Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования корпоративно-профессиональной компетенции у будущих учителей начальных классов
1.1. Сущность и содержание понятия «корпоративно-профессиональная 11
компетенция» в научных исследованиях
1.2. Компонентный состав корпоративно-профессиональной компетенции 19
будущего учителя начальной школы
1.3. Особенности формирования корпоративно-профессиональной 24
компетенции у студентов - будущих учителей начальной школы
Выводы по первой главе 31
Глава II. Педагогическое обеспечение формирования корпоративно-профессиональной компетенции у будущих учителей начальной
2.1. Анализ состояния уровней сформированности корпоративно- 33
профессиональной компетенции у студентов - будущих учителей начальной школы
2.2. Модель формирования корпоративно-профессиональной компетенции 49
будущих учителей начальной школы
2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы 63
Выводы по второй главе 84
Заключение 87
Список использованной литературы 93
Приложение 100
Актуальность исследования. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что согласно ФГОС ВО выпускник вуза должен обладать как профессиональными, так и общекультурными компетенциями, поскольку современные условия на рынке труда требуют от вузов подготовки специалиста с глубокими профессиональными знаниями, обладающего психологической устойчивостью, готовностью к перегрузкам, стрессовым ситуациям, умением из них выходить, способностью работать в команде, принимать самостоятельные решения, инициативностью, способностью к инновациям, умением делать выбор, эффективно использовать ограниченные ресурсы, сопоставлять политические декларации с политической практикой, способностью вести переговоры и т.д.
В условиях возрастающей конкуренции как вузов в мировых рейтингах, так и образовательных организаций среднего и начального уровней в отечественных рейтингах, необходимо объединение усилий преподавателей, учителей для достижения стратегических и тактических целей образовательной организации, и более глобальных решений и эффектов, полученных именно от совместных усилий педагогической команды, то есть корпоративной конкуренции. Суть корпоративной конкуренции заключается в том, что она означает превосходство результата совместных действий членов педагогической команды, которые в единичном и самостоятельном своём выражении не могут обеспечить должного уровня решения научно-исследовательских, организационно-педагогических и методических задач той или иной образовательной организации.
В настоящее время проблема корпоративно-профессиональной компетенции педагога и корпоративных отношений педагогических кадров привлекает самое пристальное внимание. Так, практическая деятельность учителей подтверждает необходимость реализации идей профессиональной корпоративности, что в свою очередь, позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в вузе, сплотить и мобилизовать коллективы на выполнение основных задач, снизить конфликтность отдельных их членов. Изучение данной проблематики недостаточно представлено в психолого-педагогических исследованиях. Исследуются отдельные составляющие данной компетенции, как корпоративная и/или профессиональная компетенции такими зарубежными специалистами, как: П. Друкер [16], К. Камерон [24], Д. Майстер [33], Э.Х. Шейн [63]. Заметный вклад в теорию и практику развития корпоративной компетенции внесли отечественные ученые: С.Г. Абрамова [1], И.В. Грошев [13], Э.А. Капитонов [25], В.И. Маслов [35], В.А. Спивак [52], и др.
В последние годы выполнен ряд диссертационных исследований, касающихся формирования корпоративной компетенции специалиста: Ю.А. Агаева [2],О.И. Габдулхакова [11], Е.С. Чижикова [58], Л.И. Шумская [61] и др.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя является синтез корпоративной и профессиональной компетенций - корпоративно-профессиональной компетенции, предполагающей сформированность специальных знаний, умений, навыков и личностных качеств педагогов, необходимых для эффективного выполнения совместных исследовательских проектов, программ, грантов, обеспечивающих превосходство их результата совместных действий, которые в единичном и самостоятельном своём выражении не могут обеспечить должного уровня решения организационно- педагогических и научно-методических задач образовательной организации.
Состояние разработанности данной проблемы исследования позволило выявить противоречие между необходимостью формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения данного процесса.
Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования: каково педагогическое обеспечение формирования корпоративно-профессиональной компетенции у будущих учителей начальной школы?
Цель исследования: разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить модель формирования корпоративно-профессиональной компетенции у будущих учителей начальной школы.
Объект исследования: процесс формирования корпоративно-профессиональной компетенции у будущих учителей начальной школы.
Предмет исследования: модель формирования корпоративно-профессиональной компетенции у будущих учителей начальной школы.
Гипотеза исследования: процесс формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы будет эффективным, если:
- провести теоретический анализ основного понятия исследования «корпоративно-профессиональная компетенция будущих учителей начальной школы» и определить компонентный состав данной компетенции;
- выявить и учесть особенности процесса формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы;
- разработать и апробировать организационно-педагогическую модель формирования корпоративно-профессиональной компетенции у будущих учителей начальной школы;
В соответствии с целью, объектом и предметом определены задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования раскрыть сущность и содержание понятия «корпоративно-профессиональная компетенция будущего учителя» и выделить компонентный состав формирования корпоративно-профессиональной компетенции у студентов, обучающихся на учителей начальной школы.
2. Раскрыть особенности формирования корпоративно-профессиональной компетенции у студентов, обучающихся на учителей начальной школы.
3. Теоретически разработать содержание и структуру модели формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы.
4. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность модели корпоративно-профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические - теоретический анализ научных и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; концептуальный анализ выполненных ранее диссертационных исследований; эмпирические - констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента; моделирование; тестирование; статистические: методы обработки данных - количественный и качественный анализ.
Теоретическо-методологическую основу исследования составили: основные положения теории оптимизации профессиональной деятельности (А.В. Брушлинский, Е.А. Климов, Н.Д. Никандров и др.); основные положения теории развития личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский); концепции поэтапного формирования личности специалиста (Л.М. Архангельский, Э.Ф. Зеер и др.); прикладные исследования, посвящённые проблемам организационной профессиональной культуры (П. Друкер, И.А. Смирнова и др.); компетентностный подход (В.И. Байденко, Р. Бояцис, Р.Х. Гильмеева, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, A.M. Новиков, Д. Равен, С.Уиддет и С. Холлифорд, А.В. Хуторской и др.); труды отечественных ученых, отражающие проблемы профессиональной подготовки и социально-профессионального воспитания специалиста в высшей школе (Е.А. Климов, Г.В. Мухаметзянова, Ю.В. Поваренков, В.Д. Шадриков, и другие); теория социализации личности (Б.З. Вульфов, Р.Г. Гурова, A.B. Мудрик и др.); в современные исследования в области педагогического мониторинга (М.А. Ахмедова, Е.Ф. Власова, О.И. Габдулхакова, В.Н. Давыдов, JI.A. Журавлева, Е.А. Кагакина, В.В. Курбато, М.В. Лапшина, Ю.А. Нехаева, С.И. Осипова, И.П. Паластина, Т.Н. Персикова, В.В. Разманов, Т.Б. Сергеева, И.Ю. Степанова, Л.Р. Хайруллина, И.С. Халитова, Е.С. Чижикова, Л.П. Шигапова).
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования осуществлялась на базе факультета педагогики и методики начального образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанского (Приволжского) Федерального Университета». Всего в исследовании на разных его этапах приняло участие 60 студентов по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, профиль Начальное образование и иностранный (английский) язык».
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа с 2015 по 2017 гг. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач применялись соответствующие методы исследования.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялось теоретическое исследование проблемы, анализ и изучение психолого-педагогической литературы; обоснование актуальности, определение объекта, предмета, цели, задач и формулирование гипотезы исследования; выявление психолого-педагогических предпосылок формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущего учителя начальной школы; разработка программы опытно-экспериментальной работы, отбор соответствующего диагностического инструментария и его модификация, разработка проекта организационно-педагогической модели формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущего учителя начальной школы.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась реализация программы опытно-экспериментальной работы, в ходе которой обосновывались и реализовывались основные положения гипотезы по эффективному формированию корпоративно-профессиональной компетенции будущего учителя начальной школы.
На третьем (заключительно - обобщающем) этапе проводилась апробация модели формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущего учителя начальной школы; анализ, обработка результатов, обобщение полученных результатов, формулировались выводы опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
1) определён компонентный состав корпоративно-профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы;
2) выявлены особенности процесса формирования корпоративно-профессиональной компетенции у студентов - будущих учителей начальной школы: активизация творческого потенциала в командной работе; создание и развитие общей культуры и системы общих ценностей педагогического коллектива; понимание коллективных целей.
3) теоретически разработана и апробирована модель формирования корпоративно-профессиональной компетенции студентов - будущих учителей начальной школы, включающая в себя следующие блоки: теоретический, представленный интегративным подходом, заложенным в основу формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы, а также принципами диалогичности, траспарентности и интеграции; целевой, включающий в себя цель и задачи формирования корпоративно-профессиональной компетенции у будущих учителей начальной школы; содержательный, включающий в себя программу спецкурса «Формирование корпоративно-профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы»; технологический, представленный традиционными и инновационными формами и методами формирования корпоративно-профессиональной компетенции у будущих учителей начальной школы; критериально-оценочный, представленный критериями (мотивационно-ценностный, когнитивный, процессуально-деятельностный, и рефлексивный) и их показателями;
4) Подобран и внедрен соответствующий, модифицированный нами диагностический инструментарий, позволяющий своевременно выявлять уровни сформированности корпоративно-профессиональной компетенции у студентов - будущих учителей начальной школы и своевременно корректировать в случае необходимости данный процесс.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыта сущность и содержание корпоративно-профессиональной компетенции будущего учителя начальной школы, представляющей собой синтез корпоративной и профессиональной компетенций, предполагающей сформированность специальных знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для эффективного выполнения организационно-педагогических и научно-методических задач образовательной организации, обеспечивающих превосходство их результата совместных действий, которые в единичном и самостоятельном своём выражении не могут обеспечить должного уровня решения стратегических и тактических задач образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы спецкурса «Формирование корпоративно-профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы», включающей в себя 9 лекционных и 9 практических занятий; диагностического инструментария, позволяющего выявить уровни сформированности корпоративно-профессиональной компетенции будущего учителя начальной школы. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы учителей начальной школы, а также преподавателями высшей школы при формировании корпоративно-профессиональной компетенции студентов - будущих учителей начальной школы.
достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием методов и форм воспитания, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической и статистической обработкой результатов экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня корпоративно-профессиональной компетенции у будущих учителей начальной школы; подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости р<0,05 и р<0,01.
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференциях: Итоговая научная конференция студентов КФУ 2016 г, г.Казань; X Международная научно - практическая конференция «European Research», 2017 г., г. Пенза; Итоговая научная конференция студентов КФУ 2017 г., г.Казань.
Результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:
- Шайдуллина А.Р. Принципы формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущего педагога начальной школы. European Research: сборник статей X Международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 2 - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. - С. 177-180.
- Шайдуллина А.Р. Особенности моделирования процесса формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущего педагога начальной школы// Казанский педагогический журнал. - 2017. - №3 (122). - С. 44-47.
- Masalimova A.R., Usak M. &Shaidullina A.R. Advantages and Disadvantages of National and International Corporate Training Techniques in Adult Education// Current Science. - 2016. -№9 (111). - С. 1480-1485.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Проанализированный отечественный и зарубежный опыт по проблеме формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущего учителя способствовал выявлению отсутствия в современной науке единой точки зрения на данную проблему, определены основные подходы к формированию корпоративно-профессиональной компетенции будущего педагога с точки зрения многих наук - философии, культурологии, политологии, социологии, экономики, педагогики.
Таким образом, всестороннее изучение и теоретическое осмысление особенностей и тенденций формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы позволяет сделать следующие выводы:
Корпоративно-профессиональная компетенция будущего педагога начальной школы представляет собой синтез его корпоративной и профессиональной компетенций, предполагающей сформированность специальных знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для эффективного выполнения организационно-педагогических и научно-методических задач образовательной организации, обеспечивающих превосходство их результата совместных действий, которые в единичном и самостоятельном своём выражении не могут обеспечить должного уровня решения стратегических и тактических задач образовательной организации.
Данное определение подчеркивает, что в основе формирования корпоративно-профессиональной компетенции лежит процесс приобретения знаний в результате социального взаимодействия в условиях меняющейся реальности. Корпоративно-профессиональная компетенция личности необходима в условиях профессиональной деятельности, формирование которой должно уже начинаться в период обучения в вузе.
В качестве особенностей процесса формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы нами выявлены следующие: активизация творческого потенциала в командной работе; создание и развитие общей культуры и системы общих ценностей педагогического коллектива; понимание коллективных целей.
Базовыми принципами, лежащими в основе данного процесса в исследовании обозначены следующие: принцип диалогичности, предполагающий рефлексивный диалог студентов-будущих учителей начальной школы с целью эффективного взаимообмена имеющегося потенциала; принцип транспарентности, предполагающий открытость и доступность достижений каждого студента, для поддержания конкурентной среды; принцип интеграции, предполагающий интеграцию корпоративной и профессиональной компетенций будущего педагога начальной школы, обеспечивающей их умение работать в команде, выполнять групповые виды научно-методических разработок для достижения стратегических и тактических целей образовательной организации, и достижения более глобальных эффектов, полученных именно от совместных усилий педагогической команды.
В содержание процесса формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы нами были заложены следующие компоненты: мотивационно-ценностный, включающий мотивы, цели, ценностные установки студента, отношение к будущей профессиональной деятельности и корпоративно-профессиональной компетенции как к ценности, потребность студента в формировании и развитии своей корпоративно-профессиональной компетенции; стремление к личностному самосовершенствованию; когнитивный, включающий знание общих закономерностей структуры общения, особенностей реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения; методик исследования общения и межличностных отношений; основных психолого-педагогических требований, предъявляемых к организации педагогического и в целом межличностного общения; процессуально-деятельностный, предполагающий стиль поведения, выбор способов поведения и решения практических задач; рефлексивный, предполагающий отслеживание человеком целей, процесса и результатов своей деятельности, ее корректировка в случае необходимости, а также самооценка личности на основе самосознания и рефлексии.
Экспериментальная проверка эффективности предложенных нами организационно-педагогической модели формирования корпоративно-профессиональной компетенции студентов - будущих учителей начальной школы осуществлялась в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет» в Институте психологии и образования.
В диагностическом исследовании приняли участие 60 студентов очной формы обучения 1 курса, кафедры начального и дошкольного образования, из которых были сформированы: группа №1 (ЭГ) - 30 человек, средний возраст которых составляет 18 лет, и группа №2 (КГ) - 30 человек, средний возраст - 18 лет.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили сделать следующие выводы: в группе №1 (ЭГ) студентов с высоким уровнем по мотивационно-ценностному компоненту оказалось чуть больше, чем у студентов находящихся в группе №2 (КГ), что предполагает отношение к будущей профессиональной деятельности и корпоративной компетенции как к ценности, и свидетельствует о потребности в формировании и саморазвитии корпоративно-профессиональной компетенции. Однако по остальным двум показателям число студентов в группе №1 (ЭГ) в отличие от студентов группы №2 (КГ) имеет показатели пониже. Данное обстоятельство потребовало выявления и разработки, необходимых мер, а именно организационно-педагогической модели формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущих педагогов начальной школы, включающих в себя.
Предложенная нами модель формирования корпоративно - профессиональной компетенции студентов - будущих учителей начальной школы проектировалась с учетом особенностей данного процесса и включала в себя следующие блоки: теоретический, представленный интегративным подходом, заложенным в основу формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы, а также принципами диалогичности, траспарентности и интеграции; целевой, включающий в себя цель и задачи формирования корпоративно- профессиональной компетенции у будущих учителей начальной школы; содержательный, включающий в себя программу спецкурса «Формирование корпоративно-профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы»; технологический, представленный традиционными и инновационными формами и методами формирования корпоративно- профессиональной компетенции у будущих учителей начальной школы; критериально-оценочный, представленный критериями (мотивационно-ценностный, когнитивный, процессуально-деятельностный, и рефлексивный) и их показателями.
По итогам формирующего эксперимента по внедрению и апробации предложенного нами организационно-педагогической модели формирования корпоративно-профессиональной компетенции студентов - будущих учителей начальной школы, был осуществлен контрольный срез диагностики сформированности корпоративно- профессиональной компетенции у будущих учителей начальной школы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе по мотивационно - ценностному компоненту высокие результаты достигли 67% студентов что, в свою очередь предполагает отношение к будущей профессиональной деятельности и корпоративной компетенции как к ценности; 37% - овладели высоки уровнем медиаторских знаний и умений, по процессуально - деятельностному компоненту высокие результаты достигли 53% студентов, что определяет степень умения будущим учителем реализовать основные социально-педагогические технологии, отбирать соответствующие способы и методы реализации педагогической деятельности на различных уровнях, и 63% студента овладели высоким уровнем по рефлексивному компоненту, предполагающий отслеживание человеком целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению корпоративной компетенции будущей профессиональной среды, а также самооценку личности на основе самосознания и рефлексии.
Анализ результатов показал, что увеличилось число студентов с позитивными изменениями по всем группам компетентностей, определяющим процесс формирования корпоративно - профессиональной компетенции— социально-личностным, организационно-управленческим, общенаучным, общепрофессиональным, специальным. Существенно уменьшилось число студентов в экспериментальной группе (до 13 %), не осознающих значимости корпоративно - профессиональной компетенции для будущей учителей профессиональной деятельности.
Таким образом, выявленные различия между группами подтверждают эффективность предложенной нами организационно-педагогической модели формирования корпоративно-профессиональной компетенции у студентов - будущих учителей начальной школы. Соответственно, цель достигнута, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы и позволяет обозначить перспективы дальнейшего исследования, которыми могут быть: развитие инновационных технологий формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущего учителя начальной школы в системе высшего профессионального образования; развитие потенциала корпоративно-профессиональной компетенции специалистов различной ведомственной принадлежности; исследование возможностей социально-педагогического сопровождения процесса формирования корпоративно-профессиональной компетенции в профессиональной деятельности будущего учителя.
1. Абрамова С.Г. Психологические механизмы управления и о том, как их использовать: метод. Рекомендации / С.Г. Абрамова . —Москва: Известия, 2002. - 309 с.
2. Агаева Ю.А. Формирование корпоративно-профессиональной культуры будущего социального педагога в вузе: дисс. канд. пед. наук / Ю.А. Агаева. -Москва: Моск. гор. психол.пед. ун-т, 2013. - 197 с.
3. Агапова Г.Г. Профессионально-педагогическая подготовка учителя в США (исследование состояния и тенденции развития): автореф. дис. ... к.п.н. / Г.Г. Агапова. - М., 1973. - 24 с.
4. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности: сб. науч. Тр. / сост. Л.М. Архангельский. - Москва: Мысль, 1974. - 221 с.
5. Ахмедова М.А. Педагогические условия формирования корпоративной культуры вуза: автореф. канд.пед.наук / М.А. Ахмедова. - Н.Новгород: Наука, 2007. - 24 с.
6. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. - 3-е изд. / В.И. Байденко. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый университет, 2003. - 128 с.
7. Брушлинский А.В. Субъект, мышление, учение, воображение: сб. науч. Тр. / сост. А.В. Брушлинский. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. - 406 с.
8. Власова Е.Ф. Корпоративная культура как фактор социальной адаптации новых работников: дисс. канд. пед. наук / Е.Ф. Власова. - Екатеринбург, 2010. - 196 с.
9. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии: учеб. пособие / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. - Москва: Изд-во Эксмо, 1995. - 112 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека: монография / Л.С. Выготский. - Москва: Изд-во Смысл, 2005. — 1136 с.
11. Г абдулхакова О.И. Педагогические условия формирования корпоративной культуры студенческой группы вуза: дисс. канд.пед.наук / О.И. Габдулхакова. — Ульяновск, 2006. — 256 с
12. Гильмеева Р.Х. Профессиональная компетентность педагога: монография / Р.Х. Гильмеева. - Казань: изд-во «Матбугат йорты», 1998. - 420 с.
13. Грошев И.В. Организационная культура: учеб. пособие для студентов вузов / И.В. Грошев, П.В. Емельянов, В.М. Юрьев. - Москва: НИТИ-ДАНА, 2004. - 288 с.
14. Гурова Р.Г. О методологии и методах исследования проблем воспитания: монография / Р.Г. Гурова. - Москва: ВКШ при ЦК ВЖСМ, 1989. - 67 с.
15. Давыдов В.Н. Корпоративная культура как способ социального взаимодействия и воспитания в вузе / В.Н. Давыдов // Образование и наука. Известия уральского отделения российской академии образования. - 2008. - №1(49). - С. 15-23.
16. Друкер П. пять важнейших вопросов о вашей организации: монография / П. Друкер. Москва: Юрайт, 2009. - 121с.
17. Жамин В.А., Егиазарян Г.А. Эффективность квалифицированного труда. - М.: Экономика, 1968 - 234с
18. Журавлева, JI.A. Воспитательный потенциал корпоративной культуры профессионально-педагогического университета: монография / Л.А. Журавлева. - Екатеринбург, 2007. - 156 с.
19. Закомурная Е. «Тени» и «Друзья»: методы обучения персонала, которых у нас пока нет / Е. Закомурная [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/344785-teni-i-druzya-metody-obucheniya-personala-kotoryh-u-nas-poka-net
20. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216 с.
21. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. - Москва: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
22. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: монография / И.А. Зимняя. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 215 с.
23. Кагакина Е.А. Содержание и структура профессиональной компетенции студентов вуза [Электронный ресурс] / Е.А. Кагакина, Т.А. Чекалина. - Москва, 2011. -Режим доступа:http://elibrary-.ru/-item.asp?id=23740243
24. Камерон Ким С. Диагностика и изменение организационной культуры: монография / Ким С. Камерон, Роберт Э. Куинн. -Санкт Петербург: Питер, 2001. - 310с.
25. Капитонов Э.А. Корпоративная культура: теория и практика: сб. науч. Тр. / Э.А. Капитонов. - Москва: АСТ, 2006. -352 с.
26. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для высших учебных заведений/ Е.А. Климов. - 4-е изд., стер. Москва: Изд-во академия, 2010. - 301с.
27. Кузьмина Н.В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста [Текст] / Н.В. Кузьмина, С.Д. Пожарский, Л.Е. Паутов. - СПб., Коломна, Рязань, 2008. - С.76
28. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы систем, пед. исследования. — Л., 1980. — С. 9-12.
29. Кузьмина Н.В. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. - Л.: Изд. ЛГУ, 1973. - 103с.
30. Курбатов В.В. Формирование этической компетентности студентов педагогического вуза в социально-педагогической работе с безнадзорными детьми: дисс. канд. пед. наук / В.В. Курбатов. - Москва, 2010. - 196 с.
31. Лапшина М.В. Роль учебно-методического обеспечения дисциплины в формировании профессиональных компетенция бакалавров педагогического образования [Электронный ресурс] / М.В. Лапшина. - Москва, 2009. -Режим доступа:http:ZZe.lanbook.com/viewZjournal/127850/
32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: монография / А.Н. Леонтьев. - Москва: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. - 352 с.
33. Майстер Д. Первый среди равных: как руководить группой профессионалов: метод. Рекомендации / Д. Майстер, П. Маккеина. - Москва: Манн, Иванов и Фебер, 2007. - 328с.
34. Маркова А.К. Психология профессионализма: монография /
A. К. Маркова. - Москва: Междунар. гуман. фонд «Знание», 1996. - 308 с.
35. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры: метод. Рекомендации /
B. И. Маслов. - Москва: Финпресс, 2004. -286с.
36. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: учеб. пособие / А.В. Мудрик. - 2-е изд, перераб. - Москва: Московский психолого¬социальный институт, 2008. - 568 с.
37. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / А.В. Мудрик. - 7-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательский центр «Академия», 2009. - 224 с.
38. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: Проблемы качества и научно - методического обеспечения: монография / Г.В. Мухаметзянова. - Казань: Магариф, 2005. -319 с.
39. Нехаева Ю.А. Социально-психологические качества личности успешных в трудоустройстве молодых специалистов: дисс. канд. псих. наук / Ю.А. Нехаева. -Ярославль, 2008. -169 с.
40. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий: монография / Н.Д. Никандров. - Москва: Гелиос АРВ, 2000. - 228 с.
41. Новиков А. М. Педагогические основы формирования трудовых умений: монография / А.М. Новиков. - Москва: Педагогика, 1989. - 137 с.
42. Осипова С.И. Актуальные стратегии и тактики подготовки профессиональных кадров в вузе [Электронный ресурс] / С.И. Осипова. - Москва, 2014. -Режим доступа:http://znanium.com/catalog.-php?bookinfo=505900
43. Паластина И.П. Формирование корпоративной культуры как важнейшего элемента обеспечения профессиональной компетенции бакалавров [Электронный ресурс] / И.П. Паластина, И.В. Положенцева, В.В. Филатов. - Москва, 2013. -Режим доступа:http://elibrary.ru/item.asp?-id=25581388
44. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: монография / Т.Н. Персикова. - Москва, 2006. - 352 c.
45. Петровский А.В. Личность. Деятельность.Коллектив: монография /А. В. Петровский. - Москва: Политиздат, 1982. - 225 с
46. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека: монография: Ю.П. Поваренков. - Москва, 2002. - 160 с.
47. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. - М., 1983. - 324 с.
48. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: монография / Дж. Равен. - Москва: Когнито-центр, 2002. - 384 с.
49. Разманов В. В. Корпоративная культура постиндустриального типа: социально-философский анализ: дисс. канд. фил. Наук / В.В. Разманов. -Томск, 2009. -123 с.
50. Сергеева Т.Б. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения: монография / Т.Б. Сергеева, О.И. Горбатько // Педагогика. - 2006. - №10. - С. 55-64.
51. Смирнова И.А.Корпоративная культура организации: психолого-акмеологические основы формирования и развития корпоративной культуры организации: учебное пособие / И. А. Смирнова. - Москва: КДУ, 2009. - 194 с.
52. Спивак В.А. Корпоративная культура: монография / В.А. Спивак. -Санкт Петербург: Питер, 2001. -352 с.
53. Степанова, И. Ю. Становление профессионального потенциала педагога в процессе подготовки [Электронный ресурс] / И.Ю. Степанова. - Москва, 2012. -Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php7bookinfo-=441978
54. Тихонов И.И. Программирование и технические средства в учебном процессе. - М.: Сов. радио, 1970. -198 с.
55. Хайруллина Л. Р. Повышение мотивации к развитию профессиональной компетентности педагогического персонала [Электронный ресурс] / Л.Р. Хайруллина. - Казань, 2015. Режим доступа: http://elibrary.ru/-item.asp?id=23740243
Халитова, И.С. Модель формирования корпоративной
компетенции у будущих специалистов в учебно-воспитательном процессе. / И.С.Халитова // Вестник ТИСБИ. - 2009. - №1. - С. 177-185.
57. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Нар. образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
58. Чижикова Е.С. Формирование корпоративной культуры студенческого сообщества вуза: дисс. канд. пед. наук / Е.С. Чижикова. - Москва, 2010. - 230 с.
59. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональности деятельности: монография / В.Д. Шадриков. - Москва: Наука, 1982. - 185 с.
60. Шигапова Л.П. Формирование лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов самоуправления: дисс. канд. пед. Наук / Л.П.Шигапова. - Казань, 2008. - 225 с.
61. Шумская Л.И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе вузовской социализации: дисс. доктора псих. Наук / Л.И. Шумская. -Минск, 2005. - 363 с.
62. Boyatzis R.E. The competent manager: a model for effective performance / R.E.Boyatzis. - New York: Wiley, 1982. - 264 p.
63. Schein E.H. Organizational Culture and Leadership: per. from English. Ed. V.A. Spivak / E.H. Schein. - St. Petersburg: Peter, 2002 . -336 p.
64. Whiddett S. A Practical guide to competencies / by S. Whiddett, S. Hollyford. - London: Chartered Institute of Personnel and Development, 2006 - 224 p.