Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №53601

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
389
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики агрессивного поведения младших школьников 7
1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2 Агрессивное поведение младших школьников как психолого¬
педагогическая проблема 13
1.3 Меры профилактики агрессивного поведения младших школьников 19
Глава 2. Методы и приемы работы 23
2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы 23
2.2 Формирующий этап эксперимента 29
2.3 Итоги опытно- экспериментальной работы 47
Заключение 53
Список использованной литературы 54
Приложения

Проблема агрессивности младших школьников является крайне актуальной для современного общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания.
С проблемой агрессивного поведения детей, так или иначе, сталкиваются родители, педагоги, психологи. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость при обретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции. Поскольку наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, в период, когда закладываются основные личностные характеристики, то особенно актуально изучение проблемы коррекции агрессивности у детей младшего школьного возраста и условий ее эффективности.
В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения. [5, с. С.326].
Это обусловливает актуальность изучения проблемы агрессии у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции.
Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей, о чем указывали в своих работах, А. Басс, А. Бандура, К. Лоренц и другие. Повышенная агрессивное поведение детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. [2, с. С. 100]. Исследования ученых (А.Л.Бандура., П.П. Берковиц,Б.С.Блонский, В.Г. Братусь, Э.Бетти . Риэрдон, Р. Бэрон, К. Бютнер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. А. Завражин, И. С. Зимина, В. М. Литвишков, Т. Д. Морци- новская, Г. Паренс и др.) показывают, что для большинства детей характерны
те или иные формы агрессии. Но, у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения способна не только сохраняться, но и развиваться, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие.
Проблема исследования - каковы психолого-педагогические меры профилактики агрессивного поведения младших школьников.
Объект исследования - исследование профилактики агрессивного поведения младших школьников.
Предмет исследования - психолого- педагогические меры профилактики агрессивного поведения младших школьников
Целью нашего исследования является разработка и апробация тренинга, направленного на профилактику агрессивного поведения младших школьников
Гипотеза исследования: исследование профилактики агрессивного поведения младших школьников будет результативным если:
1.будет реализовываться системная работа по повышению уровня психолого-педагогической компетентности учителей и родителей
2.будет создан комплекс благоприятных, эмоционально-комфортных условий в образовательном учреждении, в котором реализуются отношения в системе «учитель - ученик» на принципах принятия ребенка и уважительного отношения к нему
3. Будет создан комплекс упражнений, удобный для организации тренинговой работы, направленный на диагностику и преимущественно коррекцию агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость: апробирована эффективность использования тренинга, снижающим агрессивное поведение младших школьников.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;
2. Выявить формы проявления агрессии;
3. Выявить причины и особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
4. Указать возрастные особенности младшего школьного возраста
5. Разработать рекомендации по профилактике агрессивного поведения младших школьников
Теоретическая основа исследования явились основные теоретические положения, сформулированные в трудах таких ученых, как С. Н. Ениколопов, А. А. Реан, В.К. Сафонов.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, с целью, задачами и гипотезой работы:
1. анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент;
3. Методика для выявления уровня агрессивности «Кактус». Участники: младшие школьники возраста 6-11 лет
Данная методика используется для изучения уровня агрессивного поведения ребенка
4. Методика «Несуществующее животное».
Участники: младшие школьники возраста 6-11 лет
Данная методика используется для изучения уровня агрессивного поведения ребенка
5. Методика тренинговых занятий для коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
Экспериментальная база: Исследование было проведено в МБОУ "Гимназия №6" города Казани. Выборка: представлена 30 исследуемыми учащимися.
Структура работы: состоит из 2 глав, введения, заключения, списка литературы, приложений.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся второго класса.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Агрессия - достаточно сложное и противоречивое явление. Она предстаёт во множестве форм и проявлений. Проблема агрессивного поведения обостряется всё больше и больше, и волнует почти каждого родителя.
Дети практически каждый день становятся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения, этому существует множество объяснений. Первое, конечно это когда члены семьи мало общаются друг с другом, дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа младших школьников с различными нарушениями поведения.
Дети младшего школьного возраста, все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи взрослых. Формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей, а вследствие исчезает страх наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место.
Агрессивное поведение ребенка 7 лет - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребёнок справиться не в силах.
Цель нашей работы заключалась в теоретическом обосновании, разработке и апробации тренинга по профилактики агрессивного поведения младших школьников. По результатам проведённой работы, мы можем говорить о том, что тренинг является эффективным, так как обеспечивает комплексность и системность отработки навыков, ведь в нем учитывались индивидуальные особенности и стартовые возможности учащихся.
Результаты контрольного этапа эксперимента подтвердили, что выбранное нами направление работы является перспективным. В конце эксперимента учащиеся стали б лее успешными в общении с одноклассниками, улучшилось их эмоциональное с стояние, повысился уровень коммуникативной активности, улучшились отношения, как с одноклассниками, так и окружающими взрослыми (учителями, родителями) стали более гармоничными и бесконфликтными.
В ходе исследования были проанализированы особенности агрессивного поведения младших школьников. обобщены существующие подходы к профилактике агрессивного поведения младших школьников. На основе теоретического анализа разработан и апробирован тренинг по профилактике агрессивного поведения младших школьников. С помощью методов математической статистики проанализирована эффективность разработанной программы.
В соответствии с полученными результатам можно сделать выв д о том, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. Таким образом, теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили правильность выдвинутой гип тезы.



1. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования 2012. Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, Барнаул, 11 — 12 апреля 2012. - Барнаул.: АлтГПА, 2012. - 381 с. 2. 3.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012. - 151с.
3. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: Изд-во «НексПринт», 2010. — 84 с.
4. Баева И.А., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А. (ред.) Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение. Сборник научных статей. — М.: МГППУ, 2013. — 304 с.
5. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. // Е.Ю. Балашова. Педагогика и психология. -2012. №10. С.36-38.
6. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. - СПб.2000. - 360 с.
7. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.,1999. - 250 с.
8. Башкатова Ю.А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с разным уровнем агрессивности Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук.Специальность: 19.00.07 - педагогическая. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль. 2014. — 318 с.
9. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., Социальная психология личности. / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М. 2010. - 410 с.
10. Белкина В.Н. Диалог ребенка со сверстником: общие проблемы детского сада и начальной школы // Начальная школа. 2003. №7. с. 9-17
11. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм- сЕврознак, 2011. - 510 с.
12. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2013. — 352 с
13. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Модэк, 2011. - 632с.
14. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности. - М., - 2011. Учебное пособие для специалистов и дилетантов.-СПб.: Речь, 2014. - 144 с.
15. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов.-СПб.: Речь, 2014. - 144 с.
16. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов.-СПб.: Речь, 2014. - 144 с.
17. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2010. Издательство Смысл; Издательство Эксмо, 2006. - 1136 с.
18. Выготский Л.С. Психология развития человека М.: Издательство Смысл; Издательство Эксмо, 2006. - 1136 с.
19. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2012. - 239 с.
20. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.,2010. - 128 с.
21. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузо в. - М: Сфера, 2011. - 160 с.
22. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. - СПб, 2014. - 288с.
23. Голенищева Е.Л. Социально-психологические факторы агрессивности младших школьников. Автореферат диссертации. Санкт-Петербург, 2005. - 30 с.
24. Гриценко Г.Д., Часовская Л.А. Подрастающее поколение как группа риска в современном российском обществе. Монография. -Ставрополь: Изд- во СГПИ, 2009. - 145 с.
25. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: ВЛАДОС,
2011. - 387 с.
26. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М.: 2013. - 269 с.
27. Люблинс кая А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Просвещение, 2013. - 420 с.
28. Люблинс кая А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Просвещение, 2012. - 213с.
29. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Речь, 2013. - 190 с.
30. Мельникова М. Граница тела и агрессивность: исследование детей 6-7 лет. - Ижевск: Удмуртский ун-т, 2013. - 126 с.
31. Михайлина М.Ю., Е.В.Гусева Психологические аспекты исследования агрессивности в школе.- Саратов, 2004.- о36 с
32. Мухина B.C. Возрастная психология. - М.: Академия, 2010. - 608с.
33. Практикум по возрастной психологии: учеб.пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
34. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера»,2014. - 528 с.
35. Психология человеческой агрессивности / Под ред. К.В. Сельченок. - Мн., 2012. - 656 с.
36. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением./Л.С. Славина - М.: Просвещение, 2014. - 150 с.
37. Слободянник Н.П. Формирование эмоционально - волевой регуляции у учащихся начальных школ: 60 конспектов занятий: Практическое пособие.- оМ.: 2014.-176 с.
38. Формы и методы профилактики детской и школьниковой агрессии. Научно- ометодические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб., 2013. - 320 с.
39. Фурманов И. А. Детс кая агрессивность: психодиагностика и психокоррекция. - сМинск, 2011.- 192с.
40. Фурманов И.А. Детская агрессивность. - М., 2012. - 192 с.
41. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.
- Минск.: Ильин В.П., 2011. - 199 с.
42. Фур манов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.
- Минск: Ильин В.П., 2011. - 192с.
43. Фур манов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие
для психологов и педагогов. - М.: Владос, 2014. - 351с.
44. Хутиева О. А. Духовная культура современной российской молодежи: культурфилософский анализ. Автореферат дисс. канд.философских наук. - Ставрополь, 2010. - 27 с.
45. Интернет-ресурсы
Горшечникова Т.Б., Дородницына Л.Н. Причины агрессивного поведения у младших школьников и подростков. // psyinfo.ru/ru/service/conf/asoc.p


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ