Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Этнические ценности в ритуале празднеств (на примере татарской свадьбы)

Работа №53733

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
454
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы этнических ценностей и праздничных ритуалов
Понятие и многообразие этнических ценностей 6
Роль праздников в жизни общества 22
Выводы по 1 главе 36
Глава II. Татарская национальная свадьба как одна из форм сохранения культурного наследия
2.1. Этнические ценности в ритуале татарской свадьбы 38
2.2. Разработка свадебного стиля татарской национальной свадьбы 48
Выводы по II главе 58
Заключение 60
Список литературы 62
Приложение

Актуальность исследования проблемы этнических ценностей в ритуале празднеств связана с тем, что в настоящее время отмечается повсеместное стремления людей разных национальностей сохранить свою самобытность, этническую и культурную идентичность в условиях глобализации. Это выражается в возрождении этнических ценностей, то есть тех обычаев и традиций, которые в результате ассимиляции стали забываться.
Стремление представителей этноса к сохранению своей самобытности выражается в обращении к народным праздникам, народному стилю в одежде, демографическом поведении, досуге, воспитательной и образовательной сферах. Откликом на имеющиеся потребности в сохранении национальной идентичности стал рост предложения всевозможных услуг: национальной кухни, этнической музыки, этнической моды, национальных деревень, этнокультурного туризма, изготовления национальных сувениров, проведение этнических фестивалей, исторических реконструкций и национальных праздников.
В наибольшей степени возрождению этнических ценностей разных народов способствуют национальные праздники, в ритуале которых отражаются традиции и обычаи народа, особенности его быта, народной музыки, художественной культуры, которые отличают этнос от других социальных общностей.
В настоящее время представители разных народов все чаще отдают предпочтение народным, религиозным и традиционным семейным праздникам, где центральное место занимают атрибуты, символизирующие об их принадлежности к тому или иному этносу. В содержание праздников включаются те маркеры, которые позволяют людям идентифицировать себя как представителя данного этноса.
Россия - многонациональная страна, где живут люди около 180 национальностей, у каждой из которых имеются собственные традиции и обычаи, отражающие те этнические ценности, которые присущи этому народу. Татары являются - одна из больших этнических групп, населяющих территорию Российской Федерации. У татарского народа древняя история, в процессе которой формировались обычаи и традиции, отличающие их от представителей других этносов.
Этнические ценности татарского народа максимально связаны с исламской религией, которую исповедует большая часть представителей этноса. В связи с этим они носят религиозную окрашенность, так как в значительной степени основываются на положениях Корана. В советское время все религии в России подвергались гонениям, искоренялась религия, а вместе с ней традиции и обычаи, присущие разным этносам. В результате почти в течение долгих лет советской эпохи значительная часть традиций и обычаев была забыта, что привело к разглаживанию границ между различными этносами. В определенной степени это оказало положительное влияние на межнациональное взаимодействие в составе одной страны, но утрата этнических ценностей оказало негативное влияние на самобытность народов, населяющих страну. После падения тоталитарного строя прогрессивные представители татарского этноса стали возрождать почти забытые обычаи и традиции, больше внимания уделять национальному языку, развитию народного творчества и национальных праздников. В связи с этим повысилось внимание представителей этноса к своим традициям и обычаям, в том числе к национальным праздникам.
В настоящее время российское государство создает условия для развития всех народов, населяющих страну. В связи с этим в Республике Татарстан и в других регионах, населенных татарами, с размахом проводится один из самых известных праздников татар - Сабантуй. Большим спросом пользуются услуги по организации свадеб в национальном стиле, поэтому исследование этнических ценностей в ритуале праздников на примере татарской свадьбы является своевременным и важным.
Исследованию проблемы этнических ценностей в культуре народов России посвящены работы Н.И. Ворониной, Ю. Чернявской, Ю.Д. Гранина, А.П. Садохина, Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой, Д. А. Аманжоловой, А.А. Федулина, Ю.В. Бромлея, А.Т. Калиевой и многих других. Роль праздников в формировании этнических ценностей в ритуале празднеств исследуется в работах таких ученых, как Т.Г. Ботникова, Д.Б. Бурменская и ряда других. Глубокий анализ праздничной культуры татар дается в трудах Р.К. Уразмановой, Э.В. Камалеева.
Объектом исследования данной работы является процесс знакомства с этническими ценностями, предмет исследования является татарская национальная свадьба как форма сохранения культурного наследия.
Цель исследования - создание дизайн-проекта графического сопровождения татарской национальной свадьбы.
В рамках данной работы выдвинуты следующие задачи:
1) Раскрыть понятие и многообразие этнических ценностей.
2) Определить роль праздников в жизни общества.
3) Охарактеризовать татарскую свадьбу как одну из форм сохранения культурного наследия.
4) Разработать дизайн-проект графического сопровождения татарской национальной свадьбы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе раскрываются теоретические основы этнических ценностей и праздничных ритуалов, в рамках которого определяется сущность этноса, этнических ценностей, показывается их многообразие; оценивается роль праздников в жизни общества.
Во второй главе анализируются особенности татарской национальной свадьбы и ее роль в сохранении культурного наследия татар, определяются этнические ценности в ритуале татарской свадьбы, предлагается графическое сопровождение татарской национальной свадьбы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение теоретической литературы по теме исследования показал, что этнические ценности - это совокупность элементом этнокультурного бытования народов, выделенных самим этносом в качестве наиболее специфичных черт, маркирующих его историческое и культурное своеобразие.
Все этнические ценности можно объединить в пять групп: этнические ценности социальной значимости; инструментальные ценности социального происхождения; инструментальные ценности природного происхождения; целевые ценности субъекта и общечеловеческие ценности.
Этнические ценности формируются и развиваются в ритуале празднеств, так как именно на праздничных мероприятиях наиболее ярко проявляются те традиции, обычаи и ритуалы, которые присущи народу. На праздничных мероприятиях люди знакомятся с историей своего народа, с национальной культурой, с теми ценностями, которые отражают черты национального характера этноса.
Праздник представляет собой социально-психологический феномен коллективного эмоционального состояния переживания радости, имеющий поводом значимое событие или дату, регулируемый ритуалом, ограниченный в пространстве и времени, в котором субъект праздничной деятельности, коллективный и индивидуальный, в символико-коммуникативной форме переживает радость от сближения с идеалом, а также утверждает свою идентичность и нравственные нормы.
Праздник создает идеальные возможности для усвоения личностью ценностей группы, поскольку именно эмоционально принятые явления и активность отношения к ним личности позволяют принять групповые ценности. Поэтому праздник является благоприятным временем для формирования ценностей коллективного и индивидуального субъектов.
Праздники играют важную роль в возрождении этнической культуры, сохранении и передаче этнокультурных традиций молодому поколению.
Свадьба представляет собой одну из самых распространенных семейных праздников, в ритуалах которых наиболее ярко проявляются отличительные особенности социальных общностей. Татарская национальная свадьба является одной из форм сохранения культурного наследия, так как позволяет молодым получить опыт социального бытования, присущего татарскому народу.
Посещение национальной татарской свадьбы с ее ритуалами и обрядами позволяет прикоснуться к истории народа, его культуре, мировоззрению, увидеть характерные национальные черты, возродить традиции и обычаи.
К этническим ценностям, которыми пропитана татарская национальная свадьба, включает такие обряды как никах, ритуалы, сговор, калым, выкуп, урын котлау, туй мунчасы, хэл белY, национальная одежда, украшения, народные песни, танцы. Присутствие этих элементов этнической культуры способствует формированию у народа национальных черт характера и гордости за свою нацию. Этнические ценности, которые передаются молодому поколению, на национальных татарских свадьбах создают базу для сохранения народа как нации, а также для дальнейшего развития самобытной татарской культуры и быта.
Предложенный проект позволит внести определенный вклад в сохранение и развитие татарской национальной культуры, формированию у участников свадебной церемонии национального духа, гордости за свой народ, будет способствовать привлечению внимания подрастающего поколения к тем богатым обычаям и традициям, которые являются основными маркерами национальной идентичности татарского народа.
Следовательно, стилизованная татарская национальная свадьба будет способствовать объединению народов, населяющих Республику Татарстан, формированию уважительного и терпимого отношения к культуре разных народов.



1. Аманжолова Д. А. Россия и ее народы: учебное пособие / Д. А. Аманжолова, А. А. Федулин. - М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2012. -184с.
2. Боронаев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: Характер народа и судьба страны. - Л.: Лениздат, 1992. - 142 с.
3. Ботникова Т.Г. Праздник как сфера проявления этнического // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №2. - С. 220226.
4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1983. - 418 с.
5. Бурменская Д.Б. К вопросу о роли праздника в жизни общества // Известия РГПУ им Герцена. - 2008. - №61. - С. 43-48.
6. Бусыгина Е.П., Шарифуллина Ф.Л. Традиционная свадьба касимовских татар XIX - начала XX вв. // Семейная обрядность народов Северного Поволжья. - Казань, 1990. - С. 28-38.
7. Воронина Н. И. Многомерность повседневной культуры России XX века: кризис и инверсии полиэтнического города: монография / под ред. Н.И. Ворониной, И.Л. Сиротиной. - Саранск, 2009. - 160 с.
8. Гидденс Э. Социология: учебник / пер. с англ. В.А. Ядов; общ. ред. Л.С. Гурьевой, Л.Н. Посилевича. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.
9. Гойхман О. Я. Организация и проведение мероприятий: учебное пособие / О.Я. Гойхман. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 136 с.
10. Гранин Ю.Д. Этносы, национальное государство и формирование российской нации: опыт философско-методологического исследования /Ю.Д. Гранин. - М.: ИФ РАН, 2007. - 168 с.
11. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы / Л.Н. Гумилев. - М.: Кристалл, 2002. - 132 с.
12. Исхаков Д.М. Историческая демография татар. - Казань: Фэн АН РТ, 2014. - 440 с.
13. Калиева А.Т. Этнические ценности как объект социально-гуманитарного познаний // Вестник ОГУ. - 2009. - №7. - С. 167-171.
14. Камалеев Э.В. Этнические маркеры в свадебном обряде татар Республики Башкортостан // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2014.
- №3. - С. 127-132.
15. Коротких О. В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики: Монография / О.В. Коротких. - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2014. -128 с.
16. Крысько В. Г. Этническая психология: учебное пособие / В. Г. Крысько. - М.: Академия, 2008. - 320 с.
17. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. - М.: Наука, 1978. - 393 с.
18. Марков Г.Е. Пименок В.В. Этнология: учебник. - М.: Наука,1994. - 383 с.
19. Медведев М, Медведева М. Татарская кухня. - К: Стар, 2004. - 120 с.
20. Народная художественная культура: учебник / под ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. - М.: МГУКИ, 2000. - 344 с.
21. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. - 944 с.
22. Садохин А. П. Этнология: учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 с.
23. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды.
- М.: Университетская типография, 1837. - 1600 с. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.rodnovery.ru.
24. Солонин Ю.Н. Коган М.С. Культурология: учебник. - М Выше образование, 2007. - 566 с.
25. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учебник / Т.Г. Стефаненко. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 368 с.
26. Тавадов Г.Т. Этнология: учебник / Г.Т. Тавадов. - М.: Проект, 2002.-352с.
27. Теория культуры: учебное пособие / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П.
Большаковой. - СПб. 2008. - 592 с.
28. Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX
- нач. XXI вв. Историко-этнографические очерки. - Казань: Ихлас, 2014.
- 224 стр.
29. Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Историко-этнографический атлас татарского народа. - Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. - 198 с.
30. Флиер А.Я. Избранные работы по теории культуры. - М.: Согласние, 2014. - 528 с.
31. Флиер А.Я. Этнические ценности // Культурология. Энциклопедия. В 2-х томах. Том 2.- М.: Российская политическая энциклопедия, 2007.- 1184 с.
32. Чернявская Ю. Народная культура и национальные традиции: учебно-методическое пособие. - Минск, 1998. - 39 с.
33. Шадже А.Ю. Этнические ценности как философская проблема. - М.: Российское философское общество, 2005. - 168 с.
34. Шаов А.А. Этническая и религиозная идентичность: специфика
взаимодействия / А.А. Шаов // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - №3. - С. 121-127.
35. Шарифуллина Ф.Л. Традиционная свадебная обрядность татар Приуралья конца XIX - начала XX вв. // Этносы и культуры на стыке Азии и Европы.
- Уфа: Гилем, 2000. - С. 304-315.
36. Этнография: учебник / под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. - М.: Высшая школа, 1982. - 320 с.
37. Этнология (Этнография): учебник / под ред. В.А. Козьмина, В.С. Бузина.
- М.: Юрайт, 2014 - 580 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ