Стратегия управления образовательной деятельностью высших учебных заведений»
|
Введение 3
Глава I Теоретические основы стратегического управления высшими учебными заведениями 7
1.1 Определение основных понятий стратегического управления 7
1.2 Этапы разработки стратегии ВУЗа 13
1.3 Организация стратегического контроля в ВУЗе 19
Глава II Особенности стратегического управления в высших учебных заведениях 28
2.1 Анализ эволюции зарубежного опыта разработки стратегий в ВУЗах 28
2.2 Анализ стратегий российских ВУЗов и
ключевых факторов успеха в отрасли 38
2.3 Анализ стратегии КФУ, как локомотива научного, инновационного и инфраструктурного развития ПФО
Глава III Рекомендации по совершенствованию стратегического управления высшими учебными заведениями 65
3.1 Рекомендации по совершенствованию позиционирования университета, как университета третьего поколения 65
3.2 Рекомендации по совершенствованию механизма исполнения стратегии и стратегического контроля 81
3.3 Оценка эффекта от предложений 81
Заключение 87
Список использованной литературы 89
Приложения 95
Глава I Теоретические основы стратегического управления высшими учебными заведениями 7
1.1 Определение основных понятий стратегического управления 7
1.2 Этапы разработки стратегии ВУЗа 13
1.3 Организация стратегического контроля в ВУЗе 19
Глава II Особенности стратегического управления в высших учебных заведениях 28
2.1 Анализ эволюции зарубежного опыта разработки стратегий в ВУЗах 28
2.2 Анализ стратегий российских ВУЗов и
ключевых факторов успеха в отрасли 38
2.3 Анализ стратегии КФУ, как локомотива научного, инновационного и инфраструктурного развития ПФО
Глава III Рекомендации по совершенствованию стратегического управления высшими учебными заведениями 65
3.1 Рекомендации по совершенствованию позиционирования университета, как университета третьего поколения 65
3.2 Рекомендации по совершенствованию механизма исполнения стратегии и стратегического контроля 81
3.3 Оценка эффекта от предложений 81
Заключение 87
Список использованной литературы 89
Приложения 95
На сегодняшний день развитие сильной и устойчивой экономики целого государства или региона зависит от многих факторов. Среди них, одним из наиболее весомых и значимых является интеллектуальный капитал. Произошло глобальное изменение - «материальная» экономика превратилась в экономику «интеллектуальную» или «экономику, основанную на знаниях» (knowledge-based economy). Само возникновение термина «экономика, основанная на знаниях» отражает тот факт, что сегодня наиболее ценным и, пожалуй, определяющим фактором успеха организации является человек с его профессиональными навыками и знаниями. Квалифицированные специалисты становятся важнейшим конкурентным преимуществом, определяющим позиции предприятия не только на внутреннем, но и на международном рынке.
Согласно концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года «формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности» [3], из чего следует, что создание условий для прироста интеллектуального капитала, а также его эффективное использование становится одним из приоритетных направлений для развития макроэкономики современной России.
В связи с этим явлением, на сегодняшний день одним из наиболее актуальных вопросов для современной России является повышение эффективности системы высшего образования - «кузницы» интеллектуального капитала страны. Именно в заведениях высшего профессионального образования молодые люди способны всецело посвящать себя науке, проводить исследования и разработки, которые способны стать серьёзным конкурентным преимуществом региона или станы на мировой арене, а также получают квалификации, необходимые для дальнейшей успешной работы над разработками в данной сфере.
Модернизация системы российского высшего образования в целях его соответствия требованиям общемировой тенденции перехода к экономике инновационного типа предъявляет повышенные требования к моделям управления отечественными образовательными учреждениями. Несмотря на то, что за последние годы позиции отечественных вузов заметно укрепились на мировом рынке, всё ещё существует необходимость в модернизации и более грамотной организации внутренних процессов и систем стратегического контроля на разных уровнях организационной структуры университета, для повышения качества предоставляемых услуг.
Особенно актуален данный подход в управлении образовательной деятельностью высшего учебного заведения, так как стремительно меняющийся спрос на образовательные услуги требует от университетов гибкости и высокой скорости реакции на происходящие изменения. Одним из таких факторов является формирование новой модели университета, который заключается в переходе от возникшей в посленаполеоновский период модели университета, подчиненного интересам науки, к так называемой модели «Университета Третьего Поколения» [14].
Особенностью стратегии университета, которая будет соответствовать новой модели, является активное взаимодействие с предприятиями, находящимися на референтной территории и необходимостью интеграции высшей школы России в международное образовательное пространство. Среди большого количества факторов, влияющих на успешную реализацию стратегии выбранной предприятием, также является соответствие организационной структуры предприятия стратегическим целям фирмы и эффективное функционирование подразделений на всех уровнях иерархии.
Данные факторы тесно связаны и требуют от университетов, желающих выйти на новый уровень, пересмотреть функции и устройство некоторых звеньев структуры. Зачастую, каскадирование стратегических целей и установка ключевых показателей эффективности сосредоточены только на основных подразделениях университетов, обходя стороной функциональные службы, работающие в ключе оперативных целей. Данная проблема является типичной для стратегического управления в отечественных вузах.
Целью является исследование стратегии высшего учебного заведения и совершенствование механизмов её реализации.
Основными задачами исследования является следующее:
- ознакомиться с теоретическими основами стратегического управления высшими учебными заведениями;
- выявить особенности стратегического управления высшими учебными заведениями;
- проанализировать опыт разработки стратегий высших учебных заведений России и зарубежья;
- проанализировать действующую стратегию Казанского (Приволжского) федерального университета;
- разработать методические рекомендации по совершенствованию стратегического управления высшими учебными заведениями.
Объектом исследования является высшее учебное заведение и его структурные элементы.
Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе стратегического управления высшим учебным заведением.
При проведении исследования был применён системный и процессный подходы. К использованным методам исследования относятся: методы теоретического исследования (анализ, изучение литературы, изучение существующих механизмов стратегического управления); методы эмпирического познания (изучение опыта разработки стратегий, наблюдение); социологические методы (анкетирование, тестирование).
Теоретическую основу исследования составили исследования, представленные в работах отечественных и зарубежных ученых (Йохан Г.
Виссема, А.К. Клюев, О.С. Виханский, А.О. Грудзинский, А.П. Егоршин, А.К. Клюев и др.).
За последние годы накоплен существенный теоретический и практический опыт стратегического управления в российских вузах, свидетельством чему является неослабевающий поток публикаций соответствующей тематики в научной литературе (работы К.А. Аксенова, Р.Р. Асмятуллина, Н. В. Дрантусова, Е.А. Князева, С. Мохначева и др.)
Информационную базу исследования составили материалы законодательного и нормативного характера по высшей школе; материалы конференций; первичные данные.
Научная новизна исследования заключается в разработке нового подхода к описанию системы формирования образовательной среды высшего учебного заведения; системы критериев оценки высших учебных заведений через рейтинговые показатели; подхода повышения эффективности реализации стратегии управления образовательной деятельностью высшего учебного заведения путём декомпозиции стратегических целей на уровне функциональных отделов.
Согласно концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года «формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности» [3], из чего следует, что создание условий для прироста интеллектуального капитала, а также его эффективное использование становится одним из приоритетных направлений для развития макроэкономики современной России.
В связи с этим явлением, на сегодняшний день одним из наиболее актуальных вопросов для современной России является повышение эффективности системы высшего образования - «кузницы» интеллектуального капитала страны. Именно в заведениях высшего профессионального образования молодые люди способны всецело посвящать себя науке, проводить исследования и разработки, которые способны стать серьёзным конкурентным преимуществом региона или станы на мировой арене, а также получают квалификации, необходимые для дальнейшей успешной работы над разработками в данной сфере.
Модернизация системы российского высшего образования в целях его соответствия требованиям общемировой тенденции перехода к экономике инновационного типа предъявляет повышенные требования к моделям управления отечественными образовательными учреждениями. Несмотря на то, что за последние годы позиции отечественных вузов заметно укрепились на мировом рынке, всё ещё существует необходимость в модернизации и более грамотной организации внутренних процессов и систем стратегического контроля на разных уровнях организационной структуры университета, для повышения качества предоставляемых услуг.
Особенно актуален данный подход в управлении образовательной деятельностью высшего учебного заведения, так как стремительно меняющийся спрос на образовательные услуги требует от университетов гибкости и высокой скорости реакции на происходящие изменения. Одним из таких факторов является формирование новой модели университета, который заключается в переходе от возникшей в посленаполеоновский период модели университета, подчиненного интересам науки, к так называемой модели «Университета Третьего Поколения» [14].
Особенностью стратегии университета, которая будет соответствовать новой модели, является активное взаимодействие с предприятиями, находящимися на референтной территории и необходимостью интеграции высшей школы России в международное образовательное пространство. Среди большого количества факторов, влияющих на успешную реализацию стратегии выбранной предприятием, также является соответствие организационной структуры предприятия стратегическим целям фирмы и эффективное функционирование подразделений на всех уровнях иерархии.
Данные факторы тесно связаны и требуют от университетов, желающих выйти на новый уровень, пересмотреть функции и устройство некоторых звеньев структуры. Зачастую, каскадирование стратегических целей и установка ключевых показателей эффективности сосредоточены только на основных подразделениях университетов, обходя стороной функциональные службы, работающие в ключе оперативных целей. Данная проблема является типичной для стратегического управления в отечественных вузах.
Целью является исследование стратегии высшего учебного заведения и совершенствование механизмов её реализации.
Основными задачами исследования является следующее:
- ознакомиться с теоретическими основами стратегического управления высшими учебными заведениями;
- выявить особенности стратегического управления высшими учебными заведениями;
- проанализировать опыт разработки стратегий высших учебных заведений России и зарубежья;
- проанализировать действующую стратегию Казанского (Приволжского) федерального университета;
- разработать методические рекомендации по совершенствованию стратегического управления высшими учебными заведениями.
Объектом исследования является высшее учебное заведение и его структурные элементы.
Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе стратегического управления высшим учебным заведением.
При проведении исследования был применён системный и процессный подходы. К использованным методам исследования относятся: методы теоретического исследования (анализ, изучение литературы, изучение существующих механизмов стратегического управления); методы эмпирического познания (изучение опыта разработки стратегий, наблюдение); социологические методы (анкетирование, тестирование).
Теоретическую основу исследования составили исследования, представленные в работах отечественных и зарубежных ученых (Йохан Г.
Виссема, А.К. Клюев, О.С. Виханский, А.О. Грудзинский, А.П. Егоршин, А.К. Клюев и др.).
За последние годы накоплен существенный теоретический и практический опыт стратегического управления в российских вузах, свидетельством чему является неослабевающий поток публикаций соответствующей тематики в научной литературе (работы К.А. Аксенова, Р.Р. Асмятуллина, Н. В. Дрантусова, Е.А. Князева, С. Мохначева и др.)
Информационную базу исследования составили материалы законодательного и нормативного характера по высшей школе; материалы конференций; первичные данные.
Научная новизна исследования заключается в разработке нового подхода к описанию системы формирования образовательной среды высшего учебного заведения; системы критериев оценки высших учебных заведений через рейтинговые показатели; подхода повышения эффективности реализации стратегии управления образовательной деятельностью высшего учебного заведения путём декомпозиции стратегических целей на уровне функциональных отделов.
Объективными предпосылками разработки стратегического управления образовательной деятельностью в вузе является не только образовательные, социально-экономические особенности общества, но и проявление новых тенденций, имеющих глобальное значение во всех сферах деятельности, в том числе и образовании. Политические, социально-экономические, научно-технические, научно-производственные процессы, особенности их проявления в условиях развития рыночной экономики, рынка труда, рынка образовательных услуг, развитие позитивных мотивов деятельности выступают необходимыми факторами эффективной образовательной деятельности в высшем учебном заведении.
В ходе исследования определена сущность стратегического управления образовательной деятельностью в вузе, рассматриваемая как совокупность следующих процессов: организация опережающего моделирования развития образовательной деятельности; целенаправленное планирование и гибкое регулирование; осуществление оперативного реагирования на изменения внешней среды; ориентация образовательной деятельности на запросы работодателей; ориентация всех субъектов образовательного процесса на стратегию вуза, соответствие ей планов развития всех подразделений.
Разработана модель стратегического управления образовательной деятельностью в вузе, обеспечивающая его целостное представление на методолого-теоретическом, структурно-организационном, содержательно-процессуальном, организационно-методическом уровнях, включая цель, структура, содержание, этапы, организационно-педагогическое обеспечение и результат. Модель имеет инвариантный характер, охватывает все виды образовательной деятельности и направлена на достижение перспективных целей образования.
Определены основные методические подходы и принципы.
Разработана методика оценки эффективности стратегического управления образовательной деятельности на уровне функциональных служб в вузе, использующая единую формализацию параметров, что дает возможность рассматривать как количественные, так и качественные показатели, и позволяет не только констатировать факт роста или снижения стратегического потенциала, но и отслеживать изменение темпов этого роста, что существенно для стратегического управления.
Научная новизна исследования заключается в разработке: нового подхода к описанию системы формирования образовательной среды высшего учебного заведения; системы критериев оценки высших учебных заведений через рейтинговые показатели; подхода повышения эффективности реализации стратегии управления образовательной деятельностью высшего учебного заведения путём декомпозиции стратегических целей на уровне функциональных отделов.
Разработанная методика может успешно применяться среди университетов, находящихся в переходном состоянии от классической университетской модели к модели «университета третьего поколения». Разработанная декомпозиция стратегических целей для основных функциональных подразделений университета позволит повысить уровень реализации стратегии, а также повысить эффективность высшего учебного заведения в целом.
В ходе исследования определена сущность стратегического управления образовательной деятельностью в вузе, рассматриваемая как совокупность следующих процессов: организация опережающего моделирования развития образовательной деятельности; целенаправленное планирование и гибкое регулирование; осуществление оперативного реагирования на изменения внешней среды; ориентация образовательной деятельности на запросы работодателей; ориентация всех субъектов образовательного процесса на стратегию вуза, соответствие ей планов развития всех подразделений.
Разработана модель стратегического управления образовательной деятельностью в вузе, обеспечивающая его целостное представление на методолого-теоретическом, структурно-организационном, содержательно-процессуальном, организационно-методическом уровнях, включая цель, структура, содержание, этапы, организационно-педагогическое обеспечение и результат. Модель имеет инвариантный характер, охватывает все виды образовательной деятельности и направлена на достижение перспективных целей образования.
Определены основные методические подходы и принципы.
Разработана методика оценки эффективности стратегического управления образовательной деятельности на уровне функциональных служб в вузе, использующая единую формализацию параметров, что дает возможность рассматривать как количественные, так и качественные показатели, и позволяет не только констатировать факт роста или снижения стратегического потенциала, но и отслеживать изменение темпов этого роста, что существенно для стратегического управления.
Научная новизна исследования заключается в разработке: нового подхода к описанию системы формирования образовательной среды высшего учебного заведения; системы критериев оценки высших учебных заведений через рейтинговые показатели; подхода повышения эффективности реализации стратегии управления образовательной деятельностью высшего учебного заведения путём декомпозиции стратегических целей на уровне функциональных отделов.
Разработанная методика может успешно применяться среди университетов, находящихся в переходном состоянии от классической университетской модели к модели «университета третьего поколения». Разработанная декомпозиция стратегических целей для основных функциональных подразделений университета позволит повысить уровень реализации стратегии, а также повысить эффективность высшего учебного заведения в целом.
Подобные работы
- Маркетинг персонала высших учебных заведений
Магистерская диссертация, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Оценка качества образовательного процесса в высшем учебном заведении и предложения по его совершенствованию (на примере ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального
университета)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Методика комплексной оценки деятельности студентов-магистров, имеющих различный спрос на рынке труда
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ИНФОРМАЦИОННО-ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИЕМА АБИТУРИЕНТОВ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ
ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА АБИТУРИЕНТА ТУСУР)
Бакалаврская работа, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2018 - Управление инновационным развитием вуза (на примере ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет")
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Разработка информационной системы управления кадрами предприятия на платформе 1С:Предприятие 8.3 (учебной версии) (на примере высшего учебного заведения)
Бакалаврская работа, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Оценка труда научно-педагогических работников высших учебных заведений
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Оценка труда научно-педагогических работников высших учебных заведений
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017



