Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности межличностных отношений подростков склонных к виктимному поведению с различным уровнем субъективного контроля

Работа №53745

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
422
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Концептуальные подходы к изучению особенностей межличностных отношений подростков склонных к виктимному поведению с различным уровнем субъективного контроля 8
1.1 Анализ подходов в изучении проблемы межличностных отношений
подростков в зарубежной и отечественной литературе 8
1.2 Психологические и возрастные особенности подростков склонных к
виктимному поведению 16
1.3 Уровень субъективного контроля и его влияние на поведение, и общение
подростка 31
Выводы по главе I 38
Глава II. Эмпирическое исследование межличностных отношений виктимных подростков при разном уровне субъективного
контроля 40
2.1.Организация и методы исследования 40
2.2. Изучение особенностей виктимизации подростков 45
2.3. Уровень субъективного контроля подростков с виктимным поведением и
подростков с не виктимным поведением 53
2.4. Оценка деструктивных установок в межличностных отношениях
подростков с виктимным поведением и подростков с не виктимным поведением 58
2.5. Изучения уровня коммуникативного контроля подростков с виктимным
поведением и подростков с не виктимным поведением 62
2.6. Изучение межличностных отношений виктимных подростков при разном
уровне субъективного контроля 65
2.7. Выявление характера и степени взаимосвязи между уровнем субъективного контроля и особенностями межличностных
отношений 68
Выводы по главе II 78
Заключение 80
Список использованной литературы 82
Приложение 82


Актуальность исследования. Подростковый возраст часто называют «трудным». Подросток сложен тем, что в нем происходит становление личности. В этом возрасте серьезному изменению подвергаются условия жизни и деятельности, что ведет к изменению психики, возникновению новых форм взаимоотношения между сверстниками. У каждого меняется принимаемая позиция, положение в обществе, он подвергается предъявлению серьезных требований со стороны взрослых.
Ягофаров Д.Я. в своей статье отмечает, что самый незащищенный возраст, когда дети попадают в различные нелегкие жизненные условия - подростки. Подростковый возраст это именно тот период, когда подросток вынужден решать такие задачи как отстранение от опеки взрослых, отношения с лицами другого пола и определению будущей профессии. Именно в этот период наиболее активно формируется личность, создаётся нравственное лицо индивидуума.
Индивидуальная виктимная предрасположенность в подростковом возрасте, по мнению Д.А. Ягофарова, определяется степенью выраженности личностных качеств несовершеннолетних.
По мнению О.О. Андронниковой к факторам возникновения виктимного поведения подростков относится личный опыт переживания или наблюдения случая насильственных действий, ранее укрепившийся комплекс психологических качеств, отсутствие ощущения поддержки со стороны социума и стратегии семейного воспитания родителей. Также стоит отметить, что не один из вышеперечисленных факторов сам по себе не приводит к виктимному поведению, для ее реализации необходимо сочетание комплекса факторов, составляющих модель виктимного поведения.
Значимым фактором, оказывающим влияние на развитие подростка, является потребность в общении, которая достигает своей высшей точки в возрасте 14-16 лет. Однако фактором, влияющим на общение подростков в целом, является, как внешний локус контроля личности, так и виктимная направленность.
Подростки с виктимным поведением при разном уровне локуса контроля испытывают значительные трудности в построении межличностного общения. Эта проблема приобрела в наши дни исключительную актуальность.
Изучением особенностей подростков с виктимным поведением занимались такие исследователи, как Долговых М.П.; Минская В.С.; Куницына В.Н. Чечель Г.И., Ривман Д.В., Андронникова О.О. и др.
Выготской Л.С., (1984); Божович Л.И., (1995); Гиппенрейтер Ю.Б. (1997); Кон И.С., (1989); Толстых Н.Н., (1990), И.В. Дубровина, (1989) и др. занимались изучением особенностей межличностного отношения и общения подростков.
На сегодняшний день проблема волнует педагогов, родителей, психологов, социологов, медиков и работников правоохранительных органов.
Однако, несмотря на разноаспектный подход к рассмотрению проблемы общения подростков склонных к виктимному поведению, малоизученным остается межличностное общение таких подростков при разном уровне субъективного контроля.
В связи с выше указанным, возникает необходимость исследования межличностного взаимодействия подростков склонных к виктимному поведению с различным уровнем субъективного контроля.
Цель исследования - изучить особенности межличностного общения подростков склонных к виктимному поведению с различным уровнем субъективного контроля.
Объект исследования - межличностное взаимодействие подростков.
Предмет исследования - психологические особенности межличностного общения подростков склонных к виктимному поведению с различным уровнем субъективного контроля.
Гипотеза. У подростков склонных к виктимному поведению доминирует экстернальный уровень субъективного контроля, влияющий на межличностное общение со сверстниками и проявляющийся в низком уровень самоконтроля в общении, в сочетании с нерешительностью, эгоистичностью и низким уровнем коммуникативного контроля, которые не устраняют виктимность подростка, а, напротив, способствуют ее усилению.
Задачи:
1) Теоретически проанализировать основные подходы к разработке проблемы межличностного общения подростков склонных к виктимному поведению и сделать выводы о состоянии проблемы исследования в специальной литературе;
2) Изучить индивидуальные и возрастные психологические особенности межличностных отношений подростков склонных к виктимному поведению в сравнении со сверстниками (анализ литературных данных);
3) Разработать диагностический комплекс для изучения особенностей межличностного общения, уровня субъективного контроля подростков склонных к виктимному поведению;
4) Выявить психологические особенности межличностного общения в подростковом возрасте склонных к виктимному поведению при различном уровне субъективного контроля и сформулировать выводы.
Методологической основой исследования выступили положения о концептуальных подходах изучения особенностей межличностного общения подростков (Мудрик А.В.; Леонтьев А.А.; Божович Л.И.; Крайг Г.); положения, рассматривающие влияние уровня субъективного контроля на межличностное общение подростков склонных к виктимному поведению (Бодров В.А.; Дикая Л.Г.; Конопкин О.А.; Корнилова ТВ.; Лазарус Р.); исследование особенностей межличностного общения подростков склонных к виктимному поведением (Долговых М.П.; Минская В.С.; Андронникова О.О.).
Методы исследования: теоретический анализ исследований,
выполненных в области специальной, возрастной и педагогической психологии; индивидуальный констатирующий эксперимент с подростками 14-15 лет склонных к виктимному поведению и подростками не склонными к виктимному поведению; качественный анализ собранных фактических данных, методы математической обработки полученных данных.
Практическая значимость нашего исследования состоит в возможном использовании полученных данных психологами, педагогами, социологами и др. специалистами для работы с подростками склонных к виктимному поведению, а так же для просвещения их родителей.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, из двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы в количестве 71 источника, 6 приложений. В работе 9 таблиц и 8 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей работе мы рассмотрели вопросы, связанные с особенностями межличностных отношений виктимных подростков, имеющих разный уровень локуса контроля. В ходе работы мы изучили теоретические материалы, как по психологии, так и по социологии. Изучением особенностей взаимоотношений подростков с виктимным поведением занимались отечественные и зарубежные ученные. Анализ литературы показал, что межличностное общение подростков склонных к виктимному поведению мало изучено, это послужило мотивом изучения особенностей общения подростков данной категории, и изучить зависимость коммуникативного уровня с различным уровнем локуса контроля.
На сегодняшний день данная тема актуальна, в связи увеличением числа подростков склонных к виктимному поведению.
В процессе работы была установлена выраженность склонностей к виктимному поведению, что позволило выявить особенности виктимных подростков. У данных подростков отмечается выраженная склонность к агрессивному, самоповреждающему и гиперсоциальному поведению. Подростки склонны сознательно создавать конфликтные ситуации, нарушать установленные правила, нормы и ценности. Они создают ситуацию виктимности своим обращением или просьбой.
Исследование уровня субъективного контроля позволило выявить, что у подростков общей выборки низкий уровень субъективного контроля преобладает над высоким уровнем по всем шкалам интернальности, кроме шкалы интернальности в области межличностных отношений. Подробный анализ позволил установить, что у виктимных и не виктимных подростков уровень локуса контроля значительно различается, что в свою очередь показало преобладание у большинства виктимных подростков экстернального типа по всем шкалам.
Изучение деструктивных установок позволило выявить склонность у виктимных подростков к выраженной демонстративной жестокости по отношению к окружающим. Данные подростки раздражительны и враждебны, они склонны обижать людей, как словами, так и действиями.
Так же удалось установить, что подростки со склонностью к виктимнному поведению имеют низкий уровень самоконтроля в общении, которое характеризует их как прямолинейных и раскованных в общении.
Проведенный корреляционный анализ позволил установить имеющиеся различия в поведении и общении подростков склонных к виктимному поведению с разным уровнем субъективного контроля. Подростки с высоким УСК характеризуются как ответственные, решительные и самостоятельные люди. Для них не составляет труда оказать помощь, если она не обходима. Подростки с низким УСК отличаются нерешительностью, эгоистичностью и низким уровнем коммуникативного контроля, что говорит о нежелании и неумении таких подростков строить гармоничные межличностные отношения, что еще больше.
Таким образом, можно говорить, что результаты, полученные в нашем исследовании, подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что у подростков склонных к виктимному поведению доминирует экстернальный уровень субъективного контроля, влияющий на межличностное общение со сверстниками и проявляющийся в низком уровень самоконтроля в общении, в сочетании с нерешительностью, эгоистичностью и низким уровнем коммуникативного контроля, которые не устраняют виктимность подростка, а, напротив, способствуют ее усилению.



1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
2. Андронникова О.О. Методика исследования склонности к виктимному поведению. / О.О. Андронникова // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: материалы 3-й Межрегиональной научн. практич. конф. - Новосибирск, 17-18 дек. 2003г. / НГПУ, 2004. - 5-16 с.
3. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведния подростков: дис. канд. псих. наук: 19.00.01 / О.О. Андронникова. - Новосиб. гос. экон. ун-т. -Новосибирск. 2005.-213 с.
4. Антонян Ю.М. Преступность и покаяние / Ю.М. Антонян. - ОНС, 1991. - № 6. - 43-51 с.
5. Асанова Н.К. Жесткое обращение с детьми: основные методологические вопросы, практические и правовые аспекты. / Н.К. Асанова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 512 с.
6. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Д. Байярд. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 181-120 с.
8. Битянова М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. - М. Феникс, 1994. - 75-77 с.
9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: Взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996. - 215 - 246 с.
10. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей / Г.Г. Бочкарева // Изучение мотивации детей и подростков / Под. ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогики, 1972. - 259-350 с.
11. Валицкас Г.К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г.К.
Валицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер // Вопросы психологии. - 1989. -№ 1. -45 - 54
с.
12. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения / Ю.А. Васильева. - М.: Психологический журнал. - 1997. - Т.13. - № 2. - 58-78 с.
13. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения / Т.Г. Григорьева. - М.: Совершенство, 1997. - 254 с.
14. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 1997. - 70-75 с.
15. Долговых М.П. Психологическая детерминация проявления виктимного поведения личности подростка: автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.01 / М.П. Долговых; Тольятенск. гос. ун-т. - Тольятти, 2009. - 189 с.
16. Емельянов, И. Л. Виктимность и виктимизация: понятие, виды, проблемы профилактики // Философия, социология, культурология, 2008. - №5. - 3-14 с.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие / И.Я. Зимняя. - Ростов н/Д.: "Феникс ", 1997. - 92-135 с.
18. Илешева Р.Г. Нарушение поведения у детей и подростков / Р.Г. Илешева. - Алма-ата: Наука, 1990. - 132-160 с.
19. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. С. 67-98.
20. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М., 2001. - 160 с.
21. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клеберг. - М., 2004. - 141-154 с.
22. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 109-152 с.
23. Кокуев А.А. Особенности доверия к себе и другим у несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы: диссер. канд.пс.наук / А.А. Кокуев. - Ростов н/Д.: Ростовский государственный педагогический университет, 2003. - 192 с.
24. Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников / Я.Л. Коломнинский. - Минск, 1972. - 215-218 с.
25. Кон И. С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - 152-212 с.
26. Кон И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М., 1967. - 130-133 с.
27. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
28. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание: Уч. пособ./ В.А. Лабунская. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 608 с.
29. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 325-487 с.
30. Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Н. Личко. - Л.: Медицина, 1983. - 119-256 с.
31. Лютова Е. Шпаргалка для родителей / Е. Лютова, Г. Монина. - СПб.: Речь, 2002. -85-136 с.
32. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2004. - 583 с.
33. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М., 2001. - 432 с.
34. Минская B.C. Виктимологические факторы и механизм преступного поведения. / В.С. Минская, Г.И. Чечель. - Иркутск, - 1988. - 215 с.
35. Пирожков В.Ф. Психология подростковой преступности / В.Ф. Пирожков. - М.: Изд-во «Ось - 89», 1998. - 57-108 с.
36. Поливанова И.Н. Психологическое содержание подросткового возраста /И.Н. Поливанова // Вопросы психологии, 1996. - № 1. - 20-34 с.
37. Психологические особенности виктимной личности: Вопросы психологии. -
2012. - №3. - 14-19 с.
38. Пьянова О.В. Психологические показатели субъектных барьеров общения у подростков: автореферат дис. К.п.н.: 19.00.01 / Пьянова О.В. - Ставрополь, 2012. - 25 с.
39. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
40. Райфшнайдер T. Ю. Психологическая поддержка подростков с девиантным поведением: автореферат дис. К.пс.н. 19.00.07 / Райфшнайдер Т. Ю. - Москва, 2008. - 25 с.
41. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов /А.А. Реан // Вопросы психологии. - С.Пб.: 1991. - № 4. - 139-144 с.
42. Реан A.A. Агрессия и агрессивное поведение личности / А.А Реан. Психологический журнал. - 1996. - №5. - 3-17 с.
43. Репецкая A.T. Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике. / А.Т. Репецкая. - Иркутск, - 1994. - 285 с.
44. Ривман Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. Л.: Юридическая литература, 1975. - 314 с.
45. Ривман Д.В. Виктимология. / Д.В. Ривман, В.С. Устинов//. - СПб., - 2000. - 280 с.
46. Ривман Д.В. Криминальная виктимология / Д.В. Ривман. - СПб.: Питер, 2002. - 304 с.
47. Риман Ф. Основные формы страха. / Ф. Риман. - М.: Алтейа, - 1999. -16 с.
48. Рокицкий М.Р. О предотвращении жестокого и безответственного отношения к детям // Права ребенка. 2001. №1. - 18-19 с.
49. Рыбальская В.Я. О виктимологическом анализе преступности несовер-шеннолетних / В. Рыбальская. - Иркутск. - 1982. - 206 с.
50. Ситковский А.Л. виктимологическа характеристика и профилактика корыстных преступлений. - М., 1998. - 264 с.
51. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М., 2000.
416 с.
52. Туляков В.А. общая характеристика виктимологической политики в современных условиях. Одесса, 2000.
53. Туляков В.А. Генезис отклоняющегося поведения и классификация жертв преступлений. / В.А. Туляков, - Одесса, - 2000. - 300 с.
54. Урсано С. Психодинамическая психотерапия // С. Урсано, С. Зонненберг, С. Лазер - М.: Нонпарель, 1992. - 341с.
55. Федоришин Б.А. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Федоришин Б.А. - Киев: Радиньска школа, 1980. - 158 с.
56. Фельдман Д. В. Теоретико-методологические основы изучения социально-психологических условий влияния стратегии жизни на уровень виктимности молодежи // Социальная политика и социология. - 2012. - № 8. - 236-254 с.
57. Фетискин Н.П., Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. -163-215 с.
58. Франк Л.В. Потерпевшие от преступления н проблемы советской виктимологии. / Л. Франк. - Душанбе, 1977 - 309с.
59. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. - Ростов на Дону: Феникс, 2004. - 416 с.
60. Холыст Б. Факторы, формирующие виктимность / Б. Холыст // Вопросы борьбы с перступностью. - М.:, 1984. - Вып. 41. - 73-74с.
61. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. / К. Хорни - М.: Фолиум, 1993. - 351с.
62. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - Рига - М., 1997. - 86-124 с.
63. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Вопросы психологии, 1971. - №4.
64. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. - М., 1996. - 344 с.
65. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. и науч. ред. А.А. Алексеева - СПб,
1996.
66. Якушева С.Д. «Основы педагогического мастерства» для преподавателей и студентов вузов и колледжей. Учебное пособие / С.Д. Якушева. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. - 230 с.
67. Dalbert K., Filke E. Belief in personal just world justice judgments, and their functions for young prisoners // Criminal justices and behavior, 2007. - Vol. 34. № 11. р. - 1516 - 1527.
68. Fligh J.I., Forth A.E. Instrumentally Violent Youths: The Roles of Psychopathic Traits, Empathy, and Attachment // Criminal Justice and Behavior, 2007. - Vol. 34, № 6. p. -739-751.
69. Goldbcrg J.H. Worldview of High - Risk Juvenile Delinquents: Relationship to Decisions to Shoot // Criminal Justice and Behavior, 2007. - Vol. 34, No. 6, p. - 846-861.
70. Otto K., Dalbert C. Belief in a just world as a resource for different types of young prisoners // The justice motive in adolescence and young adulthood: Origins and consequences. L., 2004.
71. Schaffer M., Clark S., Jeglic E. L. The Role of Empathy and Parenting Style in the Development of Antisocial behaviors // Crime and Delinquency. 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ