ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1. Роль регионов в современных международных отношениях 6
1.2. Основные направления и приоритеты региональной
внешнеэкономической политики 15
1.3. Примеры международного экономического сотрудничества регионов .. 20
2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 27
2.1. Анализ внешнеэкономических связей Республики Татарстан со странами
дальнего зарубежья 27
2.2. Анализ внешнеэкономических связей Республики Татарстан со странами
ближнего зарубежья 38
2.3. Нормативно-правовые основы обеспечения международного
сотрудничества регионов 53
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 62
3.1. Направления государственной политики в сфере повышения
конкурентоспособности продукции 62
3.2. Повышение доли инновационной продукции в структуре регионального экспорта 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Внешнеэкономическая деятельность играет ключевую роль в развитии экономики любого региона, внешнеэкономическая деятельность РФ это уровень, состав и содержание внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности, включая при этом производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).
Внешнеэкономическая деятельность осуществляется как на уровне производственных структур, так и с зарубежными партнёрами, кроме того относится к рыночной сфере, базирующейся на критериях коммерческой деятельности и структурной связи с отечественным производством, функционируя при этом в условиях правовой и экономической автономности.
В настоящее время Российская экономика характеризуется усложнением внешнеэкономических отношений относительно других национальных экономик. Основными задачами в сложившейся ситуации являются, во-первых определение статуса России в мировом сообществе, а во вторых анализ слабых и сильных сторон внешнеэкономической политики. Затянувшийся санкционный конфликт, начавшийся в 2014 году, направленный против России со стороны США и стран Европейского Союза, спровоцировал цепочку негативных последствий для экономики нашей страны, который продолжает усугублять экономический кризис и в настоящее время, в том числе на уровне регионов.
Безусловно, первую очередь данная ситуация привела к резкому падению цен на нефть, а так же к девальвации рубля, что не могло не повлечь за собой рост инфляции, и как следствие усложнение экономической ситуации в целом.
В сложившейся ситуации, которая связанна со сложной международной обстановкой, которая продолжает усугубляться, возникает необходимость объективной оценки макроэкономической ситуации, поскольку от этого зависит выбор мероприятий по предотвращению негативных последствий кризиса, а так же результативность
внешнеэкономической деятельности страны и регионов.
В настоящее время российскую региональную систему внешнеэкономической деятельности нельзя назвать эффективной, данный факт ведет к снижению уровня экономической привлекательности отечественных предприятий со стороны зарубежных инвесторов, усиливая общую неблагоприятную ситуацию для экономики страны.
Кроме того, современные условия хозяйствования отечественных предприятий характеризуются усилением зависимости от международного экономического пространства. Однако, несмотря на сложную политическую и экономическую обстановку в мире, внешнеэкономическая деятельность для эффективного развития экономики региона имеет большое значение. В связи с этим необходимы меры по оперативному реагированию всей внешнеэкономической системы региона на любые изменения экономической и политической ситуации.
Объект исследования - Республика Татарстан.
Предмет исследования - специфика внешнеэкономических отношений Республики Татарстан со странами дальнего и ближнего зарубежья.
Цель работы - охарактеризовать внешнеэкономические отношения экспортно-ориентированного российского региона со странами дальнего и ближнего зарубежья и дать рекомендации по совершенствованию его внешнеэкономической политики.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты внешнеэкономической политики,
- проанализировать международные отношения и внешнеэкономические связи Республики Татарстан,
- предложить основные направления совершенствования региональной внешнеэкономической политики.
Исследование проблем реализации внешнеэкономической деятельности региона представлены в работах Н. Бабинцевой, Н. Кузнецовой, Л.А. Заречной, Г.В. Козловой, А.А. Козлова, В.Н. Лексиной, А.В. Кузнецова, О. В. Кузнецовой, К.Ф. Фасхутдинова и др.
Проблемы реализации государственной инновационной политики на региональном уровне представлены в работах А.В. Бочарова, Ю.М. Шмелева, Н.Н. Покровской, Е.С. Вылковой и др.
Изменение статуса региона в условиях изменяющейся внешней среды представлены в работах Ю.Д. Квашнина, Н.В. Тогановой, Е.В. Шумицкой, И.С. Семенеко, Э.Г. Кочетова и др.
При написании выпускной квалификационной работы нами были использованы аналитический, синтетический, описательный, математический, графический метод, метод сравнительно-сопоставительного анализа и статистические методы исследования.
Структура работа. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Таким образом, в результате проведенного исследования нами были получены следующие выводы.
Во-первых, регионы представляют собой важнейший элемент политики развития территорий в процессе реализации внешнеэкономической деятельности. Реализация потенциала модели конкурентно-интеграционной внешнеэкономической деятельности региона расширяет возможности международной торговли за счет вовлечения сведений о бизнес-процессах, которые могут быть получены путем взаимодействия участников рынка.
Направления региональной внешнеэкономической политики обусловлены потребностями выведения продукции на мировой рынок, соответственно, осуществляется создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, например путем создания особых экономических зон с налоговыми преференциями (например, ОЭЗ «Алабуга» в Республике Татарстан), также важным направлением является повышение в структуре экспорта доли продукции с высокой степенью переработки и снижения сырьевой составляющей. Ведется работа по повышению конкурентоспособности производимой продукции на мировом рынке.
Российская практика имеет несколько положительных примеров реализации внешнеэкономической деятельности субъектов, сохранившейся даже в условиях кризиса.
Во-вторых, Татарстан стабильно занимает 5 место среди субъектов Российской Федерации и 1 место в Приволжском федеральном округе по объемам внешнеторгового оборота.
Международное и межрегиональное сотрудничество Республики Татарстан осуществляется в тесном взаимодействии с федеральными органами власти, в рамках единой внешней политики Российской Федерации.
Экономика Татарстана интегрирована в систему мировых хозяйственных связей. Около половины промышленной продукции республики идет на экспорт.
В 2015 году внешнеэкономическая ситуация повлияла на динамику внешнеторгового оборота Татарстана крайне негативно. Динамика показателей социально-экономического развития республики, как и России в целом, формировалась в весьма непростых условиях девальвации рубля и введенных санкций.
В 2015 году внешнеторговый оборот продемонстрировал падение на 39% по сравнению с уровнем 2014 года, составив 13,8 млрд долларов США.
Внешнеторговый оборот Татарстана в 2016 году составил 3,5 млрд долларов США, в стоимостном выражении оборот уменьшился на 22 %, но стоимость выражена в долларах, напрямую эта информация не может свидетельствовать о снижении внешнеэкономической активности. Здесь множество факторов, влияющих на показатели, в том числе колебания курса доллара. Товарооборот по Турции снизился на 27 %, зато вырос с Китаем на 28 %.
За 2016 год в Татарстане 995 лиц являлись получателями и отправителями товаров за рубеж в 121 страну мира. В этом году зарегистрировано 456 участников внешнеторгового оборота с 91 страной мира. Доля торговли со странами дальнего зарубежья составила 93%, со странами СНГ - 7%.
В 2016 году крупнейшими торговыми партнерами республики по экспортно-импортным операциям были Нидерланды, Польша, Беларусь, Германия, Индия, Италия и Финляндия. По импортным поставкам: Германия, Беларусь, Китай, Соединенные Штаты Америки, Украина, Италия, Турция, Канада и Испания.
По структуре импорта лидирует промышленное оборудование (62%), пластмассы и органическое сырье (26%). По экспорту в лидерах остается продукция химического комплекса республики (70%) и машиностроение (20%).
Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности базируется на федеральное и региональное законодательство и способствует более эффективному взаимодействию региона и иностранных партнеров, предоставляет ряд преференций участникам внешнеэкономической деятельности в виде субсидирования и предоставления иных льгот.
В-третьих, на основании анализа проблем внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан были выделены следующие перспективные направления развития:
- переориентация внешней торговли республики с сырьевой направленности на высокотехнологическую и инновационную,
- продолжать активное взаимодействие с представительствами стран- партнеров на территории Республики Татарстан и за рубежом,
- активизация двустороннего взаимодействия со станами дальнего и ближнего зарубежья,
- расширение географии сотрудничества и структуры внешней торговли,
- расширение базы предприятий инновационной сферы, получающих таможенные и налоговые преференции.
1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824
2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с
07.04.2017) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340
3. "Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1
4. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 08.05.2015) // "Собрание законодательства РФ", 13.12.2010, N 50, ст. 6615
5. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4850
6. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный
закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // "Собрание
законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4859
7. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // "Собрание законодательства РФ", 29.11.2010, N 48, ст. 6252
8. О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров: Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // "Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4851
9. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // "Собрание законодательства РФ", 30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5140
10. Об экспортном контроле: Федеральный закон от 18.07.1999 г. N 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // "Собрание законодательства РФ", 26.07.1999, N 30, ст. 3774
11. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 09.07.1999 г. N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // "Собрание законодательства РФ", 12.07.1999, N 28, ст. 3493
12. О таможенном тарифе: Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от
28.12.2016) // "Российская газета", N 107, 05.06.1993
13. О международном коммерческом арбитраже: Закон РФ от
07.07.1993 г. N 5338-I (ред. от 29.12.2015) // "Российская газета", N 156,
14.08.1993
14. О концепции развития государственной финансовой
(гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2003 N 1493-р // "Собрание законодательства РФ", 20.10.2003, N 42, ст. 4093
15. О концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации: ) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 1493-р // "Собрание законодательства РФ", 20.10.2003, N 42, ст. 4093
16. О предоставлении субсидий из федерального бюджета
производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов: Постановление Правительства
Российской Федерации от 17.12.2016 № 1388 // "Собрание законодательства РФ", 26.12.2016, N 52 (Часть V), ст. 7654
17. О предоставлении субсидий российским производителям на финансирование части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности: Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2016 г. № 1368 // "Собрание законодательства РФ", 26.12.2016, N 52 (Часть V), ст. 7637
18. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"): Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) // "Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489
19. Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан: Закон РТ от 19.07.1994 N 2180-XII // "ВЕДОМОСТИ Верховного Совета Татарстана", 1994, N 7, ст. 70
20. О дальнейшем развитии торгово-экономических связей в 1992 году между Татарской ССР и Республикой Кыргызстан: Соглашение от 15 ноября 1991 г. // Татар иле. - 1992. - № 1.
21. Бабинцева Н., Кузнецова Н. Региональная экономика: предмет и принципы исследования // Вестник С.-Петербургского ун-та, 1996. Серия 5. Экономика. Вып. 2. № 12. С. 43-48.
22. Бочаров А. В., Шмелев Ю. М. Государственная инновационная политика - формирование национальной инновационной системы // Инновации. 2013. № 2. С. 50 - 59.
23. Ведомости Верховного Совета Татарстана. - 1992. - № 11-12.
24. Ведомости Верховного Совета Татарстана. - 1992. - № 4.
25. Вызовы для России в меняющемся мире. Мировое развитие / отв. ред.: Ю. Д. Квашнин, Н. В. Тоганова, Е. В. Шумицкая. М.: ИМЭМО РАН,2015. Вып. 14.
26. Глобальный мир: к новым моделям национального и
регионального развития: в 2 т. / редкол.: И. С. Семененко (отв. ред.), Н. В. Загладин, В. В. Лапкин, В. И. Пантин. Т. 1. М.: ИМЭМО РАН, 2014.
27. Заречная, Л.А. Современное состояние и перспективы развития внешнеэкономических отношений в России / Л.А. Заречная // Островские чтения. 2016. № 1. - С. 92 - 96.
28. Информация о практике налогового регулирования
инновационной и инвестиционной деятельности в государствах - участниках СНГ. М.: Координационный совет руководителей налоговых служб
государств - участников СНГ, Исполнительный комитет СНГ, 2013.
29. Итоги внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан // Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mpt.tatarstan.ru/ms/sotrudnichestvo-so-stranami-dalnego-i-blizhnego.htm
30. Козлова Г. В., Козлов А. А. Основы стратегического развития региональных образований как субъектов процесса глобализации // Экономические науки. № 2. 2008. С. 315-319.
31. Козлова Г.В. Региональные внешнеэкономические связи как атрибут региональной экономики // Социально-экономические явления и процессы. 2016. №1 С.26-32.
32. Кочетов Э. Г. Геоэкономика и внешнеэкономическая стратегия России // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 11. С. 41-58.
33. Кочетов, Э. Г. Организационно-управленческая система ВЭС России - базовые критерии / Э.Г. Кочетов // Мировая экономика и международные отношения. 2016. № 4. - С. 56 - 59.
34. Лексин В. Н. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Статья 9. Программные методы регулирования территориального развития / Лексин В. Н., Швецов А. Н. // РЭЖ. 1996. № 2. С. 62-69.
35. Министерство экономики Республики Татарстан [Электронный ресурс] - URL: http://mert.tatarstan.ru/
36. Официальный сайт Правительства Новосибирской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nso.ru/page/2261
37. Официальный Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //tatarstan.ru/about/international. htm
38. Покровская Н. Н., Вылкова Е. С. Совершенствование государственного регулирования НИОКР частного бизнеса в целях инновационного роста // Известия УрГЭУ. 2016. № 6 (68).
39. Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии / под ред. А. В. Кузнецова, О. В. Кузнецовой. М.: Изд-во ИМЭМО РАН, 2015. - 360 с.
40. Россия и мир: 2016. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта А. А. Дынкин, В. Г. Барановский. М.: ИМЭМО РАН,2015.
41. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //novosibstat. gks .ru/
42. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //krsdstat.gks .ru/
43. Фасхутдинов К.Ф. Экономические связи Татарстана со странами СНГ и Балтии // Вестник Казанского технического университета. 2010. № 3. -С. 292 - 297.
44. Федеральная Таможенная служба. Приволжское таможенное
управление [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://ptu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=9733:201 5-03-19-12-19-30&catid=241:2015-03-18-12-25-01 &Itemid=292