—2010; 2014—2015.
60. Wiseman A., Odell A. Should non-English-speaking countries teach in English?
URL: https:// www.britishcouncil.org/voices-magazine/should-non-english-speaking- countries-teach-inenglish.
61. QS World University Rankings official Website URL: https: //www.topuniversities.com/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ