Диагностика и профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения
|
Введение 3
Задачи исследования: 4
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального выгорания педагогов образовательных учреждений 6
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания 6
1.2 Взаимосвязь личностных особенностей и синдрома «эмоционального выгорания» 24
1.3. Влияние возраста и стажа работы на эмоциональное выгорание педагогов 29
1.4. Профилактика выгорания педагогов 31
Выводы по первой главе 33
Глава II. Экспериментальное исследование проявлений синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений 34
2.1 Организация исследования и описание психодиагностических методик . 34
2.2 Анализ полученных результатов 40
2.3 Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания со стажем работы и
уровнем развития эмпатийных тенденций 58
2.4 Психолого-педагогические рекомендации по профилактике синдрома
эмоционального выгорания 65
Выводы по второй главе 70
Заключение 71
Список литературы 73
Приложения
Задачи исследования: 4
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального выгорания педагогов образовательных учреждений 6
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания 6
1.2 Взаимосвязь личностных особенностей и синдрома «эмоционального выгорания» 24
1.3. Влияние возраста и стажа работы на эмоциональное выгорание педагогов 29
1.4. Профилактика выгорания педагогов 31
Выводы по первой главе 33
Глава II. Экспериментальное исследование проявлений синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений 34
2.1 Организация исследования и описание психодиагностических методик . 34
2.2 Анализ полученных результатов 40
2.3 Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания со стажем работы и
уровнем развития эмпатийных тенденций 58
2.4 Психолого-педагогические рекомендации по профилактике синдрома
эмоционального выгорания 65
Выводы по второй главе 70
Заключение 71
Список литературы 73
Приложения
Образование в России в настоящее время претерпевает многочисленные изменения: меняются законы, стандарты, условия, а также меняются требования, предъявляемые к профессионализму работников образования.
Эти изменения происходят на всех уровнях образования, включая и дошкольное. Однако не каждый практикующий педагог, работающий в дошкольном учреждении, способен успешно адаптироваться и продуктивно осуществлять свою ежедневную профессиональную деятельность, поэтому возрастает возможность развития нестабильных психических состояний. Довольно частым негативным проявлением у педагогов, работающих в сфере дошкольного образования, является феномен «эмоционального выгорания».
Актуальность темы исследования. Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся личностной отстраненностью, эмоциональной отстраненностью педагога, расширением сектора экономии эмоций, отстраненным отношением к индивидуальным особенностям учеников, влияет на характер общения и социального взаимодействия педагога. Эта профессиональная деформация отвлекает от полноценного управления непосредственно образовательной деятельностью, воспитательными процессами, развитию профессионального коллектива.
Сегодняшняя ситуация показывает, что довольно четко можно проследить факт утери интереса к ребенку как к личности, его неприятие, какая он есть, оскудение эмоционального плана и профессионального общения.
Многие преподаватели отмечают наличие таких психических состояний, которые дестабилизируют профессиональную деятельность (уныние, хроническая усталость, тревожность, подавленность, апатия, разочарование). Поэтому, одной из важнейших задач психологии развития, педагогической психологии, медицинской психологии и психологии труда является рассмотрение и поиск способов диагностики, коррекции и профилактики эмоционального выгорания у работников образовательной сферы при учете специфики их ежедневной профессиональной деятельности.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между формированием синдрома эмоционального выгорания, уровнем эмпатийности и стажем работы педагогов дошкольных образовательных учреждений, в соответствии с полученными результатами разработать практические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания воспитателей.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи эмоционального выгорания со стажем работы по профессии и уровнем эмпатийности у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Гипотеза исследования: проявления эмоционального выгорания как синдрома имеют взаимосвязь с уровнем эмпатийности, а так же большим стажем работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы на предмет информации по проблеме исследования;
2. Определение характера взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания с уровнем эмпатийности и стажем работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
3. Формулирование общих психолого-педагогических рекомендации по профилактике эмоционального выгорания как синдрома с учетом реальных условий профессиональной деятельности педагогов.
Теоретической основой исследования являются исследования российских и зарубежных психологов:
- теория деятельности (А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.М.Гальперин, и др.);
- субъектный подход (Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов и др).
Проблемы профессиональной деятельности и общей специфики психологической подготовки педагогов рассматривали Э.Э. Сыманюк, А.К. Маркова, Э. Зеер и др; проблемами эмоционального выгорания Х.Дж. Фрейденберг, Т.В. Форманюк, К.Маслач и др.
Методы психолого-педагогического исследования. В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
- теоретические: научный анализ психолого-педагогической
литературы, анализ документации (личные дела педагогов), анализ деятельности испытуемых;
- эмпирические: тестирование, интерпретация полученных результатов;
-математическая обработка данных.
В работе были использованы следующие методики исследования: диагностика эмоционального выгорания педагогов В.В. Бойко; тест «Исследование уровня эмпатийных тенденций» И. М. Юсупова
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проведено с участием 23 педагогов Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 129 комбинированного вида» Ново - Савиновского района г. Казани, 13 педагогов Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 203 комбинированного вида» Ново - Савиновского района г. Казани. Всего 36 человек.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программ психолого-педагогического сопровождения педагогов дошкольных образовательных учреждений, у которых, по результатам тестирования, были выявлены проявления синдрома эмоционального выгорания и подготовке практических рекомендаций. Результаты исследования могут послужить практической основой для организации профилактической работы с педагогическим персоналом.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались на заседании педагогического совета МАДОУ «Детский сад №129 комбинированного вида» Ново - Савиновского района г. Казани (протокол № 2 от «27» ноября 2016г.), а также на заседании методического объединения старших воспитателей Ново - Савиновского и Авиастроительного районов г. Казани 21.04.2017г.
Структура и объём работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Объём работы 77 страниц.
Эти изменения происходят на всех уровнях образования, включая и дошкольное. Однако не каждый практикующий педагог, работающий в дошкольном учреждении, способен успешно адаптироваться и продуктивно осуществлять свою ежедневную профессиональную деятельность, поэтому возрастает возможность развития нестабильных психических состояний. Довольно частым негативным проявлением у педагогов, работающих в сфере дошкольного образования, является феномен «эмоционального выгорания».
Актуальность темы исследования. Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся личностной отстраненностью, эмоциональной отстраненностью педагога, расширением сектора экономии эмоций, отстраненным отношением к индивидуальным особенностям учеников, влияет на характер общения и социального взаимодействия педагога. Эта профессиональная деформация отвлекает от полноценного управления непосредственно образовательной деятельностью, воспитательными процессами, развитию профессионального коллектива.
Сегодняшняя ситуация показывает, что довольно четко можно проследить факт утери интереса к ребенку как к личности, его неприятие, какая он есть, оскудение эмоционального плана и профессионального общения.
Многие преподаватели отмечают наличие таких психических состояний, которые дестабилизируют профессиональную деятельность (уныние, хроническая усталость, тревожность, подавленность, апатия, разочарование). Поэтому, одной из важнейших задач психологии развития, педагогической психологии, медицинской психологии и психологии труда является рассмотрение и поиск способов диагностики, коррекции и профилактики эмоционального выгорания у работников образовательной сферы при учете специфики их ежедневной профессиональной деятельности.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между формированием синдрома эмоционального выгорания, уровнем эмпатийности и стажем работы педагогов дошкольных образовательных учреждений, в соответствии с полученными результатами разработать практические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания воспитателей.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи эмоционального выгорания со стажем работы по профессии и уровнем эмпатийности у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Гипотеза исследования: проявления эмоционального выгорания как синдрома имеют взаимосвязь с уровнем эмпатийности, а так же большим стажем работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы на предмет информации по проблеме исследования;
2. Определение характера взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания с уровнем эмпатийности и стажем работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
3. Формулирование общих психолого-педагогических рекомендации по профилактике эмоционального выгорания как синдрома с учетом реальных условий профессиональной деятельности педагогов.
Теоретической основой исследования являются исследования российских и зарубежных психологов:
- теория деятельности (А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.М.Гальперин, и др.);
- субъектный подход (Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов и др).
Проблемы профессиональной деятельности и общей специфики психологической подготовки педагогов рассматривали Э.Э. Сыманюк, А.К. Маркова, Э. Зеер и др; проблемами эмоционального выгорания Х.Дж. Фрейденберг, Т.В. Форманюк, К.Маслач и др.
Методы психолого-педагогического исследования. В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
- теоретические: научный анализ психолого-педагогической
литературы, анализ документации (личные дела педагогов), анализ деятельности испытуемых;
- эмпирические: тестирование, интерпретация полученных результатов;
-математическая обработка данных.
В работе были использованы следующие методики исследования: диагностика эмоционального выгорания педагогов В.В. Бойко; тест «Исследование уровня эмпатийных тенденций» И. М. Юсупова
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проведено с участием 23 педагогов Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 129 комбинированного вида» Ново - Савиновского района г. Казани, 13 педагогов Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 203 комбинированного вида» Ново - Савиновского района г. Казани. Всего 36 человек.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программ психолого-педагогического сопровождения педагогов дошкольных образовательных учреждений, у которых, по результатам тестирования, были выявлены проявления синдрома эмоционального выгорания и подготовке практических рекомендаций. Результаты исследования могут послужить практической основой для организации профилактической работы с педагогическим персоналом.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались на заседании педагогического совета МАДОУ «Детский сад №129 комбинированного вида» Ново - Савиновского района г. Казани (протокол № 2 от «27» ноября 2016г.), а также на заседании методического объединения старших воспитателей Ново - Савиновского и Авиастроительного районов г. Казани 21.04.2017г.
Структура и объём работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Объём работы 77 страниц.
Анализ психолого-педагогических литературных и электронных источников показал, что одной из серьезных проблем современного образования является эмоциональное выгорание педагогов.
Синдром эмоционального выгорания, который характеризуется эмоциональной сухостью педагога, дефицитом положительных эмоций, личностной отстраненности, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает очень сильное влияние на характер профессионального общения педагога. Некоторые воспитатели, подвергшиеся эмоциональному выгоранию, уходят из детских садов, меняют профессию и всю оставшуюся жизнь скучают по общению с детьми. Другие остаются работать, но, не зная как преодолеть «эмоциональное выгорание», не могут отдаться работе со всей душой, и чувствуют угрызения совести.
«Человеческий фактор» всегда играет основную роль в системе образования. От способности педагога быть воспитателем своих учащихся, учитывать их индивидуальные способности и склонности, от их умения создавать благоприятный социально-психологический климат в коллективе зависит эффективность учебной деятельности. Особенно данный показатель велик если педагог не испытывает негативных эмоций, которые могут стать предвестниками развития синдрома эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания - есть длительное, неблагоприятное для развития личности педагога состояние, связанное с недостаточным, противоречивым и негативным воздействием на него социальной атмосферы (внешние обстоятельства) и завышенными требованиями к себе.
Обобщая выше изложенное, можно утверждать, что гипотеза, которая выдвигалась в начале эмпирического исследования, нами подтвердилась. Действительно, формирование и проявление синдрома эмоционального выгорания имеет свою специфику у педагогов детских садов, скорее всего это объясняется тем, что им приходится больше и чаще уделять внимания детям, так как они еще, совсем маленькие, и требуют большой отдачи.
В рамках работы мы провели эксперимент, который выявил, что большинство педагогов находятся на фазе резистенции. Доминирующими симптомами эмоционального выгорания являются: «неадекватное
избирательное эмоциональное реагирование» и «психосоматические и психовегетативные нарушения». Причём эмоциональное выгорание практически не коррелирует со стажем работы, но зависит от уровня эмпатии.
Для снижения синдрома эмоционального выгорания необходимо, чтобы педагоги осознали всю сущность и актуальность, а для этого важно устраивать семинары, просветительские мероприятия, с помощью которых воспитатели узнают о причинах возникновения и способах профилактики данного синдрома. При сильно проявляющихся симптомах необходима коррекция и консультирование по запросам.
Характеризуя проведенное исследование как завершенное на данном этапе, следует констатировать, что оно не исчерпало (и не может исчерпать) все аспекты этой сложной проблемы.
Синдром эмоционального выгорания, который характеризуется эмоциональной сухостью педагога, дефицитом положительных эмоций, личностной отстраненности, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает очень сильное влияние на характер профессионального общения педагога. Некоторые воспитатели, подвергшиеся эмоциональному выгоранию, уходят из детских садов, меняют профессию и всю оставшуюся жизнь скучают по общению с детьми. Другие остаются работать, но, не зная как преодолеть «эмоциональное выгорание», не могут отдаться работе со всей душой, и чувствуют угрызения совести.
«Человеческий фактор» всегда играет основную роль в системе образования. От способности педагога быть воспитателем своих учащихся, учитывать их индивидуальные способности и склонности, от их умения создавать благоприятный социально-психологический климат в коллективе зависит эффективность учебной деятельности. Особенно данный показатель велик если педагог не испытывает негативных эмоций, которые могут стать предвестниками развития синдрома эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания - есть длительное, неблагоприятное для развития личности педагога состояние, связанное с недостаточным, противоречивым и негативным воздействием на него социальной атмосферы (внешние обстоятельства) и завышенными требованиями к себе.
Обобщая выше изложенное, можно утверждать, что гипотеза, которая выдвигалась в начале эмпирического исследования, нами подтвердилась. Действительно, формирование и проявление синдрома эмоционального выгорания имеет свою специфику у педагогов детских садов, скорее всего это объясняется тем, что им приходится больше и чаще уделять внимания детям, так как они еще, совсем маленькие, и требуют большой отдачи.
В рамках работы мы провели эксперимент, который выявил, что большинство педагогов находятся на фазе резистенции. Доминирующими симптомами эмоционального выгорания являются: «неадекватное
избирательное эмоциональное реагирование» и «психосоматические и психовегетативные нарушения». Причём эмоциональное выгорание практически не коррелирует со стажем работы, но зависит от уровня эмпатии.
Для снижения синдрома эмоционального выгорания необходимо, чтобы педагоги осознали всю сущность и актуальность, а для этого важно устраивать семинары, просветительские мероприятия, с помощью которых воспитатели узнают о причинах возникновения и способах профилактики данного синдрома. При сильно проявляющихся симптомах необходима коррекция и консультирование по запросам.
Характеризуя проведенное исследование как завершенное на данном этапе, следует констатировать, что оно не исчерпало (и не может исчерпать) все аспекты этой сложной проблемы.
Подобные работы
- Особенности эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Арт-терапия как средство психопрофилактики эмоционального
выгорания у педагогов дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - Проектирование работы психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа профилактики эмоционального выгорания педагогов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ПОДРОСТКАМИ С ОВЗ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - Групповое консультирование педагогов дошкольной образовательной организации по профилактике профессиональной деформации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017



