...
Объект – процесс обучения курсу «Методика обучения и воспитания средствами иностранного языка» студента.
Предмет – способы реализации технологии критического мышления в условиях обучения студентов.
Цель исследования – выявить формирование критического мышления студентов в процессе изучения курса «Методика обучения и воспитания средствами иностранного языка».
Исходя из поставленной цели, сформулированы задачи исследования:
1) рассмотреть теоретико-методологические основы формирования умений критического мышления бакалавров, обучающихся по профилю «Образование в области иностранного языка» в контексте развивающего обучения;
2) определить понятийную сущность критического мышления;
3) проанализировать потенциал предмета «Методика обучения и воспитания средствами иностранного языка»;
4)определить наиболее эффективные способы реализации технологии развития критического мышления в процессе профессионального образования;
5) выстроить систему заданий ...
Поставленная проблема, необходимости формирования умении критического мышления студентов, в ходе целенаправленной отработки в структуре специально организованных занятий на основе развивающих технологий, решается в данной работе методами:
• теоретическими: изучение, анализ, обобщение и интерпретация педагогической, психолингвистической, психологической литературы по теме исследования;
• эмпирическими: педагогическое наблюдение, беседа, проведение констатирующего эксперимента, систематизация и обобщение экспериментальных данных, их интерпретация.
В каждой главе решаются поставленные вначале задачи. Так, в 1 главе были рассмотрены теоретико-методологические основы формирования умений критического мышления бакалавров, обучающихся по профилю «Образование в области иностранного языка» в контексте развивающего обучения. Определена понятийная сущность критического мышления. Выявлено, что активное использование разнообразных приемов умственной деятельности в учебных ситуациях формирует у учащихся такие качества ума, как активность, продуктивность, гибкость, самостоятельность, и влияет на формирование элементов самоуправления учащимся своей учебной деятельностью.
Во 2 главе проанализирован потенциал предмета «Методика обучения и воспитания средствами иностранного языка». Определены приёмы становления критичного мышления на уроках иностранного языка, которые позволяют сделать работу на уроках наиболее действенной, увлекательной и творческой и результативной.
В 3 главе определены наиболее эффективные способы реализации технологии развития критического мышления в процессе профессионального образования, выстроена система заданий и последовательность их реализации для формирования умений критического мышления студентов в курсе методики обучения иностранным языкам.
Основные результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях «Вопросы методики обучения иностранным языкам в школе и вузе» и «Студенчество в научном поиске».
1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
2. Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 170-174.
3. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. — 2001.
4. Миролюбов A.A. Изучение иностранных языков: средство развития личности ученика // Советская педагогика. 1989.
5. Новые педагогические технологии: Пособие для учителя / Под общ.ред. Е.С. Полат. М., 1997.
6. Плотникова, Н.Ф. Результаты экспериментального обучения критическому мышлению преподавателей и студентов вуза в условиях применения «командного подхода» / Н.Ф. Плотникова / Отчет о научно-исследовательской работе учащихся ...