Введение 3
Глава I. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
СРЕДСТВАМИ АНИМАЦИИ 6
1.1. Использование средств мультипликации в обучении детей среднего
школьного возраста 6
1.2. Методика развития творческих способностей личности в процессе
работы над мультипликационным фильмом 13
Выводы по I главе 23
Глава II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО ФИЛЬМА 25
2.1 История мультипликации. Технология создания анимационного
фильма 25
2.2 Этапы работы над практической частью проекта. Технологическая
карта 38
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Список литературы 51
Приложение
Актуальность проблемы. Проблема становления креативных возможностей далеко не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей тревожит вопрос о развитии возможностей обучающихся.
Так в учебной деятельности находят решение учебно-тренировочные задачи для того, чтобы овладеть некоторым умением, изучить то или же другое правило. В творческой работе находят решение поисково-творческие задачи с целью взрастить возможности малыша. Потому в случае, если в ходе учебной работы складывается общее умение учиться, тогда в масштабах творческой работы складывается общественная способность выискивать и находить новейшие решения, интересные методы достижения требуемого эффекта, свежие подходы к обсуждению предлагаемой ситуации [1].
В наше время особенное место в формировании и развитии креативных возможностей, специфического подхода к любому делу занимает мультипликация. С ее помощью вполне возможно взрастить креативные возможности, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых будет продукт, который дети выполнят без помощи взрослых. В процессе создания мультипликационного кинофильма у ребенка развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки, обеспечивающие стремительное и четкое усвоение технических способов в разных видах работы, восприятие пропорций, отличительных черт объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, перемещения [2].
Объект исследования: творческие способности личности.
Предмет исследования: методические основы развития креативных способностей личности средствами мультипликации.
Цель исследования: решение проблемы развития креативных возможностей личности при помощи создания личного мультфильма.
Гипотеза исследования: при обучении подростков приемам создания мультипликационного фильма возможно достигнуть более эффективного развития их творческих способностей с помощью достоинств, отличительных черт и технологических вероятностей исследуемого материала.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие «творческие возможности личности».
- Изучить психолого-педагогические особенности подросткового возраста.
- Изучить учебные пособия, научную и научно-методическую литературу, учебные программы по рассматриваемой теме исследования.
- Изучить теорию и практику создания анимационного кинофильма как средства развития творческих способностей школьников подросткового возраста.
- Выполнить творческую работу по теме исследования.
Способы исследования: теоретико-аналитические (анализ
искусствоведческой, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по теме исследования), практические (проведение исследований, создание мультипликационного фильма).
Теоретическая значимость ВКР состоит в упорядочивании и систематизации имеющегося теоретического материала по развитию творческих способностей ребенка подросткового возраста средствами мультипликации.
Практическая значимость содержится в том, что разработанный автором мультипликационный кинофильм может быть полезен с проф. ориентационной позиции: он может быть интересен будущим абитуриентам для знакомства с основными направлениями подготовки в университете и, возможно, для облегчения выбора ими будущей профессии.
Структура работы обусловлена целью и задачами ВКР и состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В ведении раскрывается сущность, актуальность, темы, определяются цель и задачи исследования, представляется теоретическая и практическая значимость проделанной работы. В первой главе рассматриваются особенности развития творческих возможностей школьников подросткового возраста средствами анимации. Во второй главе рассматривается проектирование мультипликационного кино. В заключении формируются результаты работы и завершающие выводы по теме исследования.
Общество и время не стоит на месте, и поэтому необходимо идти в ногу со временем и придумывать новые и новые способы для того чтобы обучение в школе у учеников было не только познавательным, но и интересным. Поэтому необходимо придумывать новые способы и средства для их развития. Развивать у школьников нужно разные способности, в том числе и творческие. Развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. И для того чтобы поднять их уровень, нужно придумать что-то одновременно простое и одновременно сложное, те задания которые помогут ему творчески развиваться и расти.
Средний школьный возраст довольно сложный период для школьника. В этот период школьник пытается как-то самоутвердиться, показать себе и другим то, на что он способен. Также ученики этого возраста более требовательны к преподавателю, и хотят, чтобы он объяснил им, что и как, и был убедительным. Подростки хотят быть частью коллектива, и очень ценят мнение окружающих их людей. Поэтому что может быть лучше для сплочение коллектива, чем совместная работа. Во время совместной работы у школьника появляется возможность гораздо больше времени провести в коллективе; а совместная работа сплачивает коллектив, делая его более дружным. При работе в коллективе ученики учатся прислушиваться к мнению друг друга. Занятия мультипликацией подходит для этого как нельзя лучше. Мультипликация учит школьников работать в команде. Ведь делать мультфильм в одиночку довольно непросто. Мультипликация - это довольно сложный процесс, который разбит на несколько фаз, и каждая фаза требует тщательной проработки и придумки. Школьники также научаться приходить к общему мнению; поскольку сначала нужно придумать идею о тематике
мультфильма. Идей будет много, и, разумеется, каждый из ребят захочет, чтобы именно его идея была воплощена в жизнь, будет доказывать, настаивать на своем. На профессиональном языке такое явление называется творческое разногласие. И тут необходимо прийти к компромиссу. Но это еще не все. Как только участники придут к общему мнению, начнется самое интересное - сам творческий процесс. Это и написание сценария, и раскадровка, и, разумеется, анимация. У крупных студий иногда уходят годы для того чтобы создать какую-либо картину или же снять какую либо сцену (это касается кукольной анимации).
В творческом процессе школьники смогут проявить свою фантазию наполную, ведь мультипликация не знает границ. Мультипликация - это такой вид творчества, который способен на многое. В ней также необходимо проявить смекалку, потому что иногда случается такое, что сцена довольно сложная. Иногда уходит несколько дней на то чтобы продумать, как ее заснять или же зарисовать. Иногда решение приходит довольно неожиданным способом - мультипликаторы придумывают хитроумные способы, которые в обычном случае покажутся довольно нелепыми.
Мультипликация - это творчество, которым можно заниматься как для получения удовольствия, так и для повышения творческих навыков. Поэтому в школе ее можно применять как для того чтобы немного расслабить школьника от трудных занятий, так и для закрепления и улучшения его творческих навыков. Для этого нужно будет применить все полученные школьные знания. Тут пригодятся знания русского языка и литературы, для того чтобы интересно и грамотно написать сценарий , и знание основ рисунка и живописи. Это и знание законов анатомии , и перспективы. И даже некоторые законы физики и биомеханики. Впрочем , в этом процессе пригодятся все знания и умения, которые он получил не только в школе, но и знания, которые он получил вне школы, т.е. вся информация, которую он получил от окружающего мира.
С помощью мультипликации он сможет расширить свой кругозор, разовьет терпение, ведь каждый кадр, каждая секунда мультфильма требует тщательной проработки, творческого подхода, ну, и конечно, капельки любви и души. Ведь если делать дело с душой, то обязательно все получиться.
Целью нашего проекта было найти решение проблемы развития творческих способностей личности средствами мультипликации. Для достижения этой цели были осуществлены изучение и анализ данной проблемы в педагогической, психологической и искусствоведческой литературе, обоснования и отбор адекватных средств для развития творческих способностей школьника.
Значимость настоящей работы обусловлена, прежде всего, тем, что в результате изучения теоретического материала по заданной теме был сделан мультфильм, который, возможно, поможет школьникам сделать выбор будущей профессии.
Список литературы
1. Ажгибкова, Т.Н. Технология применения аудиовизуальных средств обучения в вузах - Инновации в образовании. - 2004.
2. Алдошина О. Удивительная роль мультипликации: [Текст] - О. Алдошина - Искусство в школе, - 2010. - №4. - С. 19-21
3. Анкитон Р. Человеческая память и процесс обучения.
4. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. - Русский язык в школе. - 2001. - № 6. - С. 21-25.
5. Волочков .А .А, Ермоленко.Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности. - Психологический журнал, 2004, том 25, № 2, с. 17-33
6. Гончаров С.З. Креативность субъектности: категориальный анализ. - Мир психологии.- 2005.- № 1.- С. 76-84
7. Корнева О. Пришло время систематизировать знания. - Искусство в школе -№4 - 2007
8. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2003
9. Новлянская З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. - Искусство в школе. - 1996. - № 4. - С. 35-40
10. Норштейн Ю. Изображение должно смотреть. - Искусство в школе. -№4. - 2007
11. Образование и саморазвитие .- № 1 (11).- 2009.
12. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2004
13. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебник./ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова.- М.: Академия, 2001.- 512с.
14. Поддъяков А. Ты гений или просто умный? - Знание - сила.- 2002.- № 9.- С. 78-81.
15. Савенков А.И. Принципы разработки учебных программ для одаренных детей. - Педагогика.- 1999.- № 3.- С. 97-101.
16. Хилько Н.Ф. Развитие аудиовизуальных творческих способностей: психологические и социокультурные аспекты. Омск: Сиб. филиал Рос. Ин-та культурологии, 2004. -158 с.
17. Хитрук Федор Савельевич. Профессия аниматор. - в 2 томах. - Хитрук- Москва; Гаятри.2007.
18. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- СПб.:Питер.,2001.-С.544
19. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/2013/04/09/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey
20. http: //mifschool s. dm0 .ru/page/klruk/ SPPS_2 .htm
21 .http://www.multiki-kraski.ru/pedagogam/programma-dopolnitelnogo- obrazovaniya-detey-multiplikatsiya/
22. http://www.umniki21.ru/tvorchestvo/metody-tvorchestva.php
23. http://mufilm.ru/viewtopic.php?id=1359
24. https://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/video/18541.html
25. tp://wiki.kgpi.ru. Педагогические технологии.